|
Скачать 0.56 Mb.
|
Ухо, горло, нос, далее везде После летнего перерыва продолжаем публикацию материалов, посвященных работе врачей-специалистов детской поликлиники. Мы уже рассказали о том, чем могут быть полезны маме с малышом офтальмолог и ортопед ("НМ" №№ 4 и 5, 2001 г.) и как нужно подготовиться к приему у этих врачей. Сегодня о той части здоровья ребенка, что находится в ведении врача-оториноларинголога, рассказывает Наталья Васильевна Семенова, врач московской поликлиники № 108. ^ Хорошо, если он состоится в месячном возрасте, когда мама с малышом впервые проходит некоторых врачей детской поликлиники. Почему мне хотелось бы видеть ребенка в месяц? Во-первых, для того, чтобы уточнить рекомендации по уходу за малышом, которые мама получила в роддоме. До сих пор кое-где дают ничем не обоснованные советы: например, закапывать в уши и в нос грудничку масло. Во-вторых, в этом возрасте уже можно проверить слух ребенка. Родителям обычно не приходит в голову, что малыш может плохо слышать, а ребенок с невыявленным и, соответственно, нелеченным нарушением слуха уже в первые месяцы жизни начинает очень быстро отставать в развитии. Если же все в порядке, то я назначаю следующий профилактический осмотр - в год. ^ Вообще лечением простудных заболеваний, респираторных инфекций занимается врач-педиатр. Но помощь оториноларинголога тоже бывает нужна. Обязательно надо посмотреть ребенка, если насморк (особенно у грудничка!) не проходит в течение 10 дней. Если у мамы это первый ребенок, ей надо показать, как очистить носик малыша от слизи, как правильно закапать капли. И совершенно необходим оториноларинголог, если есть подозрение на отит - воспаление среднего уха. Что должно насторожить маму? Малыш, которого кормят грудью, отказывается сосать. Иногда с плачем, иногда без. Ребенок сильно вертит головой, при надавливании на ухо испытывает боль. Грудные дети особенно предрасположены к отитам, так как анатомически их ухо отличается от уха взрослого человека. Слуховая труба у малышей очень широкая, и любая инфекция из носоглотки попадает в нее очень легко. Так что профилактика отита - это правильное и своевременное лечение любого насморка. ^ Даже если ребенку удается избежать частых респираторных заболеваний и связанных с ними осложнений, я настаиваю на необходимости ежегодного осмотра. По моему опыту, только таким образом удается вовремя заметить самые неожиданные вещи, на которые не обращают внимания родители. Например, ребенок не дышит носом. Или это плохая привычка, или ему мешают разросшиеся аденоиды, могут быть и другие причины. Но дома уже привыкли к этому, и родителям кажется, что так и должно быть. Но это ненормально. Дальше. У ребенка длительно не дышит нос, никакие капли не помогают. К тому же при осмотре я вижу, что слизистая оболочка носа изменена как при аллергии. Такого ребенка мы обязательно направляем к аллергологу, чтобы подтвердить природу насморка, выяснить, на что у него возникает аллергическая реакция, и назначить адекватное лечение - потому что сосудосуживающие капли, которыми родители так любят самостоятельно лечить насморк, здесь уже не спасут, а только ухудшат состояние слизистой. Итак, профилактический осмотр помогает вовремя выявить аллергический насморк. Иногда при диспансеризации мы находим в носу, в ушах инородные тела, причем большие. Тоже - или не обращают внимания, или приходят с жалобами к педиатру вместо оториноларинголога. Бывает, после стандартного ответа мамы "Жалоб нет" начинаешь расспрашивать ребенка, и выясняется, что у него нередки головные боли, шум или звон в ушах. Что это: начинающееся нарушение слуха, результат какой-либо травмы головы или сосудистые процессы, связанные с изменением атмосферного давления? Надо разбираться. Очень распространенное явление - серные пробки, которые образуются если уши неправильно чистят. Вообще довольно часто приходится предостерегать родителей от ошибок, которые они совершают по чьему-то неквалифицированному совету. ^ Использовать для лечения насморка у детей капли на масляной основе. Смотрите, что происходит: у ребенка острый насморк, при этом слизи вырабатывается в неколько раз больше, чем в норме, а мы еще и масла добавляем. Капли на масляной основе в этом случае просто не действуют. Наоборот, они нужны для смягчения истонченной, атрофичной слизистой оболочки, когда возникает сухость в носу, - но такая проблема возникает обычно не раньше 10-12-летнего возраста. А до этого времени слизистая у ребенка и сама прекрасно работает. ^ . На самом деле они таковыми не являются, а служат для того, чтобы освободить нос от выделений. Итак, правильная схема действий: закапать сосудосуживающий препарат, затем через 3-5 минут высморкать нос и закапать лечебные препараты, назначенные врачом. Детям, которые еще не умеют сморкаться, нос очищают так. Закапывают сосудосуживающие капли. Через 2-3 минуты берут маленькую спринцовку с мягким резиновым наконечником, выпускают из нее половину воздуха, заводят в нос, где-то до середины носового хода. Затем аккуратно опускают вниз, на дно носового хода - там обычно скапливается слизь. И потихоньку отпускают спринцовку. Это нельзя делать резко - мы можем сделать больно ребенку, повредить слизистую, вплоть до того, что начнется кровотечение. ^ . В самом промывании носа физраствором или подсоленной водой ничего плохого нет: нос после этого легче очищается от слизи. Но делать это надо очень осторожно, нельзя промывать нос под большим напором, так как значительная часть этой жидкости, содержащей инфицированные выделения, через носоглотку попадает в уши. Результат: отиты. ^ Во-первых, не надо думать, что сок свеклы поможет ребенку лучше, чем современные препараты, предназначенные для лечения насморка. Во-вторых, надо знать, как правильно приготовить такие растительные капли, соблюсти верные пропорции. И обязательно сначала попробовать на себе - прежде, чем капать неизвестно что ребенку. Ведь можно получить и ожог слизистой, и аллергическую реакцию - результат непредсказуем. Против чего я не возражаю как врач - так это против капель, которые делают из сока алоэ и каланхоэ. В случае, если вы уверены, что у ребенка нет на них аллергии. Но все равно их надо правильно приготовить и сначала испытать на себе. ^ Они вызывают наибольшее беспокойство родителей часто болеющих детей дошкольного возраста, и неслучайно. Аденоиды задуманы природой для того, чтобы защищать организм от инфекции. Каждый раз, когда на слизистую носа попадают антигены (бактерии, вирусы, вызывающие заболевания дыхательных путей), аденоиды увеличиваются, чтобы поглотить эту инфекцию. Вот ребенок переболел ОРВИ и выздоровел - и аденоиды снова становятся нормальных размеров. Но если малыш болеет часто - раз в два месяца, раз в месяц, два раза в месяц, - то аденоиды не успевают уменьшаться, они растут и растут. Со временем могут даже перекрывать носовые ходы, мешая нормальному дыханию. Вывод: чем меньше ребенок болеет, тем меньше вероятность, что аденоиды разрастутся, возникнет их гипертрофия. Поэтому любое закаливание, которое позволяет избежать частых простуд, полезно и для профилактики гипертрофии аденоидов. Миндалины растут постепенно и примерно к 5 годам достигают своего максимального размера, 3-й степени. Это нормально, и если миндалины здоровы, их ни в коем случае не надо удалять, как иногда советуют некоторые врачи. После 5 лет они, выполнив свою основную функцию, начинают так же медленно уменьшаться, и в более позднем возрасте тоже обычно не причиняют беспокойства. Миндалины в отличие от аденоидов можно специально закалять: просто не приучать ребенка постоянно пить только теплое. Не сразу, конечно, давать воду из холодильника, но постепенно приучать к прохладным напиткам. По моим наблюдениям, это дает очень хороший эффект. ^ Для профилактики респираторных заболеваний я советую и взрослым, и детям, придя домой с работы, из садика или из школы, промывать нос. В каждую половинку носа закапать по одной пипетке обычной воды комнатной температуры. Все антигены, скопившиеся на слизистой носа за день, смываются этой водой - ее можно либо высморкать, либо проглотить, в кислой среде желудка антигены быстро нейтрализуются. То же самое происходит с детьми, которые во время вечернего купания плавают и ныряют в домашней ванной или просто опускают лицо в воду. Кстати, этим же способом мы добиваемся и профилактики болезней аденоидов, можно сказать, облегчаем их работу: им не приходится сильно увеличиваться, чтобы "употребить" все эти антигены. А для профилактики заболеваний ротоглотки имеет смысл смывать те же антигены, полоская горло (обычной водой из-под крана комнатной температуры, например, при вечерней чистке зубов). А вот ежедневная чистка ушей неполезна - ведь так мы убираем секрет, который специально выделяют ушные железы, чтобы защитить уши от проникновения наружной инфекции. Уши достаточно чистить один раз в неделю, желательно после ванной, во избежание повреждений - обычным плотно скрученным ватным фитильком. И, наконец, важно научить ребенка правильно сморкаться. К двум годам он уже в состоянии освоить это. Итак, разворачиваем носовой платок, одну ноздрю закрываем пальчиком, другой дуем, наклонив голову вниз. Не очень сильно, потому что при сморкании слизь может попасть в ухо. И ни в коем случае нельзя сморкаться сразу двумя ноздрями, потому что в этом случае создаются резкие перепады давления и могут пострадать уши. Наталья Семенова, Записала Екатерина Лошинская ^ На вопрос о том, болел ли он когда-нибудь ОРВИ, каждый из нас ответит утвердительно. Действительно, острые респираторные вирусные инфекции являются наиболее распространенными инфекционными заболеваниями. Но когда этим недугом страдает грудной ребенок, его родители особенно беспокоятся и переживают. То, что эти болезни, регистрируемые в периоды, свободные от массовых массовых вспышек гриппа, вызываются разными вирусами, было доказано еще в 1987 году. Несмотря на многообразие возбудителей, острая респираторная вирусная инфекция, в общем, протекает всегда примерно одинаково. Одни из первых ее симптомов - повышение температуры, насморк, кашель. Различные возбудители как бы не распределили между собой (дыхательный) тракт человека, избрав для себя "излюбленное" место: риновирусы поражают нос; парагриппозные вирусы - гортань; анденовирусы - глотку, коньюктевиту, лимфоидную ткань; респираторно-синцитиальный вирус - нижние дыхательные пути. "Привязанность" вирусов к определенным отделам дыхательных путей и обуславливает различия в течении заболевания. Важно учитывать, что ОРВИ протекают не только в виде остро выраженных форм, но и скрыто. Проявления заболеваний Для всех ОРВИ характерны так называемые симптомы интоксикации:
Поскольку, как уже отмечалось, разные возбудители поражают дыхательную систему на разных уровнях, к перечисленным симптомам порой присоединяются поражения слизистых оболочек других органов, например глаз. Так, для аденовирусной инфекции характерны:
При парагриппе наблюдается выраженная картина ларингита (воспаление слизистой оболочки гортани, проявляющееся сухим кашлем с первых часов заболевания). У малышей до 1 года парагрипп может осложниться крупом. Круп - это состояние, при котором возникает воспалительный отек гортани, в частности - того участка гортани, который расположен под голосовыми связками. Такое проявление воспаления гортани у малышей обусловлено тем, что у них в этой области много рыхлой клетчатки, а также тем, что просвет гортани у них относительно мал. Это состояние чаще возникает ночью, проявляется лающим кашлем, затрудненным дыханием, переходящим в удушье с посинением губ, сопровождается беспокойством. Круп требует экстренной медицинской помощи. Действия родителей при проявлении ложного крупа
^ поражает органы дыхания и часто способствует развитию бронхита, пневмонии. Чаще всего ею болеют дети до 1 года. У детей младшего возраста в течение 2-7 дней наряду с симптомами интоксикации появляются следующие признаки:
Коронаровирусная инфекция характеризуется поражением дыхательных путей, реже - желудочно-кишечного тракта, что проявляется симптомами острого гастроэнтерита (болями в животе, поносом). ^ - болезнь верхних дыхательных путей, поражающая полость носа и носовую часть глотки. Ее главный и постоянный симптом - насморк, сначала водянистый, позже - слизистый и слизисто-гнойный. Он длится до 14 дней. Температура обычно нормальная, возможно незначительное ее повышение в течение первых двух суток. Сама острая респираторная вирусная инфекция неприятна, но не страшна. Для детей первого года жизни большую опасность представляют ее осложнения:
Диагностика Специальные методы диагностики для определения разновидности вируса обычно не применяются. Для определения тяжести заболевания используют общие анализы крови и мочи. Если у вашего малыша незначительно повысилась температура, появился небольшой насморк, то не стоит думать, что это просто простуда и что скоро все пройдет. Ведь при неправильном и несвоевременном лечении заболевание может осложниться. Поэтому ребенка непременно следует показать доктору, который внимательно осмотрит его, обращая внимание и на признаки, не замеченные родителями (цвет кожи, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры и т. д.). Врач выслушает фонендоскопом легкие и определит, развивается ли воспалительный процесс в бронхах и легких. Лечение Если у ребенка грудного возраста температура поднялась выше 38 градусов, то ее необходимо снижать. Лучше всего для этой цели применять жаропонижающие препараты (предпочтительно ректальные свечи, например Эффералган, Парацетамол), действующим веществом которых является парацетамол. Температура в комнате не должна превышать 20-22С;. Ребенка нельзя укутывать, так как это способствует повышению температуры. Если вы выполнили все предписания врача, а температура не снижается, то нужно вновь вызвать доктора. Для устранения симптомов интоксикации необходимо выпаивать малыша достаточным количеством воды. В случаях диареи и рвоты вместе с водой теряются и соли; для восполнения жидкости и солей следует применять специальные растворы (Регидрон, Цитроглюкосолан). При заложенности носа, насморке применяются сосудосуживающие капли. Их закапывают перед кормлением, так как при нарушенном носовом дыхании ребенок не сможет сосать. Сосудосуживающие препараты (Тизин, Називин) помогают и в профилактике отита, но не следует злоупотреблять ими, так как длительное применение этих капель приводит к атрофии слизистой носа, что снижает ее защитные свойства. Для того чтобы повысить иммунитет, доктор может назначить препараты повышающие защитные силы организма Виферон, Гриппферон, Афлубин и др. Детям старше 6 месяцев дают также сиропы от кашля (Бронхикул, Доктор Тайсс, Доктор MOM). Эти средства способствуют разжижению мокроты (муколитики). Имейте в виду, что в аптеке вам могут предложить наряду с вышеперечисленными препаратами средства, подавляющие кашель, (т.к. фармацевт не знает об особенностях заболевания именно вашего малыша), которые ни в коем случае нельзя сочетать с муколитиками, т. к. это может привести к застою слизи, что в свою очередь может вызвать прогрессирование заболевания. Так что не занимайтесь самолечением и помните, что вопрос о назначении ребенку тех или иных препаратов может решить только врач. Валентина Им Врач-педиатр, Клиника детских болезней им. М.А.Сеченова Статья из сентябрького номера журнала ![]() ^ Знаете, что такое счастье? Счастье - когда не болят зубы. С этим согласится каждый, кто хоть однажды испытал зубную боль. Если хотите, чтобы ваш малыш никогда не прошел через такое, задумайтесь об этом уже сегодня. Формирование зубов у ребенка начинается уже в утробе матери. В начале беременности происходит минерализация коронок молочных зубов, а с седьмого-восьмого месяца откладываются минеральные соли, участвующие в формировании первых постоянных зубов. Ранние токсикозы, особенно сопровождающиеся частой и обильной рвотой, вместе с которой из материнского организма выводятся необходимые соли, делают молочные зубы ребенка слабыми, восприимчивыми к кариесу. Другая причина развития зубных болезней связана с искусственным вскармливанием. Хотя в современные заменители грудного молока добавляют все необходимое, у младенцев, вскармливаемых грудью, зубки более крепкие и здоровые. Видимо, это связано с тем, что минеральные вещества, входящие в состав материнского молока, усваиваются легче. У "искусственников" чаще развивается неправильный прикус, есть нарушения в формировании челюсти. На зубки ребенка первого года жизни влияет и общее состояние его здоровья. Очень опасны диспепсия и частые поносы: с ними из организма малыша выводятся минеральные соли, поэтому шейки молочных зубов плохо минерализуются, а эмаль становится мягкой. Исследования показывают, что болезни зубов распространены по преимуществу среди детишек с пищевой аллергией. Из рациона маленького аллергика приходится исключать многие продукты, в том числе те, что содержат необходимые для формирования зубов минеральные соли. ^
^ Если раньше считалось, что малыши должны чистить зубы сухой щеткой из натуральной щетины и без пасты, сейчас врачи придерживаются противоположного мнения. Пользоваться зубными щетками из натуральной щетины не рекомендуется ни детям, ни взрослым: под действием воды волоски начинают разлагаться и в них поселяются болезнетворные микробы, которые могут вызвать воспаление десен. Поэтому приобретайте для детей щеточки с мягкой искусственной щетиной. Что касается зубных паст, те из них, что разработаны специально для детей и подростков, абсолютно безвредны. Если ваша кроха и проглотит небольшой комочек, ничего страшного не случится. Только пользуйтесь качественными пастами известных зарубежных и отечественных фирм: "Блендамет", "Орал-В", "Колгейт", "Ягодка", "Чебурашка", "Апельсиновая", "Тик-так", "Детская". Полоскания для полости рта детям до 6 лет ни к чему - они запросто могут проглотить приятную на вкус жидкость. Родители обязательно должны проверить, как дети чистят зубы. Делать это можно с помощью специальных жевательных таблеток, окрашивающих налет на зубах в красный цвет. Кстати, за чисткой зубов папам и мамам придется приглядывать и тогда, когда ребенок начнет превращаться в подростка. В период полового созревания могут кровоточить десны, и подросток боится лишний раз прикоснуться к зубам. Объясните ему, что чистить зубы все равно нужно и что только регулярная гигиена полости рта (плюс массаж десен) поможет ему справиться с кровоточивостью и предотвратит куда более серьезные вещи - парадонтоз и гингивит. ^ Не водите ребенка к взрослому стоматологу - детские стоматологи быстрее найдут общий язык с маленьким пациентом. Первый раз малыша можно показать зубному врачу еще в роддоме - он проверит правильность развития челюстей и состояние слизистых оболочек. Следующий визит к стоматологу планируйте в 4-5 месяцев, когда появляются первые зубки. Врач оценит состояние эмали и посмотрит, не укорочена ли уздечка под языком. К году, когда обычно появляются верхние и нижние резцы, малыша снова надо показать доктору, особенно если зубки матовые и тусклые, покрыты налетом. На этом этапе проблемы с зубами еще можно решить, корректируя питание. В дальнейшем показывайте ребенка стоматологу два раза в год: осенью и весной. Если ребенок часто и подолгу болеет, есть смысл навещать врача 4-5 раз в год. Чтобы малыш не боялся зубного врача, познакомьте его с ним, попросите пообщаться, провести "экскурсию" по кабинету. ^ Детские зубки подстерегает множество неприятностей. Одна из них - циркулярный кариес. Он охватывает шейку молочного зуба по окружности и очень быстро разрушает коронку. Глубоко заблуждаются родители, которые считают, что молочные зубы лечить не стоит: если кариес затронет пульпу, пострадает и зачаток коренного зуба. Разрушенные молочные зубки - очаг постоянных инфекций, а преждевременная потеря их грозит неправильным развитием челюсти и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Временные молочные зубки забот, как видим, требуют постоянных. Для лечения молочных зубов существуют специальные материалы - с низкой токсичностью и лечебно-профилактическим эффектом. Взрослые светоотверждающие пломбы - ребенку "не по зубам". Начиная с трех лет можно применять анестезию. Инъекции мягких анестетиков делают одноразовыми шприцами с тоненькими, как волосок, иголочками. Такой укол не причинит малышу боли, и лечение пройдет без единой слезинки. Грустная и, увы, многим знакомая картина: ребенок заходится от крика, держась за щеку, а мама с папой стоят рядом и ничем не могут помочь…Может быть, потому, что помогать надо было вовремя? Алла Костина консультант - Светлана Варлахина, врач-стоматолог. Статья из журнала ^ С изобретением вакцин у нас появилась возможность защитить малышей от серьезных болезней, которые могут вызвать осложнения. Среди них полиомиелит, коклюш, туберкулез. Чтобы разобраться во всех тонкостях вакцинации и сроках прививок, предлагаем вам заглянуть в прививочный букварь. ^
Аллергия Малышам-аллергикам тоже нужно делать прививки: они подвержены многим болезням, особенно осложнениям после них, даже в большей степени, чем остальные дети. Противопоказаний для прививок сейчас практически не существует. Есть только одно "но" - оно касается живых вакцин с вирусами, например вирусом кори, который выращивается на яйцах (куриных или перепелиных). Такую вакцину нельзя вводить малышам, имеющим аллергию именно на яйца (к слову, среди грудничков она встречается очень редко). Не стоит волноваться, что из-за вакцины у малыша начнется аллергия. Если у него есть предрасположенность, препарат может лишь проявить ее, и тогда аллергическая реакция возникнет не на саму вакцину, а на какой-нибудь ее компонент или другой аллерген, в роли которого может выступить любой новый продукт. Нужна ли маленькому аллергику прививка и когда ее стоит делать, решает врач (например, в момент обострения атопического дерматита ее отложат). Если доктор сочтет нужным, он назначит малышу лекарство, которое надо принимать после прививки, чтобы избежать нежелательной реакции. Эта прививка очень важна для малышей потому, что каждый год в мире фиксируются вспышки туберкулеза. БЦЖ обязательна (если только нет медицинских противопоказаний) и защищает ребенка от тяжелых форм легочного туберкулеза и туберкулезного менингита. В первый раз прививку делают малышам еще в роддоме, а потом незадолго до поступления в ясли, детский сад или школу. Перед тем как ее повторить, доктор сделает специальную пробу. Она называется реакцией Манту. Проба содержит немного туберкулина - компонента микроба, вызывающего туберкулез. Его вводят в кожу, и, если вокруг места укола появляется покраснение, значит, иммунитет против туберкулеза есть, а если нужной реакции не последует, прививку стоит повторить. ^ Вакцина от этой болезни существует, она включена в прививочный календарь США и Японии: ее делают только тем детишкам, чья иммунная система была ослаблена, например, болезнью. В России такой вакцины нет. ^ Благодаря появлению новой вакцины против Haemophilus influenzae В, серьезные инфекции и менингит, которые она вызывает, почти не встречаются. Эту прививку делают начиная с 2 месяцев потому, что менингит часто бывает в возрасте 3-18 месяцев. В России эта прививка календарем не предусмотрена, но рекомендована Минздравом, то есть родители могут сделать ее малышу дополнительно. Вакцина может быть скомбинирована с прививкой против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. Гепатит А В России эту прививку делают малышам в случае необходимости, например, если вы отправляетесь всей семьей в путешествие. Гепатит В Если мама новорожденного - носитель вируса, есть риск, что во время родов малыш заразится гепатитом. Чтобы этого не произошло, его прививают в течение 72 часов после рождения. К счастью, такие случаи встречаются редко. Календарь прививок предписывает вакцинировать малышей три раза: в 4, 5 и 12 месяцев. Грипп Малышам прививку от гриппа делают с помощью инактивированных вакцин (см. статью на букву "И"), начиная с 6 месяцев. Исключение составляют малыши-аллергики, у которых есть некоторые заболевания нервной системы и крови. Дифтерия Вспышки дифтерии все еще встречаются в разных странах, поэтому малышей нужно прививать - это делается в возрасте 3 месяцев. Второй раз вакцину вводят уже взрослым. ^ Детишки, живущие в тропических районах, должны прививаться начиная с 6-месячного возраста. Малышам, путешествующим или переезжающим со своими родителями в Африку или Латинскую Америку, прививку делают начиная с 1 года. Иммунитет Когда инфекционный агент проникает в организм человека, иммунная система пытается распознать чужака. Она вырабатывает антитела, которые будут защищать организм от новой встречи с "врагом". Изготовленные на основе самих инфекционных агентов (токсинов, бактерий или ослабленных вирусов) вакцины, введенные в организм, спровоцируют нужный ответ иммунной системы. Здоровый новорожденный имеет полноценную иммунную систему, но у нее нет памяти. В первые полгода жизни малыш получает защитные антитела от мамы с грудным молоком. Однако, начиная с 6 месяцев (а с детишками, которые питаются искусственным молоком, это случается еще раньше) риск заболеть возрастает. Кроме того, в этом возрасте малыши легко приобретают иммунологическую память. Вот почему вакцинация начинается так рано. ^ Все вакцины делятся на три группы: живые, когда возбудитель болезни, который входит в их состав, немного ослаблен (например, вакцина против туберкулеза), инактивированные, или "убитые" - возбудитель ослаблен сильно (вакцина от кори, паротита, гриппа) и искусственные: в них при помощи генной инженерии сконструирован компонент, частичка вируса (таковы противогриппозные вакцины нового поколения). Коклюш Эту прививку малышам делают начиная с 3 месяцев в три приема (в 4, 5 и в 12-14 месяцев) комбинированной вакциной против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Коклюш очень опасен для грудничков: чем младше ребенок, тем тяжелее он болеет. Для взрослых людей болезнь не страшна: она протекает легко. ^ Чтобы не делать малышу несколько инъекций, специалисты объединяют в одном шприце несколько вакцин. Сейчас существует четырехкомпонентная вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита (тетракок) и пятикомпонентная вакцина (пентакок) против Haemophilus, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Корь Эту прививку делают малышам (чаще всего вместе с вакциной против паротита и краснухи) начиная с 1 года (а иногда и раньше, с 9 месяцев, если ребенку по каким-нибудь причинам надо часто бывать среди детей и взрослых). Недавно в календаре прививок появилась и повторная вакцинация от кори в возрасте 6 лет. Краснуха Для детей эта болезнь не опасна, проблема в том, что они могут столкнуться с ней, когда подрастут. Взрослые тяжело переносят краснуху. Она особенно опасна для беременных женщин, если они никогда раньше ею не болели и не были привиты. Эту прививку делают вместе с прививкой против кори и паротита начиная с 1 года. Новый календарь прививок предписывает прививать против краснухи мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет, если это не было сделано раньше. Менингококк Это инфекционное воспаление оболочек мозга. Существуют две вакцины от менингококков А и С, которые вызывают гнойный менингит (тяжелое, иногда смертельное заболевание). Эти прививки делают в случае необходимости (например, если в яслях или детском садике, куда ходит малыш, кто-нибудь заболел). Кстати, отправляясь с ребенком в некоторые регионы, такие, как например, Африка, стоит сделать эту прививку заранее. ^ Современные вакцины почти не вызывают побочных проявлений, но некоторые из них, например против коклюша, могут спровоцировать повышение температуры. Живые вакцины с ослабленным возбудителем (против кори, краснухи, паротита, гриппа) могут вызвать слабую форму этих болезней, с небольшими высыпаниями и температурой. Прививка против паротита иногда провоцирует отек, похожий на тот, который появляется во время болезни. Обязательно По закону некоторые прививки обязательны для всех детей: против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, гепатита В, краснухи. Справки о том, что они сделаны, требуются для поступления в ясли, детский сад, школу. ^ Эта болезнь чаще встречается у взрослых. Пока еще не существует вакцины против этого недуга, который вызывает вирус, похожий на вирус ветряной оспы и герпеса. Правда, ученые установили, что вакцина от ветряной оспы может помочь и в борьбе против опоясывающего лишая. Оспа Как сообщили эксперты Всемирной организации здравоохранения, эта опасная болезнь исчезла (май 1980 года). А значит, необходимости делать прививки от оспы больше нет. ^ До того как появилась вакцина, количество заболевших оценивалось несколькими тысячами в год, у некоторых из них появлялись осложнения, такие, как глухота, поражения желез и особенно орхит (воспаление оболочек яичек у мальчиков), который может привести к бесплодию. Прививку от паротита делают вместе с прививкой от кори и краснухи начиная с 1 года. Пневмококк Это микроб, который вызывает инфекционные болезни дыхательных путей, например воспаление легких. Но прививку против пневмококка здоровым малышам не делают. К тому же до 2 лет она неэффективна. Эта прививка необходима в основном детям-астматикам или малышам с хроническими болезнями органов дыхания. ^ Цель прививки - создать невосприимчивость к заразным болезням путем их имитации. Для этого в организм малыша вводится ослабленный возбудитель болезни (например, дифтерии, кори, коклюша). В ответ организм вырабатывает защитные реакции и не только побеждает эту "мини-болезнь", но и сохраняет о ней память. После первого введения вакцины защитные реакции развиваются медленно, и память о них хранится всего несколько месяцев. При повторном введении защитные реакции появляются быстро, и память о них сохраняется в течение нескольких лет. Поэтому, чтобы создать прочную защиту, прививку делают несколько раз. Но есть вакцины, которые уже с первого раза дают организму малыша стойкий иммунитет (как в случае с прививкой от кори, свинки). Чемпион по сроку действия иммунной защиты - прививка против столбняка: более 20 лет. Иммунитет на корь сохраняется около 20 лет, на гепатит В - примерно 10 лет. Полиомиелит Это вирусное заболевание, которое поражает нервную систему и приводит к параличу. Несмотря на то, что в результате обязательной вакцинации полиомиелит стал редкостью, нужно быть начеку: в некоторых странах он все еще встречается. ^ Как только вы поймете, что пропустили срок прививки, сразу свяжитесь с педиатром. Не волнуйтесь, программу вакцинации можно будет продолжить или изменить, а не начинать все сначала. Противопоказания Они не так многочисленны, но не стоит забывать, что для ребенка, у которого нет прививок против основных болезней, самый большой риск состоит в том, что он может ими заболеть. Если в ответ на прививку, у малыша появляются сильные реакции (а это случается редко), можно отложить ее или заменить "ослабленной". Такие решения принимает врач. ^ Речь идет о прививках, которые не являются обязательными. Но это не значит, что их можно не делать. Рекомендуемыми они называются потому, что у государства нет возможности оплатить их, так что это должны сделать родители. ^ Доктор делает малышу несколько прививок за один раз, но в разные места. Это стало возможным благодаря появлению комбинированных вакцин (см. статью на букву "К"). Столбняк Обязательная вакцинация начиная с 3 месяцев и повторные прививки позволили серьезно снизить количество случаев столбняка. Дети надежно защищены от этой болезни, чего нельзя сказать о взрослых, ведь многие из нас пропускают повторную вакцинацию после 18 лет. ^ Перед отъездом в районы, где еще встречаются эти тяжелые заболевания, нужно обязательно посоветоваться с врачом-педиатром. Он поможет составить программу прививок, которые защитят малыша. Нужно позаботиться об этом заранее, для того чтобы приобрести иммунитет еще до отъезда. ^
^
Светлана Сальникова, врач-педиатр ![]() Статья из ноябрьского номера журнала ^ Первый ортопедический осмотр ребенка проводится, как правило, в 3 месяца - до этого момента ортопеду обычно трудно сделать какие-либо выводы о его развитии. Однако бывают пограничные состояния, которые можно выявить уже на первой неделе жизни, в этих случаях раннее начало восстановительного лечения станет залогом дальнейшего благополучия ребенка. Давайте проведем совместный ортопедический осмотр вашего малыша. Я объясню вам, на что обращает внимание врач, и подскажу, какие симптомы должны насторожить родителей. Сначала посмотрим, как ребенок лежит в кроватке: ровно ли расположено тело, убедимся, что он спокоен, и исследуем его, что называется, с головы до пят. ^ Внимательно осмотрите головку вашего малыша, обратите внимание на ее форму, она должна быть симметричной. Но внимание взрослых должна привлечь не только форма, но и положение головы. Поворачивает ли ее малыш или норовит все время смотреть в одну сторону? В последнем случае ортопед может констатировать формирование привычного поворота головы - пограничного состояния, которое, если вовремя не принять соответствующие меры, может привести к развитию односторонней деформации черепа (т. наз. "скошенному затылку"). Причины образования привычного поворота головы могут 6ыть различными - и родовые травмы (кефалогематома, перелом ключицы), и неправильное обращение с ребенком, когда родители постоянно подходят к кроватке с одной стороны, не перекладывая ребенка головой в разные стороны. Но, пожалуй, самый неприятный диагноз, связанный с неправильным положением головы, - это мышечная кривошея (травма кивательной мышцы шеи, удерживающая голову в неправильном положении). Она не всегда диагностируется в роддоме, однако уже на первой неделе жизни мама может обратить внимание на вынужденное положение головы ребенка (наклон в больную сторону, поворот подбородка в здоровую). При попытке изменить положение головы малыш начинает проявлять признаки беспокойства, на его личике появляется болезненная гримаса. Чуть позже родители могут заметить асимметрию лица: со стороны кривошеи отмечается уменьшение объема щечной мышцы. При попытке прощупать шейную мышцу с больной стороны можно обнаружить плотное образование (от 1 до 3 см), болезненное на ощупь. Врожденная мышечная кривошея требует немедленного квалифицированного лечения, состоящего из курсов физиотерапии, массажа, применения специальных укладок (подушечек, валиков и т.п.) для головы. При раннем выявлении и своевременном лечении кривошея устраняется без оперативного вмешательства. ^ Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию. Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы - кифоз (внешний изгиб - если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние - направленные в сторону груди):
Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника)и др. Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками ("поза лягушки"), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться т. наз. "младенческий сколиоз", он чаще всего сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус), при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника. Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад - так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком "попрыгушки" - этого делать нельзя). Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову - это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз (т. наз. "круглая спина"). Все это я пишу не для того чтобы напугать вас, а чтобы всякий раз как вы захотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, вы сначала попытались представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж1. В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна. Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз. С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку. В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться: во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки), а во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза. Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц. ^ Вернемся к ортопедическому осмотру нашего малыша. Следующий, не менее важный, этап - тазобедренные суставы. Чтобы оценить функцию тазобедренных суставов, ребенка следует положить на спину, согнуть ему ноги в коленных суставах и попытаться развести их в стороны. Не следует делать этого резко, с применением силы. Это может не понравиться малышу, он напряжет мышцы и не даст развести ноги. При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок. Ограничение отведения может быть связано с различными причинами. Самой частой (и легко устраняемой) причиной является спазм приводящих (внутренних бедренных) мышц. В этом случае поможет широкое пеленание (то есть такое, при котором бедра ребенка не прижимаются друг к другу, а разводятся на некоторое расстояние), плавание в теплой воде, лечебная гимнастика. Если мама отмечает, что отведение бедер с одной стороны ограничено больше, на это необходимо обратить внимание врача. Следующий этап осмотра - проверка симметричности ягодичных складок и длины ног, для ее проведения положите малыша на живот. Следует обратиться к специалисту, если вы заметили асимметрию ягодичных складок или разную длину ног. Сходные симптомы бывают у различных заболеваний, и лишь правильная диагностика поможет вовремя провести нужное лечение и вырастить малыша здоровым. Убедившись, что тазобедренные суставы сформированы правильно и функция их не нарушена, посмотрите на стопы. Обратите внимание на положение стопы, она должна находиться в среднем положении. Если вы заметили, что стопа направлена не строго вперед, а немного повернута в горизонтальной плоскости внутрь или наружу (то есть имеет место т. наз. ротация стопы), необходимо как можно скорее начать массаж стоп. Специальный курс массажа устранит неправильное положение стопы уже на первом месяце жизни ребенка. При более выраженной деформации стоп возможно использование корригирующих лангет, что дает возможность исправить стопу, пока ребенок еще не начал ходить. Помните: любая незначительная деформация стоп легко устраняется в ранний период жизни, но гораздо больше усилий приходится затрачивать на лечение, начатое после того, как ребенок пошел. Итак, надеюсь, в результате нашего осмотра вы поняли, как важно внимательно следить за состоянием ребенка, отмечать тревожные симптомы и проводить своевременное лечение. Однако не менее важно не торопить развитие малыша, не подгонять его, не пытаться "помочь", а терпеливо ждать, когда он сам захочет и сможет - сесть, встать, пойти... Родительская любовь должна быть внимательной и терпеливой, лишь тогда она принесет достойные плоды, и ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым. 1 В одном из ближайших номеров редакция предполагает опубликовать статью об этапах формирования костно-мышечной системы ребенка, в которой, в частности, будет выражена точка зрения ортопеда на целесообразность и сроки использования различных приспособлений типа кресел, ходунков, рюкзаков-"кенгуру" и т.п. Эксана Трофимова, ортопед ![]() ^ Увы, с этим понятием приходится сталкиваться родителям почти всех малышей. Большинство из них считают дисбактериоз болезнью, но это не так. Почему? Давайте разберемся вместе. ^ Микробный мир, заселяющий пищеварительный тракт человека, многообразен (он представлен более чем 400-500 видами различных бактерий). Между микрофлорой окружающей среды и флорой кишечника происходит постоянный обмен микробами, поэтому этот мир нестабилен, он постоянно меняется. Количество микробов, которые живут в разных отделах желудочно-кишечного тракта, очень велико (например, в желудке содержится около 1000 микробов/мл, в тонкой кишке - 10 000 мк/мл, в подвздошной - приблизительно 100 000 мк/мл, а в толстой - около триллиона мк/мл). Существуют бактерии, которые составляют нормальную, то есть полезную микрофлору кишечника (она бывает постоянной, добавочной, случайной), и опасные микроорганизмы, вызывающие болезнь. У малышей, если они здоровы, около 95-98% микрофлоры кишечника составляют бифидобактерии, так называемые бактероиды и лактобактерии. Это микроорганизмы, которые живут в нем постоянно. Существуют и случайные бактерии, которые проходят через кишечник транзитом и не всегда вызывают болезнь (их называют условно-патогенными микробами), они составляют лишь 1-4% от общего количества биомассы. Баланс между разными группами микроорганизмов очень важен для здоровья малыша, но не все отклонения от нормы являются "болезненными". Однако появление этих изменений говорит о том, что условия существования и работы микроорганизмов нарушены. Например, если малыш не переносит молочные продукты (а значит, их ему не дают), у него появляется дефицит молочнокислых бактерий. ^ Нормальная микрофлора выполняет очень важную для организма малыша работу.
^ Желудочно-кишечный тракт новорожденного стерилен в течение 10-20 часов после рождения. В первые 2-4 дня жизни его заселяют различные микробы, в первую очередь лактобактерии из родовых путей мамы, бифидобактерии, а затем условно-патогенные микробы, которые попадают к малышу из внешнего мира и питания, которое он получает. В течение первого месяца жизни малыша исследовать состав микрофлоры бессмысленно, ведь ее выработка только-только налаживается. Определить, все ли благополучно обстоит с микрофлорой кишечника, специалисты могут начиная со второго месяца жизни. ^ Прежде всего грудное вскармливание. В состав грудного молока входит много соединений (таких, как лизоцим, лактоза), которые стимулируют рост и размножение бифидо- и лактобактерии. Вот почему у малышей, которых поздно приложили к груди или слишком рано перевели на смешанное или искусственное вскармливание, повышается риск нарушений состава микрофлоры. У таких детишек появляется дефицит нормальных бактерий и избыток условно-патогенных (например, стафилококков, энтерококков), которые могут вызвать кишечную инфекцию. Особенно опасны для бифидо- и лактобактерии антибиотики (ампицилин, ампиокс). Вот почему назначать их малышам надо только в том случае, если иначе поступить уже невозможно. Если в рационе малыша недостаточно кисло-молочных и белковых продуктов, у него может появиться дефицит лактобактерии. Содержание нормальной флоры зависит и от того, насколько хорошо работает желчный пузырь, печень, поджелудочная железа, пищеварительные соки которых служат средой для ее размножения. Состав микрофлоры нарушают инфекционные болезни желудочно-кишечного тракта (например, дизентерия, сальмонеллез). ^ В медицине термином дисбактериоз обозначают изменения в составе микрофлоры кишечника. Речь идет о нарушении количества его обитателей и баланса между полезными и опасными бактериями. Этот процесс - следствие каких-либо событий в организме. Существует несколько видов дисбактериоза:
Есть болезни, которые обязательно вызывают у малышей дисбактериоз кишечника;
Всегда ли опасен дисбактериоз кишечника? Изменения состава микрофлоры - это лишь следствие каких-то событий в организме. Такого заболевания, как "дисбактериоз кишечника", нет. В каждом конкретном случае, когда лабораторные анализы показывают изменения в микрофлоре, нужно искать причину. Чаще встречается временный дисбаланс, который исчезает сам по себе и не влияет на самочувствие малыша. Проблемы начинаются тогда, когда исследование выявляет большое количество таких микробов, как, например, золотистые стафилококки, протей, клебсиеллы, энтерококки, которые могут стать либо возбудителем воспалительного процесса в кишечнике, либо - аллергеном. Часто бывает, что причиной аллергических болезней малышей, особенно атопического дерматита, становится нарушение состава микрофлоры. Наиболее серьезные последствия длительного дисбактериоза - снижение защитных функций организма, появление воспалительных заболеваний и аллергических реакций. ^ Правильнее было бы говорить не о лечении, а о коррекции дисбактериоза, так как лечить в этом случае надо заболевание, которое стало причиной изменений в составе микрофлоры. Коррекция этих нарушений - часть комплекса лечения основной болезни, его назначает педиатр, гастроэнтеролог, аллерголог или инфекционист, в зависимости от того, какое заболевание вызвало дисбактериоз. В распоряжении врачей есть целый арсенал средств, которые делятся на 2 группы:
Поддерживать состав микрофлоры на должном уровне помогут и специальные продукты: кисло-молочные смеси, обогащенные бифидо- и лактобактериями ("НАН с бифидобактериями", "Лактофидус", "Бифидок", "Нарине"). Итак, получается, что дисбактериоз - это не болезнь, а состояние микрофлоры кишечника, которое бывает вызвано различными причинами. Его коррекция либо не требуется вовсе (состав микрофлоры может восстановиться сам по себе), либо проводится в комплексе лечения основного заболевания. В любом случае только врач сможет решить, требуется малышу лечение или нет. Людмила Мазанкова, врач-педиатр ![]() ^ В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным - от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей. Давайте попробуем немного подробнее поговорить о том, что же такое ПЭП, как проявляется, как с этим бороться, чтобы избежать различных неприятных последствий, каким образом предупредить возникновение у малыша болезни. Клинически ПЭП проявляется следующими пятью синдромами:
У одного ребёнка может быть как какой-либо изолированный синдром, так и сочетание нескольких (о проявлениях каждого из синдромов мы поговорим несколько ниже). В течение болезни различают следующие периоды:
Следует отметить, что чем раньше начато лечение, тем меньшие изменения происходят в головном мозге, тем благоприятнее исход и последствия менее тяжелы. Если же лечение начинается лишь в резидуальном периоде, то эффект от лечения минимальный. Теперь немного поговорим о тех причинах, которые могут привести к развитию перинатальной энцефалопатии. ^ Не вызывает сомнения тот факт, что произвести на свет здорового ребёнка может только здоровая женщина. Многие заболевания будущей мамы (хронические заболевания желудка, почек, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, пороки развития сердечно-сосудистой системы), инфекции, перенесённые во время беременности, могут привести к кислородному голоданию плода, а самым чувствительным органом, страдающим от недостатка кислорода, является головной мозг, так как все обменные процессы, происходящие в нём, нуждаются в обязательном присутствии кислорода. Большую роль в развитии плода играет течение беременности, а такие осложнения, как:
Роды - самый физиологический процесс и, вместе с тем, самый огромный фактор риска в развитии ПЭП. Любые отклонения в родах могут вызвать поражение головного мозга (преждевременные и запоздалые, стремительные роды, и, наоборот, слабость родовой деятельности; рождение двух и более детей; "кесарево сечение" - здесь головной мозг страдает в период действия наркоза; обвитие ребёнка пуповиной вокруг шеи). Поэтому от того, как женщина подготовится к родам морально и физически, будет зависеть здоровье и судьба её ребёнка. Состояние ребёнка при рождении во всём мире оценивается по единой методике, так называемой шкале Апгар (по фамилии автора). Оценивают такие показатели, как частота дыхания, сердцебиение, рефлексы, цвет кожных покровов и крик ребёнка. Каждый показатель может иметь от 0 до 2 баллов, оценку состояния производят на первой и пятой минутах жизни. От того, сколько баллов получил малыш по Апгар, можно судить о его состоянии:
А теперь подробнее остановимся на клинических проявлениях различных синдромов. ^ Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости чаще встречается при лёгкой степени поражения мозга (как правило, при рождении такие дети имеют 6-7 баллов по Апгар) и проявляется беспокойным поверхностным сном; удлинением периодов бодрствования, нехарактерным для новорождённых; трудностью засыпания; частым "беспричинным" плачем; тремором (подёргиванием) подбородка и конечностей; повышением рефлексов; вздрагиванием; повышением или понижением мышечного тонуса. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком, осмотре неонатолога или невропатолога и дифференцируется, как правило, с судорожным синдромом при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), в последнем случае на ней отмечаются участки повышенной активности и снижение порога возбудимости. ^ в остром периоде, как правило сочетается с синдромом угнетения или коматозным, возникает вследствие гипоксического отёка мозга или внутричерепных кровоизлияний. Проявляется в первые дни жизни тонико-клоническими или тоническими судорогами, отличающимися кратковременностью, внезапным началом, отсутствием закономерности повторения и зависимости от состояния сна или бодрствования, кормления и других факторов. Судороги могут быть в виде мелкоразмашистого тремора, кратковременной остановки дыхания, автоматических жевательных движений, кратковременной остановки дыхания, тонического спазма глазных яблок, имитации симптома "заходящего солнца". Продолжение... Ирина Быкова, [email protected], детский врач и по совместительству мама двоих детей. ^ - один из наиболее часто встречающихся в клинике поражения головного мозга, обусловлен избыточным накоплением спинно-мозговой жидкости (ликвора) в желудочках мозга и под его оболочками, возникающий в результате препятствия оттоку, избыточного образования и нарушения обратного всасывания ликвора. Для того, чтобы лучше понять суть этого процесса, давайте подробнее остановимся на анатомии (строении) головного мозга и механизмах оттока жидкости из него. Головной мозг человека имеет несколько полостей, называемых желудочками (крупных 4), они соединены между собой и заполнены специальной жидкостью (ликвором), которая вырабатывается особыми структурами - сосудистыми сплетениями из притекающей по артериям крови. Затем ликвор всасывается в венозные сосуды, замещаясь новым. Головной мозг, учитывая его высокую потребность в кислороде, нуждается в усиленном кровоснабжении, поэтому, кровь в него притекает по четырём крупным артериям, и обратно оттекает по венам. Для правильного функционирования головного мозга обязательна хорошая перемещаемость ликвора по желудочкам и между оболочками головного мозга, хорошая всасываемость его в венозную сеть и отток крови из мозга по венам. При нарушении в каком-либо звене ликвородинамики затрудняется отток избыточной жидкости, она скапливается в желудочках мозга, расширяя их, между оболочками. Вены переполняются кровью, причём у ребёнка первого года жизни увеличивается не только размер желудочков мозга, но и размер головы. Большой родничок увеличивается в размерах, выбухает, пульсирует, расходится саггитальный шов, но именно это помогает ребёнку долго компенсировать избыточное накопление жидкости. Гидроцефалия - это "водянка" мозга, лишняя жидкость. Гипертензия - это повышение давления, возникающее вследствие давления жидкости на вещество мозга. Оба компонента тесно взаимосвязаны между собой, и имеют общее название - "гипертензионно-гидроцефальный синдром". Следует отметить, что данный синдром может возникнуть как вследствие органического поражения головного мозга ("механической" закупоркой оттока жидкости опухолью или гематомой), так и неорганического поражения, связанного со снижением сосудистого тонуса, в частности венозного, что приводит к затруднению оттока избыточной жидкости и переполнению желудочков мозга. Клинически гипертензионно-гидроцефальный синдром проявляется следующими признаками: дети первого года жизни вялые, слабые, плохо сосут и быстро устают; частая рвота "фонтаном"; пронзительный плач, больше похожий на стон; напряжение, выбухание родничка; расхождение черепных швов; повышение мышечного тонуса в конечностях, особенно в ногах; судороги; атрофия зрительных нервов. У детей старше года (с закрытыми родничками) признаки внутричерепной гипертензии могут развиваться очень быстро, проявляются они сильными, приступообразными головными болями, чаще по утрам, со рвотой, не приносящей облегчения. Меняется поведение детей, вначале они беспокойные, их раздражает любой внешний раздражитель (яркий свет, громкий звук и так далее), затем дети становятся вялыми, малоподвижными. Иногда наблюдается фиксированное положение головы, страдальческое выражение лица. На глазном дне отмечаются застойные явления, снижение остроты зрения. Необходимо отметить, что у детей любого возраста могут возникать так называемые, транзиторные (преходящие), колебания ликворного давления. Головная боль, тошнота, головокружение и другие симптомы могут быть проявлением как множества функциональных нарушений деятельности головного мозга, так и различных опухолей (как доброкачественных, так и злокачественных), абсцессов, гематом, инфекционных и прочих заболеваний. В зависимости от причин возникновения гипертензионно-гидроцефального синдрома, будет разным и лечение - от медикаментозного, направленного на улучшение оттока жидкости, до хирургического, устраняющего причину окклюзии (закупорки) оттока ликвора. Для того, чтобы установить истинную причину гипертензионно-гидроцефального синдрома, необходимо провести комплексное клиническое обследование ребёнка. У детей первого года жизни важное значение имеет ежемесячный прирост окружности головы (у детей первого полугодия, в среднем, на 2 см в месяц, у детей второго полугодия - на 1 см в месяц). Для сравнения приведу несколько цифр: нормальная окружность головы у доношенного здорового ребёнка 34-36 см при рождении (обычно у мальчиков на 1-2 см больше, чем у девочек), в 3 месяца - 38-42 см, в 6 месяцев - 42-46 см, в 12 месяцев - 46-48 см, в полтора года - 46-50 см, в 2 года - 48-52 см. Здесь необходимо отдельно остановиться на группе детей, у которых окружность головы несколько превышает средневозрастные нормы, и при отсутствии каких-либо признаков поражения головного мозга можно не волноваться. (Дети, перенесшие на первом году рахит, а так же дети, чьи родители имеют такую конституцию --так называемая наследственная макрокрания - необходимо провести дифференциальную диагностику с гипертензионно- гидроцефальным синдромом, и при отсутствии расширения желудочков, не требуется назначения лечения.) Для уточнения причины заболевания необходимо провести следующее аппаратное обследование:
Необходимы осмотры такими специалистами, как офмальмолог, невропатолог, психиатр (длительно текущий гипертензионно-гидроцефальный синдром может привести к атрофии коры головного мозга и, впоследствии, к задержке психического, умственного развития), нейрохирург. Лечение, в зависимости от причин, вызвавших заболевание, может быть медикаментозным (дегидратационная терапия диакарбом в сочетании с сосудистыми препаратами, массажем и физиолечением) и хирургическим (удаление образования, мешающего оттоку жидкости или, при невозможности провести такую операцию, показано шунтирование желудочков мозга - вставляется шунт - специальная трубочка), с помощью которого ликвор оттекает из желудочков мозга прямо в нижний отдел спинно-мозгового канала. Вернёмся к описанию синдромов поражения головного мозга, так как гипертензионно-гидроцефальный синдром редко бывает изолированным, а часто сочетается с синдромом угнетения или коматозным. ^ проявляется вялостью, гиподинамией, снижением спонтанной активности, общей мышечной гипотонией, угнетением рефлексов новорождённых, снижением рефлексов сосания и глотания. Данный синдром характеризует течение острого периода перинатальной энцефалопатии и к концу первого месяца жизни обычно исчезает. Но может явиться предвестником отёка мозга и развития коматозного синдрома. ^ является проявлением крайне тяжёлого состояния новорождённого (по шкале Апгар такие дети имеют 1-4 балла). В клинической картине выражены вялость, адинамия, снижение мышечного тонуса до атонии, врождённые рефлексы не выявляются, зрачки сужены, реакция на свет незначительная или отсутствует вовсе, "плавающие" движения глазных яблок, нет реакции на болевые раздражители. Дыхание аритмичное, с частыми апноэ (остановками), брадикардия (урежение частоты сердечных сокращений), тоны сердца глухие, пульс аритмичный, артериальное давление низкое, отсутствуют рефлексы сосания и глотания. Такое состояние новорождённого требует неотложной терапии и крайне неопределённо в плане развития и здоровья ребёнка. Итак, перинатальная энцефалопатия - диагноз, устанавливаемый детям первого года жизни с неуточнённой формой заболевания головного мозга, характеризующийся различными синдромами. Это приводит к нарушению адаптации, а иногда - и к инвалидизации. Успех лечения зависит от ранней диагностики и правильно подобранной схемы приёма препаратов. ^ Когда в организм проникает повреждающий фактор (патоген, антиген), он пускает в ход обширный арсенал защитных средств (реакций). Если они работают нормально, возникшее повреждение или быстро устраняется (рана заживает), или вовсе не проявляется (корь, полиомиелит, дифтерия, столбняк) в том случае, если сделана прививка. Функцию распознавания и устранения чужого (не своего) материала, который попадает в организм, выполняет иммунитет. Наиболее опасными чужеродными агентами, которых необходимо распознать и удалить, для нашей иммунной системы являются микроорганизмы (патогенные бактерии и вирусы), вызывающие инфекционные болезни. ^ Иммунная система человека состоит из нескольких звеньев, и каждое из них выполняет свою функцию. Передний край обороны - специализированные клетки, которые называются фагоцитами. Они располагаются в кожном эпителии, на слизистых оболочках, в том числе в клетках крови. Фагоциты поглощают чужеродные частицы, и этот процесс в организме называется фагоцитозом. Однако борьба не всегда бывает успешной, и тогда в работу включаются другие механизмы защиты. Для этого в костном мозге человека вырабатываются специальные клетки, так называемые Т-лимфоциты. Существуют Т-лимфоциты - "помощники", которые помогают другим клеткам иммунной системы справляться с патогенами, и Т-лимфоциты -"убийцы" (или Т-киллеры), они уничтожают чужеродные клетки сами. Если и этой линии защиты не удается справиться со своей задачей, Т-лимфоциты по специальным связям (рецепторам) сообщают о чужеродном веществе Другим клеткам - В-лимфоцитам. Они обладают способностью вырабатывать антитела (иммуноглобулины), которые и завершают функцию обезвреживания: антитело соединяется с антигеном - результатом является гибель последнего. Особенностью этого звена иммунной системы является то обстоятельство, что и Т- и В-лимфоциты запоминают чужое вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече уничтожают его сразу, то есть болезнь не развивается. Это состояние носит название иммунологической - памяти. Недостатком такого барьера является лишь то, что каждая зрелая В-клетка "посвящает" себя синтезу только одного вида антител. Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию. Они обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: А, М, G, D, Е.
Такая "многоэтажная" защита позволяет предотвратить огромное количество заболеваний. Болезнь развивается только в случае отказа одного или нескольких звеньев системы. Становление барьеров иммунитета у всех людей происходит по-разному, и, как правило, заболевает тот, кто имеет дефицит какого-либо элемента иммунной системы. ^ Каждому этапу развития детей соответствует определенный уровень развития иммунной системы. Именно от этого зависит, чем и в каком возрасте малыши болеют и как реагируют на агрессию внешнего мира. По аналогии с развитием мозга процесс созревания иммунной системы продолжается у детей многие годы. Память нейронная и память иммунологическая не наследуются, но приобретаются человеком с возрастом. Плод начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины между 10-й и 12-й неделями внутриутробного развития. Он синтезирует значительное количество иммуноглобулинов G сам и, кроме того, получает их через плаценту от мамы. Материнские антитела класса G защищают новорожденных и детей первых месяцев жизни от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, которые вызывают менингит, скарлатину, ревматизм и столбняк. Если микробы или вирусы, проникающие через плаценту, атакуют плод, его иммунная система отвечает увеличением количества иммуноглобулина М. Повышение содержания этого иммуноглобулина в крови пуповины свидетельствует о том, что малыш болен. Выработка иммуноглобулина А начинается только с четвертого месяца жизни ребенка, и лишь к 4 годам его показатели приближаются к значениям взрослых. Эти антитела не проникают через плаценту, а значит, у малышей есть физиологический дефицит иммуноглобулина А. Таким образом, слизистые оболочки полости рта, дыхательных путей и пищеварительного тракта детей лишены первого иммунного барьера. Природа восполняет этот дефицит, если ребенок получает грудное молоко, ведь иммуноглобулин А содержится в нем в достаточных для защиты ребенка количествах. ^ Подрастая, малыши проходят через несколько критических периодов развития иммунологического ответа, когда на воздействие антигена иммунная система дает парадоксальный, то есть необычный ответ: он может быть либо недостаточным для защиты (иммунодефицит), либо чрезмерным (аллергия).
Любовь Харитонова, врач-педиатр. ![]() ^ Рацион ребенка от 1 года до 3 летТеперь, когда мы знаем основные качественные, энергетические и биологические характеристики пищи, давайте вместе подумаем, как из доступных продуктов сделать многообразный и полноценный рацион для вашего малыша. Сначала о том, сколько жидкости (воды) требуется ребенку. В возрасте от 1 года до 2 лет он должен получать 95 мл жидкости на 1 кг массы тела, в возрасте от 2 до 3 лет — 60 мл. Поэтому в дневном рационе ребенка не менее пяти блюд должны быть жидкими (молоко, кофе с молоком, чай на завтрак, первое и третье блюда — в обед, сок — в полдник, простокваша, кефир — на ужин). Но во время ужина ребенку лучше пить поменьше. Утолять жажду перед сном можно фруктами и ягодами. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 года в среднем 1000–1200 мл, от 1, 5 года до 3 лет — 1200–1400 мл. При распределении калорийности питания советуем придерживаться следующей схемы. На завтрак должно приходиться 30%, обед — 35%, полдник — 15%, ужин — 20% общего количества калорий (в возрасте от 1 до 1,5 года — 1250–1300 ккал, от 1,5 года до 3 лет — 1400–1500 ккал в сутки). При этом ежедневная потребность в источниках питания (на 1 кг массы тела) составляет: в белках — 4 г, жирах — 4 г, углеводах — 15–16 г. Другими словами, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4. После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в меню ежедневно. Молока ребенку требуется не менее 500–600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд). Кисломолочные продукты детям так же полезны, как и на 1-м году жизни. Творог и сыр — источники полноценных белков и жиров, они хорошо перевариваются и усваиваются. Однако в натуральном виде творог можно давать только из молочной кухни или приготовленный дома из свежего кефира. Сыр детям до полутора лет лучше предлагать только неострых, некопченых, мягких сортов. Сливки и сметана слишком богаты жиром, поэтому их не дают ребенку в натуральном виде. Заправляйте ими супы, готовьте с ними соусы. Сметану из магазина необходимо термически обрабатывать. В приложении 8 приведен набор продуктов на каждый день, но это не значит, что ребенок, например, ежедневно должен съедать 40 г творога, 5 г сметаны и 3 г сыра. Лучше всего давать их 2–4 раза в неделю, но в больших количествах. Если сегодня он съел 100-граммовый сырник и 30 г сметаны, то в следующие дни эти продукты будут отсутствовать на его столе. Мясо или рыбу нужно подавать ребенку ежедневно. Дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы. Давайте им эти “деликатесы”, но только в том случае, если они свежие. Можно рекомендовать детские мясные консервы (непременно следя за сроком их годности и никогда не пользуясь уличной торговлей). Рыба — ценный продукт питания, в ней содержатся легкоусвояемые белки. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет можно давать любую нежирную морскую рыбу и все виды речной. Не очень полезны жирные деликатесные сорта рыб — палтус, осетрина, лосось, семга, угорь, а также рыбные консервы и икра. Они плохо перевариваются и к тому же могут вызывать аллергические реакции. Ребенку в раннем возрасте необходимо в сутки 35–100 г мяса и 25–30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4–5 дней давать мясо (по 100–130 г) и 2–3 дня — рыбу (по 70–100 г). Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только желток. И все же будьте осторожны: у некоторых малышей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца. Яйца дают маленьким детям по-прежнему только в крутом виде или омлетах, запеканках, сырниках. Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержатся овомукоид и авидин — вещества, подавляющие действие пищеварительных ферментов. При термической обработке эти соединения разрушаются, и белок яйца усваивается практически полностью. Целесообразно давать одно яйцо через день-два. Всем детям раннего возраста полезно растительное масло. Но обращаем ваше внимание на то, что при термической обработке (например, во время жаренья) растительные масла быстро окисляются и теряют многие свои полезные качества. Поэтому их лучше использовать в натуральном виде, заправляя ими салаты и овощные пюре. Причем для заправки блюд лучше применять нерафинированные масла. Содержащиеся в них фосфолипиды улучшают обмен веществ. Сливочное масло лучше добавлять в каши или мазать на хлеб. Использовать его для жаренья не стоит, так как при нагревании оно теряет свои ценные качества. Ребята очень любят баранки, сухари, бублики. Наиболее полезен хлеб из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Он богат витаминами группы В и растительными белками. Крупы в качестве источника растительного белка, витаминов и минеральных солей также необходимы детям. Из круп в раннем возрасте первое место занимают гречневая и овсяная. Но теперь можно ввести в рацион ячневую, перловую, рисовую, реже — пшенную крупы. Макаронные изделия менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легко перевариваются. Кроме того, дети, как правило, любят макароны. Однако их не стоит включать в рацион малышей, масса тела которых находится на пределе избыточности. Горох, фасоль, бобы, чечевица из-за грубой клетчатки и того, что они “пучат”, редко используются в питании малышей. Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. От года до трех его количество в среднем не должно превышать 50 г в сутки. Вообще, ограничение сладкого должно стать для вас законом. Не поощряйте знакомых и родных, которые приносят в качестве гостинца конфетку, тем более шоколад. Это ненужное лакомство в таком возрасте. Оно вызывает аллергические реакции, портит зубы, повышает возбудимость нервной системы. Уж если давать ребенку сладкое, то пусть это будет мармелад или пастила, но только в небольших количествах — не более 10–15 г в сутки. Чрезвычайно полезны ребенку овощи, фрукты, зелень. И не только из-за содержания в них большого количества витаминов, минеральных веществ, пектина, клетчатки, углеводов, но и потому, что они выравнивают кислотно-щелочное состояние организма. Изменение его в сторону кислотности или щелочности приводит к различным заболеваниям. Овощи можно давать малышу самые разнообразные — морковь, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, тыкву, цветную капусту, зеленый лук. Необходимо добавлять в еду зелень — петрушку, сельдерей, укроп. Хорошо влияет на пищеварение кисель из ревеня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() МДОУ ЦРР ДС № 378 |
![]() |
Ухо-горло-нос: актуальные вопросы лор-врачу |
![]() |
Слуховой анализатор Клиническая анатомия уха Наружное ухо (auris externa) Среднее ухо (auris media) |
![]() |
Клинические протоколы диагностики и лечения стоматологических больных (взрослое население) Определение статуса стоматологического здоровья: кариес, пломбоудаление (далее кпу), комплексно-периодонтальный... |
![]() |
Если «кусок в горло не лезет» |
![]() |
Он везде и он повсюду, вы поверьте в это «чудо»! |
![]() |
Е. А. Горло кфн, доц каф немецкого языка тгпи |
![]() |
Первая медицинская помощь Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного... |
![]() |
Республики Беларусь Микрореакция преципитации с плазмой или инактивированной сывороткой (далее – мрп) или тест быстрых... |
![]() |
Попадание инородного тела в глаз, ухо, дыхательные пути, пищевод |
![]() |
«Мой удивительный нос» |