Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78





Скачать 0.55 Mb.
Название Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78
страница 1/2
работала с детьми
Дата 04.03.2013
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
  1   2
Е. Н. Краузе

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

и

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Санкт-Петербург

КОРОНА принт

2004


Практическое пособие

ББК 51.1(2)4

К78

Краузе Е. Н.

К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.

ISBN 5-7931-0265-5

Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз­личного рода речевые дефекты.

^ От автора

После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.

Позднее была практика в специализированном логопедичес­ком кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.).

Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индиви­дуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюде­ния специалиста. Очевидно, что детям со значительными рече­выми расстройствами для коррекции звукопроизношения недо­статочно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, ав­тор составила схему логопедического массажа для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений.

ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004

Логопедический массаж

П^ ОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес­печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не­доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт­рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис­тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ­лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет­ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо­ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-

Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал. Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда­ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ­ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

^ Сложная дислалия

(в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития)

Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовы­вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа одно­родных по артикуляции (произношению) звуков (напри­мер, свистящие с, з, ц).

6 Логопедический массаж

Логопедический массаж 7

Если нарушено произношение звуков разных групп (на­пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо­развитие речи и задержку психического развития.

^ Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про­цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор­мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло­вообразование и словоизменение, связная речь не развита.

^ Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педа­гогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, име­ют потенциально сохранные возможности интеллектуально­го развития, но испытывают при обучении значительные труд­ности и этим отличаются от нормально развивающихся свер­стников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.

При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.

^ Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар­тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

Алалия

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен­ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле­вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут­риутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение вос­приятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.

8 Логопедический массаж

Логопедический массаж 9




Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры­той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

Заикание

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

По типу судорог, возникающих в различных отделах пе­риферического речевого аппарата, различают три вида заи­кания: клоническое, тоническое и смешанное.

При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву­ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли­тельные остановки в начале или середине слова.

Смешанная форма заикания подразумевает наличие су­дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де­фекта необходимо снизить проявление судорог.

Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

Нарушения голоса

^ Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существуют два основных термина для обозначения па­тологии голоса:

  • афония — полное отсутствие голоса;

  • дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.
    Нарушения голоса подразделяются на органические и

функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными из­менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболева­ния и т. д.)

Органические нарушения — это патология голоса, возни­кающая вследствие анатомических изменений или хрони­ческих воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применя­ется логопедический массаж.

10 Логопедический массаж

Логопедический массаж 11



^ ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).

^ Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают моз­говые структуры, ответственные за произвольные дви­жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы­ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да­валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди­зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре­чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда­ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо­го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос­вещаются методы логопедического массажа, применяе­мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар­шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;

  • точечный;

  • аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

Логопедический массаж 12

Логопедический массаж 13

При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

^ Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.

^ Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по­лученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после­операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

*Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.

^ Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нёба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в между­народный реестр комплиментарной медицины.

висит от степени поражения двигательной сферы, сохран­ности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие фак­торы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в опре­деленную схему и строится с учетом постепенного увеличе­ния нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в ста­дии разработки), каждый из которых воздействует на опре­деленную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняш­ний день основные виды логопедического массажа. Одна­ко автору данной книги хотелось создать свою компактную схему массажа, доступную для выполнения и специалиста­ми, и родителями.

14 Логопедический массаж

Логопедический массаж 15




^ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

При составлении схемы логопедического массажа для кор­рекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать сле­дующие определенные условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оп­тимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

Положение ребенка

При массаже положение ребенка должно быть максималь­но удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидя­щего ребенка.





Правила проведения массажа

ш Массаж должен быть дифференцированным: необхо­димо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (ги-перкинезы), особенности в строении артикуляционного ап­парата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов арти­куляции;

  • Схема логопедического массажа должна опираться
    на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разра­
    ботавших специальные массажные комплексы;

  • Массажные приемы должны быть просты и доступны
    для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных
    ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

16 Логопедический массаж

Логопедический массах 17





^ ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Оценка степени выраженности нижеперечисленных фак­торов позволяет определить особенности строения и анато­мические дефекты артикуляционного аппарата. Однако сле­дует помнить, что окончательное суждение о степени и ка­честве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кож­ных покровов. При этом отмечают:

  • наличие кожных высыпаний, герпеса и других па­
    тологических изменений; *

  • выраженность носогубных складок и их симметрич­
    ность;

  • характер линии губ и плотность их смыкания, тол­
    щина губ;

  • наличие неконтролируемых (рефлекторных) подер­
    гиваний мышц лица (гиперкинезы);

  • состояние лимфатических узлов (не увеличены ли
    они).

Далее необходимо отметить особенности строения артику­ляционного аппарата и дефекты анатомического характера:

  • наличие расщепления верхней губы, представляю­
    щего собой врожденный дефект артикуляционного
    аппарата, вызывающий значительные функциональ­
    ные нарушения или послеоперационные рубцы;

  • состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть
    вперед (прогения) или верхняя (прогнатия), откры­
    тый ли прикус (частичное отсутствие соприкосно­
    вения зубов верхней и нижней челюстей, особенно
    фронтальных), глубина посадки зубов;




  • наличие короткой подъязычной уздечки, оценка ее
    эластичности, массивности, расположения;

  • состояние твердого нёба (узкое, куполообразное или,
    наоборот, плоское), расщепление твердого нёба;

  • состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный ма­
    ленький язычок, отсутствие его).

Обследование артикуляционной моторики Движения губ

ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верх­ние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения
губами вверх, вниз, вправо влево.

■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед
хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Движения нижней челюсти

  • Широко открыть рот и удерживать его в таком поло­
    жении под счет от 1 до 30.

  • Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.
    Движения языка

ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на ниж­нюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5.

  • Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше
    кончик языка «иголочкой». Удерживать положение под счет
    от 1 до 5.

  • Рот широко открыть. Высунуть язык как можно даль­
    ше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык
    в глубь рта. Повторить несколько раз.

  • Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно ка­
    саться кончиком языка то правого угла рта, то левого.

  • Рот широко открыть. Поочередно упираться кончи­
    ком языка то в верхние, то в нижние зубы.



18 Логопедический массаж

Логопедический массаж 19


Состояние мышц щек

■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Перегонять воздух из одной щеки в другую.

Обследование состояния мягкого нёба

При необходимости проводят обследование состояния мяг­кого нёба:

■ поднимание нёбной занавески при энергичном произ­несении звука а;

  • наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при
    произнесении гласных звуков, равномерность утечки;

  • наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появле­
    ние рвотных движений при легком прикосновении шпате­
    лем к мягкому нёбу).

Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык впе­ред и удержать его неподвижно по средней линии, одно­временно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.

Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается на­пряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое дви­жение с закидыванием головы, что свидетельствует о ди­зартрии.

^ Обследование звукопроизношения

Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения:

С суп, сова, коса, усы, костюм, нос, лес;

Сь семь, синий, такси, апельсин, гусь, лось;

З зубы, замок, коза, козленок, язык;

Зь зима, земляника, магазин, газета;

Ц цапля, цепь, цветы, яйцо, лицо, кузнец, молодец;

Ш шина, шуба, машина, мышата, пушка, камыш, малыш;

Ж жук, жаба, ножи, одежда;

Щ щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;

Ч чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;

К крот, корова, мука, морковь, лук, сок;

Кь кит, кино, накипь, маки;

Г гусь, газон, гвоздь, рога, вагон;

Гь гиря, гитара, сапоги, ноги;

Х халат, хобот, хворост, находка, прохлада, мох, порох;

Хь хитрец, хижина, мохер, крохи;

Л лук, лак, полка, платок, молоко, пол, дятел;

Ль лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;

Р рак, рука, корова, баран, брат, парк, пар, комар;

Рь рюмка, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

20 Логопедический массаж

Логопедический массаж 21

^ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • лихорадочное состояние;

  • острые воспалительные процессы;

  • носовые кровотечения и склонность к ним;

  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­
    ки глаз);

  • различные заболевания кожных покровов и волосистой
    части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной
    этиологии);

  • диатезы и другие аллергические реакции;

  • стоматиты или другие инфекции полости рта;

  • герпес на губах;

  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или
    внутренних органов);

  • увеличение лимфатических узлов;

  • резко выраженная пульсация сонных артерий;

  • тошнота, рвота;

  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению лого-массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболе­вания.

^ ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

В помещении, где будут проводиться сеансы массажа, желательно иметь следующее оборудование:

  • удобное кресло или стул для ребенка с высокой спин­
    кой, необходимой для опоры головы;

  • стул для массажиста;

  • стол;

  • настенное или достаточно большое настольное зерка­
    ло для осуществления контроля хода массажа лица специа­
    листом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения
    ребенком артикуляционных упражнений;

  • аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (луч­
    ше классической);

  • грелка для прогревания мышц перед массажем;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • резиновые напальчники;

  • индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;

  • одноразовые шпатели;

  • логопедические зонды различных конфигураций;

  • электрический вибромассажер;

  • медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок
    вибромассажера и т. п.;

  • несколько полотенец или влажные одноразовые сал­
    фетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими; лицо массируемого тоже необходимо вымыть перед массажем.

22 Логопедический массаж

Логопедический массаж 23









3. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения, разминающий.


4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

7мл движения: вибрацион­ный.

^ СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Схема логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта



Массаж лба

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживаю­щий.





2. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: поглаживаю­щий.



24 Логопедический массаж

Логопедический массаж 25












7. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягиваю­щий, поглаживающий.


5. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

^ Тип движения: вибрационный (с помощью вибромасса­жера).












Массаж носа

8. Направление движения: вдоль крыльной части но­совой мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.

Массаж щек

6. Направление движения: от углов рта к вискам по щеч­ной мышце.

Тип движения: разминаю­щий, растягивающий.



26 Логопедический массаж

Логопедический массаж 27









Массаж носогубной складни

9. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживаю­щий.

//. ^ Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.









Массаж рта

10. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

7мл движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.



Массаж подбородка

12. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.

28 Логопедический массаж

Логопедический массаж 29









Массаж шеи

13. Направление движения: вдоль грудинно-ключич-но-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.


Рекомендации логопедам и родителям

Родителям в случае самостоя­тельного проведения курса массажа перед началом необхо­димо получить консультацию специалиста!

Насадки вибромасса­жера перед каждым приме­нением должны хорошо про­мываться водой с мылом и дезинфицироваться меди­цинским спиртом.

■ Если есть возможность согрейте мышцы лица грел-

кой. Грелку необходимо обернуть маленьким полотенцем или тканевой салфеткой, индивидуальной для каждого ребенка.

  • Необходимо соблюдать последовательность массажных
    движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

  • При выполнении тонизирующего массажа (понижен­
    ный тонус мышц) используются приемы поглаживания,
    растирания, разминания и вибрации. При выполнении рас­
    слабляющего массажа (повышенный тонус мышц) исполь­
    зуются поглаживание и легкая вибрация.

  • Все приемы не должны вызывать неприятных ощуще­
    ний у ребенка.

  • Каждое движение повторяется 5—8 раз.

  • Длительность массажа 5—15 минут.

  • Выполнять массаж рекомендуется через день. Коли­
    чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.

Гимнастика для мышц шеи

Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомен­дуются:

  1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара­
    щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.

  2. Круговые движения головой — не более 3 раз в каж­
    дую сторону.

На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.

^ Логопедический массаж язычной мускулатуры

При недостаточной подвижности языка проводят мас­саж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напаль­чниках).


30 Логопедический массаж

Логопедический массаж 31





















Продольные мышцы

Вертикальные мышцы

Поперечные мышцы

Активизация мышц

Подъязычная уздечка
^ Схема логопедического массажа язычной мускулатуры

Направление движения

Тип движения

поглаживающие

^ Массируемые мышцы языка

от корня или средней части к кончику

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки

поглаживающие

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

от корня к кончику

потягивание

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки

снизу вверх до легких болевых ощущений

Рекомендации логопелу

Массаж языка выполняется только специалистом! Масса­жу лица можно обучить и родителей.

ш Зубная щетка и напаль­чники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого приме­нения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые сал­фетки предназначены для од­норазового использования.

■ Массаж выполняют
большим и указательным
пальцами правой руки, оде­
тыми в напальчники, или
зубной щеткой. Большим и
указательным пальцами ле­
вой руки аккуратно придер­
живают язык. Пальцы необ­
ходимо обернуть стерильной
марлевой салфеткой.

  • Каждое движение по­
    вторяют 4—6 раз.

  • Вибрирующие движе­
    ния выполняются в течение
    5—10 секунд.

32 Логопедический массаж

Логопедический массаж 33







■ При отклонении языка в какую-либо сторону (одно­сторонняя спазма) спасти­ческую часть языка расслаб­ляют поглаживанием, а вя­лую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких размина­ний и вибрации.

Чтобы определить, в ка­кую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высу­нуть язык. Пусть он удержи­вает язык в спокойном по­ложении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сто­рона, в которую он отклоняется, — спастическая, проти­воположная — вялая.

  • Массаж рекомендуется выполнять через день.

  • Количество сеансов зависит от степени выраженности
    дефекта.

  • Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику­
    ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди­
    видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше­
    ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый
    для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой
    формой, представлен далее. После того как ребенок овла­
    деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить
    новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше-
    ния малыша.

^ Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии

(послеоперационный период)

При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связан­ных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспо­могательная реабилитационная терапия в послеоперацион­ный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.

Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:

  • Поглаживающие движения по линии шва вперед-на­
    зад до границы твердого и мягкого нёба.

  • Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле­
    во вдоль границы твердого и мягкого нёба.

  • Чередование поглаживающих движений с надавлива­
    ющими по вышеуказанным направлениям.

  • Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе­
    нии звука а. Рот широко открыт.

Рекомендации логопедам

т Оптимальное время проведения массажа — за некото­рое время до еды.

  • Выполняется массаж большим или указательным паль­
    цем правой руки.

  • На начальном этапе массажные движения должны быть
    очень легкими и щадящими.

  • Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас­
    тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания,
    полоскания рта и т. д.).

Массаж мягкого нёба выполняется только специалистом. Родите­лей обучают гимнастике для активизации функций мягкого нёба.












^ Дыхательная гимнастика

Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомен­дуется выполнять после сеанса массажа и дома под контро­лем родителей, необходимо выполнить одно-два упражне­ния для развития речевого дыхания.

^ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.




Ветряная мельница

Для этой игры необходи­ма игрушка — мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

^ А. С. Пушкин

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок.

А. Барто

Листопад

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить

Дыхательная гимнастика 35

^ 36 Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика 37

листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.

Бабочка



Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:



Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ма­лышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

^ Русская народная поговорка

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Шторм в стакане



Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и ста­кан с водой. Посередине ши­рокого языка кладется соло­минка, конец которой опуска­ется в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, что­бы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края гор­лышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха долж­на быть длительной и идти посередине языка. После пока­за взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гу­док не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

38 Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика 39




Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики

■ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не под­нимать.

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на
    начальном этапе можно прижимать их ладонями).

  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя,
    так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

■ Через несколько занятий усложните упражнения: во
время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Вышеперечисленные игровые упражнения можно исполь­зовать в коррекционной работе с детьми дошкольного воз­раста.

^ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)

  • Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), по­
    переменно зажимая то одну, то другую ноздрю.

  • Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыха­
    ет и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.

  • Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и вы­
    дыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами
    на начальном этапе выполнения данного упражнения).

  • Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необхо­
    димо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не на­
    прягался.

  • Вдох через рот, выдох через нос.
    Рекомендации логопедам или родителям

ш Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.

■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте­
ственной позе, не напрягаясь.

^ Артикуляционная гимнастика


2. Растягивание губ в улыбку

Дыхательная гимнастика 41










^ ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Эта гимнастика рекомендуется:

  • на начальном этапе детям с ограниченной подвижно­
    стью артикуляционных органов и с тенденциями к наруше­
    ниям функций речи (специалист выявляет эту особенность
    в процессе обследования органов артикуляции);

  • детям раннего возраста для профилактики речевых на­
    рушений (по рекомендации специалиста).



Пассивная гимнастика предполагает проведение следу­ющих ниже упражнений.

1. Собирание губ в «трубочку»


42 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 43






3. Полнимание верхней губы с обнажением верхних десен



5. Приподнимание кончика языка

Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.









4. Опускание нижней губы с обнажением десен

6. Подтягивание языка вперед

Язык захватывается с по­мощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Рекомендации логопедам и родителям

■ Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично.

  • Количество повторов каж­
    дого движения — 3-4 раза.

  • Выполняется гимна­
    стика ежедневно, желательно
    несколько раз в день.

44 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 45








Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии

1. Окошко



На счет «раз» широко от­крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

4. Лягушкахоботок

5. Лопаточка

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.















2. Лягушка

3. Хоботок

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

6. Трубочка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.

*3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Лого­педическая гимнастика».

46 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 47









9. Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од­
ной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.

10. Причешем язычок



Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.

11. Часики




Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели



Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

48 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 49




Рекомендации логопедам и родителям

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражне­ний к более сложным.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в мед­
    ленном темпе, перед зеркалом.

  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—
    15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра­
    вильно выполнять движения.

  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколь­
    ко раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­
    нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3
    упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно
    проводится специалистом) или в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у
    ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­
    ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­
    бенку поднять язык вверх.

  • После освоения ребенком начального комплекса гим­
    настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
    с учетом индивидуальных дефектов произношения.



Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ


2. Лопаточка


1. Лягушкахоботок



См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок



4. Киска сердится

Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя».


Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

50 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 51




5. Упрямый ослик










Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

См. упражнение 12 на с. 47.





6. Трубочка

См. упражнение 6 на с. 45.


9. Посчитай нижние зубки



Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.

^ 7. Чистим нижние зубы




Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

52 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 53














Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч

2. Лопаточка



1. Лягушкахоботок



См. упражнения 4 и 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок

(с произнесением «пя-пя-пя»)



4. Чашечка


См. упражнение 3 на с. 49.



Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.

5. Бублик

6. Фокус

7. Лошадка

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

54 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 55




8. Маляр

11. Гармошка








Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

9. Вкусное варенье




Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

10. Грибок





Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

56 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 57







^ Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х

1. Лягушкахоботок

2. Лопаточкаиголочка

См. упражнение 4 на с. 45.





Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.

3. Киска сердится

4. Чистим нижние зубки

5. Посчитай нижние зубки

См. упражнение 9 на с. 51.



6. Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

7. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.
















См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.


58 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 59














Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

2. Лопаточка



1. Лягушкахоботок



См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье



(с произнесением «пя-пя-пя»)



См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46.

5. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.



6. Пароход

7. Индюк

8. Маляр

Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел!

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк!

Б. Заходер

См. упражнение 8 на с. 54.

Артикуляционная гимнастика 61

60 Артикуляционная гимнастика

9. Чистим верхние зубы



Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.


10. Посчитай зубки



См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.


11. Поймаем звук Л



Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Практическое пособие для пастырей 2002

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Справочно-практическое пособие Саратов 2005 удк 616. 9(471. 44)

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Учебно-практическое пособие Минск 2008 удк 614. 2 (075. 9)

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Методическое пособие по педиатрии ббк

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Практическое пособие для больных муковисцидозом Санкт-Петербург 2002 год

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Учебное пособие Томск 2009 ббк 88. 37

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Практическое пособие (с примечаниями для инструкторов) москва 1990 центр психологии и психотерапии

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 ббк 74. 58 С 32

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Методическое пособие Минск 2013 удк ббк

Практическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78 icon Учебное пособие Ярославль 2012 ббк 74. 04я2 О64

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы