|
Скачать 206.05 Kb.
|
![]() СоставителИ: И.А.Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Е.Н.Яговдик-Тележная, доцент кафедры инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Ю.Л.Горбич, ассистент кафедры инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» Рецензенты: Кафедра инфекционных болезней Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; С.В.Жаворонок, профессор кафедры инфекционных болезней и детских инфекций Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 05.04.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 27.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.) Пояснительная записка Инфекционные болезни – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики заболеваний, вызываемых микроорганизмами и их токсинами. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Инфекционные болезни» включает новейшие научные данные по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинической картине, методам диагностики, терапии и профилактике инфекционных заболеваний, а также смежным вопросам микробиологии, иммунологии, патологической анатомии и физиологии, биохимии и фармакологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Инфекционные болезни» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об инфекционных заболеваниях, развитии у студентов клинического мышления, способностей практического применения полученных знаний. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Инфекционные болезни» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Общая химия. Электролитный состав крови, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние. Микробиология, вирусология, иммунология. Классификация микроорганизмов. Методы культивирования и идентификации в клинической практике. Патологическая физиология. Изменения течения физиологических процессов, происходящие при развитии инфекции. Фармакология. Классификация лекарственных средств, механизмы их действия, взаимодействие лекарственных средств между собой, показания и противопоказания для назначения лекарственных средств. Внутренние болезни. Дифференциальная диагностика общесоматической и инфекционной патологии (для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»). Хирургические болезни. Дифференциальная диагностика хирургической и инфекционной патологии (для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»). ^ дисциплины «Инфекционные болезни» состоит из 17 разделов, включающих вопросы общей и частной инфектологии. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На практических занятиях студенты проводят сбор анамнестических данных, объективное обследование пациентов с инфекционной патологией, изучают медицинские карты пациентов, находящихся на стационарном лечении и на диспансерном учёте в больничных организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пациентам с инфекционной патологией, обучаются методикам проведения люмбальной пункции, ультразвукового обследования, ректоскопии. Учатся правильно представлять полученные данные в виде записей в картах наблюдения пациентов, листах назначений, эпикризах, актах экспертиз, а также формулировать развернутый клинический диагноз. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в консилиумах, профессорских обходах, патолого-анатомических конференциях. Студентов знакомят с приемами работы, техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при обследовании и лечении пациентов с инфекционной патологией. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета и экзамена. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Примерный тематический план
*для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» ^
Общие особенности инфекционных заболеваний. Принципы диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний. Устройство и эпидемический режим инфекционной больницы. Понятие о боксе, полубоксе, палате. Показания для госпитализации в инфекционную больницу. Лихорадка неясного генеза. Понятие. Алгоритм диагностического поиска.
Бактериальные кишечные инфекции. Брюшной тиф. Паратиф А и В.Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Шигеллезы. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Сальмонеллезы. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Пищевая токсикоинфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Иерсиниозная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Холера. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Неотложная медицинская помощь при гиповолемическом шоке. Эшерихиозы. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. ^ Энтеровирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Ротавирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. ^ Амебиаз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Балантидиаз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Вирусные нейроинфекции. Бешенство. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Профилактика. ^ Менингококковая инфекция. Этиология. Классификация. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. ^ Основные клинические синдромы поражения центральной нервной системы. Синдром поражения оболочек мозга. Синдром поражения вещества мозга. Синдром внутричерепной гипертензии. Наиболее частые причины. Клинические проявления. Методы диагностики. Подходы к дифференциальной диагностике заболеваний, протекающих с данными синдромами. Анализ и интерпретация ликворограмм. Дифференциальная диагностика менингизма, серозного, гнойного и туберкулезного менингита, субарахноидального кровоизлияния.
Энтеральные вирусные гепатиты. Острые вирусные гепатиты. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. ^ Острые вирусные гепатиты. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Хронические вирусные гепатиты. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. ^ Острая и хроническая печеночная недостаточность. Понятие. Причины. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Вирусассоциированный цирроз печени. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Гепатоцеллюлярная карцинома. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Подходы к лечению.
Современная классификация. Грипп. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Парагрипп. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Аденовирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. РС-вирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Риновирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Эпидемический сыпной тиф и болезнь Брилла-Цинссера. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Малярия. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Клещевой вирусный энцефалит. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Клещевой боррелиоз. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Чума. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Сибирская язва. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Туляремия. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Лептоспироз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Геморрагические вирусные лихорадки. Классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Бруцеллез. Классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Современная классификация. Понятие о патогенезе. Диагностика. Подходы к терапии. Неотложные мероприятия при септическом шоке.
Рожа. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Ботулизм. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Столбняк. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Дифтерия. Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Хламидийная инфекция (Chlamydophila pneumoniae, Chlamydia psitaccii). Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Микоплазменная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Современная классификация. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. Профилактика. Оппортунистические заболевания. Оппортунистические инфекции.
Энтеробиоз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Аскаридоз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Трихоцефаллез. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Описторхоз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Эхинококкоз. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Трихинеллез. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Ветряная оспа. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Корь. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Краснуха. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Особенности течения заболевания у беременных. Эпидемический паротит. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.
Понятие. Подходы к диагностике и терапии. Профилактика. Информационно-методическая часть Литература Основная:
Дополнительная:
Рекомендуемые средства диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Оглавление ![]() |
![]() |
Типовая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами З. В. Забаровская, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Кандидат медицинских наук, доцент А. В. Глинник; доцент 3-й кафедры терапевтической стоматологии «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л. Н. Дедова |
![]() |
«Детские инфекционные болезни» И. Г. Германенко, заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
«Детские инфекционные болезни» А. А. Астапов, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Образовательный стандарт по специальности высшего медицинского образования первой ступени, утвержденный З. Н. Брагина, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования А. В. Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Н. И. Инсарова доцент кафедры медицинской и биологической физики Учреждения образования «Белорусский Н. И. Инсарова – доцент кафедры медицинской и биологической физики Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский... |