Министерство здравоохранения Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Гродненский государственный медицинский университет»
кафедра ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ терапии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВРАЧЕБНОЙ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
для специальностей
I -79 01 01 «Лечебное дело»
I -79 01 05 «Медико-психологическое дело»
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО, МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ)
Гродно 2011
УДК:
ББК
Рекомендовано Центральным научно-методическим совета УО «Гродненский государственный медицинский университет»
Авторы: Л.В.Янковская, заведующая кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;
И.В.Караулько, доцент кафедры поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.
руководитель производственной практики Широкая Н.Е.
Рецензент: Мармыш Г.Г., д.м.н., профессор
Врачебная поликлиническая производственная практика для специальности I-7901 01 «Лечебное дело»: методические рекомендации / – Гродно: ГрГМУ, 2011. – 18с.
В методических рекомендациях изложены требования к усвоению практических навыков и умений, которыми должен овладеть студент за время прохождения врачебной поликлинической практики; особенности оформления отчетной документации; примерные темы УИРС; примерные темы бесед и лекций при проведении санитарно-просветительской работы; контрольные вопросы для дифференциального зачета.
УДК:
ББК
© УО «ГрГМУ», 2011
оглавление
«Гродненский государственный медицинский университет» 1
оглавление 3
^
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная практика в качестве помощника участкового врача для студентов 4 курса лечебного и медико-психологического факультета является обязательной частью подготовки врача по специальности I-79 01 01 «Лечебное дело» и I-79 01 05 «Медико-психологическое дело». Студенты проходят практику после окончания 4 курса при условии сдачи экзамена по факультетской терапии и получении зачета по поликлинической терапии. Они работают в качестве помощника участкового терапевта под руководством и контролем преподавателя-руководителя практики, главного врача поликлиники, заведующего терапевтическим отделением и непосредственно участкового терапевта.
Длительность поликлинической производственной практики - 24 рабочих дня. После окончания практики студенты сдают дифференцированный зачет. Вся выполненная работа документируется.
^
Формирование основ клинического мышления и медицинской деонтологии, получение новых и закрепление известных теоретических знаний по вопросам диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, углубление и совершенствование практических навыков, ознакомление с организацией лечебно-профилактической помощи населению и условиями работы участкового (цехового) терапевта (врача общей практики) в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
^
Ознакомление с организационной структурой поликлиники, терапевтическим участком, отделением дневного пребывания, отделениями профилактики и реабилитации.
Изучение особенностей диагностики и лечения заболеваний внутренних органов в условиях поликлиники.
Формирование умения оптимального выбора тактики обследования пациента, формы и объема оказания помощи больному и дальнейшего наблюдения.
Развитие тенденций к самостоятельной продуктивной деятельности и осмысленное самосовершенствование.
Деонтологическая подготовка (навыки работы с больными разного возраста, образования, профессии, социального положения при быстрой смене пациентов и коротком времени общения).
Дальнейшее изучение вопросов диспансеризации, первичной и вторичной профилактики, реабилитации больных.
Совершенствование преемственности в лечении и наблюдении за больными между стационаром и поликлиникой.
Ознакомление с основными положениями экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности и формирование умения ее определить.
10. Работа с медицинской документацией (структура, назначение, заполнение, исправление ошибок).
^
Специальность
|
Семестр
|
Кол-во недель
|
Кол-во часов
|
Кол-во часов для самост. работы
|
Всего часов
|
Форма
контроля
|
I-79 01 01
«Лечебное дело»
I-79 01 05 «Медико-психологическое дело».
|
8
|
4
|
144
|
72
|
216
|
дифференцированный зачет в 9-ом семестре
|
^
по врачебной поликлинической производственной практике в качестве помощника участкового врача-терапевта, 4 курс
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Объём работы
|
осн.
час
|
доп. час
|
|
^
|
84
|
|
1.1
|
Прием больных (не мене 200 пациентов) и выполнение визитов на дом совместно с участковым врачом (не менее 20 визитов) в течение практики.
|
в процессе работы
|
|
|
^ (при отсутствии в поликлинике отделения профилактики или отделения реабилитации увеличивается амбулаторный прием на соответствующее количество часов.)
|
12
|
|
|
^
|
12
|
|
|
Работа в отделении дневного пребывания (ОДП)
|
12
|
|
|
^ (кардиолог, ревматолог, эндокринолог, инфекционист, пульмонолог, гастроэнтеролог)
|
12
(по 2ч)
|
|
|
^ функциональной диагностики, физиотерапии и лаборатории.
|
6
(по 2ч)
|
|
|
^
|
6
|
|
|
Заполнение медицинской документации: медицинская карта амбулаторного больного, учетные формы диспансерного наблюдения № 131/у и № 30/у, листок и справка временной нетрудоспособности, направление на МРЭК, справка на санаторно-курортное лечение, санаторно-курортная карта
|
в процессе работы
|
|
|
^ желудочно-кишечном кровотечении, приступе стенокардии, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, сердечной астме и отеке легких, анафилактическом шоке.
|
в процессе работы
|
|
|
^ чтение 2-х лекций по здоровому образу жизни пациентам, посещающим поликлинику.
|
в процессе работы
|
10
|
|
Учебно-исследовательская работа (УИРС).
|
|
36
|
|
Ведение отчётной документации: дневник (ежедневно)
|
|
24
|
сводный отчёт (в конце цикла)
|
|
2
|
Всего: 216 часов в т.ч.
|
144 ч
|
72ч
|
СОДЕРЖАНИЕ врачебной поликлинической ПРАКТИКИ
Врачебная поликлиническая производственная практика студентов 4 курса лечебного факультета проводится в соответствии с графиком учебного процесса (июнь-июль) на клинических базах университета, утвержденных МЗРБ (в амбулаторно-поликлинических учреждениях), согласно приказу ректора университета в качестве помощника участкового врача. Студенты работают по 6 часов в день (при 6 дневной рабочей неделе), в случае 5-дневной рабочей недели – 7часов 12 минут в день. Студент не имеет права самостоятельно изменять базу и время прохождения практики.
По прибытии на базу практики студенты предоставляют необходимые документы руководителю организации здравоохранения (главному врачу или его заместителю по лечебной работе), который своим приказом назначает непосредственного руководителя практики (заведующего отделением) и определяет место прохождения практики каждого студента (закрепляет за участковым врачом).
При себе студент должен иметь: направление на практику (оно может оформляться на группу студентов и выдаваться старосте группы), программу практики или методические рекомендации, медицинский халат, сменную обувь, фонендоскоп, “Сводный отчет…” и «Дневник практики…».
На студента-практиканта распространяются правила внутреннего трудового распорядка организации здравоохранения. Студенты подчиняются главному врачу, заведующему отделением, непосредственному руководителю производственной практики на базе, преподавателю, курирующему практику, а также старосте группы. Контроль посещения студентами практики и контроль отработки рабочего времени осуществляет руководитель практики от организации здравоохранения, преподаватель кафедры и староста учебной группы.
За грубое нарушение дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка студент может быть отстранен руководителем или курирующим преподавателем от дальнейшего прохождения производственной практики. Сообщение об этом направляется в университет для принятия мер.
Староста студенческой группы на период производственной практики обязан:
получить необходимую отчетно-методическую документацию и направление на производственную практику;
организовать своевременное прибытие всех студентов на базу практики для ее прохождения;
участвовать в составлении графика работы студентов на базах практики;
обеспечить дисциплину в группе и в конце практики заверить отчетную документацию («Сводные отчёты…») подписью главного врача или его заместителя и печатью лечебного учреждения (базы практики);
в случае отсутствия студента на рабочем месте староста группы обязан своевременно информировать об этом непосредственного руководителя производственной практики на базе и преподавателя кафедры.
Студент при прохождении практики обязан:
присутствовать на курсовом собрании по производственной практике, проводимом деканатом совместно с руководителем практики университета и преподавателями кафедры, ответственными за проведение производственной практики;
добросовестно и активно выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики, осваивать практические навыки;
подчиняться действующим правилам внутреннего трудового распорядка медицинского учреждения;
пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать правила техники безопасности;
нести ответственность за выполняемую работу;
вести учет проведенной работы (заполнение «Дневника практики», «Сводного отчёта»);
предоставить «Сводный отчет» на дифференцированный зачёт;
предоставить «Дневник практики» завучу кафедры поликлинической терапии в сроки:
а) проходившим практику на базах г.Гродно – сразу после окончания практики;
б) проходившим практику в лечебно-профилактических учреждениях вне г.Гродно – в первые два дня семестра, следующего за производственной практикой и сдать зачет согласно расписанию.
до 9 сентября отчитаться в бухгалтерии (каб.222 главного корпуса) при себе иметь паспорт и проездные билеты до места практики и обратно (студенты, которым оплачивалась практика!)
В случае отсутствия отчетной документации студент к сдаче зачета не допускается.
СТУДЕНТ, НЕ ВЫПОЛНИВШИЙ ПРОГРАММУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ПОЛУЧИВШИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ПО ПРАКТИКЕ, НАПРАВЛЯЕТСЯ ПОВТОРНО НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ В СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА.
^
Работа в качестве помощника участкового терапевта (14 дней).
Работа в отделении профилактики (2 дня).
Работа в отделении реабилитации (2 дня).
Работа в отделении дневного пребывания (2 дня).
Работа с узкими специалистами (2 дня по 2-3 часа).
Работа в кабинете функциональной диагностики (1 день по 2 часа).
Заполнение медицинской документации в процессе работы.
Оказание неотложной помощи в процессе работы.
Санитарно-просветительские мероприятия в процессе работы.
УИРС (по заданию кафедры).
Ведение отчетной документации (дневник ежедневно; свободный отчет в конце цикла).
^
Студент ведет прием пациентов и обслуживание вызовов. Первые 1-2 дня он работает совместно с участковым терапевтом, а затем часть работы выполняет самостоятельно (под контролем врача). Всего за день студент должен принять 4-5 пациентов и выполнить 1-2 первичных и 2-3 активных вызова.
^
совершенствует знания по сбору жалоб, анамнеза, проводит обследование по всем системам (легочная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и нервная);
устанавливает диагноз, назначает лечение;
решает вопросы экспертизы;
определяет обязательные и дополнительные методы обследования больных в поликлинических условиях;
активно участвует в проведении диспансеризации больных на закрепленном участке;
изучает вопросы экспертизы временной нетрудоспособности, участвует в работе МРЭК, учится оформлять направления на МРЭК;
принимает участие в отборе и направлении больных на санаторно-курортное лечение;
под контролем врача оказывает неотложную помощь на врачебном участке;
изучает врачебную тактику и объем лечебных мероприятий при ургентных состояниях;
участвует в проведении противоэпидемической и санитарно-просветительной работы;
проводит работу по формированию здорового образа жизни среди жителей закрепленного участка (рациональное питание, физическая активность, борьба с вредными привычками);
в повседневной работе применяет и совершенствует знания по вопросам психотерапии, медицинской этике и деонтологии;
изучает приказы, регламентирующие работу участкового терапевта;
учится правильно оформлять учетно-отчетную документацию территориального врачебного участка: амбулаторную карту больного, лист регистрации посещений и заболеваний, отчеты - движение диспансерных больных, эффективность диспансеризации, состояние временной нетрудоспособности;
15. осваивает методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности на участке.
^
Студент принимает участие в проведении всеобщей диспансеризации.
Осваивает работу функциональных подразделений отделения профилактики (анамнестического кабинета, кабинета функциональных исследований, смотрового кабинета)
Участвует в проведении предварительных и периодических профосмотров.
Принимает участие в пропаганде здорового образа жизни.
^
Знакомится с работой врача-реабилитолога, составлением индивидуальной программы реабилитации, оценкой эффективности реабилитации.
Изучение возможности ЛФК при лечении различных заболеваний внутренних органов.
Изучение возможности применения физиотерапевтических методов лечения в амбулаторных условиях.
^
Знакомится с работой врача отделения дневного пребывания, с показаниями и противопоказаниями к направлению на дневной стационар.
Курация больных, обследование, назначение лечения
^
Задания на проведение санитарно-просветительской работы студенты получают на кафедре у руководителя производственной практикой перед ее началом. За время практики студент должен прочитать не менее одной лекции или беседы, или подготовить санбюллетень на выбранную тему (Приложение 2). К зачету по производственной практике необходимо представить текст лекции, беседы или санбюллетень.
^
Тексты лекций (5-6 листов, на листе бумаги размера А4 с использованной литературой) и бесед (2-3 листов, на листе бумаги размера А4 с использованной литературой) должны быть прорецензированы ответственным преподавателем от кафедры.
Темы лекций:
Факторы риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Факторы риска развития заболеваний органов дыхания.
Факторы риска развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Факторы риска развития заболеваний почек.
Немедикаментозное лечение артериальной гипертензии.
Немедикаментозное лечение заболеваний почек.
Фитотерапия хронического обструктивного бронхита.
Профилактика осложнений острых респираторных заболеваний.
Курение как фактор риска заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ.
Гиподинамия как фактор риска развития заболевания сердечно-сосудистой системы; режимы физической активности при ИБС, АГ, ожирении.
Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки – факторы риска, первичная и вторичная профилактика.
Ожирение как фактор риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта.
Темы бесед:
1. О вреде курения.
|
6. Профилактика СПИДа.
|
2. Профилактика ИБС.
|
7. Что нужно знать об артериальной гипертензии.
|
3. Принципы диетического питания при сахарном диабете.
|
8. Осложнения артериальной гипертензии.
|
4. Профилактика гриппа и ОРВИ.
|
9. Принципы рационального питания.
|
5. Профилактика осложнений ангины.
|
10. Принципы диетического питания при хронических гастритах.
|
^
Составной частью производственной практики является учебно-исследовательская работа студента, которая направлена на разработку и углубление знаний по темам, предусмотренным программой. Выполняя задания по УИРС, будущий врач не только глубже воспринимает суть предмета, но и приобретает навыки самостоятельной работы с научной литературой. У студента формируется способность к анализу и обобщению материала, развивается клиническое мышление. Целенаправленная учебно-исследовательская работа улучшает и профессиональную подготовку, прививает студентам навыки исследовательской работы, а также способствует их общему развитию и трудовому воспитанию. Темы учебно-исследовательской работы прилагаются (Приложение №1). Материалы УИРС представляются в виде рефератов на кафедру поликлинической терапии до сдачи дифференцированного зачёта.
^
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (УИРС)
УИРС оформляется в виде реферата, материалы исследования приводятся по общепринятым стандартам написания учебно-исследовательской работы. Результаты УИРС подписываются заведующим отделением и ответственным преподавателем университета.
Задания по УИРС:
Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности на территориальном врачебном участке.
Распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных артериальной гипертензией на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных язвенной болезнью на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных ХОБЛ на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных хроническим гастритом.
Оценка эффективности диспансеризации больных ишемической болезнью сердца на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных хроническим пиелонефритом на территориальном врачебном участке.
Оценка эффективности диспансеризации больных хроническим гломерулонефритом на территориальном врачебном участке.
Распространенность факторов риска развития заболеваний бронхолегочной системы на территориальном врачебном участке.
^
Студент должен знать:
основы общетерапевтических дисциплин в объеме, необходимых для диагностики и лечения основных терапевтических заболеваний в мбулаторных условиях;
участковый (цеховый) принцип медицинского обслуживания населения;
основы риска главных неинфекционных заболеваний;
группы лиц, подлежащих диспансеризации и порядок ее проведения;
определение эффективности первичной и вторичной профилактики основных неинфекционных заболеваний;
принципы реабилитации больных и инвалидов в амбулаторных условиях;
принципы работы отделений (кабинетов) реабилитации;
возможности использования физических факторов, ЛФК в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, принципы действия лечебно-диагностической аппаратуры;
показания к госпитализации больных, направлению на дневной стационар, организацию лечения на дому;
показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению больных;
принципы работы отделения (кабинета) профилактики;
взаимосвязь и преемственность в работе лечебно-профилактических учреждений;
критерии временной и стойкой утраты трудоспособности, определение сроков ВН, порядок и показания для направления больных на МРЭК, сроки переосвидетельствования, показанные и противопоказанные виды и условия труда больным и инвалидам.
Студент должен уметь:
выполнить общее обследование больного (жалобы, анамнезы, объективное исследование);
назначить план обследования пациента в амбулаторных условиях;
оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
оценить электрокардиограмму пациента;
оказать неотложную помощь;
назначить лечение больному в амбулаторных условиях;
владеть тактикой при диагностике инфаркта миокарда, инсульта, острого живота и т.д.;
проводить профилактический осмотр населения и диспансерное наблюдение;
организовывать и проводить санитарно-просветительную работу на участке.
^
Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается руководителем практики (заведующим отделением) и контролируется руководителем-преподавателем практики от кафедры.
Дневник практики оформляется в ученической тетради или на листа формата А4 и состоит из следующих разделов:
краткая характеристика организации здравоохранения (базы практики) и отделения, в котором работал студент;
ежедневные записи о характере и объеме выполненной работы, в которых отражается все, что студент самостоятельно делал, что наблюдал, в чем принимал участие и т.п.;
ночные дежурства с указанием даты и времени, описание выполненной работы и освоенных практических навыков, особенно по оказанию помощи при неотложных состояниях;
санитарно-просветительная работа.
Обязательным является заполнение в конце каждого цикла практики сводного отчета по производственной практике, который вытекает из ежедневной работы студента, отраженной в дневнике.
Непосредственный руководитель практики организации здравоохранения (заведующий отделением в поликлинике, за которым был закреплён студент) письменно дает характеристику студенту в «Сводном отчете», заверяет «Сводный отчет», дневник практики и характеристику своей подписью и личной печатью. Затем «Сводный отчёт» студента заверяется подписью главного врача или его заместителя и печатью организации здравоохранения. Отчеты по практике хранятся у студентов до окончания всех видов производственной практики, затем сдаются руководителю практики от университета.
После окончания практики студенты сдают дифференцированный зачет комиссии, назначенной ректором университета. Зачет служит формой проверки успешного прохождения студентами производственной практики в соответствии с утвержденной программой. При оценке практики также учитывается учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работа студента.
СТУДЕНТ, НЕ ВЫПОЛНИВШИЙ ПРОГРАММУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ПОЛУЧИВШИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ПО ПРАКТИКЕ, НАПРАВЛЯЕТСЯ ПОВТОРНО НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ В СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА.
^
Уровень знаний студентов определяется следующими оценками: «10 баллов», «9 баллов», «8 баллов», «7 баллов», «6 баллов», «5 баллов», «4 балла», «3 балла», «2 балла», «1 балл».
^ выставляется студенту, показавшему систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы врачебной клинической производственной практики, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов и давать им критическую оценку; правильно оформленный дневник производственной практики, в полном объеме выполненное задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, получившему отличную характеристику и не имевшему замечаний от руководителей практики.
^ выставляется студенту, показавшему систематизированные глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; полное усвоение основной и дополнительной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; умение ориентироваться в основных теориях концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов; выполнил программу практики, но допущены неаккуратность при оформлении дневника производственной практики.
^ выставляется студенту, показавшему систематизированные, полные знания, но всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; усвоение основной и некоторой дополнительной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные несущественные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя.
^ выставляется студенту, показавшему систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; достаточное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение только основной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя.
^ выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; частичное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение основной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел замечания от руководителя практики.
^ выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; усвоение только основной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; при ответе допускающему более существенные ошибки, выполнил программу практики, но допустил ряд существенных ошибок и неаккуратность при оформлении дневника производственной практики и мед. документации, формально относился к приобретению практических навыков и выполнению заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителя практики.
^ выставляется студенту, показавшему достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение только основной литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации, умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; при ответе допускает существенные ошибки в изложении материала и выводах, допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителей практики.
^ выставляется студенту, показавшему недостаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание лишь части литературы по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками, не выполнил в полном объеме программу практики; допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получивший негативную характеристику непосредственного руководителя практики.
^ выставляется студенту, показавшему только фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание лишь отдельных тем из основных источников по обследованию и лечению больных, ведению медицинской документации; неумение использовать специальную терминологию, наличие в ответе грубых логических ошибок; не выполнил программу практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получил отрицательный отзыв о работе.
^ выставляется студенту, показавшему отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
^
К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
А. Организационно-методическая работа.
Примерная структура городской (сельской) поликлиники.
Классификация поликлиники по мощности.
Организация работы регистратуры поликлиники.
Организация работы терапевтического отделения поликлиники.
Организация работы участкового врача-терапевта.
Организация работы отделения профилактики.
Организация работы дневного стационара.
Организация работы отделения реабилитации.
Организация работы хирургического и других отделений.
Медицинское обслуживание на дому.
Подростковый кабинет поликлиники.
Б. Диагностическая и лечебная работа
Особенности диагностики и лечения в условиях поликлиники основных заболеваний органов дыхания - клиника, обследование, дифференциальный диагноз, классификация, лечение (пневмония, бронхиальная астма, ХНЗЛ).
Особенности диагностики и лечения в условиях поликлиники основных заболеваний сердечно-сосудистой системы (стенокардии, инфаркт миокарда, артериальные гипертензии, сердечная недостаточность, пороки сердца).
Особенности диагностики и лечения в условиях поликлиники основных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастродуодениты, язвенная болезнь и ее осложнения, гепатиты, циррозы печени).
Особенности диагностики и лечения в условиях поликлиники основных заболеваний почек (пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь, почечная колика).
Особенности диагностики и лечения в условиях поликлиники сахарного диабета.
В. Неотложная помощь и тактика.
Купирование в условиях поликлиники приступа бронхиальной астмы.
Купирование в условиях поликлиники приступа стенокардии.
Купирование в условиях поликлиники болевого синдрома при инфаркте миокарда.
Купирование в условиях поликлиники гипертензивного криза.
Врачебная тактика при диагностике в условиях поликлиники и на дому инфаркта миокарда.
Врачебная тактика при диагностике в условиях поликлиники и на дому инсульта.
Врачебная тактика при диагностике в условиях поликлиники и на дому острого аппендицита и других хирургических заболеваний.
Г. Нетрудоспособность.
Виды нетрудоспособности и организация ее экспертизы.
Какие категории медработников и какие лечебные учреждения имеют право выдавать больничные листки.
ВКК (условия организации, состав, функции).
Правила направления больных на освидетельствование во МРЭК. Задачи, функции МРЭК.
Правила оформления больничного листка (справки).
Права лечащего врача по выдаче больничного листка.
Ответственность врачей за выдачу или неправильное заполнение больничного листка и обжалование их действий.
Экспертиза ВН при бытовой травме.
Экспертиза ВН при заболеваниях и травмах в связи с опьянением.
Экспертиза ВН в случае обращений пациента в заводской здравпункт при остром заболевании или травме на производстве.
Экспертиза ВН работающих пенсионеров.
Правила выдачи больничных листков для ухода за заболевшими членами семьи.
Экспертиза ВН при направлении больных на спецлечение в другой город.
Организация работы врача-хирурга поликлиники.
Правила выдачи дубликата утерянного больничного листка.
Д. Диспансеризация.
Сущность, цели, задачи.
Группы диспансерного наблюдения.
Годовой план лечебно-оздоровительных мероприятий диспансерного наблюдения.
Основные показатели диспансеризации населения.
Основные показатели эффективности диспансеризации по годовому отчету врача.
Е. Профилактическая работа.
Сущность, цели, задачи.
Виды медицинских осмотров. Их задачи.
Конкретные профилактические мероприятия при основных терапевтических заболеваниях.
^
Литература
Основная:
Поликлиническая терапия. Под ред. Галкина В.А., 2008.
Поликлиническая терапия. В.И. Бразулевич, Е.А. Уланова, З.И. Веремеева и др., 2007.
Поликлиническая терапия. Б.Я. Барт, В.Ф. Беневская, С.С. Соловьева и др., 2005.
Дополнительная:
Общеклиническая и семейная медицина/ Под. Ред. М.Кохена. – Мн.: Беларусь, 1997. – 619 с.
Постановление «Об утверждении Положения о показаниях, противопоказаниях и порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» МЗ РБ от 27.06.2002 г. № 41.
Постановление «Об утверждении инструкции о порядке медицинского отбора больных на санаторно-курортное лечение» от 31 мая 2006 г., № 38.
Постановление «Об утверждении Инструкции по определению групп инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности» МЗ РБ от 12.08.2002 г. № 61.
Постановление «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листов нетрудоспособности и справок временной нетрудоспособности и Инструкции по заполнению листов нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности» МЗ РБ от 09.06.2002г. № 52/97.
Инструкция по применению «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при основных видах терапевтической, хирургической и офтальмологической патологии, - Минск, 2006.
Постановление «Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения РБ» от 12 октября 2007 г., № 92
|