Методические рекомендации для (практических) занятий тема icon

Методические рекомендации для (практических) занятий тема





Скачать 155.81 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для (практических) занятий тема
И.А. Скосарев
Дата05.04.2013
Размер155.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/01

ИП №6 УМС при КазГМА


от 14 июня 2007 г.


Карагандинский государственный медицинский университет

кафедра Детских болезней № 1


Методические рекомендации для (практических) занятий


ТЕМА: АФО органов мочеобразования и мочевыделения. Микробно-воспалительные заболевания мочевыделительной системы: пиелонефриты и циститы. Особенности организации сестринского процесса при заболеваниях мочевыделительной системы у детей.


Дисциплина SDP 3212 Сестринское дело в педиатрии


Специальность 051101 Сестринское дело


^ Курс 3


Составитель: проф. И.А. Скосарев


КАРАГАНДА 2009


ТЕМА: АФО органов мочеобразования и мочевыделения. Микробно-воспалительные заболевания мочевыделительной системы: пиелонефриты и циститы. Особенности организации сестринского процесса при заболеваниях мочевыделительной системы у детей.

  • Цель:

Студент должен знать методику исследования органов мочеобразования и АФО органов мочевыделительной системы, методики и методов исследования, семиотика поражения. Научить распознавать симптомы болезней мочевой системы, выделять синдромы мочевой, острой и хронической недостаточности. Научиться анализировать функциональные пробы почек, закрепить знания по показаниям к инструментальным и рентгенологическим методам исследования больных.


  • Задачи обучения:

Студент должен знать:

  • анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы

  • методику исследования органов мочеобразования и мочевыделения

  • физиологические константы

  • понятие об острой и хронической почечной недостаточности, клинические признаки

  • клинические симптомы поражения почек, особенности отеков у почечных больных

Студент должен уметь:

  • анализировать функциональные пробы почек

  • закрепить знания по показаниям к инструментальным и рентгенологическим методам исследования больных.

  • методику сбора мочи для лабораторных исследований (качественные, количественные, функциональные анализы).

  • проводить провокационные тесты.

  • уметь осмотреть полость рта и зев

  • методика исследования живота: осмотр, пальпация, аускультация




  • Основные вопросы темы:

а) по базисным знаниям:

  • методы функционального исследования почек по Зимницкому, проба на концентрацию и разведению

  • инструментальные методы

  • экскреторная урография (возможности и показания)

  • биопсия почек

  • характеристика мочевого синдрома

  • синдром хронической почечной недостаточности

  • почечная эклампсия

  • гипохромная уремия.

б) по теме занятия:

  • функциональные пробы почек:

- клубочковая фильтрация (клиренс поэндогенному кратинину); возрастные нормы у детей и изменения при поражении почек.

- канальцевая реабсорбция, норма

-проба Мак-Клюра-Олдрича, норма в зависимости от возраста и изменения при –заболеваниях почек

-проба Зимницкого, оценка ее и изменения при поражении почек

  • оценка клинического анализа мочи, изменения при заболевании почек

  • лабораторные исследования:

- определение белка, сахара, ацетона, желчных пигментов, уробилина в моче, удельного веса мочи ( нормы у детей)

- количественные анализы (Нечипоренко, Амбюрже, Каковского-Аддиса) – норма у детей, изменения при патологии почек.

  • биохимические пробы - остаточный азот, мочевина, креатинин, холестерин в крови. Общий белок крови и белковые фракция в норме у детей и изменения при поражении почек

  • экскреторное урография в норме и при поражении почек. Понятие о рефлюксе.

  • распознать синдром острой и хронической почечной недостаточности




  • Методы обучения и преподавания (малые группы дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д. )

Ситуационные задачи, работа в парах, работа с учебниками, подготовка рефератов, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всех возникающим вопросом, работа с больным под руководствам преподавателя. Разбор клинических случаев. Обучение навыкам с использованием муляжей и фантомов.


  • Литературы:

1. Детские болезни. Под ред. Баранова В.Н.– М.: Медицина, 2006. – 1234 с.

2. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. – СПб: Питер, 2007. – 1088 с. (серия «Национальная медицинская библиотека»)

3. Бадалян, Левон Оганесович. Невропатология: Учебник/Л.О. Бада-лян.-3-е изд., перераб.и доп.-М.: Академия, 2006.-398с.:ил.- (Высшее образование).- (Классическая учеб-ная книга)

4. Под ред. Ю. Ю.Елисеева.- Справочник семейного доктора/ М.: Эксмо,2006.-1040с.

5. А.В.Мазурин., Л.Н.Цветкова., В.А.Филин. Актуальные вопросы детской энтерологии. //Педиатрия, 2000. №5.

6. Н.А. Геппе. Детские болезни. М: 1997.

7. Н.З.Зокиров. Роль геликабактера пилори в гастродуоденальной патологии у детей. //Педиатрия. 19980, №1.

8. А.М. Запруднов. Ферментные препараты у ингибита ферментов в детской гастроэнтерологии. /*/Педиатрия, 1998., №3.


  • Контроль (вопросы, образцы тестов, образцы задач и пр.)

  1. Укажите особенности пищевода у детей раннего возраста.

  2. Особенности желудка у новорожденных.

  3. К какому возрасту завершается формирование кардиального отдела.

  4. Особенности тонкого кишечника.

  5. Особенности прямой кишки у детей до 1 года.

  6. Каковы анатомические особенности мочеточников?

  7. Каковы топографические особенности мочевого пузыря у детей?

  8. Каковы особенности мочеиспускательного канала у девочек и практическое значение этого?

  9. По какой формуле примерно рассчитать количество суточной мочи по возрастам?

  10. Какие факторы определяют количество мочи?



Ответы


  1. а) более высокое расположение верхней границы;

б) относительно короткий;

в) анатомические сужения выражены слабо.


  1. а) слабое развитие дна и кардиального отдела;

б) входная часть располагается над диафрагмой;

в) хорошее функциональное развитие пилорического отдела;

г) располагается в косой фронтальной зоне;

д) слизистая оболочка относительно толще.


  1. К восьми годам.




  1. а) относительно большая длина (на 1 кг. массы -1м, у взрослых – 10 см.);

б) большая площадь поверхности;

в) более комплексное расположение петель;

г) слабость илесцекального клапана;

д) богатая васкуляризация. Большая проницаемость слизистой



  1. а) относительно длинная;

б) хорошо развит подслизистый слой, слабая диксация слизистой оболочки.


6. Они широкие, имеют много изгибов.

7. Он расположен выше и его можно прощупать.


8. У девочек мочеиспускательный канал короче, что необходимо учитывать при катетеризации. Кроме того, через короткий канал легче проникает инфекция восходящим путем.


9. До 10 лет можно воспользоваться формой: 100*(п+5), где п – количество лет ребенка.


10. Возраст ребенка, состояние функции почек, температура воздуха, питьевой режим.


Ситуационные задачи

Задача №1

На приеме у врача ребенок 1,5 месяцев, со слов мамы ребенок беспокойный, часто срыгивает.

1. Какие АФО обуславливают частые срыгивания в грудном возрасте.

2. Какие заболевания сопровождаются частыми срыгиваниями.


Задача №2_

Ребенок в возрасте 5 дней, констатирована физиологическая желтуха.

1. Какие АФО печени обуславливают появление физиологической желтухи.

Задача №3

Известно, что у детей находящихся на искусственном вскармливании чаще наблюдается явление диспепсии, находящихся на естественном вскармливании.

1. Чем это обусловлено.

  1. Перечислите приводящие основные ф. эуфлоры.

  2. Основные принципы, приводящие к нарушению эубиноза.


Задача №4

Девочка 13 лет, поступила в стационар с жалобами на приступообразные боли в правом подреберье иррадиацией в правую лопатку, плечо. Боли кратковременные обвиню связанные с волнением. Аппетит снижен. При осмотре отмечается обложенность языка и болезненная пальпация в точке желудочного пузыря. Печень увеличена, симптомы Керра, Мерфи положительные, умеренные. Изменение лабораторных анализов нет.

1. Сделайте вывод. Наметьте план обследования.


Задача №5

Ребенку 12 лет. поступил с жалобами на ощущение давления и переполнения в эпигастрии после еды, отрыжка воздухом, пищей. Наблюдается синдром кишечной диспепсии: урчание и переливание в животе, метеор нарушение стула. Периодически появляются ноющие, тупые боли в эпигастрии, чаще сразу после еды, пальпации живота определяется умеренная разлитая болезненность в эпигастрии.

1. О каком синдроме можно думать. Наметьте план обследования.

  1. Дайте интерпретацию представленных данных.


Задача №6

  1. Как вы можете объяснить частое мочеиспускание у детей раннего возраста?

  2. Показатели нормы общего анализа мочи ребенка.

  3. Виды протеинурии, дифференциальные признаки отдельных видов протеинурии у детей.


Задача №7

  1. Как измеряется количество суточной мочи в зависимости от возраста?

  2. Техника проведения «волдырной» пробы Макк-Клюра-Олдрича и показатели нормы по возрастам.

  3. Длина мочеиспускательного канала 5-6 см. Определите возраст и пол ребенка.


Задача №8

  1. Длина мочеиспускательного канала 1-3 см. Определить пол и возраст ребенка.

  2. Техника проведения количественных методов исследования мочи у ребенка.

  3. Изогипостенурия, изостенурия, никтурия. Понятие и на что указывает эти синдромы.


Задача №9

  1. Объем каждого мочеиспускания в зависимости от возраста.

  2. Что такое «активные лейкоциты», методика выявления их?

  3. Чем объясняется задержка мочи, и при каких состояниях организма встречается?


Задача №10

  1. Длина мочеиспускательного канала 12-13 см. Определите пол и возраст ребенка.

  2. Техника проведения пробы Зимницкого и оценка результатов исследования.

  3. Пиурия, понятие и методы определения.



Эталон ответов к ситуационным задачам.


Задача №1

1. а) горизонтальное расположение желудка

б) развитие кардиального синктора при удовлетворительном функционировании пилорического.

2. Чаще пилоростеноз, пилороспазм поражения ЦНС, кишечные инфекции. Помимо этого при аэрофен которые возникают при нарушении техники вскармливания, короткой уздечке, тугой груди матери наблюдается срыгивание.


Задача№2

1. Низкие функциональные возможности печени, особенно ее ферментотативной системы. Физиологическая желтуха может быть результатом не полного метаболизма непрямого билирубина высвободившегося гемолизе эритроцитов.


Задача №3

  1. При вскармливании материнским молоком основной флорой является бифидумфлора, росту который способствует в лактозе женского молока. В то время, как при искусственном вскармливании преобладает грамотрицательная кишечная палочка, представляющая собой условно патогенный микроорганизм.

  2. Основные функции:

а) создание иммунологического барьера

б) окончательное переваривание пищи и пищеварительных ферментов

е) синтез витаминов и ферментов.

3. Инфицирование микроорганизмов, неправильный режим питания, нерациональное использование антибиотиков.


^ Задача .№4

1. Дискинетические явления со стороны желчных путей, клинически по гиперкинетическому типу.

Обследование: фракционно - дуоденальное зондирование. УЗИ печени и желчных путей с желтком.


Задача №5.

1. Синдром пониженной секреции.

Желудочный сок





порции

кол-во чест.

общая

свободная

спец.

слизь

часовое напряжение

диетчас

кислотность













натощак




5

10

0




+







базальн.

I

20

20

10




++







секрет

II

18

18

8




++










III

10

13

0




+++










IV

14

10

0




+++







Раздражитель гистамин в субмаксимальной дозе

стимулир.секрет

V

20

24

12




+










VI

20

20

10




+










VII

20

19

0




+










VIII

20

15

4




+








пепсин– 14%

стимулир.– 24%

диетчас пепчин = количество пепсина х час напр. = мкм/ч.

1000

Вывод: нормальная секрето, кислотообразующая и ферментообразующая функции желудка пониженная кислотообразующая. Тип Диссоциации (часовое направление бас.секрета 62 мл, послед 80 мл. В 10 баз секрет: 0,99 ммоль/ч; ВАО послед.секр: 1,56 ммоль/ч).


Ответ № 6

  1. а) малая емкость мочевого пузыря

б) слабо развиты мышечные и эластичные волокна мочевого пузыря мочеточников.

в) мочеточники шире

г) достаточно выражена фильтрационная способность.

2. Цвет мочи соломенно - желтый, реакция слабокислая, удельный вес 1005-1020-1025 в зависимости от возраста, белок – нет, сахара – нет, эпителий – единичный, лейкоциты до 5-8 в п/з в зависимости от пола, эритроциты – нет, цилиндры – нет, соли – единичные, бактерий – нет.

3. Протеинурия бывает:

1) истинная или внепочечная протеинурия у новорожденных детей, у детей старшего возраста после сильных физических напряжений и холодных ванн – явление физиологическое.

2) патологическая протеинурия при нефропатиях, нефрозах, при тяжелых поражениях печени, сердца – токсическая протеинурия.

3) ортостатическая протеинурия – появление белка лишь при вертикальном положении – часто наблюдается у детей с астенией, при сильном поясничном лордозе, при функциональных недостаточностях почек или при механическом раздражении их.


Ответ № 7

  1. Количество мочи составляет 2/3 жидкости пищи. Первые дни жизни суточное количество мочи колеблется от 2 до 61мл, период новорожденности от 60мл до 330мл, к концу 1 года жизни 600-700мл. количество мочи затем увеличивается на 100мл ежегодно: формула Тодорова: х=600(п х 100).

  2. Проба Мак-Клюра-Олдрича: внутри кожно водится 0,2мл физиологического раствора. Отмечается время исчезновение «лимонной» корочки. В норме у недоношенных 4-5 мин (у доношенных 15-20 мин, 1 год 5 лет 20-25мин, у детей старшего возраста – 40 мин)

  3. Мальчик, новорожденный.


Ответ № 8

  1. Девочка. Новорожденный.

  2. Количественный метод исследования осадков мочи заключается в подсчете форменных элементов в камере Горячева с последующим пересчетом на единицу времени (метод Амбурже) или на определенный объем мочи (Каковского- Аддиса, Нечипоренко). Метод Каковского - Аддиса собирает мочу в течение суток или 12 час. метод Амбурже – мочу собирают за 3 часа, с последующим перерасчетом на 1 мин. Метод Нечипоренко – в пробирку собирают 5-10мл мочи и счет ведут в 1 мл мочи.

  3. Изогипостенурия – монотонные колебания низкого удельного веса (1001-1010) указывает на нарушение концентрационной функции почек. Изостенурия – монотонные колебания удельного веса (в пределах не более 10) также указывают на нарушение ночного диуреза (больше 20 или 2/3 суточного диуреза) указывает на нарушение выделительной функции почек.


Ответ № 9

  1. У детей первого полугодия – 30мл, к концу 1 года -60мл, к 3-5 годам – 90мл, к 7-8- годам – 150мл, к 10-12 годам – 250мл.

  2. Активные лейкоциты – это нейтрофилы, которые имеются в моче детей с микробно - воспалительным процессом в почках. В препарате видны бледные, голубоватые клетки нейтрофилов с крупным ядром, повышающие по своим размерам обычные мертвые лейкоциты в 2-3 раза, в протоплазме клетки обнаруживаются диффузное броуновское движение, включений.

  3. Задержка мочи наблюдается у новорожденных. Рефлекторное спастическое сокращение сфинктера мочевого пузыря бывает при трещинах заднего прохода, колитах, аппендицитах, перитоните, вульвовагинитах, цистите и при камнях мочевого пузыря. Задержка мочи часто бывает при тяжелом заболевании центральной нервной системы, а также у детей с явлениями истерии.


Ответ № 10

1. Мальчик, возраст 13-14 лет.

2. Утром в 6 часов поднимают ребенка, чтобы он освободил мочевой пузырь. Потом с 9 ч. утра мочу собирают каждые 3 часа в течение суток и исследуют ее количество, относительную плотность, колебания, которые в отдельных порциях мочи от 1010-1025 свидетельствуют о сохранности функции почек. Общее количество выделенной за сутки мочи составляет 65-75% выпитого. Соотношение ночного диуреза к дневному составляете 1:2.

3. Тиурия – выделение лейкоцитов с мочой в большом количестве. В норме лейкоциты в моче содержится не более 5-6 у мальчиков, 10 у девочек. По методу Каковского -Аддиса в сутки выделяется до 2000 000 или до 1500 в минуту по методу Амбурже, до 2500 в 1 мл по методу Нечипоренко. Трехскатная проба поможет определить истинную лейкоцитурию от псевдотиурии.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий тема: Экссудативное воспаление

Методические рекомендации для (практических) занятий тема iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема: Геморрагический васкулит у детей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы