Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» icon

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»





Скачать 487.64 Kb.
НазваниеПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
страница1/2
Давидович Л.Р
Дата04.03.2013
Размер487.64 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Московский открытый социальный университет (институт)


Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии


Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии


Авторы: Давидович Л.Р., Гаубих Ю.Г., Гуровец Г.В., Головчиц Л.А., Казанская В.Л., Кириллова Л.И., Селиверстов В.И., Чернышева Е.А., Юганова И.В.


ПРОГРАММА


государственного междисциплинарного экзамена


по специальности 050717

«Специальная дошкольная педагогика и психология»


Москва

2006


Московский открытый социальный университет (институт)


Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии


Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии


Авторы: Давидович Л.Р., Гаубих Ю.Г., Гуровец Г.В., Головчиц Л.А., Казанская В.Л., Кириллова Л.И., Селиверстов В.И., Чернышева Е.А., Юганова И.В.


ПРОГРАММА


государственного междисциплинарного экзамена


по специальности 050717

«Специальная дошкольная педагогика и психология»


Москва

2006


Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»- М., МОСУ, 2006- с.


Авторы:

Кандидат педагогических наук, доцент Давидович Л.Р.

Доцент Гаубих Ю.Г.

Кандидат педагогических наук, профессор Гуровец Г.В.

Кандидат педагогических наук, профессор Головчиц Л.А.

Доцент Казанская В.Л.

Кандидат медицинских наук, доцент Кириллова Л.И.

Кандидат педагогических наук, профессор Селиверстов В.И.

Кандидат педагогических наук, доцент Чернышева Е.А.

Кандидат педагогических наук, профессор Юганова И.В.


Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова Орлова О.С.

Доктор психологических наук, доцент, проректор по научной работе МОСУ Темнова Л.В.


Программа рассмотрена на заседании Совета факультета.

Протокол № 3 от «28» октября 2005г.


Программа утверждена на заседании Ученого совета МОСУ

Протокол № 3 от «29» ноября 2005г.


Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и рекомендациям УМО в области педагогического образования.


Вопросы, вошедшие в названную Программу, соответствуют специальности 050717 в ГОС ВПО и скомпонованы в трех основных образовательных блоках: а) Специальной детской психологии; б) Специальной (коррекционной) дошкольной педагогики; в) Специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В программу также вошли: примерные вопросы и требования к Государственному экзамену и дипломным (выпускным) работам по специальности, дан список рекомендованных учебников и учебных пособий.


МОСУ, 2006


^ Цели государственного междисциплинарного экзамена


Порядок проведения и программа Междисциплинарного государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов РФ по педагогическому образованию.

В программе представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста: педагога – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с разными отклонениями в психофизическом развитии.

Основное значение вопросов, составленных для итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке дошкольных педагогов – дефектологов.

Такой профессионально ориентированный принцип построения программы государственного междисциплинарного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными учебными дисциплинами и их блоками.

Итоговая аттестация выпускников служит для определения теоретической и практической подготовленности педагога – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с разными отклонениями в психофизическом развитии, успешному выполнению им профессиональных задач, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В связи с этим необходимо:

1) проверить знания студентов:

-об анатомо-физиологических, психологических и педагогических условиях нормального развития ребёнка;

-об основах фундаментальных наук о человеке, о закономерностях и особенностях младенческого, раннего детства и дошкольного возраста ребёнка;

-о видах дизонтогенеза;

-об общих и специфических характеристиках нарушений развития при различных видах дизонтогенеза;

-о структуре разных отклонений в развитии детей: с недостатками интеллектуального и психического развития, с недостатками речи, слуха и зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и особенностями поведения;

-об особенностях психического развития детей с различными видами нарушений (сенсорными, интеллектуальными, двигательными, эмоционально-личностными и т.д.);

-об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-
педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии: в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения; в условиях массовых и специальных дошкольных учреждений, на специальных занятиях и вне их; в разных видах деятельности и в условиях семейного воспитания;

-о нормативно-правовых документах и методических материалах, регулирующих деятельность специальных учреждений и групп для детей с разными отклонениями в развитии, направления и содержание комплексной коррекционно-развивающей работы разных специалистов по воспитанию и обучению таких детей;

-об истории, современном состоянии и
перспективах развития практической помощи детям с отклонениями в развитии в нашей стране и за рубежом.

2) выявить:

- способность применения в процессе психолого-педагогического изучения проблемного ребенка адекватных методик с целью определения вида нарушения и степени его выраженности;

- навыки качественного анализа добытых в процессе изучения экспериментальных данных;

- умения определения структуры нарушения в каждом конкретном случае и составлении маршрута специального психолого-педагогического сопровождения ребенка;

-понимание сути и направлений коррекционно-педагогической работы,
общих и отличительных принципов этой работы в зависимости от разной
структуры дефекта у детей с разными отклонениями в развитии;

-владение приёмами изучения и коррекционной психолого-педагогической работы с разными категориями детей;

- понимание связи дошкольной психологи и педагогики с общей и дошкольной
педагогикой, связь специальной дошкольной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний.

3) определить:

-личностные и профессиональные качества студента, позволяющие работать с проблемными детьми в условиях выраженного дефицита нормального общения этих детей с окружающими;

-способности методиста и организатора в области специального дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.


^ Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации- русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются:

в области социально-педагогической деятельности:

планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе воспитания;

установление контакта с родителями, оказание им помощи в семейном воспитании;

оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

работа по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста с учетом коррекции отклонений в развитии;

реализация личностно-ориентированного подхода к развитию детей дошкольного возраста;

в области психопрофилактической деятельности:

проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом;

оказание психологической помощи семьям обучающихся;

оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

в области психодиагностической деятельности:

психолого-педагогическое изучение детей с разными отклонениями в развитии;

дифференциальная психолого-педагогическая диагностика разных нарушений развития с целью выбора необходимых условий, содержания и технологий коррекционно-педагогической работы;

в области воспитательной деятельности:

коррекция личностных нарушений у детей дошкольного возраста, формирование у них духовных и нравственных ценностей на основе индивидуального подхода;

применение современных педагогических технологий;

в области консультативной деятельности:

консультирование родителей и педагогов, детей с отклонениями в развитии по проблемам их изучения, развития, воспитания и образования;

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры;

в области организационно-управленческой деятельности:

укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательной работы;

ведение документации;

организация контроля за результатами воспитания;

установление контакта с родителями, оказание им помощи в семейном воспитании;

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации коррекционных образовательных программ;

выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

в области научно-методической деятельности:

систематическое повышение квалификации;

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.


^ Методические рекомендации по подготовке к экзамену


Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» ориентирована на комплексный подход к педагогическому изучению проблемного ребенка с отклонениями в развитии с целью оказания ему своевременной и необходимой психокоррекционной и коррекционно-педагогической помощи. В связи с этим, программа междисциплинарного государственного экзамена является интегративной, она построена на сравнительном анализе нормального психического развития и различных отклонений от нормы у детей дошкольного возраста.

По разделу «Специальная детская психология» выпускник должен продемонстрировать знания о конкретных отраслях специальной детской психологии (сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии, логопсихологии, психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психологии детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, психологии детей с задержкой психического развития). Раскрыть понятия «различные виды дизонтогенеза» у детей от 0 до 7 лет, причины (этиологию), механизмы, специфичность искажений психического развития в зависимости от вида и степени нарушения. Уметь раскрывать содержание методик психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, функций опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, с задержкой психического развития). Ориентироваться в специальной литературе по проблемам исследования, давать ссылки на авторов.

По разделу «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика» выпускник должен ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики (сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, воспитания и обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, воспитание и обучение детей с ЗПР). Отметить, что коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста строится на основе анализа психолого-педагогического изучения разных отклонений в психофизическом развитии детей. Рассматривать вопросы истории и современного развития системы различных отраслей специальной дошкольной педагогики, содержание, формы, методы и особенности комплексной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими разные недостатки в психофизическом развитии. Уметь раскрывать структуру и содержание программных материалов по воспитанию и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Знать работы авторов в разных областях специальной (коррекционной) дошкольной педагогики.

По разделу «Спецметодики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии» выпускник должен уметь раскрыть конкретные методики, принятые в дошкольном образовании. Демонстрировать владение специальными методиками воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии (в сопоставительном плане). Раскрывая вопросы методического характера, выпускник должен уметь приводить конкретные примеры, задания, упражнения, используемые на занятиях в специальном дошкольном образовательном учреждении: на занятиях по наблюдению за окружающим миром и развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, в игровой деятельности и др.

При подготовке к государственному экзамену следует обратить внимание на списки литературы (как основной, так и дополнительной), рекомендуемой для изучения каждой темы.

В период подготовки к государственному экзамену читаются обзорные лекции и проводятся консультации.

Экзамен проводится в назначенное время в присутствии председателя и всех членов ГАК в устной форме.

На подготовку к ответу отводится 60 минут. При этом выпускнику разрешается пользоваться программой итогового экзамена. Не допускается использование учебной литературы.

На ответ по билету дается 20-30 минут. После ответа могут быть заданы вопросы, количество которых не регламентируется.


Оценка ответа обсуждается коллегиально и осуществляется на основании определенных критериев в соответствии с требованиями ГОС ВПО и сообщается после сдачи экзамена группы или подгруппы студентов.

Апелляция подается в день сдачи экзамена на имя председателя ГАК. Решение комиссии оглашается незамедлительно.


^ Критерии оценки знаний выпускника

Ответ каждого студента на итоговом междисциплинарном экзамене оценивается на закрытом совещании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно - развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но не достаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно - развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.


Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена


Раздел I

^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Тема 1. Детская олигофренопсихология


Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника (детской олигофренопсихологии) как науки (олигофрения, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития и т.д.).

Классификация умственной отсталости у детей. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью. Своеобразие развития довербальных форм общения. Особенности овладения речью. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.


Литература:

№ 8, № 11, № 14 (основная)

№ 1, № 2, № 4, № 5 (дополнительная)


^ Тема 2. Задержки психического развития у детей


История и критерии выделения из детской популяции группы «дети с задержанным темпом развития» («дети с ЗПР»). Терминология, используемая для описания данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами.

Гармонический психофизический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Классификация детей с ЗПР. ЗПР церебрально-органического генеза. Проблемы психолого-педагогической диагностики задержки психического развития. Особенности психического и социального развития детей с разными формами ЗПР. Особенности формирования психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Воспитание ребенка с ЗПР в семье.

Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с ЗПР. Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении дошкольного и школьного возраста.


Литература:

№ 11, № 14 (основная)

№ 1, № 2, № 4, № 5 (дополнительная)


^ Тема 3. Психолого-педагогическое изучение детей

с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии


Теоретические подходы к разработке проблемы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии (исторический аспект и современное состояние). Педология. Положительное и отрицательное.

Содержание психолого-педагогического изучения. Оборудование и материалы. Последовательность обследования ребенка. Применение проективных методик. Использование графических методов изучения. Динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе обучения. Особенности выявления актуального и потенциального уровня развития. Понятие о структуре нарушения. Протокол обследования. Необходимость аргументации при интерпретации данных и составлении педагогического заключения. Ответственность педагога.

Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3х лет). Роль раннего выявления детей группы риска. Методы отграничения детей с нарушением интеллекта от сходных состояний. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению.


Литература:

№ 4, № 6, № 10, № 11, № 13, № 14, № 15 (основная)

№ 2, № 3 (дополнительная)


^ Тема 4. Психология детей с церебральным параличом


Понятие «церебральный паралич». Этиология, патогенез, основные формы ДЦП. ДЦП как сложное психомоторное нарушение. Особенности психофизического развития детей с церебральным параличом раннего возраста. Особенности сенсорного развития; своеобразие умственного развития; эмоционально-волевое и личностное развитие; особенности речевого развития; состояние разных видов детской деятельности (игры, изобразительной, трудовой деятельности). Готовность ребенка с церебральным параличом к обучению в школе.


Литература:

№ 8, № 11, № 14, № 17 (основная)

№ 1, № 2, № 4, № 5 (дополнительная)


^ Тема 5. Психолого-педагогическое изучение детейс церебральным параличом


Цели психолого-педагогического изучения (оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; выявление потенциальных возможностей). Особенности организации обследования детей разного возраста с церебральным параличом. Методы изучения. Содержание психолого-педагогического изучения: педагогическая оценка движения, развитие познавательной деятельности, сенсорное развитие, особенности эмоционально-волевого и личностного развития, изучение речевой деятельности, определение состояния разных видов детской деятельности. Анализ результатов психолого-педагогического изучения. Определение типологических и индивидуальных особенностей развития детей. Значение психолого-педагогического изучения в планировании коррекционно-педагогической работы.


Литература:

№ 6, № 7, № 11, № 13, № 14, № 15 (основная)

№ 2, № 3 (дополнительная)


^ Тема 6. Психология речи

Речь и психика. Взаимосвязь речи с другими психическими процессами. Проблема соотношения речи и мышления, языка и сознания в психологии.

Сравнительный анализ коммуникации животных и человека. Язык как изобретение человека в ходе эволюции. Язык и когнитивное развитие. Классификация единиц языка. Слово как центральная единица языка, его семантические и морфологические свойства. Уровни и свойства языка. Система языка. Речь как способ пользования языком. Единицы речи.

Понятия: речь – речевая система – речевая деятельность. Структура и психологическое содержание речевой деятельности.

Устная речь как исторически первая форма бытия языка. Моторный и сенсорный механизмы устной речи. Центральный и периферический аппараты звукопроизводства и звуковосприятия. Устный диалог как изначальная форма существования речи. Высказывание как коммуникативная единица речи. Взаимодействие языка и речи в ходе общения.

Письменная речь как иномодальный способ применения языка. Письмо и чтение как вторые символические вход и выход коммуникативной системы человека. Центральный и периферический аппараты механизмов письменной речи.


Литература:

№ 11, № 14 (основная)

№ 6, № 7, № 8 (дополнительная)


^ Тема 7. Логопсихология


Логопсихология как наука. Предмет и задачи курса. Теоретические и методологические основы логопсихологии.

Показатели психофизического развития. Движущие силы развития психики ребенка. Ведущий тип деятельности. Возрастные кризисы развития. Задачи педагогики в управлении процессом развития.

Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей и формирование личности. Особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сферы. Особенности воображения. Особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания). Особенности формирования личности и складывающихся межличностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту и пр.). Особенности их поступков и поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной и трудовой).

Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей – логопатов; при нарушениях эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений.

Формирование готовности к обучению в школе.


Литература:

№ 8, № 11, № 14, № 16 (основная)

№ 1, № 2, № 4, № 5, № 7 (дополнительная)


^ Тема 8. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями речи


Связь речевых нарушений с общим развитием ребенка. Дифференциальная диагностика речевых нарушений. Необходимость комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи. Значение ранней диагностики. Обследование всех сторон речи детей в процессе разных видов их деятельности. Использование разнообразных методов и приемов наблюдения за речью детей. Выявление способов общения у детей первого уровня при системных нарушениях речи. Методы изучения познавательной деятельности. Изучение особенностей поведения ребенка, общения, вербальной и невербальной коммуникации. Характеристика игровой и продуктивной деятельности. Обобщение полученных данных и составление психолого-педагогической характеристики ребенка. Планирование коррекционной работы с детьми на основе данных проведенного обследования.


Литература:

№ 5, № 6, № 11, № 14, № 16 (основная)

№ 2, № 6, № 7 (дополнительная)


^ Тема 9. Детская сурдопсихология


Задачи и методы сурдопсихологии. Роль слуха в жизни человека. Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности. Условия овладения речью у глухих и слабослышащих детей. Особенности личностного развития дошкольников с нарушениями слуха. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.


Литература:

№ 8, № 11, № 14 (основная)

№ 4, № 5, № 6, № 12 (дополнительная)


^ Тема 10. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушенным слухом


Значение комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для правильной организации коррекционной работы; условия и организация психолого-педагогического изучение детей со сниженным слухом на ПМПК; методы изучения познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания). Способы проверки состояния слуха дошкольников, анализ аудиометрических данных. Характеристика уровня речевого развития. Характеристика игровой и продуктивной деятельности. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка. Обобщение данных психолого-педагогического изучения ребенка.

Особенности изучения глухих и слабослышащих детей с комбинированными нарушениями.


Литература:

№ 1, № 6, № 11, № 14 (основная)

№ 2, № 3, № 6 (дополнительная)


^ Тема 11. Детская тифлопсихология


Тифлопсихология рассматривает проблемы отражения ребенком окружающего мира при дефектах зрения, опираясь на данные общей и возрастной психологии, физиологии и анатомии, уделяя внимание функциональным возможностям анализаторов, их значению в процессе развития познавательной деятельности детей с учетом аспектов сенсорной организации человека.

Рассматриваются особенности проявлений психических процессов при разных дефектах зрения на разных этапах развития детей в раннем и дошкольном детстве. Дается классификационная характеристика детей с разными нарушениями зрения.


Литература:

№ 8, № 11, № 14 (основная)

№ 1, № 2, № 4, № 5 (дополнительная)


^ Тема 12. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями зрения


Психологические основы диагностики нарушений развития, современное состояние психологической диагностики, ее задачи и принципы. Изучение истории развития ребенка с нарушениями зрения. Методы изучения психики. Психолого-педагогическое обследование ребенка от 0 до 7 лет при нарушении зрения. Визуально-моторные тесты. Подбор дидактического материала для обследования. Методики обследования различных сторон речевого развития детей. Работа психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по отбору детей в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения. Психологическая готовность к обучению в школе. Методики обследования уровней развития восприятия, представлений об окружающем, мышления, продуктивных видов деятельности, эмоционального реагирования, волевых усилий, межличностных отношений и социального поведения.


Литература:

№ 2, № 6, № 11, № 14 (основная)

№ 2, № 3 (дополнительная)


Раздел II

^ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Тема 13. Дошкольная коррекционная педагогика как наука

об изучении, обучении и воспитании детей

с разными отклонениями в развитии.


Задачи раздела. Определение предмета, методов и задач разных отраслей коррекционной педагогики. Выявление связей между разными отраслями коррекционной педагогики и их связь с дошкольной педагогикой. Формирование представлений об основных категориях аномальных детей и о системе специальной помощи (содержании и формах) аномальным детям. Ознакомление с необходимой терминологией.

Программное содержание. Дошкольная коррекционная педагогика как наука о детях с отклонениями в развитии. Понятие об аномальном ребенке. Основные категории аномальных детей. Сложность структуры аномального развития. Понятие о первичных и вторичных отклонениях. Причины аномального развития: врожденные и приобретенные, биологические и социальные.

Закономерности и особенности развития, воспитания и обучения различных категорий аномальных детей. Понятие о реабилитации и коррекции дефекта. Коррекционно-развивающий характер воспитания и обучения аномальных детей.

Связь дефектологии с другими науками: анатомией, физиологией, психологией, педагогикой и медициной. Значение учения Л.С. Выготского для коррекционной педагогики.


Литература:

№ 13, № 14 (основная)

№ 3, № 7 (дополнительная)


  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» icon1. общая характеристика специальности 032000 специальная дошкольная педагогика и психология

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма вступительных испытаний на второй и последующий курсы обучения Специальность 050706. 65
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма государственной (итоговой) аттестации по специальности 050718 Специальная педагогика в

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconН. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена Специальность 060105 «Стоматология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по незаразным болезням животных для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы