|
Скачать 208.05 Kb.
|
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНОВООЗЁРСКАЯ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «Утверждаю» Директор МОУ «Малиновоозерская средняя общеобразовательная школа» Тимофеева В.В. «МИР МЕДИЦИНЫ» Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии Ермолаева Ксения Александровна р.п. Малиновое Озеро 2010 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Материал программы курса “Мир медицины” неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получили в курсе Анатомии и физиологии человека в 8 классе. Но вопросы, касающиеся медицинской части (т.е. заболевания, их профилактика, гигиена органов, лечение) в школьной программе практически не рассматриваются или представлены только теоретической частью, в то время как практическая сторона остается не тронутой. Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса — его интегрированность и междисциплинарность. Элективный курс лечебное дело рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя четыре модуля: «Основы гигиены», «Педиатрия», «Лечебное дело», «Микробиология». В программе курса предусмотрено 5 семинарских занятия и 29 часов отведено на выполнение лабораторного практикума. Курс может быть реализован на основе того оборудования, которое есть в школьных кабинетах биологии, с добавлением небольших модулей. Целью элективного курса является: содействовать формированию у учащихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и экологической культуры, способствовать приобщению к здоровому образу жизни. Задачи обучения:
Освоение курса «Лечебное дело» позволяет сформировать у учащихся следующий результат: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны владеть:
Система оценивания учебно-познавательных умений: 1 балл – дает короткие односложные ответы наугад (угадал – не угадал). 2 балла – перечисляет термины, структурные элементы, процессы. Сведения бессистемны, отрывочны. На наводящие вопросы дает односложные ответы, механически воспроизводящие отдельные сведения (механическое заучивание и воспроизведение материала). Допускает грубые ошибки, самостоятельно их не замечает и не может исправить без помощи учителя. 3 балла – называет значимые элементы, свойства живых организмов с помощью дидактической опоры. Приводит примеры из учебника и частично свои. Допускает ошибки, самостоятельно их замечает, но исправляет с помощью учителя. Решает простейшие типовые задачи с помощью учителя. При ответе допускается пользование учебником, но при этом учащийся приводит свои примеры. 4 балла – изученный материал воспроизводит достаточно полно (по алгоритму). Описывает строение и процессы без дидактической опоры; дает определение и разъяснение терминам и понятиям. Приводит свои примеры по каждому изучаемому объекту; различает элементы систем, сопоставляет особенности их строения и функции (применяет знания в типовых ситуациях). Допускает 2–3 ошибки, самостоятельно их замечает и исправляет. 5 баллов – безошибочно излагает учебный материал; выявляет самостоятельно признаки сравнения (признаки различия); при ответе выстраивает доказательную аргументацию формулируемых выводов. Проводит безошибочное сравнение и анализ элементов, процессов и др. Приводит примеры межпредметного и межнаучного характера. Не допускает ошибок, может подготовить и защитить учебно-исследовательский проект. ^
Программа курса Модуль №1 «Лечебное дело» ^ (3 ч) Типы телосложения человека (конституция): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный; плоскости и оси, выделяемые в анатомии. Пропорции тела. Расположение внутренних органов человека. Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых заболеваний по внешнему виду пациента. Типы тканей и их свойства, связь строения с выполняемыми функциями. Основы гистологии. Практические и лабораторная работы
Материалы и оборудование: самодельные таблицы «Типы телосложения человека», «Оси и плоскости, делящие тело человека»; разборная модель «Торс человека»; атлас по анатомии в учебном электронном издании «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы»; фрагмент видеофильма «Общее знакомство с организмом человека». ^ (1ч) Гуморальная регуляция функций. Гормоны. Классификация и строение желез внутренней секреции. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндокринолога. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога», врач и медсестра ведут прием больных, остальные — студенты-медики на практике. Сестра сообщает данные о больных, врач обращается к студентам, спрашивает их мнение, ставит диагноз и назначает лечение. Студенты сравнивают свои записи с рекомендациями врача. Материалы и оборудование: атлас по анатомии; барельефная модель «Железы внутренней секреции человека»; учебные таблицы по анатомии. ^ (2 ч) Спинной мозг и спинномозговые нервы. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-невропатолога. Отделы головного мозга. Классификация проводящих путей головного и спинного мозга. Локализация функций в коре полушарий переднего мозга. ^
Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; рельефная модель «Строение спинного мозга человека»; раздаточные рельефные модели для самостоятельной работы «Строение спинного мозга человека»; микроскоп и микропрепараты; муляж «Головной мозг»; рельефная модель «Доли, извилины, цитоархитек-тонические поля головного мозга»; барельефные модели «Проводящие пути головного мозга», «Ромбовидная ямка, проекции ядер черепных нервов и желудочков головного мозга». ^ (3 ч) Строение зрительного анализатора, вспомогательных систем глаза и их значение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-офтальмолога. Гигиена зрения. Строение слухового анализатора и его значение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-отоларинголога. Гигиена слуха. Роль анализаторов во взаимодействии организма и окружающего мира. Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус. Практические работы
Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; модель «Череп человека»; влажный препарат «Глаз крупного млекопитающего»; раздаточный материал для самостоятельной работы «Глаз человека»; рельефные модели «Глаз. Строение» и «Строение уха человека»; объемная модель «Глазное яблоко»; модели остеологические «Косточки слуховые»; цветущие растения; набор предметов (кубик, кусок сахара, камень, коробочка). Для практической работы необходимы: бальзам «Золотая звезда», растворитель, духи, нашатырный спирт, сердечные капли, подсолнечное масло. ^ (1 ч) Закрытые механические повреждения (ушибы и растяжения, вывихи, переломы). Ролевая игра «На приеме у травматолога» (первая помощь при закрытых переломах предплечья, плеча, бедра, голени, позвоночника и грудной клетки, черепа; наложение закрутки при открытом переломе предплечья). ^ Первая помощь при повреждении скелета человека. Материалы и оборудование: модель «Скелет человека»; видеофильм «Основы медицинских знаний»; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при переломах и вывихах»; лабораторные работы на диске «Биология. 6-11 классы»; справочник по оказанию первой медицинской помощи. ^ (4 ч) Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лимфатическая система. Давление и пульсодиагностика. Возникновение и поддержание кровяного давления. Знакомство с медицинским оборудованием. Генетика групп крови. Переливание крови. Донорские традиции в России. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Тоны сердца. Регистрация электрических процессов в сердце. Знакомство с функционалом врача-кардиолога. Изучение кардиограмм. Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца». Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения. Меры, направленные на остановку кровотечений. Лабораторная и практические работы
Материалы и оборудование: микроскоп и набор микропрепаратов; атлас по анатомии; тонометр; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; модели-аппликации «Генетика групп крови» и «Переливание крови»; портрет И.П.Павлова; рельефная модель «Сердце человека»; объемная модель «Сердце»; электрифицированная модель «Сердце человека»; фрагменты ЭКГ; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при сердечном приступе и кровотечениях»; имитаторы ранений (в картонной упаковке); справочник по оказанию первой медицинской помощи. ^ (1 ч) Дыхательные процессы. Болезни, передающиеся через воздух. Оказание первой помощи при нарушении дыхания. ^ Определение состояния пострадавшего. Первая помощь при остановке дыхания. Материалы и оборудование: рельефная модель «Строение легких»; прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса); модель объемная «Максим 111-01» —тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при несчастных случаях. Приемы искусственного дыхания»; таблица по гигиене «Профилактика воздушно-капельной инфекции»; справочник по оказанию первой медицинской помощи. ^ (1ч) Строение и работа почек. Заболевания почек и их предупреждение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-уролога. ^ Исследование мочи. Материалы и оборудование: модель «Мочевая система человека»; атлас «Микроскопия осадков мочи»; рельефная модель «Строение почки человека». ^ Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч) Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель современной эмбриологии. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования) ^ таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная модель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-аппликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); использование информационных ресурсов Интернета. Тема 2. Мониторинг физического развития учащихся (1ч) Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде? ^ Мониторинг физического развития учащегося. Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование информационных ресурсов Интернета. Тема 3. Особенности ВНД человека (3 ч) Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей. «Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога. Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов. ^
Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер. Тема 4. Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч) Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских снимков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте. ^ Определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки. Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеологические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раздаточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Интернета. Тема 5. Иммунитет (2 ч) Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины. ^ портреты ученых; географическая карта; публикации СМИ; использование информационных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммунодефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний». Тема 6. Дыхание (2 ч) Строение органов дыхательной системы. Дыхательные движения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обменных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание. Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг. ^
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом я выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не курить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета. Тема 7. Пищеварительная система (2 ч) Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А. Покровский. Лабораторная и практические работы
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прикуса», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; электрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Тренажер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ. Тема 8. Кожный покров (3 ч) Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика. Лабораторная и практические работы
3. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах. Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «Топография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в картонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зеркало; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифицированная модель «Мышцы головы и шеи». |