|
Скачать 76.92 Kb.
|
ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия Минздрава России» Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующая кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________ 20__г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАк практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами 4 курса специальности «Стоматология» Занятие № 14 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Частота сердечных сокращений, границы сердца у детей различного возраста. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Дифференциальная диагностика функциональных и сердечных шумов. Классификация врожденных пороков сердца. Ревматизм: этиология, клинические проявления, «большие» и «малые» критерии ревматизма». ^ «______»_______________20 _ г. протокол № Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И. «______»_______________ 20 _г. Ставрополь, 20 _ г. Занятие № 14 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Частота сердечных сокращений, границы сердца у детей различного возраста. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Дифференциальная диагностика функциональных и сердечных шумов. Классификация врожденных пороков сердца. Ревматизм: этиология, клинические проявления, «большие» и «малые» критерии ревматизма». ^ Формирование сердечно-сосудистой системы ребенка проходит несколько этапов. Возрастные различия откладывают свой отпечаток на течение патологических процессов, в корне отличая их от таковых у взрослых людей. В связи, с чем необходимо отметить важность знания особенностей сердечно-сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды. 3. Учебные и воспитательные цели: 3.1 Общая цель – изучить особенности ССС, структуру патологии ССС у детей, факторы риска патологии сердца и сосудов, основные синдромы и методы диагностики. Разъяснить роль ранней диагностики и профилактики заболеваний ССС. На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам диспансерного наблюдения детей с патологией ССС. 3.2 Частные цели (задачи). Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ : подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов: Анатомия – анатомическое строение сердца Гистология – гистологическое строение сердца Эмбриология – эмбриональное развитие сердца и сосудов Физиология - основные функции сердца и сосудов Патофизиология – патофизиология сердца и сосудов Пропедевтика внутренних болезней – принципы диагностики заболеваний органов сердечно-сосудистой системы. ^
^ Обязательная:
Дополнительная:
7. Аннотация. Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта, легочный ствол), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма: доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, удаление и выделение углекислоты и других продуктов обмена из организма. Сердечно-сосудистая система начинает закладываться на 2 – 3 неделе внутриутробного периода. К концу 1 месяца начинается, а в течение 2 месяца продолжается формирование обоих половин сердца. В конце 4 недели начинают формироваться межпредсердная и межжелудочковая перегородки. На 7 неделе рядом с первичной межпредсердной перегородкой формируется вторичная, прекрывающая первичное овальное отверстие таким образом, что ток крови становиться возможным только в одном направлении – из правого предсердия в левое. Клапанный аппарат сердца возникает после образования перегородок. С конца 5 недели начинает функционировать первичная система кровообращения эмбриона. Кровообращение плода имеет хориальный тип и является автономным по отношении к кровообращению матери. Оксигинированная кровь по пупочной вене попадает к плоду, где направляется к печени. Перед вхождением в нее через широкий и короткий венозный (аранциев) проток отдает существенную часть крови в нижнюю полую вену, а затем соединяется с воротной веной. Пройдя через печень, смешанная кровь через нижнюю полую вену попадает в правое предсердие, а затем через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек и по аорте в большой круг кровообращения. Другая часть смешанной крови из нижней полой вены попадает через правое предсердие в правый желудочек и по легочному стволу направляется к легким. Через артериальный проток, соединяющий легочную артерию с аортой, большая часть крови сбрасывается в большой круг кровообращения. Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты. При рождении происходит перестройка кровообращения:
Сердце у новорожденного относительно велико, правый и левый желудочек относительно равны. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками. Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и подростковом возрасте – от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет. Отделы сердца увеличиваются неравномерно, более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет – все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. До 6 лет форма сердца шарообразная. До 2 – 3 лет сердце расположено горизонтально. Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет. Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражены продольная фибрильность и поперечная исчерченность. До 2 лет происходит редукция мышечных волокон и увеличение диаметра проводящих моноцитов. К 7 – 8 годам происходит окончательная тканевая дифференцировка сердца. К 14 – 15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводящей системы сердца. До 4-летнего возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аримия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями. Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. С возрастом у детей растет систолическое давление, диастолическое имеет только тенденцию к повышению. К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых. ^
^ - тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний; - ситуационные задачи. 9. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки: 9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки; 9.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания; 9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия; 9.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач; 9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза; 9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания. |
![]() |
Учебно-методическая разработка для клинических ординаторов Данная методическая разработка может быть использована не только клиническими ординаторами, но и... |
![]() |
Конкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |
![]() |
Методическая разработка |