|
Скачать 70.45 Kb.
|
Содержание
2. Цели занятия5.Контрольные вопросы по теме 6. Задания и методические указания к их выполнению 7. Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия 8. Литература для подготовки темы |
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060105 - Медико-профилактическое дело Дисциплина С-3. Б12. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 1.ТЕМА №14 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ, ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ, ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И СЕЛЕЗЁНКИ. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АСЦИТА. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ. ^ Научиться основным методам исследования органов гепатобилиарной и мочевыделительной систем. 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. Закрепить навыки расспроса больных, с обязательной детализацией жалоб, характерных для заболеваний печени, желчных путей, поджелудочной железы, органов мочевыделения. 3.2. Закрепить навыки проведения общего осмотра с целью выявления симптомов, характерных для заболеваний печени, желчных путей, поджелудочной железы, органов мочевыделения. 3.3. Освоить методики пальпации и перкуссии печени и селезенки. 3.4. Освоить методику объективного исследования органов мочевыделения. Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ, ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ, ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И СЕЛЕЗЁНКИ. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АСЦИТА. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ. Вопросы: 5.1. Какой симптом характерен для заболеваний печени:
5.2. Для какого заболевания характерны опоясывающая боль в верхней половине живота, рвота, стеаторея:
5.3. Выявленные при осмотре больного: пальпарная эритема, сосудистые звездочки характерны для заболеваний:
5.4. Нормальные размеры печени по Курлову в см составляют:
5.5. Пальпация поджелудочной железы проводится:
5.6. Выберите область, в которой пальпируется селезенка:
5.7. Выявленные при осмотре больного бледное, одутловатое лицо с припухшими веками, сухая бледная кожа и следами расчесов, характерны для заболеваний:
5.8. ПричинА развития заболеваний мочевыделительной системы:
5.9. Обильное мочевыделение (более 2 л за сутки) - это:
5.10. Переполненный мочевой пузырь пальпируется:
^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами. 6.2. На занятии, во время демонстрации преподавателем методики исследования органов пищеварения, активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь. 6.3. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов гепатобилиарной системы или органов мочевыделения, с обязательной детализацией жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни. Следует обратить внимание в анамнезе на наличие в прошлом желтухи, острых и хронических заболеваний печени, желчного пузыря и желудка, профессиональные вредности, характер питания, перенесенные заболевания, туберкулез, сифилис, и другие моменты, которые могут играть роль в происхождении заболеваний печени. У пациентов с заболеваниями органов мочевыделения следует установить связь с предшествовавшей инфекцией. Выясняется наличие в прошлом заболеваний почек и мочевыводящих путей, ошибочный или сознательный прием ядовитых веществ (сулемы, препаратов висмута, серебра, больших доз сульфаниламидных препаратов), переливания иногруппной крови. При хроническом течении заболевания выясняют причины возникновения обострений, их частоту, клинические проявления, характер проводившегося лечения и его эффективность. У женщин необходимо уточнить, как протекала беременность (наличие отеков, повышенного артериального давления, изменения в анализах мочи). 6.4. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов пищеварения и мочевыделения. Особо отметить изменение цвета кожи и слизистых, наличие на коже высыпаний, расчесов, “сосудистых звездочек”, “печеночных ладоней” и других, типичных при заболеваниях печени. При заболеваниях почек во время общего осмотра можно выявить бледность, одутловатость лица, отечность век, сужение глазных щелей, отеки верхних и нижних конечностей, туловища, цвет кожных покровов, наличие расчесов, неприятный запах мочи изо рта и от кожи больного. 6.5. При исследовании полости рта обратить внимание на цвет слизистой, влажность, наличие высыпаний, геморрагий, трещин, язв. Описание состояния полости рта провести в следующем порядке: язык, зубы, десны, мягкое и твердое неба, миндалины, зев. 6.6. Провести осмотр живота в положении больного стоя и лёжа. Обратить внимание на конфигурацию, симметричность, величину, состояние средней линии живота, пупка, наличие расширенных подкожных вен, рубцов, участие в акте дыхания. 6.7. Провести поверхностную пальпацию живота. Обратить внимание на степень напряжения мышц живота, болезненность, увеличение органов, наличие образований, грыж. 6.8. При пальпации печени, кроме правильного выполнения всех методических приемов, обратить внимание на болезненность, состояние нижнего края печени, его плотность, при увеличении печени оценить переднюю поверхность органа. 6.9. Пропальпировать желчный пузырь, определить болевые точки и зоны при поражении желчного пузыря. 6.10. Определить методом перкуссии размеры печени по Курлову. 6.11. Провести пальпацию селезенки в положении лежа на спине и положении по Сали (обратить внимание на правильную укладку больного). 6.12. Перкуторно определить размеры селезенки, измерить длинник и поперечник. 6.13. Провести пальпацию поджелудочной железы, проверить болевые зоны и точки при поражении поджелудочной железы. 6.9. Провести осмотр поясничной области у курируемого больного, пальпацию почек, проверить симптом Пастернацкого, перкуссию и пальпацию мочевого пузыря. ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. ^ 8.1. Основная:
8.2. Дополнительная:
Учебное пособие составил доц. Трошунин А.В. Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г. |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |