|
Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР ___________Т.И. Гуляева «_____» ________________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С РЕНТГЕНОЛОГИЕЙ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ):СПЕЦИАЛИСТ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ ОРЁЛ – 2011 Автор: Сазонова Виктория Владимировна, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры эпизоотологии и терапии ________________ «_____» __________________ 2011 г. Рецензент: Малахова Наталья Алексеевна, зав. кафедрой анатомии, физиологии и хирургии, кандидат ветеринарных наук, доцент ________________ «_____» __________________ 2011 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Клиническая диагностика с рентгенологией». Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г. ^ Буяров Виктор Сергеевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ________________ «_____» __________________ 2011 г. Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г. ^ Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент ________________ «_____» __________________ 2011 г. ^ Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор ________________ «_____» __________________ 2011 г. Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г. ^ Буяров Виктор Сергеевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ________________ «_____» __________________ 2011 г. Директор научной библиотеки: Ишханова Евгения Владимировна ________________ «_____» __________________ 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
историй болезни 17
промежуточной аттестации 18
дисциплины 28
содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи дисциплины: • Изучение методов исследования и последовательных этапов распознавания болезней. • Овладение студентами клиническими, лабораторными и инструментальными методами исследований сельскохозяйственных животных. • Приобретение опыта по выявлению симптомов и синдромов, умения анализировать ситуацию с целью постановки правильного диагноза. • Освоение техники безопасности при работе с животными. • Изучение планов и методов исследования больных животных. • Изучение правил взятия биологического материала, его консервирование и пересылки для лабораторного анализа. • Внедрение прогрессивных форм обучения в учебный процесс. • Обеспечение лекций, лабораторных и практических занятий современным инструментарием, диагностической аппаратурой, техническими средствами обучения, достаточным количеством животных разного вида. 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины • Сбор и анализ анамнестических данных. • Исследование лимфатических узлов, состояния слизистых оболочек, конъюнктивы, носовой полости, ротовой полости, влагалища и оценка их состояния. • Исследование органов дыхания, оценка их состояния. • Исследование сердечно-сосудистой системы (исследование сосудов, сердечного толчка, тонов сердца, пороков, шумов, ЭКГ и аритмий) с клинической интерпретацией. • Исследование органов пищеварения (топография органов пищеварения, их клиническое исследование, диагностическое зондирование, исследование рубцового и желудочного содержимого, исследование печени, исследование кала) с их клинической оценкой. • Исследование органов мочевой системы (исследование почек, мочевого пузыря, уретры; физические и химические свойства мочи, проведение катетеризации мочевого пузыря, УЗИ мочевого пузыря) с их клинической оценкой. • Исследование нервной системы (определение поведения животного, исследование черепа, позвоночного столба, органы чувств чувствительной и двигательной сферы, рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора) с оценкой ее состояния. • Исследование крови (получение крови, морфологические и биохимические исследования крови с их клинической оценкой). 2. Место дисциплины в структуре ООП Цикл профессиональный, базовая часть. С целью освоения дисциплины «Клиническая диагностика с рентгенологией» необходимы знания по неорганической, органической и биологической химии, анатомии животных, физиологии животных, кормлению животных, знания зоогигиенических условий содержания животных, фармакологии, патологической анатомии, патологической физиологии. Дисциплина «Клиническая диагностика с рентгенологией» является предшествующей для патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы, оперативной хирургии с топографической анатомией, ветеринарно-санитарной экспертизы, акушерства и гинекологии, болезней мелких домашних и экзотических животных. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурные компетенции (ОК): - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно сформулировать устную и письменную речь (ОК-2); - уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); - владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-5); - использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-6); - осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности (ОК-7); - стремиться к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-8); - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-9). б) Профессиональные компетенции (ПК): - применять полученные знания на практике (ПК-1); - использовать основные и специальные, в т.ч. инновационные методы клинического исследования животных (ПК-2); - оценивать результаты лабораторных исследований (ПК-3); - проводить диспансеризацию, составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных (ПК-4); - различными способами вводить лекарственные вещества и препараты внутрь, парентерально (подкожно, внутривенно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутрикостно, внутритрахеально, внутригрудинно и т.д.) или применять их наружно, проводить физиотерапевтические процедуры животным (ПК-5). в) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные понятия, термины, определения, классификации; - основные инструменты и оборудование, включая новейшее (оборудование ИНИИЦ), необходимое для проведения обследования животного и лабораторных исследований; - клиническое проявление изучаемых в курсе незаразных патологий; - схемы исследования систем организма животных; - общие и специальные методы клинической диагностики, в т.ч. лабораторные и современные нетрадиционные (альтернативные) методы диагностики; - основные методы и этапы постановки диагноза; - технику взятия крови, зондирования животных; - современные инновационные методы исследования биологических субстратов организма животного. Уметь: - проводить клиническое обследование животного; - оформлять в виде протокола клинического обследования полученные данные; - выбирать необходимые общие и специальные методы исследования при постановке диагноза; - пользоваться необходимыми инструментами; - владеть инновационным лабораторным и диагностическим оборудованием для исследования биологических жидкостей организма; - устанавливать диагноз болезни, прогнозировать исход заболевания. Иметь представление: - о проблемах, рассматриваемых в курсе клинической диагностики; - об основных сферах применения полученных данных; - о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения дисциплины. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
^
^
^
^ Важной составляющей образовательного процесса в современной высшей школе является внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР). На этот вид умственной работы в процессе обучения делается все больший упор, так как процесс самообразования, умение организовать его и правильно сочетать с аудиторной работой в присутствии преподавателя является основой всего процесса получения знаний, их углубления, умелого применения в практической деятельности. Клиническая диагностика является дисциплиной учебного плана, с которой студенты начинают изучение практической ветеринарии. При этом они должны проработать большой по объему теоретический материал, а также овладеть общими, инструментальными, лабораторными и функциональными методами исследования, используемыми для решения производственных и исследовательских задач и приобрести практические навыки в работе с животными. В связи с этим как аудиторная, так и внеаудиторная работа студентов, работа с преподавателем и без него, самостоятельно, должна быть активной, разнообразной, вызывать интерес. Только в этом случае можно говорить об активизации учебного процесса как одном из направлений повышения его эффективности. Формы и количество часов самостоятельной работы студентов
Темы для самостоятельного изучения теоретического материала по дисциплине «Клиническая диагностика с рентгенологией»
Перечень тем рефератов
^ В рамках работы над содержанием дисциплины могут быть использованы следующие формы работ: - деловая игра; - круглый стол с потенциальными работодателями; - научные студенческие конференции по итогам защиты рефератов и курсовых работ; - практические занятия в системе on-line на базе передовых инновационных хозяйств области; - лабораторные исследования биологических субстратов на современным оборудовании ИНИИЦ с дальнейшей интерпретацией полученных данных. 6. Примерная тематика курсовых проектов работ Клиническое исследование животного с оформлением курсовой работы
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 7.1. Вопросы для самоконтроля при подготовке к отчётам по модулям Перечень вопросов к модулю №1 « Общая диагностика». 1. Диагноз и его виды. Примеры. 2. Симптомы, их классификация. Примеры. 3. Синдромы, их классификация. Примеры. 4. Прогноз. Виды прогноза. 5. Схема исследования животного. 6. Общие методы исследования. 7. Основные методы фиксации животных. 8. Определение габитуса животного. 9. Исследования кожи. Методы. Патология кожи. 10. Исследование шерстного покрова животного. 11 .Исследование слизистых оболочек. 12. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов. 13. Термометрия. Колебания температуры тела разных видов животных. 14.Основная клиническая документация. Перечень вопросов к модулю №2 «Исследование дыхательной системы». 1. Схема исследования дыхательной системы. 2. Исследование носовых истечений. 3. Исследование верхних дыхательных путей. 4. Исследование грудной клетки животных 5. Определение задней границы перкуссии легких. 6. Специальные методы исследования органов дыхания. 7. Основные синдромы патологии органов дыхания. Перечень вопросов к модулю №3 « Исследование пищеварительной системы». 1. Схема исследования пищеварительной системы. 2. Исследование аппетита, глотания, жевания, отрыжки животного. 3. Исследование ротовой полости. 4. Исследование глотки, пищевода. Техника зондирования. 5. Исследование преджелудков жвачных. Топография. 6. Исследование желудка моногастричных животных. 7. Исследование кишечника животных. Топография 8. Исследование акта дефекации. Исследование кала. 9. Основные капрологические синдромы. 10. Специальные методы исследования органов пищеварения животных. Перечень вопросов к модулю № 4 «Исследование сердечно-сосудистой системы» 1. Проводящая система сердца. Схема исследования сердца. 2. Исследование сердечного толчка. 3. Аускультация сердца. 4. Места наилучшей слышимости. 5. Исследование артерий. Определение артериального пульса. 6. Исследование вен. Определение венного пульса. 7. Измерение давления животного. 8. Сердечные аритмии. 9. Электрокардиография. 10.Основные синдромы патологии сердечно-сосудистой системы. Перечень вопросов к модулю № 5. « Система крови. Исследование мочевой системы» 1. Клиническое значение исследований крови. 2. Морфологический анализ крови. Значение динамики основных показателей крови. 3. Биохимический анализ крови. Значение динамики основных показателей крови. 4. Исследование органов кроветворения. 5. Исследование почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры. 6. Лабораторное исследование мочи. Клиническое значение исследования мочевого осадка. 7. Основные синдромы патологии мочевой системы. Перечень вопросов к модулю №6 «Исследование нepвной системы. Основы рентгенологии» 1. Схема исследования нервной системы. 2. Исследование черепа, позвоночного столба. 3. Исследование чувствительности. 4. Исследование органов чувств, рефлексов. 5. Исследование вегетативной нервной системы. 6. Основные синдромы патологии нервной системы. 7. Основные методы рентгенодиагностики. 8. Болезни молодняка. 9. Патология обмена веществ. 7.2. Перечень вопросов к зачёту по дисциплине Вопросы к теоретическому зачёту 1. Понятие диагноза и его виды. Примеры. 2. Понятие симптомов, их классификация. Примеры. 3. Понятие синдромов, их классификация. Примеры. 4. Прогноз. Виды прогноза. 5. Схема клинического исследования животного. 6. Общие методы исследования. Классификация. 7. Основные методы фиксации животных. 8. Определение габитуса животного. 9. Исследования кожи. Методы. Патология кожи. 10. Исследование шерстного покрова животного. Патология шерстного покрова. 11. Исследование слизистых оболочек. Возможная патология. 12. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов. 13.Термометрия. Колебания температуры тела разных видов животных. 14.Основная клиническая документация. 15. Схема исследования дыхательной системы. 16. Исследование носовых истечений. Патология. 17. Исследование верхних дыхательных путей. Возможная патология. 18. Исследование грудной клетки животных. Методы, патология. 19. Определение задней границы перкуссии легких разных животных. 20. Патология дыхания, дыхательные аритмии. 21. Основные синдромы патологии органов дыхания. 22. Схема исследования пищеварительной системы. 23. Исследование аппетита, глотания, жевания, отрыжки животного. Патология. 24. Исследование органов ротовой полости. Возможная патология. 25. Исследование глотки, пищевода. Возможная патология. 26. Исследование преджелудков жвачных. Отклонения от нормы. 27. Исследование желудка моногастричных животных. Патология. 28. Исследование кишечника животных. Возможная патология. 29. Исследование акта дефекации. Исследование кала. 30. Основные капрологические синдромы. Вопросы к практическому зачёту (проводится на базе учхоза) 1. Общие методы исследования. Классификация. 2. Основные методы фиксации животных. 3. Определение габитуса животного. 4. Исследования кожи. Определение эластичности кожи. 5. Исследование шерстного покрова животного. Методы 6. Исследование слизистых оболочек. Методы. 7. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов. 8. Исследование переднего отдела дыхательной системы. Методы. 9. Исследование грудной клетки животных. Методы. 10. Определение задней границы перкуссии легких. 11. Специальные методы исследования органов дыхания. Техника проведения 12. Исследование органов ротовой полости. Методы. 13. Исследование глотки, пищевода. Техника зондирования. 14. Исследование преджелудков жвачных. Топография. Методы. 15. Исследование кишечника животных. Топография. Методы. 16. Специальные методы исследования органов пищеварения животных. Техника проведения. 7.3. Вопросы к экзамену 1. Предмет, цели и задачи клинической диагностики. 2. Понятие «диагноз», «симптом», «синдром», «прогноз» 3. Пальпация. 4. Перкуссия. 5. Осмотр животных. 6. Аускультация. 7. Термометрия. Лихорадка. Понятие, классификация. 8.Специальные и дополнительные методы исследования. 9. Схема клинического исследования животных 10. Определение габитуса животных. 11. Исследование слизистых оболочек животных. 12. Исследование лимфатических узлов. 13. Исследование кожи. 14. Исследование зоба птиц. 15. Исследование переднего отдела дыхательной системы. 16.Осмотр грудной клетки животных. 17. Аускультация грудной клетки. 18. Дыхательные аритмии. 19. Пальпация грудной клетки животных. 20. Перкуссия лёгких. 21. Определение задней перкуссионной границы легких животных. 22. Исследование щитовидной железы. 23. Основные синдромы болезней дыхательной системы. 24.Функциональные методы исследования дыхательной системы. 25. Схема исследования пищеварительной системы животных. 26. Исследование приёма корма и воды. 27. Исследование рта и органов ротовой полости. 28. Исследование глотки. 29. Исследование пищевода. 30. Исследование желудка. 31. Исследование живота. 32. Исследование преджелудков и сычуга жвачных. 33. Исследование печени. 34. Исследование кишечника животных. 35. Дефекация и её расстройства. 36. Основные синдромы недостаточности печени. 37. Копрологические синдромы патологии пищеварения. 38. Диагностика нарушения жирового обмена. 39. Диагностика нарушений белкового обмена. 40. Диагностика нарушений углеводного обмена. 41. Диагностика нарушения обмена макро- и микроэлементов. 42. Диагностика нарушений, обусловленных недостатком витаминов. 43. Анализ поведения животного. 44. Исследование черепа и позвоночного столба. 45. Исследование органов чувств. 46. Исследование рефлексов. 47. Исследование двигательной сферы. 48. Исследование вегетативной нервной системы. 49. Исследование чувствительности. 50. Основные синдромы патологии нервной системы. 51.Схема исследования сердечно-сосудистой системы. 52. Перкуссия области сердца. 53. Исследование сердечного толчка. 54. Аускультация области сердца. 55. Сердечные шумы. 56. Ритм сердечных тонов и его патологии. 57. Сердечные тоны, происхождение и характеристика. 58. Сердечные аритмии. 59. Интракардиальные сердечные аритмии. 60. Экстракардиальные сердечные аритмии. 61. Исследование артерий, артериального пульса. 62. Исследование вен, венного пульса животных. 63. Основные синдромы патологии сердечно-сосудистой системы. 64. Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы. 65. Электрокардиография. 66. Схема исследования органов мочевой системы. 67. Исследование мочеиспускания. 68. Исследование мочеточников, уретры, мочевого пузыря. 69. Исследование почек животных. 70. Основные синдромы болезней мочевой системы. 71. Исследование физических и химических свойств мочи. 72. Исследование осадка мочи 73. Исследование животных раннего возраста. 74. Основные синдромы болезней животных раннего возраста. 75. Методы рентгенодиагностики. 76. Влияние рентгеновского излучения на биологические объекты. 77. Основные характеристики рентгеновских снимков. 78. Исследование кроветворных органов. 79. Исследование морфологического состава крови. 80. Биохимическое исследование крови. 81. Патология эритропоэза и лейкопоэза. 82. Клиническое значение лейкограммы. 83. Биогеоценотическая диагностика. Итоговый контроль по дисциплине
7.4. Формирование рейтинговой оценки Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине Оценка «отлично» выставляется студенту в случае глубокого знания программного материала, свободного владения специальной терминологией, грамотного речевого изложения материала, ответа на все дополнительные вопросы, с приведением примеров Оценка «хорошо» выставляется студенту при глубоком знании материала, владении специальной терминологией, но с некоторыми неточностями при ответе, при затруднениях в ответе на один из дополнительных вопросов Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту за поверхностный ответ, неумение владеть специальной терминологией, затруднительные ответы на дополнительные вопросы, за отсутствие ответа на один из трёх вопросов билета Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не давшему ответ на два вопроса билета, не владеющему терминологией по дисциплине, при отсутствии ответов на дополнительные вопросы по программе «зачтено» соответствует ответу студента на оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» «не зачтено» соответствует ответу студента на оценку «неудовлетворительно» ^ по курсу «Клиническая диагностика с рентгенологией» 1. Посещение занятий: 55 баллов 1.1.Лабораторно-практические занятия: 28 балла -количество занятий –28 -максимальное число баллов за одно занятие-1 -за пропуск занятия без уважительной причины - минус 2 балла; -за пропуск занятия по уважительной причине, но не отработанного в течение двух недель с момента выхода на занятия - минус 2 балла. 1.2. Лекционные занятия:27 балла - контролируются по посещаемости: за пропуск каждой лекции и непредставлении реферата по теме лекции в течение 2 недель – минус 1 балла. 2. Контрольные работы: 45 баллов -количество занятий –9 -максимальное число баллов за одно занятие –5 -дифференцированная оценка: «отлично»-5 баллов; «хорошо»-4; «удовлетворительно»-3; «неудовлетворительно» - минус 3 балла. 3. Тестовый способ контроля знаний-15 -количество тестирований – 5 -максимальное число баллов за правильный ответ – 3 балла -за неправильный ответ - минус 1 балл. 4. Контроль самостоятельной работы студентов –15 баллов -количество рефератов- 3 -дифференцированная оценка при защите реферата: «отлично»-5 баллов; «хорошо»-4; «удовлетворительно»-3; «неудовлетворительно» - минус 3 балла. 5. Творческий рейтинг: 47 баллов -оформление и защита дополнительных рефератов- 5 баллов (всего можно 2); -работа в научном кружке с выступлением на итоговой студенческой конференции по результатам собственных научных исследований-10 баллов; -научная публикация-10 баллов; -выступление с реферативным докладом на лабораторном занятии или студенческой конференции –2 балла (за каждый доклад); -составление кроссвордов- 5 баллов за один (не больше трех), состоящих не менее чем из 30 слов. 6. Суммарный рейтинг -студенты, набравшие 110-130 баллов ( 85-100% от числа баллов ) освобождаются от сдачи экзамена с оценкой «отлично». -студенты, набравшие 91-109 баллов (70-84% от максимального числа баллов) освобождаются от сдачи экзамена с оценкой «хорошо». -студенты, набравшие меньше 70% от максимального числа баллов (90 и меньше) сдают сессионный экзамен. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1. Воронин Е.С., Сноз Г.В., Васильев М.Ф. и др. Клиническая диагностика с рентгенологией. - М.: КолоСс, 2006. - 509 с. 2. Данилевская Н.В., Коробов А.В., Старченков С.В., Щербаков Г.Г. Справочник ветеринарного терапевта /Пол ред. Коробова А.В., Щербакова Г.Г. – СПб.: Изд. «Лань», 2003 - 384 с – (Учебники для вузов. Специальная литература). 3. Данилевская Н.В., Коробов А.В., Старченков С.В. и др. Справочник ветеринарного терапевта / Под общей редакцией проф. Щербакова Г.Г. - СПб.: Изд. «Лань», 2009. - 656 с – (Учебники для вузов. Специальная литература). 4. Стекольников А.А., Щербаков Г.Г., Коробов А.В. и др. /Под общей редакцией Стекольникова А.А. Комплексная терапия и терапевтическая техника в ветеринарной медицине. – Учебно-методическое пособие СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 288 с. 5. Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарёв Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. - М.: КолоСс, 2006. – 487 с. б) дополнительная литература
в) программное обеспечение: - использование обучающих и компьютерных программ по темам: «Исследование дыхательной системы», «Исследование сердечно-сосудистой системы», «Исследование системы крови». г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: - информационно-справочные: ветеринарные энциклопедии, справочники, гематологические и другие атласы; лаборатории ИНИИЦ. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
|