|
Скачать 302.57 Kb.
|
![]() СоставителИ: А.В.Прохоров, заведующий кафедрой онкологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Т.А.Корень, ассистент кафедры онкологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» Рецензенты: Кафедра онкологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; Н.И.Крутилина, заведующая кафедрой онкологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой онкологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 05.09.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 09.11.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 2 от 15.11.2011 г.) Пояснительная записка Онкология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания в области этиологии и патогенеза опухолевых заболеваний, методик клинической диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований, методов лечения и профилактики онкологической патологии. Современная концепция развития здравоохранения в Республике Беларусь предусматривает улучшение показателей лечения и выживаемости пациентов с основными социально значимыми болезнями, в том числе онкологическими. Это направление нашло отражение в Государственной комплексной программе профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний и в нормативных правовых актах Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в которых намечены пути улучшения организации онкологической помощи и перспективы ее дальнейшего развития. Типовая учебная программа дисциплины «Онкология» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» включает новейшие научные данные по общей и частной онкологии, в том числе в детском возрасте. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. В связи с углублением знаний, изменением подходов к вопросам диагностики и лечения опухолей предлагаемая программа адаптирована к современному состоянию теоретической и практической онкологии и позволит поднять обучение будущих врачей-педиатров по вопросам онкологии на качественно новый уровень. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Цель преподавания и изучения дисциплины «Онкология» состоит в систематизации и закреплении знаний в области общей и частной онкологии, полученных студентами на теоретических и клинических кафедрах при изучении других дисциплин, в приобретении современных научных знаний об этиологии, эпидемиологии, патогенезе опухолей, об организации онкологической помощи взрослым и детям, о новейших методах лечения, в обеспечении практической подготовки в области своевременной диагностики и профилактики рака, в том числе у детей и подростков. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Онкология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Этиология опухолей. Канцерогены, их классификация. Этапы и механизмы канцерогенеза. Патологическая физиология опухолевого процесса. Биологические особенности опухолевого роста. Метастазирование: определение, этапы, механизмы, виды. Рецидивы опухолей. Злокачественные и доброкачественные опухоли, особенности их роста. Патофизиологические основы профилактики и терапии опухолей. ^ Патологическая анатомия опухолевого процесса. Морфологическая диагностика опухолей, методы. Морфофункциональная характеристика опухолевого роста. Доброкачественные и злокачественные опухоли, критерии злокачественности. Ранняя онкологическая патология, предраковые заболевания, дисплазия, рак in situ, инвазивный рак. Международная морфологическая классификация опухолей. Характеристика основных групп опухолей. Частная патоморфология отдельных опухолевых заболеваний. ^ Биологический канцерогенез. Биологические канцерогенные агенты. Противоопухолевый иммунитет. Радиационная и экологическая медицина Экологические и радиационные факторы в этиологии злокачественных опухолей. Источники излучения, механизмы воздействия. Профилактика неблагоприятных последствий. Воздействие качества продуктов питания на канцерогенез. Загрязнение окружающей среды и оценка канцерогенных рисков. Отдаленные последствия аварии на Чернобыльской АЭС. ^ Методы лучевой диагностики в онкологии. Лучевая диагностика и лучевая семиотика основных опухолей желудочно-кишечного тракта, органов грудной клетки, молочной железы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы. Цифровая рентгенография. Рентгеновская компьютерная томография. Спиральная компьютерная томография. Магнитно-резонансная томография. Радионуклидная диагностика. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография. Позитронно-эмиссионная томография. Ультразвуковая диагностика. Доплеровская сонография. Чрезкожные лечебно-диагностические вмешательства под ультразвуковым контролем. Ангиография. Возможности использования в онкологии. Методы и биологические основы лучевой терапии в лечении пациентов с опухолевой патологией. Рентгеноэндоваскулярная хирургия. Фармакология Противоопухолевые лекарственные средства. Общая характеристика. Клеточные основы химиотерапии. Основные группы противоопухолевых лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика противоопухолевых лекарственных средств, побочные и токсические эффекты. ^ Организация онкологической помощи в Республике Беларусь. Задачи, структура, организация работы онкологических учреждений. Медицинская документация на пациента с опухолевой патологией. Диспансеризация и группы диспансерного учета. Организация скрининга. Организация профилактических осмотров и диспансеризации населения с целью ранней диагностики рака. Особенности для детей и подростков. ^ Психологические аспекты работы с онкологическими пациентами. Реакция личности на болезнь. Оказание психологической помощи онкологическим пациентам, в том числе при генерализованных формах рака и умирающим. Особенности работы с детьми и их родителями. ^ Общее представление об опухолях. Классификация злокачественных опухолей по стадиям и системе TNM. Принципы диагностики и лечения опухолей. Ранняя диагностика опухолей, понятие «онкологическая настороженность». Методы лечения пациентов с опухолевой патологией. Виды оперативных вмешательств, принципы хирургического лечения в онкологии. ^ Заболевания системы крови (хронические и острые лейкозы, миеломная болезнь, мегалобластная анемия, полицитемия, агранулоцитоз). Этиология, классификация, клиника, диагностика, современные возможности лечения. Предраковые, фоновые заболевания и рак органов пищеварения, легких, почек, костно-суставной системы, щитовидной железы. Дифференциальная диагностика. Паранеопластические синдромы. Дифференциальная диагностика при анемическом синдроме и синдроме ускоренной скорости оседания эритроцитов опухолевой и неопухолевой этиологии, лимфаденопатиях. Диспансеризация групп онкологического риска у врача-терапевта с целью своевременного распознавания и профилактики рака. ^ Дифференциальная диагностика хирургических заболеваний и опухолей: гастродуоденальные язвы, заболевания ободочной и прямой кишки, пищевода, острый и хронический аппендицит, холецистит, хронический панкреатит, механическая желтуха, очаговые заболевания печени, гнойные заболевания легких и плевры, заболевания молочной и щитовидной железы. Диспансеризация групп онкологического риска у врача-хирурга – основа профилактики и раннего выявления рака. ^ Фоновые, предраковые заболевания и рак женских половых органов: шейки матки, тела матки, яичников. Этиология и патогенез опухолей женских половых органов. Факторы риска. Скрининг в ранней диагностике и профилактике рака. Организация и роль смотровых кабинетов, диагностические возможности. Диспансеризация групп онкологического риска у врача-акушера-гинеколога как основа раннего выявления и профилактики рака. Доброкачественные опухоли и предопухолевые заболевания в детском и подростковом возрасте. ^ Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей: лихорадки инфекционного генеза, гепатитов, хронических колитов, инвазивной диареи, дифтерии, энцефалитов, ВИЧ-инфекции, лимфаденопатии инфекционной этиологии с опухолевыми заболеваниями. Офтальмология Доброкачественные и злокачественные опухоли органа зрения: опухоли век, конъюнктивы, роговой оболочки, ретинобластома сетчатки. Клиника, диагностика, лечение. Дерматовенерология Доброкачественные и злокачественные эпителиальные опухоли кожи, предраковые заболевания: облигатные и факультативные. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Пигментные опухоли кожи: невусы, меланома. Клиника, диагностика, лечение. Лимфомы кожи. Классификация. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Саркома Капоши. Этиология. Диагностика. Лечение. Профилактика. Педиатрия Методики физикального обследования у детей: брюшной и грудной полостей, периферических лимфатических узлов, щитовидной железы. Лейкозы у детей. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника, диагностика, лабораторная диагностика. Международные протоколы лечения. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Солитарные опухоли детского возраста. Опухоли центральной нервной системы. Классификация, гистологические варианты, клиника. Диагностика, методы лечения, диспансерное наблюдение и реабилитация. Прогноз. Нейробластома, нефробластома. Клиника. Диагностика. Лечение. Диспансеризация. Прогноз. ^ Общее представление о злокачественных опухолях брюшной полости и забрюшинного пространства у детей. Методы выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний брюшной полости и забрюшинного пространства у детей, принципы хирургического лечения. Доброкачественные опухоли кожи и мягких тканей. Структура учебной программы «Онкология» представлена двумя разделами: общая онкология, частная онкология. ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
а) извещение о впервые выявленном больном (форма 090/у); б) выписка из истории болезни онкологического больного (форма 027-1/у); в) протокол на запущенный случай злокачественного новообразования (форма 027-2/у). Студент должен приобрести навыки:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций, практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На практических занятиях студенты проводят опрос тематических пациентов, выполняют физикальное обследование, учатся составлению плана дополнительного обследования пациента, изучают и анализируют результаты инструментальных и лабораторных методов исследования, осваивают последовательное и логичное изложение полученных данных в виде оформления учебных историй болезней, учатся грамотно формулировать и обосновывать диагноз с указанием локализации опухоли, осложнений, стадии заболевания, клинической группы, определять тактику лечения пациента. Отработка навыков пальпации опухолей отдельных локализаций (молочной железы, женских половых органов) осуществляется на муляжах-тренажерах. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в консультативных приемах, обходах, консилиумах с участием сотрудников кафедры, клинических и клинико-анатомических конференциях. Студенты присутствуют при биопсиях опухолей, наблюдают за ходом наиболее типичных операций, изучают макропрепараты удаленных опухолей, посещают кабинеты лучевой терапии, вместе с врачами участвуют в амбулаторном приеме пациентов. Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с онкологическими пациентами, техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении диагностических и лечебных процедур у детей с предопухолевыми и опухолевыми заболеваниями, правилами оформления документации. Самостоятельная внеаудиторная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, лекционного материала, монографий и периодической литературы, в подготовке сообщений и кратких докладов по наиболее актуальным проблемам онкологии детского возраста. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий, а также компьютерного тестового контроля знаний. На изучение дисциплины отводится 100 часов, из них 66 аудиторных, в том числе: 16 часов лекций, 50 часов практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (9 семестр). Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. ^
Содержание учебного материала ^ Определение «опухоль». Классификация. Основные свойства злокачественных опухолей. Этиология злокачественных новообразований. Канцерогенез. Группы канцерогенов. Предрак, ранний рак. Течение и прогноз при опухолевой патологии. Профилактика рака. ^ Структура заболеваемости злокачественными новообразованиями у детей. Эпидемиология рака в детском возрасте. Особенности этиологии рака у детей. Генетические факторы в этиологии рака у детей. Роль химических канцерогенов в этиологии рака. Вирусный канцерогенез. Роль радиации в возникновении опухолей. Наследственные симптомокомплексы и их связь с опухолями в детском возрасте. ^ Диагностический алгоритм в онкологии. Принципы формулирования онкологического диагноза. Классификация опухолей по ТNM, стадиям. Методы диагностики в онкологии. Особенности диагностики опухолей у детей. Виды биопсий. Показания и противопоказания. Методы лечения в онкологии. Принципы хирургического лечения. Особенности лечения опухолей у детей. Биологические основы лучевой и лекарственной терапии рака. Принципы лучевой и лекарственной терапии рака. Учреждения онкологической службы в Республике Беларусь, их задачи и структура. Документация на пациента с опухолевой патологией, правила и сроки оформления. Диспансерное наблюдение. Группы диспансерного учета. Особенности оказания специализированной онкологической помощи детям. Реабилитация онкологических пациентов детского возраста. Деонтология в детской онкологии. ^ Рак щитовидной железы — заболеваемость, смертность, этиология, связь с аварией на Чернобыльской АЭС. Гистологические формы рака щитовидной железы. Особенности течения, метастазирования и прогноза. Клиника рака щитовидной железы — локальные симптомы, симптомы метастазирования. Методы диагностики опухолей щитовидной железы. Методы лечения рака щитовидной железы. Узловые образования щитовидной железы, дифференциальная диагностика, тактика при узловой патологии. Наследственные симптомокомплексы при раке щитовидной железы. Паранеопластические синдромы при раке щитовидной железы. Реабилитация детей после лечения рака щитовидной железы. ^ Определение «злокачественных лимфом». Классификация. Общие признаки злокачественных лимфом. Заболеваемость. Гистологические формы лимфомы Ходжкина и основные формы неходжкинских лимфом в детском возрасте. Стадирование. Клиника лимфомы Ходжкина — общие симптомы, локальные. Клиника неходжкинских лимфом. Зависимость от гистологической формы. Методы диагностики лимфом. Принципы лечения лимфомы Ходжкина и неходжкинских лимфом. Дифференциальная диагностика лимфаденопатий в детском возрасте. ^ Опухоли легких, классификация, заболеваемость. Первичные симптомы опухолей легкого. Симптомы местно-распространенных опухолей легкого. Метастазирование. Симптомы отдаленных метастазов опухолей легкого. Принципы лечения опухолей легкого. Особенности опухолей легких у детей. Топографическая анатомия средостения, классификация опухолей. Симптомокомплексы при опухолях средостения — органные, сосудистые, неврологические, аутоиммунные, системные проявления. Диагностика опухолей средостения. Принципы лечения опухолей средостения. Особенности опухолей средостения у детей. ^ Факторы риска по опухолям кожи. Факультативные предраки кожи. Облигатные предраки кожи. Рак кожи — базалиома, плоскоклеточный рак. Особенности роста и течения. Диагностика рака кожи. Методы лечения предраковых заболеваний и рака кожи. Классификация пигментных невусов. Признаки малигнизации пигментных невусов. Клиника меланомы. Методы диагностики меланомы. Методы лечения меланомы. Прогноз. Профилактика. ^ Нефробластома — заболеваемость, этиология. Особенности роста и метастазирования нефробластомы. Клиника опухоли Вильмса. Диагностика опухоли Вильмса. Методы лечения нефробластомы. Нейробластома — заболеваемость, гистологические формы, особенности развития. Клиника нейробластомы. Диагностика нейробластомы. Лечение нейробластомы. ^ Классификация доброкачественных заболеваний молочных желез. Мастопатия — этиология, патогенез. Диффузная и узловая мастопатия - клиника, диагностика, лечение. Гинекомастия — этиология, клиника, диагностика, лечение. Доброкачественные опухоли — фиброаденома, листовидная опухоль, внутрипротоковая папиллома. Клиника, диагностика, лечение. Рак молочной железы — факторы риска, предопухолевые заболевания, метастазирование. Клиника рака. Клинические формы. Методы диагностики опухолей молочной железы. Методы лечения рака молочной железы. ^ Определение «мягкие ткани». Заболеваемость. Гистологическая классификация. Этиология опухолей мягких тканей. Общие признаки опухолей мягких тканей. Метастазирование. Особенности опухолей мягких тканей в детском возрасте. Методы диагностики опухолей мягких тканей. Рабдомиосаркома — особенности течения, клинических проявлений. Принципы лечения сарком мягких тканей у детей. Саркомы костей у детей — заболеваемость, этиология. Остеогенная саркома — особенности течения, клинические признаки. Диагностика остеогенной саркомы. Лечение остеогенной саркомы. Саркома Юинга — особенности течения, клинические проявления. Диагностика. Лечение саркомы Юинга. ^ Герминоклеточные опухоли - классификация. Гистогенез. Особенности в детском возрасте. Клиническая картина, зависимость от локализации и гистологической формы. Диагностика. Стадирование. Методы лечения. ^ Опухоли печени. Гистологическая классификация. Клиническая картина. Методы диагностики Лечение. Особенности опухолей печени в детском возрасте. Опухоли желудка – доброкачественные и злокачественные. Клиника, диагностика, методы лечения. Особенности в детском возрасте. Опухоли толстой кишки – доброкачественные и злокачественные. Клиника, диагностика, методы лечения. Особенности у детей. Информационно-методическая часть Литература Основная:
Дополнительная:
Критерии оценок результатов учебной деятельности 10 баллов — десять:
9 баллов - девять:
8 баллов - восемь:
7 баллов - семь:
6 баллов – шесть:
5 баллов - пять:
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
^
Рекомендуемые средства диагностики Фонд оценочных средств
Фонд технологий контроля обучения
Перечень рекомендуемых наглядных пособий
Краткие методические указания по использованию персонального компьютера, технических средств обучения, иного оснащения
При обучении студентов используются компьютерные презентации лекций и практических занятий, компьютерные фотоматериалы, видеофильмы, рентгенограммы, маммограммы, сонограммы в цифровом варианте и на бумажных носителях, постеры. Рентгенограммы и маммограммы изучаются также на негатоскопах. Часть фотоматериалов может быть просмотрена с использованием диапроектора и в фотоальбомах. Муляжи-тренажеры применяются для отработки практических навыков пальпации опухолей молочной железы, опухолей малого таза и метастазов в лимфатических узлах. Ряд материалов демонстрируется в виде графиков, схем, рисунков на специальных досках, которыми оснащены учебные классы. Для самоподготовки используются обучающие компьютерные тесты, для текущего и итогового контроля знаний применяются контрольные компьютерные тесты. Оглавление
![]() ^
|