Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура





Скачать 1.84 Mb.
Название Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура
страница 1/9
Дата 07.03.2013
Размер 1.84 Mb.
Тип Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ЧС ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК


«Утверждаю»

Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН

чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз


«_06_» __июня__ 2012__ г.


Основная образовательная программа

послевузовского профессионального образования


Аспирантура


Медицинские науки


14.01.20 – АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ


(7560 часа, 210 зачетных единиц)


Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10


Заместитель председателя

ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Голубев А.М.


Ученый секретарь

^ ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Решетняк В.И.


2012 год

Пояснительная записка

Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы.

Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования аспирантуры по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук (далее – Институт) разработана в соответствии с

  • Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,

  • Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»,

  • Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365),

  • программами кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, утвержденных приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2007 г., регистрационный № 10363),

  • Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утверждено Минобразования РФ от 27 марта 1998 года №814, с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.),

  • Уставом Института.

Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология (медицинские науки) успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта, далее по тексту – подготовки аспиранта) по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология (медицинские науки) при очной форме обучения составляет 3 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также настоящих федеральных государственных требований.

^ Цели аспирантуры

    Цель аспирантуры- подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области медицины для науки, медицинской промышленности и профессионального образования медицинского профиля.

^ Задачами подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • Изучение педагогики высшей школы, овладение современными технологиями педагогического процесса;

  • Формирование навыков по организации и проведению научных исследований;

  • Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

  • Формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

  • Совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;

  • Совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;

  • Освоение принципов и методов научного творчества.

  • Своевременная подготовка диссертации, представление ее к защите и ее успешная защита.

    Для решения указанных задач планируется курс тематических лекций, клинические разборы больных, освоение современных диагностических методов и способов лечения.

^ Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Объектами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, кандидата медицинских наук являются:

  • все стороны жизни человека (с определением или перераспределением приоритетов в зависимости от специальности): строение организма и процессы жизнедеятельности в норме, патологии, эмбриональном развитии, пренатальном, интранатальном, постнатальном и во всех последующих возрастных периодах, при старении и в старости на всех уровнях организации живой материи (молекулярном, генетическом, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном, социальном); условия жизни и труда, экологические, социальные и экономические факторы, процессы биологической и социальной адаптации; здоровье, факторы его сохранения и укрепления, продления жизни людей; репродуктивная деятельность человека; болезни, их этиология, патогенез, структурные основы, диагностика, лечение, профилактика; заболеваемость и смертность населения; смерть и факторы реанимации организма;

  • управление и экономика здравоохранения;

  • физические, химические, биологические, технические и другие объекты, являющиеся причиной болезней человека;

  • физические, химические, биологические, технические и другие объекты, используемые для диагностики, лечения и профилактики болезней человека;

  • модели болезней на экспериментальных животных; математические модели болезней с использованием системного и информационных анализа, современных методов управления и обработки медицинской информации.

Кандидат медицинских наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских, научно-практических, научно-производственных, морально-этических задач в области медико-биологических, клинических, медико-социальных проблем медицины; участвует в качестве руководителя или члена научного (научно- педагогического) коллектива в организации и проведении теоретических, клинических, лабораторных, экспериментальных, социологических, информационных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; разрабатывает методологию медицинских исследований, новые методы диагностики, лечения, профилактики болезней человека и охраны его здоровья, новые технологии клинических, медико-биологических и медико-социальных исследований; разрабатывает нормативные и методические документы в области медицинских наук и для практического здравоохранения, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования медицинского профиля; осуществляет преподавание медицинских дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывает медико-экономические социальные и экологические критерии реализации медицинских исследований; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-практических конференций. Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры кандидата медицинских наук осуществляется в строгом соответствии с правовыми нормами, отраженными в Конституции РФ и действующем законодательстве, с морально-этическими и деонтологическими принципами, провозглашенными в Конвенции о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1987 г.).

Уровень компетентности обладание знанием механизмов развития критических состояниий, умение формулировать нозологический и синдромальный диагноз на основании данных физикального, лабораторного и функционального обследования, а также знания по организации и тактике проведения корригирующей терапии, оценке ее эффективности. Ориентированность в вопросах организации анестезиолого-реанимационной помощи.

Коммуникативность - уметь для профессионального общения использовать знания теоретических и клинических дисциплин, свободно общаться с медицинскими работниками и консультироваться с ними, объединяя усилия по совместному решению важных клинических задач в своей профессиональной деятельности. Развивать клиническое мышление, умение использовать дополнительную информацию, излагать свои мысли профессиональным языком, отстаивать свои взгляды. Уметь устанавливать эмоционально-психологический контакт с пациентами

^ Основными сферами профессиональной деятельности кандидата медицинских наук являются:

  • организации и учреждения Российской академии медицинских наук, системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, организации медико-биологического, клинического, медико-социального, медико-технического, экологического и других профилей, а также соответствующие по профилю организации и учреждения других Министерств и Государственных Комитетов Российской Федерации;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;

  • организации независимо от формы собственности, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;

  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;

  • учреждения системы высшего и среднего профессионального, школьного и дошкольного образования в установленном порядке.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по отрасли медицинских наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, а также положением о приеме в аспирантуру ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года, положением об аспирантуре ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года,

Программы вступительных испытаний в аспирантуру ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года соответствуют государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.

В аспирантуру по научным специальностям клинического профиля из числа утвержденных Минздравом России принимаются лица, имеющие опыт практической работы не менее 3-х лет, а также выпускники клинической ординатуры по соответствующим специальностям в год окончания при условии выполнения плана обучения и успешной сдачи выпускных экзаменов.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА по специальности

^ 14.01.20 – АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ (медицинские науки)

Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования ААА №001483 от 05 июля 2011 года

^ Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД.А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

^ Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

^ Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):

Индекс

Наименование дисциплины

Форма контроля

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в з.ед.

Курс 1

Курс 2

Курс 3

Часов

Часов

Часов

Лек

Пр

СР

Лек

Пр

СР

Лек

Пр

СР

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

Экз

Зач

396

11

24

84

108

30

60

90

 

 

 

ОД.А.01

История и философия науки

1




72

2

12

24

36

 

 

 

 

 

 

ОД.А.02

Иностранный язык

1




72

2

0

36

36

 

 

 

 

 

 




 

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности







72

2

12

24

36










 

 

 

ОД.А.03

Анестезиология и реаниматология







72

2

12

24

36













 

 




 

Дисциплины по

выбору аспиранта







180

5










30

60

90

 

 

 

ОД.А.04




1

Патологическая физиология/патологическая анатомия







72

2










12

24

36













Кардиология/пульмонология







72

2










12

24

36










2







ОД.А.05




1

Организация анестезиологической службы/статистика







36

1










6

12

18










2







3







ФД.А.00

Факультативные дисциплины







468

13

36

72

108

42

84

126

 

 

 

ФД.А.01

Научно-организационные основы управления исследованиями







180

5

6

12

18

24

48

72







 

ФД.А.02

Психология







144

4

6

12

18

18

36

54







 

ФД.А.03

Информационно-коммуникационные технологии








72

2

12

24

36
















 




Правовые основы охраны здоровья граждан







72

2

12

24

36



















П.А. ОО

Практика Педагогическая







108

3













108







 




Образовательная составляющая







972

27

60

156

216

72

144

216























































Индекс

Наименование

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в з.ед.

Недель

Часов

Недель

Часов

Недель

Часов

Итого

СР

Итого

СР

Итого

СР

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

5940

165

49,5

1872

 

52,5

1890

 

63

2268




КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

108

3

3

72







36













КЭ.А.01

История и философия науки

36

1

1

36






















КЭ.А.02

Иностранный язык

36

1

1

36






















КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

36

1

1










36













Индекс

Наименование

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в з.ед.

Недель

Часов

Недель

Часов

Недель

Часов

Итого

СР

Итого

СР

Итого

СР

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

540

15



















10

540




^ Итого на подготовку аспиранта

7560

210




216

216




216

216












Примечания:

  • Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

  • Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предложенных тем.

  • Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

  • Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и ее вид (педагогическая или производственная), сроки и форму ее прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00).

  • Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление ее в ученый совет или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины «Анестезиология и реаниматология» направлен на формирование у аспиранта следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

  • способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли;

  • способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта;

  • способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке;

  • способен к работе с оригинальной литературой по специальности, написанию литературного обзора, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; написанию статей по теме диссертации, текста диссертации, способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации;

  • способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности;

  • способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения;

  • способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий;

  • способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией;

  • способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач, владеет статистическими методами обработки полученного материала.

б) профессиональных (ПК):

общепрофессиональные:

  • способен и готов:-провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов

  • исследования;

  • способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного и заключительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);

  • способен и готов применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

профилактическая деятельность

  • способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению анестезиологических осложнений, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

  • способен и готов к организации проведения первичной профилактики травм и других критических состояний в каждой возрастной группе;

  • способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию общего здоровья;

диагностическая деятельность

  • способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация);

  • способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований;

  • способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их, при необходимости, к соответствующим специалистам;

  • способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях в клинике нервных болезней;

  • способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии нервных болезней, понимать патогенез развития нервных болезней;

  • способен анализировать роль биологических факторов в развитии нервных болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков;

лечебная деятельность

  • способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

  • способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных критических состояний и анестезиологического обеспеченияопераций;

  • способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях;

  • способен и готов назначить лечение критических состояний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации;

  • способен и готов применять методы для реабилитации больных перенесших критические состояния;

организационно-управленческая деятельность

  • способен и готов понимать иерархию управления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение анестезиолого-реаниматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача анестезиолога-реаниматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача анестезиолога-реаниматолога;

  • способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса;

  • способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики критических состояний больных с хроническими заболеваниями;

  • способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ);

научно-исследовательская деятельность

  • способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

  • способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в анестезиологии-реаниматологии и к использованию их при выполнении своего исследования;

  • способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов своих научных исследований;

психолого-педагогическая деятельность

  • способен и готов к обучению студентов основам анестезиологии-реаниматологии, организации практических и теоретических занятий, демонстрации больных, чтению лекций.

Приложения:

Программы дисциплин

- Специальной дисциплины по отрасли наук и научной специальности

- Дисциплины по выбору аспиранта: …

- Факультативные дисциплины (подготовка по программе ПВШ)

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»

^ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК


«Утверждаю»

Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН

чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз


«_06_» __июня__ 2012__ г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ

по специальности 14.01.20 «Анестезиология и реаниматология»

по дисциплине «Анестезиология и реаниматология»

(72 часа, 2 зачетных единицы)


Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365), программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 14.01.20 – «Анестезиология и реаниматология» (медицинские науки).


Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10


Заместитель председателя

ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Голубев А.М.


Ученый секретарь

^ ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Решетняк В.И.


2012 год


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель аспирантуры по специальности «анестезиология - реаниматология» – подготовка врачей-исследователей и научно-педагогических кадров для работы в научно-исследовательских и учебных медицинских учреждениях, практическом здравоохранении.

При подготовке аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, должны быть выполнены следующие задачи:

  1. Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук.

  2. Формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

  3. Совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность.

  4. Совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.

  5. Углубленное изучение механизмов развития критических состояний и методов их коррекции

Для решения указанных задач планируется курс тематических лекций, клинические разборы больных, освоение современных диагностических методов и способов терапии.

^ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аспирант должен иметь представление:

О системе оказания анестезиолого-реанимационной помощи в РФ

О современных перспективах развития анестезиологии-реаниматологии

О современных тенденциях в педагогике и прогрессивных методиках преподавания

О форме и концепции развития здравоохранения РФ

^ Аспирант должен знать и уметь использовать:

Методологию организации и проведения научных исследований

Излагать результаты своих исследований в виде научных работ

Использовать в своей работе научную литературу и нормативную документацию

Проводить практические занятия со студентами

Глубоко знать патогенез критических состояний и уметь использовать на практике

Классификацию различных видов гипоксии, дыхательной, сердечно-сосудистой, почечной, печеночной, энтеральной недостаточности, недостаточности энергетического обмена, нарушений кислотно-основного, водно-электролитного балансов, гемостаза, иммунной системы.

Количественные и качественные изменения лабораторных показателей

Наркозно-дыхательную аппаратуру и инструментарий, используемый в реанима- ционной практике

Методы экстракорпоральной детоксикации

Психологические основы преподавательской деятельности

Юридические аспекты в анестезиологии-реаниматологии

Читать иностранную литературу на языке оригинала

Уметь анализировать данные литературы

Уметь планировать научные исследования

Уметь пользоваться методами статистической обработки полученного материала

Владеть компьютерными программами (редакционными и графическими).

Уметь анализировать результаты научных исследований и представлять результаты в виде публикаций материала в печати и в виде доклада

Уметь преподать студентам необходимый объем знаний по дисциплине

Уметь методически правильно использовать средства для контроля знаний студентов

Уметь составить методическую разработку для практических занятий со студентами

^ Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

успешно освоенные медицинские дисциплины согласно Государственным образовательным стандартам РФ по медицинскому образованию: философия, гистология, биохимия, социальная гигиена, общая хирургия, терапия, общая и клиническая фармакология, педагогика, медицинская этика, эндокринология, дерматовенерология, неврология, медицинская генетика, основы лабораторного дела.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего часов

часов

Общая трудоемкость дисциплины

72/2,0

Аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (семинары)

36/1,0

9/0,25

27/0,75

Самостоятельная работа

36

Форма текущего контроля

Собеседование по темам

Итоговый контроль

Зачет



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Разделы дисциплин

Аудиторная работа

(часы)

Самост.

работа

(часы)

Всего

часов

Лекции

Практическая работа




1.

Организация анестезиологической и реаниматологической службы. Организация и оснащение отделений анестезиологии и реаниматологии. Контрольно-диагностическая аппаратура.

1

1

2

4

2

Гипоксия: классификация видов гипоксии; Патологическая физиология гипоксии: нарушения водно-электролитного баланса, кислотно-щелочного баланса, гемостаза, иммунологической системы.

Нарушения функций органов при гипоксии.

1

2

3

6

3

Механизмы развития и диагностика церебральной недостаточности при критических состояниях: нарушения ГЭБ, нарушения мозгового кровообращения, ВЧД, отек-набухание головного мозга. Кома, инсульт, ЧМТ, судорожные приступы. Травмы позвоночника. Смерть мозга. Методы интенсивного лечения. Мониторинг функций головного мозга.

1

2

3

6

4

Механизмы развития сердечно-сосудистой недостаточности: осложненный инфаркт миокарда (отек легких, кардиогенный шок), коллапс, аритмии, гиповолемический и перераспределительный шок, остановка кровообращения. Методы сердечно-легочной реанимации и интенсивного лечения. Мониторинг функций сердечно-сосудистой системы.

1

2

3

6

5

Механизмы развития острой дыхательной недостаточности (ОДН). Классификация ОДН, Диагностика нарушений газообменной функции легких. ОРДС. Интенсивное лечение ОДН: восстановление проходимости дыхательных путей, показания к ИВЛ, методы проведения и режимы ИВЛ, осложнения ИВЛ, прекращение ИВЛ. Мониторинг функции дыхания.

1

3

4

8

6

Механизмы развития острой почечной недостаточности. Нарушения фильтрационной и выделительной функции почек, нарушения водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса. Методы диагностики и интенсивного лечения ОПН. Методы внепочечного очищения организма (перитонеальный диализ, экстракорпоральные методы).




2

2

4

7

Механизмы развития острой печеночной недостаточности. Нарушения функций печени: поддержание КЩС, метаболизм веществ (в том числе и лекарств), белково-синтетическая функция. Диагностика острой печеночной недостаточности. Интенсивное лечение. Мониторинг функций печени.




2

2

4

8

Механизмы развития энтеральной недостаочности. Диагностика энтеральной недостаточности. Энтеральное и парентеральное питание при критических состояниях.

1

2

3

6

9

Эндогенная и экзогенная интоксикация. Диагностика острых экзогенных отравлений опиатами, психотропными препаратами, прижигающими ядами, окисью углерода. Интенсивное лечение. Методы внепочечного очищения крови.




2

2

4

10

Нарушения водно-электролитного баланса. Виды дисгидрий. Диагностика и интенсивное лечение нарушений ВЭБ

1

2

3

6

11

Механизмы развития острых нарушений эндокринной системы: гипер- и гипотиреоидные кризы, острая надпочечниковая недостаточность, гипер- и гипогликемические комы. Диагностика. Интенсивное лечение.

1

1

2

4

12

Механизмы нарушения гемостаза при критических состояниях. ДВС-синдром. Диагностика. Методы коррекции нарушений гемостаза.

1

2

3

6

13

Вопросы клинической фармакологии. Фармакодинамика и фармакокинетика медикаментозных препаратов применяемых в анестезиологии и реаниматологии




2

2

4

14

Интенсивная терапия периоперационного периода. Операционно-анестезиологический риск. Методика и техника проведения общей и местной анестезии. Опасности и осложнения при проведении анестезии. Регионарная анестезия. Особенности анестезиологического обеспечения в различных областях хирургии




2

2

4




Итого

9

27

36

72 ч

(2 зач. ед)

Содержание разделов дисциплины

Краткий исторический очерк развития анестезиологии - реаниматологии. История отечественной анестезиологии - реаниматологии. Определение анестезиологии-реаниматологии как дисциплины о механизмах развития критических состояний и их коррекции.

Анестезиолого-реанимационное отделение. Оборудование, оснащение и обеспечение анестезиолого-реанимационного отделения. Применение компьютерной техники. Выездные анестезиолого-реанимационные бригады.

Режим работы отделений анестезии, реанимации. Асептика и антисептика. Взаимоотношения между медицинским персоналом, врачом, больным и родственниками. Морально-правовые и этические аспекты деятельности анестезиолога-реаниматолога.

^ Изменения функций жизненно важных органов и систем во время анестезии и операции

Центральная нервная система. Угнетение деятельности ЦНС во время наркоза. Электроэнцефалографический контроль глубины наркоза. Нейро-вегетативная защита.

Сердечно-сосудистая система в условиях анестезии (влияние фармакологических средств, операционного положения, абдоминальной гипертензии). Мониторное наблюдение за системой кровообращения в периоперационном периоде.

Дыхательная система и общая анестезия (влияние фармакологических средств, операционного положения, абдоминальной гипертензии). Оценка функционального состояния дыхания в периоперационном периоде.

Нарушения кислотно-щелочного равновесия и водно-электролитного баланса во время анестезии, их коррекция. Инфузионно-трансфузионная терапия во время проведения анестезии и операции.

Изменения функции печени, почек во время анестезии и операции, их коррекция.

Свертывающая и противосвертывающая системы крови в условиях анестезии.

Организация отделений реанимации и интенсивной терапии. Оснащение и оборудование. Режим работы. Показания и противопоказания для госпитализации и перевода больных в отделение. Взаимоотношения врача-реаниматолога с врачами других специальностей и с родственниками больных

^ Механизмы развития критических состояний и методы коррекции.

Гипоксия

Механизмы развития церебральной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения. Методы диагностики смерти мозга.

Механизмы развития острой сердечно-сосудистой недостаточности (различные виды шока, остановка кровообращения), диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.

Механизмы развития острой дыхательной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.

Механизмы развития острой почечной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.

Механизмы развития острой печеночной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.

Механизмы развития энтеральной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.

Понятие об эндогенной и экзогенной интоксикации. Методы внепочечного очищения организма.

Нарушения водно-электролитного баланса, диагностика дизгидрий, методы корригирующей терапии и мониторинг эффективности коррекции.

Механизмы развития острых нарушений эндокринной системы, диагностика, методы коррекции.

Нарушения гемостаза, диагностика, методы коррекции и контроля эффективности.

Иммунологические нарушения при критических состояниях, их диагностика и коррекция.

Механизмы развития функциональной недостаточности органов и систем в периоперационном периоде и методы их коррекции.

Физиология боли. Периферические и центральные пути проведения болевой чувствительности. Действие боли на функции организма. Возможные пути блокады болевой импульсации.

Операционно-анестезиологический риск.

Методика и техника проведения общей и местной анестезии. Опасности и осложнения при проведении анестезии. Регионарная анестезия. Особенности анестезиологического обеспечения в различных областях хирургии.

Искусственная гипотермия. Классификация методик гипотермии. Особенности проведения гипотермии в условиях анестезии. Осложнения, их профилактика и лечение. Показания и противопоказания к искусственной гипотермии.

Гипербарическая оксигенация.

Реаниматология – как дизрегуляторная патология.

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНА АСПИРАНТУРЫ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Программа сдачи вступительного экзамена по специальности 03. 02. 11 паразитология Программа послевузовского
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon «астраханская государственная медицинская академия» основная профессиональная образовательная программа

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon «астраханская государственная медицинская академия» основная профессиональная образовательная программа

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования Аспирантура icon «астраханская государственная медицинская академия.» Основная профессиональная образовательная программа

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы