|
Скачать 0.75 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МИНСК 2009 Методическое пособие по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета составлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В.В. ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Методы лучевой диагностики. Раздел 2 . Лучевая диагностика заболеваний и повреждений костей и суставов. Раздел 3. Лучевая диагностика заболеваний легких. Раздел 4. Лучевая диагностика заболеваний сердца и крупных сосудов. Раздел 5. Лучевая диагностика заболеваний системы пищеварения. Раздел 6. Лучевая диагностика урологии, гепатологии, акушерстве и гинекологии. Раздел 7.Ультразвуковое исследование. Термография Раздел 8. Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография.
^ КУРСА РЕНТГЕНОЛОГИИ. 1. Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике. 2. Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом и терапевтическом использовании излучений. 3. Основные и специальные методы получения изображений для лучевой диагностики (рентгенологические, ультразвуковые и магнитно-резонансные, термографические). 4. Систему цифровой обработки медицинских изображений. 5. Основные рентгенологические симптомы структурных изменений костной ткани; переломов и вывихов, основные возрастные особенности переломов костей, основные рентгенологические симптомы заживления переломов, симптомы гематогенного остеомиелита, туберкулезного поражения костно-суставного аппарата, доброкачественных и злокачественных опухолей костно-суставного аппарата. 6. Методы лучевой диагностики, используемые в пульмонологии, основные симптомы заболеваний органов дыхания (острую пневмонию с распространенной инфильтрацией легочной ткани путем сопоставления клинических и рентгенологических данных, экссудативный плеврит с большим количеством жидкости в плевральной полости и др., Симптомы неотложной рентгенодиагностики органов дыхания (пневмоторакс, ателектаз, гидропневмоторакс); 7. Методы лучевой диагностики, используемые при обследовании сердца и крупных сосудов; 8. Методы лучевой диагностики желудочно-кишечного тракта, желчевыделительной и мочеполовой систем, основные симптомы острой механической непроходимости кишечника, инородного тела бронхов, пищевода, мягких тканей. УМЕТЬ: 1. На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию или лучевому лечению; 2. Оформить направление больного к лучевому диагносту или лучевому терапевту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию или лечению; 3. Совместно с врачом - лучевым диагностом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное, КТ и МРТ); 6. Самостоятельно опознать изображение всех органов и указать их основные анатомические структуры на рентгенограммах, ангиограммах, компьютерных рентгеновских и магнитно-резонансных томограммах, ультразвуковых сканограммах, сцинтиграммах, термограммах. Студент должен уметь: узнавать объект и методику рентгенологического исследования, а также видеть главные признаки патологических состояний в легких, сердце, органах пищеварения, костях скелета. 1). В разделе “костно-суставная система”: - указывать возрастные особенности скелета по рентгенограммам; - уметь обнаружить признаки вывихов костей и суставов и переломов костей; - определять на рентгеновских снимках выраженные очаги деструкции, склероз, периостит, костные секвестры, симптомы остеомиелита, туберкулеза и опухолей. 2). В разделе “система дыхания”: - уметь оценить размеры и прозрачность обоих легких; - оценить положение сердца и куполов диафрагмы; - видеть и правильно оценивать выраженную пневмоническую инфильтрацию; - группу туберкулезных очагов, очаговую диссеминацию; - видеть и правильно оценивать затемнение участка легкого при экссудативном плеврите; - обнаруживать в легком отчетливую полость абсцесса, туберкулезной каверны; - обнаружить и правильно оценить значение выраженной инфильтрации легких; ателектаза доли или всего легкого, появление новообразования в легком; 3). В разделе “сердечно-сосудистая система”: - обнаруживать и оценивать на снимках изменения формы и размера сердца, - знать варианты нарушения гемодинамики и состояния полостей сердца при приобретенных пороках; - представлять себе рентгенологическую картину миокардита, перикардита; - обнаруживать выраженную аневризму аорты; - опознавать снимки с искусственным контрастированием полостей сердца, сосудов легкого. 4). В разделе “система пищеварения”: - уметь отличать нормальный рельеф слизистой пищевода, желудка, кишечника от патологического, злокачественного; - обнаруживать и оценивать сужения пищевода, нарушение его контуров при ахалазии, состоянии после ожога и раковом поражении; - обнаруживать на снимке типичную язвенную “нишу”, дефект контура и дефект наполнения органа; на серии снимков или при просвечивании обнаруживать ригидность стенки желудка, кишки. 5). В разделе “система мочевыделения”: - уметь находить на обзорных снимках брюшной полости тени почек, крупные конкременты; - ориентироваться в рентгенографической анатомии почек, мочеточников и мочевого пузыря на снимках с искусственным контрастированием системы (урограммах); - уметь обнаруживать выраженные формы и размеры почечных лоханок, чашечек, мочевого пузыря, выраженные нарушения выделительной функции почек. 6). В разделе “желчевыделительная система”: - уметь ориентироваться в рентгенографической анатомии желчного пузыря и желчных протоков на снимках с искусственным контрастированием. 7). В разделе “акушерство и гинекология”: - уметь ориентироваться в рентгенографической анатомии матки и придатков на снимках с искусственным контрастированием. ^ 1.Распознать по рентгенограммам основные рентгенологические симптомы патологических процессов костно-суставного аппарата, органов дыхания, органов пищеварения. 2.Оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях мочеполовой и желчевыделительной систем при радионуклидных исследованиях. 3.Распознать изображение всех органов и указать их основные анатомические структуры на иллюстрациях, визуализирующих органы: рентгенограммах, КТ, МРТ, УЗИ, ПЭТ, сканограммах, сцинтиграммах, термограммах. 4.Определитьь основные синдромы неотложной рентгенодиагностики (прободение полых органов, кишечная непроходимость, инородные тела и др.). 5. Распознать основные рентгенологические симптомы переломов и вывихов. 6. Выявить возрастные особенности переломов костей. 7.Оценить рентгенологические симптомы заживления переломов.
На нашей кафедре Вам представляются все возможности для активной самостоятельной работы с учебными рентгенограммами, в которой Вам помогут разработанные преподавателями алгоритмы действий, а также различные схемы и таблицы, имеющиеся в классе. Вы сможете ознакомиться с функционирующими органами наших пациентов, которые Вы будите наблюдать при рентгенотелевизионном просвечивании больных в наших кабинетах и в видеомагнитофонной записи в классе. Внимательное изучение “Методических рекомендаций”, их приложений, обязательное письменное выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию и, главное, работа с рентгенограммами на практических занятиях обеспечат сознательное, а следовательно и глубокое восприятие рентгенологических картин, понимание роли и значения различных методик лучевой диагностики в клиническом обследовании больных. Рекомендуем беречь свои тетради домашних работ, так как ,они, как и “Методические указания”, будут полезны на занятиях не только нашей, но и других клинических кафедр. Общей целью всех практических занятий по рентгенологии, как и лекционного курса, являются : - ознакомление будущих врачей с диагностическими возможностями лучевых методов исследования; - выявление роли конкретных рентгенологических методик в обнаружении и определении состояний, развивающихся в исследуемом органе; - формирование задачи (в направлении на исследование), которую должен разрешить рентгенолог по заданию лечащего врача; - приобретение навыка оценки рентгенограмм, их качества, а также получения зрительного представления о морфологических и функциональных изменениях в органе, характерных для того или иного процесса, оценки динамики болезни в ходе лечения. ^ по дисциплине «Лучевая диагностика»
^ .
^ Целевые задачи занятия:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ^ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ Принципиальное устройство рентгеновского аппарата. Основные методы рентгенодиагностики: Рентгеноскопия - получение теневого изображения исследуемого органа на флюоресцирующем экране. Преимущества и недостатки. Рентгенотелевидение - современная методика рентгеноскопии. Рентгенография - получение теневого изображения исследуемого органа или области на рентгеновской пленке. Особенности получения изображения. Достоинства и недостатки метода. Методика суперэкспонированных снимков. Флюорография - фотографирование изображения с рентгеновского экрана с помощью фотокамеры. Достоинства метода. Скиалогические особенности рентгеновского изображения ( черно-белое, негативное, плоскостное, суммационное, увеличенное)Зависимость изображения от напрвления центрального луча, от проекции исследования, от расстояния объект - экран и объект - трубка. Естественная контрастность, Геометрическая и динамическая нерезкость. Основное правило рентгенографии. Основные рентгенологические симптомы - просветление и затемнение, их физическая сущность, качественная и количественная оценка теневого изображения: 1) количество;
Техника безопасности. Вопросы электрической и биологической опасности. Меры защиты : расстоянием, временем, экранированием. Тема 2 Лучевые методы исследования Целевые задачи занятия:
Домашнее задание:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ^ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ Среди методов лучевого исследования, в частности, рентгенологического исследования условно различают основные (общие) и специальные (вспомогательные). К основным методикам, как Вы уже знаете, относят рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию. На этом практическом занятии необходимо разобрать специальные методики рентгенологического исследования. Специальные методу рентгенологического исследования удобно подразделять на однотипные по своему назначению следующие группы: - методы рентгенометрии (телерентгенография, метод прямого увеличения рентгеновского изображения); - методы предназначенные для локализации и пространственного изучения объектов ( линейная томография, симультанная томография, зонография, компьютерная томография, спиральная компьютерная томография); - методы регистрации движения (рентгенокимография, электрорентгенокимография, рентгенокинематография, видеомагнитная запись, рентгенопнемополиграфия). ЗАДАНИЕ 1: Найдите среди рентгеновских снимков Вашего пакета прямую ( переднюю ) рентгенограмму грудной клетки и правильно укрепить ее на негатоскоп так, как если бы пациент стоял к Вам лицом. В тех случаях , если снимок поставлен правильно - большая часть сердца располагается в левой половине грудной клетки. ЗАДАНИЕ 2: Найдите в Вашем пакете обзорную рентгенограмму длинной трубчатой кости. Назовите к какой группе методик относится данный метод исследования. Определите основные рентгенологическое симптомы - просветление и затемнение, проекцию исследования. ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Назовите к какой группе методик относится данный снимок. ЗАДАЧА 4: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму органов грудной клетки. Вспомните какие методики позволяют регулировать размеры изображения, получаемого на рентгеновском снимке. В чем сущность телерентгенографии и какое фокусное расстояние необходимо для выполнения снимка. ЗАДАЧА 5: Найдите в Вашем пакете томограмму. Перечислите признаки, свидетельствующие о методике исследования. Вспомните сущность метода и его показания. Эта методика ,которая позволяет получить послойное исследование, отличаюшееся от обычной рентгенограммы тем, что на ней отображается отдельный слой изучаемого отдела любого органа. Назовите группу методик к которой относится эта рентгенограмма. Помните, что к этой группе методик относится также и компьютерная томография. Определите на ней трахею,ее бифуркацию, главные и, если удастся , долевые бронхи. Обратите внимание на четкость их изображения. Вспомните что такое симультанная томография и зонография. Рассмотрите изображение легких. Обратите свое внимание на полное ( или частичное ) отсутсвие теней ребер, а также уменьшенное количество элементов легочного рисунка. ЗАДАЧА 6. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенокимограмму. Обратите внимание чем она отличается от обзорной рентгенограммы и томограммы. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнен снимок. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по классификации методик лучевой диагностики. К какой группе методик относится данное исследование, сущность метода и преимущества перед обзорной рентгенограммой. Какие еще методики относятся к группе методик регистрирующих движение. ЗАДАНИЕ 7: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем ребра и позвоночник. ЗАДАНИЕ 8: Найдите снимок выполненный методом прямого увеличения рентгеновского изображения. На снимке значительно увеличено изображение органа и богато деталями. Вспомните сущность метода. Каким образом можно рассчитать степень линейного увеличения? ^ Целевые задачи занятия:
^
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ^ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ . Для изучения органов брюшной полости не всегда достаточна естественная контрастность органов и тканей и в этих случаях для визуализации прибегают к методике искусственного контрастирования. Различают две группы методов искусственного контрастирования: - методы прямого контрастирования - непосредственное введение котрастного вещества в полость исследуемого органа или окружающую его полость или ткань; - методы непрямого контрастирования.- основано на способности некоторых органов избирательно улавливать из крови некоторые контрастные вещества, концентрировать их и выводить со своими физиологическими секретами. ЗАДАЧА 1: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего конверта. Попробуйте ответить на вопрос - используется ли контрастное вещество в данном случае. Назовите методику исследования. Определите, к какой группе методик относится данное исследование. Какое контрастное вещество используется? ЗАДАЧА 2: Найдите среди рентгеновских снимков ретроградную пиэлографию. Определите качество подготовки больного - структура поперечные отростки позвонков должна быть четкой. Проанализируйте анатомическое строение полостной системы почек, форму и размеры лоханки. ЗАДАЧА 3: Оцените размеры и контуры почек на рентгенограмме выполненной с использованием методики введения воздуха в забрюшинное пространство. Как называется этот метод исследования и к какой группе методик относится? Определите состояние забрюшинного пространства и выявляемых анатомических структур. ЗАДАЧА 4. Достаньте из пакета бронхограмму. Определите , какого она легкого и в какой проекции исследуется пациент. Ориентируясь пока на надписи на снимках или маркировочные буквы ПР и ЛВ. Правильно укрепите ее на негатоскоп. Какие отделы бронхиального дерева выполнены контрастным веществом? Сравнивая различные бронхиальные ветви, определите, какие из них нормальные, а какие изменены. Помните, что нормальные бронхи имеют ровные контуры, постепенно уменьшающийся диаметр, плавное , подобно ветвями дерева, ветвление. ЗАДАНИЕ 5: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии. ЗАДАНИЕ 6: Рассмотрите ангиограмму нижней конечности Какие сосуды на ней отображены ? Какие контрастные вещества можно вводить в сосудистое русло и какой группе методик относится данное исследование? В какой проекции находился исследуемый больной. ЗАДАНИЕ 7: Найдите в пакете и проанализируйте представленную рентгенограмму желче - выделительной системы. Обратите внимание на тень желчного пузыря и протоков. К какой группе методик и какое контрастное вещество используется при этом исследовании? Сравните холецистограмму и холеграмму. Чем они отличаются друг от друга ? ЗАДАНИЕ 8: Найдите среди снимков рентгенограмму, выполненную с использованием введения воздуха в брюшную полость. Как называется метод исследования. Что такое пневмоторакс? Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено. ^ Учебное время 2 часа ВСТУПЛЕНИЕ. Рентгенологический метод лежит в основе современной диагностики повреждений и заболеваний костей и суставов, поскольку позволяет врачу получить исчерпывающую информацию о состоянии скелета, не нарушая его целости, а также не прибегая к применению дополнительных фармакологических средств или медицинских манипуляций. Рентгенологическое исследование скелета не влияет существенно на жизнедеятельность кости и является единственным способом прижизненного наблюдения за динамикой патологических процессов. Исследование необременительно для больного и поэтому выполняется как в амбулаторных , так и стационарных условиях. Знание рентгенологических признаков травматических повреждений костей и суставов и умение определять их на рентгенограммах является обязательной для каждого врача, независимо от его специальности. Целевые задачи занятия:
Домашнее задание:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Рентгенанатомия костей и суставов. И. Г. Лагунова, 1982. Кости и суставы в рентгеновском изображении. Д. Г. Рохлин, М.С.Майкова-Строганова, 1957. Рентгенодиагностика заболеваний костей. В.Н. Дьяченко, М. 1957. Заболевания костей и суставов. С.А. Рейнберг, 1962, т.1.и 11 ^ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ЗАДАЧА 1: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму длинной трубчатой кости. Определите на ней диафиз, метафиз, эпифиз кости. Обратите внимание на состояние кортикального слоя. В норме он отображается в виде двух краевых плотных полос (теней), окаймляющих в диафизе просвет костно-мозгового пространства, а в метафизах рисунок губчатого вещества. Наружный контур кортикального слоя всегда четко очерчен и непрерывен. Однако, толщина его неодинакова - наибольшие размеры в диафизе, а по направлению к метафизу и эпифизу кортикальный слой постепенно истончается, превращаясь в так называемую замыкающую пластинку эпифиза. Оцените состояние губчатого вещества метафизов и эпифизов кости. Оно дает на рентгенограмме трабекулярный, сетчатый рисунок с ячейками разного размера, соответственно различному соотношению костномозговых пространств и костных балок, а также их толщина. ЗАДАЧА 2: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Вспомните, чем она отличается от анатомической суставной щели. Важно знать, что всякое изменение форм рентгенологической суставной щели свидетельствует о патологии суставного хряща. ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете нормальную рентгенограмму плоской или губчатой кости. Найдите ее основные анатомические отделы. Обратите внимание на состояние костных балок, образующих структурный рисунок губчатого вещества кости. Попробуйте по преимущественному направлению хода костных балок определить направление наибольшей нагрузки на данную кость. Оцените состояние замыкающей пластинки, которая в норме в виде тонкой и непрерывной линии очерчивает контуры кости. ЗАДАЧА 4. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенограмму костей ребенка. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнена рентгенограмма. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по остеологии, полученные при прохождении курса нормальной анатомии. ЗАДАНИЕ 5: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии. ЗАДАЧА 6: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего пакета. Попробуйте ответить на первый и главный вопрос - нет ли на рентгенограмме признаков патологических изменений кости. Для решения этой задачи последовательно (помня сведения из нормальной рентгеноанатомии, которые Вы получили на предыдущем занятии) оцените следующие детали рентгенологического изображения кости:
Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено. |