Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г





Скачать 161.26 Kb.
Название Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г
Дата 19.05.2013
Размер 161.26 Kb.
Тип Элективный курс



Элективный курс

«Основы агрохимии»


Составила

Учитель МОУ СОШ №2

с. Левокумского

Иванова Надежда Васильевна


2005 г.

Профильное обучение – одно из перспективных направлений дифференцированного обучения старшеклассников в современной российской школе. Его значимость возрастает в связи с модернизацией образования.

Предполагается, что на основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Профильное обучение должно быть направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Оно должно существенно расширить возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Одним из путей выстраивания образовательной траектории для каждого старшеклассника в условиях профильного обучения должны стать элективные курсы.

^ Элективные курсы работают за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две основные функции:

1. Поддержание изучение основных профильных предметов на заданном профильном, т.е., соответствующем стандарту, уровне. Этого можно достичь через насыщение основного курса, изучаемого на данной ступени школьного химического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание основного.

2. Обеспечение внутри профильной специализации и построения индивидуальных образовательных траекторий, что должно облегчить школьникам выбор профессии, знакомство с её основами и оценку правильности своего будущего профессионального выбора.

^ Основные принципы формирования элективных курсов по химии:

1. Соответствие логике и системе изучения химических закономерностей в школе, которые сложились на протяжении десятков лет.

2. Научность.

^ 3. Расширение рамок действующих курсов.

4. Углубление действующих курсов.

5. Практическая направленность.


6. Интегративный характер.

7. Развивающий характер.

8. Учет возрастных особенностей школьников.

^ 9. Учет региональных особенностей.

10. Профессиональная направленность.


Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Вводить курсы нужно постепенно, так как единовременное введение целого спектра разнообразных курсов может поставить ученика и его родителей перед трудноразрешимой задачей выбора.

В современной школе традиционно выделяют три основных профиля: гуманитарный, естественнонаучный и технологический, но так как школа находится в режиме краевой экспериментальной площадки по теме «Профильное обучение старшеклассников», то выделен профиль агро - технологический.

С увеличением часов на изучение с/х машин, биологии и химии я разработала элективный курс «Основы агрохимии». Программа включает в себя: пояснительную записку, тематический план, содержание курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.


Курс по выбору (элективный) «Основы агрохимии» предназначен для учащихся10 класса основной школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.


^ Цель: расширение знаний учащихся в изучении круговорота веществ в земледелии; оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.


Задачи: Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить полученные знания в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.


^ Курс рассчитан на 35часов. Режим проведения занятий может быть традиционным (1 или 2ч. в неделю), приемлемы и другие варианты. Завершает курс защита рефератов.


Курс обсуждался на методическом совете школы, района и отправлен на утверждение в СКИПКРО. Данный элективный курс предназначен для работы в профильных группах.





Тема

Кол-во

часов

1.

1.Введение(1ч)

Предмет и методы агрохимии.

Понятие об агрохимии.



1ч.



1(2)


2(3)


3(4)


4(5)


5(6)


6(7)


1(8)


2(9)


3(10)


4(11)


5(12)


6(13)


7(14)


8(15)


9(16)


10(17)


11(18)


1(19)


2(20)


3(21)


4(22)


5(23)


6(24)


7(25)


1(26)

2(27)


1(28)


2(29)


1(30)


2(31)


1(32)


2(33)

2.Значение основных элементов в питании растений(6ч)


Понятие о питании растений. Условия необходимые для роста и развития растений. Фотосинтез. Элементы, входящие в состав растений.


Углерод. Содержание в растениях. Значение углерода для растений. Круговорот углерода в природе. Удобрение углекислым газом.


Водород и кислород. Содержание в растениях. Значение для растений. Поступление в растения. Круговорот кислорода в природе.


Содержание азота и фосфора в растениях. Значение этих элементов для растений. Круговорот азота и фосфора в природе. Признаки растений при недостатке, избытке и нормальном питании этими элементами.


Содержание K, Ca, Mg, Na, Fe в растениях. Признаки растений при недостатке этих элементов. Влияние азотных, фосфорных и калийных удобрений на повышение урожая.


Практическая работа №1 «Простейший анализ растений ,определение воды и сухого в-ва в растениях, определение горючих в-в и золы в растениях. Определение крахмала и процентного содержания его в клубнях картофеля.


3. Состав и свойства почв (11 часов).


Почва. Понятие о почве. Почвоведение. Морфологические признаки почв.


Жизнь растений и почва.


Роль живых организмов в образовании почвы. Гумус почвы и его значение. Структура почвы. Мощности перегнойного горизонта.


Коллоиды почвы и их значение. Питательные вещества почвы. Методы определения содержания в почвах доступного растениям питательных веществ.


Кислотность почвы. Свойства почв в зависимости от значения рН. Причины, влияющие на увеличение кислотности или щелочности почв. Известкование кислотности почв.


Основные известковые удобрения, их подразделение, состав, свойства, назначение, приготовление, транспортировка и хранение.


Почвенная влага и урожай. Воздух почвы. Минеральная пища растений.


П Практическая работа №2 «Определение влажности почвы. Определение ор органической и минеральной части почвы. Приготовление водной вытяжки из почвы.


Практическая работа №3 «Простейший анализ известковых удобрений. Определение кислотности почвы».


Невидимое население почвы.


Важнейшие почвы России. Типы почв ,их характеристики.


4. Удобрения (7 часов)


Классификация удобрений. Местные органические удобрения, их состав, применение, действие на почву.


Минеральные удобрения.


Микроудобрения.


Бактериальные удобрения.


Зелёные удобрения.


Практическая работа №4 « Рассмотрение коллекций различных удобрений. Распознавание удобрений».


5. Химическая зашита растений (2 часа).

Вредители и болезни с/х растений.

Ядохимикаты. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами.


6. Протравливание семян (2 часа).


Основные заболевания культур, которые размножаются семенами. Фунгициды.


Экскурсия в семенную лабораторию.


7. Химическая борьба с сорняками (2 часа)

Сорная растительность. Основные виды гербицидов. Действие гербицидов на человека и животных.


8. Стимуляция и торможение роста и развития растений (2 часа).

Стимуляция жизнедеятельности растений.


Торможение жизнедеятельности растений.


9. Защита рефератов (2 часа).



1ч.


1ч.





1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


2ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


2ч.


1ч.


1ч.



Программа курса.


  1. Введение (1час).


Предмет и методы агрохимии. Понятие об агрохимии как науке.


Учащиеся должны знать: заслуги основателя отечественной агрохимии Д.Н. Прянишникова; основные положения агрохимии и почвоведения.


Учащиеся должны уметь: подобрать и подготовить нужные пособия, литературу.


2. Значение основных элементов в питании растений (6часов).


Понятие о питании растений. Условия необходимые для роста и развития растений. Фотосинтез. Элементы, входящие в состав растений.

Углерод. Содержание в растениях. Значение углерода для растений. Круговорот углерода в природе. Удобрение углекислым газом.

^ Водород. Содержание в растениях. Значение для растений. Поступление в растения.

Кислород. Содержание в растениях. Значение кислорода для растений. Круговорот кислорода в природе.

Содержание азота и фосфора в растениях. Значение этих элементов для растений. Круговорот азота и фосфора в природе. Признаки растений при недостатке, избытке и нормальном питании этими элементами.

Содержание калия, кальция, магния, натрия, железа в растениях. Признаки растений при недостатке этих элементов. Влияние азотных, фосфорных и калийных удобрений на повышение урожая.


^ Учащиеся должны знать: навыки простейших анализов растений; макро- и микроэлементы; значение их для растительных организмов; признаки растений при недостатке этих химических элементов. Вынос питательных веществ урожаями различных культур и восполнение почв питательными веществами.


^ Учащиеся должны уметь: определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания; анализировать растения, определять воду, сухое вещество, горячее вещество и золу в растениях; определять его процентное содержание в клубнях картофеля.


^ Практическое занятие 1 Простейший анализ растений, определение воды и сухого вещества в растениях, определение горючих веществ и золы в растениях. Определение крахмала и процентного содержания его в клубнях картофеля.

Демонстрации Признаки растений при недостатке, избытке и нормальном питании элементами: N, P, K, Ca, Mg, Fe.


3.Состав и свойства почв (11часов).


Почва. Понятие о почве. Почвоведенье. Морфологические признаки почв. Жизнь растений и почва. Роль живых организмов в образовании почвы. Гумус почвы и его значение. Основные элементы, входящие в почву. Структура почвы. Мощность перегнойного горизонта. Коллоиды почвы и их значение. Питательные вещества почвы. Методы определения содержания в почвах доступных растениям питательных веществ.

Кислотность почвы; Свойства почв в зависимости от значения pH; причины, влияющие на увеличение кислотности или щёлочности почв. Известкование кислых почв. Основные известковые удобрения, их подразделение, состав, свойства, назначение, приготовление, транспортировка и хранение.

^ Почвенная влага и урожай. Воздух почвы. Минеральная пища растений. Невидимое население почвы.

Важнейшие почвы России. Типы почв, их характеристики


Учащиеся должны знать: морфологические признаки, структуру почвы; роль живых организмов в образовании; основные элементы входящие в почву;методы определения содержания в почах доступных растениям питательных веществ; свойства почв в зависимости от значения p H; важнейшие почвы России и их характеристики.

^ Учащиеся должны уметь: определять виды, состав и свойства почв, составлять картограммы почв; определять кислотность почв и причины их известкования; определять влажность почвы, органической и минеральной части; готовить водную вытяжку из почвы.


^ Практическое занятие 2 Определение влажности почвы. Определение органической и минеральной части почвы. Приготовление водной вытяжки из почвы.3 Простейший анализ известковых удобрений. Определение кислотности почвы.

Демонстрации Почвенный разрез и горизонты почвы. Определение механического состава почвы, структуры, полевой влажности почвы.




4.Удобрения (7 часов).


Классификация удобрений. Основные виды и формы. Местные органические удобрения, их состав, действие на почву. Применение органических удобрений; использование в парниках и для мульчирования.

Минеральные удобрения. Азотные, фосфорные, калийные, сложные и смешанные минеральные удобрения. Название, состав и химическая формула удобрения. Процент действующего вещества удобрения. Влияние удобрения на рост развитие и урожайность с/х культур. Условия хранения и транспортировка. Подготовка для внесенья в почву и для подкормки. Добыча и производство удобрений. Химизм процессов. Вычисление дозы вносимых удобрений. Меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.

Микроудобрения. Борные, медные, марганцевые и др. ; их значение; свойства; химический состав и формулы, процентное содержание микроэлемента в них. Дозы, сроки и способы применения. Эффективность в зависимости от почв и с/х культур.

Бактериальные удобрения. Нитрагин, азотобактерин, фосфобактерин, АМБ, силикатные бактерии. Характеристика каждой группы, видов; состав, свойства, действие на с/х культуры, условия для более эффективного воздействия. Правила работы с бактериальными удобрениями.

^ Земные удобрения. Сидераты и сидерация. Клубеньковые бактерии бобовых культур и их значение в плодородии почвы.


Учащиеся должны знать: правила безопасности и меры предосторожности при работе с удобрениями; классификацию удобрений; состав, действие на почву, способы заготовки, приготовления, хранения и транспортировку; сроки, нормы и способы внесения под различные с\х культуры.


^ Учащиеся должны уметь: распознавать органические, минеральные, бактериальные и зеленые удобрения; рассчитывать процент питания вещества в данном виде удобрений; составлять дозы органических и минеральных удобрений под основные с/х культуры, исходя из результатов почвенных анализов и потребностей растений в питательных веществах.


Практическое занятие. 4.Рассмотрение коллекций различных удобрений. Распознавание удобрений.

Демонстрации. Образцы органических, минеральных удобрений, микроудобрений, бактериальных и зеленых удобрений.

5.Химическая защита растений. (2 часа)


Вредители и болезни с/х растений. Инсектициды, зооциды, фунгициды и гербициды. Названия, состав, химические формулы. Физическое состояние и цвет основных ядохимикатов. Применение. Приготовление ядохимикатов для опыления и опрыскивания. Правила смешивания. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами.

Учащиеся должны знать:

Правила безопасности и меры предосторожности при работе с ядохимикатами. Нормы, способы и сроки применения основных ядохимикатов. Основные правила опрыскивания и опыления ядохимикатами.


Учащиеся должны уметь:

Оказывать первую помощь при отравлении ядохимикатами.


6.Протравливание семян (2 часа)


Основные заболевания культур, которые размножаются семенами.

Состав и химическая формула фунгицида. Содержание действующего вещества. Физическое состояние фунгицида. Применение; дозировка и способы применения. Меры предосторожности при работе фунгицидами.


^ Учащиеся должны знать: правила безопасности и меры предосторожности при работе с ядохимикатами; состав и химическую формулу фунгицида. Способы примирения и дозировку.


Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлении фунгицидами.

Экскурсия в семенную лабораторию.


7.Химическая борьба с сорняками (2часа)


Сорная растительность. Основные виды гербицидов. Приготовление, способы применения и примерные дозы гербицидов. Действие гербицидов на человека и животных.


^ Учащиеся должны знать: основные виды гербицидов. Названия, состав, формулы гербицидов, процентное содержание действующего вещества, физическое состояние и цвет; действие на растительность.

Учащиеся должны уметь: рассчитывать действующее содержание действующего вещества; оказывать первую помощь при отравлении гербицидами.


Практическое занятие: 5.Расчет доз гербицидов (решение задач). Составление таблиц применения гербицидов.


8.Стимуляция и торможение роста и развития растений (2часа).


Понятие о средствах стимуляции и торможения жизнедеятельности растений, деформации, десикации. Их значение в с/х производстве. Стимуляция жизнедеятельности растения. Торможение жизнедеятельности растений.


^ Учащиеся должны знать: Стимуляция жизнедеятельности растений: прерывание покоя; усиление цветения, плодообразования, созревания плодов торможение жизнедеятельности растений: задержка прорастания, распускания почек, торможения роста вегетатируюших растений.


Учащиеся должны уметь: Использовать полученные теоретические знания на практике.


9.Защита рефератов (2часа).


Темы реферативных работ.


  1. Роль живых организмов в образовании почв.

  2. Микробы – друзья земледельца.

  3. Снижение почвенного плодородия от эрозии.

  4. Азот в жизни растений, в почве. Азотные удобрения.

  5. Фосфорное питание растений. Фосфор в почве и фосфорные удобрения.

  6. Калий в растении и почве. Калийные удобрения.

  7. Микроудобрения.

  8. Комплексные удобрения.

  9. Органические удобрения.

^ 10.Химическая мелиорация почв.

11.Сколько соли нужно растениям.

12.Как раньше обрабатывали почву.


13.Враги и защитники почвы.

14.Химическая борьба с сорняками.

15.Я хочу быть…


Литература.



  1. А.В.Петербургский «Основы агрохимии» - М.: Просвещение; 1979.

  2. А.Н.Орлова, А.А.Сударкина, И.И.Евсеева «Химия в сельском хозяйстве» - М.: Просвещение; 1975.

  3. А.Е.Новиков «Жизнь почвы» - М.: Колос 1968.

  4. Б.Н.Польский «Рассказы о почве» - М.: Просвещение; 1977.

  5. Е.Андреева «Химия жизни» - Ленинград, Детская литература, 1967.

  6. Г.В.Устиленко, П.Ф.Кононков, И.Ф.Раздымалин «Основы агротехники полевых и овощных культур - М.: Просвещение; 1984.

  7. Р.Н.Князева «Обучение химии в условиях сельской школы» - М.: Просвещение; 1983.

  8. В.В.Добровольский «География почв с основами почвоведенья» - М.: Просвещение; 1976.

  9. Энциклопедический словарь юного химика / Под редакцией Д.Н.Трифонова – М.: Педагогика, 1999.

  10. Энциклопедический словарь юного химика / Под редакцией В.В.Станцо М.: Педагогика, 1982.

  11. Большой справочник химии для школьников и поступающих в вузы / Е.А.Алферова, Н.С.Ахметов, Н.В.Богомолова и др. – М.: Дрофа, 2000.

  12. Биологический энциклопедический словарь / Под редакцией М.С.Гилярова – М.: Советская энциклопедия, 1989.

  13. Химическая энциклопедия / Под редакцией И.Л.Кнунянц – М.: Советская энциклопедия, М.: 1988.

  14. Школьная энциклопедия химия / Под редакцией А.М.Смолиновского – М.: «Дрофа», 2000.

  15. Книга для чтения по неорганической химии I В.А.Крицман – М.: Просвещение, 1993.

  16. Книга для чтения по неорганической химии II В.А.Крицман – М.: Просвещение, 1993.

  17. А.Н.Кулюкин Школьнику об агрохимии защищенного грунта - М.: Просвещение, 1985.

  18. Д.Вахмистров «Растения без почвы», - М.: «Детская литература», 1965.

  19. В.А.Брызгалов Справочник по овощеводству – Ленинград «Колос», 1982.

  20. К.Хайниник «Биография великих химиков» - М.: «Мир», 1981

  21. Р.А.Лидин Справочник по общей и неорганической химии – М.: Просвещение, 1997.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Элективный курс Основы педиатрии (9 класс) Составитель: О. Е. Аверчинкова Учитель: Н. В. Волкова

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Заслуженный учитель рф, моу «соу сош №5 г. Ершова», Вдовина Т. О., к п. н., Заслуженный учитель рф,

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Степина Лариса Васильевна, учитель биологии моу гсош г. Калязина Исследовательский проект

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Учитель биологии моу манинская сош с. И. Кущева 206-898-664

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Пояснительная записка Автор Соловьёва Лариса Яковлевна, учитель начальных классов моу сош №82 г.

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Моу «Байцуровская основная общеобразовательная школа» Подготовили: учитель биологии Предрий О. Е.

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Ирина Федоровна Смагина учитель-дефектолог мбоу сош №40 Елена Анатольевна Чумбарева заместитель директора

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Приказ № 2011 год. 2011 год. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 11 класс
Рабочая программа создана на основании Положения о рабочей программе в моу сош с. Серпиевка, утверждённого...
Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon «Организменный уровень». Тесты составила учитель мбоу «Нововязниковская оош» Куклева О. А

Элективный курс «Основы агрохимии» Составила Учитель моу сош №2 с. Левокумского Иванова Надежда Васильевна 2005 г icon Иванова надежда михайловна современные возможности и перспективы лечения детей с опухолями семейства

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы