Занятие №4. Антропометрическое исследование icon

Занятие №4. Антропометрическое исследование





Скачать 0.59 Mb.
Название Занятие №4. Антропометрическое исследование
страница 1/3
Дата 08.03.2013
Размер 0.59 Mb.
Тип Документы
  1   2   3
Занятие №4. Антропометрическое исследование.


Антропометрическое исследование человека включает три основных раздела:

  1. Соматометрическое исследование

  2. Cоматоскопическое исследование

  3. Физиометрическое исследование


СОМАТОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Соматометрия включает определение длинников, диаметров, окружностей тела и взвешивание.

1 Измерение длинников тела. Измеряется с помощью антропометра. Для этого исследуемый должен встать прямо, поджав живот и выпрямив плечи.

(стойка «смироно»). При этом он должен стоять так, чтобы касаться вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова устанавливается в таком положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха должны находиться на одной линии, перпендикулярной вертикальной оси антропометра. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновении с верхушечной точкой. Отсчет ведется от платформы ростомера. Точность измерения - 0,5 см.

2. Измерьте окружности тела, окружность головы - измеряют наложением сантиметровой ленты по глобелле - спереди, сзади - по затылочной точке. Окружность груди - основной показатель при оценке физического развития Определяют окружность груди в состоянии дыхательной паузы, максимального вдоха и максимального выдоха. При этом ленту накладывают по нижним углам лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают: лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудной точке. Сначала измеряют окружность груди в момент дыхательной паузы, при этом нужно отвлечь внимание ребенка. Затем определить окружность груди при максимальном вдохе и, наконец, при максимальном выдохе. Все три измерения зафиксируют в дневнике исследования. ВЗВЕШИВАНИЕ ребенка. Взвешивание производят с использование медицинских весов.


Под термином «физическое развитие» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) в разные периоды детства. Основными показателями физического развития является масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки. При оценке физического развития необходимо также обращать внимание на эластичность кожи, тургор мягких тканей, мышечный тонус, степень развития костной системы, психомоторное развитие.

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении

лежа с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 и шириной 40 см с сантиметровой шкалой. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы макушка головы плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Голова ребенка устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка выпрямляются легким нажимом руки на колени, другой рукой подводят к пяткам подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

У детей старше 2 лет длину тела измеряют с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения длины тела стоя, другая - сидя. Ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке в выпрямленном положении, касаясь стойки пятками, крестцом, межлопаточной областью и затылтком. Голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Руки опущены вдоль тела, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания прикладывается к голове.

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах, точность измерения которых составляет 1 г. Массу тела детей более старшего возраста определяют на специальных медицинских весах, точность измерения которых составляет 50 г. Исследование проводят утром натощак.

Окружность головы и грудной клетки измеряют с помощью сантиметровой ленты. Для измерения окружности головы ленту накладывают сзади по наиболее выступающей затылочной точке, спереди – по надбровным дугам.

Для измерения окружности грудной клетки ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках и спереди в области сосков. Окружность грудной клетки измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и на высоте выдоха.

Показатели физического развития плода. Масса тела плода при сроке 30 недель составляет 1300 г. Для определения массы плода при сроке больше 30 недель на каждую последующую неделю нужно прибавить по 200 г, для определения массы плода при сроке менее недель на каждую недостающую неделю нужно вычесть по 100 г. Длина плода при сроке 25-40 недель равна сроку гестации в неделях плюс 10 см.

Окружность головы плода при сроке 34 недели составляет 32 см;

для определения окружности головы плода при сроке более 34 не

дели на каждую последующую неделю нужно прибавить по 0,5 см; для определения окружности головы плода при сроке менее 34 недели на каждую недостающую неделю нужно вычесть по 1 см. Окружность грудной клетки плода при сроке 25-40 недель равна сроку гестации минус 7 см.

Показатели физического развития новорожденного. Масса тела

в среднем для девочек составляет 3300 г, для мальчиков - 3500 г;

длина тела - 48-53 см; окружность головы ~ 34-36 см; окружность

грудной клетки - 32-34 см. Физиологическая убыль массы тела происходит к 3-5 дню жизни и достигает 5-6% от первоначальной массы тела. Восстановление массы тела обычно наблюдается к 7-10 дню жизни.

Динамика показателей физического развития у детей первого года жизни.

В первом полугодии жизни ежемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии - по 400 г за каждый месяц. Первоначальная масса тела удваивается к 5-6 мес., а к году утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.

Прибавка длины тела с 1 до 3 мес. составляет 3-3,5 см за каждый месяц, с 3 до 6 мес. - 2,5 см, с б до 9 мес. - 1,5 см, с 9 до 12 мес. - 1 см. К году длина тела в среднем составляет 75-77 см.

Окружность головы увеличивается в среднем по 1 см каждый месяц и к году составляет примерно 46-48 см.

Окружность грудной клетки увеличивается в среднем по 1,5 см

каждый месяц и к году составляет примерно 50 см.

Динамика показателей физического развития у детей после года. Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг. Для определения массы тела ребенка младше 5 лет, нужно на каждый недостающий год от 19 кг отнять 2 кг. Для определения массы тела ребенка старше 5 лет,нужно на каждый последующий год прибавить 3 кг. После 11 лет масса тела ребенка (кг) соответствует его утроенному возрасту. Длина тела ребенка в 5 лет равна 110 см. Для определения длины тела ребенка младше 5 лет, нужно на каждый недостающий год от 110 см отнять 8 см. Для определения длины тела ребенка старше 5 лет, нужно на каждый превышающий год к 110 см прибавить 6 см. На 1-ом году жизни окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, за весь второй год только на 1 см, за 3, 4 и 5 годы на 0,5 см в год. Таким образом к 6 годам окружность головы составляет 50-51 см, за всю последующую жизнь окружность головы увеличивается на 5-6 см.

Индексы физического развития. На основании данных, полученных при измерении ребенка, вычисляются индексы физического развития.

Масса-ростовой индекс - отношение веса при рождении к росту при рождении. При нормотрофии индекс должен превышать 60, если же величина индекса меньше 60, то это свидетельствует о состоянии врожденной гипотрофии.

Индекс упитанности Чулицкой позволяет отдифференцировать состояние гипотрофии, от конституциально обусловленного «миниатюрного» ребенка и высчитывается следующим образом: 3 окружности плеча+окружность бедра+окружность голени - рост. Для детей первого года жизни он равен + 20 - +25 см.

Индекс Эрисмана - оценивает степень развития грудной клетки

(определяется для детей до 15 лет). Рассчитывается по формуле: окружность грудной клетки - 1/2 длина тела. Для детей первого года жизни индекс составляет от + 13,5 до + 10 см, для детей 2-3 лет – от +9 до +6 ем, для детей 6-7 лет - от +4 до +2 см, для детей 8-15 лет - от +1 до +3 см. При пропорциональном развитии для детей до 3-х лет индекс Эрисмана составляет половину индекса Чулицкой.

Индекс Тура позволяет отдифференцировать нормальное развитие головы от микроцефалии и макроцефалии (гидроцефалии) и высчитывается следующим образом: окружность головы - окружность грудной клетки. Для новорожденных равен +2см, в возрасте 4 мес. - 0, в возрасте 12 мес. - 2 см. Индекс позволяет выявить микро- и макроцефалию.


^ СОМАТОСКОПИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Соматоскопия - это описание и анализ данных наружного осмотра. При этом учитывают описательные признаки, т.е. данные наружного осмотра. При этом ряд описательных признаков оценивается по трехбальной системе (например - развитие мускулатуры тела; степень жироотложения и т.д.)

Слабое развитие признака обозначается цифрой «1». Среднее - «2», выраженное или большое - «3».

^ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОСТНО-СУСТАВНОЙ СИСТЕМЫ

Объективное исследование костно-суставной системы производится путем осмотра, пальпации и измерений.

Осмотр необходимо производить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных ногах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и разогнуть ноги, руки.

Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, грудной клетки, конечностей. При осмотре сзади обращают внимание на уровень лопаток, форму позвоночника, углы сгибания и разгибания в суставах конечностей.

Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова, затем - туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.

При осмотре головы определяют вначале ее величину. Точное

представление о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой. Обращают внимание, не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или наоборот не уменьшены (микроцефалия).

При осмотре необходимо также отмечать форму черепа. В норме форма черепа округлая, но при патологии череп может быть башенным, с уплощенным затылком, с наличием лобных, теменных, затылочных бугров. Необходимо оценить также симметричность черепа, состояние верхней и нижней челюсти, особенно прикуса (ортогнатический, прямой, прогнатический), развитие зубов.

При осмотре грудной клетки определяют ее форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность, обращают внимание на деформацию грудной клетки - килевидную - с выпячиванием грудины; воронкообразную - с западением грудины; наличие гаррисоновой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед); сердечный «горб» - выпячивание грудной клетки в области сердца.

Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального

угла. По его величине можно ориентировочно оценить конституцию ребенка, при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90 градусов, при гиперстенической - он тупой, при астенической - острый. Для определения эпигастрального угла пользуются следующим методом: ладони обеих рук располагают ребром соответственно направлению сторон угла, образованными реберными дугами и грудиной.

При осмотре позвоночника обращают внимание на симметрич-

ность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, объем и симметричность мышц спины, наличие физиологических изгибов и их выраженность (искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад - кифоза), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоз).

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на уко-

рочение плечевых костей. Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации в межфаланговых, пястно-фаланговых, лучезапястных суставах. При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (особенно у детей первых месяцев жизни), укорочение конечностей, Х-образное или 0-образное искривление их. При осмотре стопы можно отметить удлинение и уплощение продольного свода стопы, что у ребенка старше 2 лет должно расцениваться как плоскостопие.

При осмотре суставов выявляется их форма, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой.Желательно измерение амплитуды движений (угломером) как пассивных, так и активных.

Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. При этом ладони находятся на височных областях, большие пальцы на лбу, а указательный и средний пальцы ощупывают теменные и затылочные кости, края родничков и швов. При надавливании на затылочную кость можно выявить ее патологическое размягчение (прогибание) - краниотабес. При пальпации головы определяют размеры большого родничка. Измерения производят между средними точками Противостоящих краев, а не по диагонали (т.к. трудно решить, где кончается шов и начинается родничок).

Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание - имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение. Затем переходят к пальпации грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костной части ребер в хрящевую. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хрящевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани - рахитические четки.

При пальпации конечностей можно выявить различные деформации, не видимые при осмотре. Утолщения в области эпифизов лучевых костей называют "браслетками" или "манжетками". Пальпацию лучевой кости лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе. По тыльной поверхности в области сустава при наличии "браслеток" ощущается валикообразное вздутие. Пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев ("нити жемчуга").

На нижних конечностях также можно пропальпировать "браслетки" - как утолщения в области эпифизов малых берцовых костей.

Пальпацию суставов целесообразно начинать нежно (в связи с

возможной болезненностью), определяя при этом температуру кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, точную локализацию болевых точек. Важно определить наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом плавающего надколенника. Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положении конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на противоположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надколенника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный коленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышится.в жидкости.

Для определения состояния опорно-двигательного аппарата ребенка проводят осмотр по следующим этапам.

^ А) КОСТЯК.

О развитии костяка судят по следующим критериям: ширина плеч; величина надчревного угла; размер кисти и стопы; диаметр запястья.

Различают три типа костяка:

тонкий (узкий) - характеризуется узкими тонкими плечами и острым надчревным углом, малыми размерами кисти и стопы и шириной запястья менее 15 см; массивный (широкий) - характеризуется широкими плечами, тупым надчревным углом, шириной запястья более 16 см., широкими и большими ладонями и стопами; средний - занимает среднее место.

^ Б) ПОЗВОНОЧНИК - выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проведите его осмотр в сагитальной фронтальной плоскостях.

При осмотре во фронтальной плоскости (со спины) обратите внимание на:

1)линию позвоночника, образованную остистыми отростками позвонков. При этом исследуемый стоит в расслабленной, привычной позе. В норме линия позвоночника является прямой без изгибов. Наличие боковых изгибов позвоночной линии бывает только при сколиозе.

2)Линию плеч: обратить внимание на уровень правого и левого плеча, имеет ли место их асимметрия.

Если есть асимметрия, попросить исследуемого ребенка встать «смирно», выпрямиться, если при этом асимметрия пропадает - зафиксировать данный факт в дневнике исследования.

3)уровень нижнего края лопаток: измерить кратчайшее расстояние от края левой и правой лопаток до позвоночника. Если имеет место асимметрия – зафиксировать это в дневнике исследования.

4)треугольники талии - это пространства, образованные медиальной поверхностью плеча и предплечья и талией ребенка.

Обратить внимание на наличие асимметрии в их размере, расположении и т.д. При наличии таковой отметьте в дневнике исследования.

5)уровень нижних ягодичных складок. При наличии их асимметрии неравномерности, разного количества - отметить данный факт в дневнике исследования.

В результате фронтального осмотра позвоночника можно выявить боковые изгибы позвоночника - СКОЛИОЗ. При этом сколиоз бывает правосторонним и левосторонним. Выраженность искривления позвоночника определяет степень сколиоза. Сколиоз бывает 3-х степеней:

при первой степени - имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры, т.е. в спокойном расслабленном состоянии, данная степень определяется, а при стойке «смирно» - нет.

при второй степени - имеет место стойкое искривление позвоночника, не исчезающее при напряжении мускулатуры. При этом нет резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки.

при третей степени - наблюдается резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Сделать выводы о наличии или отсутствии у исследуемого ребенка сколиоза

При осмотре в сагитальной плоскости определяют состояние функциональных изгибов позвоночника.

Физиологичным считается наличие двух лордозов - шейный и поясничный и 2-х кифозов - грудной и крестцовый.

При изменении соотношения данных изгибов меняется осанка человека. Т. Е. при осмотре позвоночника в сагитальной плоскости определяется вид осанки школьника.

ОСАНКА - это привычная поза непринужденно стоящего человека. Осанку кроме формы позвоночника определяет равномерность развития и тону торса. Различают осанку: правильную; сутуловатую; кифотическую; лордотическую; выпрямленную. Критериями вида осанки являются:

1) положение лопаток;

2) уровень плеч;

3) положение головы;

4) величина шейного лордоза;

5) величина поясничного лордоза;

6) длина позвоночника.

Данные критерии необходимы для исследования осанки по методу Ковальковой.

Визуальные данные - положение лопаток, уровень плеч и положение головы

определяют при осмотре в сагитальной плоскости и фронтальной. Обращать

внимание на наличие асимметрии в расположении лопаток и плеч.

Измерить величину лордозов позвоночника.

Для этого стоящему в привычной позе обследуемому, приставляют антропометр до первого касания. Далее линейкой измерить расстояние от антропометра до остистого отростка 7-го шейного позвонка (это данные шейного лордоза) и от антропометра до более глубокой части поясничного лордоза (величина поясничного лордоза). Полученные данные зафиксировать в дневнике исследования. Измерить длину позвоночника. Для этого исследуемый должен стоять по стойке «смирно». Антропометр устанавливается сзади н параллельно средней линии тела 639582*1, но не касаясь позвоночника.

С помощью поперечной линейки измерить высоту стояния верхней точки позвоночника (наиболее низко прощупываемая костная точка черепа в затылочной области вдоль средней линии) и нижней (конец позвоночника - копчик). Расстояние между данными точками и есть длина позвоночника.

Данные измерения занести в дневник исследования.

Осанка считается:

ПРАВИЛЬНОЙ - если показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 4 – 5 см. в среднем и старшем возрасте.

Корпус при этом удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены к находится на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые.

СУТУЛОВАТОЙ - при этом увеличивается глубина шейного изгиба, но заглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечу опущены.

ЛОРДОТИЧЕСКОЙ – при этом увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

КИФОТИЧЕСКОЙ - увеличен шейный и поясничный изгиб, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

выпрямленной - оба изгиба сглажены, спила выпрямлена, живот подобран.

В) Определить форму^ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. Для этого необходимо рассмотреть ее в профиль и анфас. Критериями формы грудной клетки являются: величина надчревного угла; направление нижних ребер; форма линии, ограничивающая грудную клетку спереди.

ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ форма: выглядит равномерно развитой в верхних и нижние отделах, ограничивается спереди овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон.

ПЛОСКАЯ грудная клетка имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый; линия, ограничивающая грудную клетку, спереди почти прямая; нижние ребра имеют значительный наклон.

При КОНИЧЕСКОЙ форме грудная клетка имеет более широкую нижнюю часть, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой ребра имеют малый наклон.

Свои данные по форме грудной клетки ребенка завиксируйте в дневнике исследования.

Г) Провести исследование формы НОГ.

Для этого попросить обследуемого поставить пятки вместе и стоять выпрямившись.

При НОРМАЛЬНОЙ форме ног - они соприкасаются в области коленных суставов; при О-ОБРАЗНОЙ форме - коленные суставы не касаются друг друга. При Х - ОБРАЗНОЙ форме ног - один коленный сустав заходит за другой.

Д) Проведите исследование стопы на продольное и поперечное плоскостопие. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. При этом обратите внимание и на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

При НОРМАЛЬНОЙ стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены перпендикулярно к поверхности опоры.

При ПЛОСКОЙ стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образуют угол, открытый снаружи.

Кроме визуального исследование проведите и инструментальное, т.е. изучите плантограмму стоп.

При соматоскопическом исследовании также анализируются: развитие мускулатуры, степень жироотложения, степень полового развития, однако мы не будем останавливаться на подробностях этого анализа.


^ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ


Осмотр. Во время осмотра кожи следует внимательно

исследовать кожные складки, подмышечные впадины, ладони, подошвы, межпальцевые промежутки на ногах, кожу за ушными раковинами, волосистую часть головы, область заднего прохода. Необходимо обратить внимание на окраску кожи и видимых слизистых оболочек, оценить состояние вен и венозных капилляров, не пропустить наличие сыпи, кровоизлияний, рубцов.

Нормальная кожа ребенка имеет нежно-розовую окраску. В случае различных заболеваний кожа может приобретать бледность, цианотичность, желтушность, землистый или землисто-серый оттенок, мраморность, бронзовый цвет. Обращается внимание на другие кожные изменения: покраснение щек и других участков кожи, локальное расширение венозной сети на животе, в верхней межлопаточной области, в верхней части груди, на голове. При наличии сыпи должны быть изучены и описаны отдельные элементы и их сочетания: розеола, макула (пятно), эритема, геморрагии (пурпура, экхимозы, петехии), папула, бугорок, узел, волдырь, пузырек, пузырь, пустула и др. Необходимо отмечать наличие пигментированных и депигментированных участков кожи, шелушение, проявления экссудативного диатеза такие, как кожный зуд, гнейс или себорея на волосистой части головы и бровях, «молочный» струп на щеках.

Выявляться должны расчесы, потница, опрелости, облысение на затылке, поредение волосяного покрова, выпадение волос, ломкость их, нарушение пигментации, особенности роста волос. Оценивается состояние ногтей на руках и ногах, обращается внимание на их форму, ломкость.

Производится осмотр слизистых оболочек нижнего века, выявляется их бледность, цианотичность, или гиперемия. Осмотр полости рта и зева проводится при завершении объективного исследования.

Обращается внимание на цвет слизистых оболочек, степень кровенаполнения, наличие сыпи- Проводится осмотр языка, оценивается цвет (гиперемированный), состояние сосочков (гиперемия, гипертрофия, атрофия).

Пальпация. Пальпация кожи ребенка должна быть щадящей,

поверхностной. Руки врача должны быть чистыми, сухими и теплыми. С помощью пальпации определяется толщина, эластичность, влажность и температура кожи.

Толщина и эластичность кожи оценивается при захвате кожи в небольшую складку указательным и большим пальцами в области тыльной поверхности кисти или на передней поверхности грудной клетки над ребрами, затем пальцы надо разнять. Если кожная складка расправляется мгновенно, то эластичность кожи оценивается как нормальная. Если расправление кожной складки происходит постепенно, то эластичность кожи считается пониженной.

Влажность кожи определяется путем поглаживания ее на симметричных участках тела: туловище, в подмышечных впадинах, на конечностях, в том числе на ладонях и подошвах. В норме кожа ребенка имеет умеренную влажность. При различных заболеваниях можно наблюдать сухость кожи, повышенную влажность, усиленную потливость.

Температура кожи зависит от общей температуры тела. Местное повышение температуры отмечается при воспалении суставов, похолодание конечностей - при спазме сосудов, при заболеваниях нервной системы.

Пальпацией выявляется повышенная ломкость кровеносных сосудов (симптом «щипка»). Для выполнения этого симптома большим и указательным пальцами обеих рук захватывается кожная складка на передней или боковой поверхности грудной клетки так, чтобы расстояние между пальцами было около 2-3 мм, затем проводится смещение кожной складки. Появление на месте щипка геморрагического пятна расценивается как положительный симптом.

«Молоточковый» симптом: при умеренном постукивании перкуссионным молоточком в области грудины на коже появляются геморрагии. Симптом «жгута» (Румпель-Лееде-Кончаловского) используют при подозрении на повышенную ломкость сосудов кожи. Резиновый жгут накладывают на среднюю треть плеча до прекращения венозного оттока, не нарушая артериального притока, т.е. пульс на лучевой артерии должен быть сохранен. Симптом считается положительным, если через 3-5 мин в области локтевого сгиба появляется петехиальная сыпь.

К дополнительным методам исследования относится оценка дермографизма. С этой целью по коже передней поверхности грудной клетки или живота рукояткой перкуссионного молоточка проводится несколько линий в противоположных направлениях. Через некоторое время на месте механического раздражения кожи появляются белые (белый дермографизм) или красные (красный дермографизм) полосы. Отмечают скорость его появления и исчезновения, размеры.

Исследование подкожного жирового слоя. При общем осмотре ребенка можно получить представление о Количестве подкожного жирового слоя и его распределении. Для более точной оценки подкожного жирового слоя требуется более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи. Толщина подкожного жирового слоя определяется в различных участках тела: на животе (на уровне пупка и кнаружи от него), у края грудины, на спине под лопатками, на конечностях (на внутренней поверхности бедра и плеча), на лице в области щек. Для этого большим и указательным пальцами захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку, при этом толщина подкожного жирового слоя приблизительно определяется в см. Для объективного исследования толщины подкожного жирового слоя используется специальный измерительный циркуль-колипер

Уплотнение подкожного жирового слоя в виде небольших участков называется склеродермия, уплотнение всей подкожной клетчатки называется склерема. Отечность подкожного жирового слоя наряду с уплотнением называется склередема. Отечность подкожного жирового слоя выявляется, если при надавливании остается небольшое углубление- Отечность нижних конечностей выявляется при надавливании указательным пальцем в области голени над большой берцовой костью. Отечность лица легко определяется при осмотре.

Исследование тургора мягких тканей.

Тургор тканей - это активное сопротивление подлежащих тканей пальпаторному воздействию. Тургор тканей может быть нормальным, дряблым, повышенным и каменистой плотности.

Оценка тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцем кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом определяется сопротивление или упругость исследуемых тканей, что и называется тургором. Если тургор тканей снижен, то при сдавлении мягких тканей появляется ощущение вялости и дряблости.


^ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Исследование мышечной системы производится путем осмотра и пальпации ~ оценивается степень развития мышц, их возможная атрофия, асимметрия, параличи и парезы, приобретенные деформации мышечной системы и врожденные аномалии развития, болезненность и какие-либо образования в мышцах. Оцениваются тонус, сила и двигательная активность мышц. В зависимости от массы мышц туловища и конечностей в период напряжения и расслабления различают 3 степени развития мышц: слабое, среднее и хорошее.

Слабое развитие: масса мышц туловища и конечностей в покое мала, во время напряжения изменение объема мышц едва заметно.

Среднее развитие: мышцы туловища в покое развиты умеренно, а мышцы конечностей - хорошо, при напряжении отчетливо изменяются их форма и объем.

Хорошее развитие: мышцы туловища и конечностей в покое хорошо видны, при напряжении отмечается отчетливый рельеф сокращенных мышц.

Атрофии; при этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшается и брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие.

Асимметрия мышечной массы — неодинаковая степень развития одноименных групп мышц. Для обнаружения асимметрии последовательно оценивают мышцы обеих половин лица, туловища и конечностей. При этом измеряют окружности конечностей на одинаковых уровнях и сравнивают их.

Параличи и парезы характеризуются выпадением или ограничением движений, повышением или значительным понижением мышечного тонуса и рефлексов, длительным сокращением мышц. При пальпации мышц следует также обратить внимание на их болезненность, которая проявляется плачем и беспокойством ребенка раннего возраста и жалобами на боль у детей старшего возраста.

Мышечный тонус - постоянное рабочее напряжение скелетных

мышц, контролируемое центральной нервной системой. Ориентировочное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребенка. Так, у здорового доношенного новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу. У распластанного на столе новорожденного ребенка с вытянутыми руками и ногами мышечный тонус снижен (гипотония). О повышенном тонусе (гипертонусе) конечностей косвенно можно судить по следующим признакам: сжатые в кулак пальцы, напряженно расставленные пальцы при слегка сжатой кисти, положение опистотонуса - напряженно вытянутые конечности и резкое запрокидывание головы.

Мышечный тонус определяется на основании субъективных ощущений, получаемых врачом при пассивном сгибании и разгибании верхних и нижних конечностей с оценкой степени возникающего при этом сопротивления, а также по плотности мышц при их пальпации.

При повышенном мышечном тонусе может быть выявлено ограничение или невозможность пассивных движений. При сниженном мышечном тонусе возможно увеличение пассивных движений, разболтанность суставов.

Пассивные движения исследуют, сгибая и разгибая различные

суставы ребенка. Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребенком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений.

Сила мышц. Мышечная сила отчетливо нарастает у детей с возрастом. Определяют мышечную силу по степени усилия, которое надо совершить, чтобы противодействовать движению ребенка- Для детей раннего возраста это попытка отнять схваченную игрушку. Более старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги) и других действиях.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Антропометрическое исследование головы
Антропометрическое исследование головы включает в себя изучение ее размеров, размеров и формы лица...
Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Темы занятий. Занятие Синдром болей в левой половине грудной клетки. Занятие 2

Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Исследование производят по следующему плану
Исследование производят по следующему плану: 1) Опрос 2) Исследование речью 3) Исследование с помощью...
Занятие №4. Антропометрическое исследование icon ХСеродиагностика инфекционных заболеваний ( ифа )
Т960, parvo)1 исследование. 244. Mycoplasma genitalium1 исследование. 255. Herpes Simplex virus тип...
Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Исследование скорости оседания эритроцитов
Микроскопическое исследование "толстой капли" мазка крови на малярийные плазмодии (Plasmodium)
Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Исследование аналитической компании «ВладВнешСервис»
Исследование рынка российского экспорта медицинского оборудования. 2009-август 2011 гг
Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Методики, уточняющие диагноз, включают: 1)эндо­скопическое исследование; 2) цитологическую диагностику

Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Цитологическое исследование в повседневной дерматологической практике: особенности отбора и обработки

Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Правила расспроса пациентов (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни). Исследование кожи и ее

Занятие №4. Антропометрическое исследование icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы