Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва icon

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва





Скачать 415.87 Kb.
НазваниеПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва
Гаубих Ю.Г
Дата04.03.2013
Размер415.87 Kb.
ТипПрограмма
Московский открытый социальный университет (институт)


Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии


Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии


Авторы: Гаубих Ю.Г., Иншакова О.Б., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Чернышева Е.А.


ПРОГРАММА


государственного междисциплинарного экзамена


по специальности 050715 «Логопедия»


Москва

2006

Московский открытый социальный университет


Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии


^ Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии


Авторы: Гаубих Ю.Г., Иншакова О.Б., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Чернышева Е.А.


ПРОГРАММА


государственного междисциплинарного экзамена


по специальности 050715 «Логопедия»


Москва

2006


Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия»-М., МОСУ, 2006- с.


Авторы:

Доцент Гаубих Ю.Г.

Кандидат педагогических наук, доцент Иншакова О.Б.

Кандидат педагогических наук, профессор Селиверстов В.И.

Кандидат педагогических наук, профессор Шаховская С.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент Чернышева Е.А.


Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова Орлова О.С.

Доктор психологических наук, доцент, проректор по научной работе МОСУ Л.В. Темнова.


Программа рассмотрена на заседании Совета факультета.

Протокол № 3 от «28» октября 2005г.


Программа утверждена на заседании Ученого совета МОСУ

Протокол № 3 от «29» ноября 2005г.


Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и рекомендациям УМО в области педагогического образования


Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» и отражены в трех модулях:


  1. Теоретико-методологический; 2) Диагностический; 3) Практико-ориентированный.



МОСУ, 2006


^ Цели государственного экзамена


В программе государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста.

Основное значение вопросов, составленных для итогового междисциплинарного экзамена, заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке логопедов.

Такой профессионально ориентированный принцип построения программы междисциплинарного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными дисциплинами.

Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» и отражены в трех модулях (теоретико-методологическом, диагностическом, практико-ориентированном).

В связи с этим необходимо:

1) проверить знания студентов:

  • методов и методик психолого-педагогической диагностики детей с разными отклонениями в речевом развитии;

  • приемов психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы;

  • специальных методик коррекционно-педагогической (логопедической) работы с детьми, имеющими разные отклонения в психофизическом и интеллектуальном развитии;

  • о современных достижениях в области отечественной и зарубежной теории и практики воспитания, обучения и коррекции детей с отклонениями в речевом развитии.

2) выявить:

- умения проведения психолого-педагогического изучения детей и диагностики отклонений их речевого, умственного и физического развития.

-умения проведения коррекционно-воспитательной и коррекционно-обучающей (логопедической) работы с разными категориями детей с отклонениями в развитии;

-владение логопедическими методиками по всестороннему воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.

3) определить:

-личностные и профессиональные качества студента, позволяющие работать с детьми с отклонениями в развитии в условиях выраженного дефицита нормального общения этих детей с окружающими;

-способности методиста и организатора специального воспитания детей с отклонениями в развитии.


^ Требования к уровню подготовки выпускника


Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен для работы в образовательных и медицинских учреждений различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

1) коррекционно - развивающая;

2) диагностико-аналитическая;

3) учебно-воспитательная;

4) научно- методическая;

5) социально-педагогическая;

6) культурно-просветительская;

7) организационно-управленческая;

8) консультативная.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


^ Квалификационные требования, необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач:

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

^ 1) Коррекционно - развивающая деятельность.

Деятельность выпускника направлена на:

- предупреждение и коррекцию различных видов нарушений речи у детей, подростков и взрослых; осуществляемые в системе образования и здравоохранения;

создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих детям и взрослым с особенностями развития преодолевать трудности социальной адаптации и обучения;

- использование современных здоровьесберегающих логотехнологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений с целью достижения максимально положительных результатов;

- коррекцию и формирование личности взрослых и детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи;

-решение специальных психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей.

^ Выпускник должен знать:

- историю общей педагогики и психологии, специальной педагогической науки и практики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;

- анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики;

- специальную педагогику детей с нарушениями речи;

- психологию семьи и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями;

- сущность, структуру и содержание коррекционного процесса и реально представлять его возможный конечный результат;

- основные принципы и приемы осуществления коррекционно-развивающей деятельности в различных образовательных учреждениях;

- методы и приемы работы с детьми-сиротами, детьми инвалидами и детьми, имеющими сложную патологию, обусловленную отклонениями развития и поведения.

^ Выпускник должен уметь:

- на основании данных комплексного психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического обследования осуществлять выбор типа коррекционно-развивающего учреждения и определять структурное содержание процесса обучения;

- осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах воспитательных и образовательных и медицинских учреждений

- планировать, конструировать различные по форме фронтальные и индивидуальные занятия с детьми разного возраста и взрослыми.

^ 2) Диагностико - аналитическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих диагностико-аналитических задач:

^ Деятельность выпускника направлена на:

- осуществление дифференциальной диагностики различных видов речевых нарушений у детей и взрослых на основе результатов психолого-педагогического обследования и комплексного анализа данных исследований различных специалистов;

- организацию и проведение психолого-педагогического изучения детей разного возраста на основе знания специфики формирования психической деятельности детей с речевыми нарушениями;

- осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией (на примере работы консилиума, консультативного приема);

- выявление основных психолого-педагогических показателей лежащих в основе адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями;

-осуществление комплексного изучения детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения с целью правильного выбора воспитательного или образовательного учреждения;

- определение содержания психолого-педагогического обследования, обоснование выбора диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации.

^ Выпускник должен знать:

- основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития;

- проявление патологических новообразований, процессов компенсации обусловленных спецификой дизонтогенетического развития;

- основные психолого-педагогические показатели, необходимые для обоснования выбора условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

современные методы и приемы проведения групповой и индивидуальной дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития.

^ Должен уметь:

- распознавать те или иные отклонения в развитии, используя основные психологические подходы (модели) в изучении детей, типизировать и классифицировать их;

- осуществлять системное изучение ребенка на основе комплексной интеграции информации;

- использовать различные методы психолого-педагогической диагностики и основные критерии анализа для интеграции полученных данных;

- определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии речи, четко дифференцируя его от сходных состояний (гетерохронии, неравномерности развития и т.д.);

-осуществлять моделирование экспериментальных педагогических стратегий, рассматриваемых как метод комплексного изучения ребенка с речевыми нарушениями.

^ 3) Учебно-воспитательная деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих учебно-воспитательных задач:

Деятельность выпускника направлена на:

- осуществление процесса обучения учащихся общеобразовательных специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные задачи обучения, воспитания и развитие личности школьников с учетом специфики преподавания предмета;

- обучение детей с разными речевыми нарушениями, связанное с реализацией образовательных коррекционно-развивающих программ, в различных воспитательных и образовательных учреждениях;

- разработку и проведение мероприятий, связанных с обучением детей с различными нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных, специальных коррекционных классах и учреждениях;

- выбор и внедрение наиболее эффективных программ в образовательном процессе адекватных уровню подготовки школьников.

^ Выпускник должен знать:

- знать нормативные документы, определяющие круг профессиональных обязанностей специалиста как должностного лица в различных типах образовательных и медицинских учреждений;

- особенности построения образовательного процесса в общеобразовательных школах, имеющих коррекционно-развивающие классы и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

- структуру, содержание школьных планов, программ и учебников, требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами к содержанию и уровню подготовки учащихся;

специальные государственные и инновационные методики преподавания, рекомендуемые для осуществления образования детей с нарушениями речи.

^ Должен уметь:

- проектировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность в условиях специально организованного процесса обучения;

- использовать знания особенностей психофизического развития детей для аналитической оценки учебных навыков и умений школьников с особенностями развития;

определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных занятий с учащимися, адаптируя их к более высоким уровням подготовки при изучении соответствующих тем и разделов программы;

- развивать интерес учащихся и мотивацию к процессу обучения;

- ясно, логично излагать содержание изучаемого материала, учитывая знания и опыт учащихся.

^ 4) Научно-методическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач научно-методической деятельности:

^ Деятельность выпускника направлена на:

- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной проработки методического, профессионально ориентированного материала;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего учебных процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей использования в практике обучения результатов научных исследований;

- формирование логики и методологии научных исследований, определение и постановку целей и задач исследований;

проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

^ Выпускник должен знать:

- способы обработки и оформления результатов исследований с помощью современной компьютерной техники;

основную иноязычную терминологию по специальности, знать русские эквиваленты основных терминов и выражений профессиональной речи;

специфику проведения научно-методической работы в учреждениях для детей и взрослых с речевыми нарушениями.

^ Должен уметь:

- выполнять различные виды научно-методической работы;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- осуществлять работу в научно-методических объединениях специалистов.

^ 5) Социально-педагогическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач социально-педагогической деятельности:

^ Деятельность выпускника направлена на:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- коррекцию, амплификацию всего хода развития детей с речевыми нарушениями в процессе специально организованного воспитания;

- внедрение современных педагогических систем воспитания детей разного возраста с отклонениями в речевом развитии;

- организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи, в условиях образовательных и медицинских учреждений различного типа;

- осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного воздействия, влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи;

- осознание и адекватную оценку возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего типа с использованием разных форм интеграции.

^ Выпускник должен знать:

- концептуальные психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями, тесно связанного и переплетенного с процессом их обучения;

- пути дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей;

- особенности воспитательных воздействий в зависимости от проявлений речевых нарушений, психического развития и психологических особенностей детей различного возраста;

- пути и способы воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

^ Должен уметь:

- анализировать механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя и других специалистов;

- использовать методы и приемы педагогического обследования детей с речевыми нарушениями;

- осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи;

- адекватно выбирать и применять приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их;

- составлять индивидуальные программы воспитательской работы для детей с нарушениями речевого развития в условиях повседневной деятельности в различной обстановке;

- оказывать методическую помощь воспитателям в их работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

^ 6) Культурно-просветительская деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач культурно-просветительской деятельности:

^ Деятельность выпускника направлена на:

- разработку и проведение культурных мероприятий с детьми, подростками и взрослыми, находящимися в условиях коррекционно-развивающего процесса;

- формирование общей культуры дошкольников и школьников с речевыми нарушениями;

- включение в структуру коррекционного процесса специальных приемов работы, направленных на повышение речевой культуры учащихся.

^ 7) Организационно-управленческая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач организационно-управленческой деятельности:

^ Деятельность преподавателя направлена на:

- рациональную организацию учебного и коррекционно-развивающего процесса;

- своевременную реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам высшего образования;

- управление деятельностью педагогического коллектива в целях обеспечения полноценного образовательного процесса;

- обеспечение охраны жизни и здоровья дошкольников, школьников и подростков во время образовательного процесса;

- укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста;

- организацию и подготовку внеурочных мероприятий;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

^ Выпускник должен знать:

- основные документы, касающиеся системы образования права и, обязанности объектов учебного процесса;

- инновационные способы управления и осуществления управленческих решений;

- специфику осуществления функций педагогического управления;

- психологию управления специальными педагогическими системами;

- основные направления развития специальных учреждений;

^ Должен уметь:

- осуществлять выбор реалистических способов функционирования различных типов общеобразовательных и специальных учреждений;

- вести школьную и классную документацию, речевые карты;

- проводить исследование проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализировать общие и частные проблемы преподавания, использовать сервисные компьютерные программы для обеспечения успешного руководства учебным процессом.

^ 8) Консультативная деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач консультативной деятельности:

^ Деятельность выпускника направлена на:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения;

- передачу специальных знаний коллективам сотрудников воспитательных или образовательных учреждений, в которых имеются дети с речевыми нарушениями;

- обучение родителей правильному отношению к ребенку с речевым нарушением, созданию благоприятных условий в семье с целью максимальной компенсации речевых и психических нарушений детей;

- обучение родителей отдельным логопедическим приемам воздействия, направленным на преодоление имеющихся у детей речевых нарушений;

- обучение родителей специфике речевого поведения с детьми, которые имеют нарушения речи;

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.


^ Методические рекомендации по подготовке к экзамену


Специальность 050715 «Логопедия» ориентирована на комплексный подход к педагогическому изучению проблемного ребенка с речевыми нарушениями с целью оказания ему своевременной и необходимой коррекционно-педагогической помощи. В связи с этим, программа междисциплинарного государственного экзамена является интегративной, она построена на сравнительном анализе нормального психического и речевого развития и различных отклонений от нормы у детей дошкольного возраста. Дошкольный педагог-дефектолог должен быть подготовлен для ведения логопедической (коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной и психокоррекционной) работы с разными категориями детей с нарушениями речи и имеющих отклонения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии; для обеспечения их всестороннего развития и социальной адаптации; для проведения работы с их родителями и педагогическим персоналом детского учреждения.

В разделе «Содержание теоретико-методологического модуля» выпускник должен продемонстрировать знания теоретических основ изучения, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии. Владеть общими сведениями о различных аномалиях детского развития, которые дают представление о структуре дефекта и характерных особенностях дошкольников со снижением слуха, зрения, моторно-двигательного, интеллектуального и психического развития; о специальных учреждениях и коррекционно-воспитательной работе с такими детьми. Иметь представления о видах речевых нарушений у детей и различных приемах их выявления и коррекции; особенностях работы по предупреждению и устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста; организации логопедической помощи детям. Ориентироваться в работах современных авторов.

В разделе «Содержание диагностического модуля» необходимо раскрыть содержание методик психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями речи , слуха, зрения, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, с задержкой психического развития). Ориентироваться в специальной литературе по проблемам исследования, давать ссылки на авторов.

В разделе «Практико-ориентированный модуль» выпускник должен уметь раскрывать: разнообразие форм логопедической работы, особенности личности ребенка с речевым нарушением, специфику воспитательной работы с ним, вопросы профилактики речевых нарушений; методически правильно строить занятия с детьми, применять различные приемы коррекции нарушенного звука, использовать пособия и другой необходимый дидактический материал для логопедической работы, правильно оформлять документацию.

При подготовке к государственному экзамену следует обратить внимание на списки литературы (как основной, так и дополнительной), рекомендуемой для изучения каждой темы.

В период подготовки к государственному экзамену читаются обзорные лекции и проводятся консультации.

Экзамен проводится в назначенное время в присутствии председателя и всех членов ГАК в устной форме.

На подготовку к ответу отводится 60 минут. При этом выпускнику разрешается пользоваться программой итогового экзамена. Не допускается использование учебной литературы.

На ответ по билету дается 20-30 минут. После ответа могут быть заданы вопросы, количество которых не регламентируется.

Оценка ответа обсуждается коллегиально и осуществляется на основании определенных критериев в соответствии с требованиями ГОС ВПО и сообщается после сдачи экзамена группы или подгруппы студентов.

Апелляция подается в день сдачи экзамена на имя председателя ГАК. Решение комиссии оглашается незамедлительно.


^ Критерии оценки знаний выпускника

В своих ответах студенты должны показать знание по каждому из двух вопросов, принадлежащих к одному из трех основных модулей: теоретико-методологическому, диагностическому, практико-ориентированному. Оценка каждого из вопросов проводится по пятибалльной шкале:

«отлично» - высокий уровень знаний;

«хорошо» - средний уровень знаний;

«удовлетворительно» - низкий уровень знаний;

«неудовлетворительно» - недостаточный уровень знаний

Подготовленность выпускника определяется знанием специальной литературы, умением раскрыть тему, используя теоретические знания по основной и смежным дисциплинам. Оцениваются знания, полученные в процессе обучения, и опыт практической работы с детьми, приобретенный за время прохождения педагогической практики, и передовой опыт специальных дошкольных учреждений и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выпускник на экзамене должен:

- показать хорошие знания теории обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

- раскрыть закономерности процессов обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

- подтверждать теоретические положения примерами из педагогической практики, используя свой личный опыт и опыт передовых специалистов в данной области;

- знать основные научные школы и имена их основателей;

- при изложении методов, видов и приемов коррекционной работы исходить из психолого-педагогических основ обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

- уметь применять знания из смежных дисциплин при рассмотрении вопросов по дифференциальной диагностике нарушений и обучения детей с нарушенной речью;

- раскрывать пути интенсификации коррекционного обучения, применять знания специальных логопедических технологий, опираясь на новейшие исследования в данной области;

- при изложении вопросов методики обучения детей в различных типах коррекционных учреждений показать знания учебных программ данных учреждений.

Оценка «отлично» студенту выставляется при выполнении следующих условий:

1. Изложение ответа на вопрос полностью раскрывает его содержание.

2. Выпускник демонстрирует свободное владение специальной литературой по проблеме, позволяющее раскрыть его глубинные знания.

3. Студент показывает прочные знания по основной и смежным дисциплинам, отражая современные аспекты изучения вопроса.

4. Ответ иллюстрируется многочисленными примерами из практического опыта работы, приобретенного в процессе прохождения педагогических практик на ранних курсах и передового опыта специалистов.

5. В ответе прослеживается четкая логика изложения материала и его аргументация.

6. Выпускник укладывается во время, отведенное для ответа, и по окончании отвечает на вопросы членов ГАК.

Оценка «хорошо» при соответствии ответа следующим требований:

1. При изложении ответа содержание вопроса раскрывается достаточно.

2. Выпускник демонстрирует хорошее владение материалом, при изложении которого привлекаются знания специальной литературы.

3. Студент обнаруживает знания по основной и смежным дисциплинам.

4. Ответ иллюстрируется некоторыми примерами из практического опыта, приобретенного в процессе практик на предыдущих курсах.

5. Логика ответа и его аргументация прослеживается достаточно хорошо.

6. Выпускник укладывается во временной интервал, отведенный для ответа, и по его окончании может ответить на большинство вопросов членов ГАК.

Оценка «удовлетворительно»:

4. При изложении материала ответа содержание вопроса не раскрывается полностью.

2. Выпускник демонстрирует посредственное владение материалом и слабые знания специальной литературы.

3. Студент оперирует знаниями по основной дисциплине без привлечения знаний из смежных дисциплин.

4. Ответ не содержит примеров из практического опыта работы студента.

5. Студент отвечает сбивчиво, логика ответа практически отсутствует.

6. Выпускник не укладывается во время, отводимое для ответа, и по окончании отвечает только на некоторые вопросы, задаваемые членами ГАК.

Оценка «неудовлетворительно»:

1. При изложении вопроса его содержание не раскрывается.

5. Выпускник не может продемонстрировать знаний при ответе на вопрос в пределах материала учебника.

6. Студент оперирует скудными знаниями основной дисциплины.

7. В ответе отсутствуют примеры из практического опыта работы.

8. Логика построения ответа отсутствует.

9. Выпускник не укладывается во время, отведенное для ответа, и не может ответить на вопросы ГАК.


Оценки за каждый вопрос заносятся каждым членом ГАК в оценочный лист, раздаваемый перед началом проведением экзамена. Итоговая оценка ответа выпускника определяется путем вычисления средней оценки всех представителей ГАК. В случае возникновения спорных моментов вопрос выставления оценки решается в пользу студента. Уровень подготовки выпускника, оцененный на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», может быть признан соответствующим требованиям ГОС ВПО на основании чего студенту может быть присвоена соответствующая квалификация, свидетельствующая о возможности самостоятельного выполнения выпускником профессиональных функций.


Содержание программы государственного экзамена


Раздел I

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЯ


Тема 1. Логопсихология

Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: гностические процессы, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.


Литература:

№ 5, № 6, № 7, № 11, № 13, № 14 (основная)

№ 2, № 8, № 14, № 15 (дополнительная)


^ Тема 2. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Дошкольная логопедия)

Предмет, задачи и методы дошкольной логопедии. Система помощи детям с нарушениями речи.

Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. Коррекция и развитие речи. Физическое воспитание. Умственное воспитание. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности.

Планирование логопедических занятий. Взаимосвязь в работе логопеда и других специалистов.

Воспитание детей с речевыми нарушениями в семье.

Подготовка детей к школе.


Литература:

№ 1, № 3, № 4, № 7, № 8, № 9, № 10, № 12 (основная)

№1, №2, №3, №6, №7, №8, № 10, № 11, № 17 (дополнительная)


^ Тема 3. Логопедия

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистические сведения, терминология, определение, этиопатогенез, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Нарушения голоса. История, статистические сведения, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности коррекционной работы, прогноз, эффективность.

Заикание и несудорожные нарушения темпо-ритмической стороны речи. История, определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный подход к преодолению нарушений, особенности работы с различными возрастными категориями, обзор основных методик, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.

Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного воздействия.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Уровни недоразвития речи.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистические сведения, этиология, связь с нарушениями психических процессов и устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе, комбинированных нарушениях.

Профилактика речевых нарушений.


Литература:

№ 1, № 3, № 3, № 4, № 8, № 9, № 10, № 12 (основная)

№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №13, №15, №17 (дополнительная)


^ Тема 4. Невропатология

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

Структура нервной системы. Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути.

Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.

Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы.

Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии, и дисграфии, дизартрии, дислалии, расстройства темпа и ритма речи, несудорожного характера заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного и речевого развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений.


Литература:

№1, №3, №6, №11 (основная)

№3, №8, №15 (дополнительная)


^ Тема 5. Психолингвистика

Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы, речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность, общение.

Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.


Литература:

№1, №3, №5, №6, №13 (основная)

№1, №6, №8, №16 (дополнительная)


^ Тема 6. Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Этапы нормального речевого онтогенеза.

Социальные условия нормального развития речи.

Патологическое развитие речи.

Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.


Литература:

№1, №3, №4, №5, №13, №14 (основная)

№1, №2, №6, №7, №8, №10, №11, №15, №16 (дополнительная)


^ Тема 7. Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика как логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание детей с речевыми нарушениями. Задачи и содержание. Особенности развития координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевыми нарушениями. Понятие о психомоторике. Дифференцированная логоритмика.


Литература:

№ 1, №3, №10, №12 (основная)

№8, №10, №11 (дополнительная)


^ Тема 8. Логопедические практикумы

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя, логопеда и воспитателя с родителями.

Речевой режим специального учреждения.


Литература:

№ 1, №3, №7, №8 (основная)

№ 2, №8, №10, №11 (дополнительная)


^ Тема 9. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения


Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Особенности устной и письменной речи при нарушениях слуха и зрения.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органа зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Связь лечебно-воспитательной работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.


Литература:

№ 5, №6, №14 (основная)

№ 8, №10, №11 (дополнительная)


Раздел II

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ


Тема 10. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического диагностического исследования. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.

Методы и принципы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.

Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Организация и содержание работы ПМПК.


Литература:

№1, №3, №7, №11, №14 (основная)

№2, №8, №10, №11, №12, №14 (дополнительная)


^ Тема 11. Логопедия

Логопедическое обследование детей с разными речевыми нарушениями:

Дислалия, ринолалия, дизартрия.

Алалия. Афазия.

Нарушения голоса.

Нарушение темпа и ритма речи несудорожного характера.

Заикание.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи.

Нарушение письменной речи: дисграфия, дислексия.

Логопедическое обследование при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Трудные случаи диагностики.

Комбинированные нарушения.


Литература:

№1, №3, №7, №11, №14 (основная)

№2, №8, №10, №11, №12, №14 (дополнительная)


^ Тема 12.Технология обследования и коррекция произносительной стороны речи


Строение и функционирование артикуляционного и голосового аппарата. Голосовые и произносительные характеристики устной речи при разных речевых нарушениях. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания и темпо-ритмической стороны речи.


Литература:

№1, №3, №7, №8, №10, №11, №12, №14 (основная)

№2, №3, №8, №10, №11, №12, №14 (дополнительная)


^ Тема 13. Логопедические практикумы


Индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Наблюдение индивидуальных занятий логопеда с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Направления индивидуальной работы. Анализ индивидуальных занятий логопеда.

Обследование детей с дислалией, ведение протоколов обследования. Составление перспективных и текущих планов индивидуальных занятий. Овладение методиками работы над звукопроизношением и фонематическим восприятием. Оформление индивидуальных тетрадей. Составление конспектов индивидуальных занятий и их анализ.

^ Логопедическое обследование детей, имеющих разные формы речевой патологии (дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, дисграфия, дислексия). Обследование детей, диагностика речевых нарушений, оформление речевых карт. Организация, планирование и проведение студентами индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с детьми. Специфика содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Основные разделы индивидуальных программ работы с детьми, страдающими дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, дисграфией, дислексией. Анализ разработанных студентами программ.


Литература:

№1, №3, №7, №8, №10, №11, №12, №14 (основная)

№1, №2, №3, 36, №7, №8, №10, №11, №15 (дополнительная)


^ Тема 14. Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи


История создания сурдотехнических средств. Принципы исследования слуховой функции. Объективные и субъективные методы исследования слуха. Различные типы аудиограмм. Звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования. Условия использования разных типов аппаратуры. Слухопротезирование. Использование сурдотехнических средств в быту неслышащих людей.


Литература:

№14 (основная)

№8, №10, №11 (дополнительная)


Раздел III

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МОДУЛЯ


Тема 15. Коррекционно-педагогические системы воспитания

и обучения детей дошкольного возраста


Система помощи детям с речевыми нарушениями в России и других странах.

Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Характеристика программы.

Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном образовательном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция речи. Развитие и коррекция мышления. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушениями речи: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной.

Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.

Подготовка детей с речевыми нарушениями к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении.


Литература:

№1, №3, №4, №9, №14 (основная)

№10, №11 (дополнительная)


^ Тема 16. Логопедия


Методики логопедической работы с детьми с разными речевыми нарушениями в различных специальных образовательных учреждениях:

Дислалия, ринолалия, дизартрия.

Алалия. Афазия.

Нарушения голоса.

Нарушение темпа речи.

Заикание.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи.

Нарушение письменной речи: дисграфия, дислексия.

Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе.


Литература:

№1, №2, №3, №4, №7, №8, №10, №11, №12, №14 (основная)

№1, №2, №3, №6, №7, №8, №10, №11, №17 (дополнительная)


^ Тема 17. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями


Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Системы логопедического и педагогического обследования, воспитания детей. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.


Литература:

№1, №2, №3, №4, №7, №8, №10, №11, №12, №14 (основная)

№1, №2, №3, №6, №7, №8, №10, №11, №17 (дополнительная)


^ Тема 18. Методика развития речи (специальная)


Научные основы развития речи детей. Проявления общего недоразвития речи. Направления логопедической работы по развитию речи. Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей. Содержание и структура занятий (уроков) по развитию речи.


Литература:

№3, №4, №5, №7, №11, №12, №13, №14 (основная)

№1, №2, №6, №7, №8, №10, №11 (дополнительная)


^ Тема 19. Логопедические практикумы

Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (классах коррекционно-развивающего обучения). Знакомство с организацией логопедической помощи детям в специальной школе. Наблюдение за проведением индивидуальных занятий и уроков цикла «Русский язык». Обследование младших школьников с речевой патологией. Планирование и проведение студентами индивидуальных занятий. Основные направления и содержание индивидуальной работы. Планирование, составление конспектов и проведение студентами фрагментов уроков. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов урока.


Литература:

№1, №2, №3, №4, №7, №11, №12 (основная)

№5, №8, №9, №10, №12, 313, №17 (дополнительная)


^ Вопросы для подготовки к экзамену по специальности «Логопедия»


I. Теоретико-методологический модуль


  1. Предмет и задачи логопедии.

  2. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей.

  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития.

  4. Лингвистическая и педагогическая классификация речевых нарушений.

  5. Различные подходы к классификации нарушений речевого развития.

  6. Структура и содержание речевой деятельности. Психологические механизмы речи.

  7. Система порождения речевого высказывания и ее нарушения.

  8. Значение и содержание преемственных связей между дошкольными учреждениями и специальными школами в обучении и воспитании детей с нарушениями речи.

  9. Основные причины речевых нарушений у детей.

  10. Афазия, её причины, формы, степень выраженности у детей и подростков.

  11. Клиническая классификация речевых расстройств.

  12. Алалия, её причины, формы, степень выраженности у детей и подростков.

  13. ОНР как системное нарушение устной речи.

  14. Этиопатогенетические механизмы дизартрии. Различные критерии классификации дизартрий. Характеристика разных форм.

  15. Психолого- педагогическая классификация речевых расстройств.

  16. Заикание, причины и характеристика дефекта.

  17. Система организации логопедической помощи в России.

  18. Социальное общение как условие развития речи и интеллекта.


II. Диагностический модуль

  1. Принципы и методы психолого-педагогического обследования детей с недостатками речевого развития.

  2. Приемы и методы логопедического обследования детей с недостатками речи. Дифференциальная диагностика нарушений.

  3. Сопоставительный анализ нарушений речи. Основы дифференциальной диагностики.

  4. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний, дизартрии от дислалии. Диагностически значимые показатели.

  5. Отграничение аномалий речевого развития от возрастных особенностей речи.

  6. Критерии отграничения первичных нарушений речи от сходных состояний, обусловленных нарушениями слуха, умственной отсталостью и др.

  7. Логопедическое обследование. Формы, содержание, приемы, оценка результатов.

  8. Проблемы ранней диагностики и предупреждения нарушения речи средствами коррекционного обучения и воспитания.

  9. Принципы и методы психолого- педагогической диагностики. Комплектование специальных учреждений для лиц с нарушением речи.


III. Практико-ориентированный модуль


  1. Особенности коррекционно-логопедической работы в условиях специальных (коррекционных) детских учреждений.

  2. Организация и содержание коррекционно- воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.

  3. Система ранней профилактики нервно – психических нарушений у детей как основа предупреждения развития речевой патологии.

  4. Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению речевых нарушений у детей.

  5. Основные принципы и методы логопедического воздействия.

  6. Задачи и содержание логопедической ритмики в системе комплексной психолого-педагогической работы с заиканием.

  7. Логопедическая ритмика и методы ее проведения.

  8. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий.

  9. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция.

  10. Профилактическая работа по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

  11. Комплексный медико – педагогический подход при устранении речевых нарушений.

  12. Формы дислалии, направление и методы коррекции нарушений звукопроизношения.

  13. Дизартрия как системное нарушение речи и ее коррекция.

  14. Основные этапы логопедической работы по исправлению звукопроизношения.

  15. Цели и задачи подготовительного этапа логопедической работы по коррекции недостатков звуковой стороны речи.

  16. Этап дифференциации звуков речи в логопедической работе с детьми.

  17. Предупреждение недостатков звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

  18. Направленность и приемы коррекционной работы при ламбдацизме и ротацизме.

  19. Направленность и приемы коррекционной работы при сигматизме.

  20. Использование наглядности и игр при коррекции недостатков звукопроизношения.

  21. Задачи и содержание логопедической работы при разных уровнях ОНР.

  22. Системные нарушения устной речи (алалии, афазии, сложные дизартрии, общее недоразвитие речи) и их педагогическая коррекция.

  23. Афазия как системное нарушение устной речи, коррекционно-восстановительная работа.

  24. Алалия как системное нарушение устной речи и ее коррекция.

  25. Нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии), формы нарушений, психолого-педагогическая коррекция.

  26. Профилактика нарушений письменной речи.

  27. Анализ современных методов преодоления заикания у детей, подростков и взрослых.

  28. Нарушения чтения при различных отклонениях речевого развития и коррекция.

  29. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.

  30. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.

  31. Особенности речевого развития и логопедической работы при нарушениях интеллектуального развития.

  32. Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями.

  33. Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.

  34. Психолого-педагогическое направление в коррекции заикания у детей.

  35. Особенности речи и личности заикающихся детей и подростков. Методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

  36. Методики логопедической работы со школьниками, страдающими заиканием.

  37. Темпо-ритмические нарушения речи несудорожного характера и их педагогическая коррекция.

  38. Особенности коррекционно-логопедической работы в условиях специальных (коррекционных) детских учреждений.

  39. Использование технических средств в коррекционно-логопедической работе.

  40. Ринолалия. Содержание и методы коррекционной работы.

  41. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарат (дислалии функциональные и органические) и их педагогическая коррекция.

  42. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарат (несложные дизартрии, ФФН) и их педагогическая коррекция.

  43. Мелодико-интонационные нарушения речи (ринофонии, афонии) и их педагогическая коррекция.

  44. Направления и приемы работы при ринолалии.

  45. Методы преодоления и предупреждения нарушений письма.

  46. Речевые нарушения и их коррекция при детском церебральном параличе.

  47. Формирование фонематического восприятия.

  48. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

  49. Развитие речевой моторики и ее значение для развития речи.

  50. Формирование связной речи у детей.

  51. Содержание и организация логопедической работы в учреждениях системы здравоохранения.

  52. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей.


Списки рекомендуемой литературы


Основная:


  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Хрестоматия. – М., 2001.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М., 2001.

  3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

  4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003.

  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2003.

  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М., 2000.

  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М., 2003.

  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

  9. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

  10. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2000.

  11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. – М., 2002.

  12. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов пед. вузов и родителей. – СПб., 2004.

  13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.

  14. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.


Дополнительная:


  1. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона. – М., 2004.

  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000.

  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2003.

  4. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2004.

  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М., 1998.

  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

  7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002.

  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004.

  9. Письмо и чтение: трудности обучения / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М., 2001.

  10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  11. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 2000.

  13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.

  14. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М., 2005.

  15. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.

  16. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2001.

  17. Шорох-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М., 2000.



Содержание


Цели государственного экзамена

Требования к уровню подготовки выпускника

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Критерии оценки знаний выпускника

Содержание программы государственного экзамена

^ Раздел I. Содержание теоретико-методологического модуля

Тема 1.Логопсихология

Тема 2. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (дошкольная логопедия)

Тема 3. Логопедия

Тема 4. Невропатология

Тема 5. Психолингвистика

Тема 6. Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Тема 7. Логопедическая ритмика

Тема 8. Логопедические практикумы

Тема 9. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения


Раздел II. Содержание диагностического модуля

Тема 10. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Тема 11. Логопедия

Тема 12. Технология обследования и коррекция звукопроизносительной стороны речи

Тема 13. Логопедические практикумы

Тема 14.Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи


Раздел III. Содержание практико-ориентированного модуля

Тема 15. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Тема 16. Логопедия

Тема 17. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями

Тема 18. Методика развития речи

Тема 19. Логопедические практикумы


Вопросы для подготовки к экзамену

Списки рекомендуемой литературы






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconПрограмма дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель:

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconОбразовательная программа профессиональной переподготовки по направлению (специальности) 050715 логопедия

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconИ. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconУчебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconКраткие ответы на вопросы государственного экзамена по специальности «Логопедия»

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconРабочая программа по курсу «Ринолалия. Нарушения голоса» Для студентов, обучающихся по специальности
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена Специальность 060105 «Стоматология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы