|
Скачать 0.55 Mb.
|
Е. Н. Краузе ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ и АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Санкт-Петербург КОРОНА принт 2004 П ![]() ББК 51.1(2)4 К78 Краузе Е. Н. К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил. ISBN 5-7931-0265-5 Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты. ^ После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей. Позднее была практика в специализированном логопедическом кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.). Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индивидуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюдения специалиста. Очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, автор составила схему логопедического массажа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений. ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004 ![]() ![]() П ![]() ![]() Дизартрия и ее стертые формы Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Наиболее характерными для детей, страдающих дизартрией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {боковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага- ![]() ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал. Для таких детей характерна асимметричная улыбка. Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страдает какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точному логопедическому заключению. К ![]() ![]() ![]() ^ (в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития) Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей. Дислалия подразделяется на простую и сложную. К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц). 6 Логопедический массаж ![]() ![]() Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции. Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недоразвитие речи и задержку психического развития. ^ — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. ^ — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педагогической запущенности. Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти дети страдают различными нарушениями речи. При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата. ^ В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь. Современные логопеды уже не стремятся сразу же применять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консервативное лечение). Однако если уздечка значительно укорочена, возможно, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом. Е ![]() ![]() ![]() Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос. ![]() ![]() ![]() 8 Логопедический массаж Логопедический массаж 9 ![]() ![]() Ринолалия Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты также устранимы с помощью операции. П ![]() З ![]() ![]() Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. По типу судорог, возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида заикания: клоническое, тоническое и смешанное. При клоническом — заикающийся повторяет в слове звуки или слоги, а при тоническом — в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова. Смешанная форма заикания подразумевает наличие судорог обоих типов. При коррекции такого сложного дефекта необходимо снизить проявление судорог. С ![]() Н ![]() ![]() ^ это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существуют два основных термина для обозначения патологии голоса:
функциональные. Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболевания и т. д.) Органические нарушения — это патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. В ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП). ^ — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, называемое дизартрией, краткая характеристика которого давалась выше. В настоящее время распространены стертые формы дизартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встречаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страдающими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова. Известны работы, освещающие приемы логопедического массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др. Например, в книге Елены Филипповны Архиповой освещаются методы логопедического массажа, применяемые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более старшим детям. К основным видам логопедического массажа относятся:
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В справочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно. Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.). Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное. При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев. Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга. Логопедический массаж 12 ![]() ![]() При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане. ^ — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания. ^ проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. Особый вид логопедического массажа — зондовый*. Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за- * ![]() ^ создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нёба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины. висит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей. Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному). Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба. Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняшний день основные виды логопедического массажа. Однако автору данной книги хотелось создать свою компактную схему массажа, доступную для выполнения и специалистами, и родителями. 14 Логопедический массаж ![]() ![]() ^ При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия. Продолжительность сеанса Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении. Частота Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день. Положение ребенка При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка. ![]() ![]() Правила проведения массажа ш Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (ги-перкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов артикуляции;
16 Логопедический массаж ![]() ![]() ^ Оценка степени выраженности нижеперечисленных факторов позволяет определить особенности строения и анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Однако следует помнить, что окончательное суждение о степени и качестве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним. Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кожных покровов. При этом отмечают:
Далее необходимо отметить особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера:
Обследование артикуляционной моторики Движения губ ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5. ■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо влево. ■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Движения нижней челюсти
ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5.
![]() Логопедический массаж 19 ![]() ■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10. ■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5. ■ Перегонять воздух из одной щеки в другую. Обследование состояния мягкого нёба При необходимости проводят обследование состояния мягкого нёба: ■ поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а;
Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы. Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях. Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону. Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии. ^ Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения: С суп, сова, коса, усы, костюм, нос, лес; Сь семь, синий, такси, апельсин, гусь, лось; З зубы, замок, коза, козленок, язык; Зь зима, земляника, магазин, газета; Ц цапля, цепь, цветы, яйцо, лицо, кузнец, молодец; Ш шина, шуба, машина, мышата, пушка, камыш, малыш; Ж жук, жаба, ножи, одежда; Щ щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ; Ч чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь; К крот, корова, мука, морковь, лук, сок; Кь кит, кино, накипь, маки; Г гусь, газон, гвоздь, рога, вагон; Гь гиря, гитара, сапоги, ноги; Х халат, хобот, хворост, находка, прохлада, мох, порох; Хь хитрец, хижина, мохер, крохи; Л лук, лак, полка, платок, молоко, пол, дятел; Ль лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль; Р рак, рука, корова, баран, брат, парк, пар, комар; Рь рюмка, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь. 20 Логопедический массаж ![]() ![]() ![]() ![]() Противопоказаниями к проведению массажа являются:
В ряде случаев противопоказания к назначению лого-массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания. ^ В помещении, где будут проводиться сеансы массажа, желательно иметь следующее оборудование:
Р ![]() 22 Логопедический массаж ![]() ![]() ![]() 3. Направление движения: от бровей к волосистой части головы. Тип движения, разминающий. 4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы. 7мл движения: вибрационный. ![]() Схема логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта ![]() Массаж лба 1. Направление движения: от середины лба к вискам. Тип движения: поглаживающий. ![]() ![]() 2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы. Тип движения: поглаживающий. ![]() 24 Логопедический массаж Логопедический массаж 25 ![]() ![]() ![]() ![]() 7. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть. Тип движения: растягивающий, поглаживающий. 5. Направление движения: от бровей к волосистой части головы. ^ вибрационный (с помощью вибромассажера). ![]() ![]() Массаж носа 8. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы. Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный. Массаж щек 6. Направление движения: от углов рта к вискам по щечной мышце. Тип движения: разминающий, растягивающий. ![]() 26 Логопедический массаж ![]() ![]() ![]() Массаж носогубной складни 9. Направление движения: от крыльев носа к углам губ. Тип движения: поглаживающий. ![]() Тип движения: растирающий, вибрационный. ![]() ![]() ![]() Массаж рта 10. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта. 7мл движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный. ![]() Массаж подбородка 12. Направление движения: от подбородка к углу рта. Тип движения: поглаживающий, разминающий. 28 Логопедический массаж Логопедический массаж 29 ![]() ![]() ![]() ![]() Массаж шеи 13. Направление движения: вдоль грудинно-ключич-но-сосцевидной мышцы. Тип движения: поглаживающий, разминающий. Рекомендации логопедам и родителям Р ![]() ■ ![]() ![]() ■ Если есть возможность согрейте мышцы лица грел- кой. Грелку необходимо обернуть маленьким полотенцем или тканевой салфеткой, индивидуальной для каждого ребенка.
Гимнастика для мышц шеи Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуются:
На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя. ^ При недостаточной подвижности языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напальчниках). 30 Логопедический массаж Логопедический массаж 31 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Продольные мышцы Вертикальные мышцы Поперечные мышцы Активизация мышц Подъязычная уздечка ^ Направление движения Тип движения поглаживающие ^ от корня или средней части к кончику от корня языка к кончику и обратно ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки поглаживающие из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно от корня к кончику потягивание вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки снизу вверх до легких болевых ощущений Рекомендации логопелу М ![]() ш ![]() ![]() ■ Массаж выполняют большим и указательным пальцами правой руки, оде тыми в напальчники, или зубной щеткой. Большим и указательным пальцами ле вой руки аккуратно придер живают язык. Пальцы необ ходимо обернуть стерильной марлевой салфеткой.
32 Логопедический массаж Логопедический массаж 33 ![]() ![]() ![]() ![]() Чтобы определить, в какую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высунуть язык. Пусть он удерживает язык в спокойном положении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сторона, в которую он отклоняется, — спастическая, противоположная — вялая.
^ (послеоперационный период) При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связанных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспомогательная реабилитационная терапия в послеоперационный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей. Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:
Рекомендации логопедам т Оптимальное время проведения массажа — за некоторое время до еды.
М ![]() ![]() ![]() ![]() ^ П ![]() ^ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ Футбол И ![]() ![]() Ветряная мельница Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч! ^ Снегопад Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее. Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок. А. Барто Листопад Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить Дыхательная гимнастика 35 ^ ![]() ![]() листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони. Бабочка ![]() Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: ![]() Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». Кораблик Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки! ^ Живые предметы Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи. Шторм в стакане ![]() Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Задуй свечу Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. 38 Дыхательная гимнастика ![]() ![]() Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики ■ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. ■ Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе. Вышеперечисленные игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. ^ (для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
ш Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут. ■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте ственной позе, не напрягаясь. ^ 2 ![]() Дыхательная гимнастика 41 ![]() ![]() ^ Эта гимнастика рекомендуется:
![]() Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений. 1. Собирание губ в «трубочку» ![]() ![]() ![]() 3. Полнимание верхней губы с обнажением верхних десен ![]() 5. Приподнимание кончика языка Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе. ![]() ![]() 4. Опускание нижней губы с обнажением десен 6. Подтягивание языка вперед Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону. Рекомендации логопедам и родителям ■ Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
44 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 45 ![]() ![]() ![]() Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии 1. Окошко ![]() На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 4. Лягушка — хоботок 5. Лопаточка На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Лягушка 3. Хоботок Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. 6. Трубочка Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем. ![]() 46 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 47 ![]() ![]() ![]() 9. Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од ной щеки в другую). Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. 10. Причешем язычок ![]() Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. 11. Часики ![]() Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо. 12. Качели ![]() Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз. 48 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 49 ![]() ![]() ![]()
![]() Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ 2. Лопаточка ![]() 1. Лягушка — хоботок ![]() См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок ![]() 4. Киска сердится Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. 50 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 51 ![]() ![]() ![]() ![]() Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. См. упражнение 12 на с. 47. ![]() 6. Трубочка См. упражнение 6 на с. 45. 9. Посчитай нижние зубки ![]() Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы. ^ ![]() Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. Чисти зубы, чисти зубы И снаружи, И внутри, Не болели чтоб они. 52 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 53 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч 2. Лопаточка ![]() 1. Лягушка — хоботок ![]() См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок (с произнесением «пя-пя-пя») ![]() 4. Чашечка См. упражнение 3 на с. 49. ![]() Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. 5. Бублик 6. Фокус 7. Лошадка Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. 54 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 55 ![]() ![]() 8. Маляр 11. Гармошка ![]() ![]() Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. 9. Вкусное варенье ![]() Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). 10. Грибок ![]() Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. 56 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 57 ![]() ![]() ^ 1. Лягушка — хоботок 2. Лопаточка — иголочка См. упражнение 4 на с. 45. ![]() ![]() Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. 3. Киска сердится 4. Чистим нижние зубки 5. Посчитай нижние зубки См. упражнение 9 на с. 51. ![]() 6. Катушка Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться. 7. Качели См. упражнение 12 на с. 47. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 58 Артикуляционная гимнастика ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ 2. Лопаточка ![]() 1. Лягушка — хоботок ![]() См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье ![]() (с произнесением «пя-пя-пя») ![]() См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46. 5. Качели См. упражнение 12 на с. 47. ![]() 6. Пароход 7. Индюк 8. Маляр Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел! Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк! Б. Заходер См. упражнение 8 на с. 54. Артикуляционная гимнастика 61 6 ![]() 9 ![]() ![]() Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. 10. Посчитай зубки ![]() См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы. 11. Поймаем звук Л ![]() Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л. |