|
Скачать 161.26 Kb.
|
![]() Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель МОУ СОШ №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г. Профильное обучение – одно из перспективных направлений дифференцированного обучения старшеклассников в современной российской школе. Его значимость возрастает в связи с модернизацией образования. Предполагается, что на основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. Профильное обучение должно быть направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Оно должно существенно расширить возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Одним из путей выстраивания образовательной траектории для каждого старшеклассника в условиях профильного обучения должны стать элективные курсы. ^ 1. Поддержание изучение основных профильных предметов на заданном профильном, т.е., соответствующем стандарту, уровне. Этого можно достичь через насыщение основного курса, изучаемого на данной ступени школьного химического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание основного. 2. Обеспечение внутри профильной специализации и построения индивидуальных образовательных траекторий, что должно облегчить школьникам выбор профессии, знакомство с её основами и оценку правильности своего будущего профессионального выбора. ^ 1. Соответствие логике и системе изучения химических закономерностей в школе, которые сложились на протяжении десятков лет. 2. Научность. ^ 6. Интегративный характер. 7. Развивающий характер. 8. Учет возрастных особенностей школьников. ^ Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Вводить курсы нужно постепенно, так как единовременное введение целого спектра разнообразных курсов может поставить ученика и его родителей перед трудноразрешимой задачей выбора. В современной школе традиционно выделяют три основных профиля: гуманитарный, естественнонаучный и технологический, но так как школа находится в режиме краевой экспериментальной площадки по теме «Профильное обучение старшеклассников», то выделен профиль агро - технологический. С увеличением часов на изучение с/х машин, биологии и химии я разработала элективный курс «Основы агрохимии». Программа включает в себя: пояснительную записку, тематический план, содержание курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. Курс по выбору (элективный) «Основы агрохимии» предназначен для учащихся10 класса основной школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. ^ Задачи: Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить полученные знания в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания. ^ Курс обсуждался на методическом совете школы, района и отправлен на утверждение в СКИПКРО. Данный элективный курс предназначен для работы в профильных группах.
Программа курса.
Предмет и методы агрохимии. Понятие об агрохимии как науке. Учащиеся должны знать: заслуги основателя отечественной агрохимии Д.Н. Прянишникова; основные положения агрохимии и почвоведения. Учащиеся должны уметь: подобрать и подготовить нужные пособия, литературу. 2. Значение основных элементов в питании растений (6часов). Понятие о питании растений. Условия необходимые для роста и развития растений. Фотосинтез. Элементы, входящие в состав растений. Углерод. Содержание в растениях. Значение углерода для растений. Круговорот углерода в природе. Удобрение углекислым газом. ^ . Кислород. Содержание в растениях. Значение кислорода для растений. Круговорот кислорода в природе. Содержание азота и фосфора в растениях. Значение этих элементов для растений. Круговорот азота и фосфора в природе. Признаки растений при недостатке, избытке и нормальном питании этими элементами. Содержание калия, кальция, магния, натрия, железа в растениях. Признаки растений при недостатке этих элементов. Влияние азотных, фосфорных и калийных удобрений на повышение урожая. ^ : навыки простейших анализов растений; макро- и микроэлементы; значение их для растительных организмов; признаки растений при недостатке этих химических элементов. Вынос питательных веществ урожаями различных культур и восполнение почв питательными веществами. ^ определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания; анализировать растения, определять воду, сухое вещество, горячее вещество и золу в растениях; определять его процентное содержание в клубнях картофеля. ^ Простейший анализ растений, определение воды и сухого вещества в растениях, определение горючих веществ и золы в растениях. Определение крахмала и процентного содержания его в клубнях картофеля. Демонстрации Признаки растений при недостатке, избытке и нормальном питании элементами: N, P, K, Ca, Mg, Fe. 3.Состав и свойства почв (11часов). Почва. Понятие о почве. Почвоведенье. Морфологические признаки почв. Жизнь растений и почва. Роль живых организмов в образовании почвы. Гумус почвы и его значение. Основные элементы, входящие в почву. Структура почвы. Мощность перегнойного горизонта. Коллоиды почвы и их значение. Питательные вещества почвы. Методы определения содержания в почвах доступных растениям питательных веществ. Кислотность почвы; Свойства почв в зависимости от значения pH; причины, влияющие на увеличение кислотности или щёлочности почв. Известкование кислых почв. Основные известковые удобрения, их подразделение, состав, свойства, назначение, приготовление, транспортировка и хранение. ^ . Важнейшие почвы России. Типы почв, их характеристики Учащиеся должны знать: морфологические признаки, структуру почвы; роль живых организмов в образовании; основные элементы входящие в почву;методы определения содержания в почах доступных растениям питательных веществ; свойства почв в зависимости от значения p H; важнейшие почвы России и их характеристики. ^ определять виды, состав и свойства почв, составлять картограммы почв; определять кислотность почв и причины их известкования; определять влажность почвы, органической и минеральной части; готовить водную вытяжку из почвы. ^ Определение влажности почвы. Определение органической и минеральной части почвы. Приготовление водной вытяжки из почвы.3 Простейший анализ известковых удобрений. Определение кислотности почвы. Демонстрации Почвенный разрез и горизонты почвы. Определение механического состава почвы, структуры, полевой влажности почвы. 4.Удобрения (7 часов). Классификация удобрений. Основные виды и формы. Местные органические удобрения, их состав, действие на почву. Применение органических удобрений; использование в парниках и для мульчирования. Минеральные удобрения. Азотные, фосфорные, калийные, сложные и смешанные минеральные удобрения. Название, состав и химическая формула удобрения. Процент действующего вещества удобрения. Влияние удобрения на рост развитие и урожайность с/х культур. Условия хранения и транспортировка. Подготовка для внесенья в почву и для подкормки. Добыча и производство удобрений. Химизм процессов. Вычисление дозы вносимых удобрений. Меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями. Микроудобрения. Борные, медные, марганцевые и др. ; их значение; свойства; химический состав и формулы, процентное содержание микроэлемента в них. Дозы, сроки и способы применения. Эффективность в зависимости от почв и с/х культур. Бактериальные удобрения. Нитрагин, азотобактерин, фосфобактерин, АМБ, силикатные бактерии. Характеристика каждой группы, видов; состав, свойства, действие на с/х культуры, условия для более эффективного воздействия. Правила работы с бактериальными удобрениями. ^ . Учащиеся должны знать: правила безопасности и меры предосторожности при работе с удобрениями; классификацию удобрений; состав, действие на почву, способы заготовки, приготовления, хранения и транспортировку; сроки, нормы и способы внесения под различные с\х культуры. ^ распознавать органические, минеральные, бактериальные и зеленые удобрения; рассчитывать процент питания вещества в данном виде удобрений; составлять дозы органических и минеральных удобрений под основные с/х культуры, исходя из результатов почвенных анализов и потребностей растений в питательных веществах. Практическое занятие. 4.Рассмотрение коллекций различных удобрений. Распознавание удобрений. Демонстрации. Образцы органических, минеральных удобрений, микроудобрений, бактериальных и зеленых удобрений. 5.Химическая защита растений. (2 часа) Вредители и болезни с/х растений. Инсектициды, зооциды, фунгициды и гербициды. Названия, состав, химические формулы. Физическое состояние и цвет основных ядохимикатов. Применение. Приготовление ядохимикатов для опыления и опрыскивания. Правила смешивания. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами. Учащиеся должны знать: Правила безопасности и меры предосторожности при работе с ядохимикатами. Нормы, способы и сроки применения основных ядохимикатов. Основные правила опрыскивания и опыления ядохимикатами. Учащиеся должны уметь: Оказывать первую помощь при отравлении ядохимикатами. 6.Протравливание семян (2 часа) Основные заболевания культур, которые размножаются семенами. Состав и химическая формула фунгицида. Содержание действующего вещества. Физическое состояние фунгицида. Применение; дозировка и способы применения. Меры предосторожности при работе фунгицидами. ^ правила безопасности и меры предосторожности при работе с ядохимикатами; состав и химическую формулу фунгицида. Способы примирения и дозировку. Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлении фунгицидами. Экскурсия в семенную лабораторию. 7.Химическая борьба с сорняками (2часа) Сорная растительность. Основные виды гербицидов. Приготовление, способы применения и примерные дозы гербицидов. Действие гербицидов на человека и животных. ^ основные виды гербицидов. Названия, состав, формулы гербицидов, процентное содержание действующего вещества, физическое состояние и цвет; действие на растительность. Учащиеся должны уметь: рассчитывать действующее содержание действующего вещества; оказывать первую помощь при отравлении гербицидами. Практическое занятие: 5.Расчет доз гербицидов (решение задач). Составление таблиц применения гербицидов. 8.Стимуляция и торможение роста и развития растений (2часа). Понятие о средствах стимуляции и торможения жизнедеятельности растений, деформации, десикации. Их значение в с/х производстве. Стимуляция жизнедеятельности растения. Торможение жизнедеятельности растений. ^ Стимуляция жизнедеятельности растений: прерывание покоя; усиление цветения, плодообразования, созревания плодов торможение жизнедеятельности растений: задержка прорастания, распускания почек, торможения роста вегетатируюших растений. Учащиеся должны уметь: Использовать полученные теоретические знания на практике. 9.Защита рефератов (2часа). Темы реферативных работ.
^ 13.Враги и защитники почвы. 14.Химическая борьба с сорняками. 15.Я хочу быть… Литература.
|