Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура





Скачать 145.94 Kb.
Название Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура
Дата 08.03.2013
Размер 145.94 Kb.
Тип Документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрав России


Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


по дисциплине «Дерматовенерология»

для специальности ОВП (семейная медицина)

^ КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА


К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 8

ТЕМА: «ПИОДЕРМИИ»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 4 от «23» октября 2012 г.

Заведующий кафедрой

Д.м.н., профессор _________________________ Прохоренков В.И.


Составители:

к.м.н., доцент ____________________________ Бекетов А.М.

к.м.н., доцент ____________________________ Гузей Т.Н.


Красноярск

2012


  1. ^ ЗАНЯТИЕ №8

Тема: «Пиодермии»


2.Форма организации учебного процесса – практическое занятие.


3. Значение темы.

Знание клинических особенностей и дифференциальной диагностики пиодермий необходимы врачам ОВП, учитывая очень большую распространенность, многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, нередко тяжесть течения этих заболеваний.


^ 4. Цели обучения:

- общая


Обучающийся должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4);

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных заболеваниях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в дерматовенерологической группе заболеваний (ПК-3).

- учебная:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

  • знать этиологические и патогенетические факторы развития пиодермий;

  • знать основные формы пиодермий;

  • уметь собрать анамнестические данные у больных;

  • владеть основными методами обследования и лечения больных.


^ 5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний


001. Для стафилококковых пиодермий характерно

1) гнойнички плоские, дряблые

2) пузыри полушаровидной формы

3) поражение сально-волосяных фолликулов и потовых желез

4) все перечисленное

5) ничего из перечисленного


002. Укажите среди перечисленных поверхностную форму стафиллодермии

1) вульгарный сикоз

2) фурункул

  • 3) гидраденит

4) карбункул

  • 5) ничего из перечисленного


003. Для остиофолликулита характерно

1) появление на коже мелких пустул

2) пустулы пронизаны в центре волосом

3) наличие воспалительного венчика по периферии пустул

4) верно 1,2,3

5) верно 1,2


004. При гидрадените в воспалительный процесс вовлекаются

1) апокриновые потовые железы

2) эккриновые потовые железы

3) сальные железы

4) все перечисленное

5) ничего из перечисленного


005. При гидрадените необходимо назначить

1) антибиотики

2) повязку с анилиновыми красителями

3) холод

4) повязку с чистым ихтиолом

5) правильно 1 и 4


006. При фурункулезе обязательно исследование

1) крови на сахар

2) крови на билирубин

3) мочи на креатинин

4) кала на гельминты

5) верно 1,2,3,4.


007. Для стрептококкового импетиго характерно все перечисленное, кроме

1) появления на коже фликтен

2) желтых корок

3) быстрого распространения

4) воспалительных узлов

5) воспалительного ободка вокруг фликтен


008. При фурункуле в стадии инфильтрации назначается

1) местно повязка с анилиновыми красителями

2) УВЧ

3) местно повязка с чистым ихтиолом

4) повязка с гипертоническим раствором

5) верно 1.2,3.


009. При вскрывшемся фурункуле назначается

1) УВЧ

2) повязка с анилиновыми красителями

3) повязка с чистым ихтиолом

4) повязка с гипертоническим раствором

5) все перечисленное


010. Хирургическое лечение фурункула рекомендуется

1) в стадии начальной инфильтрации

2) в стадии размягчения центральной части

3) в стадии формирования стержня

4) при абсцедировании

5) не рекомендуется


011. При фурункулезе не следует назначать

1) флуцинар.

2) чистый деготь

3) мази с антибиотиками

4) фукорцин

5) анилиновые красители


012. При вульгарном сикозе назначается

1) УВЧ

2) повязка с чистым ихтиолом

3) анилиновые красители

4) эпиляция волос

5) все перечисленное, кроме 1,2


013. Масляный фолликулит объясняется

1) затвердением масла в фолликуле

2) активизацией роста бактерий под влиянием масла

3) фолликулярным гиперкератозом

4) всеми перечисленными факторами

5) правильно 2 и 3


014. При псевдофурункулезе в воспалительный процесс вовлекаются

1) эккриновые потовые железы

2) апокриновые потовые железы

3) волосяные фолликулы

4) все перечисленное

5) ничего из перечисленного


015. При множественных абсцессах у детей назначаются

1) антибиотики

2) вскрытие абсцессов

3) анилиновые красители

4) местно ихтиоловая мазь

5) все верно


016. При эпидемической пузырчатке новорожденных основным в лечении являются

1) антибиотики

2) чистый ихтиол

3) анилиновые красители

4) УВЧ

5) УФО


017. При лечении больных стафиллодермиями наиболее эффективными антибиотиками являются все перечисленные, кроме

1) пенициллина

2) канамицина

3) цепорина

4) ампиокса

5) линкомицина


018. При наружном лечении пиодермии необходимо применить все перечисленное, кроме

1) анилиновых красителей

2) дезинфекции кожи вокруг очага

3) бритья волос

4) удаления корок

5) мазей с антибиотиками


019. Для усиления эффективности лечения пиодермитов антибиотиками их комбинируют

1) с неспецифической терапией

2) со специфической иммунотерапией

3) с общеукрепляющими средствам

4) с физиотерапевтическими методами

5) со всем перечисленным


020. Неспецифическая терапия больных пиодермитами включает

1) аутогемотерапию

2) пирогенал, продигиозан

3) ликопид

4) верно 1,3

5) верно 1,2,3.


^ 5.2. Основные понятия и положения темы:

Пиодермии занимают по частоте 1 место среди кожных заболеваний и возникают при внедрении в кожу гноеродных кокков: стафилококков или стрептококков. Помимо наличия возбудителей и степени их вирулентности, с одной стороны, для развития пиодермий необходим ряд условий, приводящих к снижению защитных сил организма и способствующих развитию инфекции, то есть три “м”- макроорганизм, микроорганизм и среда (medium).

К экзогенным факторам относят загрязнение кожи, ее мацерацию, травматизацию, изменение рН кожи в сторону щелочности. К эндогенным - авитаминозы, функциональные нарушения нервной системы, изменения гормонального фона, углеводного обмена.


ЭТИОЛОГИЯ


СТАФИЛОКОККИ

( белый, лимонно-желтый,

золотистый, гемолитический)

^ ТОКСИНЫ: ФЕРМЕНТЫ:

Летальный Гиалуронидаза

Некротический Коагулаза

Гемолитический Лецитиназа

Лейкоцидин Фибринолизин

Энтеротоксин Пенициллиназа

Нейро- и Протеиназа

эритрогенный Дезоксирибонуклеаза

СТРЕПТОКОККИ

( зеленящий, гемолитический,

негемолитический, слизистый)

^ ТОКСИНЫ: ФЕРМЕНТЫ:

Летальный Те же

Некротический

Энтеротоксин

Гемолитический

(S,O,G и др. стрептолизины)

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Важными факторами, способствующими возникновению пиодермии, являются массивность инфицирования, вирулентность микробов, наличие входных ворот для инфек­ции и состояние иммунитета.


КЛАССИФИКАЦИЯ

По этиологическому агенту:

1. стафилодермии,

2. стрептодермии,

3. стрептостафилодермии.

По течению:

1. острые

2. хронические

По глубине поражения:

1. поверхностные

2. глубокие

По распространенности:

1. ограниченные

2. диффузные

3. распространенные

По взаимосвязи:

1. приуроченные к фолликулярно-железистому аппарату

2. неприуроченные к фолликулярно-железистому аппарату.

^ КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

СТАФИЛОДЕРМИИ.

Отличительной особенностью стафилодермий является их связь с придатками кожи (волосами, фолликулами, железами). Различают несколько разновидностей стафилококковых пиодермий.

  • ОСТИОФОЛЛИКУЛИТ

  • ФОЛЛИКУЛИТ

  • ФУРУНКУЛ

  • КАРБУНКУЛ

  • ГИДРАДЕНИТ

  • ПУЗЫРЧАТКА НОВОРОЖДЕННЫХ - это острое, контагиозное заболевание, возникающее в первые дни жизни ребенка. На коже появляются серозные пузыри, эрозии, быстро растущие по периферии. Заражение обычно происходит от матери или медперсонала.

ЛЕЧЕНИЕ

Острые пиодермии

(фурункул, карбункул, гидраденит, эпидемическая пузырчатка новорожденных и др.)

  • Антибиотики, сульфаниламиды.

  • Устранение неблагоприятных экзогенных факторов.

  • Наружное лечение.

Хронические пиодермии

(фурункулез, вульгарный сикоз, хронические язвенные, вегетирующие, узловатые формы)

  • Санация очагов фокальной инфекции, лечение диабета и др. висцеральной патологии.

  • Специфические иммунопрепараты (стафилококковый анатоксин, антифагин и др.), средства, усиливающие иммуногенез.

  • На первоначальных и заключительных этапах – антибиотики.

  • Наружное лечение.

ПРОФИЛАКТИКА

Основу контроля за стафилококковой инфекцией в больницах (и в любом другом месте) является тщательное соблюдение гигиенических стандартов и неукоснительное соблюдение правил асептики. Циркулирующие патогенные штаммы стафилококка также чувствительны к дезинфицирующим средствам, как и обычные непатогенные штаммы.

Важное мероприятие - выявление носителей патогенного стафилококка (на слизистой носа) среди персонала, особенно в отделениях новорожденных. Фаготипирование коагулазоположительных стафилококков помогает выявить источник в случае внутрибольничных инфекций.


^ 5.3. Самостоятельная работа по теме:

а) работа с больными

б) с историями болезней

в) демонстрация куратором практических навыков.

г) интерпретация лабораторных и дополнительных методов обследования.

д) выписка рецептов


5.4. Итоговый контроль знаний:


^ ЗАДАЧА №1

На прием к дерматологу обратился больной 48 лет с жалобами на болезненное уплотнение красного цвета над верхней губой слева. Беспокоит озноб и чувство недомогания.

ИЗ АНАМНЕЗА. Болен в течение 5 дней. После бритья появился гнойничок над верхней губой. Больной пытался его выдавить. Через день образовалось болезненное уплотнение величиной чуть больше горошины. Через два дня инфильтрат увеличился, кожа над ним покраснела. Температура была 37.4 С. Больного стали беспокоить головные боли, общее недомогание.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже носогубного треугольника слева узел величиной до вишни, болезненный при пальпации. Кожа над узлом синюшно-красного цвета. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте диагноз

2. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий для данного больного.

3. Укажите возможные осложнения.

4. Этиология заболевания.

5. С чем дифференцировать?


^ ЗАДАЧА №2

На прием к дерматологу обратилась женщина 30 лет. Работает няней в детском саду. Жалобы на высыпания на коже лица.

ИЗ АНАМНЕЗА. Считает себя больной в течение 5 дней. На коже щек, вокруг рта появилась краснота, дряблые пузырьки, корочки. Самостоятельно смазывала высыпания раствором бриллиантовой зелени, несмотря на это продолжали появляться свежие высыпания в виде пузырьков.

ЛОКЛАЬНЫЙ СТАТУС. Процесс носит ограниченный характер. На коже лица в области щек, подбородка на фоне разлитой эритемы множество фликтен, серозно-гнойных корочек, эрозий.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте диагноз.

2. План лечения больной.

3. Профилактические мероприятия.

4. С чем дифференцировать?

5. Перечислите другие виды данной патологии.


^ ЗАДАЧА №3

На прием к хирургу обратился больной 30 лет с жалобами на болезненное уплотнение красного цвета в области задней поверхности шеи. ИЗ АНАМНЕЗА. Болен в течение 10 дней. Больной пытался лечить местным применением листа алоэ. Узел увеличился, кожа над ним покраснела. Температура была 37.4 С.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже задней поверхности шеи узел величиной до вишни, болезненный при пальпации. Кожа над узлом синюшно-красного цвета. Видны несколько отверстий с гнойным содержимым. Шейные лимфатические узлы увеличены, болезненны.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте диагноз

2. Наметьте план лечебных мероприятий для данного больного.

3. Укажите возможные осложнения.

4. Этиология заболевания.

5. С чем дифференцировать?


^ ЗАДАЧА №4

У ребенка 5 лет высыпания в виде пузырьков с гнойным содержимым, эрозий. Болен 3 дня. Общее состояние удовлетворительное. Подобные высыпания у детей группы детского сада, которую посещает ребенок.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте диагноз.

2. План лечения больного.

3. Профилактические мероприятия.

4. С чем дифференцировать?

5. Перечислите другие виды данной патологии.


^ ЗАДАЧА №5

На прием к хирургу обратился больной 60 лет с жалобами на наличие язв в области голени. Болен в течение несколько лет. Лечился ранее местными средствами без эффекта.

Локальный статус. На коже голени 2 язвы с гнойным и сукровичным отделяемым.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз.

2. Этиология заболевания.

3. Наметьте план лечебных мероприятий для данного больного.

4. С чем дифференцировать?

5. Прогноз.


^ 6. Домашнее задание по теме занятия:

1. Современное представление о систематике и семиотике пиодермий.

2. Диагностика пиодермий.

3. Клиническая характеристика форм пиодермий.

4. Дифференциальная диагностика пиодермий.

5. Современные и традиционные методы лечения больных различными формами пиодермий.

6. Тактика ведения больных пиодермиями.


^ 7. Рекомендации по выполнению НИР, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

1. Систематика пиодермий.

2. Диагностика пиодермий.

3. Классификация пиодермий.

4. Алгоритм обследования больных с пиодермиями.

5. Клиническая характеристика форм пиодермий.

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.


^ 8. Рекомендованная литература по теме занятия:

№ п/п

Наименование,

вид издания

Автор (- ы),

составитель (-и),

редактор (ы).


Место издания, издательство, год.

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

5

6



Клиническая дерматовенерология: в 2т.: руководство для врачей

Скрипкин Ю.К.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

4



Стандарты в здравоохранении. Дерматовенерология




СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2010

1






Атлас смертельных кожных болезней

Морган М.Б.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

1

1



Атлас по дерматологии

Уайт Г.

пер. с англ. Н.Кочергина

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

1



Детская дерматология. Цветной атлас и справочник

Кэйн К и др.; пер. с англ.

М.: Бином, 2011

3






Дерматовенерология [Электронный ресурс] : сб. ситуац. Задач с эталонами ответов для подготовки к сертификац. экзамену клинич. ординаторов, обучающихся по специальности 140104 - Дерматовенерология

Прохоренков В.И.,. Яковлева Т.А, Казанбаев. Р.Т.

Красноярск:КрасГМУ, 2011

ЭБС КрасГМУ

1



Аллергодерматозы в схемах, таблицах и рисунках: учебное пособие для студ. мед. вузов.

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009


6

3



Наружная терапия в лечении дерматологических больных: учебное пособие

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009

6

3




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерологии» для специальности овп семейная

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная медицина) клиническая ординатура icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы