Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации icon

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации





НазваниеНаименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
страница1/2
Дата06.03.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
  1   2
Паспорт Программы


Наименование программы

Программа модернизации здравоохранения

Новосибирской области на 2011-2012 годы.

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации



Министерство здравоохранения Новосибирской области

Основание для разработки программы

Федеральный закон

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Срок реализации программы

2011-2012 годы


Цель программы

Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Новосибирской области.


Задачи программы

1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.


Основные мероприятия программы



I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения Новосибирской области, со структурой заболеваемости и смертности на территории Новосибирской области.

2. Приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи.


II. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

1. Ведение электронной медицинской карты гражданина, организация локальных вычислительных сетей и каналов связи, автоматизация записи к врачу в электронном виде, ведение листков ожидания, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, а также внедрение систем электронного документооборота. Осуществление персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, обмен телемедицинскими данными.

2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.


III. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.


1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России по приоритетным профилям медицинской помощи.

2. Реализация организационных мероприятий, позволяющих осуществить поэтапный переход к 2013 году на одноканальное финансирование в рамках системы обязательного медицинского страхования.

3. Подготовка к включению в систему обязательного медицинского страхования скорой медицинской помощи.

4. Организация отделений неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях с целью снижения показателя обращаемости населения за скорой медицинской помощью.

5. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и в соответствии с внедряемыми порядками оказания медицинской помощи. Осуществление подготовки, переподготовки медицинских кадров. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала.

5 Реализация организационных мероприятий, обеспечивающих подготовку к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

6. Повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Основные показатели реализации программы


I. Показатели медицинской результативности:

1.  Младенческая смертность – снижение с уровня 8,5 на 1тыс. родившихся живыми в 2009 году, до 7,8 на 1 тыс. родившихся живыми в 2012 году.

2. Смертность населения в трудоспособном возрасте – снижение с уровня 14,1 в 2009 г. до 13,3 на 100 тыс. населения в 2012 г.

от болезней системы кровообращения – снижение с уровня от 773,60 в 2009 г. до 743,00 в 2012 г. на 100 тыс. населения

от злокачественных новообразований – снижение с уровня с 223,0 на 100 тыс. населения в 2009 г. до 220,1 на 100 тыс. населения в 2012 г.,

от травм – снижение с уровня 158,6 на 100 тыс. населения до 145,0 на 100 тыс. населения в 2012 г..

3. Удельный вес первой и второй групп здоровья у учащихся общеобразовательных учреждений – увеличение с уровня 65% до 72%.

5. Пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза – увеличение доли выживших лиц с 44,2% в 2009 году до 45,0% в 2012 г;

6. Удовлетворенность населения медицинской помощью - повышение с уровня 39,5% в 2009г. до 45,0% в 2012 г;

8. Удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи – повышение с уровня 80% в 2009 до 85% в 2012 г .

II. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения:

1. Среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения – повышение уровня с 324,5 дней до 330,0 в 2012.

2. Среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников – увеличение с 14145 руб. в 2009 до 15400 руб. в 2012г;

3. Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения – 109 учреждений, 100%.

4. Количество неработающих пенсионеров, в отношении которых осуществлен соплатеж на медицинскую помощь за счет средств, предоставленных на финансирование дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам – 90 тыс. человек, 17% от общего числа неработающих пенсионеров.



^

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами




Новосибирская область




Новосибирская область входит в состав Сибирского Федерального округа. Расстояние от Москвы – 3190 км. Площадь области составляет 178,2 тыс. км2, плотность населения – 14,8 чел/кв. км. Протяженность субъекта с севера на юг – 444 км, с запада на восток – 642 км. Расстояние от областного центра до наиболее отдаленных районов 500 км.

Численность населения составляет 2649,9 тыс. чел.; 75% населения проживает в городах и посёлках городского типа. Плотность населения 14,8 чел. на кв. км.

В состав области входит 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 26 городских поселений и 429 сельских поселений. Среднегодовая численность экономически активного населения составляет 1265 тыс. чел. Численность пенсионеров – 716 тыс. чел.

По развитию транспортной сети область занимает среднее положение в России: протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 10761,4 км, густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (километров дорог на 1000 квадратных километров территории) – 60,5; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения – 33%. Это влияет как на интенсивность дорожно-транспортного травматизма, так и на возможности своевременной эвакуации больных.

Индекс развития человеческого потенциала Новосибирской области, вычисляемый по методике ПРООН – 0,761.

^ Основные демографические показатели.

Коэффициент рождаемости в Новосибирской области составил в 2009 году 12,9 на 1000 населения (с прогнозным ростом до 13,2 к 2012 г.), показатель смертности – 14,07 (с прогнозным снижением до 14,0 на 1000 населения).

Говоря о демографическом развитии Новосибирской области, необходимо отметить, что оно с момента образования области до 90-х годов ХХ века характеризовалось увеличением численности населения за счет естественного прироста населения.

Рост населения в области прекратился в 1992 году и, начиная с 1993 года, число жителей области стало сокращаться. При этом практически до конца 90-х годов шло чередование незначительного прироста или снижения численности населения области. В 1999 году область перешла в режим депопуляции на 12 тысяч человек ежегодно. Основной причиной сокращения численности населения явилась устойчивая естественная убыль, наблюдающаяся с 1992 года.

За последние годы в Новосибирской области наметилось значительное оздоровление демографической ситуации. Так с 2004 года в области сложился миграционный прирост, который в некоторой степени стал компенсировать потери населения от естественных причин. Увеличение миграционного прироста в последующие годы привело к замедлению темпов сокращения численности населения. И в 2008 году возросший миграционный прирост и положительная динамика основных процессов естественного движения населения предопределили увеличение населения в целом за год. Впервые за последние 10 лет прерван процесс сокращения числа жителей региона.

На 1 января 2010 года численность постоянного населения Новосибирской области составила 2649871 человек и за прошедший год увеличилась на 10014 человек (на 0,4%).

Увеличение темпа роста рождаемости и снижение показателей смертности населения, отмеченных в 2007 году, продолжилось. В 2009 году показатель рождаемости составил – 13,0 на тысячу населения, для сравнения в 2008 году этот показатель был равен – 12,5, в 2007 году – 11,4. Показатель смертности снизился с 14,7 в 2007 году до 14,1 в 2009 г. Естественная убыль населения в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2008 г. на 2,3 тыс. человек.

^ Табл. 1. Численность постоянного населения Новосибирской области

на 1 января 2009 года.




Все население

Городское население

Сельское

население

Общая численность населения

2639857

1992048

647809

В том числе:

мужчины

1214454

905147

309307

женщины

1425403

1086901

338502

Доля в населении, %

мужчины

46.0

45.4

47.7

женщины

54.0

54.6

52.3

Число женщин на 1000 мужчин

1174

1201

1094


Среди причин смерти с большим отрывом лидируют болезни системы кровообращения (773,6 на 100000 населения), новообразования (223,0), травмы, отравления и другие внешние причины (158,6). Каждый из классов причин смерти имеет свои особенности на возрастной шкале. Для болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований – это средние и старшие возраста, для травм и отравлений – трудоспособный возраст.

Решающее воздействие на развитие ситуации со смертностью оказывают возросшие потери трудоспособного населения. Лица данного возраста составляют почти третью часть всех умерших (27,1%). Подавляющее большинство (79,3%) из них – представители мужского пола. Почти каждый второй из числа умерших мужчин не достиг пенсионного возраста. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской. Преждевременные смерти в рабочих возрастах наносят непосредственный урон трудовому потенциалу.

В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте несчастные случаи, отравления и травмы (30,9%). Они явились причиной гибели 32,7% мужчин и 24,3% женщин, умерших в рабочем возрасте.

Младенческая смертность составляет 8,5 на 1000 родившихся живыми, показатель снизился на 21,3% от уровня значения в 2005 году (10,8 на 1000 родившихся).

Таким образом, в перспективе коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения будет нарастать, увеличится численность людей пожилого возраста, начнет уменьшаться число женщин детородного возраста. Указанные процессы потребуют оперативного изменения в структуре здравоохранения, прежде всего в области охраны здоровья матери и ребенка, обслуживания лиц пожилого возраста, совершенствования медицинской помощи при заболеваниях, лидирующих в структуре смертности.

Заболеваемость.

Заболеваемость всего населения области составила 155785,0 на 100 тыс. жителей. Ведущие классы заболеваний всего населения: болезни органов дыхания - 40770,6 на 100 тыс. населения; болезни органов кровообращения - 21629,8; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 11698,1; болезни мочеполовой системы - 9805,1; болезни органов пищеварения - 8551,6.

Ежегодно в области регистрируется 3,9 - 4,1 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых около 2,0 млн. - с впервые установленным диагнозом. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9,8% (общей заболеваемости населения - на 14,2%). Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость болезнями эндокринной системы (на 33,8%), болезнями органов дыхания – 21,6%, новообразованиями – 14,6%, болезнями уха и сосцевидного – 12,5%, а также болезнями системы кровообращения – 9,0%.

Уровень общей заболеваемости по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения имеет тенденцию к росту и составляет среди детей - 2374,8 случаев на 1000 соответствующего возраста, подростков - 1982,7‰ и взрослых - 1557,8‰. Рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место в структуре заболеваемости у детей и подростков занимают болезни органов дыхания (59,5% - у детей, 43,5% - у подростков), у взрослых на первом месте находятся болезни системы кровообращения – 18,6%.


Профилактика и лечение болезней системы кровообращения в настоящее время является одной из приоритетных проблем здравоохранения. Это обусловлено теми значительными потерями, которые наносят данные заболевания в связи со смертностью и инвалидностью.

Сердечно-сосудистые заболевания обусловливают высокий уровень смертности и инвалидизации населения. На долю болезней сердечно-сосудистой системы в структуре причин общей смертности приходится более половины (54,8%) всех случаев смерти, инвалидности - 31,5 %, временной нетрудоспособности - 9,3%. Особенно тревожным представляется уровень смертности в трудоспособном возрасте. Наиболее неблагоприятный исход сердечно-сосудистых заболеваний отмечается среди мужчин, уровень смертности которых в 4,6 раза превышает уровень смертности женщин.

В Новосибирской области в настоящее время зарегистрировано 270,5 тыс. человек, страдающих артериальной гипертонией. Ежегодно впервые регистрируется около 25,1 тысяч больных, у которых ведущим или сопутствующим заболеванием является артериальная гипертония; 60,2% больных, состоящих под диспансерным наблюдением по поводу болезней системы кровообращения, имеют это заболевание. Особую тревогу вызывает высокая распространенность артериальной гипертонии в молодом и трудоспособном возрасте.

Среди причин смертности от болезней системы кровообращения, формирующих ее структуру, главенствуют ишемическая болезнь сердца (50,5%) и цереброваскулярные болезни (39,4%), в основе которых лежит артериальная гипертония. Наличие последней резко увеличивает риск развития других сердечно-сосудистых заболеваний, а также смертности от них.

Необходимо преобразование системы оказания экстренной и специализированной медицинской помощи больным с инсультами и инфарктами для снижения смертности от сердечно-сосудистой патологии.


В 2009 году в Новосибирской области выявлено 11220 больных, с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования. Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями по сравнению с 2008 годом составил 3,1%, а в сравнении с уровнем заболеваемости в 2005 году – на 25,4%. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 404,4. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в области в 2009 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,1% от числа новых случаев рака), трахеи, бронхов, легкого (12, 8%), молочной железы (10,8%).

Основные тенденции динамики онкоэпидемиологических процессов остались прежними.

На конец 2009 года на учете в онкологических учреждениях Новосибирской области состояли под наблюдением 55347 больных злокачественными новообразованиями, то есть 2,1% населения области. Доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных при профилактических осмотрах, по сравнению с уровнем 2008 года выросла и составила 10,2%. Увеличился удельный вес выявленных активно больных со злокачественными новообразованиями: шейки матки (25,6% против 16,9%), трахеи, бронхов, легкого (25,1% против 19,4% в 2008 г.), тела матки (11,4% против 9,6%), яичника (9,9% против 7,5%).

Увеличение в последние годы онкологической смертности и заболеваемости обуславливает необходимость совершенствования онкологической службы в Новосибирской области, и, в частности, – оснащение необходимым оборудованием областного онкологического диспансера и онкологических отделений городской клинической больницы №1.


Показатели травматизма в 2009 г. соответствовали уровню 2005 г. Ежегодно регистрируется 252-253 тысяч травм. Смертность от травм, отравлений и некоторых других последствий внешних воздействий имеет явную тенденцию к снижению. Значение показателя на 100 тыс. населения в 2005 году составляло 233,0, в 2009 – 158,6. Но, несмотря на значительную положительную динамику показателя, сохраняется лидирующее место данной причины в структуре смертности.

Общая летальность от травм составила 1,4%, стационарная - 1,2%. При этом самая высокая летальность наблюдается при черепно-мозговой и спинальной травме, ожогах и сочетанных повреждениях.

В общей структуре травматизма в 2009г. производственные травмы составили 8,9%, бытовые травмы - 69,8%, уличные травмы - 17,4%, автотранспортные травмы - 0,9%, спортивные травмы - 1,2%, прочие - 1,8%.

Уровень госпитализации составляет 20,57%. Среднегодовая занятость травматологической койки составила 314,5 дней в 2009 году. Оборот койки составил 30,4. Ежегодно в стационарах проходят лечение более 31 тыс. пациентов. В поликлиниках выполнено 11365 операций, в стационарах - 20235.

Необходимо отрегулировать вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Новосибирской области.


Важным направлением деятельности системы здравоохранения Новосибирской области остается предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

Ситуация по туберкулезу последние годы остается стабильной, но значения показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза по-прежнему превышают средние показатели по Российской Федерации.

Показатель заболеваемости на 100 тыс. жителей составил 132,8 (136,6 в 2008г., 132,0 в 2007г.). Аналогичный индекс в Российской Федерации – 85,1 в 2008г., 83,3 в 2007г. За последние три года в Новосибирской области достигнуто снижение уровня показателя смертности от туберкулеза на 10,0% (25,8 на 100 тыс. жителей в 2009г., 29,8 в 2008г., 32,0 в 2007г.).

Положительным фактором является то, что эти изменения происходят на фоне роста охвата флюорографическим обследованием населения области с 61,6% (2007г.) до 67,0% (2009г.).

В течение последних лет удельный вес больных выявленных на профосмотре растет и превышает 60,0% (65,6% в 2009г., 62,8% - в 2008, 62,7% - в 2007г.). Улучшается структура форм у впервые заболевших: продолжается неуклонное снижение доли деструктивных форм туберкулёза легких в 2009г. - 41,3% (2008г – 42,3%, 2007 году – 42,4%) (по РФ в 2008г. - 47,3%) и бактериовыделителей 43,8% (2008г. – 45,2% , 2007г. - 46,2%) (по РФ - 44,0% в 2008г.). Удельный вес запущенных форм туберкулёза снизился до 11,4% (12,0 в 2008г., 12,5% в 2007г.) в Новосибирске – 10,3% (11,0% в 2008г., в 2007г. - 11,2%) и по районам области – 12,4% (12,9% в 2008г., в 2007г. - 13,5%).

На фоне стабилизация основных эпидпоказателей по туберкулёзу, изменения структуры форм туберкулеза у впервые выявленных больных, растет число пациентов с множественной лекарственной устойчивостью, что отрицательно сказывается на эффективности лечения и требует дополнительных финансовых затрат.


Инфекции, передающиеся половым путем, являются социально значимой проблемой, поскольку распространенны в настоящее время среди таких групп населения как женщины и мужчины детородного возраста, беременные, дети и подростки. Зависимость от социального статуса не выявлена.

Показатель заболеваемости сифилисом в Новосибирской области увеличился в целом на 1,5% от уровня значения в 2005 году, и превышает на 13,5% показатель по России за 2008 год.

На территории Новосибирской области показатель заболеваемости врожденным сифилисом в 2007-2008 г.г. составил 0,8 на 100 тыс. населения, удельный вес от всех зарегистрированных форм – 0,1%.

На территории Новосибирской области во всех случаях врожденный сифилис зарегистрирован от матерей не состоящих на учете по беременности, с впервые выявленными серологическими тестами на сифилис в родах.

Данная проблема является социальной и задачей дерматовенерологической службы является обеспечение у беременных раннего скрининга на сифилис регламентирующими методами, позволяющими на ранних стадиях заподозрить сифилис и провести профилактические мероприятия для предупреждения врожденного сифилиса. Учитывая, что в клинической структуре сифилиса у беременных в основном преобладает скрытые формы, диагностируемые только на основании серологических тестов, сохраняется необходимость тщательного обследования значительного количества детей, рожденных серопозитивными женщинами.


В 2009 году в Новосибирской области, по данным официальной государственной статистики, весь контингент психически больных на конец года (состоящие под диспансерным и консультативным наблюдением) составлял 77101 человек, или 2920,7 больных на 100 тыс. населения. Из каждых 100 тыс. населения 761,3 человека страдают тяжелыми формами психозов и слабоумия (из них менее половины - 304,3 шизофренией), 1159,8 человек - пограничными психическими расстройствами и 999,5 человека - умственной отсталостью.

Всего, с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства в 2009 году зарегистрировано 4876 человек или 184,7 больных на 100 тыс. населения (РФ за 2008 г. – 357,0). Этот показатель, по сравнению с 2008 годом, уменьшился на 4,6%.

Группа больных консультативного наблюдения имеет тенденцию к увеличению (на 11,4 % за 3 года), что соответствует требованиям Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и повышает правовой статус психически больных.

Показатель общей инвалидизации населения области по психическим заболеваниям снизился на 8,8%, с 777,0 на 100 тыс. населения в 2007 году до 709,0 в 2009 (РФ за 2008 г. – 718,3). В целом по области за 2008 год инвалиды по психическим заболеваниям составляют 24,3 % от общего числа психически больных, состоящих под наблюдением врачей-психиатров (2007 г. – 27,5%; 2008 г. – 24,2 %).

Учитывая тот факт, что в структуре инвалидности по психическим заболеваниям среди детского населения преобладает умственная отсталость, необходимо решать проблему сохранения интеллектуального потенциала детского населения, формирования зрелой, социально адекватной личности.


Суммарное число потребителей алкоголя, зарегистрированных наркологической службой Новосибирской области в 2009 году, составило 45595 человек, или 1727,2 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет около 1,7% общей численности населения. (По РФ в 2008 году - 1920,7 больных на 100 тыс. населения, или около 2,0% общей численности населения). Этот показатель включает: больных алкоголизмом - 37233 человек, или 1410,4 на 100 тыс. населения, алкогольными психозами – 1483 (56,2) и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, т.е. без формирования зависимости, - 6879 (260,6). Распространенность алкоголизма, включая алкогольные психозы, в целом на территории области имеет стабильно высокий уровень – 1,5% общей численности населения области.

В 2009 году продолжает отмечаться стабилизация среднеобластного показателя общей заболеваемости алкоголизмом (включая алкогольные психозы), который составил 1466,6 больных на 100 тыс. населения (38716 чел.). По РФ в 2008 году - 1566,3 больных на 100 тыс. населения, или 1,6% его численности. За трехлетний период этот показатель снизился только на 0,5%; за 2009 год его уровень так же практически не изменился, т.к. увеличение составило всего 1,0%.

Вместе с тем существует высокая латентность распространенности алкоголизма среди населения. Снижение учтенных в наркологических учреждениях больных алкоголизмом объясняется рядом причин, в том числе их обращение за лечением в негосударственные структуры, оказывающим наркологическую помощь, получение наркологической помощи на анонимной основе, снижением доступности наркологической помощи сельским жителям.

Проблема наркомании в Новосибирской области, как и по стране в целом остается актуальной. В соответствии с официальными статистическими данными на территории Новосибирской области, как и на территории Российской Федерации в целом, наблюдается ежегодное увеличение больных, зарегистрированных по поводу наркомании (синдрома зависимости от наркотических веществ) в наркологических учреждениях системы здравоохранения. Надежды на стабилизацию показателей учтенной распространенности наркомании в последние годы не оправдались: динамика показателей за последние 3-5 лет свидетельствует о появлении тенденции медленного роста, распространенность данной патологии за трехлетний период возросла на 10,9% со среднегодовым темпом прироста 3,6%.

Отмечавшийся в период 2006-2008г.г. рост числа больных наркоманией, обратившихся за медицинской помощью впервые в жизни (в среднем ежегодно на 8,8%), в 2009 году сменился их снижением на 18,7% по сравнению с 2008 годом. Показатель первичной заболеваемости наркоманией за период 2007-2009г.г. снизился на 9,7% (с 30,8 до 27,8 на 100 тыс. населения); за 2009 год он уменьшился на 19,0%. По РФ данный показатель в 2008 году составил 18,7.

Структура первичной заболеваемости наркоманией в Новосибирской области в 2009 году, по сравнению с предыдущим, практически не изменилась: как и по России в целом, большинство больных по-прежнему выявлялись с опийной зависимостью – 52,8% (2008г. - 53,8%); на больных с зависимостью, вызванной употреблением каннабиса, приходилось – 34,2% (2008г. - 35,2%), на больных с зависимостью от психостимуляторов - 0,1% (2008г. – 02,%), на больных с зависимостью от других наркотиков и полинаркоманией – 12,9% (2008г. - 10,8%). В структуре наркомании среди выявленных впервые отмечается смещение 1% доли потребителей опиоидов, вызывающих быстрое возникновение зависимости, в сторону увеличения потребителей каннабиноидов - более «легких» наркотиков.


Проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа в последнее время становится достаточно актуальной.

По уровню прироста кумулятивного числа ВИЧ–инфицированных Новосибирская область занимает одно из ведущих мест среди территорий Сибирского Федерального Округа. В течение 2009 года зарегистрировано 2893 новых случаев ВИЧ - инфекции, кумулятивное число заболевших достигло 8403 случаев. Показатель пораженности (распространенности ВИЧ) на территории Новосибирской области составил на 01.01.2010 318,8 на 100 тысяч населения.

Растет число ВИЧ – инфицированных беременных женщин и детей, родившихся от ВИЧ – позитивных матерей (за весь период наблюдения родились 488 новорожденных от ВИЧ-инфицированных беременных женщин, из них в 2009 году - 203 новорожденных).

Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к ее решению, разработки комплекса мероприятий по совершенствованию системы профилактики, диагностики и лечению заболеваний вызванных вирусом иммунодефицита человека, развития профилактических подходов, подготовки кадров, укрепления материально-технической базы службы. Реализация данных мероприятий возможна путем целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти с общественными объединениями, населением.


На территории города Новосибирска и области в последние годы сохраняется сложная ситуация по инфекционной заболеваемости. Ежегодно регистрируется более 700 тыс. инфекционных и паразитарных заболеваний. На протяжении ряда лет заболеваемость многими инфекциями заметно превышает средне – федеральный уровень. Сохраняется высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Большая часть инфекций этой группы остается нерасшифрованной. Особую значимость кишечные заболевания приобретают в связи с возникновением вспышек в результате употребления населением недоброкачественных продуктов питания и питьевой воды.

Возрастает актуальность природноочаговых инфекций – клещевого весенне - летнего энцефалита, малярии, описторхоза.


Здравоохранение Новосибирской области – сложная, многофункциональная система, включающая государственные и муниципальные учреждения, организации иных организационно-правовых форм собственности.

В Новосибирской области в 2009 году медицинскую помощь населению оказывали 127 учреждений муниципальной и государственной форм собственности. При этом 81,9% учреждений работали в системе обязательного медицинского страхования. Сеть лечебно-профилактических учреждений Новосибирской области представлена 62 больничными учреждениями, в числе которых 29 центральных районных больниц, 19 городских, 2 больницы скорой медицинской помощи, областная клиническая больница, 6 специализированных больниц, 3 госпиталя ветеранов войн; 11-ю диспансерами, 33 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 3 центрами, 11 учреждениями материнства и детства, станциями скорой медицинской помощи и переливания крови и 4 учреждениями особого типа.

Мощность всех амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 51156 посещений в смену (показатель на 10000 населения – 217,6), численность коечного фонда муниципальных и государственных учреждений здравоохранения – 25320 коек (показатель обеспеченности койками – 95,9 на 10000 населения).

В государственной и муниципальной системах амбулаторно-поликлинического обслуживания работают 916 участковых терапевтов, 555 участковых педиатров, 28 врачей общей врачебной практики и 20 семейных врачей, 1576 участковых медицинских сестёр, 902 врача узких специальностей и 646 фельдшеров, ведущих самостоятельный приём на фельдшерско-акушерских пунктах.

Начиная с 2000 года на территории Новосибирской области наметилась тенденция к развитию сети общих врачебных практик: 2003-2004 годы пилотный проект в Бердской ЦРБ, 2007-2009 годы создание общих врачебных практик в г.Новосибирске, где впервые в основу обслуживания положен принцип приближения помощи к пациенту. На 01.01.2008г. было создано 10 участков общей врачебной практики и 7 участков семейной медицины. За 2008-2009 годы было открыто уже 18 участков ОВП, 13 участков семейной медицины. На 01.01.2010 стало 26 участков ОВП и 22 участка семейной медицины.

Сложившаяся ситуация в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания населения характеризуется рядом недостатков, к которым можно отнести:

несбалансированность кадрового потенциала,

недостаточно эффективная система управления потоками пациентов, начиная с регистратуры,

недостаточный объем и низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи,

организационные недостатки в системе амбулаторного долечивания и патронажа,

низкий уровень информатизации амбулаторно-поликлинической службы, не позволяющий оперативно решать вопросы планирования и управления для достижения существующих целевых показателей.

Как следствие этого, неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи, наличие жалоб на очередность к специалистам.

Реструктуризация и оптимизация сети стационарных учреждений проводится на территории Новосибирской области в течение последних шести лет. Показатель обеспеченности койками снизился с 112,2 на 10000 населения в 2004 до 95,9 в 2009.

В течение 2009 года продолжилось сокращение сети лечебно-профилактических учреждений в основном за счет реорганизации учреждений, оказывающих помощь при социально значимой патологии, участковых больниц в сельские амбулатории. В связи с продолжающейся реорганизацией коечного фонда стационаров, происходит дальнейшее сокращение (на 238 – 0,9%) числа коек круглосуточного пребывания и коек дневного пребывания в больницах (на 234 – 22,7%), численность которых составила: 25320 коек круглосуточного пребывания и 795 коек дневного стационара. Число пролеченных больных в стационарах круглосуточного пребывания увеличилось на 21351 (3,6%) больного.

Реструктуризация коечного фонда учреждений здравоохранения области повлекла за собой улучшение его деятельности, что отразилось в следующих показателях: среднегодовая занятость койки составила 324,5 дней против 265,0 дней в 2005 году, оборот койки увеличился с 20,4 в 2005 до 26,7 –в 2009, средняя длительность пребывания в стационаре сократилась с 12,9 до 12,3 дней.


Перспективы развития здравоохранения и, следовательно, качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи напрямую зависят от состояния профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения, качества их подготовки, укомплектованности кадрами учреждений здравоохранения.

Обеспеченность (на 10 тыс. населения) врачами составляет 37,6, средними медицинскими работниками – 81,7, укомплектованности врачебных должностей – 64,1%, должностей средних медицинских работников – 67,9%, коэффициента совместительства врачебных должностей- 1,5, должностей средних медицинских работников – 1,4.

По состоянию на 01.01.2010 в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Новосибирской области:

- штатными расписаниями утверждено 88434 единиц штатных должностей, в т.ч. 17069 штатных врачебных должностей и 34609 штатных должностей средних медицинских работников;

- работает 55717 человек, в т.ч. врачей - 10371 человек, средних медицинских работников - 23037 человек;

- укомплектованность штатных должностей физическими лицами составляет 63,0%, врачебными кадрами – 60,8%, средними медицинскими работниками – 66,8%;

-не занято штатных должностей персоналом, работающим по основной должности, всего 3373 шт.ед. (3,8%), в т.ч. врачебных должностей всех специальностей - 1035 шт.ед. (6,1%), должностей средних медицинских работников 1207 шт.ед. (3,5%).

В 2008 году Постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 №20, в целях совершенствования организации заработной платы работников бюджетной сферы, стимулирования деятельности учреждений по расширению услуг и повышению их качества и результативности деятельности учреждений в государственных бюджетных учреждениях области введены отраслевые системы оплаты труда. В 2009 году на отраслевую систему оплаты труда перешли муниципальные учреждения здравоохранения области.

Руководителями учреждений были приняты меры по оптимизации штатной численности работников.

В предстоящее время надлежит пересмотреть штатное расписание учреждений в связи с внедрением порядков оказания медицинской помощи, в том числе рекомендованных штатных нормативов.

Для Новосибирской области характерно неравномерное распределение медицинских кадров. Отчетливо проявляется тенденция концентрации медицинских кадров, а соответственно и возможностей по оказанию доступной и качественной медицинской помощи, в крупных городских округах с одновременным ограничением доступности и снижением качества медицинской помощи, в первую очередь амбулаторно-поликлинической, в районах с низким показателем обеспеченности медицинскими работниками.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров (показатель соотношения количества единиц штатных должностей врач - средний медицинский работник на 01.01.2010 г. в целом по области составляет 1:2,1 при рекомендуемом соотношении 1:4). Реальная кадровая диспропорция «сестринский персонал – врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

-недооценка роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Основными причинами ухода из муниципального и государственного здравоохранения медицинских работников и в первую очередь «молодых специалистов», являются:

- низкий уровень заработной платы;

- отсутствие социальной инфраструктуры и жилищно-бытовых условий в муниципальных образованиях области;

- проблема обеспечения медицинских работников жильем.

Таким образом, основными проблемам состояния кадрового обеспечения здравоохранения области являются:

- отсутствие комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом реструктуризации сети здравоохранения области;

- дисбаланс штатной обеспеченности;

-низкий процент укомплектованности должностей;

-высокая доля лиц пенсионного возраста, среди работающих медицинских кадров;

-низкая доля «молодых специалистов» в структуре специалистов здравоохранения;

- низкий уровень заработной платы.


В 2009 году, фактические показатели финансирования территориальной Программы в расчете на 1 жителя увеличились по сравнению с 2005 годом на 117% и составили 5849,21 рублей (2005 год – 2693,44 рублей). В том числе финансирование территориальной программы ОМС по сравнению с 2005 годом увеличилось на 88,4% и составило 8423,64 млн. руб. (2005 год – 4471,36 млн. руб.).

В связи с кардинальным увеличением подушевого федерального норматива, по итогам 2009 года дефицит областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Новосибирской области составил 32%, в части программы ОМС – 34,5%.


Функционирующие в учреждениях здравоохранения информационные системы носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач и представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду.

Уровень оснащения современными информационно-коммуникационными технологиями крайне неоднороден и в основном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест.

К настоящему времени не сформирован единый подход к организации разработки, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в медицинских учреждениях и организациях. В результате возможности интеграции существующих программных решений весьма ограничены.

Современные информационные технологии, программный инструментарий, компьютерная техника и сети телекоммуникаций создают реальные предпосылки для формирования единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования в качестве одного из важнейших факторов повышения управляемости отраслью и качества предоставляемых медицинских услуг в Новосибирской области. Не менее важным результатом распространения информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и полномасштабного проникновения их в сферу здравоохранения является создание технологических предпосылок для развития механизмов взаимодействия граждан со всеми субъектами инфраструктуры здравоохранения и ОМС через глобальную сеть Интернет, обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений, организацию обратной связи населения с руководством всех уровней.

Применение современных ИКТ позволит создать единое информационное пространство для всех участников системы здравоохранения как основы повышения ее управляемости и эффективности функционирования. Использование ИКТ обеспечивает централизацию управления, интеграцию и унификацию задач и функций здравоохранения.


Применение современных технологий в области медицины требует совершенствования материально-технической базы и оснащения модернизированным оборудованием. Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений складывается из нескольких составляющих – это техническое состояние зданий и сооружений и оснащение учреждений здравоохранения технологическим медицинским оборудованием.

За период с 2006 по 2009 годы на территории Новосибирской области после реконструкции и строительства введено в строй 26 объектов здравоохранения, в том числе:

9 объектов в 7 центральных районных больницах;

8 объектов в 5 больницах города Новосибирска;

5 поликлиник;

1 сельская врачебная амбулатория;

1 станция скорой медицинской помощи в г.Новосибирске;

2 многоквартирных общежития для медицинских работников в г.Новосибирске.

Общий объем инвестиций составил 2049,3 млн. рублей.

Несмотря на серьезные финансовые вложения, износ основных фондов в здравоохранении Новосибирской области составляет 58,5%. Большая часть амбулаторно-поликлинических учреждений располагаются в неприспособленных и несоответствующих современным требованиям зданиях и сооружениях.

На данный момент материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений области во многом не отвечает современным требованиям медико-технологического оснащения, износ медицинского оборудования составляет 64%.

Общая характеристика ЛПУ по уровням оказания помощи, приведена в таблице.


Уровень

ЛПУ

Число учреждений

Число коек

Средний койко-день

Число амбулаторных посещений

Фондооснащенность, руб/м2

Фондовооруженность, руб/врача

Удельный вес зданий, нуждающихся в кап. ремонте, реконструкции, сносе %

абсол. значение

удельный вес

абсол. значение

удельный вес

абсол. значение

удельный вес

1уровень

6

5,3

2075

8,2

10,8

1145064

4,7

государственных –

49000,0

государственных - 5220854,0

40,7

муниципальных - 103987,0

муниципальных - 3950624,7

2 уровень

15

13,3

6596

26,1

54,7

1614367

6,7

120 268

6 284 490

67

3 уровень

44

38,9

13255

52,3

10,3

8975798

37,0

447 535

45 478 713

27,6

4 уровень

48

42,5

3394

13,4

10,6

12529553

51,6

521 840

32 498 203

41,9

5 уровень

9

8,0

1503

5,9

10,8

964099

4,0

111 145

18 269 293

32,8

Наибольший удельный вес в структуре ЛПУ занимают учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (42,5%). В учреждения 4 уровня в 2009 году осуществлено наибольшее число амбулаторных посещений (51,6% от всех посещений), наибольшая численность коечного фонда в учреждениях 3 уровня, оказывающих специализированную и первичную медико-санитарную помощь.

Обращает на себя внимание рост фондооснащенности и фондовооруженности по мере снижения уровня оказания медицинской помощи ЛПУ. Кроме того, состояние основных фондов ЛПУ (зданий, сооружений, коммуникаций) далеко от идеала и требует значительных капиталовложений.

Таким образом, общая мощность стационарной и амбулаторно-поликлинической сети в Новосибирской области не требует увеличения. Требуется доведение её до уровня, делающего возможным курс на интенсификацию оказания медицинской помощи, т.е. комплексное медико-технологическое перевооружение.


Вышеперечисленные проблемы обусловили необходимость применения программно-целевого метода, который позволит обеспечить наиболее рациональное использование финансовых средств, повысит эффективность использования ресурсов в здравоохранении.

^ Основные цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Новосибирской области.

Основными направлениями реализации Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 гг. являются:

1. Улучшение демографической ситуации в области.

В рамках данного направления должны решаться следующие задачи:

1.1. содействие снижению смертности от управляемых причин (особенно у населения в трудоспособном возрасте);

    1. создание благоприятных условий для снижения перинатальных потерь и повышения рождаемости.

2. Разработка мер, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи.

В рамках данного направления должны решаться следующие задачи:

    1. обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.;

    2. оказание населению медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами, обеспечивающими равнодоступный, гарантированный объем помощи, в том числе лекарственное обеспечение.

    3. профилактика болезней, являющихся причинами основных потерь капитала здоровья населения и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

3. Повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:

    1. развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;

    2. оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости коечного фонда;

    3. обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;

    4. содействие развитию института общей врачебной практики и семейных врачей;

    5. обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи;

    6. увеличение инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;

4. Информатизация системы здравоохранения, в том числе:

4.1. развитие информатизации системы здравоохранения, включая персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, внедрение систем электронного документооборота.

    1. ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Новосибирской области;

    2. введение телемедицинских технологий;

    3. создание областного медицинского информационного и образовательного ресурса;

5. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:

    1. обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий,

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconНаименование программы Программа «Модернизация здравоохранения Целинского района на 2011-2012 годы».

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconНаименование программы Программа «Модернизация здравоохранения Целинского района на 2011-2012 годы».

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconКонцепция региоанльной программы модернизации системы здравоохранения омской области на 2011-2012

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconНаименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconПрограмма модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы Паспорт Программы модернизации

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconРегиональной программы «Модернизация здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 годы» Наименование

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconПаспорт региональной программы модернизации здравоохранения Томской области на 2011-2012 годы 2 Показатели

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconПрограмма модернизации здравоохранения ивановской области на 2011 2012 годы паспорт программы

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconПаспорт ведомственной целевой программы «Инфекции, передаваемые половым путем» 2009-2010 гг. Наименование

Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы. Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации iconОб утверждении номенклатурной классификации
Фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы