МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР ___________Т.И. Гуляева
«_____» ________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Ветеринарная микробиология и микология»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): СПЕЦИАЛИСТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
ОРЁЛ – 2011
Автор: Михеева Елена Александровна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии
________________ «___» __________________ 2011 г.
Рецензент: Масалов Владимир Николаевич,
профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор биологических наук
________________ «___» __________________ 2011 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология».
Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Протокол № _____ «___» __________________ 2011 г.
^ Буяров Виктор Сергеевич,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
________________ «_____» __________________ 2011 г.
Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии
Протокол № _____ «___» __________________ 2011 г.
^ Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2011 г.
^
Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:
Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор
________________ «_____» __________________ 2011 г.
Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.
^ Буяров Виктор Сергеевич,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
________________ «_____» __________________ 2011 г.
Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии
Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.
^ Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2011 г.
^ Ишханова Евгения Владимировна
________________ «_____» __________________ 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины 5
Цели и задачи дисциплины 5
Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5
Место дисциплины в структуре ООП 9
Объем дисциплины и виды учебной работы 10
-
Содержание дисциплины 10
Содержание разделов дисциплины 10
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 14
Разделы дисциплин и виды занятий 14
Лабораторный практикум 17
Практические занятия (семинары) 19
Самостоятельная работа студентов 19
4.7. Активные формы обучения во внеаудиторное время 20
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации 20
Контрольные вопросы 20
Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки
качества знаний студентов по дисциплине 23
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины 23
Материально-техническое обеспечение дисциплины 25
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 26
^
1.1. Цели и задачи дисциплины
Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение о многообразии биологических объектов, микробиологических приемов и методов диагностики инфекционных болезней животных, конструирования рекомбинантных бактерий - вакцинных штаммов и продуцентов биологически активных веществ, создания новых видов диагностикумов, вакцин и сывороток, а также дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной ветеринарной микробиологии и микологии.
В задачи курса «Ветеринарная микробиология и микология» входят:
1. Изучение объектов ветеринарной микробиологии, их морфологии, физиологии, экологии, эволюции.
2. Приобретение практических навыков для изучения строения бактерий и микроскопических грибов, генетики микроорганизмов, тинкториальных, культуральных, биохимических, патогенных свойств, антигенной структуры.
3. Изучение возбудителей инфекционных болезней животных.
4. Изучение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и перспектив развития.
5. Приобретение навыков при использовании классических и генотипических методов лабораторной диагностики инфекционных болезней животных.
6. Изучение основ санитарной микробиологии.
7. Изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности микроорганизмов.
8. Изучение основ иммунологии и факторов иммунного ответа организма животных на возбудителей инфекционных болезней.
9. Ознакомление с технологией производства диагностикумов и перспективных путей их совершенствования с использованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии.
10. Изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.
^
Процесс изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки 111800 – «Ветеринария», специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринарный врач» следующих компетенций:
а) общекультурные:
- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества;
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;
- стремится к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом;
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
б) профессиональные:
- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных;
- знает методы асептики и антисептики и их применение;
- соблюдает правила работы с медикаментозными средствами и их хранения;
- умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии.
В результате изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» студент должен знать:
физические и химические основы жизнедеятельности организма;
микроструктуру клеток, тканей и органов животных;
понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных;
- основы современных достижений по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология»;
- методы микроскопии, используемые в микробиологии;
- основные виды болезнетворных бактерий и грибов, их классификация и особенности жизнедеятельности;
- влияние окружающей среды на бактерии и грибы;
- методы выделения и идентификации микроорганизмов;
- роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, использование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сельском хозяйстве;
- состав микрофлоры организма животных и ее значение;
- учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов;
- виды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков и фермен-тов;
- внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости бактерий и грибов;
- роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия воз-никновения инфекционного процесса, значение свойств бактерий и грибов и состояния макроорганизма в развитии инфекционного процесса;
понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных;
- история создания диагностических препаратов и вакцин;
- современная классификация биопрепаратов, принципы их получения и применения;
- лечебно-профилактические и диагностические сыворотки, иммуноглобу-лины, их получение.
таксономия, морфологические и биологические свойства возбулителей инфекционных болезней;
патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при инфекци-онных заболеваниях;
основные методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней животных;
гигиенические параметры содержания животных.
^
- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с биофизичес-кой точки зрения;
- оценивать химические реакции;
- применять вычислительную технику в своей деятельности;
- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки;
- использовать знания физиологии при оценке состояния животного;
- отбирать материал для микробиологических исследований;
- проводить бактериоскопию;
- делать посев микроорганизмов на питательные среды для получения чис-тых культур бактерий и грибов, идентифицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологи-ческим, иммунологическим и геннотипическим методами.
- определять антибиотикочувствительность микроорганизмов;
- определять общее микробное число, коли-титр и коли-индекс воды, мик-робную обсемененность почвы, воздуха, а также объектов ветнадзора;
- проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и определять факторы патогенности и вирулентность микроорганизмов;
- проводить отбор патматериала от павших животных, проб кормов, воды, воздуха, навоза, почвы для лабораторных исследований;
- выделять и идентифицировать патогенные микроорганизмы;
- использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделен-ной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологичес-ких реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекцион-ных болезнях; ставить и учитывать серологические реакции;
- проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов;
- интерпретировать результаты микробиологических, микологических, серо- логических и геннотипических исследований.
^
- знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии;
- навыками работы на лабораторном оборудовании;
- навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента;
- знаниями по механизмам развития болезни;
- методами бактериологического, микологического и микотоксикологического анализа кормов;
- классическими и геннотипическими методами лабораторной диагностики инфекционных болезней животных;
- современными методами обнаружения и изоляции микроорганизмов из патологического материала;
- методами идентификации бактерий и микроскопичесих грибов;
- методами получения различных компонентов серологических реакций (диагностических сывороток, антигенов, эритроцитов и др.).
- методами постановки биопробы на разных видах лабораторных животных;
- методами вскрытия трупов лабораторных животных и патоморфологической диагностикой заболеваний;
- методами клинического обследования животных на инфекционные болезни с целью прижизненного отбора патматериала и отправки его в лаборато-рию;
- методами интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью постановки своевременного диагноза на инфекционные болезни животных;
- методами составления планов лабораторных исследований при заразной патологии и оформления соответствующей необходимой документации;
- методами оценки качества биопрепаратов и определения их пригодности к использованию.
^
Дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла.
Знания по ветеринарной микробиологии и микологии базируются на принципах материалистической методологии, на знаниях по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии, клинической диагностике.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»:
1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук.
2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.
5. Иметь представление о возможностях современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.
6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ветеринарной информационной и вычислительной техникой.
7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.
8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.
9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.
13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисциплинарными проектами.
14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии и клинической диагностике.
Дисциплины, для которых дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» является предшествующей:
Клиническая диагностика.
Иммунология.
Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.
Общая и частная хирургия.
Акушерство и гинекология.
Ветеринарно-санитарная экспертиза.
Эпизоотология и инфекционные болезни.
Вирусология и биотехнология
К изучению дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» может быть допущен студент, обладающий аналитическим мышлением, имеющий навыки самостоятельной работы и способный перейти от информационного обучения к методологическому.
^
Общая трудоемкость дисциплины 6 зачетных единиц
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
4
|
5
|
^
|
108
|
54
|
54
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции
|
36
|
18
|
18
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
-
|
-
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
72
|
36
|
36
|
^
|
108
|
54
|
54
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
-
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
^
|
|
|
|
Тематические презентации
|
+
|
+
|
+
|
Изготовление макетов и фотоматериалов
|
+
|
+
|
+
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
Зачет
|
Экзамен
|
^
|
216
|
108
|
108
|
Зачетные единицы
|
6
|
3
|
3
|
^
4.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
^
|
1
|
История развития микробиологии
|
Исторические этапы в развитии микробиологии как науки. Выдающиеся ученые-микробио-логи и их открытия. Достижения в области микробиологии
|
2
|
Систематика микроорганизмов
|
Классификация, номенклатура, таксономические признаки микроорганизмов. Понятия вида, штамма и клона микроорганизмов.
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Морфология и строение бактерий
|
Внешние признаки и строение бактерий, в т.ч. микоплазм, риккетсий, хламидий.
|
4
|
Морфология микроскопических грибов
|
Морфологические особенности грибов родов ^ и возбудителей дерматомикозов.
|
5
|
Тинкториальные свойства микроорганизмов
|
Методы окрашивания микроорганизмов и их структур по Граму, Циль-Нильсену, Златогорову, Михину, Ольту, Козловскому и т.д.
|
6
|
Химический состав микроорганизмов
|
Качественное и количественное содержание органических и минеральных веществ в бактериях. Значение их для жизнедеятельности микроорганизмов.
|
7
|
Биохимические свойства микроорганизмов
|
Ферментативная активность микроорганизмов. Биохимические тест-системы, применяемые для идентификации бактерий.
|
8
|
Питание и дыхание микроорганизмов
|
Классификация микроорганизмов по способу питания и дыхания. Источники энергии. Аэробное и анаэробное дегидрогенирование.
|
9
|
Рост и размножение микроорганизмов
|
Динамика развития популяции бактерий в питательной среде и биологические свойства бактерий в зависимости от фазы роста.
|
10
|
Культуральные свойства микроорганизмов
|
Классификация питательных сред для культивирования бактерий и грибов. Особенности роста микроорганизмов на плотных, жидких и полужидких питательных средах.
|
11
|
Антигенные свойства микроорганизмов
|
Виды антигенов бактерий (соматический, капсульный, жгутиковый). Протективные антигены.
|
12
|
Генетика микроорганизмов
|
Генотип и фенотип бактериальной клетки. Особенности структуры ДНК. Плазмиды, их функции в бактериальной клетке. Трансформация, трансдукция, конъюгация. Генетические основы патогенности бактерий.
|
13
|
Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы
|
Механизм действия на микроорганизмы высоких и низких температур, лучистой энергии, химических веществ, антибиотиков, бактериофагов, бактериоцинов, фитонцидов и др.
|
14
|
Экология микроорганизмов
|
Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, экологическая ниша, формы взаимоотношений между микроорганизмами.
|
15
|
Микрофлора тела животных
|
Экзогенная и эндогенная, аутохтонная и аллохтонная микрофлора тела животных, полезная микрофлора. Дисбактериоз. СПФ-животные.
|
1
|
2
|
3
|
^
|
16
|
Инфекция и инфекционная болезнь
|
Формы проявления инфекционного процесса. Роль микроорганизмов в возникновении и развитии инфекционной болезни.
|
17
|
Патогенность и вирулентность микроорганизмов
|
Факторы патогенности микроорганизмов. Принцип определения LD50. Инвазивность и токсичность микроорганизмов, значение этих факторов в развитии инфекционного процесса. Применение микроорганизмов с ослабленной вирулентностью.
|
^
|
18
|
Иммунитет и иммунная система
|
Виды иммунитета, органы иммунной системы. Значение и роль иммунитета в поддержании гомеостаза при инфекционной патологии.
|
19
|
Специфические и неспецифические факторы иммунитета
|
Клеточные и гуморальные факторы иммунитета. Механизм иммунного ответа.
|
20
|
Антитела и антигены
|
Химическая структура антител и антигенов. Формы взаимодействия антител и антигенов.
|
^
|
21
|
Методы диагностики инфекционных болезней
|
Классические и генотипические методы диагностики инфекционных болезней. Бактериологические, микологические, серологические, иммунологические методы, полимеразная цепная реакция, ДНК-гибридизация, биосенсоры, биочипы.
|
22
|
Характеристика серологических реакций
|
РА, РП, РСК, ИФА и их модификации
|
23
|
Биопрепараты
|
Технология изготовления диагностических сывороток, антигенов, эритроцитарных диагностикумов, вакцин, антибиотиков, бактериофагов и др.
|
^
|
24
|
Грамположительные кокки - возбудители стафилококкозов и стрептококковых инфекций животных.
|
Классификация стафилококков и стре-птококков и их роль в патологии животных. Характеристика возбудителей стафилококкозов, мыта лошадей, мастита коров, диплококковой инфекции. Методы лабораторной диагностики.
|
25
|
Грамположительные палочки правильной формы, не образующие спор.
|
Характеристика возбудителей рожи свиней и листериоза. Методы лабораторной диагностики.
|
1
|
2
|
3
|
26
|
Грамположительные палочки неправильной формы, не образующие спор, аэробные, кислотоустойчивые.
|
Характеристика возбудителей туберкулеза, паратуберкулезного энтерита, актиномикоза. Методы лабораторной диагностики.
|
27
|
Спорообразующие грамположительные палочки.
|
Характеристика возбудителей сибирской язвы и клостридиозов. Методы лабораторной диагностики.
|
28
|
Анаэробные грамотрицательные палочки, не образующие спор.
|
Характеристика возбудителей некробактериоза и копытной гнили овец. Методы лабораторной диагностики.
|
29
|
Грамотрицательные факультативно – анаэробные палочки.
|
Характеристика возбудителей эшерихиоза, сальмонеллеза, иерсиниоза, чумы верблюдов, пастереллеза, гемофилезного полисерозита свиней, актинобациллярной плевропневмонии свиней. Методы лабораторной диагностики.
|
30
|
Грамотрицательные аэробные микроорганизмы с неясным систематическим положением.
|
Характеристика возбудителей бруцеллеза, бордетеллеза и туляремии. Методы лабораторной диагностики.
|
31
|
Аэробные, не ферментирующие, грамотрицательные палочки.
|
Характеристика возбудителей сапа, псевдомоноза, мелиоидоза. Методы лабораторной диагностики.
|
32
|
Грамотрицательные извитые микроорганизмы.
|
Характеристика возбудителей лептоспироза, кампилобактериоза, дизентерии свиней и микоплазмозов. Методы лабораторной диагностики.
|
33
|
Грамотрицательные бактерии, облигатные внутриклеточные паразиты
|
Характеристика возбудителей риккетсиозов и хламидиоза. Методы лабораторной диагностики.
|
34
|
Микроскопические грибы – возбудители микозов и микотоксикозов
|
Характеристика возбудителей эпизоотического лимфангита, кандидамикоза, трихофитии, микроспории, стахиботриотоксикоза, фузариотоксикоза, аспергиллотоксикоза. Методы лабораторной диагностики.
|
^
|
35
|
Микробиологическое исследование воды, воздуха, почвы, навоза
|
Санитарно-показательные микроорганизмы. Определение общего микробного числа, коли-титра, коли-индекса, перфрингенс-титра, концентрации термофильных бактерий. Оценка качества воды, микробной загрязненности воздуха, выявление почвенных инфекций.
|
1
|
2
|
3
|
36
|
Микробиологическое исследование сырья животного происхождения
|
Микрофлора кожевенного, пушно-мехового сырья, шерсти, пуха и пера. Микроорганизмы, вызывающие порчу сырья. Методы оценки качества.
|
37
|
Микробиологическое исследование пищевых продуктов и кормов для животных
|
Микрофлора молока и молочных продуктов, мяса и яиц, мясной и яичной продукции, рыбы и рыбной продукции, продукции пчеловодства, растениеводческой продукции, сухих и консервированных кормов для животных.
|
^
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№№ разделов дисциплины «Ветеринарная микробиология», необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1-15
|
16-17
|
18-20
|
21
|
22
|
23
|
24-34
|
35
|
36
|
37
|
1
|
Клиническая диагностика
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
2
|
Иммунология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
3
|
Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
4
|
Общая и частная хирургия
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Акушерство и гинекология
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
6
|
Ветеринарно-сани-тарная экспертиза
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
7
|
Эпизоотология и инфекционные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Вирусология и биотехнология
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Лабор. занятия
|
Семинары
|
Самост. раб. студ.
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
1. История развития микробиологии.
2. Систематика микроорганизмов.
3. Морфология и строение бактерий.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
2
|
4. Морфология микроскопических грибов.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
3
|
5. Тинкториальные свойства микроорганизмов.
6. Химический состав микроор-ганизмов.
7. Биохимические свойства.
8. Питание и дыхание микроорганизмов.
9. Рост и размножение микроор-ганизмов.
10. Культуральные свойства микроорганизмов.
11. Антигенные свойства микроорганизмов.
12. Генетика микроорганизм.
|
2
|
-
|
8
|
-
|
8
|
18
|
4
|
13. Влияние факторов внешней сре-
ды на микроорганизмы.
14. Экология микроорганизмов.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
5
|
15. Микрофлора тела животных.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
2
|
6
|
6
|
16. Инфекция и инфекционная болезнь.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
7
|
17. Патогенность и вирулентность микроорганизмов
|
2
|
-
|
4
|
-
|
2
|
8
|
8
|
18. Иммунитет и иммунная система.
19. Специфические и неспецифические факторы иммунитета.
20. Антитела и антигены.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
9
|
21. Методы диагностики инфекционных болезней.
22. Характеристика серологических реакций.
23. Биопрепараты.
|
2
|
-
|
12
|
-
|
22
|
36
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
24. Грамположительные кокки – возбудители стафилококкозов и стрептококковых инфекций.
25. Грамположительные палочки правильной формы, не образующие спор.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
11
|
26. Грамположительные палочки неправильной формы, не образующие спор, аэробные, кислотоустойчивые.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
6
|
10
|
12
|
27. Спорообразующие грамположи-тельные палочки.
28. Анаэробные грамотрицательные палочки, не образующие спор.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
13
|
29. Грамотрицательные факультативно – анаэробные палочки.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
14
|
30. Грамотрицательные аэробные микроорганизмы с неясным систематическим положением.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
4
|
10
|
15
|
31. Аэробные, не ферментирующие, грамотрицательные палочки.
32. Грамотрицательные извитые микроорганизмы.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
16
|
33. Грамотрицательные бактерии, облигатные внутриклеточные паразиты.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
17
|
34. Микроскопические грибы – возбудители микозов и микотоксикозов.
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
18
|
35. Микробиологическое исследование воды, воздуха, почвы, навоза.
36. Микробиологическое исследование сырья животного происхождения.
37. Микробиологическое исследование пищевых продуктов и кормов для животных.
|
2
|
-
|
6
|
-
|
8
|
16
|
|
Всего:
|
36
|
|
72
|
|
108
|
216
|
^
№
п/п
|
№ раздела дисцип-лины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудо-ем-кость, час.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
1
2
3
|
Бактериологическая лаборатория, ее задачи. Устройство микроскопа, особенности микроскопии. Иммерсионная система. Изучение морфологии микроорганизмов в готовых бакпрепаратах. Бактериологические краски. Приготовление бакпрепаратов для микроскопии.
|
2
|
2
|
4
|
Изучение морфологии дрожжеподобных и плес-невых грибов в готовых бакпрепаратах. Изучение колоний плесневых грибов.Просмотр видеоматериалов.
|
2
|
3
|
5
6
7
8
9
10
11
12
|
Простое окрашивание приготовленных бакпрепаратов. Сложные методы окраски мазков из бактериальных культур (по Граму, Цилю-Нильсену). Окраска спорообразующих микроорганизмов. Методы окраски капсул. Определение подвижности микроорганизмов. Виды питательных сред и их приготовление. Техника посева микроорганизмов на жидкие, полужидкие и плотные питательные среды. Методы выделения чистой культуры. Определение концентрации микроорганизмов методом БК, по стандарту мутности, в камере Горяева, прямым подсчетом под световым микроскопом. Идентификация бактерий по биохимическим свойствам. Генетические методы идентификации бактерий.
|
8
|
4
|
13
14
|
Изучение воздействия на культуры бактерий и грибов температуры, ультрафиолетового излучения, химических веществ. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам. Определение фагочувствительности бактерий по методу Аппельмана. Изучение антагонистической активности микроорганизмов.
|
2
|
5
|
15
|
Определение количественного и качественного сос-тава микрофлоры пищеварительного тракта лабора-торных животных по методу Эпштейн-Литвак в мо-дификации Соколовой. Выявление дисбактериоза организма животных. Просмотр видеоматериал.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
16
|
Экспериментальное заражение лабораторных живот-ных. Моделирование колибактериоза, стрептококко-вой инфекции, стафилококкоза и псевдомоноза му-зейными штаммами микроорганизмов. Постановка биопробы на белых мышах, морских свинках и кро-ликах. Заражение животных разными методами.
|
2
|
7
|
17
|
Вскрытие трупов павших животных после постанов-ки биопробы. Патологоанатомическое исследование органов и тканей. Отбор патматериала. Изготовление мазков-отпечатков из органов и их окраска по Граму.
Выделение чистых культур патогенных бактерий из органов павших животных. Изучение биологических свойств выделенных микроорганизмов. Определение LD50 патогенных бактерий на белых мышах.
|
4
|
8
|
18
19
20
|
Изучение органов иммунной системы у лаборатор-ных животных. Определение концентрации гамма-глобулина в сыворотке крови кролика рефрактомет-рическим методом. Просмотр видеоматериалов.
|
2
|
9
|
21
22
23
|
Общие принципы лабораторной диагностики инфек-ционных болезней. Классические и геннотипические методы диагностики. Реакция агглютинации (РА) и ее модификация. Реакция преципитации (РП) и ее модификация. Реакция связывания комплемента (РСК). Метод флуоресцирующих антител (МФА или РИФ). Иммуноферментный анализ (ИФА). Полимеразная цепная реакция (ПЦР). Виртуальные лаборатории ИФА и ПЦР. Изготовление гамма-глобулина риваноловым методом. Приготовление инактивированного эшерихиозного О-антигена.
|
12
|
10
|
24
25
|
Изучение биологических свойств возбудителей ста-филококкозов, мыта лошадей, мастита коров, диплококковой инфекции, рожи свиней и листериоза. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
11
|
26
|
Изучение биологических свойств возбудителей туберкулеза, паратуберкулезного энтерита, актиномикоза. Методы лабораторной диагностики.
|
2
|
12
|
27
28
|
Изучение биологических свойств возбудителей сибирской язвы, клостридиозов, некробактериоза и копытной гнили. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
13
|
29
|
Изучение возбудителей эшерихиоза, сальмонеллеза, иерсиниоза, чумы верблюдов, пастерелеза, гемофилезного полисерозита свиней, актинобациллярной плевропневмонии свиней. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
30
|
Изучение биологических свойств возбудителей бруцеллеза, бордетеллеза и туляремии. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
15
|
31
32
|
Изучение биологических свойств возбудителей сапа, псевдомоноза, мелиоидоза, лептоспироза, кампилобактериоза, дизентерии свиней и микоплазмозов. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
16
|
33
|
Изучение биологических свойств возбудителей риккетсиозов и хламидиоза. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
17
|
34
|
Изучение возбудителей бластомико-за, кандидамикоза, трихофитии, микроспории, стахиботриотоксикоза, фузариотоксикоза, аспергиллотоксикоза. Методы лабораторной диагностики.
|
4
|
18
|
35
36
37
|
Определение общего микробного числа, коли-титра, коли-индекса, перфрингенс-титра, концентрации термофильных бактерий. Оценка качества питьевой воды, определение микробной загрязненности воздуха, выявление почвенных инфекций. Микроорганизмы, вызывающие порчу сырья. Микрофлора молока, мяса, яиц, сухих и консервированных кормов для животных.
|
6
|
^
Не предусмотрены.
^
В рамках работы над содержанием дисциплины могут быть использованы следующие формы работ:
- мастер –класс с привлечением высококвалифицированных специалистов с производства;
- круглый стол с привлечением потенциальных работодателей;
- научные студенческие конференции по итогам защиты рефератов;
^
Карточки индивидуальных заданий по темам
Диагностические задачи по темам
Контрольные вопросы к итоговым контрольным опросам
^
Предмет, история и задачи микробиологии и иммунологии.
Стафилококкозы, биология, диагностика, профилактика.
Взаимодействие антигенов и антител. Понятие о авидности и аффинитете.
Понятие об убиквитарности микроорганизмов.
Возбудитель мыта, биология, диагностика, профилактика
Антигены бактерий. Понятие о ксеноантигенах.
Отличительные признаки прокариот и эукариот.
Возбудители мастита, биология, диагностика, профилактика
Динамика антителообразования. Понятие о бустэр-эффекте.
Систематика микроорганизмов.
Возбудитель пневмококковой инфекции, биология, диагностика, профилактика.
Моноклональные антитела, получение и практическое использование.
Строение бактериальной клетки. Понятие о протопластах, сферопластах и L-формах бактерий.
Возбудитель листериоза, биология, диагностика, профилактика
Клеточная кооперация при гуморальном ответе.
Спорообразование у бактерий. Понятие о бациллах и клостридиях.
Возбудитель актиномикоза, биология, диагностика, профилактика
Иммунологическая толерантность, механизм и значение.
Актиномицеты. Биология и значение.
Возбудитель туберкулеза, биология, диагностика, профилактика
Иммунологическая память, механизм и значение.
Микоплазмы. Биология и значение.
Возбудитель паратуберкулеза, биология, диагностика, профилактика
Аллергия, разновидности, механизм и значение.
Риккетсии и хламидии. Биология и значение.
Возбудитель сибирской язвы, биология, диагностика, профилактика.
Иммунопатологические реакции и иммунодефициты. Принципы их коррекции.
Бактериофаги, биология и практическое использование.
Возбудитель эмфизематозного карбункула, биология, диагностика, профилактика
Особенности иммунной системы новорожденных.
Классификация и значение микроскопических грибов в патологии животных.
Возбудители злокачественного отека, биология, диагностика, профилактика
Биопрепараты, основы производства и принципы контроля.
Химический состав микроорганизмов. Ферменты, классификация и роль.
Возбудитель столбняка, биология, диагностика, профилактика
Разновидности микроскопии в микробиологической практике.
Классификация микроорганизмов по типу питания. Механизм поступления питательных веществ в клетку.
Возбудитель ботулизма, биология, диагностика, профилактика
Основные формы микроорганизмов. Приготовление бакпрепаратов.
Дыхание микроорганизмов. Понятие о брожении.
Возбудители брадзота, биология, диагностика, профилактика
Сущность и техника сложных методов окрашивания микроорганизмов (по Граму, спор и капсул)
Рост и размножение микроорганизмов. Понятие о периодическом и непрерывном культивировании.
Возбудитель анаэробной дизентерии ягнят, биология, диагностика, профилактика
Тинкториальные свойства микроорганизмов. Сущность и техника окрашивания по Циль-Нильсену, Козловскому, Романовскому-Гимза.
Генетический аппарат прокариот.
Возбудитель энтеротоксемии овец, биология, диагностика, профилактика
Локомоторный аппарат бактерий. Методы определения подвижности микроорганизмов.
Виды изменчивости микроорганизмов и их практическое использование.
Возбудитель колибактериоза, биология, диагностика, профилактика
Лабораторная аппаратура. Методы стерилизации.
Влияние физических факторов на микроорганизмы. Понятие о лиофилизации.
Возбудитель сальмонеллеза, биология, диагностика, профилактика
Классификация и техника изготовления питательных сред (МПБ,МПА, МПЖ,МППБ).
Действие химических веществ на микроорганизмы. Понятие о дезинфекции, асептике и антисептике.
Иерсинии, биология, диагностика, профилактика
Методы получения чистой культуры аэробов.
Типы взаимоотношений живых систем.
Возбудитель пастереллеза, биология, диагностика, профилактика
Методы получения чистых культур анаэробов.
Антибиотики, классификация, механизм действия и практическое использование.
Возбудители гемофилезов, биология, диагностика, профилактика
Изучение культуральных свойств микроорганизмов.
Микробиология почвы и воды и её биологическая роль.
Возбудители бруцеллёза, биология, диагностика, профилактика
Изучение биохимических свойств микроорганизмов.
Характеристика и функции микрофлоры тела животных. Понятие о гнотобиотах и СПФ-животных.
Возбудитель туляремии, биология, диагностика, профилактика
Морфология плесневых грибов.
Пробиотики, механизм действия и использование.
Возбудитель сапа, биология, диагностика, профилактика
Антибиотикорезистентность бактерий. Методы её определения.
Участие микроорганизмов в круговороте азота.
Возбудитель мелиоидоза, биология, диагностика, профилактика
Биопроба, назначение и техника.
Роль микроорганизмов в круговороте углерода.
Возбудитель псевдомоноза, биология, диагностика, профилактика
РА, сущность, модификации и практическое использование.
Понятие об инфекции. Формы и виды инфекции.
Возбудители кампилобактериоза, биология, диагностика, профилактика
РП, сущность, модификации и практическое использование.
Понятие об инфекционной болезни. Стадии инфекционной болезни.
Возбудители лептоспироза, биология, диагностика, профилактика
РСК, сущность, техника постановки и практическое использование.
Защитные механизмы хозяина. Факторы, влияющие на резистентность организма.
Возбудитель дизентерии свиней, биология, диагностика, профилактика
МФА (РИФ), способы постановки и практическое использование.
Атрибуты и факторы патогенности микроорганизмов. Методы ослабления и усиления вирулентности.
Возбудитель плевропневмонии овец и коз, биология, диагностика, профилактика
РН, сущность, техника постановки и практическое использование.
Иммунная система организма и её функции.
Возбудитель инфекционной агалактии овец и коз, биология, диагностика, профилактика
Санитарно-микробиологическое исследование почвы.
Виды иммунитета.
Патогенные риккетсии и хламидии, биология, диагностика, профилактика
Санитарно-микробиологическое исследование воздуха.
Определение, природа, свойства и классификация антигенов.
Возбудители дерматомикозов, биология, диагностика, профилактика
Санитарно-микробиологическое исследование воды.
Природа и классификация основных классов иммуноглобулинов.
Возбудители микотоксикозов, биология, диагностика, профилактика
Средства и методы обеззараживания корма.
Физиологическая роль основных классов иммуноглобулинов.
Возбудители пищевых токсикоинфекций и токсикозов, биология, диагностика, профилактика.
Средства и методы обеззараживания навоза и сырья животного происхождения.
^
Оценка «отлично» выставляется студенту в случае глубокого знания программного материала, свободного владения специальной терминологией, грамотного речевого изложения материала, демонстрации клинического врачебного мышления, ответа на все дополнительные вопросы, с приведением примеров.
Оценка «хорошо» выставляется студенту при глубоком знании материала, владении специальной терминологией, но с некоторыми неточностями при ответе, неполной демонстрации клинического врачебного мышления, при затруднении в ответе на один из дополнительных вопросов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту за поверхностный ответ, неумение владеть специальной терминологией, клиническим врачебным мышлением, затруднительные ответы на дополнительные вопросы, за отсутствие ответа на один из трех вопросов билета.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не давшему ответ на два вопроса билета, не владеющему терминологией по дисциплине, клиническим врачебным мышлением, при отсутствии ответов на дополнительные вопросы по программе.
«зачтено» соответствует ответу студента на оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
«Не зачтено» соответствует ответу студента на оценку «неудовлетворительно».
^
|