Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы





Скачать 0.54 Mb.
Название Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы
страница 1/2
Дата 10.04.2013
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
  1   2




Проект



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование программы:

"Развитие здравоохранения Российской Федерации

на 2012-2016 годы»


Наименование подпрограммы :

"Модернизация организации и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф в 2012-2016 годы"


Москва 2010

Содержание


Паспорт подпрограммы 3

  1. Характеристика проблемы 10

  2. Основные цели и задачи подпрограммы 20

  3. Перечень и описание программных мероприятий 22

  4. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 29

  5. Сроки реализации подпрограммы 30

  6. Ресурсное обеспечение и оценка эффективности

расходования бюджетных средств в течение всего срока

реализации подпрограммы 30

  1. Оценка социально - экономической и бюджетной

эффективности подпрограммы 32

  1. Описание системы управления реализацией подпрограммы 37



П А С П О Р Т

Подпрограммы «Развитие и модернизация Всероссийской службы медицины катастроф на 2012-2016 годы»


^ Наименование субъекта бюджетного планирования


Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


^ Наименование программы

"Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы


Наименование подпрограммы


«Модернизация организации и здравоохранения Всероссийской службы медицины катастроф в 2012-2016 годы»


^ Цели подпрограммы

- последовательное улучшение качества и эффективности медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;

- создание условий для модернизации реформирования Всероссийской службы медицины катастроф и Государственной системы медицинского обеспечения населения пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.


^ Задачи подпрограммы

- совершенствование научных, методических и правовых основ по развитию и координации управления в сфере предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, развития и функционированию системы медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;

- разработка комплекса медицинских мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование системы прогнозирования медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- повышение уровня готовности органов управления, учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катастроф;

- создание адекватной современным чрезвычайным ситуациям структуры сил и средств здравоохранения , предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

-совершенствование системы управления силами и средствами здравоохранения страны с применением новых информационных технологий;

-повышение качества оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

-проведение специализированной и высокотехнологической медицинской помощи участникам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на базе клиники сочетанной травмы федерального уровня и центра восстановительного лечения с амбулаторно-поликлиническим отделением;

- приведение резервов медицинского имущества и других материальных средств здравоохранения в соответствие с современными потребностями системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

-проведение реформирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, подготовки органов управления формирований и учреждений системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;


^ Целевые индикаторы и показатели





Показатели

2012г. %

2013г %

2014г %

2015г %

2016г%

1

Снижение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций


0,5-1,5


1,5-2,0


2,0- 2,5


2,5-3,0


3,0- 3,5

2

Снижение уровня смертности и инвалидизации среди пораженных при чрезвычайных ситуациях

3

3,5

5

5,5

6

3

Сокращение сроков реагированияформирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф на различные чрезвычайные ситуации

4

4,5

5

6,5

7

4

Сокращение сроков начала оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим после получения поражения (травмы, отравления и др.)

4

4,5



7


8,5



10


5

Увеличение охвата медицинской реабилитацией участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

5

10

15

10

15

6

Увеличение количества разработанных новых стандартов медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

6

7



9


11



13


7

Увеличение объемов резерва медицинского имущества и медикаментов для чрезвычайных ситуаций

5

8

10

12

15

8

Сокращение сроков доставки грузов медицинского назначения в зоны чрезвычайных ситуаций

8

9

10

11

13

9

Увеличение охвата дополнительным профессиональным образованием руководящих кадров здравоохранения и специалистов ВСМК

8

8,5

9

9,5

10

10

Увеличение уровня укомплектованности кадрами Всероссийской службы медицины катастроф

5

7

10

13

15

11

Увеличение уровня оснащенности материально – техническими средствами органов управления, учреждений и формирований ВСМК

5

8

11

13

15

12

Повышение уровня готовности органов управления, учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катастроф

5

6

7

8,5

10




^ Характеристика программных мероприятий





Научно-исследовательские работы:

Научная разработка актуальных вопросов модернизации системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, в т.ч.: повышения уровня реагирования и готовности Всероссийской службы медицины катастроф, здравоохранения страны в целом к оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях, создания и развития нормативной и методической базы системы управления и материально-технического обеспечения, с применением новых информационных технологий; научные основы реформирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров.

^ Капитальные вложения:

- Проведение проектно-изыскательских работ по строительству зданий клиники сочетанной травмы и реконструкция центра восстановительного лечения с амбулаторно-поликлиническим отделением. Разработка проектно- сметной документации;

-Осуществление строительства зданий клиники сочетанной травмы и реконструкция центра восстановительного лечения с амбулаторно-поликлиническим отделением;

-Материально-техническое оснащение клиники сочетанной травмы и центра восстановительного лечения с амбулаторно-поликлиническим отделением;

- Оснащение 80 территориальных центров медицины катастроф региональными системами мониторинга, прогнозирования и управления оказанием медицинской помощи населению при чрезвычайной ситуации, интегрированных с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- Оснащение аппаратурой позиционирования на основе ГЛОНАСС/GPS бригад скорой медицинской помощи и бригад экстренного реагирования территориальных центров медицины катастроф оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

-Оснащение системы передачи данных о пациенте в режиме реального времени по каналам 3G,4G,GPRS и каналам спутниковой связи в отдаленных районах Российской Федерации бригад скорой медицинской помощи и бригад экстренного реагирования территориальных центров медицины катастроф оказывающим медицинскую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

- Оснащение 80 территориальных центров медицины катастроф и лечебных учреждений техническими и программными средствами высокоскоростной связи и телекоммуникации для проведения удаленных медицинских консультаций и обеспечения деятельности административной системы медицинского обеспечения помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- Оснащение техническими и программными средствами федерального центра мониторинга, прогнозирования и управления оказанием медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях;

- Техническое оснащение медицинских учреждений, обеспечивающее функционирование автоматизированной информационно-управляющей системы, интегрированной с единой государственной системой предупреждения в чрезвычайных ситуациях;

- Реконструкция помещения под учебно-тренажерный комплекс для подготовки специалистов медицинских бригад, оказывающих медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях;

- Оснащение учебно-тренажерного комплекса для подготовки специалистов медицинских бригад, оказывающих медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях;


^ Прочие нужды:

Проведение мероприятий по развитию федеральных и региональных систем управления, учреждений и формирований службы медицины катастроф; повышение уровня готовности Всероссийской службы медицины катастроф, здравоохранения страны в целом к оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях; модернизация государственной информационной системы ВСМК; проведение реформирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров по медицине катастроф, с применением новых принципов и методологии системы обучения, проведение учений и конференций, семинаров, учебно-тренировочных сборов со специалистами службы медицины катастроф; обновление и пополнение резерва медицинского имущества и медикаментов для чрезвычайных ситуаций, материально-техническое обеспечение территориальных центров медицины катастроф субъектов Российской Федерации.


^ Сроки реализации






Реализация подрограммы рассчитана на срок 5 лет – с 2012г. по 2016г.

1 этап: 2012 – 2014 гг.

2 этап: 2013 – 2015 гг.

3 этап: 2014 – 2016 гг.


^ Объемы и источники финансирования


Общая сумма затрат из федерального бюджета составляет – 13 225,9 млн. рублей, в т.ч.:

-средства федерального бюджета – 11 215,9 млн. рублей, из них:

-капитальные вложения – 7 275,5 млн. рублей,

-научно-исследовательские работы– 135,0 млн. рублей,

- прочие нужды  – 3 805,4 млн. рублей;

- средства бюджетов субъектов РФ – 2 010,0 млн. рублей.


^ Ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

Общий экономический эффект от реализации мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета, обеспечивающих возвращение к трудовой деятельности населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях составит за весь период реализации подпрограммы - 61 218,5 млн. руб., в т.ч. в год – 12 243,7 млн. руб. При этом с учетом затрат на осуществление подпрограммных мероприятий их общая экономическая эффективность составит - 6 500,5 млн. руб.

В результате реализации подпрограммы будет создана Государственная система медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, позволяющая повысить качество и эффективность ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов.










^ Характеристика проблемы


Право граждан на спасение их жизни, оказание медицинской помощи и защиту при чрезвычайных ситуациях гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Защита населения, в том числе медицинское обеспечение пострадавших от поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших функций государства, составной частью обеспечения его национальной безопасности.

В зависимости от характера и степени имеющихся опасностей и угроз, тенденций их роста государство определяет основные принципы, приоритетные действия, необходимую структуру в организации медицинского обеспечения пострадавшего населения, направления совершенствования и развития.

В настоящее время в России сложились качественно новые объективные условия, снижающие уровень безопасности (в медицинском аспекте) населения страны. К ним относятся:


1.В Российской Федерации наиболее острой проблемой здравоохранения стала высокая смертность населения, особенно в связи с травмами, отравлениями и несчастными случаями. Ежегодно по этим причинам погибает (умирает) 220-230 человек и более на 100 тысяч населения. Около 80% преждевременно умирающих, т.е. более 200 тысяч человек, составляют трудоспособные мужчины.

Каждый год в результате только чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера погибает от 6 до 9 тысяч человек, оказавшихся в зонах поражения, из них около 1 тысячи составляют дети. Кроме того, до 1 тысячи человек пострадавших умирает в больничных учреждениях от тяжелых травм.

Данное обстоятельство существенно отягощает и без того столь сложную демографическую ситуацию в стране.

Велики показатели неблагоприятных социальных последствий травм. Так, из каждых 100 работающих 6,4 временно теряют трудоспособность в среднем на 21, 2 дня.

Снижение предотвратимой смертности среди населения Российской Федерации относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Из этого следует, что главной задачей Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) является содействие снижению смертности за счет совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях и отравлениях. Решение этой задачи возможно путем повышения уровня готовности здравоохранения регионов в целом, чтобы пострадавший любого профиля мог получить как экстренную медицинскую помощь, так и высокотехнологическую специализированную помощь и исчерпывающее лечение на территории субъекта Российской Федерации, в котором произошла чрезвычайная ситуация.

Имеет место рост количества крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сопровождающихся тяжелыми медико-санитарными последствиями. На территории Российской Федерации, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, имеется более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными и сложными в медико-санитарном отношении из них являются сейсмические опасности, наводнения, оползни, лавины, ураганы, штормовые ветра и т.д.

Более 25% территорий Российской Федерации с населением 20,0 млн. человек может подвергнуться землетрясениям силой 7 баллов и выше, что повлечет за собой возникновение большого количества санитарных потерь, выход из строя системы жизнеобеспечения, в том числе здравоохранения.

Современное состояние техносферы страны обуславливает высокую степень вероятности риска аварий с большим количеством человеческих жертв в сложных технических системах. Опасность техносферы для населения определяется наличием в экономике и инфраструктуре городов большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий. Возможность возникновения аварий на этих объектах в настоящее время и на ближайшую перспективу связана с тем, что большинство из них имеют высокую степень износа производственных фондов. В ряде ведущих отраслей экономики (энергетике, транспорте, нефтехимической промышленности, строительном комплексе) она достигла 50-80%, что порождает высокий риск возникновения аварий и катастроф.

На территории Российской Федерации расположено более 45 тысяч химических и радиологических опасных объектов. В условиях непосредственной угрозы жизни и здоровью населения от чрезвычайных ситуаций проживает более половины населения страны.

Ежегодно в России регистрируется от одной тысячи и более крупных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Характерным для них является широкая распространенность по территории страны. Они происходят, как правило, в 70-75 субъектах Российской Федерации. Количество пораженных достигает в среднем за один год 40-50 тыс. и более человек. В оказании им экстренной медицинской помощи участвуют более 5 тыс. врачей различных специальностей, фельдшеров и медицинских сестер Всероссийской службы медицины катастроф.


2. Особую опасность приобретают угрозы террористического характера.

В России за последние пять лет совершено более ста террористических актов, относящихся к категории чрезвычайных ситуаций, в результате которых количество потерь среди населения составило около 8 тыс. человек. Это наиболее социально острые трагедии.

Не исключается возможность применения террористами средств массового поражения. Высокие темпы урбанизации и концентрации критических объектов создают благоприятные условия для появления новых видов терроризма технологического характера с особо тяжкими медико-санитарными последствиями.

К основным угрозам террористического характера следует отнести:

 опасность проведения террористических актов в местах массового скопления людей;

 возможность проявления технологического терроризма, связанного с нападением на потенциально опасные объекты экономики и обеспечения жизнедеятельности с целью вывода их из строя;

 применение опасных радиоактивных, химических и биологических веществ в местах скопления людей, системах водоснабжения и продовольственного обеспечения.

Современный терроризм – это масштабное и многовариантное явление, многоплановая борьба с которым требует скоординированных усилий всех государственных институтов, в т.ч. и здравоохранения.

Разнообразие видов применяемых средств при терактах влияет на организацию медицинского обеспечения, а их непредсказуемость, внезапность, жестокость, сложность травм и поражений, которые получают люди, оказавшиеся в зоне теракта, требуют пересмотра подходов к определению готовности сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф, санитарной авиации и здравоохранения страны в целом с точки зрения реагирования в свете современных требований безопасности.


3. Одна из важнейших задач социальной и демографической политики государства - снижение смертности от управляемых причин. Решению задачи будет способствовать создание на федеральном уровне клиники сочетанной травмы и центра восстановительного лечения с амбулаторно-поликлиническим отделением, предназначенных для специализированной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в дорожно-транспортных происшествиях, с сочетанной и комбинированной травмой, разработки и внедрения новейших высокотехнологических методов, а также обучения специалистов здравоохранения.

Сочетанные, комбинированные травмы являются одной из основных причин смертности трудо­способного населения страны. Причем у населения в возрасте до 40 лет эта причина выхо­дит на первое место. Как правило, инвалидами и жертвами в результате аварий, катастроф, дорожно-транспортных происшествий становятся те, кто отно­сится к наиболее активной, трудоспособной части населения, что приводит к невосполнимым потерям для будущего страны, подрывает ее демографический резерв.

Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других происшествий, они в 6 раз чаще становятся инвалидами и в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации. Увечья от ДТП составляют 75% всех видов травм, в том числе 60% тяжелых. Более 70% пострадавшим требуется дорогостоящее лечение в стационаре. Свыше 75% лиц, смертельно травмированных в дорожно-транспортных происшествиях, находились в трудоспособном возрасте.

Пострадавшие в ЧС и ДТП должны получать необходимую экстренную медицинскую помощь в максимально возможные кратчайшие сроки. Особенно важным представляется возможность оказания больным с сочетанной травмой в рамках одного специализированного федерального медицинского центра всех видов медицинской помощи вплоть до высокотехнологичной с последующей реабилитацией.

Совместная круглосуточная деятельность специалистов разного профиля, прежде всего хирургов, травматологов, анестезиологов-реаниматологов при поддержке диагностических служб, оснащенных современным оборудованием и технологиями, является оптимальным условием, гарантирующим своевременность и качество медицинской помощи по временному принципу 24 часа 365 дней в году.

Поэтому оптимальным решением для лечения пострадавших с сочетанной травмой является создание соответствующего федерального центра в г. Москве с последующим созданием аналогичных клиник в субъектах Российской Федерации. Необходимость создания клиники в г. Москве определяется тем, что на долю Московской и близлежащих областей в 2008 и 2009 гг. пришлось 16,6% и 16,8% соответственно от всех погибших в ДТП в Российской Федерации при том, что население этих областей составляет 11,7% населения страны. Ущерб от гибели людей в ДТП в указанных областях ежегодно составляет порядка 100-110 млрд. рублей.

Общая емкость такой клиники сочетанной травмы должна быть – 800 коек, суммарная площадь помещений - 39000 м2. Ключевые отделения и службы в составе клиники: травматологическая хирургия, гнойная хирургия, спинномозговые травмы, хирургия позвоночника, артроскопия, нейроцентр, реанимация, интенсивная медицина, урология, пластическая хирургия с микрохирургией, анестезиология, терапевтическое отделение, ожоговый центр, неотложной торакоабдоминальной хирургии, эндоскопия, хирургии повреждений головы и нейротравмы, отделение лечения острых отравлений и эфферентной терапии, кабинет переливания компонентов и препаратов крови, физической и социальной реабилитации, лучевая диагностика, нейрология, амбулаторные операции, центр авиамедицинской эвакуации (вертолет), барокамера, физиотерапия, лаборатория, аптека, биомеханика.


4. Опыт медицинского обеспечения населения в горячих точках свидетельствует о том, что сегодня его необходимо обобщать, изучать и анализировать, разрабатывать и иметь принципиально новые технологии оказания медицинской помощи и лечения пораженных.


5. Формирование в стране многоукладной экономики.

Данное положение затрудняет размещение заданий на формирование подразделений, предназначенных для медицинского обеспечения пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях, создает сложности в профессиональной подготовке медицинских кадров применительно к деятельности службы медицины катастроф, а также при оснащении указанных подразделений необходимым имуществом.


6. Вероятность появления новых опасностей глобального характера (ранее неизвестные болезни, оружие на новых принципах и др.).


7.Являясь подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийская служба медицины катастроф успешно функционирует в течение шестнадцати лет.

На протяжении последних шестнадцати лет реализация государственной политики по медицинскому обеспечению населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществлялась на основе программно-целевого планирования в форме федеральных целевых программ: «Развитие Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 30.07.1994 г. № 887; «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 22.01.1994г. № 51 и подпрограммы «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф 2002-2006 гг.» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 13.11.2001 г. № 790.

Несмотря на недофинансирование ряда мероприятий указанных выше федеральных целевых программ удалось за относительно короткий срок создать эффективную действующую Всероссийскую службу медицины катастроф, головным и координирующим учреждением которой является Федеральное государственное учреждение, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ФГУ ВЦМК «Защита»). В настоящее время основой Всероссийской службы медицины катастроф является служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России.

Вместе с тем, опыт работы убеждает в том, что современное состояние Всероссийской службы медицины катастроф, ее организационная структура, материально-техническое обеспечение, организация подготовки кадров, уровень финансирования и др. не могут быть достаточно эффективными для решения возлагаемых на нее задач государственной важности. Следует отметить, что полностью оснащены медицинским имуществом лишь 57% специализированных медицинских бригад, а более 14% бригад вообще его не имеют. В 12 субъектах Российской Федерации отсутствуют резервы медицинского имущества, предназначенного для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. В субъектах Российской Федерации лишь 40% отделений экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации подведомственны центрам медицины катастроф. Отсутствие необходимых финансовых средств не позволило создать в федеральных округах соответствующие органы управления (межрегиональные центры), которые координировали бы деятельность сил службы медицины катастроф на территории округа, содержать при них резерв медицинского имущества, тем самым приблизить его к вероятным районам и очагам чрезвычайных ситуаций. Значительно сокращены и приостановлены научные разработки ряда актуальных и перспективных направлений, сведена к минимуму подготовка специалистов по проблемам медицины катастроф.

Требует совершенствования система прогнозирования и создания базиса для минимизации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Для оснащения вновь создаваемых в особый период формирований здравоохранения, ликвидации медико-санитарных последствий необходимо на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях заблаговременно создавать, содержать и обновлять резерв медицинского имущества современной номенклатуры, что в новых экономических условиях требует организации работы не только внутри одного ведомства.

Важной составляющей готовности учреждений здравоохранения к качественному медицинскому обеспечению населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является наличие высококвалифицированных медицинских кадров, способных эффективно работать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Функционирующая в настоящее время система последипломного обучения медицинских специалистов по медицине катастроф обеспечивает потребность в обучении не более чем на 40%.

Образовательная деятельность в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования руководящих кадров здравоохранения и специалистов СМК по вопросам медицины катастроф в настоящее время осуществляется, главным образом, в ВЦМК «Защита и на выездных циклах обучения по заявкам руководителей органов управления здравоохранением и руководителей медицинских учреждений субъектов Российской Федерации.

В 2006-2010 гг. было проведено 191 учебный цикл, в том числе 28 выездных, на которых прошли повышение квалификации по медицине катастроф 3798 человек, из них:

- руководящих кадров здравоохранения – 865 человек;

- врачей лечебно-профилактических учреждений – 1590 человек;

- врачей Роспотребнадзора – 299 человек;

- преподавателей медицинских учебных заведений – 60 человек;

-средних медицинских работников – 984 человек.

На основании проведенного анализа ежегодная потребность в послевузовском и дополнительном профессиональном образовании руководящих кадров здравоохранения и медицинских специалистов по вопросам медицины катастроф составляет около 800 человек.

В связи с тем, что существующие высшие и средние медицинские образовательные учреждения практически не имеют специалистов с практическим опытом ликвидации последствий различных видов чрезвычайных ситуаций, целесообразно создать Институт проблем медицины катастроф, возложив на него следующие функции:

  • организация и проведение повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров здравоохранения, специалистов службы медицины катастроф, а также преподавательских кадров по медицине катастроф;

  • разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения преподавания медицины катастроф;

  • координация подготовки и повышения квалификации
    медицинских кадров по медицине катастроф, консультационная деятельность;

  • подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, докторантуре и путем соискательства;

  • организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

  • экспертиза учебных программ, учебно-методических материалов, других документов и материалов по профилю его работы;

  • организационно-техническое обеспечение работы Учебно-методического совета Минздравсоцразвития Российской Федерации по подготовке кадров для службы медицины
    катастроф и мобилизационной подготовки;

  • организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов по актуальным проблемам медицины катастроф;

Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации медицинского обеспечения пострадавшего населения в условиях современных чрезвычайных ситуаций.

Несомненно, полученные результаты будут служить основанием для дальнейшего развития основных направлений медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, а подготовку и реализацию основных мероприятий целесообразно сбалансировать и реализовать в рамках федеральной целевой подпрограммы «Развитие и модернизация Всероссийской службы медицины катастроф на 2012-2016 годы».

В настоящее время только в службе медицины катастроф Минздравсоцразвития России в субъектах Российской Федерации создано и функционирует 80 территориальных центра медицины катастроф, имеется около 400 штатных формирований (госпитали, отряды, бригады), более 5 тыс. врачей и средних медицинских работников.

Опыт работы ВСМК по спасению жизни и сохранению здоровья населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях, подтверждает востребованность службы медицины катастроф государством, правомерность ее создания и развития, необходимость для общества и значимость ее деятельности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации. С 1997 по 2009 гг. специалистами службы медицины катастроф субъектов Российской Федерации была оказана экстренная медицинская помощь около 400 тыс. пораженным в различных чрезвычайных ситуациях. В полевых госпиталях ВЦМК «Защита», работающих на Северном Кавказе (1999-2010 гг.), получили медицинскую помощь около 170 тыс. человек, в т.ч. 67 тыс. детей. Всероссийская служба медицины катастроф успешно справилась с задачами по медицинскому обеспечению населения Северного Кавказа во время антитеррористических операций и при крупных террористических актах. Так, в ходе теракта в г. Беслане из Москвы (ВЦМК «Защита») совместно с МЧС России был доставлен и развернут полевой педиатрический госпиталь, где в течение 5 часов экстренная медицинская помощь была оказана 556 пораженным, в том числе 330 детям.

Эти и другие данные свидетельствуют о том, что, благодаря реализации мероприятий вышеперечисленных федеральных целевых программ, сотням тысяч людей была спасена жизнь, сохранено здоровье, снижена инвалидизация, сохранены трудовые ресурсы страны, существенно повышена готовность здравоохранения к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Всероссийская служба медицины катастроф получила международное признание. Это подтверждается ее деятельностью в рамках Йокогамской стратегии против стихийных бедствий по спасению пострадавших совместно с МЧС России в Мексике, Турции, Афганистане, Иране, в Шри-Ланка, Гаити, Чили и других странах. Специалисты ВСМК участвуют в разработке решения основных проблем медицины катастроф, рассматриваемых совместно с НАТО.

Совершенно очевидно, что развитие службы медицины катастроф требует комплексного и системного подхода.

С учетом уровня угроз эффективное медицинское обеспечение населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях не может быть осуществлено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов, участвующих в решении задач медицинского обеспечения населения.

Поэтому наличие ведомственной целевой подпрограммы «Развитие и модернизация Всероссийской службы медицины катастроф на 2012-2016 годы» является оптимальным решением в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами и перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Данная подпрограмма должна стать одним из основных инструментов реализации государственной политики в области медицинской защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов в решении задач снижения и смягчения медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых механизмов. Реализация подпрограммы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области спасения жизни и сохранения здоровья населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.


Программно-целевой метод обеспечит решение проблемы создания условий для дальнейшего совершенствования и развития Всероссийской службы медицины катастроф и на ее базе – Единой государственной системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Это позволит решать проблему конкретно по объемам, содержанию и социально важным результатам. Основными преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются:

1. Комплексный подход к решению проблемы

Решение задач медицинского обеспечения населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях с применением программно-целевого метода бюджетного планирования будет осуществляться на основе анализа эффективности и результативности использования действующих механизмов государственной поддержки в данной сфере.

Сформулированные цели, задачи и основные направления реализации Подпрограммы позволят учесть все аспекты медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях применительно к здравоохранению страны в целом.

2. Распределение полномочий и ответственности

В рамках подпрограммы будет осуществлена четкая концентрация полномочий в области защиты населения в медицинском аспекте.

Данный подход позволит повысить эффективность реализации программных мероприятий и полноту решаемых задач, что, в конечном счете, обеспечит достижение главной цели – создание условий для развития системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

3. Эффективное планирование и мониторинг результатов реализации подпрограммы

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

- развитие и использование научного потенциала при исследовании проблем медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях , а также формирование основ и приоритетных направлений системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, снижения тяжести медицинских последствий чрезвычайных ситуаций ;

- координацию деятельности Всероссийской службы медицины катастроф c органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области медицинского обследования населения в чрезвычайных ситуациях.


Подпрограммой предусматривается разработка и официальное принятие показателей эффективности и целевых индикаторов, которые позволят ежеквартально и ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам выполнения подпрограммы и вносить соответствующие корректировки в планы последующих периодов развития и совершенствования системы медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Совершенствование такой системы позволит существенно повысить готовность здравоохранения к более эффективной деятельности по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших.

Принципиальными положениями, которыми следует руководствоваться при развитии системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, следует считать:

- повышение уровня готовности Всероссийской службы медицины катастроф, в том числе за счет сокращения времени реагирования к оказанию медицинской помощи пострадавшему населению;

- укрепление материально-технической базы Всероссийской службы медицины катастроф применительно к задачам и условиям деятельности;

- реформирование методических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров в области ликвидации медико-санитарных последствий, возникающих при чрезвычайных ситуациях;

- сосредоточение основных усилий на разработке теоретических основ медицинского обеспечения населения, пострадавшего от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, научном обосновании необходимых для этого медицинских формирований и учреждений, их организационно-штатной структуры, на практической реализации порядка их создания и функционирования в соответствии с предстоящими задачами по медицинскому обеспечению населения в современных условиях, на интеграции сил и средств здравоохранения страны и развитии системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, и всестороннее обеспечение ее функционирования;

- научное обоснование объема и перечня медицинского имущества, предназначенного для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, содержащегося в резерве, его создание и эшелонирование на территории страны;

- обеспечение эффективности управления силами и средствами и устойчивой деятельности системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

В процессе реализации мероприятий подпрограммы, предусматриваются: проведение мониторинга, системный анализ и при необходимости ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей эффективности выполнения подпрограммы.

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Наименование программы Программа «Модернизация здравоохранения Целинского района на 2011-2012 годы».

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Наименование программы Программа «Модернизация здравоохранения Целинского района на 2011-2012 годы».

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Наименование программы Программа модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Наименование подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области» (далее подпрограмма)

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Региональной программы «Модернизация здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 годы» Наименование

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Концепция региоанльной программы модернизации системы здравоохранения омской области на 2011-2012

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие здравоохранения Московской области на

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Паспорт региональной программы «Развитие медицинской реабилитации в Астраханской области на 2013-2015

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19. 04. 99 г. N 135 Наименование учреждения

Наименование программы : Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2012-2016 годы Наименование подпрограммы icon Паспор тдолгосрочной целевой программы Белоярского района «Модернизация здравоохранения Белоярского

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы