Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга





Скачать 41.68 Kb.
Название Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга
Дата 31.03.2013
Размер 41.68 Kb.
Тип Документы


учителю-логопеду


МОУ «УНООШ»


Балашовой Елене Юрьевне


на тему: «Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга.».


Рекомендовано МОУ «УНООШ»


п. Усть-Нера, 2006 г.

Из опыта работы логопеда Капитанова Н.К.


Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о зна- чимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием.

Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриут- робном периоде развития, в момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три года количество пациентов, стра- дающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда НОПНД составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры.

Особенностью дизартрии у детей является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов). Наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, мотор- ная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики.

Эти проявления указывают на глубину и выраженность органической недостаточности и зависят от тяжести и характера органического поражения. Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:
1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;
2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;
3. речь понятна только близким и частично окружающим;
4. отсутствие речи - анартия.

Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность предс- тавляет диагностика минимальных или "стертых" проявлений дизартрии.

Основные критерии диагностики:
- артикуляционные нарушения слабо выражены;
- наличие синкинезий;
- замедленный темп артикуляционных движений;
- трудность удержания артикуляционной позы;
- трудность переключения артикуляционных движений;
- стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
- наличие просодических нарушений.

Для диагностики "стертых" форм дизартрии используются функциональные пробы, позволяю щие отдифференцироватьдизартрию от сложной полиморфной дислалии. На основе аннам- неза, собранного врачом и логопедического обследования выставляется диагноз. Таким обра- зом, логопедическоеобследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения.

Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного лечения. Успех ее зависит от раннего начала и систе- матичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всехсторон речи. Спецификой работы при дизартрии является:

1. логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укреп- ление;
2. массаж зондами:
а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка,
б) зондом "лопаточка" - вибрация щек, губ, языка,
в) зонд "салазки" - поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз,
г) "рубящий" зонд - постукивающие движения,
д) зонд "толкач" - разминание;
3. обязательно проводится работа по активизации мимических мышц лица, небной занавески (для устранения нозолизации звуков;
4. развитие дыхания и коррекция голоса.

Параллельно с нетрадиционными методами проводится работа по формированию артикуля- ционных укладов. Если у больного отсутствуют речевые средства общения, то необходимо стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание.

Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика, которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени тяжести поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа. Немаловажное значение имеет и индивидуальный подход.

Если дизартрия сочетается с речевым недоразвитием, то логопедические занятия осуществ- ляются комплексно (развитие фонетической стороны речи, развитие фонематического слуха, работа над словарем, грамматическим строем речи, а также предупреждение или коррекция нарушений письменной речи). Успех систематической логопедической работы в значитель- ной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога, психиатра.

Логопедическое обследование уточняет степень тяжести органического поражения, а коррек- ционная работа поможет больному в последующей социальной адаптации. Логопед дает обос нованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с дизартрией.

Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, поз- воляющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения голов- ного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Памятка учителю, работающему в пмпк
Стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга
Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Тест №1. Как называется отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Кровоснабжение головного мозга, синдромы поражения артерий головного мозга

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Даже при переломе свода или основания черепа тяжесть поражения головного мозга имеет большее значение,

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon В. В. Семашко Сосудистые заболевания головного мозга являются актуальной медико-социальной проблемой

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Клинико-лучевая диагностика патологии головного мозга и нервной системы при менингиомах головного

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Минеев константин Константинович неврологические и когнитивные нарушения у больных рассеянным склерозом

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Церебральная оксиметрия и нейромониторинг в диагностике вторичных повреждений головного мозга после

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Тесты по теме выполняются дифференцированно. На оценку «3»- вариант 1, на оценки «4» и«5» вариант

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга icon Роль коррекции эмоционально-личностных особенностей в комплексном лечении больных сахарным диабетом

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы