Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов





Скачать 159.5 Kb.
Название Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов
Дата 24.03.2013
Размер 159.5 Kb.
Тип Документы
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОУ ВПО НИУ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


СХЕМА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО И ПЛАН НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ


методические рекомендации для студентов 2 - 4 курсов

отделения «Лечебное дело».


Преподаватель

Чуйко А. М.


Белгород, 2011 г.

Предисловие


Настоящие методические рекомендации предназначены для помощи студентам 2 - 4 курсов отделения "Лечебное дело" при изучении педиатрии, а так же для студентов, находящихся на производственной практике при написании учебной истории болезни.

Студенты отделения "Лечебное дело" должны показать умение обследовать больного и детально описывать результаты обследования и наблюдения, используя все разделы рекомендаций, включая выделение синдромов по материалам клинического исследования.

При изучении педиатрии студентам необходимо курировать больных по темам дисциплины и правильно заполнять учебную историю болезни. Необходимо выделять синдромы, закрепляя и развивая навыки, с которыми познакомились при изучении пропедевтики в педиатрии, после чего обосновать предварительный диагноз, составить индивидуальный план дальнейшего обследования. Затем по материалам параклинического обследования, выделенным синдромам следует сформулировать клинический диагноз в рамках принятых классификацией, оформить разделы «Лечение» и «Дневник наблюдений за больным». Студенты должны показать, насколько они овладели приемами практической диагностики, включая метод дифференциальной диагностики.


Составляющие учебной истории болезни:


  1. Паспортная часть.

  2. Жалобы больного при поступлении.

  3. Анамнез настоящего заболевания.

  4. Анамнез жизни больного.

  5. Бытовые условия больного.

  6. Семейный анамнез.

  7. Аллергологический анамнез.

  8. Эпидемиологический анамнез.

  9. Объективное исследование по системам.

  10. Диагностический процесс.

  11. Предварительный диагноз

  12. Дифференциальная диагностика.

  13. Клинический диагноз

  14. Лечение

  15. Дневник наблюдения


1. Паспортная часть


  1. Фамилия, имя, отчество больного.

  2. Возраст, точная дата рождения.

  3. Место жительства.

  4. Место работы или учебы.

  5. Кем направлен больной на стационарное лечение.

  6. Диагноз при направлении.

  7. Время поступления в стационар.

  8. Диагноз при поступлении.

  9. Предварительный диагноз.

  10. Клинический диагноз.

  11. Осложнения.

2. Жалобы больного при поступлении

В начале излагаются жалобы больного или его родителей, высказанные
при первом обращении к нему с вопросом: "Что Вас беспокоит?" Затем
проводится подробное описание всех жалоб по той системе
органов, поражение которой представляется основным, либо со
стороны которой имеется наибольшее число жалоб. Нужно
помнить, что эта гипотеза о преимущественном поражении той или
иной системы может в дальнейшем не подтвердится. Поэтому
далее, путем целеустремленного опроса, следует составить четкое
представление о функционировании всех систем организма
курируемого больного. Запись жалоб в истории болезни должна
проводиться по каждой системе органов в отдельности. Для облегчения
этой задачи проводится симптоматология систем.

3. Анамнез настоящего заболевания

История настоящего заболевания должна подробно отражать
клиническое развитие болезни от времени появления первых
симптомов до начала курации.

Когда, с каких болезненных проявлений началось заболевание и как
(внезапно, остро, постепенно). Указывают предполагаемые больным
или родственниками причины заболевания. Когда впервые обратился к врачу, какие диагнозы устанавливались ранее. Какие медикаменты и лечебные методы применялись, их эффективность, отмечалось ли
побочное действие лекарственных средств (антибиотиков, сердечных гликозидов, стероидных гормонов и др.). Сколько времени лечился в поликлинике, когда был направлен в стационар, когда госпитализирован, течение заболевания до начала курации. Если больной госпитализирован повторно, выяснить, когда, где, сколько времени и какими методами лечился раньше. Тут же приводят результаты проводившихся ранее лабораторных и инструментальных исследований, а также сведения о влиянии заболевания на трудоспособность больного.


^ 4. Анамнез жизни

При сборе анамнеза жизни у детей необходимо уточнить: как протекала беременность, и роды у матери. Чем больна мать. Ребенок закричал сразу после рождения или его пришлось оживлять. Родился ли ребенок в срок или он недоношенный. Не сопровождались ли роды какими-то травмами ребенка.

Необходимо обратить внимание, не было ли болезней у новорожденного ребенка и каких.

Большое внимание уделить вопросам вскармливания ребенка, нервно-психическому и физическому развитию, склонности к часто повторяющимся болезням на первом году жизни и далее, а так же иммунопрофилактике.

Учеба: не отставал ли от сверстников в физическом или умственном развитии.

Выяснить ранее перенесенные болезни: рахит, инфекционные заболевания, пневмония, ангина, эндокринные заболевания, ревматизм, туберкулез и др. Уточнить были ли травмы и хирургические вмешательства.

Эти сведения приводятся в хронологическом порядке. Указывается продолжительность и течение заболеваний, их осложнения, применявшееся лечение.


^ 5. Бытовые условия


Характеристика жилища, его жилая площадь, водоснабжение, канализация, отопление. Численность семьи и ее общий бюджет. Характер одежды (широкое использование синтетических тканей, манера слишком тепло одеваться в силу индивидуальной привычки или увлечение модой и пр.).

Использование выходных дней или каникул. Занятие физкультурой и спортом (спортивный разряд).

Питание: регулярность, сухоядение, излишество в приеме пищи. Вредные привычки: Курение (с какого возраста, сколько сигарет в день). Употребление алкогольных напитков (периодически, систематически, в каких количествах, с какого времени). Злоупотребление чаем или кофе. Прием анальгетиков, снотворных, седативных, наркотиков и других медицинских препаратов.


^ 6. Семейный анамнез


Возраст и состояние здоровья родителей к моменту рождения
обследуемого. Болезни родителей, братьев, сестер, дядей и теток, дедов и бабушек, а если умерли, то, в каком возрасте и от чего. Важно иметь в виду заболевания, к которым возможно генетическое предрасположение, ожирение, сахарный диабет, желчно – и мочекаменная болезнь, болезни крови и новообразования, артериальные гипертензии, психоневрозы и вегетодистонии, а также аллергические заболевания и хронические инфекции (туберкулез, токсоплазмоз, сифилис и пр.)

^ 7. Аллергологический анамнез


Аллергические заболевания у родителей и ближайших родственников в прошлом и в настоящее время. Реакции на введение сывороток и вакцин. В виде чего проявляются аллергические реакции, их частота, чем купировались.


^ 8.Эпидемический анамнез


Встречался ли с лихорадящими больными (в семье, школе, среди родственников, соседей, знакомых).

Не соприкасался ли с больными животными или трупами павших животных. Наличие в жилище грызунов, тараканов, блох, клопов, или других паразитов. Не подвергался ли укусам животных или кровососущих насекомых (вши, клещи, блохи, москиты, комары и др.)

Особенности водоснабжения (из колодца, реки, арыка и пр.) и питания.

Не приезжал ли кто-либо в течении месяца (в гости домой к заболевшему).

Когда и каким инъекциям подвергался, их кратность (в том числе профилактические прививки, взятие крови на анализ, переливание крови и кровезаменителей и пр.)


^ 9.Объективное исследование

Оценка тяжести состояния (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое).

Сознание:
ясное, спутанное, сопор, ступор, кома.

Положение: активное, вынужденное, пассивное.

^ Выражение лица (спокойное, бодрое, возбужденное, страдальческое, тоскливое, безразличное, "лицо Гиппократа").

Поведение больного, движения, походка.

Масса тела (в кг., рост). Пропорциональность телосложения. ^ Конституциональный тип: нормастенический, астенический, гиперстенический.

Температура тела.

Кожа и слизистые оболочки

Цвет кожи, чистота ее, эластичность, тургор, влажность кожи.

Волосы: сухость, ломкость, выпадение.

Ногти: истонченные, утолщение, ломкость.

Состояние и окраска конъюнктивы, слизистые оболочки губ.

^ Подкожная клетчатка: степень развития (умеренная, слабая, чрезмерная) и распределение ее.

Пастозность, отеки: локализация, степень выраженности, консистенция (мягкие, глинистые, плотные).

^ Периферические лимфатические узлы: шейные, подмышечные, грудные, локтевые, паховые, подколенные. Их величина, форма, поверхность, болезненность, консистенция, спаянность между собой, связь с окружающими тканями.


^ Опорно-двигательная система


Голова: форма, размеры.

Грудная клетка: Форма (нормальная, бочкообразная, рахитическая, воронкообразная, паралитическая). Местные выпячивания и западения. Над- и подключичные ямки их выраженность, симметричность, ход ребер. Межреберные промежутки (широкие, узкие). Форма грудины, эпигастральный угол. Деформация грудного отдела позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз). Лопатки, их прилегание в грудной клетке.

Позвоночник. Его подвижность, форма (кифоз, лордоз, сколиоз) болезненность при поколачивании по остистым отросткам, при движениях. Состояние трубчатых костей (искривление, укорочение, патологические переломы). Утолщение пальцевых фаланг-" барабанные палочки" .

Суставы: деформация, воспалительная припухлость анкилозы. Болезненность суставов при ощупывании и движениях. Треск, хруст, крепитация суставов при движениях. Объем активных и пассивных движений в суставах.

Мускулатура: ее развитие, симметричность, сила, тонус. Мышечная атрофия. Болезненность при пальпации и движениях. Результаты динамометрии.


^ Нервная система


Психоэмоциональное состояние: настроение, отношение к своей болезни, к лечебным воздействиям, особенности поведения.

Память, внимание.

Речь, чтение, письмо. Ориентация в пространстве и времени. Критика.

Интеллект: нормальный, ослабленный, дебильность, тугоумие. Расстройства чувствительности кожи. Симметричность лица. ^ Менингиальные симптомы (ригидность мышц затылка, симптом Кернига).

Ослабление силы конечностей, парезы, параличи. Координация. Наличие трофических расстройств. Расстройство функций тазовых органов.

^ Состояние вегетативной нервной системы (дермографизм, потливость, сухость кожи). Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус).

Дыхательная система

Носовое дыхание (свободное, затрудненное).

Участие крыльев носа в акте дыхания, проходимость носовых путей. Пальпаторная болезненность над областью пазух носа.

Миндалины: величина, цвет, налет, зев (бледный, гиперемирован). Симметричность обеих половин грудной клетки и их участие в акте дыхания.

Тип (брюшной, грудной), глубина, ритмичность и частота дыхания, участие вспомогательных мышц. Одышка (экспираторная, инспираторная, смешанная). Чейн-стоксовское, кусмаулевское, биотовское дыхание. Запах выдыхаемого воздуха (гнилостный, яблочный, фекальный и др.). Участие грудной клетки в акте дыхания.

Пальпация. Эластичность, резистентность, голосовое дрожание (его симметричность и интенсивность), болезненность при пальпации (грудины, ребер, межреберных промежутков, корешковые симптомы), ощущение трения плевры, ЧДД.

Перкуссия: сравнительная: характер перкуторного звука в сравнимых симметричных участках грудной клетки и границы изменений перкуторного звука (ясный, легочный, укороченный, тупой, темпанический, коробочный, с металлическим оттенком и др.).

Аускультация. Дыхание: характер (везикулярное, ослабленное, отсутствует, усиленное, жесткое, бронхиальное, амфорическое). Хрипы. Их локализация, количество, характер. Сухие (свистящие, жужжащие), влажные (мелко-, средне-, крупнопузырчатые). Крепитация. Шум трения плевры (локализация, характер).

^ Сердечно-сосудистая система

Осмотр сердечной области. Выпячивание и деформация грудной клетки (сердечный горб, систолическое втяжение). Верхушечный толчок: локализация, площадь, сила, высота, приподнимающая, куполообразный, разлитой, ограниченный. Пальпация. Верхушечный и сердечный толчок. Локализация, сила, высота, ширина. Сердечное дрожание (систолическое на аорте, диастолическое на верхушке). Болезненность грудной стенки в области сердца при ощупывании.

Характеристика пульса на лучевой артерии: ритмичность, частота, напряжение, наполнение, величина. Дефицит пульса. Отсутствие пульса.

Перкуссия. Границы относительной сердечной тупости:

Границы

Относительная тупость

правая

верхняя

левая




Аускультация. Тоны: Определить ритм, силу (усиление, ослабление первого и второго тонов); дополнительные тона. Шумы: отношение к фазам сердечной деятельности (систолический, диастолический и его разновидности), характер (дующий, пилящий, музыкальный др.). Сила шума (резкий, слабый), тембр (высокий, низкий), продолжительность (длинный, короткий). Место наибольшей интенсивности шума, усиление или ослабление при физической нагрузке, в положении на левом боку и стоя с поднятыми руками.

Частота и ритм сердечных сокращений, наличие аритмий (дыхательной, экстрасистолической, мерцательной, пароксизмальной тахикардии). Измерение артериального давления (у всех больных).


^ Пищеварительная система

Запах изо рта. Язык: влажность, сухость, налет, цвет, выраженность сосочков, наличие эрозий, язв, трещин, рубцов. Величина языка, отпечатки зубов.

^ Зубы: форма, сколько недостает, кариозные, шатающиеся, искусственные.

Десны
: окраска, рыхлость, кровоточивость, кайма.

Осмотр живота (в вертикальном и горизонтальном положении): Форма и величина (с учетом состояния питания), обычная. Живот равномерно или неравномерно выпячен, втянут, запавший, "лягушачий", ладьевидный, отвислый и др.

Участие живота в акте дыхания (отставание отдельных областей или всей брюшной стенки при дыхании). Видимая перистальтика желудка и кишечника. Симметричность. Поверхностная пальпация, болезненность при поверхностной пальпации: местная или разлитая, ее локализация и интенсивность. Перитониальный симптом Щеткина - Блюмберга.

Расхождение прямых мышц живота, наличие грыжевых отверстий и выпячиваний.

Характер перкуторного звука над областью кишечника и желудка (тимпанический, ясный, притуплённый, тупой с указанием локализации). Болезненность при перкуссии (локализация, степень выраженности). Исследование равномерно увеличенного живота для обнаружения жидкости в брюшной полости: перкуссия при вертикальном положении больного, лежа на спине, на правом и левом боку. Феномен флюктуации.

^ Глубокая пальпация.

Печень, ее размеры. Пальпация печени. Определение ее поверхности (гладкая, бугристая) и консистенции (мягкая, эластичная, плотная). Характера края (закругленный, острый) и болезненности.

Доступность желчного пузыря для ощупывания, его величина, консистенция, болезненность. Наличие болезненности при поколачивании в точке проекции желчного пузыря. Выслушивание спонтанной и возникающей при пальпации перистальтики (интенсивность кишечных шумов, отсутствие шумов). Селезенка. При увеличении пальпаторно в положении лежа на спине и на правом боку: плотность и характер прощупываемого края, состояние поверхности, болезненность, ощущение трения.


^ Мочевыделительная система


Осмотр поясничной и надлобковой области.

Пальпация почек (в положении больного лежа на спине, на боку, стоя). Ее величина, форма, консистенция, поверхность, подвижность, болезненность. Болезненность по ходу мочеточников.

Перкуссия и пальпация мочевого пузыря. Болезненность при поколачивании в поясничной области (симптом Пастернацкого).


^ 10. Диагностический процесс


Выделение синдромов по материалам непосредственного обследования больного

Обнаруженные при опросе и физическом исследовании больного признаки необходимо сгруппировать так, чтобы они составили определенные синдромы, характеризующие патологический процесс.

^ 11. Предварительный диагноз (рабочая версия)

На основании жалоб (перечислить жалобы) и данных объективного осмотра (перечислить патологические симптомы), можно поставить предварительный диагноз (выставить предварительный диагноз)…

Для постановки клинического диагноза необходимы дополнительные лабораторные и инструментальные методы исследования (для подтверждения или отрицания предварительного диагноза); консультации специалистов и проведение дифференциальной диагностики. План обследования составляется для каждого больного индивидуально. Необходимо указать вопросы, требующие уточнения, и те клинико-диагностические манипуляции, анализы и т. п., при помощи которых эти вопросы могут быть решены.


^ 12.Дифференциальный диагноз

Этот раздел начинают с пересмотра ранее выделенных синдромов и их согласование с материалами дополнительного обследования. Нередко удается подметить новые синдромы. Иногда приходится убедиться в ошибочности некоторых ранее выделенных синдромов, отбросить их. Далее нужно перечислить заболевания, которые могут протекать при сочетании имеющихся у больного синдромов.

Затем приводят конкретное соображение, позволяющее исключить болезни, имеющие черты сходства, и делают заключение о наиболее вероятной природе патологического процесса у курируемого больного. При этом учитывают результаты проведенных лечебных воздействий.


^ 13.Клинический диагноз


На основании жалоб (перечислить жалобы), объективных данных (перечислить патологические симптомы и синдромы), лабораторных, инструментальных методов исследования (выписать анализы), консультаций специалистов и проведенной дифференциальной диагностики можно поставить клинический диагноз:

- Основное заболевание.

- Сопутствующее заболевание.

- Осложнения.

14. Лечение


Обосновываются лечебные мероприятия, показанные, по мнению куратора, данному больному (режим питания, медикаментозное лечение, терапевтические процедуры, ЛФК), меры предупреждения и лечение осложнений. Даются полные прописи (рецепты) лекарственных средств и их обоснования.


  1. ^ Дневник наблюдения за больным




Дата

Пульс

Частота дыхания

Температура тела

Артериальное давление

Течение болезни и профилактические мероприятия



Диагностические, лечебные назначения



В учебной истории болезни эти данные отмечаются в температурном листе


Ежедневная запись всех изменений в ходе болезни, оценка результатов диагностических исследований и лечебных воздействий.


Назначения написать в конце дневника: препарат, дозу, частота приема в зависимости от приема пищи.


Дневник должен отражать все изменения, происшедшие за истекшие сутки в субъективном и физическом состоянии больного:

1) динамику течения болезни

2) оценку результатов проводимого лечения, включая переносимость назначенных манипуляций и лечебных средств

3) клиническую оценку результатов дополнительного исследования

4) обоснование изменений в диагнозе, лечении

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Схема написания истории болезни пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Схема написания клинической истории болезни

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Методические рекомендации для студентов III курса лечебного факультета Схема составления истории

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Методические рекомендации Витаминотерапия в педиатрии для студентов 3-6 курсов педиатрического факультета

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Методические рекомендации по написанию клинической истории болезни (для студентов 4, 5, 6 курсов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярская государственная...
Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Лекция №2 На тему: ”Особенности клинического обследования ортопедического
На тему:”Особенности клинического обследования ортопедического больного. Лабораторные методы обследования...
Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Схема учебной истории болезни

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Схема учебной истории болезни

Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические рекомендации для студентов 2 4 курсов icon Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы