ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности





Скачать 2.31 Mb.
Название ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности
страница 1/10
Дата конвертации 15.03.2013
Размер 2.31 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ArcelorMittal University


РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основные принципы производственной гигиены


Апрель 2011

Выражение благодарности

Настоящее руководство было разработано Адрианом Хёрстом (Хёрст Консалтинг Лимитед, Великобритания) по поручению ГлаксоСмитКлайн (GlaxoSmithKline).

В процессе разработки настоящего руководства была оказана значительная помощь и автор хотел бы выразить признательность и поблагодарить за поддержку и содействие :

Стива Бейли

Роджера Алесбери

Фила Джонса

Брайана Девиса

BP International Limited

GSK OHTA выражает благодарность ГлаксоСмитКлайн за финансовую поддержку данного проекта.



СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ 13

  1. Историческая справка 15

  2. Значение производственной гигиены 20

^ 2 ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 22

2.1 Кожа 22

  1. Дерматит 23

  2. Механическое повреждение 24

  3. Биологические возбудители 25

  4. Рак 26

  5. Другие поражающие факторы 26




  1. Опорно-двигательный аппарат 26

  2. Нервная система 28

  3. Эндокринная система 29

2.4.1 Система кровообращения 31

  1. Кровь 32

  2. Дыхательная система 33

  3. Желудочно-кишечный тракт 36

  4. Печень 38

  5. Мочевыделительная система 39

  6. Глаза 39

^ 3 ОСНОВЫ ТОКСИКОЛОГИИ 42

  1. Введение 42

  2. Термины 42

  3. Основные понятия 43




  1. Внешняя форма 44

  2. Дозировка 45

  3. Пути проникновения / всасывания 45

  4. Обмен веществ (метаболизм) 46

  5. Выделение 47

  6. Реакция на действие токсинов 47

3.4 Этапы токсикологической оценки 48

  1. Какие побочные воздействия может оказать химическое вещество? 48

  2. Наблюдаются ли сходства в последствиях воздействия на животных и человека? 48

3.5 Паспорт безопасности материала 49

^ 4 ПРИМЕРЫ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 51

  1. Кварц 52

  2. Синтетическое минеральное волокно (MMMF) 53

  3. Сварочные испарения 53

  4. Изоцианаты 54

  5. Древесная пыль 54

  6. Лекарственные препараты 54

  7. Нефтепродукты 55

  8. добыча минералов и металлов 57

  9. использование и очистка металлов 58

^ 5 ОЦЕНКА РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 60

  1. Введение 60

  2. Опасность и риск 60

  3. Оценка рисков для здоровья 60




  1. Определение степени оценки 61

  2. Сбор информации 61

  3. Оценка рисков для здоровья 63

  4. Разработка требуемых мероприятий 64

  5. Ведение учета оценки рисков 64

  6. Выполнение мероприятий 65

  7. Периодический анализ оценки рисков 66

5.4 Экспертные системы и определение зон контроля 66

^ 6 КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ПЕРЕНОСИМЫХ ВОЗДУШНЫМ ПУТЕМ 68

6.1 Общие принципы 68

  1. Методики отбора проб 70

  2. Виды проб 70




  1. Оборудование для взятия проб 74

  2. Учет отбора проб 75

  3. Отбор проб веществ, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе 75




  1. Размер частицы 75

  2. Элементы системы взятия проб 76

6.5 Отбор проб газообразных и парообразных веществ 79

  1. Оборудование для взятия проб 79

  2. Методики отбора проб 82

6.5.3 Фиксированный забор проб 83

6.6 Стратегии выборочного контроля 83

  1. Выявление загрязняющих веществ, переносимых воздушным путем 85

  2. Утечки и просыпи 85

  3. Оценка эффективности мер контроля 85

6.7 Методы анализа 85

  1. Органические пары 85

  2. Неорганические газы 86

  3. Органические дисперсные вещества 86

  4. Металлы и их соединения 86

  5. Минеральные порошки 86

  6. Аттестация и контроль качества 87

^ 7 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРЕДЕЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ 88

  1. введение 88

  2. установление санитарно-гигиенических норм и предельно допустимых уровней воздействия 89

  3. санитарно-гигиенические нормы в отношении химических реактивов 90




  1. Определение концентраций химических реактивов, находящихся

в воздухе 91

  1. Классификация предельно допустимых уровней воздействия 91

  2. Что означает "Оказывает воздействие на организм при контакте с кожными покровами" 92

  3. Комплексное воздействие 92

  4. Расчет вредного воздействия с учетом определенного отчетного

периода 93

7.4 Основные параметры для биологического мониторинга 95

^ 8 БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ 96

  1. Моча 98

  2. Кровь 98

  3. Кожа 98

  4. Дыхание 99

  5. Зрение 99

  6. Рентгеноскопия 99

  7. Неврологические тесты 99

  8. Аудиометрия 99

  9. тесты на функционирование легких 100




  1. Объем легких 100

  2. Сопротивление дыхательных путей 100

^ 9 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 101

9.1 Типы контроля 101

  1. Исключение/замещение 102

  2. Изоляция 102

  3. Отделение 102

  4. Проектные решения – вентиляция 103

  5. Административные меры 103

  6. Информация, инструктирование и обучение 104

  7. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) 105

10 ВЕНТИЛЯЦИЯ 106

  1. Типы контроля 106

  2. Общие функции системы ЛВВ 106




  1. Общие положения 107

  2. Входной блок / вытяжка 108

  3. Воздуховоды 111

  4. Очистка воздуха 112

  5. Вентиляторы 113

  6. Сброс в атмосферу 113

10.3 Техническое обслуживание, проверка и испытание систем вентиляции 114

  1. Требования законодательства 114

  2. Регулярное техническое обслуживание 115

  3. Тщательная проверка и тестирование 115

11 АСБЕСТ 116

11.1 Общая информация 116

  1. Типы асбеста 116

  2. Свойства асбеста 117

  3. Применение асбеста 117

  4. Летучие асбестовые волокна 118

  5. Воздействие волокон асбеста 119




  1. Угрозы асбеста здоровью 119

  2. Реестр асбестосодержащих материалов 120

11.3.1 Функции реестра асбестосодержащих материалов 120

  1. Мероприятия по работе с асбестосодержащими материалами 120

  1. Удаление асбеста 120

  2. Ремонт / герметизация асбеста 120

12 Биологическая опасность 122

  1. Введение в биологическую опасность 122

  2. Легионеллёз и кондиционная лихорадка 124




  1. Легионеллёз 124

  2. Кондиционная лихорадка 126

12.3 Заболевания, передаваемые через кровь 126

  1. Гепатит B 127

  2. Гепатит C 128

  3. ВИЧ - (Вирус иммунодефицита человека) 129

12.4 Болезни, передаваемые от животных к человеку 129

  1. Сибирская язва (3 группа Консультативного совета комиссией по опасным патогенным факторам) 130

  2. Лептоспироз (2 группа опасности) 131

  3. Сальмонеллез 131




  1. Плесневые грибы 132

  2. Пандемия 132

  3. Генетическая модификация 133

13 Шум 135

  1. Краткая информация 135

  2. Ухо 135

  3. Слышимый звук 136

  4. Влияние на состояние здоровья шума, превышающего норму 137

  5. Увеличение уровня звука 138

  6. Частотный анализ 139

  7. Измерение децибел 139

  8. Эквивалентный уровень постоянного звука (Leq) 141

  9. Доза шумового воздействия 142

13.9.1 Расчет Leq / сутки 142

  1. Допустимый уровень шума 142

13.10.1 Другие ограничения 143

  1. Сохранение слуха 143




  1. Оценка уровня шума на рабочем месте 144

  2. Контроль уровня шума на рабочем месте 145

  3. Защита персонала, подвергающегося риску 146

  4. Информирование, обучение, проведение инструктажей 146

7

14 ВИБРАЦИЯ 148

14.1 Введение 148

  1. Частота 149

  2. Амплитуда 149

  3. Ускорение (мера интенсивности вибрации) 149




  1. Воздействие вибрации 149

  2. Влияние вибрации на здоровье 150

  3. Измерение вибрации 151

15 Тепловая среда: принципы, оценка и контроль 152

15.1 Реакция человека на тепловую среду 152

  1. Физиологическая реакция на тепло 152

  2. Физиологическая реакция на холод 153

  3. Физиологическая реакция на тепловую среду 153

  1. Теплоотдача от тела 153

  2. Оценка тепловой среды 154

  1. Уровень метаболизма 154

  2. Личная изоляция 154

  3. Продолжительность воздействия 155

  4. Температура сухого термометра 155

  5. Средняя радиационная температура 155

  6. Скорость движения воздуха 156

  7. Содержание влажности 156

  8. Индивидуальный контроль 157




  1. Показатели температурного стресса 157

  2. Температурный комфорт 158

  3. Стресс от низкой температуры 158

  4. Регулирование температурной среды 158




  1. Обустройство комфортных условий 159

  2. Обустройство в жаркой среде 159

  3. Обустройство в холодной среде 159

15.8 Специфические проблемы, встречающиеся в окружающей среде (рабочей) 159

  1. Составные элементы, обладающие высокой степенью излучения 159

  2. Условия высокой влажности 161

  3. Сухие жаркие условия 161

^ 16 ВВЕДЕНИЕ В СВЕТОВОЕ И НЕИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЯ 162

  1. введение 162

  2. Типы неионизирующего излучения 163




  1. Ультрафиолетовое излучение (УФ) 163

  2. Инфракрасное излучение (ИК) 165

  3. Лазерное излучение 165

  4. Микроволновое излучение 166

  5. Другие последствия воздействия неионизирующего излучения 166




  1. Измерение уровня неионизирующего излучения 167

  2. Освещение 167




  1. Восприятие 167

  2. Измерение уровня освещения 168

  3. Яркость 168

  4. Хорошее освещение 169

17 Ионизирующее излучение 170

  1. Природа 170

  2. Радионуклиды 171

17.2.1 Единицы измерения ионизирующего излучения 171

  1. Внешнее и внутреннее излучение 172

  2. Уровни излучения 173

  3. Биологическое воздействие ионизирующего излучения 174

  4. Области применения излучения 175

  5. Измерение излучения (радиометрия) 175

  6. Радиологическая защита 176

  7. Наблюдение за состоянием здоровья 177

^ 18 ВВЕДЕНИЕ В ЭРГОНОМИКУ 178

  1. Введение 178

  2. Оценка рисков на рабочем месте 179

  3. Ручная траснпортировка 179




  1. Спина 180

  2. Выполнение оценки транспортных операций вручную 182

  3. Методы снижения риска 184

  4. Информирование, обучение, проведение инструктажей 185




  1. Повторяющиеся операции 186

  2. Оборудование, с экраном дисплея (DSE) 187

18.5.1 Возможное влияние при использовании оборудования с экраном дисплея 188

  1. Проведение оценки 189

  2. Минимальные требования к автоматизированному рабочему месту 189

  3. Административные меры контроля 192

^ 19 ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРА 193

  1. Влияние поведения на производственную гигиену 193

  2. Мотивация и изменение поведения 194

  3. Культура ОТ и ТБ 196

20 Стресс, связанный с работой 199

  1. Симптомы стресса 199

  2. Оценка стресса 200

  3. Умение справляться со стрессом 201

21 Виды деятельности в рамках производственной гигиены 204

21.1 Производственная гигиена 204

  1. Собственная служба 204

  2. Консалтинговые фирмы 207

  3. Государственные органы 208

  4. Научная деятельность и преподавание 209

21.2 Виды деятельности для врачей-гигиенистов 209

  1. Оказание услуг 209

  2. Подбор кадров 210

  3. Обеспечение оборудованием 210

  4. Обеспечение контроля качества 210




  1. Врач-гигиенист в роли руководителя 211

  2. Личностное развитие 213




  1. Вступление в специализированное сообщество 214

  2. Принятие участия 214

  3. Построение своей собственной сети 214

21.5 Этика. 214

1 ВВЕДЕНИЕ

Международная ассоциация производственной гигиены (IOHA) дает такое определение производственной гигиене :

'Отрасль знания, занимающаяся предвидением, распознаванием, оценкой и контролем факторов, представляющих угрозу здоровью в производственных условиях, для обеспечения защиты здоровья и самочувствия работника, а также обеспечения безопасности для общества в целом'.

ПРЕДВИДЕНИЕ – предусматривает определение потенциальной опасности на рабочем месте до того, как она проявится в реальной жизни.

РАСПОЗНАВАНИЕ – предусматривает определение потенциальной опасности, которую могут создать для здоровья химическое, физическое, биологическое вещество (средство, фактор) или неблагоприятная с точки зрения эргономики ситуация.

Химические вещества газы, пары, твердые частицы, волокна, жидкости, пыли, аэрозоли, отходящие газы (дым, испарения) и т.д.

Физические факторы шум и вибрация, жар и холод, электромагнитные поля, освещение и т.д.

Биологические факторы бактерии, грибки и т.д.

Факторы эргономики поднимание, растяжение и повторяющееся действие.

Психосоциальные факторы стресс, рабочая нагрузка и организация работы ОЦЕНКА степени воздействия химических, физических или биологических факторов риска (или неблагоприятной ситуации в плане эргономики) на рабочем месте часто подразумевает измерение степени индивидуального воздействия опасного фактора / вещества на работника на рабочем месте и в частности на соответствующей поверхности раздела между окружающей средой и телом человека, например, в зоне дыхания, слышания, а также оценка данных в плане рекомендуемых предельно допустимых уровней воздействия на рабочем месте в отношении тех факторов, где такие критерии существуют.

КОНТРОЛЬ уровней химического, физического или биологического фактора либо неблагоприятной ситуации в плане эргономики посредством методических, технических или прочих средств - там, где оценка покажет, что это необходимо.

Таким образом, производственная гигиена главным образом сосредотачивается на профилактике путем минимизации воздействия в производственной среде химических, физических или биологических факторов, а также путем внедрения передового опыта в области эргономики.

В сфере профессиональной гигиены труда существует ряд специализированных дисциплин, за исключением производственной гигиены, играющих важную роль в попытке защитить здоровье работников, клиентов, подрядчиков и населения в целом, которые могут ощутить на себе воздействие производственного процесса.

Производственная медицина включает как клиническую практику (врачи), так и работу среднего медперсонала и занимается вопросами влияния работы на здоровье и здоровья на выполнение работы. Это включает в себя профилактику ухудшения здоровья, пропаганду здорового образа жизни и условий труда, а также диагностику и лечение болезненных проявлений, связанных с работой.



Эпидемиология - имеет дело со статистическими исследованиями клинических проявлений заболеваний в группах людей.

Токсикология – имеет дело с прогнозированием и оценкой влияния химических веществ на живые организмы, в особенности на человека.

Основные области деятельности врача по производственной гигиене труда включают:

  • Предвидение угроз здоровью в новых и предлагаемых производственных условиях.

  • Распознавание угроз здоровью на существующих рабочих местах.

  • Оценка рисков для здоровья на рабочем месте путем качественных оценок и количественных анализов воздействия.

  • Выбор соответствующих средств контроля для определения рисков здоровью; это требует основательных практических знаний таких средств, как устранение, замена, местная вытяжная вентиляция.

  • Разработка специализированных средств контроля для уникальных производственных операций; на многих рабочих местах средства контроля требуют усовершенствования или разработки, поскольку стандартные методы не будут адекватны в работе.

  • Расследование причин болезненных проявлений, связанных с работой.

  • Помощь в проведении мероприятий, связанных с производственной гигиеной, таких как обследование состояния здоровья / биологический контроль.

  • Обучение и повышение осведомленности; например, информирование работников об опасностях, сопутствующих их работе, а также обучение их правильному применению средств контроля.

  • Научные исследования, направленные на усовершенствование методов распознавания, оценки и контроля внешнего воздействия.

Врач по производственной гигиене труда может осуществлять регулярное тесное сотрудничество со специалистами по охране окружающей среды, работниками службы ТБ, врачами-терапевтами, руководителями проектов, инженерами любой специализации, врачами, занимающимися гигиеной питания, властями на местном уровне и т.д. для того, чтобы способствовать снижению и контролю воздействия на здоровье опасных факторов на рабочем месте.

^ 1.1 Историческая справка

О производственных заболеваниях было известно со времен Гиппократа (Древняя Греция около 400 лет до н.э.), даже существуют доказательства, демонстрирующие, что древние Египтяне распознавали производственные заболевания. Со временем распознавание связей между родом занятий и плохим самочувствием возросло и взаимосвязи усилились. Параллельно с этим разрабатывались методики оценки и управления рисками. Ниже в таблице представлены выборочно некоторые интересные и примечательные события, произошедшие в ходе развития производственной гигиены.

Около 400 л до н.э

в Древней Греции Гиппократ первым отметил заболеваемость среди рабочих, занятых в производстве сульфида ртути.

Около 100 л н.э.

Римский деятель Плутарх отмечает, что : “несправедливо подвергать непреступников ядовитому воздействию шахт и рудников”. Также он документально фиксирует использование кожи мочевого пузыря в качестве средства для защиты дыхания при воздействии пыли на рудниках.

Около 1540

Австрийский врач Парацельс описал болезни легких у рудокопов.

1556

Агрикола (около 1556 г.) в Богемии написал труд “De Re Metallica” («12 книг о металлах»), где описываются заболевания, встречающиеся у рудокопов, а также применение средств вентиляции и защиты дыхания для снижения воздействия газов и пылей.

1700

Рамадзини, родоначальник медицины профессиональных заболеваний, профессор медицины в Падуе, написал труд “О болезнях рабочих”, первое официальное исследование профессиональных заболеваний. Он добавил еще один пункт к перечню вопросов, задаваемых Гиппократом пациентам при записи истории болезни, а именно, “какая у вас профессия”.

С 1750 и далее

Промышленная революция, развернувшаяся с конца 1700 гг. до конца 1800 гг., привела к росту урбанизации и индустриализации, что в свою очередь привело к тому, что все больше рабочих стало подвергаться возрастающим уровням факторов риска здоровью.

1815

Сэр Хэмфри Дэви разрабатывает лампу Дэви – это рудничная лампа безопасного исполнения, применявшаяся на рудниках. Эта лампа также используется для обнаружения наличия горючих газов в рудниках. Примечательно, что эту лампу позднее стали считать виновной в увеличении количества несчастных случаев, т.к. она позволяет рабочим продолжать работу в более опасных атмосферах.

1833

В Великобритании назначены первые (четыре) фабричных инспектора

1840 гг.

Чарльз Диккенс в своих романах, а также политики, проводящие агитацию, такие как Лорд Шейтсбери, повышают информированность людей о тяжелых условиях труда.

1855

В Великобритании хирургам, проводящим аттестацию, (которые ранее констатировали возраст) было дано указание "свидетельствовать о том, что молодые люди не были лишены трудоспособности из-за болезни или инвалидности, а также расследовать производственные несчастные случаи ". (Шиллинг).

1858

Джон Стенхаус вводит в применение маску, пропитанную древесным углем, для защиты от воздействия газов и паров.

1889

На текстильных фабриках в Великобритании установлены предельно допустимые нормы для влажности и диоксида углерода. Это в свою очередь привело к созданию местной вытяжной вентиляции, в отличие от общей вентиляции. Это также привело к созданию контролирующих приборов в форме индикаторных трубок для диоксида углерода.

1898

Томас Легге был назначен первым медицинским инспектором на фабриках. Он создал первый труд по отравлению свинцом, что в 1899 г. было признано заболеванием, подлежащим регистрации.

1890 гг.

Халдан принимается за работу по исследованию токсичности угарного газа, испытывая на крысах, мышах и даже на себе различные концентрации в диапазоне “затравочной камеры”. Он использовал эти результаты для построения графиков зависимостей “доза - время” для определения степени тяжести и неприятных физических ощущений. Он вводит практику использования мелких животных в особенности канареек как первое средство контроля, указывающее на уровень токсичного газа.

1910

Эллис Гамильтон работает в США первым промышленным токсикологом, является пионером токсикологии и производственной гигиены.

1917

Во время первой мировой войны насущная необходимость работы на военных заводах привела к очень плохим условиям труда. Было признано, что плохие условия труда существенно влияют на производительность и состояние здоровья. Труд комиссии “Состояние здоровья рабочих военных заводов” заложил основы для многих последующих методик, применяемых в эргономике, психологии, социальной работе и составлении сменных графиков работы.

1920-30 гг.

Сфера производственной гигиены в США развивается и растет как в Министерстве здравоохранения, так и в крупных частных компаниях. Эти разработки послужат фундаментом для создания двух профессиональных объединений.

1938/9

Образованы Американская конференция государственных и промышленных специалистов по гигиене и Американская ассоциация промышленной гигиены. Первые независимые профессиональные объединения промышленных / профессиональных врачей-гигиенистов. Во время Второй Мировой Войны число групп по промышленной гигиене в США быстро растет для помощи в мобилизации военных сил.

1953

Образовано британское общество производственной гигиены. В 1958 г. Общество начало публиковать хроники по промышленной гигиене.

1960

Документ Шервуда и Гринхальга: разработка первого индивидуального насоса для отбора проб и пробоотборной насадки; первое сравнение между индивидуальным и стационарным отбором проб, а также впервые исследовано вероятное влияние индивидуального отбора проб на результат.

1970 гг.

Закон об охране здоровья на производстве в США и Закон об охране здоровья и обеспечении безопасности на производстве в Великобритании прокладывают дорогу законопроектам об оценке рисков, обусловленным потребностями практической деятельности.

1980/90 гг.

Принципы производственной гигиены находят широкое применение в США, Великобритании, Нидерландах и Австралии. В этих странах принимаются законы, специально акцентирующие внимание на химических и физических опасных факторах.

2000 гг.

Объединения, включающие 25 различных стран, входят в состав Международной Ассоциации по производственной гигиене .

Развитие индустриализации в таких странах как Китай и Индия увеличивают необходимость в производственной гигиене.

Развиваются технологии моделирования для оценки степени воздействия.

^ 1.2 Значение производственной гигиены

Хотя краткий экскурс в историю и существующие тенденции в производственной гигиене демонстрируют улучшение как в понимании, так и в способах контроля рисков для здоровья, тем не менее, остается еще много нерешенных вопросов. Рост темпов промышленной деятельности в развивающихся странах означает, что во всем мире растет число людей, подвергающихся внешнему воздействию. Достижения технического прогресса также подразумевают появление в рабочей среде новых источников опасности. По оценке Всемирной Организации Здравоохранения во всем мире случается:

^ 2,000,000 смертей в год, связанных с профессиональной деятельностью, подавляющее большинство которых спровоцировано болезнью. Но даже эта цифра из-за несовершенства сбора данных вероятнее всего гораздо ниже, чем истинное число умерших.

  • ^ 386,000 смертей каждый год из-за воздействия частиц, переносимых воздушным путем (астма: 38,000; хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)*: 318,000; пневмокониозы: 30,000). Это насчитывает почти 6.6 миллиона по индексу DALYs** (астма: 1,621,000; ХОБЛ: 3 733 000, пневмокониозы: 1,288,000) из-за воздействия частиц, взвешенных в воздухе производственной атмосферы.

  • 152,000 смертей в год из-за наличия канцерогенных веществ в рабочей среде (рак легких: 102,000; лейкемия: 7,000; злокачественная мезотелиома: 43,000) и почти 1.6 миллиона по индексу DALY (рак легких: 969,000; лейкемия: 101,000; злокачественная мезотелиома: 564,000) из-за воздействия канцерогенов на производстве.

^ 37% болей в поясничном отделе спины считаются связанными с профессиональной деятельность�, причем цифра в зависимости от региона может изменяться в двукратном размере. Количество потерянных дней по индексу DALY из-за болей в поясничном отделе, связанных с рабочей деятельностью, в год насчитывает 818,000.

*ХОБЛ = Хроническая обструктивная болезнь легких, представляющая собой хронический бронхит и эмфизему – два совместно протекающих заболевания легких, при которых происходит сужение дыхательных путей.

**DALYs = число лет жизни, скорректированных с учетом нетрудоспособности – сумма лет потенциальной жизни, потерянных в результате преждевременной смерти и лет полноценной жизни, потерянных в результате нетрудоспособности.

Источник http://www.who.int/quantifying_ehimpacts/global/en/ (подключение в феврале 2010).

Относительную значимость производственной гигиены можно проиллюстрировать, сравнив статистику числа ДТП со статистикой заболеваемости. В Великобритании число смертей, связанных с профессиональной деятельностью, насчитывает порядка 250. Это сравнимо с количеством погибших в ДТП, которое насчитывает порядка 2500. Однако, число смертей, случающихся каждый год, из-за рака и болезней органов дыхания, связанных с профессиональной деятельностью, насчитывает порядка 12,000. Эти цифры между собой в соотношении 1:10:48.

^ 2 ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Человеческое тело – сложный организм, на который могут очень сильно повлиять химически и физически опасные факторы; кроме того, тело имеет множество способов саморегулирования при воздействии опасных факторов. Чтобы управлять рисками, угрожающими телу человека, необходимо понимать, как оно работает, и какой вред может быть ему нанесен в результате воздействия.

2.1 Кожа

Кожа – это внешняя телесная оболочка, также известная как эпидермис. Это самый большой орган, состоящий из множества слоев эпителиальных тканей, который защищает расположенные внутри мышцы, кости и внутренние органы.

Так как кожа взаимодействует с внешней средой, она играет важную роль в защите (тела) от болезнетворных микроорганизмов.



Источник : Федеральное правительство США через средства общего доступа Wikimedia

Рисунок 2.1 – Схема строения кожи

Кожа выполняет многочисленные функции:

  • Защита: анатомический барьер, служащий физической защитой между внутренней и внешней средой и ограждающий от болезнетворных микроорганизмов и повреждений.

  • Чувствительное восприятие: имеет целый ряд нервных окончаний, реагирующих на тепло, холод, прикосновение, давление, вибрацию и повреждение ткани.

  • Теплорегуляция: кожа снабжается кровью в гораздо большем объеме, чем это требуется, что позволяет точно управлять потерей энергии через излучение, конвекцию и теплопроводность. Расширенные кровеносные сосуды повышают кровоток и потерю тепла, тогда как суженные сосуды значительно снижают кожный кровоток и сохраняют тепло.

  • Контроль испарения: кожа обеспечивает относительно сухой и непроницаемый барьер, защищающий от обезвоживания. Потеря этой функции влечет за собой колоссальное обезвоживание при ожогах.

  • Хранилище и средство синтеза: действует как хранилище для липидов и воды, а также как средство синтеза витамина D.

  • Выделение продуктов жизнедеятельности: пот содержит мочевину, однако ее концентрация составляет 1/130 от ее концентрации в моче, поэтому выделение через пот является главным образом еще одним средством терморегуляции.

  • Впитывание: поскольку кожа действует как барьер, некоторые химические соединения без труда впитываются через нее.

  • Водонепроницаемость: кожа действует как водонепроницаемый барьер, поэтому необходимые питательные вещества не вымываются из тела.

Кожа может подвергаться воздействию химических, физических, биологических факторов, а случаи кожных воспалительных процессов составляют значительную часть профзаболеваний. Результаты поражения можно разделить на такие группы; дерматит, механическое повреждение, рак, биологическое поражение и другие виды поражения.

2.1.1 Дерматит

Наиболее часто встречающееся расстройство – контактный дерматит. 70% случаев происходит из-за первичного раздражения, т.е. прямого воздействия на кожу, чаще всего на кисти рук и предплечья. Раздражитель – это фактор, непосредственно поражающий клетки при попадании на кожу в достаточной концентрации и в течение достаточного времени (т.е. любые повреждения зависят от дозы), приводящий к дерматиту при контакте с раздражителем. Щелочи растворяют кератин, а некоторые растворители удаляют кожный жир. Любое прямое воздействие на кожу может сделать поверхность более уязвимой к другим факторам и ослабить защитные преградительные функции кожи.

Другая форма контактного дерматита – аллергический контактный дерматит. Возникает он вследствие повышения чувствительности кожи при первоначальном контакте с веществом и последующем повторном контакте. Сенсибилизатор (аллерген) – это вещество, могущее вызывать специфическую иммунологическую чувствительность к самому себе. Начальная доза может быть довольно большой и может привести к реакции гиперчувствительности замедленного типа при участии лимфоцитов и с выработкой антител. Первая доза не вызывает никакого видимого поражения, но последующие, часто очень незначительные воздействия, могут привести к дерматиту.

В перечень распространенных раздражителей входят моющие средства, мыло, органические растворители, кислоты и щелочи. В перечень распространенных сенсибилизаторов входят растения (садоводство), антибиотики (фармацевтика), красители (лакокрасочная и косметическая промышленность), металлы (никель (обычно непромышленный) и хроматы (цементная промышленность)), резины и смолы.

Люди, работающие с эмульсионными маслами (смазочно-охлаждающими жидкостями), могут иметь как контактный дерматит от действия раздражителя, так и аллергический контактный дерматит, когда в качестве раздражителя выступает само масло, а аллергический эффект - за счет биоцидных (уничтожающих живые организмы) веществ, которые в него добавляют.

^ 2.1.2 Механическое повреждение

Физические факторы, могущие нанести вред коже, включают воздействие атмосферных условий, трение (царапание) и травма (ранение). Холод, ветер, дождь делают кожу сухой и вызывают растрескивание, а солнечные лучи могут привести к ожогу или кожным опухолям, поэтому работа, связанная с воздействием атмосферных условий (рыболовство, сельское хозяйство), создает такой риск. Травмирование трением – обычное дело в работе, связанной с тяжелым физическим трудом (строительство и горнодобывающая промышленность), а кроме того оборудование, имеющее заостренные части, используемое на многих видах работ, могут привести к множественным царапинам и рваным ранам.

^ 2.1.3 Биологические возбудители

Кожа может быть подвержена поражению биологических возбудителей, таких как вирусные инфекции, передаваемые от животных, дрожжевые / грибковые инфекции, возникающие при длительном контакте с водой, а также возбудители сибирской язвы в местах переработки продукции животноводства.

2.1.4 Рак


Доброкачественная опухоль кожи и рак могут возникнуть в результате контакта с креозотом, минеральными маслами, а также в результате ультра-фиолетового излучения, ионизирующее излучение (работа, связанная с радиоизотопом, рентгенологи) может вызвать рак кожи. Воздействие ультрафиолетового излучения при работе на открытом воздухе также является распространенной причиной возникновения рака кожи.

^ 2.1.5 Другие поражающие факторы

Тяжелая работа, предполагающая контакт с минеральными маслами может привести к появлению масляного акне, особенно в области предплечий и бедер. Происходит заражение закупоренных пор, приводящее к образованию угрей и прыщей. Хлоракне, с угрями и кистами на лице и шее являются результатом воздействия некоторых полихлорированных ароматических углеводородов на сальные железы.

Изменения в пигментации кожи могут произойти в результате контакта с химическими веществами.

Контакт со щелочными и кислотными растворами может вызвать ожоги.

^ 2.2 Опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательный аппарат обеспечивает форму, опору тела и передвижение человеческого организма. Она состоит из костей, скелета, мышц, связок, сухожилий, нервных образований и суставов. Главные функции костно-мышечной системы заключаются в поддержании тела, обеспечении движения тела и защите жизненно-важных органов. Скелетная часть системы служит в качестве системы хранения кальция и фосфора, а также содержит крайне-важные компоненты, отвечающие за выработку крови.

Тем не менее, существуют заболевания и нарушения, которые могут негативно повлиять на функционирование и состояние системы в целом. Данные заболевания бывает трудно распознать, по причине тесной связи костно-мышечной системы с другими внутренними системами. Опорно-двигательный аппарат представляет собой систему, состоящую из мышц, соединенных с внутренней скелетной системой, позволяющая человеку менять положение тела.

Скелетная система имеет много важных функций; придает форму и очертания нашим телам, в дополнение к поддержке, защите и обеспечению движения, вырабатывает кровь для тела, а также сохраняет полезные вещества.

Ещё одна функция костей – хранение определенных минеральных веществ. Кальций и фосфор являются одними из главных минеральных веществ. Важность такого “устройства” хранения заключается в содействии в регулировании баланса содержания минеральных веществ в кровотоке. Важность способности к хранению проявляется при воздействии опасных веществ. Например, свиней присутствует в крови ещё долгое время после его воздействия и может быть выведен позже, приведя к возникновению проблем, связанных с отравлением свинцом в организме, например, во время беременности.



Источник: Wikimedia Commons

Рисунок 2.2 – Скелетная система

^ 2.3 Нервная система

Нервная система представляет собой сеть специализированных клеток, обменивающихся информацией о нашем организме, его внутренней среде и информацией о самих себе. Данная информация обрабатывается, вызывая определенную реакцию в других частях нашего организма. Нервную систему делят на две категории: центральная нервная система и периферическая нервная система.

Центральная нервная система (ЦНС) является самой крупной частью нервной системы и включает головной и спинной мозг.

Периферическая нервная система является термином для обозначения совокупной нервной структуры, расположенной не в ЦНС.



Источник: Wikimedia commons

Рисунок 2-3 – Нервная система

Промышленные токсины могут повлиять на состояние нервной системы (головной и спиной мозг) или на периферическую нервную систему (двигательный и чувствительный нервы) либо на обе системы одновременно, окончательные условия зависят от места воздействия. Нервная система имеет сходство с печенью, когда речь идет о жирорастворимых веществах, способных принести вред. Они также могут пересечь гематоэнцефалический барьер.


Поражение центральной нервной системы может привести к состоянию нечувствительности, токсическому органическому психозу, эпилепсии, болезни Паркинсона и изменениям в поведении.

Возможно, самым легким способом выявления наличия поражающего фактора центральной нервной системы является острая потеря сознания, вызванная такими наркотическими веществами, как хлороформ, четыреххлористый углерод, трихлорэтилен (все жирорастворимые галогенированные углеводороды) и растворителями, такими как, ацетон, толуол и сероуглерод.

Изменения в поведении, выявленные в результате проведения интеллектуального теста, проверки физической ловкости и способности акцентирования внимания, были обнаружены на более низком уровне, чем на уровне, обычно считающемся, безопасным при воздействии трихлорэтилена, Уайт-спирит, окиси углерода и хлористого метилена.

^ 2.4 Эндокринная система

Название “эндокринная система”
является собирательным названием, присвоенное системе небольших органов, выделяющих внеклеточные сигнальные молекулы, известные как гормоны. Эндокринная система играет важную роль в регуляции обмена веществ, роста, развития, полового созревания и функций ткани. Также она играет роль в определении нашего настроения.

Эндокринная система – система, передающая сигналы, имеющая сходство с нервной системой. Тем не менее, нервная система использует нервы для передачи информации, в то время как, эндокринная система использует кровеносные сосуды как каналы передачи информации, через которые она передается гормонам.



Источник: Федеральное правительство США, Wikimedia commons

Рисунок 2.4 – Главные эндокринные железы (Мужские – слева, женские - справа)

1. Шишковидная железа, 2. Гипофиз, 3. Щитовидная железа, 4. Тимус, 5. Надпочечная железа, 6. Поджелудочная железа, 7. Яичник, 8. Яички.


Работники сферы фармацевтики, взаимодействующие с эндокринными препаратами, такими как эстроген (выпускающийся в пилюлях) или тироксин (использующийся для лечения щитовидной железы) находятся в зоне риска нарушения баланса собственной эндокринной системы, а также использование диэтилстильбэстрола может привести к возникновению опухоли у детей работников обоих полов.

Рождение мертвого плода или ребенка с врожденными пороками развития связано с подверганием внешнему воздействию наркотических газов (женщины-анестезиологи), а также хлористому винилу во время беременности. Ионизирующее излучение может нарушить состояние гонад, что может привести к снижению рождаемости или повышению риска рождаемости потомства с врожденными пороками развития или раковыми заболеваниями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы
Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия
ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Методическое руководство и дневник по летней производственной практике для студентов II курса педиатрического

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Задачи: Формировать у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами
Цель: формирование навыков бережного отношения к своему здоровью и обучение приёмам сохранения здоровья
ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Методическое руководство (дневник) производственной практике для руководителей практики вузов и лпу,

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Библиографический указатель новых поступлений в рнмб март апрель 2011 г

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии, противоэпидемического режима

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Задачи занятия: Ознакомить студентов с профессиональной терминологией в области гигиены труда. Изучить

ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Программа производственной практики по профилю специальности пм. 01. Диагностическая деятельность
Лечебное дело (углубленная подготовка) и положения об учебной и производственной практике студентов,...
ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности icon Методические рекомендации по оформлению дневника производственной практики для студентов V курса

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина