ЛОГОПСИХОЛОГИЯ
Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющие речевые нарушения первичного характера.
Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
Первичный дефект – недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы.
Вторичные и третичные отклонения:
недоразвитие всех сторон речи;
ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений;
недостатки памяти;
недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания;
низкий уровень обобщения;
недостаточное умение строить умозаключения, причинно-следственные связи.
Исторический экскурс.
Начало изучения XIX – XX вв – 1920 год – тяжелое речевое недоразвитие вследствие органического поражения различнымх участков ГМ – «алалия».
Р.Е. Левин (1936 г) описал группы алаликов по особенностям в развитии всей познавательной деятельности.
Лубовский В.И., Цветкова Л.С. рассматривали отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку (зависит от характера первичного дефекта).
Причины речевого нарушения.
моторные функции локализуются в задних отделах лобных извилин Л.П. (у правшей) – центр Брока;
сенсорная сторона речи – левозадние височные извилины (зона Вернике) - Лурия А.Р.;
речевая патология – следствие повреждения периферических и центральных отделов слуховых, зрительных, двигательных анализаторов.
Клиническая характеристика речи.
в детском овзрасте роль играет ПП;
недостаток осознанности и произвольности детской речи на ранних этапах ее становления связано с ПП;
сознательное и произвольное применение речевых средства – ЛП;
особенность речевых нарушений в детском возрасте ведет к обратимости процесса в следствие пластичности детского мозга.
Речевые нарушения в детском возрасте могут быть:
физиологическими (сроки созревания периферических структур ГМ);
патологическими (болезненный) характер.
Патологические нарушения – центральные и периферические;
Характер нарушения – органические и функциональные.
Периферические нарушения:
механическая дислалия (нарушения артикуляционного аппарата)
ринолалия (незаращивание губы)
ринофония (низкий тембр звука)
дисфония (патологические изменения голосового аппарата
^
дизартрия – нарушение звуковой системы языка (органические повреждения ЦНС)
алалия – отсутствие (недоразвитие речи из-за органического поражения зон ГМ)
афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированное речи в результате тяжелых травм ГМ и т.д.
дисграфия (аграфия) – специфическое расстройство процесса письма
дислексия (алексия) – стойкое нарушение чтения (недоразвитие в основном теменно-височно-затылочной области ГМ).
Группы детей с нарушениями.
фонетико-фонематические нарушения (дислалия, ринолалия, дизартрия)
ОНР (сложная дизартрия, алалия)
недостатки мелодико-интонационной (ринофония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, тахи – , брадилалия)
Причины:
перинатальная энцефалопатия – нарушения мозга во время родов
локальный речевой дефект – недостаточность речевых зон кГМ
сочетанный психоречевой дефект – нарушение речевой зоны, височно-теменно-затылочной области кГМ – нарушение познавательной сферы и речи
Важно
первые 3 года жизни ребенка принципиально влияют на дальнейшее развитие ребенка – у алаликов компенсаторно развиваются невербальные средства общения
более поздние сроки появления первых слов и фразовой речи
^
Дошкольники отстоят от нормы – недостаточная сформированность целоствного образа предмета.
трудности при усложении заданий (ошибки опознания)
не зрительное соотнесение, а примерение к эталону
нарушение оптико-пространственного гнозиса (для обучения грамоте)
нарушение пространственной ориентировки («справа», «слева» - теменные отделы)
нарушения лицевого гнозиса
нарушение орального и пальцевого гнозиса
нарушение зрительного восприятия и зрительнопредметных образов.
Менее нарушена – зрительная ОП
Внимание
неустойчивость
нарушение произвольности внимания
нарушение планирования (сложно сориентироваться на словесной инструкции, а не на зрительной)
Память
объем не отличается от нормы
снижение слуховой памяти и продуктивность запоминания (связано с особенностями внимания)
возможно смысловое и логическое запоминание
^
Наглядно-образное мышление – успешное; негрубая паталогия (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем)
влияние недостатков знания и нарушение самоорганизации
самоорганизация за счет ЭВС и мотивации
с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением, аналогией
недостатки речи – первичны и вторичны – ведут к проблемам со сформированностью внутренней речи, нарушению воображения
ОНР
недостаточная подвижность
инертность
истощаемость процессов воображения
^
низкий уровень употребления глаголов, своеобразны высказывания ведут к нарушению общения
закономерности построения коллектива как в норме, но положение в коллективе за счет тяжести дефекта (лидер – говорит хорошо)
невысокий уровень развития игры (бедность сюжета, низкая речевая активность)
предпочитают общаться со взрослыми на фоне игровой деятельности.
ЭВС
пассивность
сензитивность
зависимость от окружающих
спонтанность поведения
эксцентричность
концентрация на своих проблемах ведет к замкнутости
хорошая реакция на неуспех
Отношение к дефектам:
безразличное – отсутствие борьбы с ними
умеренно-сдержанное – наличие борьбы
безнадежно-отчаянное – навязчивые действия и состояния
^
Лингвистическая характеристика речи:
экспрессивная (воспроизводимая) речь
импрессивная (воспринимаемая) речь
IV формы речевой деяетльности:
экспрессивная – устная/письменная
импрессивная – понимание устной и письменной речи (чтение)
устная – фонетическая, лексическая, грамматическая, темпоритмическая (диалогическая, мнологическая)
^
Лексико-грамматическая
Мелодико-интонационная


фонетическая
Темпо-ритмическая
экспрессивная
импрессивная
устная
письменная
письмо
Понимание устной речи
Понимание письменной речи (чтение)
     
|