|
Скачать 0.66 Mb.
|
![]() СоставителИ: Т.А.Канашкова, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Л.И.Каскевич, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Н.Ф.Казак, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Д.А.Черношей, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра клинической микробиологии Учреждения образования «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет»; Н.Д.Коломиец, заведующая кафедрой эпидемиологии и микробиологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 14.01.2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22.04.2009 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 8 от 25.04.2009 г.) ^ «Микробиология, вирусология, иммунология» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о патогенных и сингенных для человека микроорганизмах, этиологии, механизмах патогенеза, специфической профилактике, этиотропной терапии, методах лабораторной диагностики бактериальных, вирусных, грибковых, протозойных инфекций и инвазий, о строении и механизмах функционирования иммунной системы человека. В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии состоит в формировании у студентов материалистического мировоззрения и приобретении ими научных знаний об этиологии, механизмах патогенеза, методах лабораторной диагностики, профилактики, основах эпидемиологии и этиотропной терапии инфекционных заболеваний человека, строении, развитии, методах оценки и корректировки функционирования иммунной системы, необходимых для профессиональной подготовки и последующей практической деятельности врача. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:
Содержание программы отличается от предыдущих программ изменениями, произошедшими в классификации микроорганизмов и в структуре инфекционной и иммунной патологии человека, пополнением учебного материала новыми научными данными по механизмам молекулярного патогенеза заболеваний и функционирования иммунной системы, включением в перечень изучаемых молекулярно-биологических методов диагностики заболеваний, методов твердофазного иммуноанализа и принципов работы автоматических микробиологических и иммунологических анализаторов. В разделе «Санитарная микробиология» использованы нормативно-методические документы, действующие в Республике Беларусь. Во второй половине XX и начале XXI вв. ускорились темпы эволюции микроорганизмов, в существенной мере изменились их взаимоотношения с популяцией человека. В результате быстрого изменения среды обитания человека выросло влияние на иммунную систему неблагоприятных экологических и социальных факторов. Кроме того, многие прогрессивные нововведения в оказании медицинской помощи представляются небезопасными для здоровья человека. В результате действия указанных факторов произошли кардинальные разновекторные изменения в инфекционной и иммунной патологии человека. С одной стороны, резко снизилась заболеваемость и тяжесть некоторых массовых бактериальных и вирусных инфекций. С другой стороны, произошло нарастание абсолютного и относительного количества вирусных, оппортунистических бактериальных и грибковых, а также внутрибольничных и хронических инфекций. В ряде стран, в том числе в Республике Беларусь, стала нарастать заболеваемость сепсисом, туберкулёзом, инфекциями, передаваемыми половым путем. Требуют изучения «новые» опасные для человека инфекционные болезни: ВИЧ-инфекция, болезнь легионеров, пневмоцистоз, коронавирусный тяжелый острый респираторный синдром, птичий грипп, «свиной» грипп, новые вирусы герпеса и гепатита. Расширение зарубежных контактов привело к увеличению заболеваемости «завозными» инфекциями, ранее регистрируемыми спорадически. Широкое распространение в больничных стационарах получили множественно устойчивые к антибиотикам и другим химиопрепаратам микроорганизмы, возрастает уровень устойчивости к антисептикам и дезинфектантам, что резко снижает эффективность химиотерапии и создаёт угрозу эффективности противоэпидемических мероприятий. Генноинженерные разработки и создание генетически модифицированных микроорганизмов повышают угрозу биотерроризма. Продолжается рост профессиональных и бытовых аллергических болезней, иммунодефицитов, аутоиммунных болезней. Преподавание и успешное изучение микробиологии, вирусологии, иммунологии осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Основные моменты истории медицины, связанные с развитием микробиологии. Принципы исторического подхода к изучению природных явлений. ^ Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке. ^ Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. Биология клетки. Размножение. Наследственность и изменчивость. Вопросы эволюции. Человек и биосфера. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержании динамических равновесий. Биологические аспекты экологии человека. Биологические основы паразитизма трансмиссивных заболеваний. Паразитические формы в животном мире. Тропическая медицина. Протозоология. Биология простейших. ^ Медицинские приборы и аппаратура, используемые в микробиологии. Микроскоп. Электронный микроскоп. Специальные приемы микроскопии. Концентрационная колориметрия. Нефелометрия. Ультрафиолетовое излучение и его применение. Люминесценция. ^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Цитология. Строение и размножение эукариотических клеток. Кровь и лимфа. Рыхлая соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций. ^ Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Элементы аналитической химии, синтез и модификация полезных химических соединений. ^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. ^ Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Кровь, лимфа, тканевая жидкость – лейкоциты, функции отдельных видов лейкоцитов; группы крови – агглютиногены, агглютинины; гемолизины; резус-фактор. Пищеварение – значение микрофлоры кишечника. Железы внутренней секреции – значение тимуса, его роль в иммунологических реакциях. Фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии. Противомикробные и противопаразитарные средства: антисептические, дезинфицирующие, химиотерапевтические. ^ Воспаление – понятие и биологическая сущность. Этиология и патогенез, морфология, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы: морфология иммуногенеза, местные аллергические реакции, аутоиммунные болезни. Морфология ряда болезней инфекционного и аллергического происхождения. ^ Этиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса. ^ Студент должен знать:
уметь:
^ 1. Общая микробиология. Включает изучение морфологии, физиологии, генетики, экологии и эволюции микроорганизмов, прежде всего, бактерий. В него также включены основы учения об инфекции и микробиологические основы химиотерапии и антисептики. ^ Предусмотрено изучение основ общей иммунологии, а также таких важных иммунологических направлений как естественный иммунитет, приобретённый противоинфекционный иммунитет, аллергия, иммунологическая толерантность, трансплантационный иммунитет, иммунодиагностика, иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных болезней, клиническая и экологическая иммунология. ^ . Характеристика патогенных для человека бактерий. Этиология, патогенез, иммунитет, микробиологическая диагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия «классических» бактериальных инфекций человека. В сокращённом варианте – этиология, патогенез, диагностика основных грибковых и протозойных болезней человека. ^ Предусмотрено изложение сведений по биологии вирусов (в том числе бактериофагов), общим закономерностям вирусных инфекций и противовирусного иммунитета, основам химиотерапии вирусных инфекций. Раздел включает также изучение биологии патогенных для человека вирусов и патогенеза, иммунитета, вирусологической диагностики и иммунопрофилактики основных вирусных инфекционных болезней человека, онкогенных вирусов, медленных инфекций прионовой и вирусной природы. ^ – изучение условно-патогенных микробов, этиологии и методов диагностики оппортунистических инфекций. 6. Эпидемиологическая и санитарная микробиология. Является профилирующим разделом для специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело. Предусматривает изучение избранных тем эпидемиологической микробиологии (микробиологическая диагностика эпидемического процесса коллективный иммунитет, микробиологический контроль эффективности противомикробных мероприятий), микрофлоры основных объектов среды обитания (вода, воздух, почва, предметы обихода и оборудования) и вызываемых ее жизнедеятельностью процессов, влияющих на здоровье человека и внешнюю среду. Изучаются цели, этапы и методы санитарно-микробиологического исследования, санитарно-показательные микроорганизмы, нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека объектов среды его обитания. ^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Лабораторные занятия проводятся в практикумах, по организации и оборудованию приближенных к бактериологической лаборатории. Рабочее место студента должно быть оснащено микроскопом, газовой горелкой Бунзена (или спиртовкой), набором необходимого оборудования и материалов в соответствии с темой занятия. На лабораторных занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно готовят микропрепараты, окрашивают их соответствующим способом, микроскопируют и изучают морфологию микроорганизмов, производят посевы на питательные среды, определяют чувствительность микроорганизмов к антибиотикам, ставят серологические реакции, учитывают результаты реакций иммунитета, анализируют полученные результаты, изучают иммунобиологические препараты для профилактики, диагностики и терапии инфекционных заболеваний. В разделе эпидемиологической и санитарной микробиологии студенты выполняют исследования по контролю эффективности стерилизации, дезинфекции, антисептики, проводят отбор проб и санитарно-микробиологическое исследование воды, воздуха, пищевых продуктов, объектов внешней среды. Учатся правильно представлять полученные данные в виде протоколов, а также формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы. Студентов знакомят с безопасными условиями труда, приемами и особенностями работы с заразным материалом, международными требованиями и этическими нормами при проведении экспериментов на животных. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса и выполнения контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе лабораторных и итоговых занятий. Текущую аттестацию рекомендуется проводить в форме зачета и экзамена. После завершения двух семестров предусмотрен экзамен по 4 разделам. Изучение дисциплины рекомендуется завершить экзаменом по пятому и шестому разделам и лаборантской производственной практикой, которую студенты проходят в городских и районных центрах гигиены, эпидемиологи и общественного здоровья после окончания 6-го семестра. Порядок проведения экзаменов определяется деканатом факультета. Количество и форма экзаменационных вопросов и заданий по разделам дисциплины, как и форма проведения экзамена, определяется на кафедрах. Кроме аттестации по теоретическим вопросам, рекомендуется провести зачёт по усвоению студентами умений по микробиологической технике. Периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения представлены в таблице. ^
|