Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 icon

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011





НазваниеУчебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011
страница1/2
Дата02.04.2013
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2
Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина»


Утверждаю

Проректор по учебной работе

________________Н.А. Лебедев

(подпись)

27.06.2011

Регистрационный № УД 11/7-28-293 /баз.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

студентов факультета дошкольного и начального образования

по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология


Мозырь 2011


Составители:

Л.Н.Иванова - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии и дефектологии УО « Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»;

И.А. Карпович- магистр психологических наук, старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии УО « Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»;

Н.С.Шаринец - магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии УО « Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина».

Рецензенты:

И.В. Калачева - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин УО МГУ им. А.А. Кулешова

Е.А.Колесниченко – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии

УО МГПУ им. И.П. Шамякина.


^ Рекомендована к утверждению:

Кафедрой практической психологии и дефектологии

Протокол №9 от 19.05.20011г.


Научно-методическим советом факультета

дошкольного и начального образования

протокол №9 от26.05.2011г.


Научно-методическим советом университета

протокол № 7 от 27.06.2011г.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен «Специальная психология» представляет собой итоговую проверку знаний студентов специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология, определяемых образовательным стандартом первой ступени высшего образования, по следующим учебным дисциплинам: «Специальная психология», «Психология лиц с особенностями психофизического развития» и «Психологическая диагностика и коррекция».

Знания студентов должны отражать целостные научные представления о научно-методических основах профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях системы общего и специального образования.

Государственный экзамен «Специальная психология» определяет подготовленность к профессиональной деятельности педагогов-психологов, позволяющей решать задачи психологического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях, обеспечивающих получение общего и специального дошкольного и школьного образования. Поэтому главное место занимают знания и умения выпускников, составляющих необходимую научно-методологическую основу для осуществления психолого-педагогического обследования и оказания эффективной коррекционно-педагогической и психологической помощи лицам с особенностями психофизического развития.

Выпускник на государственном экзамене «Специальная психология» должен знать:

  • классификации нарушений психофизического развития, общие и специфические закономерности развития детей с особенностями психофизического развития;

  • психологическую характеристику ребенка с особенностями психофизического развития;

  • задачи специальной психологической службы,

  • виды деятельности при оказании специальной психологическ5ой помощи;

  • -основные методологические и методические принципы диагностической деятельности психолога;

  • теоретические основы коррекционной работы.

Выпускник должен уметь:

  • определять психологическую структуру дефекта при нарушениях психофизического развития;

  • выявлять и прогнозировать особенности психического развития ребенка с нарушениями речи;

  • использовать знания об особенностях протекания психических процессов у лиц с расстройствами речи в коррекционно-воспитательной (психокоррекционной работе).

  • определять уровень знаний, умений, навыков детей с особенностями психофизического развития;

  • проводить психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития;

  • учитывать особенности психологии детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения в учебно-воспитательном процессе;

-выбрать научно-методическую основу деятельности в соответствии с задачами специальной психологической службы;

-выстраивать модель психологической диагностики;

-составлять и реализовывать на практике коррекционные программы

На основе данной программы составляются экзаменационные билеты, которые включают три теоретических вопроса:

1 вопрос – по основам специальной психологии, логопсихологии;

2вопрос – по психологии лиц с особенностями психофизического развития»;

3 вопрос- по психологической диагностике и коррекции.

Для более аргументированных ответов студенты-выпускники на экзамене могут пользоваться учебной программой, а также нормативной документацией, регламентирующей профессиональную деятельность педагога-психолога.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


  1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ


1.1.ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет специальной психологии. Специальная психология как наука. Основные отрасли специальной психологии. Систематизация задач специальной психологии (по В.И. Лубовскому). Междисциплинарный статус специальной психологии: внутрипсихологический уровень и внешнепсихологический уровень взаимосвязи.

Предметное поле белорусской специальной психологии.

Принципы и методы специальной психологии. Общепсихологические принципы специальной психологии: принцип отражательности, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, генетический принцип. Понятие системогенеза. Специфичные принципы специальной психологии: принцип комплексности, принцип системного структурно-динамического изучения, принцип качественного анализа, сравнительный принцип, принцип раннего диагностического изучения, принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии.

Анализ специфики методов специальной психологии.

Категориально-понятийный аппарат специальной психологии. Анализ категориально-понятийного аппарата специальной психологии в контексте ее исторического развития.

Основные подходы к решению проблемы «норма-патология».

Понятие «компенсаторные феномены». Внутрисистемная компенсация. Межсистемная компенсация. Уровни реализации компенсаторных процессов. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие «коррекция». Понятия «реабилитация», «абилитация».

Причины отклонений в психическом развитии. Патогенные факторы: биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности); психосоциальные факторы отклоняющегося развития (депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития, сущность депривационных феноменов). Факторы резистентности и уязвимости. Опосредующие факторы: преимущественная локализация вредоносного воздействия, его интенсивность, экспозиция, частота, собственные свойства индивида (возраст, компенсаторные возможности), качество оказываемой помощи. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием.

Основные параметры психического дизонтогенеза. Основные параметры психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому). Понятие о структуре нарушенного развития. Представление о первичном (ядерном), вторичном (системном), третичном (неспецифическом) дефекте в психическом развитии. Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения».

Классификации нарушений психического развития. Классификация психических и поведенческих расстройств международной системы болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Классификация вариантов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).


1.2.ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Специальная психология (логопсихология) как отрасль специальной психологии

Логопсихология - специфическая отрасль психологии, изучающая закономерности и особенности психологической деятельности лиц с речевой патологией. Предмет специальной психологии (логопсихологии) -особенности психического развития лиц с различными речевыми нарушениями и пути их коррекции и компенсации.

Становление специальной психологии (логопсихологии) как самостоятельной науки. Значение учений И,М- Сеченого, И.П. Павлова как методологической основы специальной психологии (логопсихологии). Вклад в становление логопсихологии учений Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, Е.Д. Хомской, Б.Ф. Зейгарник и др. Достижения и основные направления развития специальной психологии (логопсихологии) на современном этапе, актуальные и спорные вопросы.

Задачи, теоретическое и практическое значение специальной психологии (логопсихологии).

Методологические позиции и принципы специальной психологии (логопсихологии) (принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности). Взаимосвязь специальной психологии (логопсихологии) с общей, возрастной психологией, нейропсихологией, нейролингвистикой, психолингвистикой, патопсихологией, педагогической и социальной психологией, олигофренопсихологией, сурдопсихологией, тифлопсихологией, логопедией, логопедагогикой.

Основные методы специальной психологии (логопсихологии). Психологическое изучение детей с нарушениями речи (задачи, принципы, методы).

Организация и проведение психологического исследования детей (изучение жалоб и анамнестических сведений, развития моторики и навыков самообслуживания, уровня развития игры, развития интересов, общения, результатов обучения ребенка). Индивидуальные и групповые психолого-педагогические характеристики, их анализ. Значение психолого-педагогического изучения ребенка с нарушенной речью для составления общего плана логопедической и психокоррекционной работы с ним.

Структура речевого дефекта. Общее понятие о речевых нарушениях. Современная классификация речевых нарушений. Структура развития психики детей с нарушениями речи. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Понятие о недоразвитии и повреждении функции - как параметры, связанные со временем повреждения центральной нервной системы. Понятие о регрессе и распаде функции. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Явление ретардации у детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина).

Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Закономерности усвоения языка: развитие речедвигательных (кинестетических) ощущений как основы усвоения языка; развитие способности понимать языковые значения разной степени обобщения; синхронность приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; развитие у ребенка восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; развитие чувства языка, интуитивного и правильного владения всеми его компонентами.

Прогнозирование возможностей развития ребенка: общая тяжесть заболевания, время и условия лечения и воспитания, общая познавательная направленность поведения ребенка, активность и стремление к самостоятельности, овладение доступными умениями и навыками.

Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии (логопсихологии). Учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития и его значение для специальной психологии (логопсихологии).

Принципы и физиологические основы компенсации. Компенсаторная направленность психического развития при нарушениях речи. Факторы, играющие важную роль в процессе компенсации при повреждении центральной нервной системы: многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; пластичность нервных центров, способность изменять темп и характер работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов.

Связь между временем появления и усиления речевых нарушений и возрастными кризисами развития. Роль педагогов в предупреждении появления, усиления речевых нарушений и вторичных наслоений в разные возрастные кризисы.

Понятие коррекции как способа компенсации. Ранняя коррекция отклонений в развитии. Влияние коррекционной работы на формирование и развитие разных сторон психики ребенка с нарушениями речи.

Управление психическим развитием ребенка с нарушением речи -непременное условие профилактики вторичных отклонений или их коррекции.

Психические процессы при нарушениях речи. Особенности восприятия. Понятие об агнозиях - слуховых, зрительных, тактильных, как гностических расстройствах, возникающих при корковых очагах поражения.

Особенности слухового восприятия при нарушениях звукопроизносительной стороны речи (дислалии, ринолалии, дизартрии). Понятие о фонематических или фонологических нарушениях звукопроизношения, Характеристика остроты слуха, гиперакузии, фонематического слуха.

Особенности слухового восприятия при системных нарушениях речи (алалии, общем недоразвитии речи, афазии). Замедленность, фрагментарность, непостоянство порогов восприятия при сенсорной алалии.

Недостаточность восприятия, диффузность фонематических представлений у детей с моторной алалией и общем недоразвитием речи. Характеристика слуховых агнозий при афазии.

Особенности слухового восприятия при нарушениях темпо-ритмической стороны речи (заикании). Понятие об избирательности и целостности восприятия заикающимися своих речевых запинок.

Характеристика основных форм зрительных агнозий.

Особенности зрительного восприятия при дизартрии. Наиболее частые нарушения зрительной функции у детей с дизартрией, вследствие детского церебрального паралича. Характеристика предметного, буквенного, симультанного, сукцессивного, оптико-пространственного, лицевого гнозиса у лиц с дизартрией.

Особенности зрительного восприятия при системных нарушениях речи. Характеристика оптической алалии, выделенной Р.Е. Левиной. Нарушение зрительного восприятия и предметных образов- представлений при акустико-мнестической афазии.

Характеристика тактильной агнозии (астереогноза).

Особенности тактильного восприятия при дизартрии, алалии. Характеристика орального, пальцевого гнозиса. Связь между степенью нарушения экспрессивной речи и оральным стереогнозом. Особенности проявления тактильного восприятия у детей с дизартрией, вследствие детского церебрального паралича.

Особенности тактильного восприятия при афазии. Формы нарушения стереогноза при амнестической афазии.

Особенности мнестической деятельности. Типы расстройств памяти (модально-неспецифические и модально-специфические).

Особенности мнестической деятельности при нарушениях звукопроизносительной стороны речи (ринолалия, дизартрия). Особенности образной и словесно-логической памяти. Объем кратковременной и долговременной памяти.

Особенности мнестической деятельности при системных нарушениях речи. Объем запоминаемого материала, воспроизведение словесных раздражителей, удержание речевых сигналов детьми, страдающими алалией. Связь между уровнем речевого развития и мнестической деятельностью. Характеристика памяти при различных формах афазии. Модально-специфическое нарушение памяти при различных формах афазии. Феномен ретроактивного и проактивного торможения следов. Явление реминисценции.

Особенности мнестической деятельности заикающихся. Научно-теоретические расхождения во взглядах на эту проблему. Различия в мнестической деятельности заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Особенности мыслительной деятельности.Л.С. Выготский о соотношении речи и мышления.

Особенности мыслительной деятельности у детей с дизартрией. Зависимость состояния мыслительной деятельности от формы дизартрии у детей с церебральным параличом.

Различные точки зрения на состояние мыслительной деятельности и ее зависимости от уровней речевого развития у детей с системными нарушениями речи. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с алалией. Специфика мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) у детей с системными нарушениями речи.

Проблема взаимоотношения афазии, как речевого нарушения при локальных поражениях мозга и мышления (взгляды различных авторов). Влияние на состояние мышления индивидуальных особенностей афазического синдрома в пределах определенной формы (степень выраженности афазии, характер сочетания симптомов афазического синдрома, характер сопутствующей симптоматики). Влияние на структуру мыслительной деятельности преморбидиых личностных (типологических) особенностей. Особенности мышления при сенсорных, моторных формах афазии, семантической, динамической.

Расхождение во взглядах на состояние мыслительной деятельности заикающихся. Индивидуальные различия наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления у заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Особенности воображения. Л.С. Выготский о связи воображения и речи. Виды воображения и его роль в развитии речи детей. Связь уровня развития воображения со степенью тяжести речевого нарушения.

Особенности творческого и воссоздающего воображения у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Характеристика воображения заикающихся детей.

Особенности воображения у лиц с афазией.

Особенности внимания. Значение внимания в деятельности лиц с нарушениями речи.

Особенности внимания при нарушениях звукопроизносительной стороны речи (ринолалия, дизартрия).

Различные точки зрения на состояние внимания у детей с системными нарушениями речи. Характеристика основных свойств внимания (объем, распределение, устойчивость, переключаем ость) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Влияние степени сформированности структуры деятельности на уровень развития произвольного внимания у детей с алалией.

Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения внимания у лиц с афазией. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание. Различные механизмы произвольных и непроизвольных форм внимания у лиц с афазией.

Взгляды различных авторов на особенности внимания заикающихся детей.

Личность и деятельность при нарушениях речи. Особенности личности и межличностных отношений. Проблема личности в специальной психологии (логопсихологии).

Индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности, направленность) детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности личности у лиц с афазией. Уровень притязаний, самооценка, реакция на отношение окружающих к болезни.

Взгляды различных авторов на роль психического компонента в возникновении и течении заикания. Типологические и личностные характеристики заикающихся разных возрастных групп. Акцентуированные свойства личности заикающихся, их связь с возрастом, полом, формой заикания.

Структура межличностных отношений детей с тяжелыми нарушениями речи. Факторы, обусловливающие положение детей в коллективе сверстников.

Особенности межличностных отношений заикающихся. Положение заикающихся разных возрастных групп в коллективе нормально говорящих, осознание своего положения.

Особенности эмоционально-волевой сферы. Взаимосвязь эмоций и познавательной деятельности у лиц с речевой патологией.

Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях звукопроизносительной стороны речи, Характерные реакции детей во фрустрационных ситуациях.

Особенности эмоционально-волевой сферы при системных нарушениях речи. Наиболее типичные свойства эмоционально-волевой сферы детей с моторной алалией. Свойства гетерономности, концентричности, эксцентричности. Своеобразие эмоционально-волевой сферы у детей с сенсорной алалией, затрудняющее дифференциальную диагностику сенсорной алалии и умственной отсталости. Особенности эмоционально-волевой сферы у лиц с афазией, их зависимость от локализации очага поражения, исходных эмоционально-личностных характеристик больного, возраста, характера патологического процесса, формы афазии.

Взгляды различных авторов на вопрос о влиянии заикания на эмоционально-волевую сферу заикающихся. Феномен фиксированности заикающихся на своем дефекте. Степени фиксированности на дефекте, их связь с возрастом, с наличием второго речевого дефекта, с усложняющимся характером моторных нарушений. Характеристика четырех типов свойств эмоционально-волевой сферы заикающихся.

Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности. Роль речи в формировании игровой деятельности. Особенности игровой деятельности у детей с системными нарушениями речи. Связь уровня сформированное™ речи и уровня развития игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Особенности игровой деятельности заикающихся дошкольников. Отношение заикающихся детей разного возраста к коллективу играющих. Характеристика групп заикающихся по степени игровой активности.

Учебная деятельность как целенаправленный процесс познания. Сложность процесса формирования учебной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности развития элементов трудовой деятельности. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки у детей с речевой патологией.

Трудотерапия в комплексе восстановительных мероприятий при афазии. Социальная реабилитация и интеграция лиц с нарушениями речи.

Особенности социальной адаптации детей с речевыми нарушениями. Биологические и социальные аспекты процесса социальной адаптации. Психолого-педагогические аспекты социальной адаптации. Социально-психологический климат в коллективе. Социальная адаптация как педагогическая проблема.

Особенности межличностных отношений учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Особенности психологической атмосферы в коллективе старшеклассников с речевыми расстройствами.

Психокоррекционные мероприятия при нарушениях речи.

Работа по коррекции нарушений познавательной деятельности. Дифференцированный подход к коррекции познавательной деятельности в зависимости от структуры речевого дефекта.

Коррекция слухового, зрительного, тактильного восприятия. Основные направления коррекционной работы.

Коррекция мнестических процессов. Основные направления коррекционной работы (обогащение непроизвольной памяти; создание условий для развития образной памяти; формирование развития высших форм запоминания - опосредованного и осмысленного). Условия, повышающие эффективность запоминания (постановка мнестической задачи, использование наглядности, создание эмоционального отношения к запоминаемому).

Коррекция мыслительной деятельности. Основные направления коррекционной работы (научить решать интеллектуальные задачи с помощью действия; развитие способности осуществлять различные перцептивные преобразования путем оперирования наглядными образами, представлениями во внутреннем плане; развитие умения действовать в уме путем оперирования образами, наглядными схемами, моделями, осуществлять мысленное расчленение на составные части, абстрагирование нужных признаков, их группировку в соответствии с задачей).

Коррекция воображения. Основные направления коррекционной работы (развитие воссоздающего воображения, при котором происходит конструирование новых образов представлений и творческого воображения, как процесса самостоятельного создания новых образов).

Коррекция внимания. Основные направления коррекционной работы (развитие произвольного внимания, объема, концентрации, распределения, устойчивости, переключаемости внимания). Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания.

Работа по коррекции нарушений личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений. Дифференцированный подход к коррекции личности и эмоционально-волевой сферы в зависимости от структуры речевого дефекта.

Коррекция эмоционального состояния и личностных качеств (устранение негативизма, логофобии, скоптофобии, снятие тревожности, повышение уверенности в своих силах, стабилизация позитивной самооценки, воспитание целенаправленности, целеустремленности и т.д.). Роль игротерапии, психотерапии.

Коррекция межличностного взаимодействия лиц с нарушениями речи. Мероприятия по нормализации микросреды, учет психологического аспекта в профилактике социальной дезадаптации.


^ 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ


Общие и специфические особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Понимание развития в олигофренопсихологии. Законы, механизмы, факты и закономерности в психологии развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Системное и иерархическое развитие психики. Категории развития. Факторы развития психики.

Особенности проявления нейродинамики у детей с интеллектуальной недостаточностью. Слабость замыкательных функций коры головного мозга. Недостаточная дифференцированность условно-рефлекторных связей. Слабость нервных процессов. Охранительное торможение при умственной отсталости. Соотношение и взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами. Фазовое состояние.

Особенности психического развития у детей с интеллектуальной недостаточностью. Обусловленность психического развития единством биологических и социальных факторов. Соотношение первичных и вторичных нарушений психики у детей с интеллектуальной недостаточностью. Зависимость развития психики ребенка от обучения и воспитания на разных возрастных периодах. Олигофрения и деменция. Классификации умственной отсталости (М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев и др.), МКБ - 10. Коррекция и компенсация в олигофренопсихологии.

Особенности формирования и функционирования познавательных психических процессов при интеллектуальной недостаточности

Особенности в формировании и функционировании ощущений и восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью. Основные виды чувствительности и их особенности. Особенности перцептивной деятельности и восприятия. Восприятие величины, формы, цвета. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие художественных произведений. Восприятие человека.

Особенности развития внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности формирования целенаправленности деятельности.

Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью. Представление как основа образной памяти. Особенности формирования представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Основные функции памяти. Виды памяти.

Особенности развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Виды мышления. Особенности формирования наглядно-действенного мышления. Особенности развития наглядно-образного мышления. Особенности развития наглядно-схематического мышления. Особенности развития словесно-логического мышления. Основные ошибки при решении мыслительных задач.

Особенности развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Влияние речевого развития на все познавательные процессы. Возрастные и индивидуальные особенности овладения грамматическим строем речи и словарем. Недоразвитость функций речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности формирования письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Виды воображения. Особенности развития воссоздающего воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности развития творческого воображения у детей.

Специфика формирования деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Предметно-практическая деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью. Влияние особенностей восприятия на развитие предметных действий и предметно-практической деятельности. Основные предметные действия. Возрастные и специфические особенности предметной деятельности.

Особенности развития игровой и учебной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности развития игровой деятельности. Специфические манипуляции и игры. Процессуальные действия. Особенности формирования сюжетно-ролевой игры. Особенности учебной деятельности (структура, мотивация, процессуальные действия, целенаправленность).

Продуктивные виды деятельности дизонтогенезе у детей дошкольного возраста. Недоразвитость предпосылок к изобразительной деятельности. Особенности рисования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности музыкальной деятельности. Слушание музыки. Музыкально-практические действия. Особенности трудовой деятельности. Навыки самообслуживания. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Ручной труд.

Особенности формирования общения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности мотивов общения. Особенности способов и видов общения (вербальное, невербальное).

Особенности развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью. Условия развития личности. Особенности взаимодействий детей с интеллектуальной недостаточностью и взрослых. Особенности воспитания в семье. Особенности развития взаимодействий ребенка с «детским обществом».

Особенности самосознания и мотивации. Осознание своей индивидуальности. Начало формирования структур самосознания. Особенности иерархии мотивов у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности становления эмоций и чувств. Дизонтогенез эмоций. Виды чувств. Особенности формирования индивидуальных, социальных чувств. Особенности эмоционально-волевого развития.

Особенности формирование способностей. Задатки и способности. Виды способностей. Особенности формирования практических способностей. Особенности формирования специальных способностей.

Типология интеллектуальной недостаточности с позиции особенностей нервной деятельности. Особенности взаимодействия с холериком, сангвиником, флегматиком и меланхоликом. Особенности формирования направленности личности и характера. Влияние социального окружения. Акцентуация характера.

2.2.Сурдопсихология


Особенности формирования и функционирования познавательных психических процессов при нарушениях слуха. Перцептивная деятельность в условиях слуховой депривации. Особенности внимания.

Общая характеристика чувственного познания детей с нарушением слуха. Влияние нарушения функций слухового анализатора на развитие восприятия как высшей психической функции и интеллектуального процесса. Слуховые, зрительные ощущения и восприятие детей со слуховой депривацией. Роль осязания в познании окружающей среды детьми с нарушением слуха. Значение вибрационной чувствительности у детей с нарушением слуха в познании окружающей среды. Компенсаторная роль хеморецепции детей со слуховой депривацией. Развитие и использование сохранных анализаторов в условиях специального обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Особенности развития внимания детей с нарушением слуха. Развитие произвольного внимания у детей с нарушением слуха. Специфические особенности формирования основных свойств внимания. Развитие слухового внимания у детей с остатками слуха.

Особенности мышления детей с нарушением слуха. Роль довербальных средств коммуникации в обобщенном отражении действительности. Особенности развития наглядных форм мышления детей с нарушением слуха. Характеристика жестово-логического и словесно-логического мышления детей с нарушением слуха. Особенности мыслительных операций детей с нарушением слуха. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления в процессе обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Формирование и развитие речи детей со слуховой депривацией. Особенности формирования дословесных форм общения у детей с нарушением слуха. Жестовый язык как системное средство общения и познания ребенка с нарушением слуха. Роль жестовой речи в формировании словесной. Значение дактильной речи в овладении структурой слова.

Роль слухового и зрительного восприятия в формировании словесной речи и ее особенности у детей с нарушением слуха. Механизм восприятия речи при нарушенном слухе. Механизм овладения произношением при нарушенном слухе. Значение овладения словарем родного языка для развития мышления детей с нарушением слуха и овладения ими систем понятий. Особенности овладения грамматическим строем языка детьми со слуховой депривацией. Особенности восприятия письменной речи и продуцирования собственных письменных высказываний детьми со слуховой депривацией. Проявления аграмматизма в письменной речи у детей со слуховой депривацией. Влияние жестовой речи на письменную речь детей со слуховой депривацией.

Особенности памяти и воображения детей с нарушением слуха. Формирование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у детей со слуховой депривацией. Возможности и пути развития памяти у детей с нарушением слуха. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха. Особенности запоминания слов, предложений, связных текстов. Соотношения разных видов памяти детей с нарушением слуха на разных этапах обучения.

Своеобразие формирования воссоздающего и творческого воображения у детей со слуховой депривацией. Особенности фантазии детей со слуховой депривацией. Роль разных видов речи в развитии фантазии.

Особенности формирования свойств личности у детей с нарушением слуха. Структура характера и особенности его формирования у детей с нарушением слуха в разных возрастных периодах. Учет возрастных и индивидуальных особенностей характера в учебно-воспитательной работе с детьми с нарушением слуха.

Особенности формирования личности детей с нарушением слуха. Условия для развития способностей детей с недостатками слуха в специальной школе. Особенности формирования интересов у детей со слуховой депривацией. Роль общения, обучения и саморазвития в формировании личности детей с нарушением слуха. Межличностные отношения детей с нарушением слуха. Роль учителя в формировании межличностных взаимоотношений, самооценки и уровня притязаний детей со слуховой депривацией. Патохарактерологическое развитие личности у детей с нарушением слуха. Психологическая профилактика и коррекция развития личности у детей с нарушением слуха.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха.

Общее и специфическое в формировании эмоциональной сферы детей со слуховой депривацией. Особенности обогащения эмоционального опыта у детей с нарушением слуха. Особенности формирования понимания своего эмоционального состояния и состояния других людей у детей в зависимости от степени выраженности слуховой депривации. Роль разных видов речи в развитии социальных эмоций у детей с нарушением слуха в процессе обучения.

Волевые качества личности и их формирование у детей со слуховой депривацией. Роль разных видов речи в развитии волевой сферы детей с нарушением слуха.

Специфика формирования различных видов деятельности у детей с нарушением слуха.

Особенности и условия формирования деятельности в разных возрастных периодах у детей с нарушением слуха. Детерминация выраженности слуховой депривации и особенностей становления игровой деятельности. Специфика формирования учебной деятельности у детей со слуховой депривацией. Компенсаторная роль спортивной, художественной и трудовой деятельности в социальной адаптации детей с нарушением слуха.

2.3.ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ

Особенности формирования и функционирования познавательных психических процессов при слепоте и слабовидении. Ощущения слепых и слабовидящих. Общие проблемы развития сенсорики незрячего. Компенсаторные изменения в сфере ощущений при слепоте и слабовидении. Основные закономерности ощущений и своеобразие их проявления при слепоте и слабовидении. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. Влияние нарушения зрения на образы чувственного отражения мира.

Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих. Слуховые ощущения при нарушениях зрения и их особенности. Значение слуховых ощущений для слепых при ориентировании в пространстве и в общении. Компенсаторные изменения слуховой чувствительности слепых при условии интенсивного использования ее в деятельности.

Кинестезические ощущения слепых, их значение в оценке положений тела, пространственных и временных признаков окружающего мира. Сенсибилизация мышечно-суставной чувствительности слепых в деятельности.

Вибрационные ощущения слепых. Возможности «чувства препятствия» в отражении признаков и свойств окружающей действительности.

Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения. Своеобразие в проявлении свойств восприятия при тяжелой патологии зрительного анализатора.

Осязательное восприятие слепых. Значение осязательного восприятия в чувственном познании мира и его сходство со зрительным восприятием. Формы осязания и их обусловленность различными видами чувствительности. Способы осязательного восприятия. Значение овладения разнообразными формами и способами осязательного восприятия для успешного развития психики слепых и слабовидящих. Сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия.

Восприятие пространства слепыми и слабовидящими. Значение восприятия пространства для различных видов деятельности слепых и слабовидящих. Типы восприятия пространства в зависимости от остроты зрения. Восприятие формы, величины, объемности и удаленности слепыми.

Представления слепых и слабовидящих. Особенности представлений слепых и слабовидящих детей (ограниченный круг представлений, их фрагментарность, схематичность, низкий уровень обобщенности и вербализм). Особенности динамики формирования представлений у слепых и слабовидящих детей (скорость межфазовых переходов, распределение слепых и слабовидящих детей по фазам, уровень сохранности представлений). Зависимость формирования представлений от остроты остаточного зрения. Зрительные образы утративших зрение в раннем детстве, в период включения в учебную деятельность и в зрелом возрасте. Основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию представлений с учетом их возможных особенностей при нарушении зрения.

Особенности воссоздающего и творческого воображения при нарушениях зрения. Значение воссоздающего воображения для познавательной деятельности слепых и слабовидящих. Пассивное воображение слепых, его адаптационные и компенсаторные функции в условиях сенсорной депривации. Возможности творческого воображения при слепоте, слабовидении и функциональных нарушениях зрения.

Особенности развития памяти и внимания слепых и слабовидящих. Память как средство компенсации зрительного нарушения. Виды памяти (словесно-логическая, образная и двигательная) и типы памяти при слепоте и слабовидении. Соотношение зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых и слабовидящих. Специфические факторы, влияющие на процессы запоминания, сохранения и забывания при нарушениях зрения. Специфические особенности процессов памяти слепых и слабовидящих (запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения), их зависимости от степени тяжести зрительного дефекта, возраста, времени утраты зрения.

Современная точка зрения об особенностях внимания при нарушениях зрения и его компенсаторном значении в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. Возможное влияние затруднений в сфере восприятия при нарушениях зрения на объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и другие свойства внимания.

Особенности мышления слепых и слабовидящих

Специфика мыслительной деятельности сле­пых и слабовидящих. Средства и способы решения мыслительных задач наиболее характерные для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста. Причины возможных затруднений слепых и слабовидящих в операциях анализа и синтеза, в наличии формализма и вербализма знаний слепых и слабовидящих. Возможное влияние нарушения зрения на успешность мыслительных операций сравнения, систематизации и классификации, на формирование суждений и умозаключений. Опосредованное влияние дефекта чувственного отражения мира на абстрагирование и обобщение.

Особенности развития речи слепых и слабовидящих. Компенсаторное значение речи для познавательной деятельности слепого и слабовидящего, формирования их личности.

Своеобразие динамики развития и накопления языковых средств при нарушениях зрения. Своеобразие соотношения слова и образа у слепых и слабовидящих. Недоразвитие понимания и порождения лексико-грамматических конструкций в речи при нарушениях зрения. Особенности овладения фонетико-фонематической стороной при нарушениях зрения. Развитие связной речи слепых и слабовидящих. Особенности овладения слепыми и слабовидящими невербальными средствами общения (мимикой, пантомимикой и интонацией).

Деятельность слепых и слабовидящих. Роль деятельности в компенсации слепоты и слабовидении. Зависимость компенсаторного приспособления от характера деятельности, степени активности личности в ней. Значение деятельности для сенсибилизации сохранных и нарушенных анализаторных систем, развития высших психических функций при нарушениях зрения.

Своеобразие мотивов деятельности слепых и слабовидящих. Управление действиями и его самоконтроль при нарушениях зрения. Интериоризация и экстериоризация деятельности при нарушениях зрения. Особенности формирования умений и навыков при слепоте и слабовидении. Основные виды деятельности и их развитие при нарушениях зрения: игра, учение, труд. Социальная реабилитация и интеграция инвалидов по зрению.

Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения. Слепота и характер отношений человека с внешним (физическим и социальным) миром. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному нарушению. Задачи формирования всесторонне развитой личности слепого и слабовидящего на современном этапе. Направленность личности слепого и слабовидящего. Потребности, интересы и мотивы деятельности. Склонности и способности.

Особенности эмоций и чувств при нарушениях зрения. Эмоциональные состояния, вызванные утратой зрения. Внешнее выражение эмоций при слепоте и слабовидении. Научно-теоретические воззрения на развитие волевых качеств слепых и слабовидящих.

Характер и динамика потребностей личности при слепоте. Своеобразие мотивационной сферы личности слепого. Проблема взаимосвязи формирования характера со степенью тяжести зрительной патологии. Проблема активности и направленности личности при нарушениях зрения.

Субъективное отношение личности к собственным зрительным нарушениям. Самооценка слепых слабовидящих и ее в роль в становлении и развитии личности.

Особенности формирования коллектива и становления межличностных отношений у лиц с нарушениям зрения. Значение межличностных отношений для социальной адаптации (реадаптации) инвалидов по зрению. Основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию межличностных отношений слепых и слабовидящих.


^ 2.4.ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития как один из видов аномального развития

Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития психогенного происхождения: влияние воспитания в закрытых детских учреждениях на развитие ребенка и психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма». Задержка психического развития церебрально-органического генеза: психологическая структура дефекта.

Характеристика познавательной деятельности при задержке психического развития.Особенности ощущений и восприятия при задержке психического развития. Особенности развития внимания детей с задержкой психического развития. Память у детей с задержкой психического развития. Мышление и речь при задержке психического развития. Формирование чтения и письма при задержке психического развития.

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития. Особенности повседневной речи детей с задержкой психического развития: «смазанность» речи, ограничение активного словаря в монологической речи, расхождение между объемом пассивного и активного словаря. Особенности словообразования. Понимание грамматических конструкций. Понимание обращенной речи. Произношение и фонематический слух. Словарь детей с задержкой психического развития. Письменная речь при задержке психического развития.

Характеристика личности и эмоционально-волевой сферы при задержке психического развития. Мотивационно-потребностная сфера детей с задержкой психического развития. Образ «Я» при задержке психического развития.

Личностные особенности детей с гармоническим, дисгармоническим и органическим инфантилизмом (М.С. Певзнер). Варианты отношения к учебной деятельности: игровое, псевдоучебное и коммуникативное (А.О. Дробинская). Влияние семьи и типов семейного воспитания на развитие личности ребенка с задержкой психического развития.

Общая характеристика деятельности при задержке психического развития

Особенности перехода от игровой деятельности к учебной у детей с задержкой психического развития. Саморегуляция деятельности детьми с задержкой психического развития. Способность к волевой регуляции поведения при задержке психического развития. Использование речи для регуляции поведения детьми с задержкой психического развития.

Учебная деятельность детей с задержкой психического развития. Особенности обучаемости детей с задержкой психического развития: адаптация инструкции и особенности переноса опыта в новую ситуацию.

Игра как особый вид деятельности у детей с задержкой психического развития.

Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Сюжетная игра при задержке психического развития: предметно-игровые и сюжетно-отобразительные действия детей. Смысл игры при нормальном развитии и при задержке психического развития. Игра как деятельность «рядом», а не деятельность «вместе». Варианты поведения детей в игровой ситуации по Е.С. Слепович.

Общение детей с задержкой психического развития. Социализация детей с задержкой психического развития. Влияние негативных типов семейного воспитания на социализацию. Роль общения с матерью в социализации ребенка с задержкой психического развития. Общение со сверстниками. Общение со взрослым. Особенности восприятия и понимания эмоций человека.


2.5.Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Клинико-функциональная характеристика детей с детским церебральным параличом. Определение понятия “детский церебральный паралич”. Факторы риска в пренатальный, перинатальный и ранний постнатальный периоды. Сложная структура нарушений при ДЦП.

Стадии ДЦП. Клинико-функциональная характеристика детей с церебральным параличом с учётом сохраняющейся патологической активности стволовых структур головного мозга. Уровни патологического развития по основным критериям жизнедеятельности: способность к передвижению и развитие моторики; способность к самообслуживанию; способность к коммуникации, ориентации и социальной интеграции; способность к обучению. Структура двигательных нарушений при ДЦП. Классификация церебрального паралича в зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств (по К.А. Семёновой). Смешанные формы церебрального паралича. Степени тяжести заболевания.

Особенности психических функций при двигательных нарушениях. Первичный, вторичные дефекты, сложный дефект у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Особенности процесса структурообразования психических функций у детей с ДЦП.

Нарушения двигательно-кинестетической функции двигательных систем у детей с ДЦП. Премоторный дефект. Формирование патологических поз положений тела и конечностей. Расстройства сенсорных функций: тактильного, слухового и зрительного восприятия. Формирование мнестических функций. Нарушения пространственного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации.

Основные особенности нарушения предметно-практической деятельности при ДЦП. Конструирование как один из важнейших видов психической деятельности в развитии ребенка с двигательными нарушениями. Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых детей и у детей с ДЦП.

Особенности интеллектуальной сферы и речевой деятельности детей с ДЦП. Особенности развития вербального и невербального интеллекта у детей с разными клиническими формами ДЦП.

Уровневый и структурный анализ интеллекта у детей с ДЦП школьного возраста. Сравнительный анализ интеллекта у здоровых детей и больных ДЦП.

Развитие речевой деятельности у детей с ДЦП в раннем возрасте. Особенности формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов. Роль орального праксиса в формировании речи.

Особенности дизартрии при ДЦП. Дизартрия при спастической и гиперкинетической формах ДЦП. Нарушения письменной речи.

Особенности формирования личности ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Механизмы патологического формирования личности ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Психопатологические варианты формирования личности. Психический инфантилизм, особенности его проявления у детей с ДЦП.

Особенности формирования эмоционально-волевой активности ребенка с двигательными нарушениями: клинические, педагогические и психологические аспекты. Причины эмоциональных нарушений. Клиническая и психологическая характеристики страхов и тревожности у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Особенности социального развития детей с двигательными нарушениями. Три основных этапа в процессе овладения речью как средством общения. Характеристика коммуникативной деятельности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Пять типов нарушения коммуникативных функций (вербальных и невербальных) при ДЦП. Межличностные отношения в коллективе.

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: стили воспитания, родительские установки.


^ 2.6.ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И (ИЛИ) МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Теоретико-методологические основы психологии развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. Понятие «тяжелых и (или) множественных нарушений психического и (или) физического развития», и «тяжелая форма нарушений психофизического развития». Актуальность данной проблематики.

Развитие взглядов на особенности психофизического развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями. Принцип нормализации жизнедеятельности лиц с особенностями психофизического развития. Методологические основы психологии развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.

Этиология и классификация тяжелых и (или) множественных нарушений психического и (или) физического развития. Причины возникновения тяжелых и (или) множественных нарушений психического и (или) физического развития. Распространенность тяжелых и (или) множественных нарушений.

Современные подходы к классификации тяжелых и (или) множественных нарушений психического и (или) физического развития.

Особенности диагностики развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. Подбор и адаптация методик для диагностики развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями. Особенности изучения микросоциальных условий и их влияние на развитие ребенка с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. Основные принципы организации диагностики психофизического развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития. Специфика организации и содержания психолого-педагогического изучения детей и подростков с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.

^ Сложность структуры нарушений у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. Общие и специфические закономерности развития детей данной категории. Психическое развитие ребёнка с бисенсорными нарушениями. Слепоглухие дети как особая категория детей с особенностями психофизического развития. Общие принципы первоначального развития ребенка с бисенсорными нарушениями. Дифференциальная характеристика психического развития отдельных групп детей с бисенсорными нарушениями.

Психическое развитие ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и нарушением опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Их классификация. Особенности развития моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Интеллектуальные нарушения при ДЦП. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и ДЦП.

Психическое развитие ребенка с нарушениями одной сенсорной системы и интеллекта. Сложная структура нарушения при нарушениях слуха и интеллекта. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых глухих и слабослышащих. Характеристика особенностей психического развития при нарушениях зрения и интеллекта. Компенсаторные способности ребенка с нарушением зрения и интеллекта.

Психическое развитие ребенка с множественными нарушениями развития. Синдром Дауна - классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения. Развитие ребенка с синдромом Дауна. Особенности зрения и слуха у детей с синдромом Дауна. Синдром Рубенштейна-Тейби. Синдром Ретта.


^ 2.7.Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconУчебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconКраткая учебно-методическая программа для специальностей: 050714. 65-олигофренопедагогика; 050715.

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconКраткие ответы на вопросы государственного экзамена по специальности «Логопедия»

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconРабочая программа по курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconПрограмма государственного экзамена по педиатрии для субординаторов анестезиологов и реаниматологов

Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования по специальности 1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология Мозырь 2011 iconОсновная образовательная программа начального общего и основного общего образования
Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы