Методические рекомендации для практических занятий Тема icon

Методические рекомендации для практических занятий Тема





Скачать 125.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для практических занятий Тема
Дата12.03.2013
Размер125.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ




Методические рекомендации для практических занятий


Тема: Рубежный контроль: коллоквиум


Дисциплина Микробиология

Специальность 051301 «Общая медицина»


Курс: II

Составители доц. Г.А.Абдулина, преп. А.Б. Николаева, преп. Е.Н. Котенева







Караганда 2009

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры
^

Протокол № 2 от 4.09. 2009 г.


зав. кафедрой, доцент _________ Ахметова С.Б.


Тема: Рубежный контроль: коллоквиум


Цель: Оценить знания студентов по темам частной бактериологии


Задачи обучения

    • Студент должен знать:

  • общую характеристику возбудителей бактериальных заболеваний: морфологические, культуральные, биохимические, серологические свойства;

  • факторы патогенности возбудителей бактериальных инфекций;

  • патогенез и клинику, вызываемых ими заболеваний;

  • методы лабораторной диагностики, специфическую профилактику и принципы лечения.

  • Студент должен уметь:

  • выбрать материал для исследования при бактериальном заболевании;

  • выбрать метод для исследования возбудителя бактериального заболевания;

  • описать морфологические свойства возбудителя по демонстрационным мазкам-препаратам;

  • описать культуральные свойства возбудителя по демонстрационным чашкам Петри;


Основные вопросы темы

    1. Общая характеристика микроорганизмов – возбудителей ГВЗ

    2. Род Staphylococcus. Основные виды. Классификация стафилококков. Морфологические свойства.

    3. Физиологические свойства стафилококков.

    4. Факторы патогенности стафилококков, патогенез стафилококковой инфекции.

    5. Лабораторная диагностика стафилококковой инфекции.

    6. Специфическая профилактика и терапия стафилококковой инфекции.

    7. Род Streptococcus. Основные виды. Классификация стрептококков.

    8. Морфологические свойства.

    9. Физиологические свойства стрептококков.

    10. Факторы патогенности стрептококков, патогенез стрептококковой инфекции. Скарлатина. Рожистое воспаление.

    11. Роль стрептококков в формировании ревматизма и гломерулонефрита.

    12. Лабораторная диагностика стрептококковой инфекции.

    13. Специфическая профилактика и терапия стафилококковой инфекции.

    14. Таксономическое положение холерного вибриона, сальмонелл. Морфология и основные биохимические свойства.

    15. Антигенное строение холерного вибриона, сальмонелл. Факторы патогенности.

    16. Особенности патогенеза и клиники холеры, сальмонелл.

    17. Методы лабораторной диагностики холеры. Лечение, профилактика.

    18. Таксономическое положение кампилобактерий. Морфология и основные биохимические свойства.

    19. Особенности патогенеза и клиники кампилобактерий.

    20. Методы лабораторной диагностики кампилобактериозов. Лечение, профилактика.

    21. Возбудитель эпидемического возвратного тифа, этиология, патогенез, эпидемиология, диагностика и профилактика.

    22. Возбудитель эндемического возвратного тифа, этиология, патогенез, эпидемиология, диагностика и профилактика.

    23. Лептоспирозы этиология, патогенез, эпидемиология, диагностика и профилактика.

    24. Биологическая характеристика неспороборазующих (неклостридиальных) анаэробов: бактероиды, фузобактерии, лептотрихи, пропионибактерии, эубактерии, анаэробные кокки. Экология, патогенез. Смешанные инфекции.

    25. Забор, транспортировка и культивирование материала при неклостридиальных инфекциях.

    26. Лечение и профилактика гнойно-воспалительных инфекций неклостридиальной этиологии.

    27. Перечислить основных возбудителей гнойно-воспалительных анаэробных инфекций

    28. Методы культивирования анаэробных бактерий и столбняка

    29. Биологическая характеристика возбудителей газовой анаэробной инфекции.

    30. Экология, патогенез, иммунитет и принципы лабораторной диагностики возбудителей газовой гангрены и столбняка.

    31. Предупреждение, специфическая профилактика и терапия газовой анаэробной инфекции, столбняка.

    32. Биологическая характеристика клостридий ботулизма. Экология, патогенез, иммунитет и принципы лабораторной диагностики. Профилактика и терапия ботулизма.

    33. Возбудитель чумы. Морфологические, культуральные, биохимические свойства. Факторы патогенности чумных бактерий. Эпидемиология, патогенез, клиническая картина, иммунитет. Микробиологическая диагностика чумы. Профилактика, лечение.

    34. Возбудитель сибирской язвы. Морфологические, культуральные и биохимические свойства возбудителя. Факторы патогенности сибиреязвенных бацилл. Эпидемиология возбудителя. Патогенез и клинические симптомы сибирской язвы. Иммунитет. Методы микробиологической диагностики сибирской язвы. Профилактика, лечение.

    35. Особенности работы с особо-опасными возбудителями.

    36. Биологические свойства возбудителя бруцеллеза. Источники инфицирования и механизм заражения бруцеллезом. Патогенез и клиника бруцеллеза. Микробиологическая диагностика бруцеллеза.

    37. Особенности иммунитета при бруцеллезе. Методы специфической профилактики и лечения бруцеллеза.

    38. Возбудитель туляремии. Морфологические, физиологические свойства. Пути заражения, патогенез, клинические формы туляремии. Микробиологические методы диагностики туляремии. Профилактика и лечение.

    39. Биологические свойства лептоспир. Источники и механизм заражения лептоспирами. Микробиологическая диагностика лептоспир.

    40. Биологические свойства листерий. Пути заражения, патогенез. Микробиологическая диагностика листериоза.

    41. Биологические свойства возбудителя дифтерии, особенности культивирования и их идентификации. Источники инфицирования и механизм заражения дифтерии. Патогенез и клиника дифтерии. Микробиологическая диагностика дифтерии. Методы специфической профилактики и лечения дифтерии

    42. Каковы морфологические, культуральные, биохимические свойства коклюшной палочки? Методы микробиологической диагностики коклюша и паракоклюша. Методы профилактики коклюша.

    43. Таксономические, морфологические и тинкториальные свойства микобактерий.

    44. Культуральные, ферментативные и патогенные свойства возбудителей туберкулеза и лепры. Антигенная структура микобактерий, патогенность для животных. Резистентность микобактерий во внешней среде. Дезинфекция в очаге.

    45. Патогенез туберкулеза и лепры.

    46. Лабораторная диагностика туберкулеза и лепры.

    47. Особенности иммунитета.

    48. Лечение и профилактика.

Методы обучения и преподавания: Проведение письменного рубежного контроля: решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, устный опрос студентов


Литература

  1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

  2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

  3. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

  4. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

  5. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.


Контроль

Тесты

  1. Выберите палочку с закругленными концами:

  1. Mycobacterium tuberculosis

  2. Escherichia coli

  3. Clostridium perfringens

  4. Bacillus anthracis

  5. Corynebacterium diphtheri

  1. Бактериологическое исследование кишечных инфекций начинается с посева испражнений на среды:

  1. Эндо, висмутсульфит, Плоскирева

  2. желточносолевой, кровяной агар

  3. казеиновоугольный агар, БордеЖанго

  4. сахарный бульон, кровяной агар

  5. сывороточный агар

  1. Путь передачи при кишечных инфекциях:

  1. аэрозольный

  2. половой

  3. алиментарный

  4. парентеральный

  5. трансплацентарный

  1. Характеристика рода Shigella:

    1. в организме образуют капсулу

    2. подвижны

    3. имеют О и К антигены

    4. требовательны к питательным средам

    5. имеют Vi и Н антигены

5. Классификация рода Shigella основана на:

  1. биохимических свойствах

  2. токсинообразовании

  3. тинкториальных свойствах

  4. антигенной структуре

  5. морфологических особенностях

6. Антибиотикорезистентность шигелл связана с:

  1. передачей РНК

  2. ослаблением реактивности организма

  3. генетическими рекомбинациями

  4. мутуализмом

  5. Rплазмидами

7. Бактериологический метод диагностики холеры начинается с посева на:

  1. желточносолевой агар

  2. среду Эндо

  3. щелочной агар

  4. кровяной теллуритовый агар

  5. казеиновоугольный агар

8. Установите несоответствие для возбудителя менингококковой инфекции:

  1. вегетация на слизистой оболочке носоглотки

  2. высокая устойчивость в окружающей среде

  3. наличие гиалуронидазы и нейроминидазы

  4. прочный постинфекционный иммунитет

  5. бактериемия и токсинемия

9. Установите несоответствие для возбудителя гонореи:

  1. грамположительная окраска

  2. источник только человек

  3. образование Lформ бактерий

  4. рост на сыворотке крови

  5. низкую устойчивость в окружающей среде

10. Установите несоответствие в патогенезе гонореи:

  1. наличие фимбрий для адгезии

  2. проникновение в эпителий путем эндоцитоза

  3. формируется прочный иммунитет

  4. половой путь заражения

  5. переход в хроническую форму

11.Морфологические признаки возбудителя брюшного тифа:

  1. при росте на пептонной воде выделяют сероводород

  2. лактозу не сбраживают

  3. глюкозу расщепляют до кислоты без газа

  4. ни один из упомянутых признаков

  5. все перечисленные свойства характерны

12.Антигены возбудителей брюшного тифа:

  1. Оантиген (термостабильный),НАг, ViАг

  2. Мбелок

  3. Мбелок

  4. гемагглютинины

  5. пептидогликан

13. Риккетсии Провачека относятся к семейству:

А) Spirochaeсeae

В) Rickettsiaceae

С) Enterobacteriaceae

Д) Lactobacillaceae

Е) Mycobacteriaceae

14.Возбудитель сыпного тифа относятся к роду:

А) Pasteurella

В) Borditella

С) Brucella

Д) Shigella

Е) Rickettsia

15. Для серодиагностики сыпного тифа используется:

А) реакция Вассермана

В) реакция Вейля-Феликса

С) реакция иммобилизации боррелий

Д) реакция агглютинации

Е) реакция преципитации

16.Риккетсии Провачека вызывают:

А) лихорадку цуцугамуши

В) Q-лихорадку

С) волынскую лихорадку

Д) сыпной тиф (вшивый)

Е) марсельскую лихорадку

17.Основным источником Q-лихорадки является:

А) человек

В) грызуны, рогатый скот

С) земноводные

Д) москиты

Е) клопы

18.Диагностическое значение при болезни Брилля имеют:

А) IgA секреторный

В) IgG

С) IgD

Д) IgE

Е) IgA сывороточный

19.Риккетсии Музера вызывают:

А) эпидемический сыпной тиф

В) эндемический сыпной тиф (крысиный)

С) Q-лихорадку

Д) марсельскую лихорадку

Е) волынскую лихорадку

20.Возбудитель эндемического сыпного тифа был впервые обнаружен:

А) Музером

В) Пастером

С) Мечниковым

Д) Стоксом

Е) Провачеком

21.По типу дыхания риккетсии являются:

А) факультативными анаэробами

В) облигатными анаэробами

С) факультативными аэробами

Д) облигатными аэробами

Е) микроаэрофилами

22.Возбудитель Q-лихорадки относится к роду:

А) Pasteurella

В) Bordetella

С) Brucella

Д) Streptococcиs

Е) Coxiella

23.Для культивирования клостридий используют методы:

а) в высоком столбике агара

б) в анаэростате

в) в среде Китта-Тароцци

г) всеми перечисленными методами

д) ни одним из выше перечисленных методов

24.Для экстренной профилактики и лечения столбняка применяют:

а) столбнячный анатоксин

б) убитую вакцину

в) противостолбнячную сыворотку

г) бактериофаги

д) эубиотики

25.Анаэробные раневые инфекции могут быть вызваны всеми бактериями:

а) клостридиями

б) фузобактериями

в) бактероидами

г) пептококками, пептострептококками

д) все перечисленное верно

26.Резистентность возбудителя ботулизма к факторам окружающей среды обусловлена:

а) образованием капсулы

б) спорообразованием

в) анаэробным типом дыхания

г) наличием жиро-восковых включений

д) незавершенностью фагоцитоза

27.Классификация токсинов возбудителя ботулизма на 8 типов основана на:

а) способности к образованию антитоксинов

б) антигенных свойствах

в) протеолитических свойствах

г) механизме действия

д) мишени воздействия

28.Идентификацию токсина клостридий проводят с помощью:

а) реакции нейтрализации в биопробах на мышах

б) реакции преципитации в геле

в) иммуноферментного анализа

г) реакцией агглютинации

д) реакции связывания комплемента

29.Возбудитель столбняка имеет антигены:

а) О, К, Н

б) О, Н

в) О, К

г) О, К,Vi

д) О, К,Vi, Н

30.Методы культивирования неспорообразующих анаэробных бактерий:

а) культивирование на среде Китта-Тароцци

б) культивирование в эксикаторе со свечой

в) культивирование в анаэростате

г) все перечисленное

д) ни один из вышеперечисленных


^ Ситуационные задачи

    1. Рабочий во время земляных работ получил травму с повреждением наружных покровов

а) какие меры спец.профилактики необходимо принять?

б) методика применения экстренных специфических биопрепаратов?

    1. У женщины, больной сифилисом родился ребенок. Какие методы диагностики позволят выявить данную инфекцию у новорожденного?

    2. При подозрении на урогенитальный хламидиоз были взяты соскобы на исследование. Какие методы позволят ориентировочно подтвердить диагноз. Какие методы окраски используют для выявления хламидий?

    3. В лабораторию направлен больной с хроническим фурункулезом. Какие исследования необходимо провести, чтобы определить причину инфекции?

    4. Больного со стафилококковой инфекцией лечили пенициллином. Результата лечение не дало. Укажите возможные причины неэффективности лечения. Что вы можете предложить для определения эффективного метода терапии?

    5. В родильном доме вспышка стафилококковой инфекции. Необходимо выявить источник инфекции. Какие дополнительные тесты необходимо для этого провести?

    6. Что можно предложить в качестве специфического лечения при хронических стафилококковых инфекциях в дополнение к антибиотикам?

    7. В больницу госпитализировали больного ребенка с следующими симптомами: Ангина, лимфаденит, мелкоточечная сыпь на коже и слизистой оболочке, общая интоксикация. При бактериологическом обследовании выделен бета-гемолитический стрептококк группы А. Какой диагноз можно поставить?

    8. Какой метод исследования можно использовать для определения иммунитета к скарлатине?

    9. Человек, в прошлом перенесший брюшной тиф, хочет работать в пищеблоке. Какие исследования необходимо провести для допуска к работе:

    10. В лабораторию поступили испражнения больного брюшным тифом. Из этого материала необходимо выделить чистую культуру бактерий. Лаборант был в затруднении в выборе элективной среды для этой цели. Как Вы думаете какие среды из перечисленных можно использовать:

    11. На третьи сутки от момента поступления больного в инфекционное отделение от бактериологической лаборатории поступил ответ: из крови, присланной на исследование выделена брюшнотифозная палочка. Какой метод диагностики был использован для подобного заключения



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий тема: Экссудативное воспаление

Методические рекомендации для практических занятий Тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема: Геморрагический васкулит у детей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы