Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета





Скачать 0.67 Mb.
Название Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета
страница 1/4
Дата 27.04.2013
Размер 0.67 Mb.
Тип Контрольные вопросы
  1   2   3   4




МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЛУЧЕВОЙ

ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ( 3 курс )


МИНСК 2009

Методическое пособие по лучевой диагностике и некоторым вопросам лучевой терапии для студентов 3 курса медико-профилактического факультета подготовлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Что должен знать и уметь студент после прохождения курса рентгенологии.

  2. Организация практических занятий.

  3. План практических занятий.

  4. Алгоритмы решения задач на практических занятиях.

Раздел 1. Методы лучевой диагностики.

Раздел 2. Лучевая диагностика заболеваний и повреждений костей и суставов.

Раздел 3. Лучевая диагностика заболеваний легких.

Раздел 4. Лучевая диагностика заболеваний системы пищеварения.

Раздел 5. Ультразвуковая диагностика в урологии, гепатологии, акушерстве.

Раздел 6. Компьютерная томография различных органов и систем.

Раздел 7. Основы и принципы лучевой терапии.

Раздел 8. Основы и принципы радионуклидной диагностики.

  1. Контрольные вопросы к зачету.

  2. Приложение.


^ ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ СТУДЕНТ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Студент должен знать: когда при клиническом обследовании больного нужно обратиться к лучевому методу, к каким методикам исследования придется прибегнуть, каковы диагностические возможности и пределы методов, как они должны оцениваться в свете клинических данных.

Студент должен уметь: узнавать объект и методику рентгенологического исследования, а также видеть главные признаки патологических состояний в легких, сердце, органах пищеварения, костях скелета.

1). В разделе костно-суставная система”:

- указывать возрастные особенности скелета по рентгенограммам;

- уметь обнаружить признаки вывихов костей и суставов и переломов костей;

- определять на рентгеновских снимках выраженные очаги деструкции, склероз, периостит,

- костные секвестры, симптомы остеомиелита, туберкулеза и опухолей.

2). В разделе система дыхания”:

- уметь оценить размеры и прозрачность обоих легких;

- оценить положение сердца и куполов диафрагмы;

- видеть и правильно оценивать выраженную пневмоническую инфильтрацию;

- группу туберкулезных очагов, очаговую диссеминацию;

- видеть и правильно оценивать затемнение участка легкого при экссудативном плеврите;

- обнаруживать в легком отчетливую полость абсцесса, туберкулезной каверны;

- обнаружить и правильно оценить значение выраженной инфильтрации легких; ателектаза доли или всего легкого, появление новообразования в легком;

3). В разделе система пищеварения”:

- уметь отличать нормальный рельеф слизистой пищевода, желудка, кишечника от патологического, злокачественного;

- обнаруживать и оценивать сужения пищевода, нарушение его контуров при ахалазии, состоянии после ожога и раковом поражении; - обнаруживать на снимке типичную язвенную “нишу”, дефект контура и дефект наполнения органа; на серии снимков или при просвечивании обнаруживать ригидность стенки желудка и кишки.

4). В разделе “^ Радиоизотопная диагностик�

-знать принципиальное значение основных помещений радиоизотопной лаборатории;

-знать принципиальные возможности методик радионуклидной диагностики и понимать сущность радиометрии, радиографии, сканирование, сцинтиграфии и др.;

5). В разделе “^ Лучевая терапия”:

- знать основы клинической дозиметрии;

нать основные показания и противопоказания к лучевой терапии;

-знать основы и принципы лучевой терапии;

-знать факторы, лежащие в основе составления плана лучевой терапии.


  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

На нашей кафедре Вам представляются все возможности для активной самостоятельной работы с учебными рентгенограммами наборами по радионуклидной диагностики, в которой Вам помогут разработанные преподавателями алгоритмы действий, а также различные схемы и таблицы, имеющиеся в классе. Вы сможете ознакомиться с функционирующими органами наших пациентов, которые Вы будите наблюдать при рентгенотелевизионном просвечивании больных в наших кабинетах и в видеомагнитофонной записи в классе.

Внимательное изучение “Методических рекомендаций”, их приложений, обязательное письменное выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию и, главное, работа с рентгенограммами на практических занятиях обеспечат сознательное, а следовательно и глубокое восприятие рентгенологических картин, понимание роли и значения различных методик лучевой диагностики в клиническом обследовании больных. Рекомендуем беречь свои тетради домашних работ, так как ,они, как и “Методические указания”, будут полезны на занятиях не только нашей, но и других клинических кафедр.

Общей целью всех практических занятий по рентгенологии, как и лекционного курса, являются :

- ознакомление будущих врачей с диагностическими возможностями лучевых методов исследования в педиатрической практике;

- выявление роли конкретных лучевых методик в обнаружении и определении состояний, развивающихся в исследуемом органе у детей;

- формирование задачи (в направлении на исследование), которую должен разрешить врач лучевой диагностики по заданию лечащего врача;

- приобретение навыка оценки рентгенограмм, их качества, а также получения зрительного представления о морфологических и функциональных изменениях в органе, характерных для того или иного процесса, оценки динамики болезни в ходе лечения.


  1. ^ ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА I: Физико - технические основы лучевой диагностики. Устройство отделения лучевой диагностики и организация работы в нем. Обеспечение безопасности рентгенологических исследований.

^ ТЕМА 2: Основные и специальные методы рентгенологического исследования. Методы искусственного контрастирования в рентгенодиагностике

ТЕМА 3:
Основы и принципы радионуклидной диагностики.

ТЕМА 4: Современные методики лучевого исследования. Ультразвуковая диагностика.

^ ТЕМА 5: Современные методы лучевой диагностики. Компьютерная томография при исследовании органов и систем.

ТЕМА 6:
Комплексное лучевое исследование костей и суставов.

^ ТЕМА 7: Рентгеновские признаки повреждений костей и суставов. Ренгеносемиотика заболеваний. Контрольная работа.

ТЕМА 8:
Рентгенологические признаки некоторых заболеваний костей и суставов. Контрольная работа.

ТЕМА 9: Рентгенологическое исследование органов дыхания. Методы лучевого исследования органов дыхания. Рентгеносемиотика заболеваний легких.

ТЕМА 10: Рентгенологические признаки некоторых заболеваний органов грудной клетки. Комплексная лучевая диагностика.

ТЕМА 11: Рентгенологического исследования органов пищеварения.

ТЕМА 12: Рентгенологические признаки патологических изменений пищевода, желудка и кишечника. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки и пищеварительного тракта в рентгенодиагностическом кабинете.

ТЕМА 13: Основы и принципы лучевой терапии.

Тема 14. Компьютерный зачет.


^ Ваши действия на практических занятиях.

  1. Приготовьте свою тетрадь, чтобы показать преподавателю выполненное к этому занятию задание. По окончании занятия, где Вы будете пользоваться своею тетрадью, сдайте ее преподавателю на проверку.

  2. Откройте “Методические указания...” и прочтите еще раз целевые задачи данного занятия.

  3. Прослушав вступительное слово преподавателя и получив конверт с рентгенограммами либо с наборами радионуклидной диагностики, начинайте выполнять конкретные задания по работе со снимками. Пользуетесь рекомендуемым алгоритмом действий к каждой теме.


Тема 1

^ Физико-технические основы лучевой диагностики. Устройство отделения лучевой диагностики и организация работы в нем. Средства защиты от излучения

учебное время 2 часа

Целевые задачи занятия:

  1. Ознакомится с принципиальным устройством рентгенодиагностической аппаратурой. Организацией работы рентгеновских кабинетов.

  2. Знать основные методики рентгенологического исследования.

  3. Знать правила направления больных на лучевой исследование.

  4. Знать правила техники безопасности и охраны здоровья при работе с ионизирующим излучением.

  5. Понимать сущность основных методов лучевой диагностики.

  6. Научиться общей методики анализа рентгенограмм.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Принципиальное устройство рентгеновского аппарата. Генератор рентгеновских лучей и рентгеновская трубка. Фильтрация рентгеновского спектра. Тканевой контраст и общий контраст. Качество изображения.

Используемые в проекционной рентгеновской визуализации технологии можно разделить на три основные группы:

  1. прямые аналоговые технологии;

  2. непрямые аналоговые технологии;

  3. цифровые технологии.

У детей методики лучевого исследования должны быть выбраны так, чтобы снизить возможность движения во время экспозиции. При обследовании детей с помощью компьютерной томографии (КТ). Изотопных методик диагностики, магнитно - резонансной томографии (МРТ), особенно в возрасте младше пяти лет, иногда приходится прибегать к седативным средствам.

Основные методы рентгенодиагностики:

Рентгеноскопия - получение теневого изображения исследуемого органа на флюоресцирующем экране. Преимущества и недостатки.

Рентгенотелевидение - современная методика рентгеноскопии.

Рентгенография - получение теневого изображения исследуемого органа или области на рентгеновской пленке. Особенности получения изображения. Достоинства и недостатки метода. Методика суперэкспонированных снимков.

Флюорография - фотографирование изображения с рентгеновского экрана с помощью фотокамеры. Достоинства метода.

Скиалогические особенности рентгеновского изображения ( черно-белое, негативное, плоскостное, суммационное, увеличенное)Зависимость изображения от напрвления центрального луча, от проекции исследования, от расстояния объект - экран и объект - трубка. Естественная контрастность, Геометрическая и динамическая нерезкость. Основное правило рентгенографии.

Основные рентгенологические симптомы - просветление и затемнение, их физическая сущность, качественная и количественная оценка теневого изображения:

1) количество;

  1. величина;

  2. форма;

  3. интенсивность тени;

  4. характер контуров;

  5. структура.

Техника безопасности. Вопросы электрической и биологической опасности. Меры защиты : расстоянием, временем, экранированием.

Тема 2

Основные и специальные методы рентгенологического исследования. Методы искусственного контрастирования.

учебное время 2 часа

Целевые задачи занятия:

  1. Изучить основные положения общей рентгенологической скиалогии

  2. Научиться общей методике анализа рентгенограмм.

  3. Уметь правильно ставить рентгенограмму на негатоскоп.

  4. Уметь определять проекцию, в которой выполнена рентгенография.

  5. Уметь определять основные анатомические ориентиры, выявляемы на рентгенограмме.

  6. Знать основные и дополнительные методики рентгеновского исследования костно-суставного аппарата (томография, , метод прямого увеличения рентгеновского изображения, телерентгенография, рентгенокимография, электрорентгенокимография, ренгенокинемптографии, видеомагнитная запись, рентгенопневмополиграфии.), их назначение и сущность.

  7. Знать группы используемых контрастных веществ.

  8. Знать рентгенопозитивные контрастные вещества (сульфат бария и препараты, содержащие йод - триотраст, уротраст, гипак, изовист, омнопак).

  9. Знать рентгенонегативные контрасные вещества ( воздух, кислород, закись азота, углекислый газ).

  10. Знать методы прямого искусственного контрастирования ( бронхография, фистулография, флебография, ангиография, пневмоперитонеум, ретропневмоперитонеум, лимфография, пневмомедиастинум, пневмоторакс) их сущность и показания.

  11. Знать методики непрямого искусственного контрастирования основные и дополнительные методики рентгеновского исследования костно-суставного аппарата (экскреторная урография, холецистография, внутривенная холеграфия ), их сущность и назначение.

  12. Компьютерное тестирование.

Домашнее задание:

  1. Познакомьтесь с нормальной рентгеноанатомией костей, используя рекомендуемую литературу.

  2. Нарисуйте схематически органы грудной клетки в прямой и боковой проекциях..

  3. Нарисуйте плечевой сустав взрослого человека и ребенка, обозначьте на рисунке рентгеновскую щель.

  4. Кратко опишите - что представляет собой методика томографии, сущность и показания для ее применения?

  5. Опишите что представляет собой методика телерентгенографии ее сущность и показания.

  6. Опишите метод прямого увеличения рентгеновского изображения его сущность и показания к применению.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов.

Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов.

Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996

Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996

Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996.


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕНТГЕНОГРАММ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Среди методов лучевого исследования, в частности, рентгенологического исследования условно различают основные (общие) и специальные (вспомогательные). К основным методикам, как Вы уже знаете, относят рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию. На этом практическом занятии необходимо разобрать специальные методики рентгенологического исследования. В педиатрической рентгенологии весьма полезны устройства, обеспечивающие неподвижность ребенка при всех методиках исследования так как они помогают сохранить правильное положение и сводит к минимуму его движение.

Специальные методу рентгенологического исследования удобно подразделять на однотипные по своему назначению следующие группы:

- методы рентгенометрии (телерентгенография, метод прямого увеличения рентгеновского изображения);

- методы предназначенные для локализации и пространственного изучения объектов ( линейная томография, симультанная томография, зонография, компьютерная томография, спиральная компьютерная томография);

- методы регистрации движения (рентгенокимография, электрорентгенокимография, рентгенокинематография, видеомагнитная запись, рентгенопнемополиграфия).

При рентгенологическом исследования. Для изучения органов брюшной полости не всегда достаточна естественная контрастность органов и тканей и в этих случаях для визуализации прибегают к методике искусственного контрастирования. Различают две группы методов искусственного контрастирования:

- методы прямого контрастирования - непосредственное введение контрастного вещества в полость исследуемого органа или окружающую его полость или ткань;

-методы непрямого контрастирования.- основано на способности некоторых органов избирательно улавливать из крови некоторые контрастные вещества, концентрировать их и выводить со своими физиологическими секретами.

Все контрастные вещества для медицинской визуализации имеют одно назначение: увеличить разницу между различными средами в теле ребенка в отношении их способности адсорбировать энергию электромагнитного излучения. Различные контрастные средства воздействуют на рентгеновсое излучение с помощью различных механизмов. В традиционной рентгенологии и компьютерной томографии контрастные средства делятся на позитивные и негативные.

^ Негативные контрастные средства ( воздух, углекислый газ и другие газы) ослабляют рентгеновские лучи меньше, чем мягкие ткани тела ребенка, поскольку газ содержит, по сравнению с мягкими тканями, значительно меньшее число ослабляющих излучение атомов на единицу объема.

^ Позитивные контрастные средства и мягкие ткани тела содержат близкое число атомов на единицу объема. Некоторые атомы в контрастном веществе (например, йод или барий) обладают значительно более высоким атомным числом, чем атомы мягких тканей (водород, углерод, азот, кислород). Эти вещества могут быть либо растворимыми в воде, масле , что в клинической практике реализуется в виде водных, масляных растворов органических соединений с йодом, либо нерастворимым , представленным в повседненвной практике взвесью в воде нерастворимых кристаллов сульфата бария. Водорастворимые контрастные средства используются для внутривенной урографии, ангиографии, холеграфии и для контрастного усиления при компьютерной томографии.

ЗАДАЧА 1: Найдите среди рентгеновских снимков Вашего пакета прямую ( переднюю ) рентгенограмму грудной клетки и правильно укрепить ее на негатоскоп так, как если бы ребенок стоял к Вам лицом. В тех случаях , если снимок поставлен правильно - большая часть сердца располагается в левой половине грудной клетки.

ЗАДАЧА 2: Найдите в Вашем пакете обзорную рентгенограмму длинной трубчатой кости. Назовите к какой группе методик относится данный метод исследования. Определите основные рентгенологическое симптомы - просветление и затемнение, проекцию исследования.

ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Назовите к какой группе методик относится данный снимок.

ЗАДАЧА 4: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму органов грудной клетки. Вспомните какие методики позволяют регулировать размеры изображения, получаемого на рентгеновском снимке. В чем сущность телерентгенографии и какое фокусное расстояние необходимо для выполнения снимка.

ЗАДАЧА 5: Найдите в Вашем пакете томограмму. Перечислите признаки, свидетельствующие о методике исследования. Вспомните сущность метода и его показания. Эта методика ,которая позволяет получить послойное исследование, отличаюшаяся от обычной рентгенограммы тем, что на ней отображается отдельный слой изучаемого отдела любого органа. Назовите группу методик к которой относится эта рентгенограмма. Помните, что к этой группе методик относится также и компьютерная томография. Определите на ней трахею, ее бифуркацию, главные и, если удастся , долевые бронхи. Обратите внимание на четкость их изображения. Вспомните что такое симультанная томография и зонография. Рассмотрите изображение легких. Обратите свое внимание на полное ( или частичное ) отсутствие теней ребер, а также уменьшенное количество элементов легочного рисунка.

ЗАДАЧА 6. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенокимограмму. Обратите внимание чем она отличается от обзорной рентгенограммы и томограммы. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнен снимок. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по классификации методик лучевой диагностики. К какой группе методик относится данное исследование, сущность метода и преимущества перед обзорной рентгенограммой. Какие еще методики относятся к группе методик регистрирующих движение.

ЗАДАЧА 7: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем ребра и позвоночник.

ЗАДАЧА 8: Найдите снимок выполненный методом прямого увеличения рентгеновского изображения. На снимке значительно увеличено изображение органа и богато деталями. Вспомните сущность метода. Каким образом можно рассчитать степень линейного увеличения?

ЗАДАЧА 9: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего конверта. Попробуйте ответить на вопрос - используется ли контрастное вещество в данном случае. Назовите методику исследования. Определите к какой группе методик относится данное исследование. Какое контрастное вещество используется?

ЗАДАЧА 10: Найдите среди рентгеновских снимков ретроградную пиэлографию. Определите качество подготовки больного - структура поперечные отростки позвонков должна быть четкой. Проанализируйте анатомическое строение полостной системы почек, форму и размеры лоханки.

ЗАДАЧА 11: Оцените размеры и контуры почек на рентгенограмме выполненной с использованием методики введения воздуха в забрюшинное пространство. Как называется этот метод исследования и к какой группе методик относится? Определите состояние забрюшинного пространства и выявляемых анатомических структур.

ЗАДАЧА 12. Достаньте из пакета бронхограмму. Определите , какого она легкого и в какой проекции исследуется пациент. Ориентируясь пока на надписи на снимках или маркировочные буквы ПР и ЛВ. Правильно укрепите ее на негатоскоп. Какие отделы бронхиального дерева выполнены контрастным веществом? Сравнивая различные бронхиальные ветви, определите, какие из них нормальные, а какие изменены. Помните, что нормальные бронхи имеют ровные контуры, постепенно уменьшающийся диаметр, плавное , подобно ветвями дерева, ветвление.

ЗАДАНИЕ 13: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии.

ЗАДАНИЕ 14: Рассмотрите ангиограмму нижней конечности Какие сосуды на ней отображены ? Какие контрастные вещества можно вводить в сосудистое русло и какой группе методик относится данное исследование? В какой проекции находился исследуемый больной.

ЗАДАНИЕ 15: Найдите в пакете и проанализируйте представленную рентгенограмму желче - выделительной системы. Обратите внимание на тень желчного пузыря и протоков. К какой группе методик и какое контрастное вещество используется при этом исследовании? Сравните холецистограмму и холеграмму Чем они отличаются друг от друга?

ЗАДАНИЕ 16: Найдите среди снимков рентгенограмму, выполненную с использованием введения воздуха в брюшную полость. Как называется метод исследования. Что такое пневмоторакс?

Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено.

Тема 3

Основы и принципы радионуклидной диагностики. Устройство и организация работы радиоизотопной лаборатории. Техника безопасности. Методики исследования: радиометрия, радиография, сканирование, сцинтиграфия и другие

учебное время 2 часа

^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. ознакомиться с сущностью метода радиоизотопной диагностики;

2.знать устройство лаборатории;

3. Знать организацию работы в лаборатории

  1. Знать технику безопасности.

  2. Усвоить основные методики радиоизотопной диагностики.

^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Л.Д.Линденбратен "Медицинская радиология". М.,1969,гл.6.

2. Л.Д.Линденбратен, В.М.Лясс "Медицинская радиология".

Изд.2-е.М.,1979,391 ст.,Гл.1 С.22-56, гл.9-я С.220)224.

3. Конспект лекций.

4. В.И.Милько, А.Ф.Лазарь, Н.Ф.Назимок. Медицинская радиология.

5. М.М.Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И.

Сергеева, Н.А.Саврасова, С.Б. Борейко. Вопросы к компьютерной программе "Экзаменатор" по лучевой терапии. Учебное пособие. Минск.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  1. Во вступительном слове преподаватель разъясняет цель, план и задачи занятия. Рассматривается значение метода радиоактивной индикации в биологии и медицине. Требования, предъявляемые к РФП, применяемым клинике.

  2. В лаборатории радиоактивной диагностики познакомьтесь с ее устройством, организацией работы в ней, аппаратурой, техникой безопасности, ознакомьтесь с работой радиометров, радиографов, сканнеров и гамма-камеры. Далее примите участие в радиометрическом исследовании щитовидной железы, радиографии печени и почек, изучите сканограммы этих органов.

Запомните подразделы радиодиагностического отделения:

а. Блок обеспечения безопасности:

- хранилище - комната для хранения РФП

- генераторная - комната для работы с генераторами технеция или индия

- фасовочная - комната для расфасовки и разведения на отдельные порции РФП

- процедурная - комната для введения РФП пациентам

- моечная - комната для обработки инструментария и посуды после введения РФП

- Комната для хранения отходов

б. Радиодиагностический блок - блок куда могут входить кабинеты, в которых проводят все методы радионуклидного исследования.

в. Техника безопасности при работе с РФП

-экранирование

- расстояние

- защита временем

3. Требования предъявляемые к радиоизотопам:

- Препарат должен отражать одну из функций органа или организма

- в химическом отношении безвредным

- препарат должен быть помечен радионуклидом обладающим удобным для регистрации излучением

- тропным к тем органам, которые подвергаются исследованию

4. ^ Единицы радиоактивности. Понятие о периоде полураспада, биологическом периоде полураспада, эффективном периоде полураспада.

5. Источники ионизирующих излучений:

- открытые - при которых возможно распространение РФП в окружающую среду, в том числе и живой организм ( жидкие и газообразные РФП)

- закрытые - при которых источники защищены специальными фильтрами

6. ^ Категории пациентов, которым проводят исследование

- АД - пациенты исследование которым проводится с подозрением на онкозаболеванием или по жизненным показаниям

- ^ БД - пациенты, которым проводится исследование с подозрением на неопухолевые заболевания

- ВД
- пациенты, которым исследование проводится с профилактической либо научной целью

Ознакомьтесь с радиометрической аппаратурой, которая зависит от способа и типа регистрации излучения, составными частями аппарата( детектор, электронный блок управления, дисплей).Разберите принцип работы лабораторных радиометров, радиографов, сканеров, сцинтилляционных камер. Вспомните методики радионуклидной диагностики (статические и динамические).

Показанием для статических исследований ( методики, которые дают характеристику анатомо-топографического состояния исследуемого органа или системы на основе относительно стабильного распределения РФП) являются:

- уточнение топографии внутренних органов, например при диагностике пороков развития;

- диагностики опухолей и кист;

- определение объема и степени поражения органа или системы.

Показание для динамических радионуклидных исследований (методики, которые позволяют оценить главным образом состояние функции исследуемого органа или системы) является:

- клинико-лабораторные данные о возможном заболевании или поражении сердечно-сосудистой системы, печени, желчного пузыря, почек и легких;

- необходимость определения степени нарушений функции исследуемого органа до начала лечения, в процессе лечения и в катамнезе;

- необходимость изучения сохранившейся функции исследуемого органа при обосновании операции.

^ Радионуклидная диагностика in vitro ( РИА) - методика при исследовании которой РФП не вводится в организм пациента, а смешиваются в пробирке с анализируемой плазмой крови пациента. В основе методики находится конкуренция между меченым радионуклидом веществом и его измеряемым аналогом в неизвестной пробе крови за комплексирование со специфическим связующим соединением (антителом или белком-носителем).

7. Заключительное слово преподавателя - подведение итогов занятия, задание по подготовке к третьему занятию.

П Е Р Е Ч Е Н Ь

^ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАНЯТИЯ

1. Знать принципиальную сущность, показания и противопоказания

к применению метода радиоизотопной диагностики, его разрешающую способность, методики радиометрии, радиографии, сканирования.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На чем основан метод радиоизотопной диагностики?

2. Почему радиоизотопное диагностическое исследование безопасно?

3. Показания и противопоказания к радиоизотопной диагностике.

4. Какие методики радиоизотопной диагностики вы знаете? В чем заключается их сущность и какова разрешающая способность?

5. Какую патологию можно выявить с помощью радиометрии, радиографии и сканирования?

6. Каково клиническое значение "холодного очага" накопления радионуклида на сканограммах? Каково "горячего"?

^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Л.Д.Линденбратен "Медицинская радиология". М.,1969,гл.6.

2. Л.Д.Линденбратен, В.М.Лясс "Медицинская радиология". Изд.2-е.М.,1979,391 ст.,Гл.1 С.22-56, гл.9-я С.220)224.

3. Конспект лекций.

4. В.И.Милько, А.Ф.Лазарь, Н.Ф.Назимок. Медицинская радиология.

5. М.М.Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И.

Сергеева, Н.А.Саврасова, С.Б. Борейко. Вопросы к компьютерной программе "Экзаменатор" по лучевой терапии. Учебное пособие. Минск.


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Методические рекомендации к практическим занятиям по хирургии для студентов 4 5 курсов медико-психологического

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Тематический план лекций по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов 3 курса лечебного

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и медико-психологического

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Методическое пособие для самоподготовки студентов медико-профилактического факультета 2009

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов медико-профилакического факультета icon Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса медико-диагностического факультета, 6 курса лечебного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы