|
Скачать 0.76 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обследованию больного и здорового ребенка Одним из важнейших элементов эффективного преподавания является информация об усвоении студентами материала, получаемого на практических занятиях. В условиях большого числа студентов в группе получить полностью такую информацию путем индивидуального контроля мало реально. Для преподавания пропедевтики детских болезней, где основной задачей практического занятия является освоение студентами практических навыков на уровне умений, получение текущей информации от студентов в ходе самого занятия является особенно важной. Именно с этой целью в преподавание как обязательный компонент вводится работа студентов и преподавателей с дневниками самоконтроля. Для дневника самоконтроля используется отдельная тонкая тетрадь, каждая страница которой расчерчивается на три графы: первая - шириной 2/3 страницы отводится для навыков, вторая - для оценки студента, третья - для оценки преподавателя. Работа с дневниками самоконтроля начинается на первом занятии с разъяснения смысла этой формы работы. Студенты должны твердо усвоить, что дневник самоконтроля нужен прежде всего для них и является формализованным методом общения с преподавателем. Самооценка своего умения не является контролем студента и не учитывается в оценке его знаний. Более того, самооценка студента в наибольшей степени отражает качество работы преподавателя (его умение доходчиво и наглядно продемонстрировать показ методических приемов обследования). Оценка студента ориентирует преподавателя на необходимость дополнительного показа методического приема и доведение его до уровня умения, кроме того, она учит студента объективному отношению к своей работе. Самооценка проводится по пятибалльной системе и со стороны студента должна нести следующую информацию: 2 - методика не понятна, ни теоретически, ни практически; 3 методика понятна, но студент не уверен, что проводит ее правильно; ^ д.): ^ Работа студентов с дневниками самоконтроля начинается с его заполнения -пишется тема занятия и перечень навыков, которые должен освоить студент. Оптимальным является заполнение дневников на предыдущем занятии - это ориентирует студента и на самоподготовку, в некоторых случаях дневники заполняются в начале занятия перед курацией детей. При работе с пациентом студент последовательно выполняет тот перечень навыков, который указан в дневнике. По мере освоения навыка ставится самооценка. Работа с дневником самоконтроля во время курации является обязательным разделом работы студента у постели больного ребенка. Если студент во время курации других детей (на последующих занятиях) лучше осваивает навык, он может повысить себе оценку. Например, ему удалось обнаружить и правильно охарактеризовать затылочные лимфоузлы, пропальпировать печень, селезенку, выслушать шум и т. д. Оценка может быть повышена независимо от того, удалось ему лично или с помощью преподавателя. Преподаватель во время контроля работы студента у больного проверяет правильность выполнения методических приемов и выставляет свою оценку, но только за те навыки, которые он лично видел. Оценки выставляются по пятибалльной системе и содержат следующую информацию: 2 - студент не знает и не умеет выполнять методический прием; 3 - студент знает как выполнять прием, но выполняет его неправильно: 4 - студент правильно выполняет методический прием, но не может оценить полученные результаты (пальпация лимфоузлов проводится правильно, узлы определяются, но их характеристика не точна, при аускультации сердца правильно определяются тоны, но их соотношение вызывает затруднения и т. д.); 5 - методика и оценка подученных данных правильная. В практической части занятия преподаватель сначала знакомится с дневником самоконтроля. Проверяется правильность его заполнения и рассматриваются самооценки предыдущего занятия. Во всех случаях, когда студент оценил свои умения на 2 или 3, преподаватель просит продемонстрировать их и совместно со студентом их осваивает. После этого исправляется самооценка и ставится оценка преподавателя (они должны быть не ниже 4 и, как правило, совпадать - это является дополнительным обучением студента объективной оценке своих навыков). Затем проверяются несколько навыков, которые освоил студент на данном занятии. При оценке преподавателя 2 иди 3 студенту показывается правильное выполнение методического приема и предоставляется возможность самостоятельного выполнения. Исправление оценки на следующем занятии аналогично тому, как и при самооценке 2 и 3. Повторная удовлетворительная и неудовлетворительная оценка (после повторного показа) является основанием для отработки во внеучебное время. Во время курации больного преподаватель может реально оценить ограниченное число навыков у студента, нет необходимости стремиться к максимально полному контролю, поскольку из-за недостатка времени такой контроль может проводиться и на следующих занятиях, но за учебный год каждый навык студента должен быть проконтролирован. При правильной работе с дневниками самоконтроля к концу года у студентов должны стоять оценки преподавателя и студента не ниже 4 по всем навыкам. При плохом освоении методических приемов преподаватель может выделить дополнительное время на их освоение за счет других только по просьбе студентов во внеучебное время. Без дневника самоконтроля студент не допускается к занятию Занятие № 1. Тема: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ И ЕЕ ОТДЕЛЕНИЙ. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ. СБОР АНАМНЕЗА. ОБЩИЙ ОСМОТР ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА. В дневники самоконтроля внести: 1. Расспрос больного и его родственников. Жалобы, анамнез заболевания и жизни. 2. Составление заключения по субъективному исследованию. 3. Составление генеалогического дерева 4. Осмотр ребенка, оценка состояния и сознания ребенка ^ I. Положение больного: 1. Активное положение, 2. Пассивное положение, 3. Вынужденное положение: а) сидя, 6) лежа на спине, в) лежа на животе, г) коленно -локтевое. II. Осанка и походка больного: 1. Атактическая походка, 2. Спастическая походка, 3. Паретическая походка, 4. Мозжечковая походка, 5. Хромота при ходьбе. III. Выражение лица:
IV. Состояние сознания больного: 1. ясное, 2.возбужденное, 3. супор, 4. сопор, 5. кома. V. Запах тела больного и выдыхаемого им воздуха: 1. уринозный запах, 2. запах ацетона, 3. "запах ревматиков", 4. запах прелого сена, 5. гнилостно-приторный запах и т. д. Занятие № 2. Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Практические навыки 1. Сбор анамнеза. Обратить внимание на весо-ростовые показатели, увеличение длины и массы тела на первом году жизни по месяцам и после года, состояние аппетита ребенка, перенесенные заболевания, с чем родители связывают нарушения в физическом развитии: для детей 1-го года жизни -развитие статических и моторных функций, а для детей старше года -двигательные умения. 2. Осмотр: обратить внимание на правильность и пропорциональность телосложения, развитие костно-мышечной системы, состояние питания и т. д. 3. Антропометрические измерения: длина тела, масса, окружность головы и грудной клетки, рост сидя. высота головы, проведение филиппинского теста у детей дошкольного возраста, оценка показателей физического развития и общее заключение (с помощью эмпирических формул и расчетов параметрическим и непараметрическим - центильным способом). Определение стадии развития вторичных половых признаков. пояснения, ^ а) соматоскопия, б) оценка физического развития по эмпирическим формулам, в) схема оценки физического развития по местным стандартам. г) оценка уровня возрастного развития (по зубному возрасту), д) антропометрические индексы, е) схема оценки физического развития детей по центильным таблицам. ж) комплексная оценка физического развития, Физическое развитие - это биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, происходящий под влиянием наследственных факторов и внешних условий. Правильное физическое развитие - показатель здоровья, хорошей сопротивляемости, высокого иммунитета. Физическое развитие оценивается у детей с помощью соматоскопии и соматометрии, а подученные результаты - тремя способами: эмпирическим (по формулам и расчетам), параметрическим и непараметрическим - центильным. ^ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Внести в дневник самоконтроля: 1. Собрать анамнез, отражающий этапы нервно-психического развития ребенка, особенности его поведения, черты характера. 2. Выделить из анамнеза факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие нервной системы. 3. Установить контакт с ребенком, успокоить его при плаче, заинтересовать игрой или игрушкой. 4 Путем наблюдения и осмотра выявить у ребенка: а) настроение (хорошее, плохое, спокойное и т. д.); б) двигательную активность; в) сон, аппетит; г) контакт с окружающими детьми, взрослыми, интерес к игрушкам. 5. Оценить психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни и после года (степень развития статических, моторных функций, эмоций), развитие речи, запас слов у детей старше года. 6. Проверить следующие рефлексы: хоботковый, шейно-тонический, ладонно-ротовой, Моро, Робинсона, Бабинского, Бабкина, и ползания по Бауэру, определение ригидности затылочных мышц, ширины глазных щелей, косоглазие, нистагм, зрительное и слуховое сосредоточение, величины зрачков, реакция зрачков на свет, роговичный и конъюнктивальный рефлексы, коленный и Ахиллов рефлексы. Симптомы Брудзинского (верхний, средний или симфизарный, нижний, у грудных детей - выбухание и пульсация родничка, симптомы Хвостека, Труссо, Люста). 7. Подобрать игрушки для детей различного возраста. 8. Составить режим дня по возрасту. 9. Сроки появления навыков при приеме пищи, одевании, раздевании, гигиенические навыки ПОЯСНЕНИЯ ^ Психомоторным развитием ребенка называется совершенствовавшее интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с внешней средой. Высоко дифференцированные психические и двигательные реакции организуются и контролируются согласованной работой коры больших полушарий головного мозга и подкорковых образований. Интегрированная работа этих двух отделов ЦНС называется высшей нервной деятельностью (ВНД) На протяжении первого года жизни ребенка выделяют 4 периода (Этапа) развития ВНД. Дополнительные материалы: а) периоды психомоторного развития ребенка 1-го года жизни; б) сроки выявления основных безусловных рефлексов у доношенных детей (по Бадаляну Л. 0.); в) основные симптомы поражения центральной нервной системы; г) методика оценки нервно-психического развития. ^ 1. Симптом Хвостека, или лицевой феномен. Легкий удар перкуссионном молоточком по скуловой дуге или fossa canina (по стволу лицевого нерва) вызывает сокращение мышц века, а иногда и верхней губы. 2. Симптом Труссо - сжатие нервно-мышечного пучка в области плеча вызывает судорожное сокращение кисти и образование "руки акушера". Симптом Люста - удар молоточком no n. peroneus в области голени позади головки малой берцовой кости вызывает сокращение перонеальных мышц, что и заметно по отведению стопы. ^ 1. Ригидность затылочных мышц. При пассивном сгибании головы кпереди больной испытывает боль в области затылка, рефлекторное напряжение затылочных мышц делает невозможным или затрудняет это движение. 2. ^ Ребёнок лежит на спине. Ногу сгибают под прямым углом о тазобедренном и коленном суставах, затем довольно быстрым движением ему пытаются выпрямить ногу в коленном суставе, что вызывает у ребенка боль в cпине, а рефлекторное сокращение сгибателей голени делает выпрямление его невозможным. ^ верхний - при пассивном сгибании кпереди головы ребенка, лежащего на спине. с вытянутыми ногами, наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах. Часто одновременно рефлекторно сгибаются -' и верхние конечности; средний (симфизарный) - при надавливании в области лобка рефлекторно сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах: нижний - при сильном пассивном сгибании в тазобедренном и коленном суставе одной ноги наступает сгибание другой ноги. Данные симптомы характерны для воспаления мозговых оболочек. Занятие № 4. Тема: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ, ^ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ. I. Методика объективного исследования кожи у детей. /. Осмотр: окраска кожи и видимых слизистых, расширение вен. венозных капилляров (симптом Филатова, Франка, голова медузы), наличие сыпи, кровоизлияния, рубцы, пигментированные и депигментированные участки, шелушение, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы, расчесы, потница, опрелость и т. д., рост ногтей и волос. //. Пальпация: влажность, сухость, температура, эластичность, состояние кровеносных сосудов (синдром "щипка", "жгута". "молоточка"), дермографизм. ^ 1. Пятнышки, розеолы (roseola) - элемент красно-розового цвета, размером от точки до 5 мм, форма округлая, неправильная, над уровнем кожи не выступает, при растягивании кожи не исчезает (при бр. тифе, паратифах, сифилисе, септических процессах). 2. Пятно, макула (macula) - то же, что и пятнышки, но размером 5 - 20 мм. 1 Мелко-пятнистая сыпь - множественные пятна, 5-10 мм. 2. Крупно-пятнистая сыпь - множественные пятна, 10-20 мм. 3. Эритема - обширные участки гиперемированной кожи, пятна размером больше 20 мм (при роже, опрелости, ожогах). 4. Геморрагия (hemorragia) - кровоизлияния в кожу, не исчезающие при растягивании кожи, по мере рассасывания меняют свой цвет (при геморрагических заболеваниях). 5. Петехии (petechie) - точечные кровоизлияния. 6. Пурпура (purpura) - кровоизлияния, 3-5 мм. 7. Экхимозы (ecchymose) - то же, но размеры больше 5 мм. 10. Папула, узелок (papula) - уплотнение, возвышающееся над поверхностью кожи, размером 1-20 мм. Оставляет после себя пигментацию, шелушение (при кори, сепсисе, сывороточной болезни, сифилисе). 11. Бугорок (tuberculum) - плотное образование, возвышающееся над поверхностью кожи, часто образует язвы, оставляет рубцы (туберкулез, сифилис). 12. Волдырь (urtica) - поверхностное, плотноватое образование, после себя не оставляет следа, часто сопровождается зудом. 13. Пузырек (vesicula) - полостной элемент, 1-5 мм, наполненный серозной или кровянистой жидкостью, может ссыхаться и давать корочки (при ветряной оспе потнице, чесотке, септических процессах). 14. Эрозия (errosio) - поверхностный дефект эпидермиса, мокнущая поверхность.' розового цвета. 15. Пустула (pustula) - гнойничок, полость с гнойным содержимым (при пиодермии ветряной оспе, чесотке). 16. Герпес (herpes) - группа пузырьков на воспаленной коже. 17. Пузырь (bulla) - отличается большими размерами. 18. Корка (crusta) - засохший экссудат на месте предшествующих пузырьков гнойничков. 19. Чешуйка (scwama) - листовидная пластинка из отжившего рогового слой эпидермиса. 20. Рубец (cicathx) - соединительная ткань на месте зажившей язвы. 21. Атрофия кожи [ истончение кожи, рисунок утрачивается, кожа собирается в тонкие складки, как папиросная бумага. 22. Потница (miliaria) -дерматоз, обусловленный усиленным потоотделением. 23. Опрелость (inlertrigo. dermatitis intertrigiiiosa) - воспалительное поражние кожных складок, развивающееся за счет трения и раздражения продуктами кожной секреции. ^ /. Осмотр: равномерность и степень распределения подкожно-жировой клетчатки. Представление о количестве и распределении подкожно-жирового споя по выраженности или сглаженности костного рельефа: 1) малое, недостаточное жироотделение -рельеф костей и сочленений ясно выражен; 2) среднее, нормальное жироотделение - промежуточная степень; 3) большое, избыточное жироотделение - рельеф костей сглажен. //. Пальпация: 1. Толщина подкожно-жирового слоя (у здоровых детей 2-1, 5 см) определяется: 1 - на животе - кнаружи от пупка, 2 - на груди - у края грудины под ключицей, 3 - на спине - под лопатками, 4-5 - на конечностях - внутренней поверхности: 4)плеча и 5)бедра 6 - на лице - в области щёк 2. Консистенция - разлитое или ограниченное уплотнение (уплотнение подкожно-жировой клетчатки на отдельных небольших участках - склеродерма, на всей или почти всей поверхности -склерема (разлитая форма склеродермы), при присоединении отечности - склерэдема) 3. Тургор мягких тканей (упругость) определяется как нормальный или сниженный (внутренняя поверхность плеча и бедра). 4. ^ - надавливание в области голени над большеберцовой костью. У здоровых детей ямка не образуется. Инструментальное исследование: Определение толщины кожно-жировых складок производят калипером Беста с постоянным давлением. Толщину складки измеряют в 10 точках тела: щека, подбородок, грудь-1, грудь2, живот над гребнем подвздошной кости, бедра, голени. Толщину каждой складки измеряют 3 раза. Полученные данные складывают. Сопоставляют полученные величины с массой тела, что позволяет судить о преимущественном развитии жировой ткани или костно-мышечной системы. ^ /. Осмотр: увеличенные, видимые на глаз пакеты ЛИМФОУЗЛОВ: изъязвленные ЛИМФОУЗЛЫ. //. Пальпация: 1) Шейная группа (затылочные, заушные, подчелюстные, подбородочные, передние и задние шейные, надключичные, подключичные); 2) Подмышечные; 3) Торакальные - у нижнего края большой грудной мышцы; 4) Локтевые (sulcus bicipitalis medialis et lateralus) 5)паховые (над и под пупартовой связкой) Учитывается их количество, консистенция, подвижность, чувствительность. В норме лимфатические узлы невелики (до 0, 5 см), единичные, не спаяны с кожей и между собой, безболезненны. Осмотр лимфатического кольца Пирогова-Вальдейера (небные миндалины, язычная), их величина, наличие налетов. Занятие№5. Тема: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ И КОСТНОЙ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ. Методика объективного исследования костной системы. I. Осмотр общий: ^ Форма, размер головы, форма грудной клетки, живота, конечностей: положение головы - правильное, наклонено о сторону или вперед; контур и уровень плеч - симметричные, сведенные вперед, асимметрия шейно-плечевых линий. Форма грудной клетки - рахитичная, цилиндрическая и т. д. Форма живота - выпуклая, выступает за уровень грудной клетки, втянутый и т. д. Определение эпигастрального угла. конституции. Форма ног - прямые, х-образные, о-образные. Искривление оценивается по 3-х балльной системе: 1 - небольшое, 2 - умеренное, 3 - выраженное (затруднение при ходьбе). Б. Осмотр сзади: Асимметрия плечевого пояса и головы, положение лопаток (опущение плеча и лопатки с одной стороны, асимметрия нижних углов лопаток, разное их отстояние от позвоночника вправо или влево, вперед или назад, асимметрия треугольников талии, форма нижних конечностей, симметричность его складок, количество складок на внутренней поверхности бедер. ^ Положение и форма головы, положение плеч, форма живота, форма спины - правильная, сутулая, плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая, сглаживание поясничного лордоза при круглой и плоской спине. ^ Определение плоскостопия (нормальная, уплощение стопы "плоскостопие 2 степени", плоские стопы - плоскостопие 3 степени) производится с помощью плантографии 11. Пальпация: Пальпация головы: обследуются швы, роднички, плотность самих костей (выявление краниотабеса). Большой и малый роднички. Пальпация грудной клетки: ребер (болезненность, рахитические четки), грудины. пальпация конечностей утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки), утолщение в области диафизов фаланг пальцев (нити жемчуга). Температура кожи над суставами, чувствительность, толщина и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, болевых точек III. Измерения: окружности головы, грудной клетки, конечностей, величины суставов, измерение амплитуды движений пассивных и активных (угломером). ^ Выявление кифосколиоза, кифосколиозметр Недригайловой, Подъяпольской; сферосоматометр Воллеянского, сколиограф Песуна. Определение зубного и костного возраста. Объективное исследование костной системы производится путем осмотра, ощупывания (пальпации) и измерения Осмотр необходимо производить в положении лежа, сидя и стоя. Затем ребенка просят пройтись, присесть, согнуть и разогнуть ноги, руки и т. д. У маленьких детей для оценки состояния костно-суставной системы полезно понаблюдать за игрой ребенка. Различают следующие степени развития костяка: 1. Тонкий или узкий (узкие плечи и грудная клетка, малые размеры кистей рук и ступней). 2. Средний - промежуточное положение. 3. Массивный или широкий (широкие плечи и грудная клетка, большие размеры кистей рук и ступней). При осмотре головки обращают внимание: не увеличились ли размеры головки (макроцефалия) или наоборот, уменьшились (микроцефалия); сферография: в норме форма черепа округлая, а при патологии может быть квадратной, четырехугольной, ягодицеобразной и т. д. Ощупывание головки производят сразу обеими руками, положив большие пальцы на лоб, ладони на височные области, средним и указательным пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы и родничок, т. е. всю поверхность черепа. Обращают внимание, имеются ли размягчения костей, особенно в области затылка (краниотабес), теменных и височных костей или уплотнение костей черепа, пальпируя большой родничок, необходимо прежде всего определить величину родничка, причем измеряется расстояние между двумя противоположными сторонами родничка, а не по его диагонали, ибо в этом случае трудно решить, где кончается шов и где начинается родничок. Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание - имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. При осмотре грудной клетки обращают внимание на ее форму, наличие деформаций в виде куриной груди, гаррисоновой борозды, сердечного горба, воронкообразной. груди. Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального угла. По его величине оценивается конституция ребенка: при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90°, при гиперстенической - он тупой, при астенической - острый. При пальпации грудной клетки у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костей ребра в хрящевую зону. Пальпация проводится по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине, при патологии пальпируются рахитические четки -утолщения на границе костей и хрящевой части ребер вследствие избыточного образования остеиодной ткани. При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли искривление позвоночника, искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад - кифоза, в сторону - сколиоза. При сколиозе можно заметить также при осмотре спереди или сзади, что одно плечо стоит выше другого и одна рука прилегает к туловищу плотнее, чем другая, можно заметить также и асимметрию. расположения треугольников талии (они образуются внутренней линией руки и линией талии В норме имеются сагиттальные физиологические изгибы; фронтально-прямая линия при патологии имеет искривления в передне-заднем направлении (кифоз и лордоз) и боковые искривления (сколиоз). Сколиозы различают: а) полные ч) неполные, в) левосторонние, г) правосторонние. На рисунке № 1 изображены следующие виды сколиоза: Рис. 1. Виды сколиоза 1. Грудной 2. Общий левосторонний 3-4. S - образный. Степени сколиоза: I - нефиксированный дефект II - стойкое искривление, резко выраженной деформации нет, III - резко выражена деформация грудной клетки и позвоночника. ^ Осанка - привычная поза неподвижно стоящего человека. 1. правильная - шейный и поясничный изгибы близки по значению и колеблются в пределах 3-4 см (мл. шк. возраст); 4-5, 5 см (ст. шк. возраст) а = в (рис. 2, рис 1). 2. сутуловатая - увеличивается глубина шейного изгиба, сглаживается поясничный. голова наклонена вперед, плечи опущены. 3. ЛОРДОТИЧЕСКАЯ - увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад. 4. КИФОТИЧЕСКАЯ - увеличение и шейного и поясничного изгибов, спина круглая. плечи опущены, живот выпячен, голова - кпереди. 5. выпрямленная - сглаживание обоих изгибов, спина выпрямлена, живот подобран ^ Определяется при рассматривании в профиль и анфас. Обращают внимание на величину надчревного угла, искривление нижних ребер и форму линии, ограничивающую грудную клетку спереди. 1. цилиндрическая - равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, ограничивается спереди овальной линией, надчревный угол близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон. 2. плоская - удлиненная и упрощённая, острый надчревный угол, ограничивающая грудную клетку спереди линия прямая, нижние ребра имеют значительный наклон. 3. коническая - более широкая нижняя часть, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой, ребра имеют малый наклон Рис. 2. Рис. 3. Форма ног - поставить пятки вместе и стоять выпрямившись: норма - ноги соприкасаются в области коленных суставов. О - образные - коленные суставы не касаются. Х - образные - коленные суставы заходят один за другой. Стопа - орган опоры и передвижения. Стопа бывает: 1. нормальная - перешеек узкий, вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки располагаются по одной оси, перпендикулярно к поверхности опоры. 2. уплощенная - перешеек широкий, линия наружного края выпуклее, вертикальная ось перпендикулярна к поверхности опоры. 3. плоская - перешеек занимает всю его величину, ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Стопы оценивают (рис. 4) по методу Штритер. Для этого на полученном отпечатке стопы проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+ б). Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60% -уплощенная, свыше 60% - плоская. Можно воспользоваться и методом, предложенным Араловым-Аралянцем в модификации Веремкович и Сидоровой (рис. 5). Для этого на плантограмме проводят две вспомогательные линии: одну из середины пятки до основания большого (первого) пальца на стопе, а вторую - через основание второго пальца. В норме линия внутреннего края стопы пересекает обе линии, при уплощенной стопе - только первую, а при плоской - не пересекает ни одну из линий. Плантография Рис. 4. Рис. 5. а - ширина перешейка, а+ б - ширина стопы ^ /. Осмотр: оценка степени развития мускулатуры II. Пальпация: 1) определение массы мышц; 2) тонуса (при помощи пассивного сгибания и разгибании конечностей у детей до года и путем ощупывания у детей после года). В норме тонус и сила мышц должны быт одинаковыми. Тонус может быть сниженным (мышц мягкие), нормальным (мышцы упругие, твердые на ощупь). ///. ^ динамометром (ручным, становым), субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребенка. ^ определение механической и электрической возбудимости, миография. Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и те упругостью. Дополнительно судят по положению лопаток и форме живота Различают 3 степени развития мускулатуры: 1. слабое - не выражен рельеф мышц, понижена упругость, наблюдается отстающие лопатки, живот отвислый; 2. среднее - несколько обозначен рельеф мышц, имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток; 3. сильное (хорошее) - мускулатура имеет хорошо выраженный рельеф мышц, мышцы достаточно упруги и большие по объему, углы лопаток подтянуты к грудной клетке, живот подтянут. Представление о тонусе мышц у ребенка первых месяцев жизни можно также получить при поднимании ребенка за ножки, подержав его несколько секунд с опущенной вниз головой (поднимать нужно медленно, а не рывком, поддерживая другой рукой под спину). Ребенок с хорошим тонусом и мускулатурой повиснет, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка прогибая позвоночник и отклоняя голову назад. При повышенном тонусе ребенок в таком положении дает резкий опистотонус: ноги поджимает в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад. В таблице 1 представлены изменения силы, измеряемые ручным динамометром у детей различного возраста и пола. Таблица 1. Возрастные изменения силы правой кисти (в кг) по Е. ^
В таблице 2 - изменения силы мышц нижних конечностей. Таблица 2. Возрастные изменения силы мышц нижних конечностей у школьников (по В. Т. Куневичу)
^ Методика исследования органов дыхания у детей. |