ЧС ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
«Утверждаю»
Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН
чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз
«_06_» __июня__ 2012__ г.
Основная образовательная программа
послевузовского профессионального образования
Аспирантура
Медицинские науки
14.01.20 – АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ
(7560 часа, 210 зачетных единиц)
Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10
Заместитель председателя
ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,
профессор Голубев А.М.
Ученый секретарь
^
профессор Решетняк В.И.
2012 год
Пояснительная записка
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы.
Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования аспирантуры по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук (далее – Институт) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»,
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365),
программами кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, утвержденных приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2007 г., регистрационный № 10363),
Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утверждено Минобразования РФ от 27 марта 1998 года №814, с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.),
Уставом Института.
Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология (медицинские науки) успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат наук.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта, далее по тексту – подготовки аспиранта) по специальности 14.01.20 – Анестезиология и реаниматология (медицинские науки) при очной форме обучения составляет 3 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.
Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также настоящих федеральных государственных требований.
^
Цель аспирантуры- подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области медицины для науки, медицинской промышленности и профессионального образования медицинского профиля.
^ , в соответствии с существующим законодательством, являются:
Изучение педагогики высшей школы, овладение современными технологиями педагогического процесса;
Формирование навыков по организации и проведению научных исследований;
Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
Формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
Совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
Совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
Освоение принципов и методов научного творчества.
Своевременная подготовка диссертации, представление ее к защите и ее успешная защита.
Для решения указанных задач планируется курс тематических лекций, клинические разборы больных, освоение современных диагностических методов и способов лечения.
^
Объектами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, кандидата медицинских наук являются:
все стороны жизни человека (с определением или перераспределением приоритетов в зависимости от специальности): строение организма и процессы жизнедеятельности в норме, патологии, эмбриональном развитии, пренатальном, интранатальном, постнатальном и во всех последующих возрастных периодах, при старении и в старости на всех уровнях организации живой материи (молекулярном, генетическом, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном, социальном); условия жизни и труда, экологические, социальные и экономические факторы, процессы биологической и социальной адаптации; здоровье, факторы его сохранения и укрепления, продления жизни людей; репродуктивная деятельность человека; болезни, их этиология, патогенез, структурные основы, диагностика, лечение, профилактика; заболеваемость и смертность населения; смерть и факторы реанимации организма;
управление и экономика здравоохранения;
физические, химические, биологические, технические и другие объекты, являющиеся причиной болезней человека;
физические, химические, биологические, технические и другие объекты, используемые для диагностики, лечения и профилактики болезней человека;
модели болезней на экспериментальных животных; математические модели болезней с использованием системного и информационных анализа, современных методов управления и обработки медицинской информации.
Кандидат медицинских наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских, научно-практических, научно-производственных, морально-этических задач в области медико-биологических, клинических, медико-социальных проблем медицины; участвует в качестве руководителя или члена научного (научно- педагогического) коллектива в организации и проведении теоретических, клинических, лабораторных, экспериментальных, социологических, информационных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; разрабатывает методологию медицинских исследований, новые методы диагностики, лечения, профилактики болезней человека и охраны его здоровья, новые технологии клинических, медико-биологических и медико-социальных исследований; разрабатывает нормативные и методические документы в области медицинских наук и для практического здравоохранения, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования медицинского профиля; осуществляет преподавание медицинских дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывает медико-экономические социальные и экологические критерии реализации медицинских исследований; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-практических конференций. Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры кандидата медицинских наук осуществляется в строгом соответствии с правовыми нормами, отраженными в Конституции РФ и действующем законодательстве, с морально-этическими и деонтологическими принципами, провозглашенными в Конвенции о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1987 г.).
Уровень компетентности – обладание знанием механизмов развития критических состояниий, умение формулировать нозологический и синдромальный диагноз на основании данных физикального, лабораторного и функционального обследования, а также знания по организации и тактике проведения корригирующей терапии, оценке ее эффективности. Ориентированность в вопросах организации анестезиолого-реанимационной помощи.
Коммуникативность - уметь для профессионального общения использовать знания теоретических и клинических дисциплин, свободно общаться с медицинскими работниками и консультироваться с ними, объединяя усилия по совместному решению важных клинических задач в своей профессиональной деятельности. Развивать клиническое мышление, умение использовать дополнительную информацию, излагать свои мысли профессиональным языком, отстаивать свои взгляды. Уметь устанавливать эмоционально-психологический контакт с пациентами
^
организации и учреждения Российской академии медицинских наук, системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, организации медико-биологического, клинического, медико-социального, медико-технического, экологического и других профилей, а также соответствующие по профилю организации и учреждения других Министерств и Государственных Комитетов Российской Федерации;
академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;
организации независимо от формы собственности, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;
организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
учреждения системы высшего и среднего профессионального, школьного и дошкольного образования в установленном порядке.
^
Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по отрасли медицинских наук, должны иметь высшее профессиональное образование.
Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.
Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, а также положением о приеме в аспирантуру ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года, положением об аспирантуре ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года,
Программы вступительных испытаний в аспирантуру ФГБУ «НИИОР» РАМН от 24 января 2012 года соответствуют государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.
В аспирантуру по научным специальностям клинического профиля из числа утвержденных Минздравом России принимаются лица, имеющие опыт практической работы не менее 3-х лет, а также выпускники клинической ординатуры по соответствующим специальностям в год окончания при условии выполнения плана обучения и успешной сдачи выпускных экзаменов.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА по специальности
^
Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования ААА №001483 от 05 июля 2011 года
^ :
Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД.А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
^
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
^
Индекс
|
Наименование дисциплины
|
Форма контроля
|
Трудоемкость в часах
|
Трудоемкость в з.ед.
|
Курс 1
|
Курс 2
|
Курс 3
|
Часов
|
Часов
|
Часов
|
Лек
|
Пр
|
СР
|
Лек
|
Пр
|
СР
|
Лек
|
Пр
|
СР
|
ОД.А.00
|
Обязательные дисциплины
|
Экз
|
Зач
|
396
|
11
|
24
|
84
|
108
|
30
|
60
|
90
|
|
|
|
ОД.А.01
|
История и философия науки
|
1
|
|
72
|
2
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
ОД.А.02
|
Иностранный язык
|
1
|
|
72
|
2
|
0
|
36
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности
|
|
|
72
|
2
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
ОД.А.03
|
Анестезиология и реаниматология
|
|
|
72
|
2
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплины по
выбору аспиранта
|
|
|
180
|
5
|
|
|
|
30
|
60
|
90
|
|
|
|
ОД.А.04
|
|
1
|
Патологическая физиология/патологическая анатомия
|
|
|
72
|
2
|
|
|
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
Кардиология/пульмонология
|
|
|
72
|
2
|
|
|
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
2
|
|
|
ОД.А.05
|
|
1
|
Организация анестезиологической службы/статистика
|
|
|
36
|
1
|
|
|
|
6
|
12
|
18
|
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
ФД.А.00
|
Факультативные дисциплины
|
|
|
468
|
13
|
36
|
72
|
108
|
42
|
84
|
126
|
|
|
|
ФД.А.01
|
Научно-организационные основы управления исследованиями
|
|
|
180
|
5
|
6
|
12
|
18
|
24
|
48
|
72
|
|
|
|
ФД.А.02
|
Психология
|
|
|
144
|
4
|
6
|
12
|
18
|
18
|
36
|
54
|
|
|
|
ФД.А.03
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
|
|
72
|
2
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
Правовые основы охраны здоровья граждан
|
|
|
72
|
2
|
12
|
24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
П.А. ОО
|
Практика Педагогическая
|
|
|
108
|
3
|
|
|
|
|
108
|
|
|
|
|
Образовательная составляющая
|
|
|
972
|
27
|
60
|
156
|
216
|
72
|
144
|
216
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс
|
Наименование
|
Трудоемкость в часах
|
Трудоемкость в з.ед.
|
Недель
|
Часов
|
Недель
|
Часов
|
Недель
|
Часов
|
Итого
|
СР
|
Итого
|
СР
|
Итого
|
СР
|
НИР.А.00
|
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
5940
|
165
|
49,5
|
1872
|
|
52,5
|
1890
|
|
63
|
2268
|
|
КЭ.А.00
|
Кандидатские экзамены
|
108
|
3
|
3
|
72
|
|
|
36
|
|
|
|
|
КЭ.А.01
|
История и философия науки
|
36
|
1
|
1
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
КЭ.А.02
|
Иностранный язык
|
36
|
1
|
1
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
КЭ.А.03
|
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
36
|
1
|
1
|
|
|
|
36
|
|
|
|
|
Индекс
|
Наименование
|
Трудоемкость в часах
|
Трудоемкость в з.ед.
|
Недель
|
Часов
|
Недель
|
Часов
|
Недель
|
Часов
|
Итого
|
СР
|
Итого
|
СР
|
Итого
|
СР
|
ПД.А.00
|
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
540
|
15
|
|
|
|
|
|
|
10
|
540
|
|
^
|
7560
|
210
|
|
216
|
216
|
|
216
|
216
|
|
|
|
Примечания:
Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предложенных тем.
Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.
Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и ее вид (педагогическая или производственная), сроки и форму ее прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00).
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление ее в ученый совет или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
^
Процесс изучения дисциплины «Анестезиология и реаниматология» направлен на формирование у аспиранта следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли;
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта;
способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке;
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, написанию литературного обзора, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; написанию статей по теме диссертации, текста диссертации, способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации;
способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности;
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения;
способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий;
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией;
способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач, владеет статистическими методами обработки полученного материала.
б) профессиональных (ПК):
общепрофессиональные:
способен и готов:-провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов
исследования;
способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного и заключительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);
способен и готов применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению анестезиологических осложнений, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
способен и готов к организации проведения первичной профилактики травм и других критических состояний в каждой возрастной группе;
способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию общего здоровья;
диагностическая деятельность
способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация);
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований;
способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их, при необходимости, к соответствующим специалистам;
способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях в клинике нервных болезней;
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии нервных болезней, понимать патогенез развития нервных болезней;
способен анализировать роль биологических факторов в развитии нервных болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков;
лечебная деятельность
способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных критических состояний и анестезиологического обеспеченияопераций;
способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях;
способен и готов назначить лечение критических состояний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации;
способен и готов применять методы для реабилитации больных перенесших критические состояния;
организационно-управленческая деятельность
способен и готов понимать иерархию управления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение анестезиолого-реаниматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача анестезиолога-реаниматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача анестезиолога-реаниматолога;
способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса;
способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики критических состояний больных с хроническими заболеваниями;
способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в анестезиологии-реаниматологии и к использованию их при выполнении своего исследования;
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов своих научных исследований;
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению студентов основам анестезиологии-реаниматологии, организации практических и теоретических занятий, демонстрации больных, чтению лекций.
Приложения:
Программы дисциплин
- Специальной дисциплины по отрасли наук и научной специальности
- Дисциплины по выбору аспиранта: …
- Факультативные дисциплины (подготовка по программе ПВШ)
^
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»
^
«Утверждаю»
Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН
чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз
«_06_» __июня__ 2012__ г.
^
по специальности 14.01.20 «Анестезиология и реаниматология»
по дисциплине «Анестезиология и реаниматология»
(72 часа, 2 зачетных единицы)
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365), программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 14.01.20 – «Анестезиология и реаниматология» (медицинские науки).
Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10
Заместитель председателя
ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,
профессор Голубев А.М.
Ученый секретарь
^
профессор Решетняк В.И.
2012 год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель аспирантуры по специальности «анестезиология - реаниматология» – подготовка врачей-исследователей и научно-педагогических кадров для работы в научно-исследовательских и учебных медицинских учреждениях, практическом здравоохранении.
При подготовке аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, должны быть выполнены следующие задачи:
Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук.
Формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность.
Совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.
Углубленное изучение механизмов развития критических состояний и методов их коррекции
Для решения указанных задач планируется курс тематических лекций, клинические разборы больных, освоение современных диагностических методов и способов терапии.
^
Аспирант должен иметь представление:
О системе оказания анестезиолого-реанимационной помощи в РФ
О современных перспективах развития анестезиологии-реаниматологии
О современных тенденциях в педагогике и прогрессивных методиках преподавания
О форме и концепции развития здравоохранения РФ
^
Методологию организации и проведения научных исследований
Излагать результаты своих исследований в виде научных работ
Использовать в своей работе научную литературу и нормативную документацию
Проводить практические занятия со студентами
Глубоко знать патогенез критических состояний и уметь использовать на практике
Классификацию различных видов гипоксии, дыхательной, сердечно-сосудистой, почечной, печеночной, энтеральной недостаточности, недостаточности энергетического обмена, нарушений кислотно-основного, водно-электролитного балансов, гемостаза, иммунной системы.
Количественные и качественные изменения лабораторных показателей
Наркозно-дыхательную аппаратуру и инструментарий, используемый в реанима- ционной практике
Методы экстракорпоральной детоксикации
Психологические основы преподавательской деятельности
Юридические аспекты в анестезиологии-реаниматологии
Читать иностранную литературу на языке оригинала
Уметь анализировать данные литературы
Уметь планировать научные исследования
Уметь пользоваться методами статистической обработки полученного материала
Владеть компьютерными программами (редакционными и графическими).
Уметь анализировать результаты научных исследований и представлять результаты в виде публикаций материала в печати и в виде доклада
Уметь преподать студентам необходимый объем знаний по дисциплине
Уметь методически правильно использовать средства для контроля знаний студентов
Уметь составить методическую разработку для практических занятий со студентами
^
успешно освоенные медицинские дисциплины согласно Государственным образовательным стандартам РФ по медицинскому образованию: философия, гистология, биохимия, социальная гигиена, общая хирургия, терапия, общая и клиническая фармакология, педагогика, медицинская этика, эндокринология, дерматовенерология, неврология, медицинская генетика, основы лабораторного дела.
^
Вид учебной работы
|
^
часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72/2,0
|
Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия (семинары)
|
36/1,0
9/0,25
27/0,75
|
Самостоятельная работа
|
36
|
Форма текущего контроля
|
Собеседование по темам
|
Итоговый контроль
|
Зачет
|
^
Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
|
Разделы дисциплин
|
Аудиторная работа
(часы)
|
Самост.
работа
(часы)
|
Всего
часов
|
Лекции
|
Практическая работа
|
|
1.
|
Организация анестезиологической и реаниматологической службы. Организация и оснащение отделений анестезиологии и реаниматологии. Контрольно-диагностическая аппаратура.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
2
|
Гипоксия: классификация видов гипоксии; Патологическая физиология гипоксии: нарушения водно-электролитного баланса, кислотно-щелочного баланса, гемостаза, иммунологической системы.
Нарушения функций органов при гипоксии.
|
1
|
2
|
3
|
6
|
3
|
Механизмы развития и диагностика церебральной недостаточности при критических состояниях: нарушения ГЭБ, нарушения мозгового кровообращения, ВЧД, отек-набухание головного мозга. Кома, инсульт, ЧМТ, судорожные приступы. Травмы позвоночника. Смерть мозга. Методы интенсивного лечения. Мониторинг функций головного мозга.
|
1
|
2
|
3
|
6
|
4
|
Механизмы развития сердечно-сосудистой недостаточности: осложненный инфаркт миокарда (отек легких, кардиогенный шок), коллапс, аритмии, гиповолемический и перераспределительный шок, остановка кровообращения. Методы сердечно-легочной реанимации и интенсивного лечения. Мониторинг функций сердечно-сосудистой системы.
|
1
|
2
|
3
|
6
|
5
|
Механизмы развития острой дыхательной недостаточности (ОДН). Классификация ОДН, Диагностика нарушений газообменной функции легких. ОРДС. Интенсивное лечение ОДН: восстановление проходимости дыхательных путей, показания к ИВЛ, методы проведения и режимы ИВЛ, осложнения ИВЛ, прекращение ИВЛ. Мониторинг функции дыхания.
|
1
|
3
|
4
|
8
|
6
|
Механизмы развития острой почечной недостаточности. Нарушения фильтрационной и выделительной функции почек, нарушения водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса. Методы диагностики и интенсивного лечения ОПН. Методы внепочечного очищения организма (перитонеальный диализ, экстракорпоральные методы).
|
|
2
|
2
|
4
|
7
|
Механизмы развития острой печеночной недостаточности. Нарушения функций печени: поддержание КЩС, метаболизм веществ (в том числе и лекарств), белково-синтетическая функция. Диагностика острой печеночной недостаточности. Интенсивное лечение. Мониторинг функций печени.
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Механизмы развития энтеральной недостаочности. Диагностика энтеральной недостаточности. Энтеральное и парентеральное питание при критических состояниях.
|
1
|
2
|
3
|
6
|
9
|
Эндогенная и экзогенная интоксикация. Диагностика острых экзогенных отравлений опиатами, психотропными препаратами, прижигающими ядами, окисью углерода. Интенсивное лечение. Методы внепочечного очищения крови.
|
|
2
|
2
|
4
|
10
|
Нарушения водно-электролитного баланса. Виды дисгидрий. Диагностика и интенсивное лечение нарушений ВЭБ
|
1
|
2
|
3
|
6
|
11
|
Механизмы развития острых нарушений эндокринной системы: гипер- и гипотиреоидные кризы, острая надпочечниковая недостаточность, гипер- и гипогликемические комы. Диагностика. Интенсивное лечение.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
12
|
Механизмы нарушения гемостаза при критических состояниях. ДВС-синдром. Диагностика. Методы коррекции нарушений гемостаза.
|
1
|
2
|
3
|
6
|
13
|
Вопросы клинической фармакологии. Фармакодинамика и фармакокинетика медикаментозных препаратов применяемых в анестезиологии и реаниматологии
|
|
2
|
2
|
4
|
14
|
Интенсивная терапия периоперационного периода. Операционно-анестезиологический риск. Методика и техника проведения общей и местной анестезии. Опасности и осложнения при проведении анестезии. Регионарная анестезия. Особенности анестезиологического обеспечения в различных областях хирургии
|
|
2
|
2
|
4
|
|
Итого
|
9
|
27
|
36
|
72 ч
(2 зач. ед)
|
Содержание разделов дисциплины
Краткий исторический очерк развития анестезиологии - реаниматологии. История отечественной анестезиологии - реаниматологии. Определение анестезиологии-реаниматологии как дисциплины о механизмах развития критических состояний и их коррекции.
Анестезиолого-реанимационное отделение. Оборудование, оснащение и обеспечение анестезиолого-реанимационного отделения. Применение компьютерной техники. Выездные анестезиолого-реанимационные бригады.
Режим работы отделений анестезии, реанимации. Асептика и антисептика. Взаимоотношения между медицинским персоналом, врачом, больным и родственниками. Морально-правовые и этические аспекты деятельности анестезиолога-реаниматолога.
^
Центральная нервная система. Угнетение деятельности ЦНС во время наркоза. Электроэнцефалографический контроль глубины наркоза. Нейро-вегетативная защита.
Сердечно-сосудистая система в условиях анестезии (влияние фармакологических средств, операционного положения, абдоминальной гипертензии). Мониторное наблюдение за системой кровообращения в периоперационном периоде.
Дыхательная система и общая анестезия (влияние фармакологических средств, операционного положения, абдоминальной гипертензии). Оценка функционального состояния дыхания в периоперационном периоде.
Нарушения кислотно-щелочного равновесия и водно-электролитного баланса во время анестезии, их коррекция. Инфузионно-трансфузионная терапия во время проведения анестезии и операции.
Изменения функции печени, почек во время анестезии и операции, их коррекция.
Свертывающая и противосвертывающая системы крови в условиях анестезии.
Организация отделений реанимации и интенсивной терапии. Оснащение и оборудование. Режим работы. Показания и противопоказания для госпитализации и перевода больных в отделение. Взаимоотношения врача-реаниматолога с врачами других специальностей и с родственниками больных
^
Гипоксия
Механизмы развития церебральной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения. Методы диагностики смерти мозга.
Механизмы развития острой сердечно-сосудистой недостаточности (различные виды шока, остановка кровообращения), диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.
Механизмы развития острой дыхательной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.
Механизмы развития острой почечной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.
Механизмы развития острой печеночной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.
Механизмы развития энтеральной недостаточности, диагностика, принципы и методы коррекции нарушений, мониторинг эффективности лечения.
Понятие об эндогенной и экзогенной интоксикации. Методы внепочечного очищения организма.
Нарушения водно-электролитного баланса, диагностика дизгидрий, методы корригирующей терапии и мониторинг эффективности коррекции.
Механизмы развития острых нарушений эндокринной системы, диагностика, методы коррекции.
Нарушения гемостаза, диагностика, методы коррекции и контроля эффективности.
Иммунологические нарушения при критических состояниях, их диагностика и коррекция.
Механизмы развития функциональной недостаточности органов и систем в периоперационном периоде и методы их коррекции.
Физиология боли. Периферические и центральные пути проведения болевой чувствительности. Действие боли на функции организма. Возможные пути блокады болевой импульсации.
Операционно-анестезиологический риск.
Методика и техника проведения общей и местной анестезии. Опасности и осложнения при проведении анестезии. Регионарная анестезия. Особенности анестезиологического обеспечения в различных областях хирургии.
Искусственная гипотермия. Классификация методик гипотермии. Особенности проведения гипотермии в условиях анестезии. Осложнения, их профилактика и лечение. Показания и противопоказания к искусственной гипотермии.
Гипербарическая оксигенация.
Реаниматология – как дизрегуляторная патология.
^
|