Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 icon

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009





НазваниеМетодическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009
страница1/4
Дата05.03.2013
Размер0.75 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА


МИНСК 2009


Методическое пособие по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета составлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Что должен знать и уметь студент после прохождения курса рентгенологии.

  2. Организация практических занятий.

  3. План практических занятий.

  4. Алгоритмы решения задач на практических занятиях.

Раздел 1. Методы лучевой диагностики.

Раздел 2 . Лучевая диагностика заболеваний и повреждений костей и суставов.

Раздел 3. Лучевая диагностика заболеваний легких.

Раздел 4. Лучевая диагностика заболеваний сердца и крупных сосудов.

Раздел 5. Лучевая диагностика заболеваний системы пищеварения.

Раздел 6. Лучевая диагностика урологии, гепатологии, акушерстве и гинекологии.

Раздел 7.Ультразвуковое исследование. Термография

Раздел 8. Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография.

  1. Контрольные вопросы к итоговому (дифференцированному зачету) занятию.

  2. Приложение.


^ ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ СТУДЕНТ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

КУРСА РЕНТГЕНОЛОГИИ.

1. Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике.

2. Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом и терапевтическом использовании излучений.

3. Основные и специальные методы получения изображений для лучевой диагностики (рентгенологические, ультразвуковые и магнитно-резонансные, термографические).

4. Систему цифровой обработки медицинских изображений.

5. Основные рентгенологические симптомы структурных изменений костной ткани; переломов и вывихов, основные возрастные особенности переломов костей, основные рентгенологические симптомы заживления переломов, симптомы гематогенного остеомиелита, туберкулезного поражения костно-суставного аппарата, доброкачественных и злокачественных опухолей костно-суставного аппарата.

6. Методы лучевой диагностики, используемые в пульмонологии, основные симптомы заболеваний органов дыхания (острую пневмонию с распространенной инфильтрацией легочной ткани путем сопоставления клинических и рентгенологических данных, экссудативный плеврит с большим количеством жидкости в плевральной полости и др., Симптомы неотложной рентгенодиагностики органов дыхания (пневмоторакс, ателектаз, гидропневмоторакс);

7. Методы лучевой диагностики, используемые при обследовании сердца и крупных сосудов;

8. Методы лучевой диагностики желудочно-кишечного тракта, желчевыделительной и мочеполовой систем, основные симптомы острой механической непроходимости кишечника, инородного тела бронхов, пищевода, мягких тканей.


УМЕТЬ:

1. На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию или лучевому лечению;

2. Оформить направление больного к лучевому диагносту или лучевому терапевту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию или лечению;

3. Совместно с врачом - лучевым диагностом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное, КТ и МРТ);

6. Самостоятельно опознать изображение всех органов и указать их основные анатомические структуры на рентгенограммах, ангиограммах, компьютерных рентгеновских и магнитно-резонансных томограммах, ультразвуковых сканограммах, сцинтиграммах, термограммах.


Студент должен уметь: узнавать объект и методику рентгенологического исследования, а также видеть главные признаки патологических состояний в легких, сердце, органах пищеварения, костях скелета.


1). В разделе костно-суставная система”:

- указывать возрастные особенности скелета по рентгенограммам;

- уметь обнаружить признаки вывихов костей и суставов и переломов костей;

- определять на рентгеновских снимках выраженные очаги деструкции, склероз, периостит, костные секвестры, симптомы остеомиелита, туберкулеза и опухолей.


2). В разделе система дыхания”:

- уметь оценить размеры и прозрачность обоих легких;

- оценить положение сердца и куполов диафрагмы;

- видеть и правильно оценивать выраженную пневмоническую инфильтрацию;

- группу туберкулезных очагов, очаговую диссеминацию;

- видеть и правильно оценивать затемнение участка легкого при экссудативном плеврите;

- обнаруживать в легком отчетливую полость абсцесса, туберкулезной каверны;

- обнаружить и правильно оценить значение выраженной инфильтрации легких; ателектаза доли или всего легкого, появление новообразования в легком;

3). В разделесердечно-сосудистая система”:

- обнаруживать и оценивать на снимках изменения формы и размера сердца,

- знать варианты нарушения гемодинамики и состояния полостей сердца при приобретенных пороках;

- представлять себе рентгенологическую картину миокардита, перикардита;

- обнаруживать выраженную аневризму аорты;

- опознавать снимки с искусственным контрастированием полостей сердца, сосудов легкого.

4). В разделе система пищеварения”:

- уметь отличать нормальный рельеф слизистой пищевода, желудка, кишечника от патологического, злокачественного;

- обнаруживать и оценивать сужения пищевода, нарушение его контуров при ахалазии, состоянии после ожога и раковом поражении;

- обнаруживать на снимке типичную язвенную “нишу”, дефект контура и дефект наполнения органа; на серии снимков или при просвечивании обнаруживать ригидность стенки желудка, кишки.

5). В разделесистема мочевыделения”:

- уметь находить на обзорных снимках брюшной полости тени почек, крупные конкременты;

- ориентироваться в рентгенографической анатомии почек, мочеточников и мочевого пузыря на снимках с искусственным контрастированием системы (урограммах);

- уметь обнаруживать выраженные формы и размеры почечных лоханок, чашечек, мочевого пузыря, выраженные нарушения выделительной функции почек.

6). В разделе “желчевыделительная система”:

- уметь ориентироваться в рентгенографической анатомии желчного пузыря и желчных протоков на снимках с искусственным контрастированием.

7). В разделе “акушерство и гинекология”:

- уметь ориентироваться в рентгенографической анатомии матки и придатков на снимках с искусственным контрастированием.


^ ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

1.Распознать по рентгенограммам основные рентгенологические симптомы патологических процессов костно-суставного аппарата, органов дыхания, органов пищеварения.

2.Оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях мочеполовой и желчевыделительной систем при радионуклидных исследованиях.

3.Распознать изображение всех органов и указать их основные анатомические структуры на иллюстрациях, визуализирующих органы: рентгенограммах, КТ, МРТ, УЗИ, ПЭТ, сканограммах, сцинтиграммах, термограммах.

4.Определитьь основные синдромы неотложной рентгенодиагностики (прободение полых органов, кишечная непроходимость, инородные тела и др.).

5. Распознать основные рентгенологические симптомы переломов и вывихов.

6. Выявить возрастные особенности переломов костей.

7.Оценить рентгенологические симптомы заживления переломов.



  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.


На нашей кафедре Вам представляются все возможности для активной самостоятельной работы с учебными рентгенограммами, в которой Вам помогут разработанные преподавателями алгоритмы действий, а также различные схемы и таблицы, имеющиеся в классе. Вы сможете ознакомиться с функционирующими органами наших пациентов, которые Вы будите наблюдать при рентгенотелевизионном просвечивании больных в наших кабинетах и в видеомагнитофонной записи в классе.

Внимательное изучение “Методических рекомендаций”, их приложений, обязательное письменное выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию и, главное, работа с рентгенограммами на практических занятиях обеспечат сознательное, а следовательно и глубокое восприятие рентгенологических картин, понимание роли и значения различных методик лучевой диагностики в клиническом обследовании больных. Рекомендуем беречь свои тетради домашних работ, так как ,они, как и “Методические указания”, будут полезны на занятиях не только нашей, но и других клинических кафедр.

Общей целью всех практических занятий по рентгенологии, как и лекционного курса, являются :

- ознакомление будущих врачей с диагностическими возможностями лучевых методов исследования;

- выявление роли конкретных рентгенологических методик в обнаружении и определении состояний, развивающихся в исследуемом органе;

- формирование задачи (в направлении на исследование), которую должен разрешить рентгенолог по заданию лечащего врача;

- приобретение навыка оценки рентгенограмм, их качества, а также получения зрительного представления о морфологических и функциональных изменениях в органе, характерных для того или иного процесса, оценки динамики болезни в ходе лечения.


^ Тематический план лабораторных занятий в 6 семестре

по дисциплине «Лучевая диагностика»


Код темы

Темы лабораторных занятий

Кол-во часов

1

2

3

1

Физико-технические основы лучевой диагностики. Обеспечение радиационной безопасности в отделении лучевой диагностики

2

.2

Лучевые методы исследования

2

.3

Лучевые методы исследования (продолжение). Компьютерный контроль

2

4

Лучевое исследование костно-суставного аппарата. Рентгеносемиотика патологических процессов.

2

.5

Рентгенологические признаки повреждений костей и суставов. Компьютерный контроль

2

6

Рентгенологические признаки заболеваний костно-суставного аппарата. Контрольная работа

2

7

Лучевые методы исследования органов дыхания. Рентгеносемиотика заболеваний легких

2

8

Рентгенологические признаки некоторых заболеваний органов дыхания. Компьютерный контроль

2

9

Лучевое исследование при некоторых заболеваниях легких. Контрольная работа

2

10

Лучевое исследование сердца и сосудов. Компьютерный контроль

2

11

Лучевое исследование органов пищеварения (пищевод, желудок,12-ти перстная кишка)

2

12

Рентгенологические признаки патологических изменений, тонкого и толстого кишечника. Компьютерное тестирование

2

13

Лучевая диагностика желчевыделительной и мочеполовой системы. Компьютерное тестирование. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки и желудочно-кишечного тракта в рентгенодиагностическом кабинете

2

14

Современные методы лучевой диагностики: Термография. УЗИ (исследование больных в отделении ультразвуковой диагностики)

2

15

Современные методы лучевой диагностики: КТ. МРТ. (исследование больных в отделении КТ).

2

16

Итоговое занятие по темам 1 – 15

2

ИТОГО:

32



^ Ваши действия на практических занятиях.

  1. Приготовьте свою тетрадь, чтобы показать преподавателю выполненное к этому занятию задание. По окончании занятия, где Вы будете пользоваться своею тетрадью, сдайте ее преподавателю на проверку.

  2. Откройте “Методические указания...” и прочтите еще раз целевые задачи данного занятия.

  3. Прослушав вступительное слово преподавателя и получив конверт с рентгенограммами, начинайте выполнять конкретные задания по работе со снимками. Пользуетесь рекомендуемым алгоритмом действий к каждой теме.


^ Тема 1

Физико-технические основы лучевой диагностики. Обеспечение радиационной безопасности в отделении лучевой диагностики


Целевые задачи занятия:


  1. Ознакомиться с принципиальным устройством рентгенодиагностической аппаратурой. Организацией работы рентгеновских кабинетов.

  2. Знать основные методики рентгенологического исследования.

  3. Знать правила направления больных на лучевой исследование.

  4. Знать правила техники безопасности и охраны здоровья при работе с ионизирующим излучением.

  5. Понимать сущность основных методов лучевой диагностики.

  6. Научиться общей методики анализа рентгенограмм.

Рекомендуемая литература:


ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ

ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Принципиальное устройство рентгеновского аппарата. Основные методы рентгенодиагностики:

Рентгеноскопия - получение теневого изображения исследуемого органа на флюоресцирующем экране. Преимущества и недостатки.

Рентгенотелевидение - современная методика рентгеноскопии.

Рентгенография - получение теневого изображения исследуемого органа или области на рентгеновской пленке. Особенности получения изображения. Достоинства и недостатки метода. Методика суперэкспонированных снимков.

Флюорография - фотографирование изображения с рентгеновского экрана с помощью фотокамеры. Достоинства метода.

Скиалогические особенности рентгеновского изображения ( черно-белое, негативное, плоскостное, суммационное, увеличенное)Зависимость изображения от напрвления центрального луча, от проекции исследования, от расстояния объект - экран и объект - трубка. Естественная контрастность, Геометрическая и динамическая нерезкость. Основное правило рентгенографии.

Основные рентгенологические симптомы - просветление и затемнение, их физическая сущность, качественная и количественная оценка теневого изображения:

1) количество;

  1. величина;

  2. форма;

  3. интенсивность тени;

  4. характер контуров;

  5. структура.

Техника безопасности. Вопросы электрической и биологической опасности. Меры защиты : расстоянием, временем, экранированием.


Тема 2


Лучевые методы исследования

Целевые задачи занятия:

  1. Изучить основные положения общей рентгенологической скиологии

  2. Научиться общей методике анализа рентгенограмм.

  3. Уметь правильно ставить рентгенограмму на негатоскоп.

  4. Уметь определять проекцию, в которой выполнена рентгенография.

  5. Уметь определять основные анатомические ориентиры, выявляемы на рентгенограмме.

  6. Знать основные и дополнительные методики рентгеновского исследования костно-суставного аппарата (томография, , метод прямого увеличения рентгеновского изображения, телерентгенография, рентгенокимография, электрорентгенокимография, ренгенокинемптографии, видеомагнитная запись, рентгенопневмополиграфии.), их назначение и сущность.



Домашнее задание:

  1. Познакомьтесь с нормальной рентгеноанатомией костей, используя рекомендуемую литературу.

  2. Нарисуйте схематически органы грудной клетки в прямой и боковой проекциях..

  3. Нарисуйте плечевой сустав взрослого человека и ребенка, обозначьте на рисунке рентгеновскую щель.

  4. Кратко опишите - что представляет собой методика томографии, сущность и показания для ее применения?

  5. Опишите что представляет собой методика телерентгенографии ее сущность и показания.

  6. Опишите метод прямого увеличения рентгеновского изображения его сущность и показания к применению.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ

ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Среди методов лучевого исследования, в частности, рентгенологического исследования условно различают основные (общие) и специальные (вспомогательные). К основным методикам, как Вы уже знаете, относят рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию. На этом практическом занятии необходимо разобрать специальные методики рентгенологического исследования. Специальные методу рентгенологического исследования удобно подразделять на однотипные по своему назначению следующие группы:

- методы рентгенометрии (телерентгенография, метод прямого увеличения рентгеновского изображения);

- методы предназначенные для локализации и пространственного изучения объектов ( линейная томография, симультанная томография, зонография, компьютерная томография, спиральная компьютерная томография);

- методы регистрации движения (рентгенокимография, электрорентгенокимография, рентгенокинематография, видеомагнитная запись, рентгенопнемополиграфия).


ЗАДАНИЕ 1: Найдите среди рентгеновских снимков Вашего пакета прямую ( переднюю ) рентгенограмму грудной клетки и правильно укрепить ее на негатоскоп так, как если бы пациент стоял к Вам лицом. В тех случаях , если снимок поставлен правильно - большая часть сердца располагается в левой половине грудной клетки.

ЗАДАНИЕ 2: Найдите в Вашем пакете обзорную рентгенограмму длинной трубчатой кости. Назовите к какой группе методик относится данный метод исследования. Определите основные рентгенологическое симптомы - просветление и затемнение, проекцию исследования.


ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Назовите к какой группе методик относится данный снимок.

ЗАДАЧА 4: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму органов грудной клетки. Вспомните какие методики позволяют регулировать размеры изображения, получаемого на рентгеновском снимке. В чем сущность телерентгенографии и какое фокусное расстояние необходимо для выполнения снимка.

ЗАДАЧА 5: Найдите в Вашем пакете томограмму. Перечислите признаки, свидетельствующие о методике исследования. Вспомните сущность метода и его показания. Эта методика ,которая позволяет получить послойное исследование, отличаюшееся от обычной рентгенограммы тем, что на ней отображается отдельный слой изучаемого отдела любого органа. Назовите группу методик к которой относится эта рентгенограмма. Помните, что к этой группе методик относится также и компьютерная томография. Определите на ней трахею,ее бифуркацию, главные и, если удастся , долевые бронхи. Обратите внимание на четкость их изображения. Вспомните что такое симультанная томография и зонография. Рассмотрите изображение легких. Обратите свое внимание на полное ( или частичное ) отсутсвие теней ребер, а также уменьшенное количество элементов легочного рисунка.

ЗАДАЧА 6. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенокимограмму. Обратите внимание чем она отличается от обзорной рентгенограммы и томограммы. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнен снимок. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по классификации методик лучевой диагностики. К какой группе методик относится данное исследование, сущность метода и преимущества перед обзорной рентгенограммой. Какие еще методики относятся к группе методик регистрирующих движение.

ЗАДАНИЕ 7: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем ребра и позвоночник.

ЗАДАНИЕ 8: Найдите снимок выполненный методом прямого увеличения рентгеновского изображения. На снимке значительно увеличено изображение органа и богато деталями. Вспомните сущность метода. Каким образом можно рассчитать степень линейного увеличения?

^ Тема 3


Лучевые методы исследования (продолжение). Компьютерный контроль


Целевые задачи занятия:

  1. Научиться правильно рассматривать рентгенограммы.

  2. Уметь определять проекцию, в которой выполнена рентгенография.

  3. Уметь определять основные анатомические образования , представленные на рентгенограмме.

  4. Знать группы используемых контрастных веществ.

  5. Знать рентгенопозитивные контрастные вещества (сульфат бария и препараты, содержащие йод - триотраст, уротраст, гипак, изовист, омнопак).

  6. Знать рентгенонегативные контрасные вещества ( воздух, кислород, закись азота, углекислый газ).

  7. Знать методы прямого искусственного контрастирования ( бронхография, фистулография, флебография, ангиография, пневмоперитонеум, ретропневмоперитонеум, лимфография, пневмомедиастинум, пневмоторакс) их сущность и показания.

  8. Знать методики непрямого искусственного контрастирования основные и дополнительные методики рентгеновского исследования костно-суставного аппарата (экскреторная урография, холецистография, внутривенная холеграфия ), их сущность и назначение.

^ Домашнее задание:

  1. Кратко опишите - что представляет собой метод бронхографии, каковы показания для ее применения

  2. Нарисуйте схематически бронхограмму. фистулограмму. Обозначьте на своем рисунке основные анатомические отделы бронхиального дерева.

  3. Нарисуйте ангиограмму коленного сустава.

  4. Кратко опишите - что представляет собой методика фистулографии, каковы показания для ее применения?

  5. Опишите , что представляет собой метод лимфографии, какие контрастные вещества используются при этой методике?

  6. Опишите , что представляют собой методы двойного и тройного контрастирования, какие контрастные вещества используются при этих методиках.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ

ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

. Для изучения органов брюшной полости не всегда достаточна естественная контрастность органов и тканей и в этих случаях для визуализации прибегают к методике искусственного контрастирования. Различают две группы методов искусственного контрастирования:

- методы прямого контрастирования - непосредственное введение котрастного вещества в полость исследуемого органа или окружающую его полость или ткань;

- методы непрямого контрастирования.- основано на способности некоторых органов избирательно улавливать из крови некоторые контрастные вещества, концентрировать их и выводить со своими физиологическими секретами.

ЗАДАЧА 1: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего конверта. Попробуйте ответить на вопрос - используется ли контрастное вещество в данном случае. Назовите методику исследования. Определите, к какой группе методик относится данное исследование. Какое контрастное вещество используется?

ЗАДАЧА 2: Найдите среди рентгеновских снимков ретроградную пиэлографию. Определите качество подготовки больного - структура поперечные отростки позвонков должна быть четкой. Проанализируйте анатомическое строение полостной системы почек, форму и размеры лоханки.

ЗАДАЧА 3: Оцените размеры и контуры почек на рентгенограмме выполненной с использованием методики введения воздуха в забрюшинное пространство. Как называется этот метод исследования и к какой группе методик относится? Определите состояние забрюшинного пространства и выявляемых анатомических структур.


ЗАДАЧА 4. Достаньте из пакета бронхограмму. Определите , какого она легкого и в какой проекции исследуется пациент. Ориентируясь пока на надписи на снимках или маркировочные буквы ПР и ЛВ. Правильно укрепите ее на негатоскоп. Какие отделы бронхиального дерева выполнены контрастным веществом? Сравнивая различные бронхиальные ветви, определите, какие из них нормальные, а какие изменены. Помните, что нормальные бронхи имеют ровные контуры, постепенно уменьшающийся диаметр, плавное , подобно ветвями дерева, ветвление.

ЗАДАНИЕ 5: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии.

ЗАДАНИЕ 6: Рассмотрите ангиограмму нижней конечности Какие сосуды на ней отображены ? Какие контрастные вещества можно вводить в сосудистое русло и какой группе методик относится данное исследование? В какой проекции находился исследуемый больной.

ЗАДАНИЕ 7: Найдите в пакете и проанализируйте представленную рентгенограмму желче - выделительной системы. Обратите внимание на тень желчного пузыря и протоков. К какой группе методик и какое контрастное вещество используется при этом исследовании? Сравните холецистограмму и холеграмму. Чем они отличаются друг от друга ?

ЗАДАНИЕ 8: Найдите среди снимков рентгенограмму, выполненную с использованием введения воздуха в брюшную полость. Как называется метод исследования. Что такое пневмоторакс?

Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено.

^ Тема 4

Лучевое исследование костно-суставного аппарата. Рентгеносемиотика патологических процессов.

Учебное время 2 часа


ВСТУПЛЕНИЕ. Рентгенологический метод лежит в основе современной диагностики повреждений и заболеваний костей и суставов, поскольку позволяет врачу получить исчерпывающую информацию о состоянии скелета, не нарушая его целости, а также не прибегая к применению дополнительных фармакологических средств или медицинских манипуляций.

Рентгенологическое исследование скелета не влияет существенно на жизнедеятельность кости и является единственным способом прижизненного наблюдения за динамикой патологических процессов. Исследование необременительно для больного и поэтому выполняется как в амбулаторных , так и стационарных условиях. Знание рентгенологических признаков травматических повреждений костей и суставов и умение определять их на рентгенограммах является обязательной для каждого врача, независимо от его специальности.

Целевые задачи занятия:

  1. Научиться рассматривать рентгенограммы костно-суставного аппарата.

  2. Уметь определять проекцию, в которой выполнена рентгенограммы.

  3. Знать возрастные особенности скелета.

  4. Уметь определять основные анатомические отделы длинных и коротких трубчатых, плоских и губчатых костей.

  5. Научиться определять правильные взаимоотношения костей в суставе.

  6. Знать хорошо основные рентгенологические симптомы заболеваний костей и суставов.

  7. Уметь оценивать состояние мягких тканей конечности по рентгенограмме.

  8. Знать основные и дополнительные методики рентгеновского исследования костно-суставного аппарата (томография, фистулография), их назначение.



Домашнее задание:

  1. Познакомьтесь с нормальной рентгеноанатомией костей, используя рекомендуемую литературу.

  2. Нарисуйте схематически длинную трубчатую кость (большеберцовую), плоскую кость (тазовую) и губчатую (позвоночник). Обозначьте на своем рисунке основные анатомические отделы кости.

  3. Нарисуйте коленный сустав взрослого человека и ребенка, обозначьте на рисунке рентгеновскую щель и отделы костей, образующих сустав.

  4. Кратко опишите - что представляет собой методика фистулографии, каковы показания для ее применения?


Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Рентгенанатомия костей и суставов. И. Г. Лагунова, 1982.

Кости и суставы в рентгеновском изображении. Д. Г. Рохлин,

М.С.Майкова-Строганова, 1957.

Рентгенодиагностика заболеваний костей. В.Н. Дьяченко, М. 1957.

Заболевания костей и суставов. С.А. Рейнберг, 1962, т.1.и 11


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ

ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

ЗАДАЧА 1: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму длинной трубчатой кости. Определите на ней диафиз, метафиз, эпифиз кости. Обратите внимание на состояние кортикального слоя. В норме он отображается в виде двух краевых плотных полос (теней), окаймляющих в диафизе просвет костно-мозгового пространства, а в метафизах рисунок губчатого вещества. Наружный контур кортикального слоя всегда четко очерчен и непрерывен. Однако, толщина его неодинакова - наибольшие размеры в диафизе, а по направлению к метафизу и эпифизу кортикальный слой постепенно истончается, превращаясь в так называемую замыкающую пластинку эпифиза. Оцените состояние губчатого вещества метафизов и эпифизов кости. Оно дает на рентгенограмме трабекулярный, сетчатый рисунок с ячейками разного размера, соответственно различному соотношению костномозговых пространств и костных балок, а также их толщина.

ЗАДАЧА 2: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Вспомните, чем она отличается от анатомической суставной щели. Важно знать, что всякое изменение форм рентгенологической суставной щели свидетельствует о патологии суставного хряща.

ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете нормальную рентгенограмму плоской или губчатой кости. Найдите ее основные анатомические отделы. Обратите внимание на состояние костных балок, образующих структурный рисунок губчатого вещества кости. Попробуйте по преимущественному направлению хода костных балок определить направление наибольшей нагрузки на данную кость. Оцените состояние замыкающей пластинки, которая в норме в виде тонкой и непрерывной линии очерчивает контуры кости.

ЗАДАЧА 4. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенограмму костей ребенка. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнена рентгенограмма. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по остеологии, полученные при прохождении курса нормальной анатомии.

ЗАДАНИЕ 5: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии.

ЗАДАЧА 6: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего пакета. Попробуйте ответить на первый и главный вопрос - нет ли на рентгенограмме признаков патологических изменений кости. Для решения этой задачи последовательно (помня сведения из нормальной рентгеноанатомии, которые Вы получили на предыдущем занятии) оцените следующие детали рентгенологического изображения кости:

  1. форма и величина кости;

  2. структура костной ткани (состояние кортикального слоя, структура губчатого вещества);

  3. состояние надкостницы (есть или нет периостальная реакция);

  4. если это рентгенограмма сустава - оцените состояние рентгеновской суставной щели;

  5. состояние мягких тканей, окружающих кость.

Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено.

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconМетодическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconМетодическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconТематический план лекций по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов 3 курса лечебного

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconКонтрольные вопросы к практическим занятиям для студентов 6 курса лечебного факультета и медицинского

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconКонтрольные вопросы к практическим занятиям для студентов 6 курса лечебного факультета и медицинского

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconКонтрольные вопросы к практическим занятиям для студентов 6 курса лечебного факультета и медицинского

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconМетодические разработки к практическим занятиям по кожным и венерическим болезням для студентов лечебного

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета минск 2009 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса медико-диагностического факультета, 6 курса лечебного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы