|
Скачать 0.67 Mb.
|
МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ( 3 курс ) МИНСК 2009 Методическое пособие по лучевой диагностике и некоторым вопросам лучевой терапии для студентов 3 курса медико-профилактического факультета подготовлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В.В. ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Методы лучевой диагностики. Раздел 2. Лучевая диагностика заболеваний и повреждений костей и суставов. Раздел 3. Лучевая диагностика заболеваний легких. Раздел 4. Лучевая диагностика заболеваний системы пищеварения. Раздел 5. Ультразвуковая диагностика в урологии, гепатологии, акушерстве. Раздел 6. Компьютерная томография различных органов и систем. Раздел 7. Основы и принципы лучевой терапии. Раздел 8. Основы и принципы радионуклидной диагностики.
^ Студент должен знать: когда при клиническом обследовании больного нужно обратиться к лучевому методу, к каким методикам исследования придется прибегнуть, каковы диагностические возможности и пределы методов, как они должны оцениваться в свете клинических данных. Студент должен уметь: узнавать объект и методику рентгенологического исследования, а также видеть главные признаки патологических состояний в легких, сердце, органах пищеварения, костях скелета. 1). В разделе “костно-суставная система”: - указывать возрастные особенности скелета по рентгенограммам; - уметь обнаружить признаки вывихов костей и суставов и переломов костей; - определять на рентгеновских снимках выраженные очаги деструкции, склероз, периостит, - костные секвестры, симптомы остеомиелита, туберкулеза и опухолей. 2). В разделе “система дыхания”: - уметь оценить размеры и прозрачность обоих легких; - оценить положение сердца и куполов диафрагмы; - видеть и правильно оценивать выраженную пневмоническую инфильтрацию; - группу туберкулезных очагов, очаговую диссеминацию; - видеть и правильно оценивать затемнение участка легкого при экссудативном плеврите; - обнаруживать в легком отчетливую полость абсцесса, туберкулезной каверны; - обнаружить и правильно оценить значение выраженной инфильтрации легких; ателектаза доли или всего легкого, появление новообразования в легком; 3). В разделе “система пищеварения”: - уметь отличать нормальный рельеф слизистой пищевода, желудка, кишечника от патологического, злокачественного; - обнаруживать и оценивать сужения пищевода, нарушение его контуров при ахалазии, состоянии после ожога и раковом поражении; - обнаруживать на снимке типичную язвенную “нишу”, дефект контура и дефект наполнения органа; на серии снимков или при просвечивании обнаруживать ригидность стенки желудка и кишки. 4). В разделе “^ �” -знать принципиальное значение основных помещений радиоизотопной лаборатории; -знать принципиальные возможности методик радионуклидной диагностики и понимать сущность радиометрии, радиографии, сканирование, сцинтиграфии и др.; 5). В разделе “^ ”: - знать основы клинической дозиметрии; -знать основные показания и противопоказания к лучевой терапии; -знать основы и принципы лучевой терапии; -знать факторы, лежащие в основе составления плана лучевой терапии.
На нашей кафедре Вам представляются все возможности для активной самостоятельной работы с учебными рентгенограммами наборами по радионуклидной диагностики, в которой Вам помогут разработанные преподавателями алгоритмы действий, а также различные схемы и таблицы, имеющиеся в классе. Вы сможете ознакомиться с функционирующими органами наших пациентов, которые Вы будите наблюдать при рентгенотелевизионном просвечивании больных в наших кабинетах и в видеомагнитофонной записи в классе. Внимательное изучение “Методических рекомендаций”, их приложений, обязательное письменное выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию и, главное, работа с рентгенограммами на практических занятиях обеспечат сознательное, а следовательно и глубокое восприятие рентгенологических картин, понимание роли и значения различных методик лучевой диагностики в клиническом обследовании больных. Рекомендуем беречь свои тетради домашних работ, так как ,они, как и “Методические указания”, будут полезны на занятиях не только нашей, но и других клинических кафедр. Общей целью всех практических занятий по рентгенологии, как и лекционного курса, являются : - ознакомление будущих врачей с диагностическими возможностями лучевых методов исследования в педиатрической практике; - выявление роли конкретных лучевых методик в обнаружении и определении состояний, развивающихся в исследуемом органе у детей; - формирование задачи (в направлении на исследование), которую должен разрешить врач лучевой диагностики по заданию лечащего врача; - приобретение навыка оценки рентгенограмм, их качества, а также получения зрительного представления о морфологических и функциональных изменениях в органе, характерных для того или иного процесса, оценки динамики болезни в ходе лечения.
ТЕМА I: Физико - технические основы лучевой диагностики. Устройство отделения лучевой диагностики и организация работы в нем. Обеспечение безопасности рентгенологических исследований. ^ Основы и принципы радионуклидной диагностики. ТЕМА 4: Современные методики лучевого исследования. Ультразвуковая диагностика. ^ Комплексное лучевое исследование костей и суставов. ^ Рентгенологические признаки некоторых заболеваний костей и суставов. Контрольная работа. ТЕМА 9: Рентгенологическое исследование органов дыхания. Методы лучевого исследования органов дыхания. Рентгеносемиотика заболеваний легких. ТЕМА 10: Рентгенологические признаки некоторых заболеваний органов грудной клетки. Комплексная лучевая диагностика. ТЕМА 11: Рентгенологического исследования органов пищеварения. ТЕМА 12: Рентгенологические признаки патологических изменений пищевода, желудка и кишечника. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки и пищеварительного тракта в рентгенодиагностическом кабинете. ТЕМА 13: Основы и принципы лучевой терапии. Тема 14. Компьютерный зачет. ^ .
Тема 1 ^ учебное время 2 часа Целевые задачи занятия:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ^ Принципиальное устройство рентгеновского аппарата. Генератор рентгеновских лучей и рентгеновская трубка. Фильтрация рентгеновского спектра. Тканевой контраст и общий контраст. Качество изображения. Используемые в проекционной рентгеновской визуализации технологии можно разделить на три основные группы:
У детей методики лучевого исследования должны быть выбраны так, чтобы снизить возможность движения во время экспозиции. При обследовании детей с помощью компьютерной томографии (КТ). Изотопных методик диагностики, магнитно - резонансной томографии (МРТ), особенно в возрасте младше пяти лет, иногда приходится прибегать к седативным средствам. Основные методы рентгенодиагностики: Рентгеноскопия - получение теневого изображения исследуемого органа на флюоресцирующем экране. Преимущества и недостатки. Рентгенотелевидение - современная методика рентгеноскопии. Рентгенография - получение теневого изображения исследуемого органа или области на рентгеновской пленке. Особенности получения изображения. Достоинства и недостатки метода. Методика суперэкспонированных снимков. Флюорография - фотографирование изображения с рентгеновского экрана с помощью фотокамеры. Достоинства метода. Скиалогические особенности рентгеновского изображения ( черно-белое, негативное, плоскостное, суммационное, увеличенное)Зависимость изображения от напрвления центрального луча, от проекции исследования, от расстояния объект - экран и объект - трубка. Естественная контрастность, Геометрическая и динамическая нерезкость. Основное правило рентгенографии. Основные рентгенологические симптомы - просветление и затемнение, их физическая сущность, качественная и количественная оценка теневого изображения: 1) количество;
Техника безопасности. Вопросы электрической и биологической опасности. Меры защиты : расстоянием, временем, экранированием. Тема 2 Основные и специальные методы рентгенологического исследования. Методы искусственного контрастирования. учебное время 2 часа Целевые задачи занятия:
Домашнее задание:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ: Медицинская радиология и рентгенология. Л. Д.Линденбратен, И. П. Королюк, М., 1993. Учебник для студентов. Медицинская рентгенология. Л.Д . Линденбратен и Л.Б .Наумов, 1974. Учебник для студентов. Вопросы по компьютерной программе “ Экзаменатор” по лучевой диагностике. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, С.Б. Борейко , Н.А. Саврасова, Б.Н. Никитин. Учебное пособие. Минск, 1996 Классификация методов лучевой диагностики. М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие, Минск,1996 Методы лучевого исследования различных органов и систем, М.М. Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, учебное пособие , Минск,1996. ^ Среди методов лучевого исследования, в частности, рентгенологического исследования условно различают основные (общие) и специальные (вспомогательные). К основным методикам, как Вы уже знаете, относят рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию. На этом практическом занятии необходимо разобрать специальные методики рентгенологического исследования. В педиатрической рентгенологии весьма полезны устройства, обеспечивающие неподвижность ребенка при всех методиках исследования так как они помогают сохранить правильное положение и сводит к минимуму его движение. Специальные методу рентгенологического исследования удобно подразделять на однотипные по своему назначению следующие группы: - методы рентгенометрии (телерентгенография, метод прямого увеличения рентгеновского изображения); - методы предназначенные для локализации и пространственного изучения объектов ( линейная томография, симультанная томография, зонография, компьютерная томография, спиральная компьютерная томография); - методы регистрации движения (рентгенокимография, электрорентгенокимография, рентгенокинематография, видеомагнитная запись, рентгенопнемополиграфия). При рентгенологическом исследования. Для изучения органов брюшной полости не всегда достаточна естественная контрастность органов и тканей и в этих случаях для визуализации прибегают к методике искусственного контрастирования. Различают две группы методов искусственного контрастирования: - методы прямого контрастирования - непосредственное введение контрастного вещества в полость исследуемого органа или окружающую его полость или ткань; -методы непрямого контрастирования.- основано на способности некоторых органов избирательно улавливать из крови некоторые контрастные вещества, концентрировать их и выводить со своими физиологическими секретами. Все контрастные вещества для медицинской визуализации имеют одно назначение: увеличить разницу между различными средами в теле ребенка в отношении их способности адсорбировать энергию электромагнитного излучения. Различные контрастные средства воздействуют на рентгеновсое излучение с помощью различных механизмов. В традиционной рентгенологии и компьютерной томографии контрастные средства делятся на позитивные и негативные. ^ ( воздух, углекислый газ и другие газы) ослабляют рентгеновские лучи меньше, чем мягкие ткани тела ребенка, поскольку газ содержит, по сравнению с мягкими тканями, значительно меньшее число ослабляющих излучение атомов на единицу объема. ^ и мягкие ткани тела содержат близкое число атомов на единицу объема. Некоторые атомы в контрастном веществе (например, йод или барий) обладают значительно более высоким атомным числом, чем атомы мягких тканей (водород, углерод, азот, кислород). Эти вещества могут быть либо растворимыми в воде, масле , что в клинической практике реализуется в виде водных, масляных растворов органических соединений с йодом, либо нерастворимым , представленным в повседненвной практике взвесью в воде нерастворимых кристаллов сульфата бария. Водорастворимые контрастные средства используются для внутривенной урографии, ангиографии, холеграфии и для контрастного усиления при компьютерной томографии. ЗАДАЧА 1: Найдите среди рентгеновских снимков Вашего пакета прямую ( переднюю ) рентгенограмму грудной клетки и правильно укрепить ее на негатоскоп так, как если бы ребенок стоял к Вам лицом. В тех случаях , если снимок поставлен правильно - большая часть сердца располагается в левой половине грудной клетки. ЗАДАЧА 2: Найдите в Вашем пакете обзорную рентгенограмму длинной трубчатой кости. Назовите к какой группе методик относится данный метод исследования. Определите основные рентгенологическое симптомы - просветление и затемнение, проекцию исследования. ЗАДАЧА 3: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму сустава. Назовите какие кости образуют сустав и дайте его анатомическое название. Найдите на рентгенограмме сустава рентгеновскую суставную щель, которая имеет вид широкой равномерной светлой полосы. Назовите к какой группе методик относится данный снимок. ЗАДАЧА 4: Найдите в Вашем пакете рентгенограмму органов грудной клетки. Вспомните какие методики позволяют регулировать размеры изображения, получаемого на рентгеновском снимке. В чем сущность телерентгенографии и какое фокусное расстояние необходимо для выполнения снимка. ЗАДАЧА 5: Найдите в Вашем пакете томограмму. Перечислите признаки, свидетельствующие о методике исследования. Вспомните сущность метода и его показания. Эта методика ,которая позволяет получить послойное исследование, отличаюшаяся от обычной рентгенограммы тем, что на ней отображается отдельный слой изучаемого отдела любого органа. Назовите группу методик к которой относится эта рентгенограмма. Помните, что к этой группе методик относится также и компьютерная томография. Определите на ней трахею, ее бифуркацию, главные и, если удастся , долевые бронхи. Обратите внимание на четкость их изображения. Вспомните что такое симультанная томография и зонография. Рассмотрите изображение легких. Обратите свое внимание на полное ( или частичное ) отсутствие теней ребер, а также уменьшенное количество элементов легочного рисунка. ЗАДАЧА 6. Найдите среди снимков Вашего пакета рентгенокимограмму. Обратите внимание чем она отличается от обзорной рентгенограммы и томограммы. Определите объект рентгенографии и проекцию, в которой выполнен снимок. Для выполнения этого задания мобилизуйте Ваши знания по классификации методик лучевой диагностики. К какой группе методик относится данное исследование, сущность метода и преимущества перед обзорной рентгенограммой. Какие еще методики относятся к группе методик регистрирующих движение. ЗАДАЧА 7: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем ребра и позвоночник. ЗАДАЧА 8: Найдите снимок выполненный методом прямого увеличения рентгеновского изображения. На снимке значительно увеличено изображение органа и богато деталями. Вспомните сущность метода. Каким образом можно рассчитать степень линейного увеличения? ЗАДАЧА 9: Возьмите любую рентгенограмму из Вашего конверта. Попробуйте ответить на вопрос - используется ли контрастное вещество в данном случае. Назовите методику исследования. Определите к какой группе методик относится данное исследование. Какое контрастное вещество используется? ЗАДАЧА 10: Найдите среди рентгеновских снимков ретроградную пиэлографию. Определите качество подготовки больного - структура поперечные отростки позвонков должна быть четкой. Проанализируйте анатомическое строение полостной системы почек, форму и размеры лоханки. ЗАДАЧА 11: Оцените размеры и контуры почек на рентгенограмме выполненной с использованием методики введения воздуха в забрюшинное пространство. Как называется этот метод исследования и к какой группе методик относится? Определите состояние забрюшинного пространства и выявляемых анатомических структур. ЗАДАЧА 12. Достаньте из пакета бронхограмму. Определите , какого она легкого и в какой проекции исследуется пациент. Ориентируясь пока на надписи на снимках или маркировочные буквы ПР и ЛВ. Правильно укрепите ее на негатоскоп. Какие отделы бронхиального дерева выполнены контрастным веществом? Сравнивая различные бронхиальные ветви, определите, какие из них нормальные, а какие изменены. Помните, что нормальные бронхи имеют ровные контуры, постепенно уменьшающийся диаметр, плавное , подобно ветвями дерева, ветвление. ЗАДАНИЕ 13: Возьмите снова одну из изученных Вами рентгенограмм и обратите внимание на состояние мягких тканей. В норме они представляются в виде довольно однородной тени, меньшей интенсивности, чем кость. Важно помнить, что появление интенсивных теней всегда свидетельствует о патологии. ЗАДАНИЕ 14: Рассмотрите ангиограмму нижней конечности Какие сосуды на ней отображены ? Какие контрастные вещества можно вводить в сосудистое русло и какой группе методик относится данное исследование? В какой проекции находился исследуемый больной. ЗАДАНИЕ 15: Найдите в пакете и проанализируйте представленную рентгенограмму желче - выделительной системы. Обратите внимание на тень желчного пузыря и протоков. К какой группе методик и какое контрастное вещество используется при этом исследовании? Сравните холецистограмму и холеграмму Чем они отличаются друг от друга? ЗАДАНИЕ 16: Найдите среди снимков рентгенограмму, выполненную с использованием введения воздуха в брюшную полость. Как называется метод исследования. Что такое пневмоторакс? Окончив выполнение задач, сформулируйте Ваши заключения. Если Вы не обнаружили каких-либо отклонений от нормы, оно может быть кратким: “На рентгенограмме (далее указывается объект исследования в проекции, в которой выполнен снимок) патологических изменений не выявлено. Тема 3 Основы и принципы радионуклидной диагностики. Устройство и организация работы радиоизотопной лаборатории. Техника безопасности. Методики исследования: радиометрия, радиография, сканирование, сцинтиграфия и другие учебное время 2 часа ^ 1. ознакомиться с сущностью метода радиоизотопной диагностики; 2.знать устройство лаборатории; 3. Знать организацию работы в лаборатории
^ 1. Л.Д.Линденбратен "Медицинская радиология". М.,1969,гл.6. 2. Л.Д.Линденбратен, В.М.Лясс "Медицинская радиология". Изд.2-е.М.,1979,391 ст.,Гл.1 С.22-56, гл.9-я С.220)224. 3. Конспект лекций. 4. В.И.Милько, А.Ф.Лазарь, Н.Ф.Назимок. Медицинская радиология. 5. М.М.Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, Н.А.Саврасова, С.Б. Борейко. Вопросы к компьютерной программе "Экзаменатор" по лучевой терапии. Учебное пособие. Минск. ^
Запомните подразделы радиодиагностического отделения: а. Блок обеспечения безопасности: - хранилище - комната для хранения РФП - генераторная - комната для работы с генераторами технеция или индия - фасовочная - комната для расфасовки и разведения на отдельные порции РФП - процедурная - комната для введения РФП пациентам - моечная - комната для обработки инструментария и посуды после введения РФП - Комната для хранения отходов б. Радиодиагностический блок - блок куда могут входить кабинеты, в которых проводят все методы радионуклидного исследования. в. Техника безопасности при работе с РФП -экранирование - расстояние - защита временем 3. Требования предъявляемые к радиоизотопам: - Препарат должен отражать одну из функций органа или организма - в химическом отношении безвредным - препарат должен быть помечен радионуклидом обладающим удобным для регистрации излучением - тропным к тем органам, которые подвергаются исследованию 4. ^ . Понятие о периоде полураспада, биологическом периоде полураспада, эффективном периоде полураспада. 5. Источники ионизирующих излучений: - открытые - при которых возможно распространение РФП в окружающую среду, в том числе и живой организм ( жидкие и газообразные РФП) - закрытые - при которых источники защищены специальными фильтрами 6. ^ - АД - пациенты исследование которым проводится с подозрением на онкозаболеванием или по жизненным показаниям - ^ - пациенты, которым исследование проводится с профилактической либо научной целью Ознакомьтесь с радиометрической аппаратурой, которая зависит от способа и типа регистрации излучения, составными частями аппарата( детектор, электронный блок управления, дисплей).Разберите принцип работы лабораторных радиометров, радиографов, сканеров, сцинтилляционных камер. Вспомните методики радионуклидной диагностики (статические и динамические). Показанием для статических исследований ( методики, которые дают характеристику анатомо-топографического состояния исследуемого органа или системы на основе относительно стабильного распределения РФП) являются: - уточнение топографии внутренних органов, например при диагностике пороков развития; - диагностики опухолей и кист; - определение объема и степени поражения органа или системы. Показание для динамических радионуклидных исследований (методики, которые позволяют оценить главным образом состояние функции исследуемого органа или системы) является: - клинико-лабораторные данные о возможном заболевании или поражении сердечно-сосудистой системы, печени, желчного пузыря, почек и легких; - необходимость определения степени нарушений функции исследуемого органа до начала лечения, в процессе лечения и в катамнезе; - необходимость изучения сохранившейся функции исследуемого органа при обосновании операции. ^ - методика при исследовании которой РФП не вводится в организм пациента, а смешиваются в пробирке с анализируемой плазмой крови пациента. В основе методики находится конкуренция между меченым радионуклидом веществом и его измеряемым аналогом в неизвестной пробе крови за комплексирование со специфическим связующим соединением (антителом или белком-носителем). 7. Заключительное слово преподавателя - подведение итогов занятия, задание по подготовке к третьему занятию. П Е Р Е Ч Е Н Ь ^ 1. Знать принципиальную сущность, показания и противопоказания к применению метода радиоизотопной диагностики, его разрешающую способность, методики радиометрии, радиографии, сканирования. ^ 1. На чем основан метод радиоизотопной диагностики? 2. Почему радиоизотопное диагностическое исследование безопасно? 3. Показания и противопоказания к радиоизотопной диагностике. 4. Какие методики радиоизотопной диагностики вы знаете? В чем заключается их сущность и какова разрешающая способность? 5. Какую патологию можно выявить с помощью радиометрии, радиографии и сканирования? 6. Каково клиническое значение "холодного очага" накопления радионуклида на сканограммах? Каково "горячего"? ^ 1. Л.Д.Линденбратен "Медицинская радиология". М.,1969,гл.6. 2. Л.Д.Линденбратен, В.М.Лясс "Медицинская радиология". Изд.2-е.М.,1979,391 ст.,Гл.1 С.22-56, гл.9-я С.220)224. 3. Конспект лекций. 4. В.И.Милько, А.Ф.Лазарь, Н.Ф.Назимок. Медицинская радиология. 5. М.М.Маркварде, Т.Ф. Тихомирова, В.В. Рожковская, И.И. Сергеева, Н.А.Саврасова, С.Б. Борейко. Вопросы к компьютерной программе "Экзаменатор" по лучевой терапии. Учебное пособие. Минск. |