|
Скачать 0.87 Mb.
|
Элективный курс для девочек 7 – 9 классов «Жемчужина Вселенной» 671349, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Новый Заган, ул. Гагарина 20 кв.2 Учитель биологии Снегирева Юлия Николаевна Идентификатор: 217-882-271 2010 год Женщина – жемчужина, Здоровая женщина – счастливая семья, Продолжение рода человека. Пояснительная записка. Программа предназначена для проведения профилактической работы среди девочек и девушек – подростков. Идея создания программы подсказала неблагополучная ситуация в нашей школе с выявлением ранней беременности у девушек – подростков, а также венерических заболеваний у молодежи села. В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографического потенциала общества. Дети остаются предоставленные сами себе и той информации, которая на них обрушивается с экранов телевизоров, рекламы, журналов, газет и интернета, пропагандирующих секс. Девочки не подготовлены к взрослой жизни, им очень трудно ориентироваться в жизненных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться. Ранняя половая жизнь негативно сказывается на физическом, духовном и нравственном здоровье девочки, а иногда приводит к бездетности. Здоровье девочки, закладывается в период полового созревания, насколько этот период будет отвечать нормам, правилам гигиены настолько здоровой, счастливой будет будущая женщина – мать. Половое воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы морального, этического и гигиенического воспитания. Данная программа является одним из разделов полового воспитания в курсе биологии «Человек и его здоровье». Анатомо-физиологические особенности женского организма, особая роль женщины в обществе диктуют необходимость рассмотрения вопросов полового воспитания девочек отдельно. Именно поэтому я решилась на создание программы для девочек 7 – 9 классов, которая надеюсь, поможет девочке – подростку понять, происходящие с ней изменения и пройти период взросления с наименьшими психологическими потерями. Сформировать у девочек и девушек – подростков ответственное отношение к своему репродуктивному здоровью. Создать у них мотивацию на сохранения целомудрия и осознанный подход к интимному вопросу ради будущей благополучной и счастливой семьи. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития детей и подростков и возрастных особенностей восприятия знаний. Через реализацию данной программы обеспечивается половое воспитание девочек – подростков. Цель: воспитание гигиенической и духовной культуры у девочек и девушек, обучение навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Задачи: 1) Дать необходимые знания об анатомо- физиологических и психологических особенностях женского организма. 2) Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности. 3) Сформировать бережное отношение к своему здоровью с позиции нравственно – этических норм поведения. 4) Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. ^
1. «Гигиена девочки»: раскрывает особенности развития девочек 10 – 12 лет, дает общие представления о строении женской репродуктивной системы. Содержит рекомендации по гигиене тела, обуви и одежды, гигиена питания и психогигиене, закаливание, предупреждение гинекологических заболеваний у девочек. ^ Показывает анатомно - физиологические изменения, происходящие в организме девушки в переходном возрасте 12 – 15 лет. Рассматривает основные этапы полового созревания: последовательность развития вторичных половых признаков, первая менструация. Дать ответы на самые распространенные вопросы девушек – подростков о менструальном цикле. 3. «Все от А до Я» предназначен для девушек старше 15 лет. Освещаются вопросы окончательного созревания женской репродуктивной системы. Заостряется внимание на главных духовных ценностях человека – уважении и любви. Раскрывает проблемы, возникающие при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы). Методы: - мозговой штурм; - групповая дискуссия; - индивидуальные беседы - диагностический - объяснительно-иллюстративный - эвристический - словесный - проблемный, частично-поисковый - информационно-рецептивный - энергизаторы. Энергизаторы – это короткое физическое упражнение средство для преодоления спада энергии, оживляет активность группы. ^ : - проблемности; - самостоятельности; - прагматичности; - принцип творческого исследовательского подхода к решению проблемы; - мозговая атака; - деятельностный. ^ Учащиеся должен знать: - анатомно-физиологические изменения девочек в переходном возрасте; - строение женской репродуктивной системы; - соблюдение режима дня для правильного развития организма и становления менструальной функции ; - вредные привычки и здоровье женщины несовместимы; - проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы); - об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности. ^ - соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки; - следить за осанкой, заниматься утренней зарядкой, посещать секции, способствующие формированию красивой фигуры и здоровью; - соблюдать правила закаливания для укрепления здоровья; - ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами; - подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья; - управлять своими эмоциями и быструю смену настроения в период полового созревания у девочек; - составлять меню рационального и сбалансированного питания в период полового созревания; - противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам. ^
^
^ 1. «Гигиена девочки». Занятие 1. Введение «Жемчужина Вселенной». Цель: Познакомить с великими именами женщин. Женщины в истории – биографии знаменитых женщин. Роль женщин в современном обществе. Форма: Лекция, беседа, диалог. Методы: - частично - поисковый - проблемный ^ индивидуальная, фронтальная Предварительная подготовка к занятию: необходимо подобрать и подготовить сообщения по теме «Биографии знаменитых женщин» Политика: Нефертити, Феодора, Княгиня Ольга, Марфа-Пасадница. ^ Жанна д'Арк. Религия: Феодосия Морозова. Наука: Математика – Софья Ковалевская. Физика – Мария Склодовская – Кюри. Космонавтика: Валентина Терешкова. Парфюмерия: Шанталь Рооз. ^ Скульптура Мадам Тюссо. Кино: Софи Лорен. Музыка: Анна Герман. Мода: Коко Шанель. Ход занятия: 1. Проблема: Почему девочку, девушку и женщину можно назвать – Жемчужиной Вселенной? 2. Вступительное слово учителя. Женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества. Женственность - это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией - быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности. Сейчас ваш возраст 12, 13, 14.Вы уже девочки- подростки. Это значит, что у вас начался новый период в жизни, связанный с глубокими изменениями в организме. Вы, наверное, и сами заметили в себе перемену. Обратили внимание на то, что другим стал твой характер. Почему-то иногда бывает плохое настроение, хочется плакать. А вчера кто-то резко ответил бабушке и стало стыдно за свой поступок. В последние годы вы очень выросли и стали немного нескладными. Длинными стали руки и их некуда девать. Очень быстро выросли ноги. А у некоторых твоих подруг стал некрасивым нос, и появились прыщики на лице. От быстрых перемен, происшедших в твоем организме, ты подчас не узнаешь себя. Стали часто смотреться в зеркало, появилось желание изменить прическу, тебе стали нравиться нарядные платья и очень хочется поскорее стать взрослой и красивой. И, наверное, вы не раз задумывалась о своей внешности, сравнивая себя с другими девочками. Что же происходит с вами? С чем связаны эти перемены в характере, внешности, интересах? «Переходный возраст» - это такой период жизни, когда действительно происходит переход от детства к юности. И у вас наступил этот период, связанный с изменением с изменением деятельности желез внутренней секреции. Пройдет еще два- три года, пока наступит гармония в деятельности организма, станут совершенными пропорции твоего тела, каждая из вас станет по-своему красива. ^ – это не только красивая внешность, но и нравственная чистота, одухотворенность в сочетании с чистоплотностью и опрятностью, хорошей осанкой, пластичностью и мягкостью движений, умением владеть своим телом. ^ Выводы: И так взросление называется фаза жизни, содержанием которой является переход взрослому возрасту. Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление - психологическую сторону развития девочки. ^ Цель: Дать представление о красивой фигуре, которая зависит от правильной осанки. Предложить комплекс упражнений для формирования красивой осанки. ^ Индивидуальная, отработка навыка выполнения физических упражнений для осанки. Оборудование: плакат « правильная осанка», диск с физическими упражнениями «Суставная гимнастика» ^ 1. Проблема: Почему девушки подиумов имеют красивую фигуру? Можно ли усовершенствовать свою фигуру? Вопрос: Что же такое осанка? Осанка – это положение человека стоя или сидя. Осанка может быть правильной или неправильной, и какой она станет, будет зависеть от тебя самой. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперед грудь, живот подтянут. Для того чтобы тебе легче было понять, что такое правильная осанка, встань спиной к стене (у которой нет плинтуса) или к двери так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Попробуй встать так и ты увидишь, какой стройной станет твоя фигура. Ты скажешь, что трудно так долго держаться! Да, сначала трудно. Но если ты будешь помнить об этом постоянно и будешь вырабатывать осанку, такое положение тела станет для тебя привычным. А для этого советую тебе ежедневно первые 6 – 7 дней становиться у стены (или двери) и стоять в этом положении 5 – 7 минут, чтобы запомнить и привыкнуть к этому положению тела. Вопрос: Что нужно делать, чтобы выработать правильную осанку? Если следить за осанкой, такое положение тела станет привычкой. Правильная осанка не дается нам от рождения: это условный рефлекс и его надо выработать. Чтобы было легко держать тело прямо, нужно развить крепкий «мышечный корсет». А для этого необходимо заниматься физической культурой. О положении тела нужно помнить и при ходьбе, и во время приготовления уроков. Последи за собой, как ты сидишь. Если спина сгорблена, одно плечо опущено, другое поднято, а голова наклонена к самому столу, то ни о какой осанке не может идти речи. Если такая осанка станет привычкой, то может развиться сутулость. Грудная клетка сузится, углы лопаток начнут оттопыриваться, живот выпятится вперед. А это может привести к искривлению позвоночника, нарушению работы сердца и легких, а фигура становится очень некрасивой. Энергизатор: Чтобы иметь красивую осанку, делай эти упражнения (учитель показывает упражнения, делает вместе с детьми): 1 упражнение: Потянуться 6-8 раз, не торопясь. 2 упражнение: Сделать круговые движения руками, 4-8 раз. 3 упражнение: Отвести руки и ноги назад, 4-8 раз. 4 упражнение: Повернуться в стороны, 4-6 раз. 5 упражнение: Наклоны в стороны, 4-6 раз. 6 упражнение: Сделать круговые движения туловища, по 3-4 раза в каждую сторону. 7 упражнение: Присесть, широко разводя колени и руки в стороны. Туловище и голову держать прямо, плечи отвести назад, сближая лопатки. Повторять упражнение 3-5 раз. Вопрос: О чем еще нужно знать, чтобы иметь красивую осанку? 1) Помнить о кальции, который нужен растущему организму, как цемент - строящемуся дому. Все молочные продукты богаты кальцием, поэтому надо каждый день употреблять творог, сыр, молоко или кефир. В период активного роста может быть недостаточно только молочных продуктов, поэтому рекомендуем препараты, содержащие кальций и витамин Д3, например: « Кальций Д3 Никомед» или « Витрум – кальциум» по 1-2 таб в день. 2) Очень полезны художественная гимнастика и фигурное катание, которые способствуют формированию грациозной фигуры, хорошей осанки, воспитывают ритмичность и изящество движений. Из спортивных игр самыми полезными являются волейбол, баскетбол, малый теннис. Эти игры, особенно баскетбол, обеспечивают гармоническое развитие тела. Занятия спортом не только не будут мешать учёбе, а наоборот, придадут тебе больше сил и энергии. Ты будешь меньше уставать. 3) Если правильно осанке мешают боли в ногах, утомление При ходьбе или беге. Это бывает связано с развитием плоскостопия. Плоскостопие – неправильное строение стопы, у которой слишком низкий свод. Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить босиком по неровной поверхности (гальке, камушкам, песку), плавать и выполнять следующие упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы; медленно перекатываться с носков на пятки. Очень полезны упражнения с шариком. Захватить шарик пальцами левой ноги и перекатить его за правую ногу, то же сделать правой ногой. И так чередовать. С шариками же можно делать и другое упражнение – зажать их пальцами и ходить с ними на наружных сторонах стоп. Каждое из этих упражнений следует повторять по 4 – 5 раз. Девочкам, имеющим признаки плоскостопия, нельзя носить сандалии и «чешки» - спортивные тапочки, нужно ходить в туфельках с небольшими каблучками. Многие девочки спрашивают, какие упражнения способствуют развитию икроножных мышц? Наиболее эффективными являются упражнения «полуприседания» и «ходьба на носках». 1 упражнение: Полуприседания: встань прямо, носки врозь. Поднимись на носки, затем немного присядь (колени врозь). Снова поднимись и опустись на всю ступню. Упражнение следует повторить 20 – 30 раз. 2 упражнение: Ходьба на носках: как можно выше приподнимись на цыпочках и иди, не сгибая ног в коленках. Сделай 40 – 50 шагов. Эти упражнения следует делать ежедневно не менее 5 – 6 месяцев. ^ – ортопед принимает в г. Улан – Удэ в Детской республиканской больнице по адресу: проспект Строителей 2, телефон регистратуры 45 – 45 – 03. 4) Обувь необходимо носить на небольшом каблучке: 2 -3 сантиметра, т.к. стопа еще не сформировалась, а в обуви на высоком каблуке уменьшается площадь опоры тела на стопу, что приводит к нарушению формирования таза. 5) Спать надо на твердом матрасе и низкой подушке. Тем девочкам, у которых развивается нарушение осанки, следует под матрас подкладывать деревянный щит. Закрепление: 1) Что такое осанка? 2) Что необходимо для того, чтобы тело держать прямо? 3) Что такое плоскостопие? 4) Какие необходимо выполнять упражнения для свода стопы? 5) Какие продукты питания и препараты необходимо употреблять, чтобы иметь красивую осанку? ^ Составить памятку «Правильная осанка - красивая фигура». Занятие 3.Уход за кожей и волосами девочки. Цель: Изучить тип кожи и ее состояние, познакомить со способами очистки кожи лица, профилактика угрей, изучить тип волос, гигиена волос. Прически для девочек. Использование косметики. ^ Практическая работа «Определение типа кожи», индивидуальная. Ход занятия: 1. Повторение: Тестирование. Тест. 1. Влияет ли осанка на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 2. Влияет ли походка на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 3. Влияет ли посадка за партой, столом, на стуле, в кресле и т. п. на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 4. Влияет ли положение тела во время сна на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 5. Гарантирует ли только правильные походка, посадка и положение во время сна нормальное формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 6. Являются ли неправильные осанка, походка, посадка и положение тела во время сна заболеваниями? 1) Да. 2) Нет. 7. Влияют ли на формирование опорно – двигательного аппарата занятия физкультурой и спортом? 1) Да. 2) Нет. 8. Влияет ли питание на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 9. Влияют ли на формирование опорно – двигательного аппарата различные виды физической работы? 1) Да. 2) Нет. 10. Влияет ли образ жизни на формирование опорно – двигательного аппарата? 1) Да. 2) Нет. 11. Обязательно ли при начальных нарушениях опорно – двигательного аппарата обращаться к врачу? 1) Да. 2) Нет. 12. Можно ли при нарушениях опорно – двигательного аппарата самостоятельно принимать меры? 1) Да. 2) Нет. 13. Можно ли сохранять большие физические нагрузки при появлении признаков нарушений опорно – двигательного аппарата? 1) Да. ^ 3) Нет. Новая тема. Проблема: Почему прическа должна быть индивидуальной для каждой девочки? И надо ли копировать прическу подруги? ^ Кожа лица все больше привлекает ваше внимание. Многих беспокоят появившиеся прыщики, повышенная сухость или, наоборот, жирность кожи. Что же случилось с кожей? Почему она стала не такой, как была раньше? Русская пословица гласит: «Глаза человека – это зеркало его души». А врачи говорят, что кожа человека – это экран, отражающий состояние его органов и систем. Многие заболевания внутренних органов, нарушения в обмене веществ сопровождаются изменениями кожи. И в вашем возрасте в связи с изменением характера деятельности желез внутренней секреции меняются свойства кожи. 1) Какое строение имеет кожа? Кожа состоит из трёх слоев. Самый верхний наружный (эпителиальный) слой кожи, или эпидермис, клетки которой постоянно слущиваются и заменяются новыми. Этот слой выполняет защитную функцию. Более глубокие слои эпидермиса образованы живыми клетками. В них находится красящее вещество – пигмент меланин. От его количества зависит цвет кожи. Пигмент защищает кожу от ультрафиолетовых лучей. Под эпидермисом располагается внутренний (собственно кожа) дерма, в ней много эластичных волокон, которые придают коже упругость. Именно благодаря эластическим волокнам кожа легко растягивается при движениях. Кожа пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. В собственно коже расположены потовые и сальные железы, волосяные сумки волос. Под дермой находится жировая клетчатка, которая предохраняет от охлаждения, смягчает удары и является энергетическим резервом организма. 2) Какие функции выполняет кожа? Кожа выполняет множество функций: защитную, связь с внешней средой, является органом чувств, выделительную, терморегуляторную, дыхательную. 3) Типы кожи? ^ : - Нормальная; - сухая; - жирная; - комбинированная (смешанная) Чистая неповрежденная кожа препятствует проникновению в организм болезнетворных микробов. Учеными был поставлен такой интересный опыт. На палец наносили болезнетворных микробов (стрептококков). Оказалось, что на чистой коже число их быстро уменьшалось. Если через 3 минуты после нанесения их было 30 млн., то через 2 часа – только 7 тысяч. Микробы брюшного тифа на чистой коже погибают через 10 минут. Вот почему вы неоднократно слышите от взрослых напоминание о необходимости мыть чаще руки. В подростковом возрасте усиливается деятельность сальных желез. При избыточном выделении сала лицо становится жирным, блестящим. Жирная кожа легко воспаляется, могут возникать гнойничковые заболевания. Вот почему в этом возрасте чаще возникают заболевания сальных желез (угри). Начинают функционировать и потовые железы, особенно в подмышечной области, о чем напоминает специфический запах пота, которого раньше ты, очевидно, не замечала. ^ 1) Регулярно умываться с мылом. 2) Попеременное умывание горячей и холодной водой. 3) Из ежедневного рациона исключить: пряные, острые продукты, кофе, какао, крепкого чая, избыток углеводов и жиров. 4) При угревой сыпи рекомендуется использовать такие средства, как гель «Фан», мазь или гель «Скинорен», гель «Куриозин» и другие (они есть в аптеке). 5) Не выдавливайте прыщи и не прижигайте воспалённые места одеколоном или спиртом – на коже могут остаться следы. Не следует пользоваться косметикой мамы. 6) В тяжелых случаях следует обращаться к врачу- дерматологу. ^ Правильно умывайся. Если кожа лица жирная, то по утрам и вечерам нужно умываться с мылом. Для этого используй туалетное мыло, лучше «Детское», «Ланолиновое», «Спермацетовое» или другие средства из серий отечественного производства, такие как «Мия», «Маленькая фея», «Солнышко». Оставляй мыльную пену на лице на 1 – 2 минуты, затем смывай ее водой, попеременно то теплой, то холодной. Если же кожа сухая, то с мылом лучше умываться вечером. После этого на лицо надо нанести ланолиновый крем. А утром ополоснуть лицо прохладной водой. ^ Чаще гуляй на свежем воздухе, занимайся физкультурой. Ограничивай в рационе сладкую, мучную и острую пищу. Девочке, у которой жирная кожа, нужно меньше употреблять белый хлеб, сладости, ограничить соленую и острую еду. А вот молоко, молочные продукты, овощи, ягоды, фрукты рыбу ржаной хлеб и темные крупы очень полезны, так как они являются источниками витаминов «В», «С» и микроэлементов. ^ полезна пища, богатая витамином «А», он содержится в сливочном масле, печени, яичном желтке, моркови, апельсинах и других красно – оранжевых фруктах. ^ при этом лучше использовать средства, специально созданные для молодой кожи. Нужно следить за ежедневным опорожнением кишечника. При запоре необходимо обращаться к врачу, если своими средствами справиться не удается. ^ – на коже могут остаться следы в виде ожогов и даже рубцов. Каждый тип кожи требует особых средств по уходу. Если вы не знаете, какой у вас тип кожи, предлагаю вам пройти несложный тест. ^ Очистите лицо косметическим молочком, но не наносите на него крем. Примерно через час можете приступить к тестированию. Рассмотрите кожу при ярком свете и ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, ваша кожа сухая. При трёх-пяти «да» у вас, возможно, смешанный (комбинированный) тип. Поэтому проведите ещё один тест на смешанный тип кожи. ^ Очистите лицо косметическим молочком, но не наносите на него крем. Через два часа прижмите по листу папиросной бумаги к носу, лбу, подбородку и щёкам и ответьте на следующие вопросы:
Если у вас оказалось как минимум четыре «да», ваша кожа относится к смешанному (комбинированному) типу. ^ Очистите кожу как обычно, но не накладывайте после этого крем. Через час прижмите по листу папиросной бумаги ко лбу, крыльям носа, подбородку и щекам и ответьте на следующие вопросы:
Если на все вопросы вы ответили утвердительно, ваша кожа однозначно относится к жирному типу. Если у вас набралось только четыре-пять «да», то протестируйте себя на смешанный тип. |
![]() |
Элективный курс для учащихся 8 класса «Химия вокруг нас» |
![]() |
Элективный курс по выбору для предпрофильной подготовки «Кожа зеркало здоровья» |
![]() |
Элективный курс для студентов 6 курса дневного отделения «экг в практике врача-терапевта» |
![]() |
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических |
![]() |
Элективный курс «Трансплантология» |
![]() |
Элективный курс: «Химия и медицина» |
![]() |
Элективный курс для студентов 5 курса. «Актуальные вопросы современной колопроктологии» «взглянуть» на старые проблемы и по-новому лечить многие болезни прямой и ободочной кишки |
![]() |
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни» Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии... |
![]() |
Элективный курс (9 класс). Объем различных форм учебной работы |
![]() |
Элективный курс Основы педиатрии (9 класс) Составитель: О. Е. Аверчинкова Учитель: Н. В. Волкова |