И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon

И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе





Скачать 319.61 Kb.
Название И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе
Дата 07.04.2013
Размер 319.61 Kb.
Тип Пояснительная записка


СоставителИ:

Н.Л.Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

И.А.Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», подполковник медицинской службы;

Я.Н.Борисевич, ассистент кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»


Рецензенты:

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;

Е.О.Гузик, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.10.2008 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 26.11.2008 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 12.01.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 14.01.2009 г.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая гигиена является учебной дисциплиной, раскрывающей цель, предмет, задачи и методы гигиены как науки, структуру окружающей среды и здоровья, закономерности и методы изучения влияния окружающей среды на здоровье населения, концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний, принципы организации профилактических мероприятий и законодательные акты, регламентирующие их проведение.

Военная гигиена представляет собой одну из научных гигиенических дисциплин и областей практической деятельности военных врачей, разрабатывающую пути и способы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и боеспособности военнослужащих. В настоящее время развитие военной гигиены идет в направлении дальнейшего изучения влияния факторов окружающей среды и условий военной службы на здоровье и работоспособность военнослужащих.

Необходимость разработки типовой учебной программы по дисциплине «Общая гигиена и военная гигиена» связана с утверждением новых образовательных стандартов и появлением современных научных данных по общей и военной гигиене, а также нормативно-правовых актов в области профилактической медицины.

Отличительной особенностью настоящей программы, по сравнению с предыдущей типовой учебной программой, является введение новых тем лекций и лабораторных занятий: «Современные проблемы питания человека», «Алиментарные заболевания и их профилактика», «Модели развития главных неинфекционных болезней», «Гигиенические основы питания больного человека», «Вредные профессиональные факторы в системе здравоохранения. Основные направления профилактики». После изучения отдельных разделов и тем предусмотрены контрольные работы.

Типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена и военная гигиена» подготовлена в соответствии с образовательными стандартами Республики Беларусь, утвержденными и введенными в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02 мая 2008г.:

- «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 01 Лечебное дело» № ОС РБ 1-79 01 01-2008;

- «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 02 Педиатрия» № ОС РБ 1-79 01 02-2008;

типовыми учебными планами, введенными в действие с 01.09.2008 постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40 для специальностей высшего медицинского образования первой ступени: № L 79-005/тип и № L 79-007/тип.

Типовая учебная программа составлена с учетом многолетнего опыта преподавания данной дисциплины на кафедре общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и аналогичных кафедрах медицинских учреждений образования Беларуси.

^ Цель преподавания и изучения дисциплины «Общая гигиена и военная гигиена» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о влиянии внешней среды на организм для сохранения и укрепления здоровья человека.

^ Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет:

  • изучение механизма воздействия элементов и факторов окружающей среды на здоровье населения;

  • изучение методов гигиенической оценки факторов окружающей среды;

  • изучение экспресс-методов оценки состояния здоровья (донозологической диагностики).

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов:

  • научное обоснование здорового образа жизни;

  • обучение базовым принципам организации профилактических мероприятий, способствующих формированию профилактического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Программа предусматривает профилизацию преподавания дисциплины в соответствии с Образовательными стандартами:

1 - 79 01 01 Лечебное дело. Тема: «Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО)» - дана гигиеническая оценка внутренней планировки и санитарно-гигиенического режима основных терапевтических и хирургических отделений, родильных домов, инфекционных больниц;

1 - 79 01 02 Педиатрия. Тема: «Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО)» - дана гигиеническая оценка внутренней планировки и санитарно-гигиенического режима детских отделений и больниц инфекционного и неинфекционного профиля; не рассматривается тема «Гигиена детей и подростков», поскольку предусмотрены занятия на старших курсах на кафедре Гигиены детей и подростков.

Преподавание и успешное изучение общей гигиены осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: «Медицинская и биологическая физика», «Общая химия», «Биологическая химия», «Медицинская биология и общая генетика», «Микробиология, вирусология и иммунология», «Нормальная физиология».

^ Медицинская и биологическая физика

Механические, колебательные и волновые процессы. Акустика. Оптические методы исследования и воздействия излучением оптического диапазона на биологические объекты. Термодинамика и явления переноса в биосистемах. Электромагнитные излучения. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования.

^ Общая химия

Химия биогенных аминов. Физикохимия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений

Биологическая химия

Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.

^ Медицинская биология и общая генетика

Развитие и старение организма. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Ядовитые грибы, растения, животные (клиника отравлений, профилактика).

^ Микробиология, вирусология и иммунология

Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогеннных сред. Санитарно-противоэпидемический режим в больничных учреждениях. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

^ Нормальная физиология

Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой.

^ Структура содержания типовой учебной программы

В данной типовой программе учебные вопросы по общей гигиене и военной гигиене объединены в проблемные блоки (модули):

Общая гигиена

    1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение

    2. Гигиена питания

    3. Гигиена лечебно-профилактических организаций

    4. Гигиена труда

    5. Гигиена детей и подростков (только для специальности 1 - 79 01 01 Лечебное дело)

Военная гигиена

    1. Военная гигиена

Учебные вопросы по военной гигиене объединены в проблемные блоки (модули):

    1. Организационные основы военной гигиены

    2. Гигиена питания войск

    3. Гигиена водоснабжения войск

    4. Гигиена военного труда

Изучение военной гигиены проводится по отдельным разделам, позволяющим системно освоить основные направления деятельности медицинской службы воинской части (соединения) по вопросам организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий и осуществления медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военнослужащих.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • теоретические и практические аспекты проблем сохранения и укрепления здоровья населения, предупреждения преждевременного старения и изнашивания организма, использования благоприятного влияния факторов окружающей среды на течение и исход заболевания, восстановление здоровья и работоспособности;

  • физиологические основы здорового образа жизни и концепцию факторов риска как основы современных представлений о профилактике заболеваний;

  • законы рационального питания, методы оценки фактического питания и статуса питания, основы лечебного питания в организациях здравоохранения;

  • гигиенические требования к режиму в организациях здравоохранения, пути предупреждения внутрибольничной инфекции;

  • основы организации санитарного надзора в Вооруженных Силах Республики Беларусь*;

  • факторы внешней среды, влияющие на состояние здоровья и работоспособность (боеспособность) военнослужащих*.

Студент должен уметь:

  • проводить гигиеническое обучение и воспитание, осуществлять формирование здорового образа жизни;

  • выполнить гигиеническую оценку показателей микроклимата, вентиляции, освещения, качества питьевой воды и пищевых продуктов*;

  • определить показатели физического развития, физической подготовленности;

  • выполнить оценку фактического питания и статуса питания, составления и анализа меню-раскладки продуктов;

  • определить показатели физической, умственной и профессиональной работоспособности;

  • провести гигиеническую диагностику здоровья, оценку здоровья на индивидуальном, коллективном и популяционном уровне;

  • выявлять преморбидное состояние организма;

  • выявлять и оценивать факторы внешней среды, влияющие на состояние здоровья и работоспособность (боеспособность) военнослужащих*;

  • разрабатывать гигиенические рекомендации по предупреждению отрицательных последствий влияния этих факторов на военнослужащих*.

Примечание: звездочкой (*) отмечены требования, предъявляемые к компетенции обучающихся по специальности 1 - 79 01 01 Лечебное дело.

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), компьютерных программ для расчета и оценки полученных показателей, интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На лабораторных занятиях студенты проводят комплексную гигиеническую оценку факторов окружающей среды, изучают способы профилактики главных неинфекционных болезней, обучаются методикам гигиенической оценки и улучшению качества питьевой воды, гигиенической оценки адекватности рациона питания, гигиенической оценки статуса питания, профилактики пищевых отравлений, оценки неблагоприятного влияния вредных производственных факторов. Учатся правильно представлять полученные данные в виде протоколов и заключений, а также формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач и участием в научно-исследовательских работах и выступлении на студенческих научно-практических конференциях.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы профилактики заболеваний, техникой безопасности. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных и итоговых занятий (коллоквиумов). Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов.

Время, выделяемое для изучения дисциплины «Общая гигиена и военная гигиена», по специальностям соответствует типовым учебным планам.

^ Распределение бюджета учебного времени по семестрам

^ Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестация

Всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 01

Лечебное дело

3

86

45

10

35

-

-

зачет

4

80

43

8

35

-

-

экзамен

1-79 01 02

Педиатрия

3

86

45

10

35

-

-

зачет

4

80

43

8

35

-

-

экзамен


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение

4

25 (28)*

1.1. Структура окружающей среды

2

-

1.2. Концепция факторов риска как основа современной профилактики. Модели развития главных неинфекционных болезней

-

1.3. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха. Гигиеническая оценка влияния микроклимата

-

8

1.4. Гигиеническая оценка условий размещения на здоровье человека

-

13

1.5. Гигиеническая оценка качества питьевой воды

2

4 (7)*

1.6. Гигиеническая оценка почвы

-

^ 2. Гигиена питания

6

20

2.1. Пища как фактор окружающей среды

2

-

2.2. Алиментарные заболевания и их профилактика

2

-

2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания

-

6

2.4. Гигиеническая оценка статуса питания и обеспеченности организма витаминами А и С

-

5

2.5. Профилактика пищевых отравлений

2

4

2.6. Гигиенические основы питания больного человека

-

5

^ 3. Гигиена лечебно-профилактических организаций

-

5 (7)*

3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию лечебно-профилактических организаций разного профиля

-

5 (7)*

^ 4. Гигиена труда

2

5

4.1. Факторы производственной среды

2

-

4.2. Гигиеническая характеристика условий труда в промышленном производстве и сельском хозяйстве

-

5

^ 5. Гигиена детей и подростков

-

5 (0)*

5.1 Критерии гигиенической оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков

-

5(0)*
6. Военная гигиена

6

10
6.1. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в полевых условиях. Гигиена размещения войск

2

-

6.2. Основы организации и проведения медицинского контроля за питанием войск в полевых условиях

2

3

6.3. Основы организации и проведения медицинского контроля за водоснабжением войск в полевых условиях

2

6.4. Основы организации и проведения гигиенической экспертизы воды и продовольствия

-

3

6.5. Гигиена труда в основных родах войск

2

2

^ Всего часов

18

70


Примечание: Звездочкой (*) указана продолжительность изучения раздела студентами, обучающимися по специальности 1-79 01 02 Педиатрия.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение

1.1. Структура окружающей среды

Определение, цель, предмет, задачи и методы гигиены. Место гигиены среди других медицинских наук. Возникновение и развитие гигиены. Гигиена в древнем мире, в Средние века, в эпоху Возрождения. Развитие экспериментальной гигиены. Развитие гигиены в России. Крупнейшие отечественные гигиенисты - А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, В.А.Углов, А.Н.Сысин, Ф.Г.Кротков, П.Е.Калмыков, С.Н.Черкинский, А.А.Покровский, К.С.Петровский, Н.Ф.Кошелев, М.Н.Логаткин, Г.И.Сидоренко. Вклад в развитие гигиенической науки В.В.Пашутина, И.П.Павлова, В.И.Вернадского. Идеи профилактики в трудах ученых-клиницистов М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, А.А.Остроумова. Гигиена в странах Западной Европы: М.Петтенкофер, К.Фойт, М.Рубнер, Л.Пастер, Р.Кох, Э.Адольф, Г.Леманн, Х.Митчелл, Т.Мур. Видные ученые-гигиенисты, работавшие на кафедре общей гигиены Минского государственного медицинского института - З.К.Могилевчик, П.В.Остапеня. Задачи гигиены на современном этапе. Дифференциация гигиенической науки.

Окружающая среда как совокупность природных (воздух, вода, почва, радиация, пища, биосфера) и социальных (труд, быт, социально-экономический уклад) элементов. Свойства (факторы) природных (механические, физические, химические, биологические) и социальных: труд (тяжесть, напряженность, режим, характер связи человека с орудием труда, внешние условия труда), быта (условия размещения, одежда, питание, водоснабжение, отдых), социально-экономического уклада (социально-правовое положение, материальная обеспеченность, уровень образования, культуры) элементов окружающей среды.

Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, гармоническое единство физических, психических и трудовых функций, обуславливающее возможность полноценного участия человека в различных видах общественной и производственной трудовой жизни.

Оценка состояния здоровья на индивидуальном, групповом (коллективном) и популяционном уровне. Критерии оценки индивидуального здоровья: параметры физического развития (соматометрические, соматоскопические, физиометрические), физической подготовленности (быстрота, сила, выносливость), показатели гомеостаза (функционирование сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ и энергии), высшей нервной деятельности, иммунного статуса. Интегральные показатели индивидуального здоровья: работоспособность человека (физическая, умственная, профессиональная), продолжительность его трудовой (творческой) активности. Методы и методики, применяемые при решении научных и практических задач. Гигиеническая диагностика: определение, цель, предмет, порядок проведения. Донозологическая гигиеническая диагностика. Преморбидные состояния организма, их признаки, критерии оценки.

Профилактическая медицина. Виды профилактики. Первичная, вторичная профилактика, третья ступень профилактики. Общественное здравоохранение, инфраструктура, направление деятельности, содержание и роль межсекторального взаимодействия. Первичная медико-санитарная помощь населению.

Основные законодательные акты Республики Беларусь, регламентирующие вопросы охраны здоровья населения.

Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды. Принципы нормирования.

^ 1.2. Концепция факторов риска как основа современных представлений о профилактике заболеваний. Модели развития главных неинфекционных болезней

Классификация факторов риска. Внешние факторы риска: питание, жилище, условия труда и профессиональные вредности, отдых, этнические особенности, жизненный уровень и образ жизни, природно-географические условия. Внутренние факторы риска (врожденные и приобретенные): артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, нарушение эндокринной регуляции и др. Индивидуальная конституция как совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, определяющих своеобразие его реактивности и результат реализации генотипа в конкретных условиях окружающей среды. Группировка факторов риска по Ю.П.Лисицыну: образ жизни; генетика (биология) человека; окружающая среда, включая природно-климатические условия; здравоохранение.

Наиболее результативные направления предупреждения заболеваний в области общественного здравоохранения: создание условий для здорового образа жизни; улучшение экологической обстановки; медико-санитарная помощь населению.

Главные неинфекционные болезни и модели их развития: экологическая, аккумуляционная, онтогенетическая и генетическая модели. Профилактика главных неинфекционных болезней. Модели развития и алиментарная профилактика атеросклероза. Влияние табакокурения на гомеостаз. Стресс как фактор риска. Физическая активность как важный фактор сохранения здоровья и профилактики главных неинфекционных болезней. Старение организма и связанные с ним главные неинфекционные болезни.

^ 1.3. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха. Гигиеническая оценка влияния микроклимата

Строение земной атмосферы, характеристика основных свойств атмосферы. Влияние на организм человека. Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды - температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения, барометрического давления. Электрическое состояние воздушной среды, характеристика основных показателей. Влияние на здоровье человека. Ионизация воздуха. Понятие о тяжелых и легких, положительных и отрицательных ионах. Влияние ионизации на организм человека. Естественная радиоактивность воздушной среды, особенности действия на биологические объекты и здоровье человека.

Химический состав воздушной среды, его гигиеническая характеристика. Влияние различных составных частей воздуха на биологические процессы в природе и здоровье человека. Санитарно-показательное значение углекислоты воздуха жилых и общественных зданий. Антропотоксины в воздухе жилых помещений: условия, способствующие их накоплению и влияние на здоровье. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения воздушного бассейна населенных мест. Механические и газообразные примеси в воздухе. Особенности количественного и качественного состава примесей атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений. Влияние загрязнений атмосферы на здоровье населения. Меры борьбы с атмосферными загрязнениями. Организация мониторинга за состоянием атмосферного воздуха.

Погода и климат, особенности и определение. Понятие о климатообразующих факторах. Классификация климатов, их гигиеническая характеристика. Сезонные изменения обычных климатических и электрометеорологических факторов. Влияние климатических факторов на организм. Понятие о сезонных и метеотропных заболеваниях. Метеозависимость. Значение активной профилактики с учетом влияния погодных условий на организм.

Понятие о микроклимате. Акклиматизация и адаптация как сложный социально-биологический процесс приспособления человека к новым условиям обитания. Физиологические сдвиги в организме, развивающиеся в период акклиматизации и адаптации в необычных условиях. Значение условий и режима труда, отдыха, быта, характера питания, особенностей планировки населенных пунктов, физической тренировки и закаливания для более быстрой и полной акклиматизации и адаптации. Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды - температуры, влажности, подвижности воздуха, барометрического давления. Методы измерения и гигиеническое нормирование показателей микроклимата. Влияние на организм повышенного и пониженного атмосферного давления (кессонная и высотная болезни). Электрическое состояние воздушной среды, характеристика основных показателей. Влияние на здоровье человека. Роза ветров, методика ее составления и гигиеническая оценка.

Гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм человека. Методы оценки: кататермометрия, эффективные и результирующие температуры. Методы исследования и гигиеническая оценка теплового состояния организма. Измерение показателей, характеризующих реакцию организма на воздействие метеофакторов: теплоощущения, средневзвешенная температура тела, холодовая проба, йодкрахмальный метод Минора.

^ 1.4. Гигиеническая оценка условий размещения на здоровье человека

Понятие о световом климате. Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра. Общебиологическое действие видимого спектра, специфическое действие на орган зрения. Влияние различных факторов на состояние естественной освещенности открытых пространств и закрытых помещений. Светотехнический и геометрический метод оценки естественного освещения.

Искусственное освещение. Гигиеническая характеристика основных видов искусственного освещения. Методы исследования и гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения закрытых помещений с помощью люксметра.

Размещение как гигиенический фактор. Влияние уровня благоустройства и санитарного состояния населенных мест на здоровье населения. Гигиенические требования к жилищу, строительным материалам, конструкциям и внутренней отделке.

Естественная и искусственная вентиляция. Виды и их гигиеническая характеристика. Концентрация углекислоты как санитарно-химический показатель степени чистоты воздуха закрытых помещений. Методы исследования концентрации углекислоты в воздухе. Показатели, характеризующие эффективность вентиляции: объем вентиляции, кратность воздухообмена, воздушный куб - принципы их расчета и оценки. Кондиционирование воздуха.

^ 1.5. Гигиеническая оценка качества питьевой воды

Физиологическое и гигиеническое значение воды. Круговорот воды в природе, его гигиеническая характеристика. Источники природной воды и их гигиеническая характеристика. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Понятие об эндемических заболеваниях, роль различных факторов внешней среды в возникновении этих заболеваний. Биологическая жизнь водоема, ее гигиеническая характеристика. Понятие о сапробности, зоны сапробности водоемов. Эпидемическое значение воды. Инфекционные заболевания, передающиеся через воду. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод. Гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды питьевой.

Методика санитарно-гигиенического обследования водоисточника. Отбор проб воды. Методы исследования и гигиеническая оценка физических и органолептических показателей. Методы исследования содержания в воде веществ, индифферентных и имеющих положительное физиологическое значение (карбонаты, гидрокарбонаты, кальций, магний, железо). Гигиеническая оценка.

Методы исследования химических показателей органического загрязнения воды (рН, содержание азота аммиака, нитритов, хлоридов, окисляемость). Гигиеническая оценка.

Методы улучшения качества воды: осветление и обесцвечивание (коагуляция и фильтрация), обеззараживание (физические методы: кипячение, обработка воды ультрафиолетовыми лучами, ультразвуком; химические методы: хлорирование нормальными дозами, гиперхлорирование, озонирование, олигодинамическое действие серебра): их преимущества и недостатки.

Решение ситуационных задач (гигиеническая оценка качества питьевой воды из различных водоисточников).

^ 1.6. Гигиеническая оценка почвы

Понятие почва, почвообразующие факторы. Механический состав, физические свойства почвы, водно-воздушный режим, их гигиеническая характеристика. Процессы самоочищения почвы, факторы влияющие на их интенсивность и завершенность. Химический состав почвы, влияние на организм. Показатели органического загрязнения почвы. Биогеохимические провинции. Источники загрязнения почвы и их гигиеническая характеристика. Почва как основное звено в круговороте ксенобиотиков в окружающей среде. Виды ксенобиотиков (предотвратимые, временно-предотвратимые, преднамеренновносимые) и их гигиеническая характеристика. Бактериальный состав почвы. Почва как резервуар и фактор передачи инфекционных и паразитарных заболеваний. Показатели, используемые при гигиенической оценке почвы. Меры по санитарной охране почвы. Современные направления в агрогигиене. Цель, задачи, основные достижения, перспективы развития агрогигиены.

^ 2. Гигиена питания

2.1. Пища как фактор окружающей среды


Определение и содержание гигиены питания. Влияние питания на здоровье населения. Профилактическая и лечебная роль питания. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки о питании. Виды питания.

Современные проблемы питания человека. Генетически модифицированные продукты. Функциональные продукты питания. Биологически активные добавки к пище.

Критерии нормирования потребностей организма в питании, физиологические нормы питания населения. Качественный дисбаланс питания, причины его возникновения и последствия. Современные представления о значении белков в питании людей. Понятие об эталонном белке и биологической ценности белков. Нормы потребления белков, рекомендации Организация по продовольствию и сельскому хозяйству Всемирной Организации Здравоохранения (ФАО/ВОЗ). Содержание и качество белков в основных пищевых продуктах. Жиры в питании человека. Высоконенасыщенные жирные кислоты, холестерин, фосфатиды и их биологическая роль. Последствия недостаточного потребления эссенциальных компонентов жиров. Избыточное потребление жиров и последствия. Меры профилактики. Нормативы потребления жиров и их незаменимых компонентов. Углеводы в питании человека. Роль клетчатки и пектиновых веществ. Источники и нормы потребления углеводов. Витамины и их роль в питании. Профилактика витаминной недостаточности и гипервитаминозов. Источники витаминов. Минеральные вещества в питании. Недостаток и избыток минеральных веществ в питании. Меры профилактики.

Законы рационального питания. Закон энергетической адекватности питания. Методы определения расхода энергии и методы определения фактического потребления нутриентной энергии. Закон нутриентной (пластической) адекватности питания. Классификация питательных веществ по признаку функционального предназначения и принципу незаменимости. Формула сбалансированного питания. Закон биоритмологической адекватности питания, рациональный режим питания и его физиологическое обоснование. Закон энзиматической (ферментативной) адекватности питания. Нарушения, связанные с изменением химического состава продуктов питания под влиянием современных агротехнологий. Последствия, обусловленные использованием гормонов, антибиотиков, генной инженерии в животноводстве. Изменения качественного состава продуктов питания, вызванные консервантами и пищевыми добавками. Наследственные и приобретенные энзимопатии. Закон биотической адекватности (безвредности) питания.

^ 2.2. Алиментарные болезни и их профилактика

Алиментарные болезни: определение понятия, причины, классификация. Болезни белково-энергетической недостаточности питания: классификация, диагностика, клиника, профилактика. Недостаточный статус питания. Гипотрофия: клинические симптомы, профилактика. Алиментарная дистрофия и карликовость. Избыточный статус питания. Ожирение как социальная проблема: связь избыточного веса с заболеваемостью и смертностью. Диагностика, профилактика и диетотерапия ожирения. Синдром белковой избыточности питания: причины развития, клинические проявления, профилактика. Методы оценки белковой обеспеченности организма.

Микроэлементозы: определение, классификация. Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь. Гипоселеноз: клинические проявления, профилактика. Йоддефицитные заболевания: клинические проявления, профилактика. Железодефицитная анемия: причины, клинические проявления, алиментарная профилактика.

^ 2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания

Критерии нормирования потребностей организма в питании, физиологические нормы питания населения. Методы определения потребностей организма в энергии: калориметрический, хронометражно-табличный, расчетный с использованием коэффициента физической активности. Определение индивидуальных потребностей организма в энергии (по методике ВОЗ с использованием коэффициента физической активности) и нутриентах (с помощью сбалансированной мегакалории).

Расчет фактического потребления питательных веществ и энергетической ценности рациона питания по меню-раскладке с использованием метода 24-часового интервьюирования в компьютерной программе, разработанной на кафедре «Компьютерный программный комплекс по анализу фактического питания и индивидуального здоровья iNutrition». Гигиеническая оценка адекватности фактического питания студента потребностям организма, разработка рекомендаций по рационализации питания.

^ 2.4. Гигиеническая оценка статуса питания и обеспеченности организма витаминами А и С

Гигиеническая оценка статуса питания (соматометрические, соматоскопические, физиометрические и биохимические показатели). Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С. Методы изучения витаминной ценности рационов питания: анкетно-опросный, расчетный, весовой, химико-аналитический. Методы изучения витаминного статуса организма: соматометрический, физиометрический, общеклинический, и соматоскопический, физиолого-биохимическое тестирование, гематологический и иммунологический. Разработка рекомендаций по оптимизации статуса питания и витаминной обеспеченности организма.

^ 2.5. Профилактика пищевых отравлений

Классификация. Пищевые отравления микробной этиологии: виды, клинические проявления, меры профилактики. Ботулизм и стафилоккоковый токсикоз: факторы передачи, клинические проявления и профилактика. Микотоксикозы и фикотоксикозы.

Пищевые отравления немикробной природы. Химические интоксикации: клиника, профилактика. Пищевые отравления продуктами растительного и животного происхождения. Отравление ядовитыми грибами: клиника, профилактика. Методика расследования пищевых отравлений. Решение ситуационных задач и составление экстренного извещения.

^ 2.6. Гигиенические основы питания больного человека

Гигиенические принципы диетического и лечебного питания. Характеристика основных лечебных диет. Организация питания в лечебно-профилактических учреждениях.

^ 3. Гигиена лечебно-профилактических организаций

3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию лечебно-профилактических учреждений разного профиля

Гигиеническая экспертиза проекта терапевтического корпуса. Гигиенические требования к земельному участку: выбор места, размеры, зонирование территории, озеленение. Гигиеническая оценка генерального плана больницы. Гигиеническая оценка внутренней планировки терапевтического корпуса. Гигиенические требования к устройству и оборудованию палатной секции терапевтического отделения.

^ 4. Гигиена труда

4.1. Факторы производственной среды


Гигиена труда. Цель, задачи. Физиолого-гигиеническое и социально-экономическое понятие труда. Классификация видов труда.

Оптимальные условия труда, определение понятия, биологическая и социальная роль. Факторы, определяющие характер и условия труда. Оптимальные, предельно допустимые и предельно переносимые уровни факторов, определяющих условия труда. Режим, тяжесть, напряженность труда. Классификация труда по тяжести и напряженности. Показатели, характеризующие тяжесть и напряженность труда.

Вредные профессиональные факторы в системе здравоохранения. Основные направления профилактики. Утомление и его положительная и отрицательная роль. Мероприятия по снижению напряженности труда и профилактика утомления и переутомления. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика.

Режим труда и отдыха: влияние на здоровье, работоспособность людей и нервно-психическое состояние. Гигиеническая роль динамического стереотипа. Физиолого-гигиеническая оценка режима труда и отдыха.

^ 4.2. Гигиеническая характеристика условий труда в промышленном производстве и сельском хозяйстве

Основные вредные профессиональные факторы. Острые и хронические профессиональные заболевания. Профилактические медицинские осмотры и их роль в предупреждении профессиональных заболеваний.

Производственная пыль: классификация; физико-химические свойства пыли. Методы исследования запыленности воздуха производственных помещений. Пылевые профессиональные заболевания, их профилактика.

Химический фактор на производстве. Пути поступления ядов в организм, их гигиеническая характеристика. Общие закономерности действия промышленных ядов на организм человека. Профессиональные отравления, их профилактика. Свинец, ртуть, бензол, оксиды азота на производстве. Клинические проявления отравлений, их профилактика. Исследование токсических веществ в воздухе. Методы отбора проб воздуха. Методы количественного определения токсических веществ в воздухе.

Производственный шум, его физико-гигиеническая характеристика. Классификация шума. Понятие уровней интенсивности, звукового давления, громкости звука. Измерение общего уровня звукового давления. Приборы. Специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека. Гигиеническое нормирование шума. Индивидуальные средства защиты. Вибрация, виды, их гигиеническая характеристика. Воздействие общей и локальной вибрации на организм человека. Профилактика шумовой и вибрационной болезни.

Инфракрасное излучение на производстве: источники; способы измерения; нормирование. Меры профилактики неблагоприятного действия теплового излучения.

Медико-санитарное обслуживание рабочих промышленных предприятий. Гигиенические аспекты работы цехового врача.

  1. Гигиена детей и подростков

^ 5.1. Критерии гигиенической оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков

Гигиена детей и подростков: определение понятия, цель, задачи. Основные закономерности роста и развития детского организма. Биологический и паспортный возраст. Возрастные периоды жизни детей и подростков и их характеристика. Структура хронических заболеваний. Методы оценки физического развития. Показатели оценки здоровья детей в детских и подростковых учреждениях. Факторы, влияющие на формирование здоровья детей. Группы здоровья. Школьная зрелость, определение понятия, критерии оценки. Тест Керна-Ирасека.

Решение ситуационных задач по определению уровня, пропорциональности и гармоничности физического развития ребенка.

^ 6. Военная гигиена

6.1. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в полевых условиях. Гигиена размещения войск


Определение, цель, предмет, задачи и методы военной гигиены. Основные специфические особенности условий жизнедеятельности воинских коллективов. Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск. Особенности организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий. Основные направления и содержание медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военнослужащих.

Гигиенические требования к размещению военнослужащих. Гигиеническая характеристика открытых и закрытых фортификационных сооружений.

^ 6.2. Основы организации и проведения медицинского контроля за питанием войск в полевых условиях

Гигиенические требования к развертыванию полевого продовольственного пункта. Содержание работы медицинской службы по организации диетического питания. Методика составления и анализа раскладки продуктов.

Методика отбора проб продовольствия и готовой пищи для лабораторного исследования в санитарно-эпидемиологической лаборатории.

Организация и методика медицинского контроля за состоянием питания военнослужащих.

^ 6.3. Основы организации и проведения медицинского контроля за водоснабжением войск в полевых условиях

Задачи различных служб воинской части при организации водоснабжения. Гигиенические требования к развертыванию пунктов водоснабжения и водоразборных пунктов. Методика отбора проб воды для лабораторного исследования в санитарно-эпидемиологической лаборатории.

Организация и методика медицинского контроля за состоянием водоснабжения военнослужащих.

Средства полевого водоснабжения, их характеристика. Методы улучшения качества воды.

Оценка качества воды в полевых условиях.

^ 6.4. Основы организации и проведения гигиенической экспертизы воды и продовольствия

Организация и проведение гигиенической экспертизы продовольствия в условиях возможного заражения радиоактивными и отравляющими веществами и биологическими средствами. Этапы экспертизы в полевых условиях. Силы, средства и методы экспертизы. Объем и возможности лабораторных исследований.

Краткая тактико-техническая характеристика табельных приборов и комплектов, используемых для гигиенической экспертизы продовольствия. Гамма и расчетный методы, используемые при экспертизе пищевых продуктов.

^ 6.5. Гигиена труда в основных родах войск

Особенности труда на радиотехнических средствах. Биологическое действие сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения на организм. Методы защиты военнослужащих от электромагнитных излучений. Методы определения плотности потока энергии электромагнитного излучения.

Организация и методика медицинского контроля за условиями военного труда.

Литература

Основная:

  1. Гигиена / под ред. Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

  2. Дорошевич, В.И., Гигиена размещения войск в стационарных и полевых условиях. / В.И. Дорошевич, Д.И. Ширко. Мн., 2006.

  3. Дорошевич, В.И. Методика обследования и оценки санитарного состояния объектов продовольственной службы. / В.И. Дорошевич, Н.В. Борушко, Мн., 2003.

  4. Дорошевич, В. И. Общие вопросы гигиены и физиологии военного труда. / В.И. Дорошевич, Ю.Ю. Варашкевич, Н.В. Борушко. Мн., 2003.

  5. Дорошевич, В. И. Гигиена водоснабжения войск. / В. И. Дорошевич, Ю.Ю. Варашкевич. Мн., 2001.

  6. Лавинский, Х.Х. Медицинский контроль за питанием личного состава воинской части. / Х.Х. Лавинский, В.И. Дорошевич. Мн., 2003.

  7. Лакшин, А.М. Общая гигиена с основами экологии человека / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. М.: Медицина, 2004.

  8. Общая гигиена: пропедевтика гигиены. / Е. И. Гончарук [и др.] Киев, 1999.

  9. Общая гигиена / под ред. Г.И. Румянцева. М.: Медицина, 1990.

  10. Общая и военная гигиена / под ред. Б.И. Жолуса. СПб., 1997.

  11. Пивоваров, Ю. П. Гигиена и основы экологии человека / Ю. П. Пивоваров, В.В. Королик М., 2004.

  12. Румянцев, Г. И. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене / Г.И.Румянцев, Т. А. Козлова. М.: Медицина, 1980.

Дополнительная:

  1. Авраменко М.Ю., Гигиена фортификационных сооружений. / М.Ю. Авраменко, В. И. Дорошевич. Мн. 2006

  2. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 мая 2000 г. № 397-З.

  3. Инструкция о порядке медицинского обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь. Приказ МО РБ № 10 от 15.03.2004 г

  4. Мельниченко П.И., Военная гигиена и военная эпидемиология. / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов Москва, 2006.

  5. Пахирко А.В., Военная гигиена. / А.В. Пахирко, И. И. Бурак, В. И. Дорошевич, Витебск 2008.

  6. Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 48 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения санитарно-эпидемического благополучия военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь при размещении в полевых условиях, на полигонах, в учебных центрах, проведении полевых занятий и стрельб».




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации и и переподготовки
В. И. Козловский, старший преподаватель кафедры фармакологии Учреждения образования «Гродненский...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Ю. П. Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования Витебский
Т. Н. Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon В. А. Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
Е. И. Макшанова, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии Учреждения образования «Гродненский...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Дицинских наук, профессор С. А. Наумович; профессор кафедры ортопедической стоматологии учреждения
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л. Н. Дедова
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Кандидат медицинских наук, доцент А. В. Глинник; доцент 3-й кафедры терапевтической стоматологии
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л. Н. Дедова
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования Витебский
И. В. Токаревич, заведующий кафедрой ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования
А. В. Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Учебная программа повышения квалификации инновационные технологии в ортодонтии для зубных техников
Т. П. Бушмакина – преподаватель учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж»
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный...
И. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения образования Белорусский государственный медицинский университе icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы