|
Скачать 121.23 Kb.
|
Элективный курс Основы педиатрии (9 класс) Составитель: О. Е. Аверчинкова Учитель: Н. В. Волкова Пояснительная записка Педиатрия (от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – учение о детских заболеваниях. Данный элективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Элективный курс « Основы педиатрии» составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он знакомит учащихся со спецификой медицинской специальности, способствует осознанному выбору биолого-химического профиля обучения и ориентирует на поступление в медицинские вузы. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа данного курса рассчитана на 17 ч, из них 7 ч – семинары и 10 ч отведено на выполнение лабораторного практикума. ^
Задачи курса: 1.Знакомство с особенностями детского организма во временном диапазоне от плода до 18- летнего возраста. 2. Пропедевтика детских заболеваний. Методы работы: лекции, беседы, практические и лабораторные занятия, ролевые игры, семинары. . Ожидаемые результаты: 1. Умение применять знания об особенностях детей раннего, дошкольного, и школьного возраста на практике в жизни. 2. Иметь представления о здоровье и физическом развитие детей. 3. Выявлять причины заболеваний и травматизма ребенка. 4.Знать приемы первой помощи при несчастных случаях и травмах. Содержание курса Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч) Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель современной эмбриологии. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования) ^ таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная модель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-аппликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы риалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); использование информационных ресурсов Интернета. ^ Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде? Практическая работа Мониторинг физического развития учащегося. Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование информационных ресурсов Интернета. ^ Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей. « Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога. Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов. Практические работы
Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер. ^ Особенности скелета человека, связанные с прямохождени-ем и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских снимков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте. Практическая работа Определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки. ^ атлас по анатомии; остеологические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раздаточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Интернета. ^ Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины. ^ портреты ученых; географическая карта; публикации СМИ; использование информа ционных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммунодефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний». ^ Строение органов дыхательной системы. Дыхательные движения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обменных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание. Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг. Практические работы
^ атлас по анатомии; рельефная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом л выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не курить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета. ^ Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А, Покровский. Лабораторная и практические работы
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прикуса», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; злектрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Тренажер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ. ^ Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика. Лабораторная и практические работы
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «Топография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в картонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зеркало; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифицированная модель «Мышцы головы и шеи». Список литературы 1. Голубев в. в. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного . возраста. _ М.. 2000г. 2. Таточенко В. К. Педиатору на каждый день. – М.. 1997г. 3. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г. 4.Мазурин А. В. Общий уход за детьми. – М..1997г. 5. Г. Ю. Лазарева Педиатрия «Феникс» Ростов – на – Дону 2008г. Тематическое планирование
Всего – 17 часов. Лабораторный практикум – 10 час. Семинары – 7 часов. |