|
Скачать 41.68 Kb.
|
![]() учителю-логопеду МОУ «УНООШ» Балашовой Елене Юрьевне на тему: «Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга.». Рекомендовано МОУ «УНООШ» п. Усть-Нера, 2006 г. Из опыта работы логопеда Капитанова Н.К.Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о зна- чимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием. Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриут- робном периоде развития, в момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три года количество пациентов, стра- дающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда НОПНД составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Особенностью дизартрии у детей является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов). Наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, мотор- ная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики. Эти проявления указывают на глубину и выраженность органической недостаточности и зависят от тяжести и характера органического поражения. Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии: 1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования; 2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим; 3. речь понятна только близким и частично окружающим; 4. отсутствие речи - анартия. Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность предс- тавляет диагностика минимальных или "стертых" проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики: - артикуляционные нарушения слабо выражены; - наличие синкинезий; - замедленный темп артикуляционных движений; - трудность удержания артикуляционной позы; - трудность переключения артикуляционных движений; - стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; - наличие просодических нарушений. Для диагностики "стертых" форм дизартрии используются функциональные пробы, позволяю щие отдифференцироватьдизартрию от сложной полиморфной дислалии. На основе аннам- неза, собранного врачом и логопедического обследования выставляется диагноз. Таким обра- зом, логопедическоеобследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения. Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного лечения. Успех ее зависит от раннего начала и систе- матичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всехсторон речи. Спецификой работы при дизартрии является: 1. логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укреп- ление; 2. массаж зондами: а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка, б) зондом "лопаточка" - вибрация щек, губ, языка, в) зонд "салазки" - поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз, г) "рубящий" зонд - постукивающие движения, д) зонд "толкач" - разминание; 3. обязательно проводится работа по активизации мимических мышц лица, небной занавески (для устранения нозолизации звуков; 4. развитие дыхания и коррекция голоса. Параллельно с нетрадиционными методами проводится работа по формированию артикуля- ционных укладов. Если у больного отсутствуют речевые средства общения, то необходимо стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика, которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени тяжести поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа. Немаловажное значение имеет и индивидуальный подход. Если дизартрия сочетается с речевым недоразвитием, то логопедические занятия осуществ- ляются комплексно (развитие фонетической стороны речи, развитие фонематического слуха, работа над словарем, грамматическим строем речи, а также предупреждение или коррекция нарушений письменной речи). Успех систематической логопедической работы в значитель- ной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога, психиатра. Логопедическое обследование уточняет степень тяжести органического поражения, а коррек- ционная работа поможет больному в последующей социальной адаптации. Логопед дает обос нованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с дизартрией. Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, поз- воляющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения голов- ного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией. |