Методическая разработка icon

Методическая разработка





Скачать 0.61 Mb.
Название Методическая разработка
страница 1/3
Дата 04.03.2013
Размер 0.61 Mb.
Тип Методическая разработка
  1   2   3
ГБОУ ВПО

«Ставропольская государственная медицинская академия

Минздрава России»

Кафедра поликлинической педиатрии


«Утверждаю»

заведующая кафедрой

поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________ 20__г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Педиатрия»

со студентами 4 курса специальности «Стоматология».


Занятие №13 «ОРЗ у детей. Общая характеристика основных синдромов при ОРВИ (катаральный, гипертермический, бронхообструктивный, нейротоксический). Острые пневмонии у детей. Этиология. Клинические проявления, дифференциальная диагностика, принципы лечения».


^

Обсуждена на заседании кафедры


«______»_______________20 г.

протокол №


Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Лагодиной Н.А.

«______»_______________ 20 г.

Ставрополь, 20 г.


Занятие №13 «ОРЗ у детей. Общая характеристика основных синдромов при ОРВИ (катаральный, гипертермический, бронхообструктивный, нейротоксический). Острые пневмонии у детей. Этиология. Клинические проявления, дифференциальная диагностика, принципы лечения».

2. Актуальность темы (мотивация): ОРВИ большая группа острозаразных вирусных болезней, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей.

В эту группу заболеваний относят грипп, парагрипп, риновирусную, аденовирусную, респираторно-синтициальную, реовирусную инфекции, некоторые варианты энтеровирусных заболеваний, сопровождающихся поражением дыхательных путей. ОРВИ – самые распространенные на земном шаре заболевания. Наибольшая заболеваемость приходится на детей второго полугодия и первых трех лет жизни. Повторные заболевания существенно влияют на развитие ребенка, приводят к ослаблению защитных сил организма, способствуют формированию хронических очагов инфекции, вызывают аллергизацию организма, препятствуют проведению профилактических прививок, отягощают преморбитный фон, задерживают физическое и психомоторное развитие.

Столь частая заболеваемость ОРВИ в детском возрасте выдвигает эту проблему в число наиболее актуальных в педиатрии.

Острые бронхиты и пневмонии у детей - одни из наиболее часто встречающихся патологических состояний, особенно в возрасте от 1 года до 5 лет. Известно, что разви­тие острых бронхитов отмечается у 20% детей, болевших ОРВИ. Пневмонии встреча­ются значительно реже - 2% от общего числа ОРВИ у детей первого года жизни, 1 % - у детей от 1 года до 4 лет и 0,8% - у детей более старшего возраста.


3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 Общая цель – изучить группу острых респираторных вирусных инфекций, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей. Разъяснить роль АФО системы органов дыхания и иммунной системы у детей в распространенности ОРВИ в раннем детском возрасте. Изучить эпидемиологические, клинико – лабораторные особенности гриппа, парагриппа, аденовирусной, респираторно-синтициальной и риновирусной инфекции. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диагностики, оказания мер неотложной помощи при гипертермическом, судорожном и нейротоксическом синдромах. Разъяснить значение вакцинопрофилактики гриппа у детей.

Изучить различные морфологические формы, условия инфицирования, течение и осложнения пневмоний раннего, дошкольного и школьного возраста. Изучить этиологию пневмоний в онтогенезе. Разъяснить роль ранней диагностики пневмоний в профилактике осложнений. Изучить алгоритм лечебно – диагностических мероприятий при различных формах пневмоний. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диспансерного наблюдения детей с пневмониями.


3.2 Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

  • современные представления об этиологии и эпидемиологии ОРВИ;

  • критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальной, риновирусной и аденовирусной инфекции у детей;

  • особенности клинической картины ОРВИ у детей раннего возраста;

  • современные методы диагностики ОРВИ;

  • дифференциальный диагноз острых респираторных вирусных инфекций;

  • меры оказания неотложной помощи при гипертермическом, судорожном и нейротоксическом синдромах;

  • алгоритмы лечебно- организационных мероприятий при ОРВИ;

  • современные представления о вакцинопрофилактике гриппа и других респираторных заболеваний;

  • схемы диспансерного наблюдения и реабилитации детей, перенесших ОРВИ.

  • современные представления о классификации пневмоний;

  • этиологию пневмоний в онтогенезе;

  • предрасполагающие факторы к развитию пневмонии у детей, патогенез заболевания и развития осложнений;

  • критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) очаговой и сегментарной пневмонии;

  • различные диагностические программы для выявления острой очаговой пневмонии, алгоритмы лечебно- организационных мероприятий при данной морфологической форме заболевания;

  • критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) крупозной пневмонии;

  • различные диагностические программы, алгоритмы лечебно – организационных мероприятий при крупозной пневмонии;

  • критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) интерстициальной пневмонии;

  • различные диагностические программы, алгоритмы лечебно – организационных мероприятий при интерстициальной пневмонии;

  • основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями (пневмококковые, стрептококковые, стафилококковые, клебсиеллезные, микоплазменные, орнитозные, хламидийные и пр. пневмонии);

  • роль иммунно – эндокринной недостаточности в возникновении осложнений пневмоний;

  • внелегочные осложнения пневмоний (инфекционно – токсический шок, сердечно – сосудистая недостаточность, респираторный дистресс – синдром, ДВС – синдром);

  • легочные осложнения пневмоний;

  • дифференциальная диагностика пневмоний;

  • лечение больных пневмонией на дому;

  • лечение больных пневмонией в стационаре, показания к госпитализации;

  • современные представления об антибактериальной терапии пневмоний, особенностях лечения больных с токсикозом, дыхательной и сердечно – сосудистой недостаточностью.




Студент должен уметь:

  • собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

  • провести клиническое и антропометрическое обследование ребенка;

  • провести обследование ребенка с целью выявления острого респираторного заболевания;

  • определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

  • произвести расчет и коррекцию питания детей с учетом данного заболевания;

  • составить режим дня для детей различных возрастов с учетом клинических проявлений заболевания;

  • составить индивидуальный календарь профилактических прививок.

  • провести обследование ребенка с целью выявления пневмонии;

  • определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

  • произвести расчет и коррекцию питания детей с острой пневмонией, составить режим дня;

  • составить план лечебно – диагностических мероприятий у детей различных возрастов с острой пневмонией.


^ 4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной и патологической физиологии, нормальной и патологической анатомии, пропедевтики детских болезней, детских болезней, детской оториноларингологии, клинической фармакологии.

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во вне учебное время:

5.1 Формулировка вопроса:

  1. Определение понятия ОРВИ. Актуальность проблемы ОРВИ. Этиология и эпидемиология острых респираторных вирусных инфекций. Современные представления о механизмах развития ОРВИ.

  2. Клинико – диагностические критерии гриппа, особенности течения заболевания у детей раннего возраста.

  3. Клинико – диагностические критерии парагриппа, особенности течения заболевания у детей раннего возраста.

  4. Клинико – диагностические критерии аденовирусной инфекции.

  5. Клинико – диагностические критерии респираторно – синтициальной инфекции у детей.

  6. Клинико – диагностические критерии риновирусной инфекции у детей.

  7. Современная лабораторная диагностика ОРВИ.

  8. Дифференциальный диагноз ОРВИ.

  9. Принципы лечения и реабилитации детей с ОРВИ.

  10. Лихорадка и меры неотложной помощи при гипертермическом синдроме.

  11. Нейротоксикоз и меры оказания неотложной помощи.

  12. Судорожный синдром и меры оказания неотложной помощи.

  13. Профилактика патологических состояний, обусловленных развитием ОРВИ.

  14. Диспансерное наблюдение и реабилитация детей, перенесших ОРВИ.

  15. Вакцинопрофилактика гриппа и других респираторных заболеваний.

16. Эиология пневмоний в онтогенезе, современные представления о классификации пневмоний.

17. Предрасполагающие факторы к развитию пневмонии у детей, патогенез заболевания и развития осложнений.

  1. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) очаговой и сегментарной пневмонии.

  2. Различные диагностические программы для выявления острой очаговой пневмонии, алгоритмы лечебно- организационных мероприятий при данной морфологической форме заболевания.

  3. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) крупозной пневмонии.

  4. Различные диагностические программы, алгоритмы лечебно – организационных мероприятий при крупозной пневмонии.

  5. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) интерстициальной пневмонии.

  6. Различные диагностические программы, алгоритмы лечебно – организационных мероприятий при интерстициальной пневмонии.

  7. Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями (пневмококковые, стрептококковые, стафилококковые, клебсиеллезные, микоплазменные, орнитозные, хламидийные и пр. пневмонии).

  8. Роль иммунно – эндокринной недостаточности в возникновении осложнений пневмоний.

  9. Внелегочные осложнения пневмоний (инфекционно – токсический шок, сердечно – сосудистая недостаточность, респираторный дистресс – синдром, ДВС – синдром).

  10. Легочные осложнения пневмоний.

  11. Дифференциальная диагностика пневмоний.

  12. Лечение больных пневмонией на дому.

  13. Лечение больных пневмонией в стационаре, показания к госпитализации;

  14. Современные представления об антибактериальной терапии пневмоний, особенностях лечения больных с токсикозом, дыхательной и сердечно – сосудистой недостаточностью.



^ 6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

  1. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352 с.

  2. «Руководство по инфекционным болезням у детей» под ред. В.Ф. Учайкина. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 824 с.

  3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, Учебник. 5-е издание. В двух томах. Т. 1. – СПб: Питер, 2004. – 823 с. М., 2004 г.

  4. «Актуальная педиатрия» под ред. Н.А. Федько, Ставрополь, 2006.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под редакцией А.А. Баранова, М., 1998 г.

  2. « Болезни детей раннего возраста». Руководство для врачей. – М.: Медпресс-информ под ред. Р.Р. Шиляева, 2002 г.

  3. « Российский медицинский журнал» 2004; 12 ( 13( 213)): 790 – 5.

  4. «Российский педиатрический журнал» 2003; ( 1 ):34 – 9.

^ 7.Аннотация по теме занятия.

Острые респираторные вирусные инфекции
– большая группа острозаразных вирусных заболеваний, которая характеризуется преимущественным поражением различных отделов респираторного тракта, интоксикацией, присоединением бактериальных осложнений.

ОРВИ являются самыми распространенными заболеваниями детского возраста и наносят значительный ущерб здоровью ребенка. ОРВИ составляют во всем мире 60-80% всех инфекционных заболеваний и 30-40% всей детской патологии.

Этиология. Возбудителями ОРВИ могут быть вирусы гриппа (типы А, В и С), парагриппа (4-го типа), аденовирусы (более 40 серотипов), респираторно синцитиальный (РС) вирус, рео- и риовирусы (113 серотипов), энтеровирусы и ассоциации вирусов. Большинство возбудителей – РНК-содержащие вирусы за исключением аденовирусов, в вирион которого входит ДНК. Возбудители ОРВИ не устойчивы во внешней среде (кроме адено- и реовирусов).

Эпидемиология. Источник инфекции: больной человек, путь передачи инфекции – воздушно-капельный и реже контактно-бытовой (для аденовирусов) и фекально-оральный (для энетеро-, рео- и аденовирусов). Входные ворота: слизистая оболочка ротоглотки и других отделов дыхательного тракта (адено- и энтеровирусы так же проникают через слизистую оболочку ЖКТ, риновирусы – через конъюнктиву). Восприимчивость детей к ОРВИ высокая. Сезонность: пик заболеваемости приходится на холодное время года (октябрь – апрель). После перенесенного заболевания формируется типоспецифический иммунитет. Крупные эпидемии гриппа возникают в среднем 1 раз в 3 года, их обычно вызывают новые штаммы вируса. Относительно стойкий иммунитет вырабатывается к адено- и риновирусам, но обилие их серотипов обусловливает повторную заболеваемость.

Различные нозологические формы ОРВИ имеют сходную клиническую симптоматику (катаральные явления, насморк, кашель на фоне повышенной температуры), эпидемиологические и патогенетические закономерности.

Среди основных синдромов ОРВИ выделяют: общеинтоксикационный (вялость, слабость, снижение аппетита, головная боль, боль в мышцах и костях, гиперестезия, нарушения сна и др.), катаральный (ринит, тонзиллит, фарингит, ларингит, конъюнктивит, гипертермический, нейротоксический, бронхообструктивный и судорожный.

4.3.1 Основные патологические синдромы.

Гипертермический синдром.

Лихорадка – защитно-приспособитльная реакция организма на действие патогенных раздражителей, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и температуры тела.

Гипертермией – повышение температуры тела, при котором нет перестройки температурного гомеостаза, т.е. терморегуляция нарушена, разбалансиована.

Регуляция температуры в первую очередь, но не исключительно, осуществляется центром терморегуляции, который локализуется в преоптической области передней части гипоталамуса (ПОПГ) около дна 3-го желудочка. Этот центр отвечает за координацию функций организма, имеющих отношение к теплопродукции и теплоотдаче.

Температурный гомеостаз организма поддерживается динамикой двух основных процессов – теплопродукцией и теплоотдачей.

Теплопродукция зависит от общей метаболической активности, главным компонентом которой является метаболизм скелетных мышц. Реализуется нейроэндокринной системой (в основном гормонами щитовидной железы и надпочечниками) через стимуляцию окислительных (катаболических) процессов в буром жире, мышцах и печени.

Теплоотдача осуществляется испарительным (при испарении воды через кожу и дыхательные пути и потооделении) и неиспарительным путем осуществляется в первую очередь путем изменения кровотока через кожу, особенно в дистальных отделах конечностей путем радиации, кондукции и конвекции).

Этиология. Выделяют 2 группы причин возникноения лихорадки: инфекционные (бактерии, вирусы, микоплазма, хламидии, паразиты, грибы) а так же вакцины (коклюшная, гриппозная, коревая и др.) и неинфекционные (иммунопатологические и опухолевые процессы, внутричерепные травмы и кровоизлияния, тромбозы сосудов, инфаркты и некрозы тканей после инъекций, грануломатозные болезни, прием лекарств, некоторые метаболические заболевания, эндокринные заболевания, наследственные факторы.
^
По степени повышения температуры тела может быть:

  • субфебрильная (до 38,0 0 С);

  • умеренная фебрильная (38,1-39,00 С);

  • высокая фебрильная (выше 39,00 С);

  • гиперпирексическая (выше 41,00 С);

В случае высокой фебрильной температуры и отсутствия эффекта от жаропонижающих средств говорят о гипертермическом синдроме.

Целесообразно у детей различать «белую» и «розовую» лихорадки. ведущим патогенетическим звеном «белой» лихорадки является чрезмерная гиперкатехоламинемия, что приводит к появлению клинических признаков централизации кровообращения: бледность и цианотичность кожных покровов, сухость, мраморность кожи, ощущение холода, озноб, холодные на ощупь конечности, тахикардия, повышение систолического АД, увелчение разницы между аксиллярной и ректальной То (до 1о С и выше). При «розовой», прогностически благоприятная лихорадке кожные покровы розовые, влажные, горячие на ощупь

^ Особенности теплообмена у детей:

  • более высокая теплоотдача по отношению к теплопродукции;

  • резко ограниченная способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а так же повышать теплопродукцию при охлаждении (отсутствие сократительного термогенеза);

  • неспособность давать типичную лихорадочную реакцию
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическая разработка icon Учебно-методическая разработка для клинических ординаторов
Данная методическая разработка может быть использована не только клиническими ординаторами, но и...
Методическая разработка icon Конкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Методическая разработка icon Методическая разработка

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы