Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного





Скачать 155.7 Kb.
Название Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного
Дата 22.03.2013
Размер 155.7 Kb.
Тип Методические рекомендации



«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой пропедевтики

внутренних болезней СГМУ

_________ Хлопина И.А.

«___» «__________» 2011





Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного


История болезни, написанная студентом III курса в конце учебного года, представляет собой самостоятельную работу, в которой он должен продемонстрировать:

- умение общаться с больным,

- способность собирать, анализировать и обобщать полученные от больного сведения,

- умение правильно характеризовать общее состояние больного, состояние различных систем организма,

- навыки группировать полученную при обследовании больного с помощью приемов непосредственного исследования информацию в синдромы и поставить предварительный диагноз;

- способность составить программу дополнительного лабораторно-инструментального исследования с возможным привлечением врачей-консультантов других специальностей;

- умениие сформулировать клинический диагноз и обосновать его.


^

О роли истории болезни




Студент должен знать, что «История болезни» является юридическим документом, описывающим состояние здоровья пациента. Многолетний опыт использования медицинской документации выработал определенную схему написания истории болезни, где каждый раздел занимает строго отведенное ему место.

К сожалению, непрофессиональное (т.е. неправильное, непоследовательное, неполное, небрежное) заполнение истории болезни, а, иногда, и непродуманное, невнимательное, халатное поведение врача заставляет больного, его родных и близких обращаться с жалобами в юридические инстанции. Иногда с такой инициативой выступает администрация лечебно-профилактических учреждений, недовольная качеством работы врача. Во всех случаях анализ ведения истории болезни проводит судебно-медицинский эксперт.


^ ПРИМЕР ОПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ, ОЦЕНЕННОЙ НА «ХОРОШО»


Курация пациентов осуществляется в условиях терапевтического отделения больницы самостоятельно каждым студентом. Описание результатов обследования пациента в истории болезни проводится в соответствии с требованиями методик, отработанных студентами при изучении пропедевтики внутренних болезней.


Паспортные данные


ФИО — Миронов Иван Владимирович.

Возраст — 30 лет.

Пол - мужской.

Образование — высшее.

Профессия — преподаватель.

Место работы, должность — учитель физики в школе № 108.

Место жительства — г. Коряжма, ул. Караваева, 50, кв. 27.


Жалобы при поступлении

- на умеренные «голодные» и «ночные» боли в эпигастральной области, а также через 1—2 часа пос­ле приема пищи, отрыжку кислым, изжогу и т.д.


Жалобы на момент курации

- незначительные боли в эпигастральной области через 1-2 часа пос­ле приема пищи и т.д.


Анамнез заболевания (anamnesis morbi)

Считает себя больным с 2002 года, когда впервые почувство­вал боли в эпигастральной области, изжогу. Начало заболевания ни с чем не связывает. Обратился в поликлинику по месту житель­ства. С диагнозом «обострение хронического гастрита» был направ­лен на стационарное лечение, после которого почувствовал себя лучше. Какие исследования проводились, и чем лечился, не помнит. До последнего времени чувствовал себя хорошо, боли, изжога не беспокоили. Две недели назад вновь появились вышеуказанные жалобы, связывает с нарушением питания.


Анамнез жизни (anamnesis vitae)

Родился в Вельском районе Архангельской области в семье служащих, 3 по счету ребенком. Рос и развивался нормально, от сверстников в физическом развитии не отста­вал. Пошел в школу в возрасте 7 лет, учился удовлетворительно.

Служил в армии в десантных войсках.

Жилищные условия хорошие. Питается нерегулярно, часто посещает «McDonald's», любит жареный картофель с острым соусом и Pepsi. Материально обеспечен. Женат, имеет сына.

После окончания университета работает учителем физики в школе, условия труда – дневные смены, стаж работы 5 лет.

Имеет страховой полис ОМС. За последний год случаев временной нетрудоспособности не было.

В детстве перенес ветряную оспу, коревую краснуху. Других болезней не помнит. Туберкулез, вирусный гепатит, венерические заболевания, СПИД отрицает. Травм, опера­ций не было.

Наследственность не отягощена.

Аллергологический анамнез благоприятный.

Вредные привычки — курение (курит в течение двух лет, по 5-8 сигарет в день).


Настоящее состояние больного (status presens)

Общий осмотр

Общее состояние удовлетворительное. Поло­жение активное. Сознание ясное. Настроение бодрое.

Телосложение: нормостенический (астенический или гиперстенический) тип консти­туции.

Выражение лица без особенностей.

Температура тела ... °С.

Кожа обычной окраски, чистая, целостность ее не наруше­на, нормаль­ной влажности. Эластичность, тургор сохранены. Волосяной покров развит в соответствии с возрастом и полом. Волосы и ногти не изменены.

Удовлетворительного питания: толщина кожной складки у реберной дуги - 1,5-2 см, около пупка – 2-3 см. Рост... см. Вес... кг. ИМТ- 20,0. Индекс ОТ/ОБ…

Отеков нет.

Периферические лимфатические узлы не увеличены (если паль­пируются, то указать их локализацию, количество, размеры, форму, конси­стенцию, смещаемость, наличие болезненности, спаянность между собой и с окружающими тканями).

Мышечная система развита удовлетворительно, мышцы без­болезненные, тонус и сила их достаточные.

Осанка прямая, походка ровная. Физические недостатки, аномалии развития, телесные по­вреждения отсутствуют.

Целостность костей не нарушена, поверхность их гладкая, болезненность при пальпации и поколачивании отсутствует.

Кон­фигурация позвоночника правильная. Суставы внешне не изменены. Движения в суставах и по­звоночнике в полном объеме.


Объективное исследование органов дыхания

При осмотре грудная клетка правильной формы (нормостеническая), симметричная, обе по­ловины грудной клетки равномерно участвуют в акте дыхания. Над- и подключичные ямки умеренно выражены. Ход ребер обычный, межреберные промежутки не расширены. Частота дыхания 16 в минуту, дыхательные движения ритмичные, средней глубины. Преоб­ладает брюшной (у женщин грудной) или смешанный тип дыхания. Соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха не нарушено. Дыхание бесшумное, без участия вспомогательной мускулатуры.

^ При пальпации целост­ность ребер не нарушена, болезненности ребер и межреберных про­межутков не выявляется, грудная клетка упругая, податливая. Голосовое дрожание выражено умерен­но, одинаковое на симметричных участках грудной клетки.

^ При топографической перкуссии:

а) высота стояния верхушек правого и левого легкого спереди — на 3—4 см выше ключиц, сзади — на уровне остистого отростка VII шейного позвонка;

б) ширина верхушек легких (полей Кренига) — 4-7 см с обеих
сторон;

в) нижние границы легких по срединноключичным линиям
проходят по VI ребру (слева не определяют), по передним
подмышечным — по VII ребру, по средним подмышечным —
по VIII ребру, по задним подмышечным — по IX ребру, по
лопаточным — по Х ребру, по околопозвоночным — на уровне остистого отростка XI грудного позвонка;

г) экскурсия нижнего легочного края по средним подмышечным линиям - 6-8 см с обеих сторон.


^ При сравнительной перкуссии над всей поверхностью легких оп­ределяется ясный легочный звук (в случае выявления изменений перкуторного звука указать их характер и локализацию).

^ При аускультации над легкими с обеих сторон определяется ве­зикулярное дыхание (в верхней части межлопаточного простран­ства до уровня IV грудного позвонка может выслушиваться ларинго-трахеальное дыхание). Побочные дыхательные шумы (хрипы, крепитация, шум трения плевры) не выслушиваются.

Бронхофония отрицательна с обеих сторон (в случае обнару­жения патологических аускультативных феноменов необходимо указать их характер и локализацию).


Объективное исследование органов кровообращения

При осмотре верхушечный толчок (если выявляется) располо­жен в V межреберье на 1-1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии. Сердечный толчок, выпячивания и пульсации в эпигастральной об­ласти и области сердца визуально не определяются. Набухание шейных вен, расширение подкожных вен туловища и конечностей, а также ви­димая пульсация сонных и периферических артерий отсутствуют.

^ При пальпации верхушечный толчок расположен в пятом меж­реберье на 1-1,5 см кнутри от срединно-ключичной линии, диаметром 2 см, умеренной силы, невы­сокий. Фено­мены систолического и диастолического дрожания, пульсации в области сердца не определяются.

Пульс синхронный, одинаковый на обеих руках, ритмичный, частотой 60-80 в минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения, равномерный.

^ При перкуссии границы относительной сердечной тупости: пра­вая проходит в IV межреберье на 1-1,5 см вправо от правого края грудины, левая — в V межреберье на 1-1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии, верхняя — на III ребре по левой окологрудинной линии. Ширина сосудистого пучка на уровне II межреберья находится в пределах ширины грудины.

^ При аускультации ритм сердца правильный, ЧСС 68 уд/мин. Тоны сердца яс­ные (не расщеплены, нет дополнительных тонов), чистые (шумы отсутствуют) во всех точках выслушивания. Соотношение гром­кости тонов не изменено: I громче II над верхушкой сердца и у основания мечевидного отростка, II тон громче I над аортой и легочной артерией (у молодых возможен акцент II тона над ле­гочной артерией). В случае выявления дополнительных тонов и шумов указывают точки их выслушивания, отношение к фазам сердечного цикла, а для шумов, кроме того, громкость, направ­ление проведения, изменение в зависимости от положения тела и физической нагрузки. Оценивают сосудистые шумы.

^ Артериальное давление 90-140 / 60-90 мм рт. ст.


Объективное исследование органов ЖКТ

При осмотре полости рта выявляется дефицит зубов, слизистые розового цвета, чистые.


^ При осмотре живот обычных размеров, правильной формы, не увеличен, симметричный, равномерно участвует в акте дыхания. Грыжевые выпячивания и расширение подкожных вен не определяются. Пупок втянут. Видимая пе­ристальтика не выявляется.

^ При поверхностной пальпации живот мягкий, безболезненный, подкожная жировая клетчатка развита умеренно, отеков нет, брюш­ной пресс развит хорошо, расхождение прямых мышц отсутствует. В случае выявления болезненности и резистентности или мышеч­ной защиты передней брюшной стенки указать их локализацию.

^ При глубокой скользящей пальпации живота в левой подвздош­ной области пальпируется сигмовидная кишка в виде гладкого, уме­ренно плотного тяжа диаметром около 3 см, безболез­ненного, легко смещаемого, не урчащего. В правой подвздошной области пальпируется слепая кишка в форме гладкого, мягкоэластического цилиндра диаметром в два 4 см, безболезненного, умеренно подвижного, урчащего под рукой. Восходящий и нисхо­дящий отделы ободочной кишки пальпируются соответственно в правом и левом фланках в виде малоподвижных, умеренно плот­ных, безболезненных цилиндров диаметром около 2 см. Попереч­ная ободочная кишка определяется в пупочной области в виде по­перечно лежащего, умеренно плотного цилиндра диаметром око­ло 2,5 см, безболезненного, легко смещаемого вверх и вниз. На 2—3 см выше пупка прощупывается большая кривизна желудка в виде гладкого, мягкого, малоподвижного, безболезненного вали­ка. Шум плеска над желудком натощак не выявляется. Поджелу­дочная железа не прощупывается.

Печень не пальпируется. Если печень пальпируется, указать раз­мер края, выступающего из-под реберной дуги, его форму, характер контура, консистенцию, наличие болезненности.

^ Желчный пузырь не пальпируется, пальпация в его проекции без­болезненна.

Селезенка не пальпируется. Если селезенка пальпируется, то указать степень ее увеличения, консистенцию, характер поверхности, наличие болезненности.

^ Признаки наличия свободной жидкости методом флюктуации в брюшной полости не определяются.

Над поверхностью живота тимпанический перкуторный звук.

Размеры печени по Курлову при перкуссии: по правой среднеключичной линии: верхняя — на VI ребре, нижняя — по краю правой реберной дуги.

Перкуторные границы селезенки по левой средней подмышечной линии: верхняя — на IX ребре, нижняя — на XI ребре; границы селезенки на уровне X ребра: передняя — по передней подмышечной линии, задняя – по лопаточной линии. Размеры селезенки 6—8/4—6 см.

^ Признаки наличия свободной жидкости при перкуссии в брюшной полости не определяются.

Оценивают нижнюю границу желудка методом аускульто-аффрикции.

^ При аускультации живота выявляются шумы перистальтики ки­шечника в виде периодического урчания и переливания жидкости.


Объективное исследование органов мочевыделения

При осмотре поясничная область и область мочевого пузыря не изменены.

Моча светло-желтого цвета, без примесей.

^ При пальпации - почки в положении лежа на спине и стоя не оп­ределяются. Если почки пальпируются, указать их форму, разме­ры, консистенцию, характер поверхности, степень смещаемости, наличие болезненности.

Оценивают болевые точки.

^ Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.

Мочевой пузырь пальпаторно и перкуторно не выявляется.

При аускультации шумы над почечными артериями отсутствуют.


^ Объективное исследование эндокринных органов

При осмотре рост …, вес …, соотношение частей тела пропорциональное.

Щитовидная железа визуально не определяется. Пальпиру­ется ее перешеек однородной мягкоэластической консистенции, безболезненный, легко смещаемый при глотании, не спаянный с кожей и окружающими тканями. Пульсации щитовидной желе­зы не отмечается.




^ План дообследования больного

Он включает как стандартный набор рекомендуемых исследований. Здесь же назначаются консультации врачей других специальностей.


^ Представление результатов лабораторных и инструментальных методов исследования


Он включает результаты исследований (клинические анализы крови и мочи, биохимическое исследование крови, рентгенография органов грудной клетки, ЭКГ и др.), которые были проведены у больного в конкретной клинической ситуации. Здесь же описывают консультации врачей других специальностей.


^ Клинический диагноз и его обоснование


Обоснование диагноза основывается на анализе результатов, полученных на всех этапах обследования больного: оценка жалоб, изменений признаков болезни на протяжении догоспитальной истории заболевания, влияние событий из жизни больного на возникновение и течение болезни, обнаружение и оценка степени выраженности признаков болезни при непосредственном исследовании больного. Весь процесс получения и обработки информации для диагноза происходит, по сути, у постели больного. Дополнительные сведения добавятся, подтверждая, дополняя предыдущую информацию, при использовании лабораторно-инструментальных методов исследования, что, в совокупности, и определит заболевание во всей его полноте и индивидуальности.


^ Поэтому, должны быть сделаны следующие записи: «Диагноз поставлен …

1. на основании жалоб больного: … (следует перечисление жалоб со всеми их характеристиками).

2.На основании эволюции признаков болезни в истории настоящего заболевания: … (сжатое, с емкими, точными, понятными фразами, изложение истории заболевания, определяющее основные этапы становления болезни).

3.На основании данных, полученных при непосредственном исследовании больного: ... (перечисляются результаты – признаки болезни, полученные при осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации).

4. На основании результатов дополнительных методов исследования: … (перечисляются отклонения в результатах исследований – признаки болезни).


^ Симптомы и синдромы при заболевании


«По совокупности обнаруженных признаков болезни можно выделить следующие синдромы: … (далее следует название синдромов и выявленные симптомы, входящие в синдромы.

Необходимо их описание, объяснение происхождения, клиническое значение. Возможно описание связей между синдромами.


^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная


1.Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. для студентов мед. вузов/ А. Л. Гребенев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина , 2009. -655 с: ил.:[8] л.

^ 2.Ивашкин В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: практикум: учеб.-метод, пособие для студентов мед. вузов/ В. Т. Ивашкин, В. К. Султанов, О. М. Драпкина. - 3-е изд., перераб. и доп.. -М.: Литтерра, 2007. - 554 с. -(Библиотека терапевта).

^ 3.Практикум по пропедевтике внутренних болезней: учеб. пособие для мед. вузов / [С. В. Виллевальде и др.]; под ред.: Ж. Д. Кобалавой, В. С. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 199 с.

^ 4.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 648 с.


Дополнительная


^ 1.Врачебные методы диагностики (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация): учеб. пособие для студентов мед. вузов / В. Г. Кукес [и др.]. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 716 с: ил.

2.Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: Учеб. для студентов мед вузов/ Н.А.Мухин, В.С.Моисеев. - Испр.изд. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 763 с: ил.

^ 3.Основы диагностики: учеб. пособие для студентов по специальности 060101 (040100) - Лечебное дело / под ред. В. Р. Вебера. - М.: Медицина , 2008. - 750 [1] с: ил.

4.Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты: учеб. пособие для мед. вузов / [Ю. В. Котовская и др.]; под ред.: Ж. Д. Кобалава, В. С. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 397 с: ил.

^ 5.Скворцов В.В. Методика обследования терапевтического больно­го: учеб. пособие / В. В. Скворцов, 3. С. Скворцова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 166, [23] с. : ил. — (Медицина).


Приложение 1

ОФОРМЛЕНИЕ ^ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ


СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ


больного (ой) ______________________________, _________

(Ф.И.О.) (возраст)


КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ


Основной:________________________________________________________

_________________________________________________________________


Осложнения основного заболевания:__________________________________


__________________________________________________________________


Сопутствующие заболевания:________________________________________


_________________________________________________________________


Куратор студент группы №

___________________________


Ведущий преподаватель

доцент, ассистент

_____________________________


Архангельск, 2011

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Рекомендации и требования по оформлению академической истории болезни

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Рекомендации по оформлению разделов «Диагноз» и«Обоснование диагноза» экзаменационной истории болезни

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Самостоятельная работа студентов по курации больных по теме, ведение учебной истории болезни. 11

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Самостоятельная работа по курации больных, соответственно теме занятия. Ведение учебной истории болезни.

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Методика опроса, осмотра больного и оформление истории болезни. Составление плана обследования больного

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Учебное пособие по оформлению истории болезни в клинике внутренних болезней для студентов 4 курса

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Правила заполнения клинической истории болезни инфекционного больного (для студентов) Клиническая

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Информация для пациента исследовательский центр: фио исследователя: Исследовательский номер пациента:

Методические рекомендации по курации пациента и оформлению истории болезни больного icon Методические рекомендации по оформлению дневника производственной практики для студентов V курса

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы