Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура





Скачать 191.04 Kb.
Название Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура
Дата 19.03.2013
Размер 191.04 Kb.
Тип Методические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрав России




Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине «Дерматовенерология»

для специальности – ОВП семейная медицина

^ КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА


К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 3


ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ КОЖИ


Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 4 от «23» октября 2012 г.

Заведующий кафедрой

Д.м.н., профессор _________________________ Прохоренков В.И.


Составители:

к.м.н., доцент ____________________________ Бекетов А.М.

к.м.н., доцент ____________________________ Гузей Т.Н.


Красноярск

2012

1. Занятие №3

Тема: «Лекарственные поражения кожи»


2.Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

Разновидность занятия: клиническое

Методы обучения: активные и интерактивные


^ 3. Значение темы.

Знание клинических особенностей и дифференциальной диагностики лекарственных поражений кожи необходимы врачам ОВП, учитывая многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, нередко тяжесть течения этих заболеваний, представляющих опасность для жизни больного.

^ Цели обучения:

- общая

Обучающийся должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4);

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных заболеваниях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в дерматовенерологической группе заболеваний (ПК-3);

- способностью и готовностью назначать больным с заболеваниями кожи адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

- учебная:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

  • знать этиологические и патогенетические факторы развития лекарственных поражений кожи;

  • знать клинические формы лекарственных поражений кожи;

  • знать особенности клинических проявлений лекарственных поражений кожи;

  • уметь собрать анамнестические данные у больных;

  • знать алгоритм лечения анафилактического шока;

  • владеть методикой обследования и лечения больных.


^ 4.Место проведения практического занятия.

Учебная комната, стационар Красноярского краевого кожно-венерологического диспансера №1.


5. Оснащение занятия.

Компьютерная презентация, электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия.


^ 6.Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия





п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия

2

Проверка посещаемости


2.

Формулировка темы и цели

3

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия


3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

5

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи


4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов

5

Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)


5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль):

65

Работа

а) с больными, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезней

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов;

представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.


6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

5

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи


7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.).


Всего:

90





7.Аннотация (краткое содержание) темы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

^ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ КОЖИ – заболевания, возникающие вследствие назначения с лечебной целью лекарственных препаратов имеющие четкую этиологию, своеобразный патогенез и полиморфную клиническую картину.


ЭТИОЛОГИЯ

Антибиотики – 38,0 %

Сульфаниламиды – 32,4 %

Анальгетики – 12,7 %

Барбитураты – 4,4 %

Витамины – 4,1 %

Новокаин – 2,0 %

Прочие – 0,4 %

Не удается установить – 4,0 %

Прием препаратов внутрь – 50,0 %

Внутримышечное введение препарата – 33,8 %

Подкожное введение препарата – 8,1 %

Наружное применение препаратов – 1,0 %51,7 % больных заболевание на сочетанные препараты

ПАТОГЕНЕЗ

Тип I анафилактоидный (аллергические реакции немедленного типа) опосредуются Ig Е, взаимодействие с антигеном приводит к выбросу гистамина, простагландинов из тучных клеток (уртикарные элементы пример: крапивница, отек Квинке, анафилактический шок).

Тип II цитотоксический

Опосредован Ig G и Ig М или комплементом.

1. Комплементопосредованная цитотоксичность (лизис тромбоцитов и лейкоцитов)

2. Антителозависимая клеточная цитотоксичность или активация фагоцитоза (лизис клеток или их фагоцитов).


КЛАССИФИКАЦИЯ

L 50.0 Аллергическая крапивница.

L51 Эритема многоформная.

L51.0 Небуллезная эритема многоформная.

L51.1 Буллезная эритема многоформная.

L51.2 Токсический эпидермальный некролиз.

L51.8 Другая эритема многоформная.

L51.9 Эритема многоформная неуточненная.
T88.6 Анафилактический шок, обусловленный патологической реакцией на адекватно назначенное и правильно примененное лекарственное средство.


По степени тяжести:

I.Легкая

  1. Средней тяжести

  2. Тяжелая

IV.Крайне тяжелая


ДИАГНОСТИКА

  1. Сбор аллергологического и лекарственного анамнеза

  2. Выявление наследственной предрасположенности

  3. Клинические проявления типичных эквивалентов аллергии

  4. Общий анализ крови – нарастание эозинофилии, лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, токсическая зернистость нейтрофилов. В тяжелых случаях палочкоядерный сдвиг влево до юных форм, развитие лейкопении, лимфоцитопении, анемии, тромбоцитопении.

  5. Общий анализ мочи – протеинурия, гематурия. В тяжелых случаях лейкоцитурия.

  6. Иммунологическое обследование – определение уровня общего Ig E,Ig A, Ig M, Ig G, субпопуляций лимфоцитов; определение специфических Ig E, Ig G-AT.

  7. Клинические эквиваленты аллергии: системность поражения кожи, слизистых и внутренних органов. Повышение температуры в ближайшие 2 часа после приема препарата. Наличие периода сенсибилизации: реакция на 3-7 день лечения или на первую инъекцию ранее принимаемого препарата.


ЛЕЧЕНИЕ

  1. Отмена препаратов

  2. Неспецифическая гипоаллергенная диета, при III-IV степени тяжести – стол (1А) или парентеральное питание.

  3. Парентеральное введение, доза индивидуальная от 4 до 32 мг дексаметазона или целестона в сутки, исходя из минимально необходимой, особенно при III-IV степени тяжести, с постепенным снижением при стабилизации состояния до полной отмены.

  4. Всем больным показана интенсивная трансфузионная терапия, направленная на дезинтоксикацию и выведение причинно-значимого аллергена-медикамента. Суточный объем трансфузионной терапии у больных III-IV степени тяжести может достигать 6000-8000 мл в сутки под контролем центральной гемодинамики, диуреза, КЩС.

  5. Растворы электролитов.

  6. Плазмозамещающие растворы.

  7. Солевые растворы.

  8. Симптоматическая терапия


^ АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ АНАФИЛАКТИЧЕСКОГО ШОКА

  1. При появлении признаков шока свободным лицом вызывается реанимационная бригада.

  2. Немедленно прекратить введение лекарства, выше инъекции накладывается жгут или обколоть место введения препарата 0,1 % раствором адреналина или норадреналина в дозе 0,3-0,5 мл с 4-5 мл физиологического раствора.

  3. Провести венепункцию/венесекцию и начать в/в введение препаратов:

    • При необходимости в/в-капельно: дофамин от 300 до 700 мкг/мл с постепенным снижением, длительность введения определяется гемодинамическими показателями;

    • введение ГКС (преднизолон 90-120 в/в, струйно);

    • при систолическом артериальном давлении выше 90 мм рт. ст. могут быть введены антигистаминные препараты (тавегил 2 мл);

    • плазмозамещающие препараты в/в капельно или струйно;

    • при возникновении бронхообструктивного синдрома – аминофиллин 2,4 % 10 мл в/в на физиологическом растворе;

  4. Введение прессорных аминов ( 0,1 % раствор адреналина подкожно с интервалами 5-10 минут).

  5. Оксигенация.

  6. Коррекция КЩС.

  7. Терапия острой дыхательной недостаточности, перевод на ИВЛ и транспортировка больного в реанимацию.

  8. Симптоматическая терапия.


^ 8. Вопросы по теме занятия.

1. Представление об этиологии и патогенезе лекарственных поражений кожи.

2. Классификация лекарственных поражений кожи.

3. Дифференциальная диагностика лекарственных поражений кожи

4. Методы лечения больных лекарственными поражениями кожи.

5. Тактика ведения больных лекарственными поражениями кожи.


^ 9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

001. Причиной токсического действия лекарств является все перечисленное, кроме

1) передозировки

2) замедления метаболизма у лиц с генетической недостаточностью ацетилтрансферазы

3) функциональной недостаточности печени

4) функциональной недостаточности почек

5) функциональной недостаточности щитовидной железы


002. К веществам фотодинамического действия относятся

1) продукты перегонки каменного угля

2) продукты перегонки нефти, продукты перегонки сланцев

3) некоторые лекарства и растения

4) верно 1,3

5) верно 1,2,3


003. Наиболее распространенными веществами сенсибилизирующего действия являются

1) полимеры, медикаменты

2) медикаменты

3) фосфорорганические и хлорорганические пестициды и инсектициды

4) верно 1,3

5) верно 1,2,3


004. Какие факторы не вызывают крапивницу?

1) лекарственные препараты

2) гипервитаминоз

3) глистная инвазия

4) алиментарные факторы

5) заболевания желудочно-кишечного тракта и печени


005. Какие клинические признаки не характерны для крапивницы?

1) зуд

2) жжение

3) лихенизация

4) волдырь

5) уртикарный дермографизм


006. При лечении крапивницы и ангионевротического отека используют все методы, кроме

1) стероидов с минимальным андрогенным действием

2) элиминации причинных факторов

3) α-адреномиметиков

4) терапии Н1-гистаминоблокаторами

5) физраствор


007. Что не характерно для клинической картины контактного простого дерматита?

1) боль

2) жжение

3) эритема

4) четкие очертания

5) нерезкие границы


008. Простой контактный дерматит характеризуется всем перечисленным, кроме

1) четких границ

2) локализации в местах контакта с раздражителем

3) волдырей

4) гиперемии

5) жжения


009. Дезинтоксикационным эффектом обладают

1) гипосульфит натрия

2) унитиол

3) аскорбиновая кислота

4) сернокислая магнезия

5) верно 1, 2, 3, 4.


010. Неспецифическое гипосенсибилизирующее действие оказывают все перечисленные препараты, кроме

1) кортикостероидов

2) транквилизаторов

3) препаратов кальция

4) тиосульфата натрия

5) антигистаминных препаратов


Эталоны ответов: 001 - 5, 002 - 5, 003 - 5, 004 - 2, 005 - 3, 006 - 3, 007 - 5, 008 - 3, 009 - 5, 010 – 2.


10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

^ ЗАДАЧА №1

Мужчина 28 лет порезал стопу осколком стекла, по поводу чего ему назначили цефалексин. Через 6 суток после начала лечения у пего возникла лихорадка, недомогание, зуд и генерализованная пустулезная сыпь на туловище. На следующие сутки высыпания распространились на конечности. Семейный анамнез по псориазу не отягощен. Других препаратов, кроме цефалексина, больной не получал.

Физикальное обследование Температура 40,3°С; пульс 11 О/мин; частота дыхания 34/мин; АД 120/82 мм рт. ст. Кожа: симметричные красные отечные бляшки, в пределах которых располагаются многочисленные мелкие (диаметр около 0,5 мм) пустулы. ( сыпь располагается на туловище и конечностях. Пустулы расположены между волосяными фолликулами (см. рисунок). Ладони, подошвы и слизистые свободны от высыпаний.

Дополнительные исследования. Число лейкоцитов крови 18,3*10%; СОЭ 35 мм/ч. Микроскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, элементов грибов не выявила. Посев крови и содержимого пустул отрицательный. Биопсия кожи: не готова.

Вопросы.

  1. О каком заболевании идет речь?

  2. Как можно подтвердить диагноз?

  3. Чем дифференцировать?

  4. Какую помощь следует оказать больному?

  5. Ваши рекомендации после излечения.

Ответы.

  1. Медикаментозная токсикодермия.

  2. Связь с приемом цефалексина.

  3. Дифференцировать с пиодермией.

  4. Инфузионная терапия, системные ГКС, сорбенты, плазмаферез.

  5. Консультация аллерголога.


^ ЗАДАЧА №2

Военнослужащий 21 года получал триметоприм/сульфаметоксазол (ТМП/СМК) по поводу боли в горле. Через 2 суток после начала лечения появились красные пятна на конечностях, затем везикулы и пузыри на губах и слизистой оболочке рта. Больной лечился ТМП/СМК 5 лет назад без побочных эффектов.

Физикальное обследование. Температура 39°С; пульс 120/мин; ЧД 30/мин; АД 120/78 мм рт. ст. Кожа: множество круглых красных пятен, напоминающих мишень. Центральная часть пятен цианотична, в центре некоторых элементов располагаются папулы и везикулы. Периферический ободок красного цвета. Промежуток между центральной частью и периферическим ободком бледно-розового цвета, отечен. На губах множественные везикулы и пузыри, на слизистой оболочке рта эрозии, образовавшиеся при разрыве пузырей.

Дополнительные исследования. Общий анализ крови, биохимические показатели функции печени и почек, обзорная рентгенография грудной клетки, общий анализ мочи без патологии. Биопсия кожи: вакуолизация клеток базального слоя эпидермиса, фокусный некроз, некроз отдельных кератиноцитов, выраженный отек сосочкового слоя дермы, незначительная лимфогистиоцитарная инфильтрация дермы.

Вопросы.

  1. О каком заболевании идет речь?

  2. Как можно подтвердить диагноз?

  3. Чем дифференцировать?

4. Какую помощь следует оказать больному?

5. Ваши рекомендации после излечения.

Ответы.

  1. Медикаментозная токсикодермия.

  2. Связь с приемом сульфопрепаратов.

  3. Дифференцировать с контактным аллергическим дерматитом.

  4. Инфузионная терапия, системные ГКС, сорбенты, плазмаферез.

  5. Консультация аллерголога.


^ ЗАДАЧА №3

Мужчина 76 лет успешно перенес коронарное шунтирование. Через 2 суток после операции он заметил красную бляшку, сопровождающуюся жжением и зудом, на месте операции. В анамнезе сведений о заболеваниях кожи нет.

Физикальное обследование. Температура 37°С. Кожа: красная отечная бляшка (15x5 см) с четкими границами, расположенная на месте операции. Кроме того, выявляют шелушение и экскориации. Область пораже­ния более горячая по сравнению с окружающей здоровой кожей. Лимфоузлы не увеличены. Обзорная рентгенография грудной клетки: признаки перенесенной стернотомии, скобки на коже.

Дополнительные исследования. Микроскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, элементов грибов не выявила. Общий анализ крови — без патологии.

Вопросы.

1. О каком заболевании идет речь?

2.Обоснование диагноза.

3.С чем дифференцировать?

4.Какое лечение целесообразно назначить?

5.Перечислите пути проникновения химических веществ в кожу.

Ответы.

1. Острый контактный аллергический дерматит.

2. Появление кожного процесса на месте операции.

3. Дифференцировать с рожистым воспалением, токсикодермией.

4. Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – ГКС мази в чистом виде.

5. Трансэпидермальный, трансгландулярный, трансфолликулярный.


^ ЗАДАЧА №4

Девочка 4 лет афро-американского происхождения страдает папулезной сыпью, расположенной симметрично вокруг рта и глаз. Высыпания не вызывают субъек­тивных ощущений. Самочувствие больной хорошее. Глаза и суставы не поражены; быстрой утомляемости, лихорадки и похудания нет. Около 3 месяцев назад больной были назначены сильнодействующие кортикостероиды для местного примене­ния в сочетании с противогрибковыми средствами.

Физикальное обследование. Основные физиологические показатели в норме. Кожа: папулы цвета нормальной кожи диаметром 1-2 мм вокруг рта и глаз; гиперпигментация вокруг рта; узкий ободок вокруг красной каймы губ свободен от высы­паний (см. рисунок). Лимфоузлы не увеличены. Обследование суставов и глаз — без патологии.

Дополнительные исследования. Микроскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, элементов грибов и клещей рода Dеmоdех не выявила. Общий анализ крови, концентрация кальция в крови, активность ангиотензин-преврашающего фермента, биохимические показатели функции печени в норме. Обзорная рентгенография грудной клетки без патологии. Офтальмологическое обследо­вание без патологии. Биопсия кожи: не готова.

Вопросы.

    1. О каком заболевании идет речь?

    2. Что по вашему мнению явилось причиной заболевания?

    3. Какое лечение целесообразно назначить?

    4. Перечислите пути проникновения химических веществ в кожу.

    5. Ваши рекомендации больной.

Ответы.

1. Острый контактный аллергический дерматит.

2.Повидимому антимикотики в составе мази.

3.Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – примочки с р-ом танина, ГКС мази в чистом виде.

4.Трансэпидермальный, трансгландулярный, трансфолликулярный.

5.Консультация аллерголога-педиатра.


^ ЗАДАЧА №5

Женщине 31 года по поводу гидраденита был назначен бисептол. Спустя 6 ч по­сле первого приема препарата она заметила зудящее красное пятно на правой яго­дице. Больная отмечает, что год назад у нее были такие же высыпания с той же са­мой локализацией, и они также были связаны с приемом ТМП/СМК.

Физикальное обследование. Основные физиологические показатели в норме. Кожа: красное слегка отечное пятно с четкими границами диаметром 3 мм на правой ягодице. Несколько красных плотных папул и абсцесс диаметром 1 см в паховой области.

Вопросы. 1. О каком заболевании идет речь?

2. Обоснование диагноза.

3. Дифференциальный диагноз.

4. Какое лечение целесообразно назначить?

5. Перечислите основные группы медикаментозных препаратов - аллергенов

Ответы.

1. Фиксированная токсикодермия медикаментозная.

2. Связь с приемом медикаментов, фиксированный характер высыпаний.

3. Дифференцировать с контактным аллергическим дерматитом.

4. Отменить ТМП/СМК. Энтеросорбенты, физраствор, ацель, дисоль в/в, системные ГКС в/в, антигистаминные препараты. Местно – ГКС мази.

5. Препараты пенициллина, сульфопрепараты, барбитураты, нестероидные противовоспалительные пр-ты, салицилаты, антипиретики, аналгетики.


^ 11. Перечень и стандарты практических умений.

1. Сбор анамнеза у больных лекарственными поражениями кожи.

2 Осмотр больных, определение морфологических элементов, их интерпретация.

3.Дополнительные методы исследования: аллергопробы на коже, с кровью, определение иммуноглобулина Е.

4. Интерпретация лабораторных методов исследования.

5. Интерпретация дополнительных методов исследования – в зависимости от ситуации.

6. Выписка рецептов.


^ 12. Примерная тематика НИР курсантов по теме.

Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

1. Дифференциальная диагностика лекарственных поражений кожи.

2. Алгоритм обследования больных лекарственными поражениями кожи: анамнез, общий статус, локальный статус, лабораторная диагностика, дополнительные методы обследования, консультации специалистов.

3. Алгоритм лечения больных лекарственными поражениями кожи: принципы лечения в зависимости от активности процесса, общее лечение, наружное лечение.

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.


^ 13. Рекомендованная литература по теме занятия:

№ п/п

Наименование,

вид издания

Автор (- ы),

составитель (-и),

редактор (ы).


Место издания, издательство, год.

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

5

6



Клиническая дерматовенерология: в 2т.: руководство для врачей

Скрипкин Ю.К.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

4



Стандарты в здравоохранении. Дерматовенерология




СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2010

1






Атлас смертельных кожных болезней

Морган М.Б.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

1

1



Атлас по дерматологии

Уайт Г.

пер. с англ. Н.Кочергина

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

1



Детская дерматология. Цветной атлас и справочник

Кэйн К и др.; пер. с англ.

М.: Бином, 2011

3






Дерматовенерология [Электронный ресурс] : сб. ситуац. Задач с эталонами ответов для подготовки к сертификац. экзамену клинич. ординаторов, обучающихся по специальности 140104 - Дерматовенерология

Прохоренков В.И.,. Яковлева Т.А, Казанбаев. Р.Т.

Красноярск:КрасГМУ, 2011

ЭБС КрасГМУ

1



Аллергодерматозы в схемах, таблицах и рисунках: учебное пособие для студ. мед. вузов.

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009


6

3



Наружная терапия в лечении дерматологических больных: учебное пособие

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009

6

3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп (семейная

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерологии» для специальности овп семейная

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности овп семейная медицина клиническая ординатура icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы