|
Скачать 0.61 Mb.
|
ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия Минздрава России» Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующая кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________ 20__г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАк практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами 4 курса специальности «Стоматология». Занятие №13 «ОРЗ у детей. Общая характеристика основных синдромов при ОРВИ (катаральный, гипертермический, бронхообструктивный, нейротоксический). Острые пневмонии у детей. Этиология. Клинические проявления, дифференциальная диагностика, принципы лечения». ^ «______»_______________20 г. протокол № Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Лагодиной Н.А. «______»_______________ 20 г. Ставрополь, 20 г. Занятие №13 «ОРЗ у детей. Общая характеристика основных синдромов при ОРВИ (катаральный, гипертермический, бронхообструктивный, нейротоксический). Острые пневмонии у детей. Этиология. Клинические проявления, дифференциальная диагностика, принципы лечения». 2. Актуальность темы (мотивация): ОРВИ большая группа острозаразных вирусных болезней, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей. В эту группу заболеваний относят грипп, парагрипп, риновирусную, аденовирусную, респираторно-синтициальную, реовирусную инфекции, некоторые варианты энтеровирусных заболеваний, сопровождающихся поражением дыхательных путей. ОРВИ – самые распространенные на земном шаре заболевания. Наибольшая заболеваемость приходится на детей второго полугодия и первых трех лет жизни. Повторные заболевания существенно влияют на развитие ребенка, приводят к ослаблению защитных сил организма, способствуют формированию хронических очагов инфекции, вызывают аллергизацию организма, препятствуют проведению профилактических прививок, отягощают преморбитный фон, задерживают физическое и психомоторное развитие. Столь частая заболеваемость ОРВИ в детском возрасте выдвигает эту проблему в число наиболее актуальных в педиатрии. Острые бронхиты и пневмонии у детей - одни из наиболее часто встречающихся патологических состояний, особенно в возрасте от 1 года до 5 лет. Известно, что развитие острых бронхитов отмечается у 20% детей, болевших ОРВИ. Пневмонии встречаются значительно реже - 2% от общего числа ОРВИ у детей первого года жизни, 1 % - у детей от 1 года до 4 лет и 0,8% - у детей более старшего возраста. 3. Учебные и воспитательные цели: 3.1 Общая цель – изучить группу острых респираторных вирусных инфекций, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей. Разъяснить роль АФО системы органов дыхания и иммунной системы у детей в распространенности ОРВИ в раннем детском возрасте. Изучить эпидемиологические, клинико – лабораторные особенности гриппа, парагриппа, аденовирусной, респираторно-синтициальной и риновирусной инфекции. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диагностики, оказания мер неотложной помощи при гипертермическом, судорожном и нейротоксическом синдромах. Разъяснить значение вакцинопрофилактики гриппа у детей. Изучить различные морфологические формы, условия инфицирования, течение и осложнения пневмоний раннего, дошкольного и школьного возраста. Изучить этиологию пневмоний в онтогенезе. Разъяснить роль ранней диагностики пневмоний в профилактике осложнений. Изучить алгоритм лечебно – диагностических мероприятий при различных формах пневмоний. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диспансерного наблюдения детей с пневмониями. 3.2 Частные цели (задачи). Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной и патологической физиологии, нормальной и патологической анатомии, пропедевтики детских болезней, детских болезней, детской оториноларингологии, клинической фармакологии. 5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во вне учебное время: 5.1 Формулировка вопроса:
16. Эиология пневмоний в онтогенезе, современные представления о классификации пневмоний. 17. Предрасполагающие факторы к развитию пневмонии у детей, патогенез заболевания и развития осложнений.
^ Обязательная:
Дополнительная:
^ – большая группа острозаразных вирусных заболеваний, которая характеризуется преимущественным поражением различных отделов респираторного тракта, интоксикацией, присоединением бактериальных осложнений. ОРВИ являются самыми распространенными заболеваниями детского возраста и наносят значительный ущерб здоровью ребенка. ОРВИ составляют во всем мире 60-80% всех инфекционных заболеваний и 30-40% всей детской патологии. Этиология. Возбудителями ОРВИ могут быть вирусы гриппа (типы А, В и С), парагриппа (4-го типа), аденовирусы (более 40 серотипов), респираторно синцитиальный (РС) вирус, рео- и риовирусы (113 серотипов), энтеровирусы и ассоциации вирусов. Большинство возбудителей – РНК-содержащие вирусы за исключением аденовирусов, в вирион которого входит ДНК. Возбудители ОРВИ не устойчивы во внешней среде (кроме адено- и реовирусов). Эпидемиология. Источник инфекции: больной человек, путь передачи инфекции – воздушно-капельный и реже контактно-бытовой (для аденовирусов) и фекально-оральный (для энетеро-, рео- и аденовирусов). Входные ворота: слизистая оболочка ротоглотки и других отделов дыхательного тракта (адено- и энтеровирусы так же проникают через слизистую оболочку ЖКТ, риновирусы – через конъюнктиву). Восприимчивость детей к ОРВИ высокая. Сезонность: пик заболеваемости приходится на холодное время года (октябрь – апрель). После перенесенного заболевания формируется типоспецифический иммунитет. Крупные эпидемии гриппа возникают в среднем 1 раз в 3 года, их обычно вызывают новые штаммы вируса. Относительно стойкий иммунитет вырабатывается к адено- и риновирусам, но обилие их серотипов обусловливает повторную заболеваемость. Различные нозологические формы ОРВИ имеют сходную клиническую симптоматику (катаральные явления, насморк, кашель на фоне повышенной температуры), эпидемиологические и патогенетические закономерности. Среди основных синдромов ОРВИ выделяют: общеинтоксикационный (вялость, слабость, снижение аппетита, головная боль, боль в мышцах и костях, гиперестезия, нарушения сна и др.), катаральный (ринит, тонзиллит, фарингит, ларингит, конъюнктивит, гипертермический, нейротоксический, бронхообструктивный и судорожный. 4.3.1 Основные патологические синдромы. Гипертермический синдром. Лихорадка – защитно-приспособитльная реакция организма на действие патогенных раздражителей, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и температуры тела. Гипертермией – повышение температуры тела, при котором нет перестройки температурного гомеостаза, т.е. терморегуляция нарушена, разбалансиована. Регуляция температуры в первую очередь, но не исключительно, осуществляется центром терморегуляции, который локализуется в преоптической области передней части гипоталамуса (ПОПГ) около дна 3-го желудочка. Этот центр отвечает за координацию функций организма, имеющих отношение к теплопродукции и теплоотдаче. Температурный гомеостаз организма поддерживается динамикой двух основных процессов – теплопродукцией и теплоотдачей. Теплопродукция зависит от общей метаболической активности, главным компонентом которой является метаболизм скелетных мышц. Реализуется нейроэндокринной системой (в основном гормонами щитовидной железы и надпочечниками) через стимуляцию окислительных (катаболических) процессов в буром жире, мышцах и печени. Теплоотдача осуществляется испарительным (при испарении воды через кожу и дыхательные пути и потооделении) и неиспарительным путем осуществляется в первую очередь путем изменения кровотока через кожу, особенно в дистальных отделах конечностей путем радиации, кондукции и конвекции). Этиология. Выделяют 2 группы причин возникноения лихорадки: инфекционные (бактерии, вирусы, микоплазма, хламидии, паразиты, грибы) а так же вакцины (коклюшная, гриппозная, коревая и др.) и неинфекционные (иммунопатологические и опухолевые процессы, внутричерепные травмы и кровоизлияния, тромбозы сосудов, инфаркты и некрозы тканей после инъекций, грануломатозные болезни, прием лекарств, некоторые метаболические заболевания, эндокринные заболевания, наследственные факторы. ^
В случае высокой фебрильной температуры и отсутствия эффекта от жаропонижающих средств говорят о гипертермическом синдроме. Целесообразно у детей различать «белую» и «розовую» лихорадки. ведущим патогенетическим звеном «белой» лихорадки является чрезмерная гиперкатехоламинемия, что приводит к появлению клинических признаков централизации кровообращения: бледность и цианотичность кожных покровов, сухость, мраморность кожи, ощущение холода, озноб, холодные на ощупь конечности, тахикардия, повышение систолического АД, увелчение разницы между аксиллярной и ректальной То (до 1о С и выше). При «розовой», прогностически благоприятная лихорадке кожные покровы розовые, влажные, горячие на ощупь ^
|
![]() |
Учебно-методическая разработка для клинических ординаторов Данная методическая разработка может быть использована не только клиническими ординаторами, но и... |
![]() |
Конкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |