И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз





Скачать 434.36 Kb.
Название И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз
В.А.Чучко
Дата 18.03.2013
Размер 434.36 Kb.
Тип Пояснительная записка


СОСТАВИТЕЛь:

В.А.Чучко, заведующий кафедрой судебной медицины Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра судебной медицины с курсом лабораторных исследований вещественных доказательств Государственного учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз»;

Ю.А.Овсиюк, Главный государственный судебно–медицинский эксперт Республики Беларусь, начальник Государственной службы медицинских судебных экспертиз


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой судебной медицины Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 2 от 30.09.2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 18.01.2012 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 23.01.2012 г.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Судебная медицина – учебная дисциплина, изучающая медицинские и биологические вопросы, которые возникают в ходе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, а также исследующая проблемы, связанные с дальнейшим повышением качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.

На современном этапе развития судебная медицина приобрела важное медико-социальное значение в борьбе с преступлениями против жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности. В настоящее время судебная медицина в системе специальных знаний широко включает теоретические и практические достижения как медицинских, так и немедицинских наук (криминалистики, уголовного и гражданского права и др.). Фактически судебно-медицинскими знаниями становятся данные любой отрасли медицины, когда они применяются для решения правовых задач. Поэтому знание основ судебной медицины необходимо каждому современному врачу независимо от профиля его работы.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 07-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 мая 2008 г. № 40;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

В данной программе отражена современная структура Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь и ее задачи в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2001 г. №808 «О Государственной службе медицинских судебных экспертиз» (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. №289; от 28 мая 2008 г. №286).

В типовой учебной программе учтены изменения в новых (Уголовном, Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном) кодексах Республики Беларусь.

Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по танатологии, травматологии, токсикологии, экспертизе живых лиц и вещественных доказательств.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания судебной медицины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель изучения судебной медицины состоит в формировании у студентов навыков и приобретении научных знаний для выполнения ими в будущем обязанностей государственного медицинского судебного эксперта, врача-специалиста по поручению судебно - следственных органов.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • законодательных и отраслевых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственного медицинского судебного эксперта в Республике Беларусь и устанавливающих пределы его компетенции;

  • общих методических принципов проведения судебно-медицинских экспертиз трупов, живых лиц и вещественных доказательств;

  • задач, решаемых государственным медицинским судебным экспертом, врачом-специалистом на месте происшествия;

  • методики осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) и описания вещественных доказательств биологического происхождения (кровь, сперма, волосы и др.);

  • принципов описания телесных повреждений;

  • современных методов исследования вещественных доказательств;

  • правовой и юридической ответственности медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью;

  • норм медицинской этики и деонтологии;

  • используемой научной терминологии.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • теоретических положений и навыков, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • процессуальных норм, связанных с правовой ответственностью медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью;

  • методов проведения различных видов судебно-медицинских экспертиз (экспертиз трупов, экспертиз живых лиц, экспертиз по материалам уголовных или гражданских дел).

Специфика подготовки по судебной медицине определяет необходимость целенаправленного освоения студентами правовых и медицинских данных для качественного выполнения будущими врачами обязанностей государственного медицинского судебного эксперта по поручению правоохранительных органов.

Обучение судебной медицине должно сочетаться с правовым воспитанием студентов. Это относится, в первую очередь, к правовому регулированию профессиональной деятельности медицинских работников в Республике Беларусь и ответственности за несоблюдение ими должностных и профессиональных обязанностей.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Судебная медицина» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Биологическая химия. Молекулярные основы развития патологических процессов в организме. Основные принципы биохимических процессов в организме. Основные принципы биохимических методов диагностики.

^ Анатомия человека. Строение тела человека, его органов и систем. Топография внутренних органов и их анатомо-топографические взаимоотношения. Проекция внутренних органов на поверхность тела.

^ Патологическая анатомия. Общие патологические процессы. Расстройства кровообращения. Воспаление. Компенсаторные и приспособительные процессы. Иммунопатология. Частная патологическая анатомия болезней внутренних органов. Патология беременности. Инфекционные болезни.

^ Патологическая физиология. Общее учение о болезни. Понятия и категории патологии. Классификация и номенклатура болезней. Характеристика основных свойств болезнетворных факторов. Общий патогенез. Общие закономерности и механизмы развития болезни. Процессы выздоровления и умирания. Типовые патологические процессы. Общие закономерности возникновения и механизмы развития воспаления, опухолевого роста, лихорадки, гипоксии, типовых нарушений обмена веществ, нейрогенных дистрофий. Механизмы компенсации нарушения функций и структур, принципы коррекции нарушений.

Типовая учебная программа дисциплины «Судебная медицина» состоит из девяти разделов.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь;

  • основы гражданского и уголовного права;

  • объекты судебно-медицинских экспертиз;

  • методы установления давности наступления смерти;

  • понятие «телесные повреждения», классификацию телесных повреждений по Уголовному Кодексу Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь); понятие «вред здоровью»;

  • принципы составления судебно-медицинского диагноза;

  • требования, предъявляемые к выводам эксперта;

  • категории, роды и виды смерти;

  • понятие «смерть мозга»; нормативные положения констатации смерти;

  • вероятные признаки смерти, понятие «переживание» тканей (суправитальные реакции), ранние и поздние трупные изменения;

  • причины скоропостижной смерти взрослых и детей;

  • особенности экспертизы трупов новорожденных;

  • механизм образования и морфологию повреждений при различных видах насильственной смерти;

  • обстоятельства наступления уголовной ответственности медицинских работников в связи с выполнением своих должностных и профессиональных обязанностей;

уметь:

  • констатировать факт наступления смерти и установить давность наступления смерти при осмотре трупа на месте происшествия (обнаружения);

  • описать телесные повреждения (при осмотре трупа или экспертизе живого лица);

  • применять отдельные методики исследования объектов судебно-медицинской экспертизы;

  • дать оценку и предупредить наиболее типичные нарушения правовых взаимоотношений врач – пациент, врач – руководитель учреждения и др.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • изучение постановлений (определений) судебно-следственных органов, медицинской документации и составление плана проведения судебно-медицинской экспертизы трупа;

  • составление «Заключения эксперта» на основании экспертизы трупа и потерпевшего. Самостоятельно оформленное и представленное каждым студентом преподавателю «Заключение эксперта» рекомендуется детально разобрать на занятии при активном участии всей группы;

  • решение ситуационных задач, оформленных в виде извлечений из материалов уголовных или гражданских дел ;

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации (примерная тематика рефератов приведена в информационно-методической части программы);

  • работу по подготовке и составлению устных (стендовых) сообщений;

  • участие в студенческой научно-исследовательской работе: целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки, проведение учебных научных исследований;

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях.

Обучение рекомендуется организовать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, показа учебных фильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения образования и Internet.

Чтение лекций предусматривает систематизированное изложение разделов судебной медицины на уровне современных научных знаний, теоретически обобщающих и расширяющих возможности экспертной практики. Лекции необходимо иллюстрировать практическими примерами.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса или выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.

Для изучения дисциплины предусмотрено 122 часа, из них 65 часов аудиторных занятий, в т.ч. 20 часов лекций и 45 часов практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме экзамена (10 семестр).


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

^ 1. Дисциплина «Судебная медицина». Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

2

5

^ 2. Судебно-медицинская танатология

4

5

2.1. Умирание и смерть. Трупные изменения. Судебно-медицинская экспертиза трупа (демонстрационное вскрытие).

Скоропостижная смерть, ее особенности в детском возрасте. Судебно-медицинская экспертиза трупов новорожденных и детей

2

5

2.2. Осмотр трупа на месте происшествия (обнаружения)

2

^ 3. Документация судебно-медицинской экспертизы

-

5

4. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений

6

10

4.1. Общие вопросы судебно-медицинской травматологии. Повреждения тупыми твердыми предметами

2

5

4.2. Транспортная травма. Особенности детского травматизма и его профилактика

2

4.3. Повреждения острыми предметами. Огнестрельные повреждения

2

5

^ 5. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания и воздействия физических факторов

2

5

5.1. Механическая асфиксия. Особенности течения различных форм кислородного голодания в детском возрасте

2

5

5.2. Повреждения от действия высокой и низкой температур. Повреждения от действия других физических факторов

-

^ 6. Судебно-медицинская токсикология

2

5

7. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

2

-

^ 8. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Особенности судебно-медицинской экспертизы у детей в случаях черепно-мозговой травмы и половых преступлений

-

5

^ 9. Профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников

2

5

Всего часов

20

45


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


1. Дисциплина «Судебная медицина». Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

Судебная медицина, ее содержание и задачи. Судебно-медицинская экспертиза. Связь судебной медицины с другими науками. Методы исследования в судебной медицине. Место судебной медицины в системе высшего медицинского образования.

Возникновение судебной медицины и краткая история ее развития. Основные этапы развития судебной медицины в дореволюционной России, в СССР, в Республике Беларусь. Выдающиеся деятели отечественной судебной медицины: С.А.Громов, Я.А.Чистович, П.А.Минаков, Н.С.Бокариус, Н.В.Попов, М.И.Райский, М.И.Авдеев, В.Ф.Черваков, В.М.Смольянинов, А.П.Громов и др., их вклад в развитие теории и практики. Основоположники судебной медицины в Республике Беларусь. Основные аспекты развития судебной медицины в Республике Беларусь после распада СССР.

Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

Понятие о законах и их задачах в государстве, о преступлениях и проступках. Законодательные и ведомственные источники, регламентирующие деятельность государственного судебно-медицинского эксперта в Республике Беларусь. Виды практической деятельности судебного медика.

Определение понятий «эксперт» и «судебно-медицинская экспертиза». Цель, задачи и объекты судебно-медицинских экспертиз. Виды медицинских судебных экспертиз. Основания и порядок назначения и проведения экспертизы. Случаи обязательного назначения и проведения медицинских судебных экспертиз. Права и обязанности государственного медицинского судебного эксперта. Процессуальные основания для отвода эксперта. Пределы компетенции судебно- медицинского эксперта. Экспертиза на предварительном следствии и в судебном заседании. Участие судебно-медицинского специалиста в следственных действиях (осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, следственном эксперименте и др.).

Организация и структура Государственной службы медицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.1993г. №474 «О Государственной судебно-медицинской экспертизе Республики Беларусь». Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.1997г №112 «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения». Указ Президента Республики Беларусь от 06.11.1998г №532 «О Белорусской государственной службе судебно-медицинской экспертизы». Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2001г. №808 «О Государственной службе медицинских судебных экспертиз».

Государственная служба медицинских судебных экспертиз: основные задачи, кадровое обеспечение, подчиненность. Структура Государственной службы медицинских судебных экспертиз, ее должностные лица, их права и обязанности. Структура регионального управления Государственной службы медицинских судебных экспертиз.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Значение Государственной службы медицинских судебных экспертиз в борьбе с преступностью, защите конституционных прав и законных интересов граждан, а также в улучшении качества оказания медицинской помощи населению.

Основные направления сотрудничества Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь с судебно-медицинскими службами государств – членов СНГ. Государственное учреждение образования «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз», основные направления и формы его деятельности.


^ 2. Судебно-медицинская танатология

2.1. Умирание и смерть. Трупные изменения. Судебно-медицинская экспертиза трупа (демонстрационное вскрытие). Скоропостижная смерть, ее особенности в детском возрасте. Судебно – медицинская экспертиза трупов новорожденных и детей

Умирание и смерть

Учение о смерти. Терминальные состояния и их судебно-медицинское значение. Клиническая и биологическая смерть. Констатация факта смерти, ее вероятные признаки, их определение и судебно-медицинское значение. Достоверные признаки смерти. Темп умирания. Морфология острой (быстрой) смерти и агональной (медленной). Использование трупных органов и тканей для трансплантации. Правовые, морально-этические и медицинские аспекты реанимации и трансплантации. Судебно-медицинская оценка повреждений при реанимации.

Понятие о причине и генезе смерти.

Судебно-медицинская классификация смерти (категория, род, вид смерти).

Трупные изменения

Изменения, наступающие в органах и тканях после смерти, их судебно-медицинское значение. Реакция скелетных мышц на механическое и электрическое раздражение. Реакция зрачка на химическое раздражение. Другие суправитальные реакции, их значение при определении давности смерти.

Ранние трупные изменения. Охлаждение трупа, термометрия трупа. Явления частичного (местного) высыхания. Трупные пятна, стадии и сроки их развития. Методы исследования. Мышечное окоченение, механизмы и сроки его развития. Аутолиз. Использование ранних трупных изменений для определения давности смерти и решения других экспертных вопросов.

Поздние трупные изменения. Гниение трупа. Влияние условий среды и других факторов на течение процессов гниения. Трупная фауна. Консервирующие формы поздних трупных изменений: мумификация, жировоск, торфяное дубление. Повреждения и разрушения трупов животными, насекомыми, растениями. Судебно-медицинское значение поздних трупных изменений.

Способы искусственной консервации трупов.

Судебно-медицинская экспертиза трупов (демонстрационное вскрытие)

Поводы к судебно-медицинской экспертизе трупа. Отличия судебно-медицинской экспертизы трупа от его патологоанатомического исследования. «Правила судебно-медицинской экспертизы трупа в Республике Беларусь» (1991г.). Методики извлечения и исследования внутренних органов и головного мозга. Документация судебно-медицинской экспертизы трупа: «Заключение эксперта», его структура и содержание.

Особенности экспертизы трупов иностранных граждан. «Инструкция о порядке производства судебно-медицинской экспертизы трупов иностранных граждан в Республике Беларусь» (1999г.). Особенности экспертизы расчлененных трупов, скелетированных трупов и костных останков. Методы установления личности трупа. Особенности экспертизы трупов неизвестных лиц.

Эксгумация, экспертиза эксгумированного трупа. Реставрация трупов. Вопросы, разрешаемые при основных видах насильственной смерти. Установление причины и генеза смерти.

Диагностика действовавшего внешнего фактора и условий его воздействия. Отличие прижизненных повреждений от посмертных. Способность к активным действиям при смертельных ранениях.

Принципы построения судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов. Требования, предъявляемые к выводам эксперта. Судебно-медицинские клинико-анатомические конференции: основные задачи и формы конференций.

Скоропостижная смерть, ее особенности в детском возрасте

Скоропостижная смерть, ее причины. Факторы, способствующие наступлению скоропостижной смерти взрослых и детей. Наиболее часто встречающиеся заболевания, приводящие к скоропостижной смерти в различном возрасте.

Скоропостижная смерть от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и их осложнения как причины скоропостижной смерти. Скоропостижная смерть от заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы. Скоропостижная смерть от инфекционных заболеваний, санитарно-эпидемиологическое значение этого вида смерти. Особенности вскрытия трупа при подозрении на смерть от особо опасных инфекций и синдрома приобретённого иммунного дефицита. Особенности скоропостижной смерти в детском возрасте.

Лабораторные методы исследования при экспертизе трупов в случаях скоропостижной смерти. Значение материалов судебно-медицинской экспертизы скоропостижной смерти для повышения качества медицинской помощи населению.

Судебно – медицинская экспертиза трупов новорожденных и детей

Основные вопросы, разрешаемые при экспертизе трупов новорожденных. Установление новорожденности, доношенности, зрелости, живорожденности, жизнеспособности и продолжительности жизни после родов. «Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения и перинатального периода» (1993г.). Особенности техники вскрытия трупа новорожденного. Методика исследования пуповины и последа в экспертной практике, разрешаемые вопросы. Причины ненасильственной смерти плодов и новорожденных до родов, во время и после родов. Насильственная смерть, ее причины. Детоубийство: определение понятия, виды.

Особенности судебно-медицинской экспертизы скоропостижной смерти детей.

^ 2.2. Осмотр трупа на месте происшествия (обнаружения)

Определение понятия и правовая регламентация осмотра места происшествия. Организация осмотра, его участники. Поводы и основания к осмотру места происшествия, основные цели осмотра. Случаи обязательного участия государственного медицинского судебного эксперта или иного врача-специалиста в осмотре места происшествия. Стадии осмотра: статическая и динамическая. Этапы осмотра места происшествия. Основные задачи государственного медицинского судебного эксперта или врача-специалиста при наружном осмотре трупа на месте происшествия (обнаружения). Порядок и методика осмотра трупа. Помощь следователю в обнаружении, изъятии, упаковке и направлении на исследование вещественных доказательств биологического происхождения.

Особенности осмотра трупа при некоторых видах смерти. Документация осмотра места происшествия. «Правила работы государственного судебно-медицинского эксперта при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь» (1999г.).


^ 3. Документация судебно-медицинской экспертизы

Содержание и составные части «Заключения эксперта» при экспертизе трупа и живого лица. Требования, предъявляемые к выводам эксперта.

Порядок передачи «Заключения эксперта» следственным и судебным органам.


^ 4. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений

4.1. Общие вопросы судебно-медицинской травматологии. Повреждения тупыми твердыми предметами

Общие вопросы судебно – медицинской травматологии

Определение понятия «телесное повреждение». Основные классификации повреждений (по повреждающему фактору, характеру и степени тяжести). Травматизм и его виды. Причины травматизма. Значение судебно-медицинских экспертиз в профилактике различных видов травматизма.

Механические повреждения и их морфологическая характеристика: ссадины, кровоподтеки, раны, вывихи, переломы, разрывы и отрывы органов, отделения и размозжения частей тела.

Осложнения повреждений, их морфологическая характеристика. Обострения заболеваний в связи с травмой. Причины и генез смерти при механических повреждениях. Определение прижизненного и посмертного происхождения травмы. Способность к самостоятельным действиям смертельно раненых. Признаки причинения повреждений самим потерпевшим. Задачи и методы исследования повреждений в судебной медицине. Основные вопросы, разрешаемые при экспертизе механических повреждений. Методика описания телесных повреждений.

Повреждения тупыми твердыми предметами

Определение понятия и классификация тупых предметов. Механизм действия тупых предметов на тело человека и характер причиняемых повреждений. Повреждения, причиняемые частями тела человека (рукой, ногой, зубами). Повреждения, наносимые предметами, находящимися в руке человека. Виды ран, причиняемых тупыми предметами. Характеристика ушибленной раны. Виды повреждений челюстей и зубов от действия тупых предметов. Характеристика укушенной раны. Возможности определения вида тупого предмета и механизма его действия по особенностям повреждений на теле и одежде потерпевшего человека.

Повреждения при падении на плоскости и с различной высоты; падение на лестничном марше.

^ 4.2. Транспортная травма. Особенности детского травматизма и его профилактика

Общая характеристика современной транспортной травмы и ее виды. Значение судебно-медицинских экспертиз при расследовании транспортных происшествий.

Автомобильная травма и ее виды. Механизмы образования и особенности повреждений при основных видах автомобильной травмы. Особенности автомобильной травмы в детском возрасте. Особенности осмотра места автотранспортного происшествия. Значение судебно-медицинской экспертизы для расследования автодорожных происшествий.

Железнодорожная травма, ее виды, характер повреждений.

Мотоциклетная травма. Тракторная травма. Судебно-медицинская экспертиза повреждений водным транспортом.

Авиационная травма и ее виды. Особенности судебно-медицинской экспертизы и ее значение для выяснения причин авиационных происшествий.

^ 4.3. Повреждения острыми предметами. Огнестрельные повреждения

Повреждения острыми предметами

Определение понятия и классификация острых предметов. Механизмы действия острых предметов. Виды повреждений и их морфологические особенности. Дифференциальная диагностика ран от действия острых предметов. Возможности установления видов острых предметов и механизмов их действия по особенностям повреждений на теле и одежде потерпевшего человека.

Огнестрельные повреждения

Огнестрельное оружие и его виды. Боеприпасы. Механизм выстрела, дополнительные факторы выстрела. Виды действия пули. Феномен Виноградова.

Признаки повреждений при выстрелах с различного расстояния. Признаки выстрела в упор. Следы «близкого» выстрела на одежде, теле, их значение и методы распознавания. Пулевые ранения с «неблизкого» расстояния. Диагностика входной и выходной пулевых ран, определение направления раневого канала в теле. Слепые, сквозные, опоясывающие и касательные ранения. Обнаружение пули и ее значение.

Повреждения дробовым (картечным) зарядом. Повреждения при выстреле холостыми патронами. Особенности огнестрельных повреждений при выстреле из газового или газово-дробового оружия. Повреждения при выстрелах из атипичного, самодельного и пневматического оружия. Установление последовательности огнестрельных повреждений, возможности причинения огнестрельного ранения самим пострадавшим.

Возможности определения вида оружия по свойствам повреждений на теле и одежде потерпевшего человека.

Взрывная травма, ее особенности и морфологическая характеристика.

Особенности раневой баллистики некоторых современных боеприпасов.


^ 5. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания и воздействия физических факторов

5.1. Механическая асфиксия. Особенности течения различных форм кислородного голодания в детском возрасте

Механическая асфиксия

Понятие о гипоксии и механической асфиксии. Виды механической асфиксии. Стадии механической асфиксии.

Странгуляционная асфиксия: повешение, удавление петлей, удавление руками. Петли и их виды, варианты расположения на шее. Генез смерти при сдавлении шеи петлей. Странгуляционная борозда при повешении и удавлении петлей. Определение прижизненности странгуляционной борозды. Судебно-медицинская диагностика удавления руками.

Компрессионная асфиксия: сдавление грудной клетки и живота, особенности танатогенеза; морфологические признаки.

Обтурационная асфиксия: закрытие отверстий носа и рта, просвета дыхательных путей инородными предметами, сыпучими телами, желудочным содержимым, кровью.

Утопление, его виды, судебно-медицинская диагностика. Влияние вида утопления на его морфологическую картину. Лабораторные методы исследования при диагностике утопления. Смерть в воде, определение понятия, основные причины. Повреждения на трупах, извлеченных из воды. Определение продолжительности и признаки пребывания трупа в воде.

Смерть в замкнутом пространстве при недостатке кислорода.

Особенности течения различных форм кислородного голодания в детском возрасте

Особенности танатогенеза и секционной диагностики повешения, утопления, закрытия отверстий рта и носа и других видов механической асфиксии в детском возрасте.

^ 5.2.Повреждения от действия высокой и низкой температур. Повреждения от действия других физических факторов

Повреждения от действия высокой и низкой температур

Местное и общее действие высокой температуры. Ожоги. Ожоговая болезнь. Исходы ожогов. Вопросы, решаемые при экспертизе ожогов. Определение повреждающего фактора, площади и степени ожогов. Дифференциальная диагностика ожогов от действия пламени и горячей жидкости.

Экспертиза трупов, обнаруженных в очаге пожара. Определение прижизненности действия пламени. Сожжение трупов.

Общее действие высокой температуры на организм. Тепловой и солнечный удары, танатогенез, секционная диагностика.

Общее и местное действие низкой температуры. Смерть от общего охлаждения организма и ее признаки на трупе. Отморожения, их степени, морфологическая характеристика. Условия, способствующие смерти от общего охлаждения. Замерзание трупов.

Повреждения от действия других физических факторов

Электротравма. Механизмы действия электрического тока на организм. Условия, влияющие на исход электротравмы. Морфология электротравмы: электрометки, электрические ожоги, механические повреждения. Генез смерти при электротравме. Особенности осмотра места происшествия и судебно-медицинской экспертизы в случаях поражения бытовым и техническим электричеством. Поражения молнией, танатогенез, секционная диагностика.

Действие повышенного и пониженного давления газовой среды на организм. Расстройство здоровья и смерть при изменениях парциального давления газов. Декомпрессионная (кессонная) болезнь. Горная (высотная) болезнь. Секционная диагностика газовой эмболии и пневмоторакса.

Действие ионизирующего излучения на организм. Острая и хроническая лучевая болезнь, особенности исследования трупа. Местные радиационные поражения.


^ 6. Судебно-медицинская токсикология

Понятие о ядах, их судебно-медицинская классификация. Отравления, их происхождение и течение

Понятие о ядах. Судебно-медицинская классификация ядов. Отравления, их происхождение. Зависимость течения отравлений от свойств ядов, условий их введения и действия, а также индивидуальных особенностей организма и окружающей среды. Привыкание к ядам. Течение отравлений.

Наркомания и токсикомания

Наркомания и токсикомания. Медицинское и правовое понятие наркотических средств, патофизиологическая классификация. Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и подростков.

Особенности осмотра места происшествия при подозрении на смерть от отравлений. Основные этапы судебно-медицинской экспертизы отравлений

Особенности осмотра места происшествия при подозрении на смерть от отравления. Судебно-медицинское распознавание отравлений. Вопросы, разрешаемые при экспертизе отравлений. Основные этапы судебно-медицинской экспертизы отравлений: анализ материалов дела и медицинских документов, исследование трупа, проведение лабораторных исследований. Взятие материала для судебно-химического, биохимического, гистологического, ботанического и других исследований, оценка результатов исследования.

Характеристика смертельных отравлений

Характеристика смертельных отравлений кислотами и щелочами; солями тяжелых металлов и мышьяком; монооксидом углерода и другими ядами, изменяющими состав и свойства крови; этиленгликолем, дихлорэтаном и другими техническими жидкостями; фосфорорганическими и другими ядохимикатами; ядами общефункционального действия (цианидами, сероводородом, углекислым газом); лекарственными средствами.

Отравление этиловым спиртом и спиртосодержащими жидкостями. Действие этилового спирта на организм. Особенности влияния алкоголя на детский организм. Профилактика употребления алкоголя среди детей и подростков. Судебно-медицинская диагностика смерти от алкогольной интоксикации. Значение количественного определения алкоголя в крови, в моче и других жидкостях, органах и тканях для диагностики отравления. Отравление метиловым спиртом.

Пищевые отравления, классификация, особенности судебно-медицинской экспертизы.


^ 7.Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

Понятие о вещественных доказательствах, их выявление и изъятие

Понятие о вещественных доказательствах. Вещественные доказательства, подлежащие судебно-медицинской экспертизе. Основные нормативные документы, регламентирующие производство экспертиз вещественных доказательств. Правила производства судебно-биологических, судебно-гистологических, медико-криминалистических и судебно-химических экспертиз в Республике Беларусь. Выявление, изъятие вещественных доказательств, их упаковка и направление на исследование: роль и задачи государственного медицинского судебного эксперта. Классификация следов крови по форме и механизму их образования. Принципы определения наличия крови, ее половой, видовой и групповой принадлежности. Другие вопросы, разрешаемые при экспертизе крови.

Принципы и возможности экспертизы вещественных доказательств

Принципы и возможности экспертизы спермы, слюны, волос и других биологических объектов. Вопросы, разрешаемые при экспертизе, основные методы исследования.

Судебно-медицинские цитологические исследования.

Медико-криминалистические исследования в судебной медицине. Значение естественных и индивидуальных особенностей зубов, а также их патологии и следов лечения для установления возраста, пола и идентификации личности.


^ 8. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Особенности судебно-медицинской экспертизы у детей в случаях черепно-мозговой травмы и половых преступлений

Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц. Экспертиза характера и тяжести телесных повреждений

Поводы к судебно-медицинской экспертизе потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, ее организация и проведение.

Экспертиза определения степени тяжести телесных повреждений. Юридическая классификация телесных повреждений по степени тяжести. Критерии тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений. «Правила судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь» (1999г.). Методика проведения экспертизы, разрешаемые вопросы. Методические принципы экспертизы степени тяжести телесных повреждений в случаях черепно-мозговой травмы у живых лиц.

Особенности экспертизы степени тяжести повреждений при травме челюстей и зубов.

Судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья

Симуляция, аггравация, диссимуляция, искусственные болезни, членовредительство. Значение для этого вида экспертизы медицинских документов, следственных материалов, исследования вещественных доказательств и воспроизведения условий, при которых причинено повреждение. Экспертиза по поводу заражения венерическими болезнями и ВИЧ-инфекцией.

Судебно-медицинское установление возраста: поводы, методика проведения экспертизы. Особенности установления возраста у детей.

Судебно-медицинская экспертиза спорных половых состояний и при половых преступлениях

Половые преступления, предусмотренные УК Республики Беларусь. Особенности проведения экспертиз по вопросам пола и половых преступлений. «Правила судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы» и «Правила судебно-медицинской экспертизы половых состояний мужчин».

Методика проведения экспертизы в случаях изнасилования, разрешаемые вопросы.

Экспертиза в случаях мужеложства, разрешаемые вопросы.

Экспертиза по установлению беременности, бывших родов и аборта. Криминальный аборт. Особенности и значение осмотра места происшествия в связи с внебольничным абортом. Методика освидетельствования женщин при подозрении на криминальный аборт. Судебно-медицинская диагностика смерти при криминальном аборте. Экспертиза спорного отцовства.

Особенности судебно-медицинской экспертизы у детей в случаях черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и половых преступлений

Специфика клинического течения ЧМТ у детей, причины, судебно-медицинское значение. Особенности методики проведения экспертизы при изнасиловании и развратных действиях в детском возрасте.


^ 9. Профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников

Судебно-медицинская экспертиза по материалам следственных и судебных дел

Поводы к назначению экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. Объекты исследования: медицинские документы, заключения медицинских судебных экспертов, протоколы осмотра места происшествия, допросов и др. Организация и методика проведения экспертиз по материалам дела. «Правила производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел в Республике Беларусь» (1999г.).

Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных и должностных правонарушениях медицинских работников

Правовые и морально-этические нормы, регулирующие взаимоотношения между врачом и пациентом. Профессиональные обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. №2435-ХII (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. №363-3). Врачебная тайна: правовые и медицинские аспекты. Последствия нарушений медицинскими работниками деонтологических принципов. Особенности деонтологии в деятельности государственного медицинского судебного эксперта. Ятрогенные заболевания.

Профессиональные и должностные правонарушения медицинских и фармацевтических работников и ответственность за них по УК Республики Беларусь.

Врачебные ошибки и несчастные случаи в медицинской практике.

Организация и проведение экспертизы по делам об уголовной ответственности медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью.

Пределы компетенции экспертной комиссии. Использование материалов данных экспертиз в деле улучшения качества лечебно-профилактической помощи населению.

Медико-правовые аспекты биотрансплантации. Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» от 4 марта 1997г. №28-3 (изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. №207-3).

Правовые аспекты медицинского вмешательства в репродуктивные процессы у человека: искусственное прерывание беременности; искусственное оплодотворение, стерилизация. Суррогатное материнство как вариант репродуктивных технологий. Показания к суррогатному материнству. Правовое регулирование медицинской генетики. Актуальные этико-правовые вопросы клонирования.


^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Атлас по судебной медицине/ А.А.Солохин [и др.] под ред. А.А.Солохина. М.: «Медицина», 1998.512с.

2. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: учебное пособие/ Ю.И.Пиголкин [и др.]. М.: ГЭОТАР-Мед., 2004.624с.

3. Судебная медицина: учебник / под ред. В.Н.Крюкова. 5-е изд., доп. М.: ОАО «Медицина», 2006. 448с.

4. Судебная медицина: учебник / под ред. Ю.И.Пиголкина. 2-е изд., доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.448c.


Дополнительная:

5. Барсегянц Л.О. Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств.- М.: Медицина, 2005. 448с.

6. Организация и производство медицинских судебных экспертиз. Инструкции и методические указания: сборник нормативных документов. т.1

/ под ред. Ю.А. Гусакова. Мн.: Белсудмедобеспечение, 2003. 222с.

7. Осмотр трупа на месте его обнаружения: руководство для врачей / под ред. А.А. Матышева. Л.: Медицина, 1989. 264с.

8. Пашинян Г.А. Судебная медицина в схемах и рисунках: учебное пособие / Г.А. Пашинян, П.О.Ромодановский. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 336с.

9. Попов В.Л. Судебная медицина: практикум: СПб.: Питер, 2001.

320 с.

10. Пучков Г.Ф. Судебно-медицинская танатология и экспертиза трупа: учебное пособие / Г.Ф.Пучков, Ю.В. Кухарьков, А.Е. Гучок. Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2003. 160с.

11. Руководство по судебно-медицинской экспертизе отравлений / Р.В.Бережной [и др.]. М.: Медицина, 1980. 424с.

12. Сборник нормативных документов Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы. т.1.: Минск, 1999. 192с.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Оценка результатов учебной деятельности на экзамене, дифференцированном зачете и зачете определяется полнотой освоения студентом дисциплины в соответствии с программой, о чем экзаменатор составляет суждение на основании анализа ответов на вопросы экзаменационного билета или контрольные вопросы (в случае зачета ).

^ 10 баллов – десять - ставится, если студент:

- знает дисциплину в полном объеме;

- дает исчерпывающие ответы на все вопросы билета и на дополнительные вопросы, выделяя при этом самые существенные положения;

- приводит точные и ясные определения различных понятий;

- не испытывает затруднений при изменении формулировки вопроса;

- демонстрирует стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- активен на практических занятиях;

- безупречно знает лекционный материал.

^ 9 баллов – девять - ставится, если студент:

- знает дисциплину в полном объеме;

- дает полные ответы на все вопросы билета и дополнительные вопросы;

- приводит правильные определения различных понятий;

- демонстрирует стилистически грамотное, логически правильное изложение ответов на все вопросы;

- активен на практических занятиях;

- в полном объеме знает лекционный материал.

^ 8 баллов – восемь - ставится, если студент:

- хорошо ориентируется в материале дисциплины;

- дает не вполне исчерпывающие ответы, но на дополнительные вопросы отвечает без затруднений;

- излагает ответы стилистически грамотно и логически правильно;

- усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованную учебной программой дисциплины;

- активен на практических занятиях;

- хорошо знает лекционный материал.

^ 7 баллов – семь - ставится, если студент:

- хорошо ориентируется в материале дисциплины;

- дает неполные ответы на вопросы билета, но на дополнительные вопросы отвечает без существенных затруднений;

- усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендуемую учебной программой дисциплины;

- активен на практических занятиях;

- хорошо знает лекционный материал.

^ 6 баллов – шесть - ставится, если студент:

- неуверенно ориентируется в материале дисциплины;

- затрудняется самостоятельно формулировать ответы без наводящих вопросов экзаменатора;

- дает, в основном, правильные ответы на дополнительные вопросы;

- усвоил наиболее важные литературные источники, рекомендованные учебной программой дисциплины;

- знает наиболее важные темы лекционного курса;

- хорошо выполняет практические задания.

^ 5 баллов – пять - ставится, если студент:

- неуверенно ориентируется в материале дисциплины;

- не может самостоятельно формулировать ответы без наводящих вопросов экзаменатора;

- дает неполные ответы на дополнительные вопросы;

- усвоил наиболее важные литературные источники, рекомендованные учебной программой дисциплины;

- знает наиболее важные темы лекционного курса;

- без существенных ошибок выполняет практические задания.

^ 4 балла – четыре, ЗАЧТЕНО - ставится, если студент:

- неуверенно ориентируется в материале дисциплины;

- не знает отдельных положений, входящих в содержание наиболее важных разделов дисциплины;

- недостаточно полно освоил лекционный материал;

- дает в основном правильные ответы на большинство дополнительных вопросов;

- под руководством преподавателя решает стандартные (типовые) задачи.

^ 3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО - ставится, если студент:

- отвечает на большинство вопросов билета или на контрольные вопросы ошибочно;

- не усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендуемую учебной программой дисциплины;

- не умеет использовать научную терминологию дисциплины;

- не знает материал большинства лекций;

- пассивен на практических занятиях.

^ 2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО - ставится, если студент:

- отвечает на все вопросы билета или на контрольные вопросы ошибочно или же с явным непониманием материала дисциплины;

- не может ответить на простейшие дополнительные вопросы;

- не усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендуемую учебной программой дисциплины;

- не знает материала всех лекций;

- пассивен на практических занятиях, имеет низкий уровень исполнения заданий.

^ 1 балл - один, НЕЗАЧТЕНО - ставится, если у студента:

- отсутствуют знания и компетенция в рамках образовательного стандарта;

- в случае отказа от ответа.


^ Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:

  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • контрольные работы;

  • учебные экспертные заключения и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов;

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • графические работы;

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.


Примерная тематика рефератов


1. Установление давности наступления смерти в судебно-медицинской практике.

2. Секционная диагностика различных видов утопления.

3. Значение диатомового планктона в судебно-медицинской диагностике утопления.

4. Дифференциальная диагностика повешения и удавления петлей.

5. Аспирация рвотных масс как один из видов обтурационной механической асфиксии.

6. Установление прижизненности странгуляционной борозды.

7. Особенности течения различных форм кислородного голодания в детском возрасте.

8. Смерть в воде: причины и секционная диагностика.

9. Повреждения при столкновении автомашины с человеком (наезд).

10. Признаки переезда колесом (колесами) автомобильного транспорта.

11. Травма внутри автомашины.

12. Секционная диагностика переезда колесом (колесами) железнодорожного транспорта.

13. Механизм и морфологическая характеристика травмы при падении из движущейся автомашины.

14. Особенности детского транспортного травматизма и его профилактика.

15. Идентификация режущих орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

16. Идентификация колюще-режущих орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

17. Идентификация пилящих орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

18. Идентификация рубящих орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

19. Идентификация колющих орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

20. Морфологические признаки повреждений, причиненных осколками стекла.

21. Судебно-медицинская диагностика падения на плоскости.

22. Морфологические признаки травмы от падения с высоты.

23. Морфологические признаки повреждений при выстреле с близкой дистанции.

24. Морфологические признаки повреждений при выстреле с неблизкой дистанции.

25. Морфологические признаки повреждений при выстреле в упор.

26. Особенности повреждений при выстреле из дробового оружия.

27. Определение расстояния выстрела из огнестрельного оружия.

28. Судебно-медицинская диагностика взрывной травмы.

29. Действие пламени: судебно-медицинское установление прижизненного и посмертного характера травмы.

30. Диагностика смерти от действия низкой температуры.

31. Судебно-медицинское установление смерти от действия технического электричества.

32. Судебно-медицинское установление смерти от действия атмосферного электричества.

33. Секционная диагностика отравлений органическими кислотами.

34. Секционная диагностика отравлений неорганическими кислотами.

35. Секционная диагностика отравлений щелочами.

36. Особенности судебно-медицинской экспертизы отравлений в детском возрасте.

37. Судебно-медицинская экспертиза при половых преступлениях.

38. Критерии определения степени тяжести телесных повреждений при различных видах черепно-мозговой травмы.

39.Судебно – медицинская экспертиза у детей в случаях черепно – мозговой травмы и половых преступлений.

40. Скоропостижная смерть от ишемической болезни сердца в судебно-медицинской практике.

41. Особенности судебно-медицинской экспертизы трупов новорожденных и детей раннего возраста.

42. Судебно-медицинское установление живо- или мертворожденности плода.

43. Судебно-медицинская экспертиза возраста.

44. Генетические методы исследования в судебной медицине.

45. Ответственность медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью.

46. Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы по делам о привлечении медицинских работников к уголовной ответственности в связи с их профессиональной деятельностью.


Примерные тестовые задания


Раздел изучаемой дисциплины: «Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений»


^ 1. Классификация телесных повреждений по степени их тяжести в Республике Беларусь (множественный выбор):

тяжкие

средней тяжести

легкие

смертельные

менее тяжкие

2. Автомобильная травма является одним из видов _______________травматизма.

3. Расположение корочки ссадины по отношению к уровню окружающей кожи позволяет установить ________________возникновения повреждения.

^ 4. Какие признаки кровоподтека указывают на давность его происхождения (одиночный выбор):

форма

края

цвет

размеры

5. Рваная рана возникает от (одиночный выбор):

удара

сдавления

растяжения

трения

^ 6. Виды ран, причиняемых тупыми предметами (множественный выбор):

дырчатая

лоскутная

рваная

рубленая

7. Признаки ушибленной раны (множественный выбор):

края ровные

концы закруглены

концы острые

наличие тканевых перемычек

преобладание глубины над шириной

^ 8. Неинфекционные осложнения повреждений, приводящие к смерти (множественный выбор):

бронхопневмония

тромбоэмболия

столбняк

влажная гангрена

травматический токсикоз

^ 9. Виды шока (множественный выбор):

гиповолемический

токсический

травматический

гиперволемический

кардиогенный

10. Микроскопическими признаками прижизненности повреждений являются (множественный выбор):

артериальное полнокровие

венозное полнокровие

лейкоцитарная инфильтрация

сгущение крови

гемолиз эритроцитов

^ 11. Признаки повреждений, нанесенных собственной рукой (множественный выбор):

доступная локализация повреждений

однотипный анатомический характер повреждений

наличие прижизненных и посмертных повреждений

поверхностный характер повреждений

наличие повреждений, различных по их анатомическому характеру

^ 12. Какова давность возникновения ссадины, если корочка ее расположена на уровне окружающей кожи (одиночный выбор):

до 12 часов

до 1 суток

до 2 суток

до 3 суток

^ 13. Ушибленная рана возникает от (одиночный выбор):

удара

сдавления

растяжения

трения

14. Механизм действия тупых предметов (множественный выбор):

прокол

трение

сдавление

рассечение

растяжение

^ 15. Повреждения, причиняемые частями тела человека (рукой, ногой, зубами) (одиночный выбор):

общее сотрясение тела

отрывы органов

кровоподтеки

размятие тканей

^ 16. Непрямые переломы костей позволяют судить о (одиночный выбор):

свойствах травмирующего предмета

механизме действия травмирующего предмета

прижизненности травмы

давности травмы

17. Установите соответствие между видом травматического воздействия и анатомическим характером повреждения при падении человека на плоскости с ударом задней поверхностью тела. Дополнительная инструкция: каждый элемент правого столбца может быть использован только один раз.

удар изолированные трещины орбитальной

противоудар части глазницы

ударная деформация черепа ушиб полюсов лобных долей головного

мозга

линейный перелом затылочной кости

^ 18. Повреждения, характерные для падения на плоскости (множественный выбор):

явление противоудара в головном мозге

общее сотрясение тела

признаки скольжения тела по твердой поверхности

локализация кровоподтеков на выступающих частях тела

отрывы внутренних органов

^ 19. Установите правильную последовательность этапов травматизации при падении человека с высоты на стопы с последующим вторичным ударом задней поверхностью тела :

общее сотрясение тела

удар подошвенной поверхностью стоп

удар задней поверхностью локтевых суставов

удар ягодицами

удар затылочной областью

удар спиной

^ 20. Морфологическая характеристика черепно-мозговой травмы при падении с высоты на голову (множественный выбор):

дырчатый перелом свода черепа

многооскольчатый перелом свода черепа

радиальные переломы свода черепа

террасовидный перелом свода черепа

^ 21. Признаки общего сотрясения тела при падении с высоты (одиночный выбор):

кровоподтеки

ссадины

симметричные кровоизлияния в корни легких

размозжение внутренних органов

^ 22. Комплексы повреждений, наблюдаемые при падении с высоты (множественный выбор):

местные первичные

комбинированные

отдаленные

сочетанные

конкурирующие

^ 23. Установите правильную последовательность фаз травматизации тела при падении человека на лестничном марше:

удар о ступени задней поверхностью туловища

удар о ступени головой

вращение тела вокруг оси, проходящей через подошвенную поверхность

стопы (стоп)

скольжение тела по ступеням

удар о ступени верхними конечностями

24. Полоса давления является признаком _________________травмы.

25. Виды автомобильной травмы (множественный выбор):

наезд автомобиля

опрокидывание автомобиля

переезд колесами автомобиля

столкновение автомобилей

деформация автомобиля

^ 26. Механизм травматизации тела при столкновении автомобиля с человеком (наезде) состоит из (множественный выбор):

удара выступающими частями автомобиля

удара колесом

сдавления тела

падения тела на дорожное покрытие

протаскивания тела

^ 27. Установите соответствие между фазой наезда автомобиля на человека и анатомическим характером повреждения. Дополнительная инструкция: каждый элемент правого столбца может быть использован однократно.

удар выступающими частями автомобиля очаговые кровоизлияния в

ворота

общее сотрясение тела почек и селезенки

падение с ударом тела о дорожное бампер-перелом

покрытие перелом ключицы

скольжение тела по дорожному покрытию обширные осаднения кожи

спины

^ 28. Установите соответствие между фазой переезда колесом автомобиля и анатомическим характером повреждения. Дополнительная инструкция: каждый элемент правого столбца может быть использован однократно.

удар колесом отпечаток протектора

трение колеса о тело. первичный «щипок»

сдавление тела колесом кровоподтек

^ 29. Повреждения, характерные для железнодорожной травмы (множественный выбор):

кровоподтеки

ссадины

полоса давления

полосы обтирания

травматическая ампутация конечности

размятие тела

30. Разгерметизация самолета на большой высоте приводит к смерти пассажиров от ______________.


Раздел изучаемой дисциплины: «Судебно-медицинская токсикология»

  1. ^ Установите смысловые соответствия. Дополнительная инструкция: каждый элемент из правого столбца может быть выбран однократно.

едкий яд фенол

деструктивный яд мышьяковистый ангидрид

гемотропный яд анилин

функциональный яд сероводород

2. Образование в организме более токсичного вещества из введенных ядов составляет сущность понятия_________________________.

  1. Установите смысловые соответствия между веществом и его местом в патофизиологической классификации наркотических и психотропных веществ:

седативного действия метадон

психостимулятор амфетамин

действующий на эмоциональную сферу марихуана

галлюциноген диэтиламид лизергиновой

кислоты

^ 4. Мидриаз наблюдается при отравлениях (множественный выбор):

метанолом

беленой (дурманом)

ботулиническим токсином

цианидами

  1. Трупные пятна и кровь коричнево-синюшного цвета наблюдается

при отравлениях:

анилином

барбитуратами

угарным газом

бензолом

  1. ^ Установите смысловые соответствия между ядом и характерным

запахом, определяющимся при отравлении данным ядом. Дополнительная инструкция: каждый элемент из правого столбца может быть выбран однократно.

соединения мышьяка запах чеснока

цианиды запах горького миндалля

тетраэтилсвинец запах прелых яблок

дихлорэтан запах сушеных грибов

  1. ^ Для консервации объектов, взятых для судебно-химического

анализа, можно применять (одиночный выбор):

10% раствор формалина

40% раствор формалина

этанол

метанол

глицерин

  1. ^ Какие из перечисленных веществ относятся к едким ядам

(множественный выбор)?

перекись водорода

формальдегид

соединения ртути

фенол

раствор Люголя

  1. ^ Для отравления какой кислотой характерно поражение зубной

эмали с образованием мелких дефектов и тускло-желтоватое ее окрашивание (одиночный выбор)?

карболовая кислота

азотная кислота

плавиковая кислота

серная кислота

  1. ^ При остром отравлении мышьяком выделяют следующие формы

(множественный выбор):

паралитическую

токсемическую

желудочно-кишечную

кумулятивную

  1. ^ Для определения концентрации карбоксигемоглобина в крови

используется (одиночный выбор):

биохимическое исследование -спектральный анализ

спектрографическое исследование

газохроматографическое исследование

фотокалориметрическое исследование

  1. ^ Для отравления какими веществами характерна

метгемоглобинемия (множественный выбор)?

нитробензол

анилин

сулема

каломель

  1. Одним из продуктов биотрансформации этиленгликоля в

организме человека является (одиночный выбор):

ацетальдегид

щавелевая кислота

муравьиная кислота

ацетон

  1. ^ Укажите возможные механизмы действия на организм человека

фосфорорганических соединений (одиночный выбор):

блокирование сульфгидрильных групп

ингибирование цитохромоксидазы

образование свободных радикалов

угнетение холинэстеразы

  1. ^ Какие вещества являются антидотами при отравлении

цианистыми соединениями (множественный выбор)?

этиловый спирт

метгемоглобинобразующие вещества

атропин

глюкоза

^ 16. Смертельная доза этилового спирта при пероральном его

введении для взрослого человека составляет (одиночный выбор):


1-3 мл/кг

6-8 мл/кг

10-12 мл/кг

14-16 мл/кг

^ 17. Какая концентрация этилового спирта в крови у живых лиц

соответствует средней степени алкогольного опьянения (одиночный


выбор)?

0,5-1,0‰

0,5-1,5‰

1,5-2,0‰

1,5-2,5‰

1,5-3,0‰

^ 18. При отравлении метиловым спиртом характерным клиническим

признаком является (одиночный выбор):


потеря слуха

потеря зрения

повышение температуры тела до субфебрильных цифр

галлюцинации

^ 19. Какие микроорганизмы могут быть возбудителями пищевых

интоксикаций (одиночный выбор)?


кишечная палочка

протей

сальмонеллы

стафилококки

^ 20. Алкалоид, отравление которым возникает при употреблении в

пищу семян чилибухи, называется __________________________.


21. Отравление какими грибами сопровождается избирательным

гемолитическим и гепатотропным действием (одиночный выбор):

сатанинскими грибами

бледной поганкой

строчками

мухоморами


Оглавление

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..18

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………19

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ……………………………….………21

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ …………………………………………23




Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество

Чучко Валерий Александрович


Должность, ученая степень, ученое звание

Зав.кафедрой судебной медицины, доктор медицинских наук, профессор







( служебный

' мобильный

E-mail:

(017) 285-66-89, 331-44-75

8-044-731-35-39

[email protected]





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебно-психиатрических
Постановление министерства здравоохранения республики беларусь, министерства внутренних дел республики...
И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon В. А. Кузьмичев, заместитель Главного государственного судебно-медицинского эксперта Республики Беларусь

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon И о. заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации
М. Р. Конорев, и о заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения...
И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения
М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения...
И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Справка по результатам обобщения практики назначения судебных экспертиз

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Учебный план профессиональной переподготовки кадров (ПП) по направлению «рефлексотерапия»

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Учебный план профессиональной переподготовки кадров (ПП) по направлению «лечебная физкультура и спортивная

И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации
Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,...
И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации и и переподготовки
В. И. Козловский, старший преподаватель кафедры фармакологии Учреждения образования «Гродненский...
И переподготовки кадров Государственной службы медицинских судебных экспертиз icon Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы
Целью настоящего обобщения является выявление проблемных вопросов, требующих изучения и разъяснения,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы