Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии





Скачать 208.05 Kb.
Название Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии
р.п. Малиновое
Дата 30.01.2013
Размер 208.05 Kb.
Тип Программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНОВООЗЁРСКАЯ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«Утверждаю»

Директор МОУ «Малиновоозерская

средняя общеобразовательная школа»

Тимофеева В.В.


«МИР МЕДИЦИНЫ»

Программа элективного курса для 9 классов


Составитель: учитель биологии

Ермолаева Ксения Александровна


р.п. Малиновое Озеро 2010 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Материал программы курса “Мир медицины” неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получили в курсе Анатомии и физиологии человека в 8 классе. Но вопросы, касающиеся медицинской части (т.е. заболевания, их профилактика, гигиена органов, лечение) в школьной программе практически не рассматриваются или представлены только теоретической частью, в то время как практическая сторона остается не тронутой.

Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как на­блюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных уме­ний (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса — его интегрированность и междисциплинарность.

Элективный курс лечебное дело рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя четыре модуля: «Основы гигиены», «Педиатрия», «Лечебное дело», «Микробиология». В программе курса предусмотрено 5 семинарских занятия и 29 часов отведено на выполнение лабораторного практикума.

Курс может быть реализован на основе того оборудования, которое есть в школьных кабинетах биологии, с добавлением небольших модулей.


Целью элективного курса является: содействовать формированию у учащихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и экологической культуры, способствовать приобщению к здоровому образу жизни.


Задачи обучения:

  • приобретение знаний об основных медицинских закономерностях, о роли медицины в жизни общества;

  • овладение способами учебно – познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

  • ознакомление со спецификой видов деятельности медицинских работников.

  • Освоение приемов первой медицинской помощи.

  • Расширить знания о биологии человека.

Освоение курса «Лечебное дело» позволяет сформировать у учащихся следующий результат:


Учащиеся должны знать:

  • о разнообразии медицинских профессий;

  • о различных специальностях в профессии врач;

  • определения основных медицинских понятий;

  • о строении и функционирование человеческого организма;

  • о влиянии вредных привычек и экологических факторов на здоровье человека.


Учащиеся должны уметь:

  • постигать основы методов диагностики заболеваний;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • выполнять физиологические и медицинские измерения;

  • выполнять микробиологические исследования;

  • наблюдать и описывать результаты своих наблюдений;

  • обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дис­куссии;

  • противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ (критическое отношение к рекламе);

  • описывать микропрепараты;

  • формулировать выводы.


Учащиеся должны владеть:

  • способами решения типовых задач по генетике;

  • навыком поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и Интернета.



Система оценивания учебно-познавательных умений:


1 балл – дает короткие односложные ответы наугад (угадал – не угадал).

2 балла – перечисляет термины, структурные элементы, процессы. Сведения бессистемны, отрывочны. На наводящие вопросы дает односложные ответы, механически воспроизводящие отдельные сведения (механическое заучивание и воспроизведение материала). Допускает грубые ошибки, самостоятельно их не замечает и не может исправить без помощи учителя.

3 балла – называет значимые элементы, свойства живых организмов с помощью дидактической опоры. Приводит примеры из учебника и частично свои. Допускает ошибки, самостоятельно их замечает, но исправляет с помощью учителя. Решает простейшие типовые задачи с помощью учителя. При ответе допускается пользование учебником, но при этом учащийся приводит свои примеры.

4 балла – изученный материал воспроизводит достаточно полно (по алгоритму). Описывает строение и процессы без дидактической опоры; дает определение и разъяснение терминам и понятиям. Приводит свои примеры по каждому изучаемому объекту; различает элементы систем, сопоставляет особенности их строения и функции (применяет знания в типовых ситуациях). Допускает 2–3 ошибки, самостоятельно их замечает и исправляет.

5 баллов – безошибочно излагает учебный материал; выявляет самостоятельно признаки сравнения (признаки различия); при ответе выстраивает доказательную аргументацию формулируемых выводов. Проводит безошибочное сравнение и анализ элементов, процессов и др. Приводит примеры межпредметного и межнаучного характера. Не допускает ошибок, может подготовить и защитить учебно-исследовательский проект.


^ Примерное тематическое планирование


Наименование

модуля


^ Тема занятия

Кол-во часов

В том числе


Примечание

л/п

с/з



Лечебное дело

1. Мир медицинских профессий

1




1




2.Общее знакомство с организмом человека

2

2







3. Эндокринная система человека

1




1




4. Нервная система человека

1

1







5. Анализаторы

1

1







6. Методы доврачебной помощи повреждении опорно-двигательного аппарата

1

1







7. Кровь и кровообращение

1

1







8. Заболевание органов дыхания и их предупреждение

1

1







9. Выделение

1

1









Микробиология

1. Морфология бактерий и микроскопических грибов

1

1







2. Вирусы

1




1




3. Питательные среды

1

1







4. Микрофлора воздуха

1

1







5. Микрофлора воды

1

1







6. Микрофлора организма человека

1

1







7. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы

1

1







8. Антибиотики

1

1









Основы гигиены

1. Основы гигиены

1




1




2. Гигиена воздуха и климат населенных мест

1

1







3.Гигиена водоснабжения населенных мест

1

1







4. Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов

1

1







5. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест

1

1







6. Гигиена питания

1

1







7. Гигиена труда

1

1









Основы педиатрии

1. Репродуктивная система человека

1




1




2. Мониторинг физического развития учащихся













3. Особенности высшей нервной деятельности человека













4. Опорно-двигательный аппарат человека













5. Иммунитет













6. Дыхание













7. Пищеварительная система













8. Кожный покров













Резервное время

2










Итого:

34

29

5






Программа курса


Модуль №1 «Лечебное дело»

^ Тема 1. Общее знакомство с организмом человека (3 ч)

Типы телосложения человека (конституция): мезоморф­ный, брахиморфный и долихоморфный; плоскости и оси, вы­деляемые в анатомии. Пропорции тела. Расположение внут­ренних органов человека.

Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых забо­леваний по внешнему виду пациента.

Типы тканей и их свойства, связь строения с выполняемы­ми функциями. Основы гистологии.

Практические и лабораторная работы

  1. Пальпация лимфатических узлов.

  2. Измерение температуры тела.

  3. Самооценка текущего состояния здоровья по результа­там анализа объективных и субъективных показателей.

  4. Изучение микропрепаратов тканей животных и че­ловека.

Материалы и оборудование: самодельные таблицы «Типы телосложения человека», «Оси и плоскости, делящие тело че­ловека»; разборная модель «Торс человека»; атлас по анато­мии в учебном электронном издании «Лабораторный практи­кум. Биология. 6-11 классы»; фрагмент видеофильма «Общее знакомство с организмом человека».

^ Тема 2. Эндокринная система человека (1ч) Гуморальная регуляция функций. Гормоны. Классифи­кация и строение желез внутренней секреции. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндо­кринолога. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога», врач и медсестра ведут прием больных, остальные — студенты-ме­дики на практике. Сестра сообщает данные о больных, врач обращается к студентам, спрашивает их мнение, ставит диаг­ноз и назначает лечение. Студенты сравнивают свои записи с рекомендациями врача.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; барельеф­ная модель «Железы внутренней секреции человека»; учеб­ные таблицы по анатомии.

^ Тема 4. Нервная система человека (2 ч)

Спинной мозг и спинномозговые нервы. Знакомство с особен­ностями профессиональной деятельности врача-невропатолога.

Отделы головного мозга. Классификация проводящих пу­тей головного и спинного мозга. Локализация функций в коре полушарий переднего мозга.

^ Практическая и лабораторная работы

  1. Определение безусловных рефлексов разных отде­лов мозга.

  2. Строение нервной ткани.

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; рельефная модель «Строение спинного мозга человека»; раздаточные рель­ефные модели для самостоятельной работы «Строение спинного мозга человека»; микроскоп и микропрепараты; муляж «Голов­ной мозг»; рельефная модель «Доли, извилины, цитоархитек-тонические поля головного мозга»; барельефные модели «Про­водящие пути головного мозга», «Ромбовидная ямка, проекции ядер черепных нервов и желудочков головного мозга».

^ Тема 5. Анализаторы (3 ч)

Строение зрительного анализатора, вспомогательных систем глаза и их значение. Знакомство с особенностями профессио­нальной деятельности врача-офтальмолога. Гигиена зрения.

Строение слухового анализатора и его значение. Знакомст­во с особенностями профессиональной деятельности врача-отоларинголога. Гигиена слуха.

Роль анализаторов во взаимодействии организма и окружа­ющего мира. Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус.

Практические работы

  1. Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза.

  2. Измерение остроты слуха речью.

  3. Распознавание знакомых веществ.

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; модель «Череп человека»; влажный препарат «Глаз крупного мле­копитающего»; раздаточный материал для самостоятельной

работы «Глаз человека»; рельефные модели «Глаз. Строение» и «Строение уха человека»; объемная модель «Глазное ябло­ко»; модели остеологические «Косточки слуховые»; цвету­щие растения; набор предметов (кубик, кусок сахара, камень, коробочка). Для практической работы необходимы: бальзам «Золотая звезда», растворитель, духи, нашатырный спирт, сердечные капли, подсолнечное масло.

^ Тема 6. Меры доврачебной помощи при повреждении опор­но-двигательного аппарата (1 ч)

Закрытые механические повреждения (ушибы и растяже­ния, вывихи, переломы). Ролевая игра «На приеме у травма­толога» (первая помощь при закрытых переломах предплечья, плеча, бедра, голени, позвоночника и грудной клетки, черепа; наложение закрутки при открытом переломе предплечья).

^ Лабораторная работа

Первая помощь при повреждении скелета человека.

Материалы и оборудование: модель «Скелет человека»; видеофильм «Основы медицинских знаний»; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при переломах и вывихах»; лабораторные работы на диске «Биология. 6-11 классы»; справочник по оказанию первой медицинской помощи.

^ Тема 7. Кровь и кровообращение (4 ч)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Плазма крови, ее состав. Форменные эле­менты крови. Лимфатическая система.

Давление и пульсодиагностика. Возникновение и поддержа­ние кровяного давления. Знакомство с медицинским обору­дованием. Генетика групп крови. Переливание крови. Донор­ские традиции в России.

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция ра­боты сердца. Тоны сердца. Регистрация электрических процессов в сердце. Знакомство с функционалом врача-кардиоло­га. Изучение кардиограмм.

Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца».

Первая помощь при заболеваниях органов кровообраще­ния. Меры, направленные на остановку кровотечений.

Лабораторная и практические работы

  1. Мазок крови человека и лягушки.

  2. Измерение артериального давления.

  3. Изучение электрокардиограммы (ЭКГ).

  4. Приемы остановки кровотечений.

Материалы и оборудование: микроскоп и набор микропре­паратов; атлас по анатомии; тонометр; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; модели-аппликации «Генетика групп крови» и «Переливание крови»; портрет И.П.Павлова; рельефная модель «Сердце человека»; объемная модель «Сердце»; элект­рифицированная модель «Сердце человека»; фрагменты ЭКГ; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при сердечном приступе и кровотечениях»; имитаторы ранений (в картонной упаковке); справочник по оказанию первой медицинской помощи.

^ Тема 8. Заболевания органов дыхания и их предупрежде­ние (1 ч)

Дыхательные процессы. Болезни, передающиеся через воз­дух. Оказание первой помощи при нарушении дыхания.

^ Практическая работа

Определение состояния пострадавшего. Первая по­мощь при остановке дыхания.

Материалы и оборудование: рельефная модель «Строение легких»; прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса); модель объемная «Максим 111-01» —тре­нажер сердечно-легочной и мозговой реанимации; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при несчастных случаях. Приемы искусственного дыхания»; таблица по гигиене «Профилактика воздушно-капельной инфекции»; справочник по оказанию первой меди­цинской помощи.

^ Тема 9. Выделение (1ч)

Строение и работа почек. Заболевания почек и их преду­преждение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-уролога.

^ Лабораторная работа Исследование мочи.

Материалы и оборудование: модель «Мочевая система че­ловека»; атлас «Микроскопия осадков мочи»; рельефная мо­дель «Строение почки человека».


^ Модудь № 4 «Педиатрия»


Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч)

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущ­ность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель совре­менной эмбриологии.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и стар­ческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования)

^ Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная мо­дель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-ап­пликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); ис­пользование информационных ресурсов Интернета.

Тема 2. Мониторинг физического развития учащихся (1ч)

Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде?

^ Практическая работа

Мониторинг физического развития учащегося.

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование инфор­мационных ресурсов Интернета.

Тема 3. Особенности ВНД человека (3 ч)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темпера­мента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

«Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. Па­мять, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мыш­ление. И.М. Сеченов.

^ Практические работы

  1. Определение типа темперамента.

  2. Определение объема памяти.

Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.

Тема 4. Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч)

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских сним­ков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опо­ры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.

^ Практическая работа

Определение гибкости позвоночника и выявление на­рушений осанки.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеоло­гические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раз­даточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Ин­тернета.

Тема 5. Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Рас­пространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупрежде­ния, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

^ Материалы и оборудование: портреты ученых; географи­ческая карта; публикации СМИ; использование информационных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммуно­дефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».

Тема 6. Дыхание (2 ч)

Строение органов дыхательной системы. Дыхательные дви­жения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обмен­ных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.

Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.

^ Практические работы

  1. Определение жизненной емкости легких.

  2. Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельеф­ная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержа­ния углекислого газа во вдыхаемом я выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таб­лицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не ку­рить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.

Тема 7. Пищеварительная система (2 ч)

Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенно­стями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы.

Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональ­ное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностя­ми профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А. По­кровский.

Лабораторная и практические работы

  1. Влияние никотина на слюну.

  2. Знакомство с ротовой полостью.

  3. Составление меню дневного рациона.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прику­са», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; электрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Трена­жер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ.

Тема 8. Кожный покров (3 ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светоле­чение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, ли­шай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нару­шение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы на­ложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование.

Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Лабораторная и практические работы

  1. Определение типа кожи на разных участках лица.

  2. Правила ухода за кожей.

3. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «То­пография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в кар­тонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зерка­ло; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифициро­ванная модель «Мышцы головы и шеи».






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа элективного курса для учащихся 4 -7 классов «Юный медик»

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание». пояснительная записка

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа элективного курса по химии «Проблема продуктов питания. Пищевые добавки» для учащихся 10-11-х

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Рабочая учебная программа Элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний» (наименование

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon конспект урока с элементами здоровьесберегающих технологий Составитель : Чаиркина Н. М., учитель

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов На экзамене по биологии поступающий в среднее

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Программа «Юные зоологи» Для учащихся 5-7 классов Составитель

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Рабочая программа по биологии для учащихся 8-х классов

Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии icon Примерная программа по биологии для 5 9 классов общеобразовательных учреждений

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы