Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) Научная специальность 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика по отрасли 14.00.00 Медицинские науки ^ очная Москва 2012г. СОДЕРЖАНИЕ
^ 1.1. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) послевузовского профессионального образования (аспирантура), реализуемая по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика. ОПОП представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в Академии с учетом федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 1365, а также рекомендаций заместителя министра Минобрнауки России «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования» от 22 июня 2011 года № ИБ-733/12. ОПОП регламентирует цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной научной специальности и включает в себя:
^ . Цели ОПОП (аспирантура) по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика — подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации как в области медицинских наук, медицинской промышленности, профессионального образования медицинского профиля, так и в области научной специальности по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика, обладающих системой профессиональных знаний, умений, навыков и общекультурных, профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи ОПОП (аспирантура) по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика:
К концу обучения аспирант должен обладать научно-исследовательскими компетенциями (НИК):
^
^ 1.4.1. Образовательная программа послевузовского профессионального образования реализуется РМАПО на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее – Федеральные государственные требования) образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру: ^ , включающая следующие разделы: Обязательные дисциплины (ОД.А.00); история и философия науки (ОД.А.01); иностранный язык (ОД.А.02); специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.03); дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.); факультативные дисциплины (ФД.А.00); Практика (П.А.00). ^ , включающая следующие разделы: Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00); Кандидатские экзамены (КЭ.А.00); Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00). 1.4.2. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта) при очной форме обучения составляет не более 3-х лет, при заочной форме – не более 4-х лет. В случае досрочного освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре. 1.4.3. Сроки освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе: Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе: образовательная программа подготовки – 18 недель; кандидатские экзамены – 2 недели; практика – 2 недели; научно-исследовательская работа и выполнение диссертации – 110 недель; подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук – 10 недель; каникулы – 14 недель. Завершенная и оформленная диссертация представляется на кафедру (оформляется выписка из заседания кафедры) или в совет по защите диссертаций. 1.5. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования и условия конкурсного отбора по специальности по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика. 1.5.1. Лица, желающие освоить образовательную программу послевузовского профессионального образования по данной специальности научных работников (далее – научная специальность) должны иметь высшее профессиональное образование, подтверждающее присвоение квалификации «дипломированный специалист». 1.5.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления. 1.5.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. 1.5.4. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру разработаны Российской медицинской академией последипломного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. ^ 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика Формула специальности: Клиническая лабораторная диагностика – научная специальность, занимающаяся разработкой лабораторных технологий и методов объективного анализа биологических материалов (жидкостей, тканей, клеток) человеческого организма; оценкой с помощью этих методов состояния органов, физиологических систем организма и их резервных возможностей; выявлением отклонений от нормы и патологических нарушений в деятельности органов, систем организма человека; установлением диагнозов болезней и осуществлением лабораторного контроля за динамикой патологического процесса, результатами лечения и реабилитации. Совершенствование методов клинической лабораторной диагностики будет способствовать правильной диагностике и эффективности лечения заболеваний, обеспечивать сохранение здоровья населения, сокращение сроков временной нетрудоспособности и реабилитации заболевших. ^ 1. Основы теории клинической лабораторной диагностики Определение качественных и количественных характеристик морфологических, химических и других параметров биологических материалов для оценки функционального состояния тканей и систем организма. Выявление физиологического напряжения, ранних продромальных отклонений, нарушений при патологических состояниях (инфекционных, воспалительных, некротических, опухолевых, иммунных, наследственных и др.). Лабораторные исследования для диагностики и функциональной диагностики заболеваний, характеристики тяжести, периода и срока болезни, прогноза, контроля за лечением и его результатами. Установление взаимосвязи структуры и функции клеток и тканей, их связи с клиническими симптомами. Оценка физиологических лабораторных параметров организма и состава биожидкостей, биоритмов (суточных, сезонных, поясных), влияния различных факторов (социальных, биологических, механических, химических, физических) на возникновение и характер патологического процесса. Лабораторные критерии патологических, компенсаторных и адаптационных реакций и процессов, направленных на восстановление исходного состояния организма. Разработка на основании клинико-лабораторных исследований теоретической базы для поисковых диагностических программ. Определение диагностической специфичности и чувствительности лабораторных показателей. Разработка алгоритмов диагностики патологических процессов. 2. Химические исследования биологических жидкостей Эндогенные вещества: субстраты, метаболиты химических процессов в организме, ферменты и их кофакторы, гуморальные агенты, биологически активные вещества, витамины, факторы системы гемостаза и др. Экзогенные вещества и их производные в организме: токсические вещества (токсины, металлы, спирты), лекарственные соединения. Лабораторные показатели, их соотношение при различных заболеваниях и зависимость от степени поражения органов, систем и клеток, течения патологического процесса. Изучение закономерностей внутри- и межиндивидуальных колебаний химического и клеточного состава биоматериалов. 3. Морфологические (цитологические) исследования биоматериала Цитологические (гематологические) исследования клеточного состава крови, костного мозга, тканей и органов, секретов и экскретов организма, транссудатов и экссудатов. Цитохимические маркеры клеток, их особенности. Морфологические и цитохимические изменения клеток пунктатов органов, отпечатков тканей, соскобов, отсосов, биожидкостей при инфекционных, аллергических, гематологических заболеваниях, коллагенозах, реактивных, иммунных, воспалительных, некротических, опухолевых и других патологических процессах. 4. Иммунологические исследования Антигены эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, белков плазмы, HLA-системы. Иммунокомпетентные клетки. Антитела естественные, иммунные и аутоиммунные, иммунные комплексы. Медиаторы иммунитета. Оценка иммунного статуса организма. Патогенез возникновения и развития аутоиммунных и аллергических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Онкоиммунология. Механизмы развития инфекционного иммунитета. Мониторинг иммунокорригирующей терапии. 5. Микробиологические исследования Изучение простейших, гельминтов, грибов и других возбудителей различных паразитарных заболеваний. Взаимодействие микро- и макроорганизмов. Бактериоскопические исследования на микобактерии туберкулеза, актиномицеты, эхинококк и др. Идентификация инфекционной патологии и определение чувствительности микрофлоры к лекарственным препаратам. 6. Цитогенетические и молекулярно-генетические методы исследований Исследования структуры хромосомного набора или отдельных хромосом делящихся соматических, мейотических или интерфазных клеток. Выявление вариаций в структуре участка ДНК, расшифровка первичной последовательности оснований. Цитогенетические исследования в акушерско-гинекологической практике, детской патологии, онкологии и гематологии. Оценка мутагенных воздействий. 7. Методы лабораторной диагностики. Оптимизация и разработка новых методов исследования химического и клеточного состава биоматериалов, определение требований и показаний к условиям их применения; установление референтных величин, предела колебаний каждого параметра биологических жидкостей и нормальных колебаний для отдельных контингентов (по возрасту, полу, роду занятий, среде обитания); определение диагностической информативности лабораторных тестов и их колебаний. 8. Основы организационного обеспечения клинической лабораторной диагностики Нормы организации и критерии оценки деятельности клинико-диагностической лаборатории. Основы лабораторной информатики. Факторы, влияющие на результаты лабораторных исследований, диагностические и лечебные мероприятия, биоритмы и др. Логические и вероятностные алгоритмы лабораторной диагностики, выявление внутри- и межлабораторных ошибок. ^ биологические науки медицинские науки 3. Требования к уровню подготовки выпускников, успешно освоивших ОПОП послевузовского профессионального образования по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика . 3.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры: Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности. 3.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта. 3.2.1.Научно-исследовательская часть программы должна:
3.2.2. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук). В результате освоения ОПОП выпускник аспирантуры по специальности по научной специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика должен
Основными учреждениями профессиональной деятельности выпускника аспирантуры по специальности 14.03.10 – Клиническая лабораторная диагностика: являются:
|