Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария





Скачать 0.57 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария
страница 1/2
Михеева Елена Александровна
Дата 03.04.2013
Размер 0.57 Mb.
Тип Программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ___________Т.И. Гуляева

«_____» ________________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Ветеринарная микробиология и микология»


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): СПЕЦИАЛИСТ


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ


ОРЁЛ – 2011

Автор: Михеева Елена Александровна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии

________________ «___» __________________ 2011 г.


Рецензент: Масалов Владимир Николаевич,

профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор биологических наук

________________ «___» __________________ 2011 г.


Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология».


Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Протокол № _____ «___» __________________ 2011 г.

^ Председатель методической комиссии: Буяров Виктор Сергеевич,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии

Протокол № _____ «___» __________________ 2011 г.

^ И. о. зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2011 г.


^ ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:

Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор


________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

^ Председатель методической комиссии: Буяров Виктор Сергеевич,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор



________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии

Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

^ И. о. зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2011 г.


^ Директор научной библиотеки: Ишханова Евгения Владимировна


________________ «_____» __________________ 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

    1. Цели и задачи дисциплины 5

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

  2. Место дисциплины в структуре ООП 9

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы 10

  4. Содержание дисциплины 10

    1. Содержание разделов дисциплины 10

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 14

    3. Разделы дисциплин и виды занятий 14

    4. Лабораторный практикум 17

    5. Практические занятия (семинары) 19

    6. Самостоятельная работа студентов 19

4.7. Активные формы обучения во внеаудиторное время 20

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации 20

    1. Контрольные вопросы 20

    2. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки

    3. качества знаний студентов по дисциплине 23

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 23

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины 25

  2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 26



^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цели и задачи дисциплины

Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринар­ная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформи­ровать у студентов научное мировоз­зрение о многообразии биологических объектов, микробиологи­ческих приемов и методов диагностики ин­фекционных болезней животных, конст­руирования рекомбинантных бактерий - вакцинных штаммов и продуцентов био­логически активных веществ, создания новых видов диагности­кумов, вакцин и сы­вороток, а также дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной ветеринарной микробиологии и микологии.

В задачи курса «Ветеринарная микробиология и микология» входят:

1. Изучение объектов ветеринарной микробиологии, их морфологии, физиоло­гии, экологии, эволюции.

2. Приобретение практических навыков для изучения строения бактерий и микроскопических грибов, генетики микроорганизмов, тинкториальных, культу­ральных, биохимических, патогенных свойств, антигенной структуры.

3. Изучение возбудителей инфекционных болезней животных.

4. Изучение методов совре­менной микробиологии, ее возможностей, достиже­ний и перспектив развития.

5. Приобретение навыков при использовании классических и генотипических методов лабораторной диагностики инфекционных болезней жи­вотных.

6. Изучение основ санитарной микробиологии.

7. Изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности микро­организмов.

8. Изучение основ иммунологии и факторов иммунного ответа организма жи­вотных на возбудителей инфекционных болезней.

9. Ознакомление с технологией произ­водства диагностикумов и перспектив­ных путей их совершенствования с исполь­зованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии.

10. Изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.


^ 1.2.Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки 111800 – «Ветеринария», специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринар­ный врач» следующих компетенций:

а) общекультурные:

- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, воспри­ятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высо­кой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- осознает сущность и значение информации в развитии современного обще­ства;

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использует знание иностранного и латинского языков для получения инфор­мации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;

- стремится к установлению международных контактов для повышения про­фессионального уровня и обмена опытом;

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессио­нальной деятельности.

б) профессиональные:

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппара­турой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных;

- знает методы асептики и антисептики и их применение;

- соблюдает правила работы с медикаментозными средствами и их хранения;

- умеет применять инновационные методы научных исследований в ветерина­рии.

В результате изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и миколо­гия» студент должен знать:

  • физические и химические основы жизнедеятельности организма;

  • микроструктуру клеток, тканей и органов животных;

  • понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологиче­ских процессов и особенности их проявления у различных видов животных;

- основы современных достижений по дисциплине «Ветеринарная микробио­логия и микология»;

- методы микроскопии, используемые в микробиологии;

- основные виды болезнетворных бактерий и грибов, их классификация и осо­бенности жизнедеятельности;

- влияние окружающей среды на бактерии и грибы;

- методы выделения и идентификации микроорганизмов;

- роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, использование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сельском хозяйстве;

- состав микрофлоры организма животных и ее значение;

- учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов;

- виды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков и фермен-тов;

- внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости бактерий и грибов;

- роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия воз-никновения инфекционного процесса, значение свойств бактерий и грибов и состояния макроорганизма в развитии инфекционного процесса;

  • понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных;

- история создания диагностических препаратов и вакцин;

- современная классификация биопрепаратов, принципы их получения и применения;

- лечебно-профилактические и диагностические сыворотки, иммуноглобу-лины, их получение.

  • таксономия, морфологические и биологические свойства возбулителей инфекционных болезней;

  • патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при инфекци-онных заболеваниях;

  • основные методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней животных;

  • гигиенические параметры содержания животных.

^ Студент должен уметь:

- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с биофизичес-кой точки зрения;

- оценивать химические реакции;

- применять вычислительную технику в своей деятельности;

- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки;

- использовать знания физиологии при оценке состояния животного;

- отбирать материал для микробиологических исследований;

- проводить бактериоскопию;

- делать посев микроорганизмов на питательные среды для получения чис-тых культур бактерий и грибов, идентифицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологи-ческим, иммунологическим и геннотипическим методами.

- определять антибиотикочувствительность микроорганизмов;

- определять общее микробное число, коли-титр и коли-индекс воды, мик-робную обсемененность почвы, воздуха, а также объектов ветнадзора;

- проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и определять факторы патогенности и вирулентность микроорганизмов;

- проводить отбор патматериала от павших животных, проб кормов, воды, воз­духа, навоза, почвы для лабораторных исследований;

- выделять и идентифицировать патогенные микроорганизмы;

- использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделен-ной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологичес-ких реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекцион-ных болезнях; ставить и учитывать серологические реакции;

- проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов;

- интерпретировать результаты микробиологических, микологических, серо- логических и геннотипических исследований.

^ Студент должен владеть:

- знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии;

- навыками работы на лабораторном оборудовании;

- навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента;

- знаниями по механизмам развития болезни;

- методами бактериологического, микологического и микотоксикологиче­ского анализа кормов;

- классическими и геннотипическими методами лабораторной диагностики инфекционных болезней животных;

- современными методами обнаружения и изоляции микроорганизмов из па­тологического материала;

- методами идентификации бактерий и микроскопичесих грибов;

- методами получения различных компонентов серологических реакций (ди­аг­ностических сывороток, антигенов, эритроцитов и др.).

- методами постановки биопробы на разных видах лабораторных животных;

- методами вскрытия трупов лабораторных животных и патоморфологиче­ской диагностикой заболеваний;

- методами клинического обследования животных на инфекционные бо­лезни с целью прижизненного отбора патматериала и отправки его в лаборато-рию;

- методами интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью по­становки своевременного диагноза на инфекционные болезни животных;

- методами составления планов лабораторных исследований при заразной па­тологии и оформления соответствую­щей необходимой документации;

- методами оценки качества биопрепаратов и определения их пригодности к использованию.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» относится к базовой части обще­профессионального ветеринарно-биологического цикла.

Знания по ветеринарной микробиологии и микологии базируются на принци­пах материали­стической мето­дологии, на знаниях по органической, неорганиче­ской, аналитиче­ской и физкол­лоидной химии, физики с основами биофизики, мо­лекулярной био­логии, генетики, физиологии и анатомии живот­ных, патфизиоло­гии и патанато­мии, клинической диагностике.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необхо­димые для изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»:

1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономиче­ских наук.

2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и про­цессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке эко­логических и социальных проектов.

4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.

5. Иметь представление о возможностях современных научных методов по­знания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имею­щих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профес­сиональных функций.

6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и куль­туре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ве­теринарной информационной и вычислительной техникой.

7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.

8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяе­мыми в сфере его профессиональной деятельности.

9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.

10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятель­ности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на ос­нове системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количест­венный анализ.

12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реали­зацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.

13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисципли­нарными проектами.

14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, ана­литической и физкол­лоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии живот­ных, патфизиологии и патана­томии и клинической диагностике.

Дисциплины, для которых дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» явля­ется предшествующей:

  1. Клиническая диаг­ностика.

  2. Иммунология.

  3. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.

  4. Общая и частная хи­рургия.

  5. Акушерство и гине­кология.

  6. Ветеринарно-санитарная экспертиза.

  7. Эпизоотология и инфекционные болезни.

  8. Вирусология и биотехнология

К изучению дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» может быть допу­щен студент, обладающий аналитическим мышлением, имеющий на­выки само­стоятельной работы и способный перейти от информационного обуче­ния к мето­дологическому.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Общая трудоемкость дисциплины 6 зачетных единиц


Вид учебной работы

Всего ча­сов




Семестр


4

5


^ Аудиторные занятия (всего)

108

54

54

В том числе:










Лекции



36

18

18

Практические занятия (ПЗ)


-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

72

36

36

^ Самостоятельная работа (всего)


108

54

54

В том числе:










Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

+

+

+

^ Другие виды самостоятельной работы:










Тематические презентации

+

+

+

Изготовление макетов и фотоматериалов

+

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)





Зачет

Экзамен

^ Общая трудоемкость, час.



216

108

108

Зачетные единицы

6

3

3


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

^ I. Морфология, физиология и экология микроорганизмов

1

История развития микро­биологии

Исторические этапы в развитии микробиологии как науки. Выдающиеся ученые-микробио-логи и их открытия. Достижения в области микробиологии

2

Систематика микроорга­низмов

Классификация, номенкла­тура, таксономические признаки микроорганиз­мов. Понятия вида, штамма и клона микроорганизмов.

1

2

3

3

Морфология и строение бактерий

Внешние признаки и строение бакте­рий, в т.ч. микоплазм, риккетсий, хламидий.

4

Морфология микроскопи­ческих грибов

Морфологические особенности гри­бов родов ^ Мукор, Пени­циллиум, Ас­пергиллус, Фузариум, Стахиботрис, Дендродохиум и возбуди­телей дерма­томикозов.

5

Тинкториальные свойства микроорганизмов

Методы окраши­вания микроорганиз­мов и их структур по Граму, Циль-Нильсену, Златогорову, Михину, Ольту, Козловскому и т.д.

6

Химический состав микро­организмов

Качественное и количественное содержание органических и мине­раль­ных веществ в бактериях. Значение их для жизнедея­тельности мик­роорга­низмов.

7

Биохимические свойства микроорганизмов

Ферментативная активность микроорганизмов. Биохимические тест-сис­темы, применяемые для идентифика­ции бактерий.

8

Питание и дыхание микро­организмов

Классификация микроорганизмов по способу питания и дыхания. Источ­ники энергии. Аэробное и анаэробное дегидрогенирование.

9

Рост и размножение микро­организмов

Динамика развития популяции бакте­рий в питательной среде и био­логические свойства бактерий в зави­симости от фазы роста.

10

Культуральные свойства микроорганизмов

Классификация питательных сред для культивирования бактерий и грибов. Особенности роста микроорганизмов на плотных, жидких и полужидких питательных средах.

11

Антигенные свойства мик­роорганизмов

Виды антигенов бактерий (соматиче­ский, капсульный, жгутиковый). Про­тективные антигены.

12

Генетика микроорганизмов

Генотип и фенотип бактериальной клетки. Особенности структуры ДНК. Плазмиды, их функции в бактери­аль­ной клетке. Трансформация, транс­дукция, конъюгация. Генетические основы патогенности бактерий.

13

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы

Механизм дейст­вия на микроорга­низмы высоких и низких температур, лучистой энергии, химических ве­ществ, антибиоти­ков, бактериофагов, бактериоцинов, фитонцидов и др.

14

Экология микроорганизмов

Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, экологическая ниша, формы взаимоотношений ме­жду микроорганизмами.

15

Микрофлора тела живот­ных

Экзогенная и эндогенная, аутохтонная и аллохтонная микрофлора тела жи­вотных, полезная микрофлора. Дис­бактериоз. СПФ-животные.

1

2

3

^ II. Основы учения об инфекции

16

Инфекция и инфекционная болезнь

Формы проявления инфекционного процесса. Роль микро­организмов в возникновении и разви­тии инфек­ци­онной болезни.

17

Патогенность и вирулент­ность микроорганизмов

Факторы патогенности микроорга­низмов. Принцип определения LD50. Инвазивность и токсичность микроор­ганизмов, значение этих факторов в развитии инфекционного процесса. Применение микроорганизмов с ос­лабленной вирулентностью.

^ III. Основы иммунологии

18

Иммунитет и иммунная система

Виды иммунитета, органы иммунной системы. Значе­ние и роль иммунитета в поддержании гомеостаза при инфек­ционной патологии.

19

Специфические и неспеци­фические факторы иммуни­тета

Клеточные и гуморальные факторы иммунитета. Механизм иммунного ответа.

20

Антитела и антигены

Химическая структура антител и ан­тигенов. Формы взаимодействия антител и антигенов.

^ IV. Диагностика инфекционных болезней

21

Методы диагностики ин­фекционных болезней

Классические и генотипические ме­тоды диагностики инфекционных бо­лезней. Бактериологические, миколо­гические, серологические, иммуноло­гические методы, полимеразная цеп­ная реакция, ДНК-гибридизация, био­сенсоры, биочипы.

22

Характеристика серологи­ческих реакций

РА, РП, РСК, ИФА и их модификации

23

Биопрепараты

Технология изготовления диагностических сывороток, антигенов, эритро­цитарных диагностикумов, вакцин, антибиотиков, бактериофагов и др.

^ V. Частная микробиология и микология

24

Грамположительные кокки - возбудители стафило­кок­козов и стрептококко­вых инфекций животных.

Классификация стафи­лококков и стре-птококков и их роль в па­тологии животных. Характеристика возбудителей стафилококкозов, мыта лошадей, мастита коров, диплококко­вой инфекции. Методы лабораторной диагностики.

25

Грамположительные палочки правильной формы, не образующие спор.



Характеристика возбудителей рожи свиней и листериоза. Методы лабора­торной диагностики.

1

2

3

26

Грамположительные па­лочки неправильной формы, не образующие спор, аэроб­ные, кислотоустойчивые.

Характеристика возбудителей тубер­кулеза, паратуберкулезного энтерита, актиномикоза. Методы лабораторной диагностики.

27

Спорообразующие грампо­ложительные палочки.

Характеристика возбудителей сибир­ской язвы и клостридиозов. Методы лабораторной диагностики.

28

Анаэробные грамотрица­тельные палочки, не обра­зующие спор.

Характеристика возбудителей некро­бактериоза и копыт­ной гнили овец. Методы лабораторной диагностики.

29

Грамотрицательные фа­культативно – анаэробные палочки.

Характеристика возбудителей эше­рихиоза, сальмонеллеза, иерсиниоза, чумы верблюдов, пастереллеза, гемо­филезного полисерозита свиней, ак­тинобациллярной плевропневмонии свиней. Методы лабораторной диаг­ностики.

30

Грамотрицательные аэроб­ные микроорганизмы с не­ясным систематическим положением.

Характеристика возбудителей бру­целлеза, бордетеллеза и туляремии. Методы лабораторной диагностики.

31

Аэробные, не ферменти­рующие, грамотрицатель­ные палочки.

Характеристика возбудителей сапа, псевдомоноза, мелиоидоза. Методы лабораторной диагностики.

32

Грамотрицательные изви­тые микроорганизмы.

Характеристика возбудителей лептоспироза, кампилобакте­риоза, дизен­терии свиней и микоплазмозов. Ме­тоды лабораторной диагностики.

33

Грамотрицательные бакте­рии, облигатные внутри­клеточные паразиты

Характеристика возбудителей риккет­сиозов и хламидиоза. Методы лабора­торной диагностики.

34

Микроскопические грибы – возбудители микозов и микотоксикозов

Характеристика возбудителей эпизоотического лимфангита, кандидамикоза, трихофитии, микро­спории, стахиботриотоксикоза, фуза­риотоксикоза, аспергиллотокси­коза. Методы лабораторной диагно­стики.

^ VI. Санитарная микробиология

35

Микробиологическое ис­следование воды, воздуха, почвы, навоза

Сани­тарно-показательные микроорга­низмы. Определение общего микроб­ного числа, коли-титра, коли-индекса, пер­фрингенс-титра, концентрации тер­мофильных бактерий. Оценка качества воды, микробной загрязненности воздуха, выявление почвенных ин­фекций.

1

2

3

36

Микробиологическое ис­следование сырья живот­ного происхождения

Микрофлора кожевенного, пушно-ме­хового сырья, шерсти, пуха и пера. Микроорганизмы, вызывающие порчу сырья. Методы оценки качества.

37

Микробиологическое ис­следование пищевых про­дуктов и кормов для жи­вотных

Микрофлора молока и молочных про­дуктов, мяса и яиц, мясной и яичной продукции, рыбы и рыбной продук­ции, продукции пчеловодства, расте­ниеводческой продукции, сухих и консервированных кормов для живот­ных.




^ 4.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины «Ветеринарная микро­биология», необходимых для изучения обеспечи­ваемых (последующих) дисциплин

1-15

16-17

18-20

21

22

23

24-34

35

36

37

1

Клиническая диаг­ностика

+

+




+







+










2

Иммунология

+

+

+

+

+




+










3

Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза

+

+













+










4



Общая и частная хи­рургия

+

+

























5

Акушерство и гине­кология


+


+





+








+










6

Ветеринарно-сани-тарная экспертиза

+

+




+







+




+

+

7

Эпизоотология и инфекционные болезни

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Вирусология и биотехнология


+

+










+

+












^ 4.3. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п


Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. занятия


Лабор. занятия


Семинары


Самост. раб. студ.


Всего

1

2

3

5

6

7

8

9

1

1. История развития микробиологии.

2. Систематика микроорга­низмов.

3. Морфология и строение бактерий.



2



-



2



-



4



8

2

4. Морфология микроско­пи­ческих грибов.

2

-

2

-

4

8

3

5. Тинкториальные свойства микроорганизмов.

6. Химический состав мик­роор-ганизмов.

7. Биохимические свойства.

8. Питание и дыхание микроорганизмов.

9. Рост и размножение мик­роор-ганизмов.

10. Культуральные свойства микроорганизмов.

11. Антигенные свойства микроорганизмов.

12. Генетика микроорганиз­м.



2



-



8



-



8



18

4

13. Влияние факторов внеш­ней сре-

ды на микроорганизмы.

14. Экология микроорганизмов.


2


-


2


-


4


8

5

15. Микрофлора тела живот­ных.

2

-

2

-

2

6

6

16. Инфекция и инфекцион­ная болезнь.

2

-

2

-

4

8

7

17. Патогенность и вирулент­ность микроорга­низмов

2

-

4

-

2

8

8

18. Иммунитет и иммунная система.

19. Специфические и неспе­ци­фические факторы иммуни­тета.

20. Антитела и антигены.



2



-



2



-



4



8

9

21. Методы диагностики инфекционных болезней.

22. Характеристика серологических реакций.

23. Биопрепараты.



2



-



12



-



22



36

1

2

3

5

6

7

8

9

10

24. Грамположительные кокки – возбудители стафило­коккозов и стрепто­кокко­вых инфекций.

25. Грамположительные па­лочки правильной формы, не образующие спор.



2



-



4



-



6



12

11

26. Грамположительные па­лочки неправильной формы, не образующие спор, аэроб­ные, кислотоустойчивые.


2


-


2


-


6


10

12

27. Спорообразующие грам­положи-тельные палочки.

28. Анаэробные грамотрица­тельные палочки, не обра­зующие спор.



2



-



4



-



6



12

13

29. Грамотрицательные факультативно – анаэробные палочки.


2


-


4


-


6


12

14

30. Грамотрицательные аэроб­ные микроорганизмы с не­ясным систематическим положением.


2


-


4


-


4


10

15

31. Аэробные, не ферменти­рующие, грамотрицатель­ные палочки.

32. Грамотрицательные изви­тые микроорганизмы.



2



-



4



-



6



12

16

33. Грамотрицательные бак­те­рии, облигатные внутри­клеточные паразиты.


2


-


4


-


6


12

17

34. Микроскопические грибы – возбудители микозов и микотоксикозов.


2


-


4


-


6


12

18

35. Микробиологическое исследование воды, воздуха, почвы, навоза.

36. Микробиологическое ис­следование сырья живот­ного происхождения.

37. Микробиологическое исследование пищевых про­дуктов и кормов для животных.



2



-



6



-



8



16




Всего:

36




72




108

216



^ 4.4. Лабораторный практикум




п/п

№ раздела дисцип-лины


Наименование лабораторных работ


Трудо-ем-кость, час.

1

2

3

4

1

1

2

3

Бактериологическая лаборатория, ее задачи. Устройство микроскопа, особен­ности микроскопии. Иммерси­онная система. Изучение морфо­логии микроор­ганизмов в гото­вых бакпрепаратах. Бактериоло­гические краски. Приготовление бакпрепа­ратов для микроскопии.

2

2

4

Изучение морфологии дрожжеподобных и плес-невых грибов в готовых бакпрепаратах. Изучение колоний плесневых грибов.Просмотр видеоматериалов.

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

Простое окрашивание приготовленных бакпрепаратов. Сложные методы окраски мазков из бакте­риальных культур (по Граму, Цилю-Ниль­сену). Окраска спорообразующих микроорганизмов. Методы окраски капсул. Определение подвижно­сти микроорганизмов. Виды питательных сред и их приготовление. Техника посева микроорганизмов на жидкие, по­лужидкие и плотные питательные среды. Методы выделения чистой культуры. Определение концентрации микроорганизмов методом БК, по стандарту мутности, в камере Го­ряева, прямым подсчетом под световым микроскопом. Идентификация бактерий по биохимическим свойствам. Генетические методы идентификации бактерий.

8

4

13

14

Изучение воздействия на куль­туры бактерий и грибов температуры, ультра­фиолетового излучения, химиче­ских веществ. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам. Определение фагочувствитель­ности бактерий по методу Ап­пельмана. Изучение антагонисти­ческой активности микроорга­низмов.

2

5

15

Определение количественного и качественного сос-тава микрофлоры пищеварительного тракта лабора-торных животных по методу Эпштейн-Литвак в мо-дификации Соколовой. Выявление дисбактериоза организма животных. Просмотр видеоматериал.



2

1

2

3

4

6

16

Экспериментальное заражение лабораторных живот-ных. Моделирование колибактериоза, стрептококко-вой инфекции, стафилококкоза и псевдомоноза му-зейными штаммами микроорганизмов. Постановка биопробы на белых мышах, морских свинках и кро-ликах. Заражение животных разными методами.

2

7

17

Вскрытие трупов павших животных после постанов-ки биопробы. Патологоанатомическое исследование органов и тканей. Отбор патматериала. Изготовление мазков-отпечатков из органов и их окраска по Граму.

Выделение чистых культур патогенных бактерий из органов павших животных. Изучение биологических свойств выделенных микроорганизмов. Определение LD50 патогенных бактерий на белых мышах.

4

8

18

19

20


Изучение органов иммунной системы у лаборатор-ных животных. Определение концентрации гамма-глобулина в сыворотке крови кролика рефрактомет-рическим методом. Просмотр видеоматериалов.

2

9

21

22

23

Общие принципы лабораторной диагностики инфек-ционных бо­лезней. Классические и генноти­пические методы диагностики. Реакция агглютинации (РА) и ее модификация. Реакция преципитации (РП) и ее модификация. Реакция связывания комплемента (РСК). Метод флуоресцирую­щих антител (МФА или РИФ). Иммуноферментный анализ (ИФА). Полимеразная цепная ре­акция (ПЦР). Виртуальные лабо­ратории ИФА и ПЦР. Изготовление гамма-глобулина риваноловым методом. Приготовление инактивированного эшерихиозного О-антигена.

12

10

24

25

Изучение биологических свойств возбудителей ста-филококкозов, мыта лошадей, мастита коров, диплококко­вой инфекции, рожи свиней и листериоза. Методы ла­бораторной диагностики.

4

11

26

Изучение биологических свойств возбудителей тубер­кулеза, паратуберкулезного энтерита, актиномикоза. Методы лабораторной диагностики.

2

12


27

28


Изучение биологических свойств возбудителей сибир­ской язвы, клостридиозов, некро­бактериоза и копыт­ной гнили. Методы лабораторной диагно­стики.

4

13

29


Изучение возбудителей эше­рихиоза, сальмонеллеза, иерси­ниоза, чумы верблюдов, пасте­релеза, гемофилезного полисе­розита свиней, актинобацилляр­ной плевропневмонии свиней. Методы лабораторной диагно­стики.

4

1

2

3

4

14

30

Изучение биологических свойств возбудителей бру­целлеза, бордетеллеза и туляремии. Методы лабораторной диагно­стики.

4

15

31

32

Изучение биологических свойств возбудителей сапа, псевдомоноза, мелиоидоза, леп­тоспироза, кампилобакте­риоза, дизен­терии сви­ней и микоплазмозов. Методы лабораторной диагностики.

4

16

33

Изучение биологических свойств возбудителей риккет­сиозов и хламидиоза. Методы лаборатор­ной диагностики.

4

17

34

Изучение возбудителей бластоми­ко-за, кандидамикоза, трихофитии, микроспории, стахиботриотоксикоза, фузариоток­сикоза, аспергиллотокси­коза. Ме­тоды лабораторной диагностики.

4

18

35

36

37

Определение общего микроб­ного числа, коли-титра, коли-индекса, перфрингенс-титра, концентра­ции термофильных бактерий. Оценка качества питьевой воды, опре­деление микробной загряз­ненности воздуха, выявление почвенных ин­фекций. Микроор­ганизмы, вызывающие порчу сы­рья. Микрофлора молока, мяса, яиц, сухих и консервированных кормов для живот­ных.

6



^ 4.5. Практические занятия (семинары)


Не предусмотрены.


4.6. Примерная тематика курсовых проектов (работ)



Не предусмотрены.


^ 4.7. Активные формы обучения во внеаудиторное время

В рамках работы над содержанием дисциплины могут быть использованы следующие формы работ:

- мастер –класс с привлечением высококвалифицированных специалистов с производства;

- круглый стол с привлечением потенциальных работодателей;

- научные студенческие конференции по итогам защиты рефератов;


^ 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации



  1. Карточки индивидуальных заданий по темам

  2. Диагностические задачи по темам

  3. Контрольные вопросы к итоговым контрольным опросам


^ 5.1. Контрольные вопросы к промежуточным аттестациям


  1. Предмет, история и задачи микробиологии и иммунологии.

  2. Стафилококкозы, биология, диагностика, профилактика.

  3. Взаимодействие антигенов и антител. Понятие о авидности и аффинитете.

  4. Понятие об убиквитарности микроорганизмов.

  5. Возбудитель мыта, биология, диагностика, профилактика

  6. Антигены бактерий. Понятие о ксеноантигенах.

  7. Отличительные признаки прокариот и эукариот.

  8. Возбудители мастита, биология, диагностика, профилактика

  9. Динамика антителообразования. Понятие о бустэр-эффекте.

  10. Систематика микроорганизмов.

  11. Возбудитель пневмококковой инфекции, биология, диагностика, профилактика.

  12. Моноклональные антитела, получение и практическое использование.

  13. Строение бактериальной клетки. Понятие о протопластах, сферопластах и L-формах бактерий.

  14. Возбудитель листериоза, биология, диагностика, профилактика

  15. Клеточная кооперация при гуморальном ответе.

  16. Спорообразование у бактерий. Понятие о бациллах и клостридиях.

  17. Возбудитель актиномикоза, биология, диагностика, профилактика

  18. Иммунологическая толерантность, механизм и значение.

  19. Актиномицеты. Биология и значение.

  20. Возбудитель туберкулеза, биология, диагностика, профилактика

  21. Иммунологическая память, механизм и значение.

  22. Микоплазмы. Биология и значение.

  23. Возбудитель паратуберкулеза, биология, диагностика, профилактика

  24. Аллергия, разновидности, механизм и значение.

  25. Риккетсии и хламидии. Биология и значение.

  26. Возбудитель сибирской язвы, биология, диагностика, профилактика.

  27. Иммунопатологические реакции и иммунодефициты. Принципы их коррекции.

  28. Бактериофаги, биология и практическое использование.

  29. Возбудитель эмфизематозного карбункула, биология, диагностика, профилактика

  30. Особенности иммунной системы новорожденных.

  31. Классификация и значение микроскопических грибов в патологии животных.

  32. Возбудители злокачественного отека, биология, диагностика, профилактика

  33. Биопрепараты, основы производства и принципы контроля.

  34. Химический состав микроорганизмов. Ферменты, классификация и роль.

  35. Возбудитель столбняка, биология, диагностика, профилактика

  36. Разновидности микроскопии в микробиологической практике.

  37. Классификация микроорганизмов по типу питания. Механизм поступления питательных веществ в клетку.

  38. Возбудитель ботулизма, биология, диагностика, профилактика

  39. Основные формы микроорганизмов. Приготовление бакпрепаратов.

  40. Дыхание микроорганизмов. Понятие о брожении.

  41. Возбудители брадзота, биология, диагностика, профилактика

  42. Сущность и техника сложных методов окрашивания микроорганизмов (по Граму, спор и капсул)

  43. Рост и размножение микроорганизмов. Понятие о периодическом и непрерывном культивировании.

  44. Возбудитель анаэробной дизентерии ягнят, биология, диагностика, профилактика

  45. Тинкториальные свойства микроорганизмов. Сущность и техника окрашивания по Циль-Нильсену, Козловскому, Романовскому-Гимза.

  46. Генетический аппарат прокариот.

  47. Возбудитель энтеротоксемии овец, биология, диагностика, профилактика

  48. Локомоторный аппарат бактерий. Методы определения подвижности микроорганизмов.

  49. Виды изменчивости микроорганизмов и их практическое использование.

  50. Возбудитель колибактериоза, биология, диагностика, профилактика

  51. Лабораторная аппаратура. Методы стерилизации.

  52. Влияние физических факторов на микроорганизмы. Понятие о лиофилизации.

  53. Возбудитель сальмонеллеза, биология, диагностика, профилактика

  54. Классификация и техника изготовления питательных сред (МПБ,МПА, МПЖ,МППБ).

  55. Действие химических веществ на микроорганизмы. Понятие о дезинфекции, асептике и антисептике.

  56. Иерсинии, биология, диагностика, профилактика

  57. Методы получения чистой культуры аэробов.

  58. Типы взаимоотношений живых систем.

  59. Возбудитель пастереллеза, биология, диагностика, профилактика

  60. Методы получения чистых культур анаэробов.

  61. Антибиотики, классификация, механизм действия и практическое использование.

  62. Возбудители гемофилезов, биология, диагностика, профилактика

  63. Изучение культуральных свойств микроорганизмов.

  64. Микробиология почвы и воды и её биологическая роль.

  65. Возбудители бруцеллёза, биология, диагностика, профилактика

  66. Изучение биохимических свойств микроорганизмов.

  67. Характеристика и функции микрофлоры тела животных. Понятие о гнотобиотах и СПФ-животных.

  68. Возбудитель туляремии, биология, диагностика, профилактика

  69. Морфология плесневых грибов.

  70. Пробиотики, механизм действия и использование.

  71. Возбудитель сапа, биология, диагностика, профилактика

  72. Антибиотикорезистентность бактерий. Методы её определения.

  73. Участие микроорганизмов в круговороте азота.

  74. Возбудитель мелиоидоза, биология, диагностика, профилактика

  75. Биопроба, назначение и техника.

  76. Роль микроорганизмов в круговороте углерода.

  77. Возбудитель псевдомоноза, биология, диагностика, профилактика

  78. РА, сущность, модификации и практическое использование.

  79. Понятие об инфекции. Формы и виды инфекции.

  80. Возбудители кампилобактериоза, биология, диагностика, профилактика

  81. РП, сущность, модификации и практическое использование.

  82. Понятие об инфекционной болезни. Стадии инфекционной болезни.

  83. Возбудители лептоспироза, биология, диагностика, профилактика

  84. РСК, сущность, техника постановки и практическое использование.

  85. Защитные механизмы хозяина. Факторы, влияющие на резистентность организма.

  86. Возбудитель дизентерии свиней, биология, диагностика, профилактика

  87. МФА (РИФ), способы постановки и практическое использование.

  88. Атрибуты и факторы патогенности микроорганизмов. Методы ослабления и усиления вирулентности.

  89. Возбудитель плевропневмонии овец и коз, биология, диагностика, профилактика

  90. РН, сущность, техника постановки и практическое использование.

  91. Иммунная система организма и её функции.

  92. Возбудитель инфекционной агалактии овец и коз, биология, диагностика, профилактика

  93. Санитарно-микробиологическое исследование почвы.

  94. Виды иммунитета.

  95. Патогенные риккетсии и хламидии, биология, диагностика, профилактика

  96. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха.

  97. Определение, природа, свойства и классификация антигенов.

  98. Возбудители дерматомикозов, биология, диагностика, профилактика

  99. Санитарно-микробиологическое исследование воды.

  100. Природа и классификация основных классов иммуноглобулинов.

  101. Возбудители микотоксикозов, биология, диагностика, профилактика

  102. Средства и методы обеззараживания корма.

  103. Физиологическая роль основных классов иммуноглобулинов.

  104. Возбудители пищевых токсикоинфекций и токсикозов, биология, диагностика, профилактика.

  105. Средства и методы обеззараживания навоза и сырья животного происхождения.



^ 5.2. Формирование рейтинговой оценки

Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине



Оценка «отлично» выставляется студенту в случае глубокого знания программного материала, свободного владения специальной терминологией, грамотного речевого изложения материала, демонстрации клинического врачебного мышления, ответа на все дополнительные вопросы, с приведением примеров.

Оценка «хорошо» выставляется студенту при глубоком знании материала, владении специальной терминологией, но с некоторыми неточностями при ответе, неполной демонстрации клинического врачебного мышления, при затруднении в ответе на один из дополнительных вопросов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту за поверхностный ответ, неумение владеть специальной терминологией, клиническим врачебным мышлением, затруднительные ответы на дополнительные вопросы, за отсутствие ответа на один из трех вопросов билета.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не давшему ответ на два вопроса билета, не владеющему терминологией по дисциплине, клиническим врачебным мышлением, при отсутствии ответов на дополнительные вопросы по программе.

«зачтено» соответствует ответу студента на оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

«Не зачтено» соответствует ответу студента на оценку «неудовлетворительно».


^ 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1   2

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Рабочая программа дисциплины «внутренние незаразные болезни животных» специальность: 111801 ветеринария

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Программа дисциплины од. А 03 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» Специальность 510600 Биология

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Направление подготовки (специальность)

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Примерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология» Рекомендуется для направления

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 16. 00. 03 ветеринарная микробиология,

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные болезни Рекомендуется для

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Примерная программа наименование дисциплины «Внутренние незаразные болезни» Рекомендуется для направления

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» специальность: 111801 ветеринария icon Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология животных рекомендуется для направления

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы