|
Скачать 203.77 Kb.
|
![]() СоставителИ: Л.Ф.Можейко, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; В.С.Вербицкий, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Н.С.Акулич, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра акушерства и гинекологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; С.Л. Воскресенский, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 16.02.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.) Пояснительная записка Акушерство и гинекология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о течении физиологических и патологических процессов, происходящих в организме женщины, обусловленных его анатомо-физиологическими особенностями, а также зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом; о методах диагностики, лечения, профилактики осложнений беременности, родов, послеродового периода, заболеваний плода и новорожденного, а также заболеваний органов репродуктивной системы в различные возрастные периоды. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40; - типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Акушерство и гинекология» включает новейшие научные данные в области акушерства и гинекологии и общепрофессиональных и специальных дисциплин, интеграция с которыми предусматривается преподаванием акушерства и гинекологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Программа отличается от предыдущих изменениями, проведенными в соответствии с новым образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности «Медико-профилактическое дело», учетом достижений современной науки и практики в области акушерства и гинекологии. С учетом этого переработаны отдельные темы: «Беременность и роды у женщин с экстрагенитальной патологией и заболеваниями репродуктивной системы», «Оперативное родоразрешение». Включены новые темы: «Нарушения менструальной функции», «Воспалительные заболевания женских половых органов», «Бесплодный брак. Планирование семьи»; темы переработаны с учетом модернизации системы здравоохранения и «Национальной Программы демографической безопасности Республики Беларусь». Цель преподавания и изучения дисциплины «Акушерство и гинекология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о физиологических и патологических процессах, происходящих в организме женщины в различные возрастные периоды, а также во время беременности, в родах, в послеродовом периоде. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в:
– приобретении знаний по применению лекарственных средств, используемых в акушерстве и гинекологии. Специфика подготовки врачей по специальности «Медико-профилактическое дело» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами особенностей структуры и организации работы, санитарно-эпидемиологического режима акушерских и гинекологических отделений больниц, влияния неблагоприятных факторов внешней среды и инфекционной патологии на формирование патологического течения беременности, родов, послеродового периода. Особое внимание должно быть уделено изучению методов профилактики инфекционных осложнений беременности, родов, послеродового периода и гинекологических заболеваний. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Акушерство и гинекология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ . Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Реологические свойства тканей и биологических жидкостей. Обмен органических веществ тканей. ^ . Медицинские приборы и аппаратура, используемые в акушерстве и гинекологии. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики. ^ . Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. Биохимический состав крови, лимфы, амниотической жидкости. ^ . Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке. ^ Гаметогенез, оплодотворение, периоды внутриутробного развития, биологические детерминанты пола у человека. Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология. ^ . Методы гистологических и цитологических исследований. Гистологическое строение матки, маточной трубы, яичника, молочной железы; фолликулогенез; гистогенез и органогенез. Международная гистологическая терминология. ^ . Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Образование, секреция, метаболизм, экскреция гормонов передней доли гипофиза, желез внутренней секреции. ^ . Микробная флора организма, специфические и неспецифические факторы защиты. Методы диагностики возбудителей инфекций женских половых органов неспецифической и специфической этиологии. ^ . Воспаление, дистрофия, онкогенез – понятие и биологическая сущность. Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса. Фармакология. Фармакодинамика и фармакокинетика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. ^ Топография органов брюшной полости и органов малого таза. Лучевая диагностика и лучевая терапия. Лучевая диагностика гинекологической патологии. Дифференциальная диагностика на основе лучевых методов исследования. Рентгенологическая семиотика. Основные принципы лучевой терапии. ^ дисциплины «Акушерство и гинекология» включает 5 разделов. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Занятия по акушерству и гинекологии рекомендуется проводить в акушерских и гинекологических отделениях больниц, женской консультации, где студенты знакомятся с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности; под контролем преподавателя участвуют в обследовании беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных; составляют планы обследования и лечения женщин, ведения нормальных и патологических родов, осуществляют разбор и анализ акушерской и гинекологической документации с оценкой качества обследования, правильности и своевременности постановки диагноза, выбора лечебной или акушерской тактики. Текущий контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путем ежедневного опроса студентов, решения ситуационных и фантомных задач, тестирования. Текущая аттестация проводится в форме экзамена (7 семестр). Объем учебного времени по дисциплине «Акушерство и гинекология» составляет 108 часов, из них 55 часов аудиторных занятий: 20 часов лекций и 35 часов практических занятий. Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеаудиторное время. Организация работы студентов рекомендуется в формах: подготовки и оформления учебной истории болезни; решения ситуационных задач на самостоятельное составление плана дополнительных исследований (лабораторных, функциональных и др.), с последующей клинической интерпретацией (объяснением) их результатов; подготовки рефератов по разделам дисциплины; проведения учебных научных исследований, написание научно-исследовательских студенческих работ; выступлений с докладами на студенческих научных конференциях. ^
Содержание учебного материала
Основные этапы развития акушерства и гинекологии. Система охраны материнства и детства, принципы организации оказания акушерско-гинекологической помощи. Демографическая политика государства. Структура, организация работы и основные показатели работы женской консультации, акушерских и гинекологических отделений больницы. Санитарно-эпидемиологический режим родовспомогательных учреждений. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения. Специализированная акушерско-гинекологическая помощь. Диспансеризация беременных, родильниц и гинекологических больных. Материнская смертность и пути её снижения. Перинатальная смертность и пути её снижения. Основные принципы этики и деонтологии в акушерстве и гинекологии. ^ Особенности развития и строения половых органов женщины в разные возрастные периоды. Строение молочной железы. Физиологические изменения репродуктивной системы женщины в разные возрастные периоды, в связи с беременностью и родами. Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Женский таз с акушерской точки зрения. Тазовое дно. ^ Физиологические изменения в организме женщины во время беременности. Диагностика беременности, определение срока беременности и даты родов, предоставление листка нетрудоспособности беременным и родильницам. Обследование беременных: общий и специальный анамнез, объективное обследование, клинико-лабораторное обследование. Основы рационального питания беременных, режим и личная гигиена беременных. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам. ^ Формирование функциональной системы «мать – плацента – плод»: развитие и функции плаценты, околоплодных вод, пупочного канатика. Физиология плода: плод в отдельные периоды внутриутробного развития, методы оценки состояния плода, критические периоды в развитии эмбриона и плода, влияние экзогенных и эндогенных повреждающих факторов на развитие эмбриона и плода. ^ Компоненты родового акта: плод как объект родов, родовые пути, родовые силы. Предвестники родов. Прелиминарный период. Клиническое течение родов по периодам. Ведение родов в периоде раскрытия. Ведение родов в периоде изгнания: биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания, первичная обработка новорожденного. Ведение последового периода. Обезболивание родов. ^ Изменения в организме женщины в послеродовом периоде. Клиническое течение и ведение послеродового периода. Совместное пребывание матери и новорожденного. Принципы грудного вскармливания. ^ Этиология, патогенез, диагностика, профилактика. Тактика ведения беременности. Тактика ведения преждевременных и запоздалых родов. Дифференциальная диагностика переношенной и пролонгированной беременности. Анатомо-физиологические особенности доношенного, недоношенного и переношенного новорожденного. ^ Беременность и роды при тазовых предлежаниях плода: классификация и диагностика тазовых предлежаний плода; течение и ведение беременности и родов. Беременность и роды при поперечном и косом положениях плода. Разгибательные головные предлежания плода. ^ Заболевания сердечно-сосудистой системы и беременность: врожденные и приобретенные пороки сердца, хроническая артериальная гипертензия. Заболевания мочевыделительной системы: пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь. Анемия беременных. Сахарный диабет у беременных. Острая хирургическая патология у беременных: аппендицит, панкреатит, холецистит, острая кишечная непроходимость. Гинекологические заболевания у беременных: течение и ведение беременности, родов, послеродового периода при миоме матки и опухолях яичников. ^ Ранние гестозы: патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, профилактика, лечение, показания к досрочному родоразрешению. Поздние гестозы: патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, профилактика, лечение, тактика ведения беременности и родов, влияние на плод и новорожденного. ^ Причины, клиника, диагностика кровотечений в ранних и поздних сроках беременности, тактика ведения беременности. Предлежание плаценты. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Плотное прикрепление и истинное приращение плаценты. Задержка частей последа в полости матки. Гипотоническое и атоническое кровотечения. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. Геморрагический шок: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. Эмболия околоплодными водами: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. ^ Клиника, диагностика и методы коррекции патологического прелиминарного периода, слабости родовой деятельности, чрезмерно сильной и дискоординированной родовой деятельности. Причины, диагностика и профилактика родового травматизма матери: разрыв матки, травмы мягких тканей родовых путей, послеродовые свищи, расхождение и разрыв лонного сочленения. ^ Этиология, классификация, методы диагностики и профилактики аномалий костного таза. Течение и ведение беременности и родов при различных формах анатомически узкого таза. Причины и методы диагностики клинически узкого таза. Ведение родов у женщин с клинически узким тазом. ^ Кесарево сечение: виды операции, показания, противопоказания и условия для проведения операции, ведение беременных с рубцом на матке. Акушерские щипцы: модели и устройство акушерских щипцов; показания, противопоказания, условия для наложения акушерских щипцов; осложнения для матери и плода. Вакуум-экстракция плода: показания, противопоказания, условия для проведения операции, осложнения для матери и плода. ^ Особенности течения и принципы терапии послеродовых гнойно-септических заболеваний: хориоамнионит, эндометрит, мастит, перитонит, сепсис, инфекционно-токсический шок. 5. Гинекология 5.1. Методы обследования гинекологических больных Клинические методы: анамнез, общий осмотр, объективное обследование, осмотр и пальпация молочных желез. Тесты функциональной диагностики. Морфологические методы исследования. Эндоскопические методы: вагиноскопия, кольпоскопия, гистероскопия, лапароскопия. Рентгенологические методы: гистеросальпингография, рентгенография черепа (турецкого седла). Трансабдоминальная и трансвагинальная эхография. ^ Клиника, диагностика, методы лечения и профилактика аменореи, дисменореи, дисфункциональных маточных кровотечений ювенильного, репродуктивного и климактерического периодов. Нейроэндокринные синдромы в гинекологии: предменструальный, посткастрационный, климактерический синдром и болезнь поликистозных яичников. ^ Клиника, диагностика, принципы лечения и профилактика воспалительных заболеваний неспецифической этиологии: вульвит, бартолинит, кольпит, цервицит, эндометрит, сальпингоофорит. Клиника, диагностика, принципы лечения и профилактика воспалительных заболеваний специфической этиологии: бактериальный вагиноз, кандидоз, хламидиоз, микоплазмоз, генитальный герпес. ^ Фоновые и предраковые заболевания наружных половых органов. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Фоновые и предраковые заболевания эндометрия. Миома матки: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. Опухоли и опухолевидные образования яичников: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. Эндометриоз: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. ^ Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов при неотложных состояниях: внематочная беременность, апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли, некроз миоматозного узла, рождение субмукозного узла. Органосохраняющие операции. Реабилитация. ^ Цель и задачи репродуктивной медицины. Цель и задачи планирования семьи. Организация оказания медицинской и социально-психологической помощи супружеской паре. Причины женского и мужского бесплодия. Методы диагностики и принципы лечения женского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии. Искусственная инсеминация (ЭКО, ИКСИ). Медицинский аборт: социальные и медицинские аспекты проблемы, методы прерывания беременности в ранние и поздние сроки – показания, противопоказания, осложнения, влияние на репродуктивную функцию, профилактика, реабилитация. Контрацепция: классификация методов и средств контрацепции, традиционные методы, внутриматочная контрацепция, принцип действия и способ применения гормональных контрацептивов разных групп, стерилизация. ^ Литература Основная:
Дополнительная:
Перечень рекомендуемых средств диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Оглавление ![]() |