|
Скачать 306.35 Kb.
|
![]() СоставителИ: И.А.Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Ю.Ю.Панкратова, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент О.А.Цыганкова, ассистент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра фтизиопульмонологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; Т.В.Барановская, заведующая кафедрой аллергологии и профпатологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент; главный внештатный профпатолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь ^ 1-й кафедрой внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от «15» сентября 2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от «14» декабря 2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 2 от «16» декабря 2011 г.) ^ Профессиональные болезни – это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные современные научные знания об этиологии, патогенезе, клинике, методике диагностики, лечения, медико-социальной экспертизе (МСЭ) и профилактике заболеваний, обусловленных неблагоприятными условиями трудового процесса. Типовая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Профессиональные болезни» включает новейшие научные данные по медицине труда, этиологии, патогенезу профессиональных пылевых, аллергических заболеваний органов дыхания, онкологических заболеваний, профессиональных отравлений, профессиональных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний от воздействия физических факторов (вибрации, шума, излучений), профессиональных заболеваний от функционального перенапряжения. Представлены современные высокоинформативные методы диагностики профессиональных заболеваний, новые лабораторные и функциональные маркеры аллергических заболеваний, профессиональных отравлений. Определены требования к проведению предварительных и периодических медицинских осмотров с целью раннего выявления лиц с профессиональными заболеваниями. С позиций доказательной медицины установлены требования по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ), тактике ведения и лечения пациентов с наиболее распространенными в Республике Беларусь профессиональными заболеваниями, в том числе, профессиональной заболеваемости у медицинских работников, определена роль гигиенистов при постановке диагноза профессионального заболевания. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины «Профессиональные болезни», направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Целью преподавания дисциплины «Профессиональные болезни» является приобретение студентами научных знаний о заболеваниях, основными причинами которых являются неблагоприятные условия производственной деятельности, овладение методами их диагностики, лечения, решения вопросов МСЭ, медицинской и трудовой реабилитации пациентов, профилактики профессиональных болезней. Профессиональные болезни, являющиеся частью медицины труда, рассматриваются как важная клиническая дисциплина, формирующая у студентов диагностические навыки, знания и умения при оказании медицинской и профилактической помощи пациентам. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Специфика подготовки студентов по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» заключается в целенаправленной самостоятельной курации пациентов с профессиональными заболеваниями, представлении к защите написанной истории болезни, в которой отражается план обследования согласно действующим протоколам, обосновывается диагноз профессионального заболевания, лечение пациента, социально-клиническое заключение с указанием экспертных и реабилитационных мероприятий. При прохождении цикла проводится работа в консультативно-диагностическом отделении Республиканского профпатологического центра, где студенты участвуют в диагностической работе на поликлиническом приеме, рассматривают вопросы диспансеризации пациентов с профессиональным заболеванием. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Профессиональные болезни» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Гигиеническое значение природных и социальных факторов для здоровья человека. Гигиена труда. Законодательные документы по гигиене и охране труда. Понятие о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Основы физиологии труда. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. ^ Методы исследования функционального состояния органов и систем, их интерпретация. Биологическая химия. Биохимические методы исследования, их интерпретация. ^ Принципы субъективной и объективной (физикальной) диагностики, основные симптомы заболеваний внутренних органов. Фармакология. Основные группы лекарственных средств, применяющиеся в клинике. ^ принципы оценки временной и стойкой нетрудоспособности, их особенности при профессиональных заболеваниях, порядок организации профилактических осмотров лиц, работающих во вредных условиях производства. Структура учебной программы дисциплины «Профессиональные болезни» представлена шестью разделами в соответствии с международной статистической классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10), Перечнем (списком), утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.03.2009 г. № 29/42 «Об утверждении перечня (списка) профессиональных заболеваний и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 40/6», Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь». ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; самостоятельную работу студентов. Обучение включает использование традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерные презентации лекций), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet. Знакомство с клиникой включает вопросы медицинской деонтологии, ее особенностей у пациентов с профессиональным заболеванием, вопросы нравственности и врачебной морали. Методы обучения традиционно включают опрос, объяснение, клинический разбор курируемых пациентов, написание и защиту истории болезни пациента с профессиональным заболеванием. Студенты должны правильно оценивать результаты параклинических методов исследования (лабораторно-биохимического, рентгенологического, ультразвукового, иммунологического, радиоизотопного, функции внешнего дыхания). Практическая подготовка включает умение провести дифференциальную диагностику сходных профессиональных и непрофессиональных заболеваний, решение ситуационных задач. Самостоятельная работа представлена внеаудиторным обучением, включает подготовку сообщений по профилактике профессиональных заболеваний, в том числе, у медицинских работников, подготовку докладов на студенческих научных конференциях. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем опроса на практических занятиях, представления пациентов на клиническом разборе, проверки истории болезни, самостоятельного решения ситуационных задач, использования тестового контроля, устного и письменного контроля во время зачета, включения вопросов по профессиональным заболеваниям в государственный экзамен «Медицина труда» на 6 курсе. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета в 9 и 10 семестрах. ^
Примерный тематический план
1. Введение в клинику профессиональных болезней1.1. Основные задачи и организация профпатологической службы в Республике Беларусь. Особенности диагностики и деонтологии при профессиональных заболеванияхОпределение профессиональной патологии как клинической дисциплины, ее задачи. Организация профпатологической службы в Республике Беларусь. Классы условий труда. Классификация профессиональных заболеваний. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.03.2009 г. № 29/42 «Об утверждении перечня (списка) профессиональных заболеваний и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 40/6». Особенности диагностики профессиональных заболеваний в Республике Беларусь. Этапы установления связи заболевания с профессией. Оценка необходимых документов. Сопоставление данных обследования пациента с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда. Особенности деонтологии при профессиональных заболеваниях. ^ Расследование и учет профессиональных заболеваний. Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 г. № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Особенности диагностики острых и хронических профессиональных заболеваний. Задачи медико-экспертного и врачебно-консультативных профпатологических центров по экспертизе диагноза и трудовым рекомендациям. Временная, стойкая нетрудоспособность при профессиональных заболеваниях. Особенности работы медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) при профессиональных заболеваниях. Степень ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности. Понятие функциональных классов. Принципы определения групп инвалидности и процентов утраты профессиональной трудоспособности. Реабилитация и ее виды. Составление программы реабилитации потерпевшего. ^ Характеристика производственной пыли по химическому происхождению, этиопатогенетическому действию, степени фиброгенности. Определение понятия «пневмокониозы». Классификация пневмокониозов и их характеристики (по этиологии, степени фиброгенности пыли, клинико-морфологическим проявлениям, рентгенологической картине, функциональным нарушениям, осложнениям). Клинические и рентгенологические особенности пневмокониозов. Критерии диагноза. Оценка санитарно-гигиенической характеристики, стажа работы, характера профессии, сопоставление клинических, рентгенологических, морфологических данных. Принципы лечения пневмокониозов. Особенности МСЭ и реабилитации при пневмокониозах. ^ Пневмокониозы от воздействия высоко- и умеренно фиброгенных видов пыли (силикоз, силикотуберкулез). Пневмокониозы от слабофиброгенных видов пыли (силикатозы, карбокониозы, пневмокониоз от воздействия сварочного аэрозоля). Характеристика причинного фактора. Схема патогенеза. Особенности клиники. Критерии диагноза и лечение. МСЭ. Профилактика. ^ Характеристика причинного фактора. Схема патогенеза. Клинические проявления. Критерии диагноза. Принципы лечения. МСЭ. Профилактика. ^ Определение понятия. Характеристика этиологических факторов. Схема патогенеза. Клинические особенности хронического профессионального бронхита и хронической обструктивной болезни легких. Классификация. Критерии диагностики. Дифференциальная диагностика. Лечение. МСЭ. Профилактика. ^ Определение понятия. Характеристика этиологических факторов. Классификация. Схема патогенеза. Особенности клинического течения. Критерии диагностики. Лечение. МСЭ. Профилактика. ^ Определение понятия. Характеристика этиологических факторов, производств, профессий. Схема патогенеза вибрационной болезни. Классификация вибрационной болезни от местного, общего, комбинированного воздействия. Клиническая характеристика основных синдромов, их дифференциальная диагностика. Критерии диагноза (профессиональный анамнез, данные санитарно-гигиенической характеристики, клинические, лабораторные, инструментальные исследования). Стандарты лечения вибрационной болезни. МСЭ и профилактика. ^ Определение понятия. Характеристика причинных факторов. Клинические проявления. Критерии диагноза. Принципы лечения. МСЭ и профилактика. ^ Химические вещества как причина острых и хронических профессиональных заболеваний. Классификация профессиональных отравлений. Клинико-патогенетическая классификация профессиональных отравлений системы крови. Определение понятия хронической интоксикации свинцом. Характеристика производств и профессий при профессиональном отравлении свинцом. Патогенез свинцовой интоксикации. Характеристика специфических и неспецифических синдромов. Клинико-лабораторные критерии диагноза. Оценка провокационной пробы. Этиотропная антидотная терапия. Патогенетическое лечение. МСЭ и профилактика при профессиональной свинцовой интоксикации. ^ Определение понятия. Химические особенности бензола, его гомологов, оксида углерода, метгемоглобинообразователей. Перечень производств и профессий риска развития отравлений. Основные механизмы развития острых и хронических отравлений. Клинико-лабораторные проявления специфических и неспецифических синдромов, отдаленных последствий интоксикации. Критерии диагноза. Лечение острых и хронических отравлений. Патогенетические антидоты при отравлении метгемоглобинообразователями. МСЭ и профилактика. ^ Определение понятия нейроинтоксикации. Обоснование выделения данной группы профессиональных заболеваний. Перечень производств и профессий, опасных для развития отравлений. Основные неврологические синдромы и их характеристика при отравлении нейротропными ядами. Интоксикация ртутью: острая и хроническая. Особенности патогенеза, клинических, лабораторных проявлений. Критерии диагноза. Проведение провокационной пробы и ее оценка. Лечение: характеристика и методики применения патогенетических антидотов, симптоматические лечение. МСЭ и профилактика. Интоксикация марганцем: патогенез, клинические проявления хронического поражения центральной и периферической нервной системы. Критерии диагноза. Лечение пациентов с марганцевой интоксикацией. МСЭ и реабилитация. ^ Перечень производств и профессий с риском развития отравлений в Республике Беларусь. Интоксикация сероуглеродом: определение понятия, патогенез острого и хронического отравления. Клиника специфических и неспецифических синдромов при отравлениях сероуглеродом. Лабораторно-инструментальные методы исследования при интоксикации сероуглеродом, критерии диагноза. Лечение. МСЭ и профилактика. Интоксикация тетраэтилсвинцом: определение понятия, патогенетические особенности клинических синдромов при остром и хроническом отравлении. Критерии диагноза. МСЭ и профилактика. ^ Определение понятия. Условия возникновения острых интоксикаций на производстве. Профессии с риском развития острых отравлений. Патогенез и клинические особенности отравлений в зависимости от степени растворимости (поражение верхних дыхательных путей, бронхов, токсический отек легких). Лечение острых профессиональных отравлений веществами раздражающего действия. МСЭ и профилактика. Острые отравления цианидами. Патогенез. Клинические особенности. Критерии диагноза. Неотложная помощь. МСЭ и профилактика. ^ Определение понятия. Актуальность вопроса. Классификация пестицидов (производственная, химическая, по степени токсичности). Интоксикация фосфорорганическими, хлорорганическими пестицидами, пиретроидами, карбаматами. Механизмы патогенеза. Клинические особенности острых и хронических отравлений. Критерии диагностики. Схемы лечения, характеристика препаратов. МСЭ и профилактика отравлений. ^ Определение понятия. Факторы риска развития. Отличия от заболеваний общесоматического генеза. Требования к оформлению санитарно-гигиенической характеристики. Механизмы патогенеза. Клинические особенности. Критерии диагноза. Схемы лечения. МСЭ и профилактика. ^ Содержание постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь». Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Роль гигиенистов в их проведении и оценке результатов. Принципы первичной, вторичной и третичной профилактики. ^ Классы условий труда медицинских работников. Аттестация рабочего места. Структура профессиональной заболеваемости медицинских работников в Республике Беларусь. Клиника наиболее часто встречающихся профессиональных заболеваний медицинских работников. Критерии диагностики. МСЭ и профилактика. ^ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
Критерии оценок результатов учебной деятельности Контроль усвоения знаний студентов осуществляется путем:
Критерии оценки знаний студентов: 10 баллов – десять:
9 баллов – девять:
8 баллов – восемь:
7 баллов – семь:
6 баллов – шесть:
5 баллов – пять:
4 балла – четыре, ЗАЧТЕНО:
3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО:
2 балла –два, НЕЗАЧТЕНО:
1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО:
^ Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Перечень рекомендуемых наглядных пособий и технических средств обучения
ОГЛАВЛЕНИЕ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины 5 ^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОго материала 10 1. Введение в клинику профессиональных болезней 10 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15 Перечень средств диагностики 20 Перечень средств диагностики…………………………………………………………….19 22 Критерии оценок результатов учебной деятельности…………………………………15 Перечень средств диагностики…………………………………………………………….19 Перечень рекомендуемых наглядных пособий и технических средств обучения………………………………………………………………………………………...19 ![]() ^
|
![]() |
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные И. Г. Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |