Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)





Скачать 5.31 Mb.
Название Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)
страница 1/28
Дата 02.04.2013
Размер 5.31 Mb.
Тип Элективный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ


В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»


(для медицинских и фармацевтических вузов)


Волгоград 2006


УДК - 613.71:796/799:378.180.6

ББК – 57.31р+750.0р


Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор В.Д.Прошляков.

Заведующий кафедрой физического воспитания Саратовского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор В.Ф.Репин.

Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры, д.п.н., профессор А.А.Кудинов.


Печатается по разрешению Центрального методического Совета Волгоградского государственного университета, протокол № , от 2006 г.


В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина

Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ.- 469 с.


В соответствии с требованиями ГОС ВПО основная образовательная программа подготовки врача по всем медицинским специальностям и провизора включает в себя, в том числе, дисциплины по выбору студента (элективы). В блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин значительная роль и объем отводится предмету Физическая культура т.к. выпускник медицинского и фармацевтического вуза должен убежденно и квалифицированно пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение физической культуры для здоровья.

В предлагаемом читателям сборнике представлен апробированный в многолетней практике материал элективного курса лекций-бесед (20 тем), контрольные вопросы и рекомендуемая литература для самоподготовки. На усмотрение лектора содержание лекций-бесед может быть дополнено или изменено в свете новых научных открытий и разработок.


Сборник адресован преподавателям физического воспитания, студентам медицинских и фармацевтических вузов, а так же широкому кругу читателей интересующихся оздоровительными технологиями.


© Волгоградский государственный

медицинский университет, 2006.


СОДЕРЖАНИЕ


I. Введение ………………………………………………………………………………….. 4

  1. Содержание элективного курса ………………………………………………………. 4

  2. Календарно-тематический план лекций-бесед ……………………………………….. 7

1. Валеология – наука о здоровье …………………………………………………………… 8

2. Современные подходы к закаливанию ………………………………………………… 30

3. Целительные мудры ……………………………………………………………………… 56

4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями ………..... 77

5. Идеальный вес, идеальная фигура …………………………………………….............. 108

6. Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России ……..…… 129

7. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание при беременности … 156

8. Мёдотерапия ……………………………………………………………………………. 174

9. Массаж и гимнастика детей первого года жизни……………………………………… 195

10. Использование сауны и бани в оздоровительных и лечебно-профилактических

целях ………………………………………………………………………………….... 216

11. Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте ……. 240

12. Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике

и лечении заболеваний ……………………………………………………………….. 262

13. Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний

и для повышения физической работоспособности ………………………………… 280

14. Основы метода психологической саморегуляции ………………………………….. 304

15. Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое

состояние человека …………………………………………………………………... 328

16. Основы межличностных отношений в коллективе ……………………………….. 348

17. Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при

формировании здорового образа жизни ……………………………………………. 360

18. Физическая культура и занятия спортом в семье ………………………………….. 383

19. Яблоко – чудо природы …………………………………………………………….. 412

20. Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение

в профилактике различных заболеваний …………………………………………… 436

  1. Зачетные требования по элективному курсу ………………………………………. 469



^ I. ВВЕДЕНИЕ

Будущие специалисты-медики должны в стенах вуза не только систематически заниматься физической культурой и спортом, но и приобретать навыки в успешной организации массовой оздоровительной работы в коллективах. Широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда с учетом будущей профессии.

Студенты-медики, изучив средства физической культуры в процессе обучения в вузе, совершенствуют и оздоравливают себя, а затем полученные знания и навыки должны применять при работе с пациентами.

На кафедре физического культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в течение ряда лет разработана и активно используется в учебном процессе авторская программа элективного курса по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Материал лекций-бесед является дополнением к основному теоретическому разделу программы по предмету «Физическое воспитание».

Элективный курс по физическому воспитанию представлен 20 темами, рассчитанными для студентов 3-4 курсов медицинских и фармацевтических факультетов. Содержание лекций–бесед включает в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ. В процессе изучения курса студент получает знания по следующим направлениям:

  • Современные представления о здоровье.

  • Составляющие рационального образа жизни.

  • Факторы, формирующие здоровье человека.

  • Функциональные возможности здорового человека.

  • Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.

  • Возможности закаленного организма.

  • Формы закаливания водой.

  • Возможности и резервы рук человека.

  • Методика воздействия на энергетические каналы человека.

  • Основы организации и проведения оздоровительной работы с различными группами населения.

  • Состояние социальной помощи инвалидам.

  • Аспекты решения социальных проблем инвалидов.

  • Адаптивная физическая культура, ее содержание и задачи.

  • Основные принципы реабилитации инвалидов.

  • Программы коррекции фигур основных типов телосложения.

  • Программы питания, направленные на коррекцию мышечной массы.

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Методика дозирования физической нагрузки.

  • Методика самооценки физической нагрузки.

  • Основы применения лекарственных растений для восстановления и повышения работоспособности.

  • Стимуляторы физической силы и умственной деятельности.

  • Использование биогенных стимуляторов.

  • История возникновения и применения медотерапии.

  • Воздействие меда на организм человека.

  • Формы применения медотерапии.

  • Методика проведения гимнастики для детей первого года жизни.

  • Правила выполнения и приёмы массажа, применяемые детям первого года жизни.

  • Влияние стресса на организм человека.

  • Основы метода психологической саморегуляции.

  • Вопросы психогигиены спорта.

  • Основы межличностных отношений в коллективе.

  • Средства и методы восстановления после напряженных

умственных и физических нагрузок.

  • История появления и распространения сауны и бани в мире.

  • Особенности воздействия банных процедур на организм человека.

  • Правила приема сауны и бани.

  • Значение биоуправления в деятельности человека.

  • Механизм воздействия БОС на организм человека.

  • Применение метода БОС в клинической практике

  • Биоуправление в физической культуре и спорте.

  • Методы практической музыкотерапии.

  • Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов.

  • Влияние музыки на трудовую деятельность человека.

  • Классификация музыки по функциональной направленности.

  • Воздействие цветовой гаммы на организм человека.

  • Цветовая психодиагностика состояния человека.

  • Воздействие дыхательных упражнений на организм человека.

  • Тренировка резервов мощности дыхательной системы.

  • Формы организации физической культуры и спорта в семье.

  • Значение физических упражнений при беременности.

  • Программа физической подготовки при беременности.

  • Рациональное питание при беременности.

  • Физические упражнения в послеродовом периоде.

  • Факторы риска основных заболеваний.

  • Профессиональные факторы риска.

  • Основные элементы структуры БАДов.

  • История применения яблок.

  • Целебные свойства яблок.

  • Применение яблочного сока в профилактических и лечебных целях.



^ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ-БЕСЕД




п/п


Семестр

Темы лекций для студентов III курса

Кол-во

часов

1.

5 семестр

Валеология – наука о здоровье

2

2.

5 семестр

Современные подходы к закаливанию

2

3.

5 семестр

Целительные мудры

2

4.

5 семестр

Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

2

5.

5 семестр

Идеальный вес, идеальная фигура

2

6.

6 семестр

Проблема физической и социальной реабилитации

инвалидов в России

2

7.

6 семестр

Оптимальный двигательный режим и рациональ-

ное питание при беременности

2

8.

6 семестр

Мёдотерапия

2

9.

6 семестр

Массаж и гимнастика детей первого года жизни

2

10.

6 семестр

Использование сауны и бани в оздоровитель-

ных и лечебно-профилактических целях

2







Темы лекций для студентов IV курса




11.

7 семестр

Использование метода биологической обратной

связи в медицине и спорте

2

12.

7 семестр

Функциональная музыка – помощник в учебе,

работе, спорте, профилактике и лечении

заболеваний

2

13.

7 семестр

Применение лекарственных растений в

профилактике заболеваний и для повышения

физической работоспособности

2

14.

7 семестр

Основы метода психологической саморегуляции

2

15.

7 семестр

Влияние цветовой гаммы на физическую

работоспособность и психологическое состояние

человека

2

16.

8 семестр

Основы межличностных отношений в коллективе

2

17.

8 семестр

Современные дыхательные оздоровительные

системы, их место при формировании здорового

образа жизни

2

18.

8 семестр

Физическая культура и занятия спортом в семье

2

19.

8 семестр

Яблоко – чудо природы

2

20.

8 семестр

Значимые основные элементы структуры БАДов.

Их применение в профилактике различных

заболеваний

2



Лекция – беседа №1

^ «ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ»


План лекции

  1. Введение.

  2. Определение здоровья учеными различных эпох.

  3. Современные представления о здоровье как категории социальной, медико-биологической, экономической.

  4. Важнейшие составляющие рационального образа жизни.

  5. Функциональные возможности проявления здоровья человека.

  6. Литература.

  7. Контрольные вопросы.


1. Введение

Валеология - наука о здоровье.

Здоровье - мало ценимая большинством людей, но объективно высшая и непреходящая жизненная ценность. Среди категорий человеческого бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье по праву занимает самое высокое место. Нет здоровья - все остальное теряет смысл. Взгляд на здоровье как на наивысшее человеческое благо имеет тысячелетние традиции.

Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые благоприятствуют стабилизации здоровья, а значит, долголетней, интересной и достойной человека жизни. Главными из этих факторов являются: 1) наличие цели в жизни; 2) оптимизм и умение владеть своими эмоциями; 3) счастливый брак; 4) работа, нужная людям; 5) режим труда и отдыха с обязательным переключением на другие виды деятельности в период отдыха; 6) ежедневная двигательная активность, ходьба или бег; 7) рациональное питание; 8) нормальный сон; 9) отказ от вредных привычек (курение, алкоголь); 10) закаливание воздухом, водой, солнцем.

Воссоздание здоровья у взрослых - источник постоянного ощущения силы, бодрости, красоты, полноты счастья. Непременным условием стабильного оздоровления каждого является высокий уровень развития общества. Необходимо, чтобы человек в полной мере освоил понятие культуры здоровья.

Культура здоровья - это не только знание благоприятствующих здоровью факторов и адекватные условия труда и быта. Это, прежде всего сознательное и методически грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, оздоровления. Чрезвычайно важно эти принципы сделать понятными еще в детском возрасте. В повседневной жизни возможные эпизоды с некоторым ухудшением состояния здоровья и снижением работоспособности следует, в первую очередь, связывать не с наследственной неполноценностью или изнашиванием организма, а с элементарным несоблюдением правил культуры здоровья.

Широкое распространение легкомысленного отношения людей к своему здоровью требует ... научить их здоровью. Это означает, что современному человеку необходимы сведения о сущности здоровья и принципах его повседневного активного воссоздания. Каждый человек должен не просто запомнить последовательность и целевую установку главных принципов оздоровления, но вжиться в эти принципы, самостоятельно закрепляя их в сознании личным опытом. Цена культуры здоровья исключительно велика, недаром народная мудрость гласит: «Если у вас есть здоровье, у вас есть все».


^ 2. Определение здоровья учеными различных эпох

Название науки о здоровье - валеология - происходит от латинского «valeo», что означает быть здоровым, здравствовать. Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Естественен вопрос: а нужна ли наука о здоровье, если есть медицина? Медицина - одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней (БМЭ). Здесь вообще нет слова «здоровье», хотя конечно, здоровье подразумевается как конечная цель усилий медицины. Исторически все медицинские доктрины достигали указанной цели двумя путями: первым - сохранением и укреплением здоровья, и обратным - излечением болезней. Донаучная медицина, не располагавшая достаточными знаниями о происхождении заболеваний, использовала преимущественно первый путь. Применялись особые системы воспитания молодых воинов, охотников, закаливания с использованием естественных сил природы, а при лечении болезней прибегали к средствам общего воздействия на организм для мобилизации его защитных сил. Не тогда ли родился афоризм: «Медицина не лечит, а помогает природе». С самого зарождения врачебное искусство, а затем и медицинская наука, в качестве главной цели видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданиям, владыки Древнего Востока платили своим докторам только за те дни, когда они были здоровы. У древнегреческого бога Эскулапа были две дочери: одну звали Гигиея (она занималась профилактикой болезней), а вторую - Панацея (она лечила больных). По мере развития медицинской науки врачи и пациенты все больше верили в лечение таблетками («магическими пулями») и все меньше заботились о сопротивляемости организма, о профилактике - прямом пути к здоровью. В конце концов, медицина становится все больше лечебной, узкоспециализированной и превращается в науку о болезнях человека - «человекопатологию».

400 лет назад Ф. Бэкон писал: «... первая обязанность медицины - сохранение здоровья, вторая - лечение болезней». Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было потрачено особенно много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными». Сложившаяся сегодня в нашей стране система здравоохранения преследует в качестве главной цели излечение болезней, для чего имеются все необходимые средства (в здравоохранении заняты 2,5 млн., на 10 тыс. населения приходится 132,9 койко-мест, 43,8 врача и т.д.). Этот путь - от болезни к здоровью, безусловно, важный, необходимый, и каждый человек на определенном этапе своей жизни в той или иной степени обязан лечебной медицине. Но этот путь не должен быть преобладающим, как это имеет место в наше время, это тупиковый вариант для общества, так как количество больных не уменьшается, а увеличивается. Нужно повернуться лицом к еще не больным людям, заняться первичной профилактикой как самым главным делом медицины и здравоохранения, привлечь к нему силы и средства государства и общества.

Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Очевидно, что наука о здоровье должна быть интегральной, она родилась на стыке экологии, биологии, медицины, гигиены, психологии, педагогики и других наук. В основании валеологии лежит наука о здоровье человека, живущем не под колпаком, а в реальном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, возникающими при резких изменениях многих параметров окружающей среды.

Болезнью называется нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающие под влиянием какого-либо повреждающего фактора, при этом ограничивается приспособляемость к меняющимся условиям, появляются болезненные изменения, снижается работоспособность.

Однако, деление людей на здоровых и больных достаточно условно. Еще в древности было подмечено, что количество здоровья у всех разное. Авиценна различал шесть состояний человека:

1. Тело бывает здоровым до предела.

2. Просто здоровым.

3. Ни здоровым, ни больным.

4. В хорошем состоянии, быстро воспринимающем здоровье.

5. Больным легким недугом.

6. Болезнь до предела.

Гален выделил три состояния: здоровье, болезнь и нечто среднее, промежуточное. Современные специалисты (Брехман И.И., 1990 г. и др.) считают: в третьем промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью находится большинство людей. Это состояние, когда человек располагает только частью, нередко меньшей, здоровья и пребывает в нем годы и десятилетия.

К третьему состоянию можно отнести множество как кратковременных, так и длительных периодов в жизни человека:

- широтная акклиматизация (переезд в новые природно-климатические ус-ловия и привыкание к ним);

- десинхроноз (последствия стремительных перемещений через несколько часовых поясов);

- воздействие профессиональных особенностей труда (ночные смены, напряженный ритм работы, жара у плавильных печей, контакт с химическими веществами, невесомость в космосе);

- переутомление;

- особые физиологические периоды в жизни человека (половое созревание, менструация, беременность и послеродовой период у женщин, старость);

- реакция на нехватку в воде и в пище важных микроэлементов;

- «привычное» курение и регулярное употребление алкоголя и т.д.

Между здоровьем и болезнью обычно не бывает четких границ, это две формы жизнедеятельности, приспособления к изменяющимся условиям среды с помощью существующих в организме физиологических механизмов. Но эта жизнь качественно разная. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс).

Широко известные термины «абсолютное здоровье» и «практическое здоровье» - это тоже попытка качественной оценки здоровья человека. Но большинство специалистов считает, что сегодня этого недостаточно: необходим количественный подход к оценке здоровья.

Термин «количество здоровья» предложен академиком Н.М. Амосовым, который подразумевает под этим резервные возможности организма. Речь идет о более тонком подходе к понятию «здоровье», о введении шкалы «здоровье-болезнь», на которую можно нанести целую «гребенку» делений.


^ 3. Современные представления о здоровье как категории социальной, медико-биологической, экономической

Здоровье человека — это не только его личное достояние. Здоровье населения - это общественная категория, которая имеет ряд критериев: рождаемость, смертность, прирост населения, заболеваемость, физическое развитие и средняя продолжительность жизни. Показатель рождаемости (количество родившихся детей на тысячу населения в России) составил в 1994 году 9,6; в 1993 - 1994 гг. смертность возросла с 14,5 до 15,7. Таким образом, прирост населения, который складывается из рождаемости и смертности, в нашей стране стал величиной отрицательной. По показателям младенческой смертности (18,6) мы приблизились к развивающимся странам Азии и Африки, и такое трагическое событие, как смерть ребенка, в нашей стране переживается в 2,5 раза чаще, чем в Америке, в 4 раза чаще, чем в Швеции, и в 5 раз чаще, чем в Японии. Резкое увеличение количества однодетных семей вызывает тревогу у генетиков. На огромном статистическом материале установлено, что здоровье детей, родившихся под различными порядковыми номерами, неравноценно: самый рискованный, в плане здоровья, ребенок - рожденный под номером 1-й, самый крепкий - 4-й.

Если 3-4 поколения людей ограничатся одним ребенком, то может произойти искусственная деформация наследственного фонда: закрепление в генетическом аппарате патологических изменений.

Под заболеваемостью понимают частоту заболеваний и их структуру. Общая заболеваемость населения выросла после 1985 года в 2,4 раза. По распространенности первое место удерживают заболевания сердечно сосудистой системы, второе - онкологические. В последние годы значительно выросла заболеваемость дифтерией (в 2,6 раза), сифилисом (в 2,5 раза). Особую тревогу медиков вызывает здоровье новорожденных: резко увеличилось количество детей с врожденной олигофренией, с отклонениями в психической и физической сфере. В подростковом возрасте, когда начинается половое созревание, у 12-18% детей встречаются очаги хронической инфекции, у 15-18% - ожирение, у 20% - близорукость, у 10-12% - гипертония различного происхождения.

За последние 5 лет значительно ухудшились показатели физического развития населения: пригодность граждан России к военной службе упала на 18%. Каждый 4-й российский юноша освобождается от призыва по состоянию здоровья, а из призванных около половины имеют недостаточный уровень физической подготовки.

Наиболее фундаментальный показатель общественного здоровья - это средняя продолжительность жизни. Она составляет сегодня в нашей стране для мужчин 57,8 лет, а для женщин - 71 год (отставание от развитых стран мира примерно на 10 лет).

Во второй половине XX столетия произошли очень глубокие изменения в состоянии здоровья людей и в структуре самих болезней. Из многих сотен известных сегодня заболеваний всего лишь десять стали причиной смерти каждых 85 человек из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте: ожирение, гипертоническая болезнь, метаболическая иммунодепрессия, атеросклероз, аутоиммунные болезни, психическая депрессия, рак. На первом месте по своей распространенности и по тяжести, как уже говорилось, находится так называемая ишемическая болезнь сердца (ИБС). Клинически она проявляется в виде стенокардии, инфаркта миокарда, нарушения ритма сердечной деятельности, внезапной остановке сердца и смерти.

Распространенность ИБС и смертность от нее в наше время выросли по сравнению с началом века в три раза, что дало основание ВОЗ применить по отношению к данному заболеванию термин «эпидемия».

Ученые считают, что человек, как биологический вид на Земле, закончил свое развитие 80 тысяч лет назад, и люди нынешнего века с точки зрения анатомии и физиологии ничем не отличаются от своих далеких предков, живших в пещерах. Природа тысячи лет «трудилась» над созданием человека как разумного существа. Однако она позаботилась об оптимальном варианте не для отдельного индивидуума, а для целого биологического вида, причем, эта оптимальность рассчитана на максимальную адаптацию к условиям первобытного существования. А эти условия были далеки от комфортабельных: и голод, и холод, и борьба за существование и т.д. Эволюция, вооружила человека такими приспособлениями, которые помогли нашему предку не про­сто выжить в труднейших условиях, а стать «царем природы» (Н.М. Амосов).

Во-первых, наш предок стремился экономить энергетические ресурсы. Человек, как и животные, напрягается только тогда, когда есть стимулы: голод, холод, опасность, сексуальное влечение. Расслабление всегда приятнее. Исключение составляют детеныши, у которых врожденная любовь к движению (кинезофилия). Мудрая природа запрограммировала их так для тренировки развивающегося организма на период, когда родители кормят и защищают от врагов. Стремление экономить энергетические ресурсы не угрожало здоровью нашего предка, так как у него не было возможности надолго расслабляться. У современного человека это стремление приобрело крайнюю степень выражения и называется физической ленью.

Во-вторых, человек, как и животные, стремится съесть пищи больше, нежели требуется организму в данный момент. Аппетит, который заставляет его это делать, далеко не всегда сигнализирует об истинной потребности. Таким образом, обеспечиваются запасы жира в клетках и гликогена в мышцах, что помогало нашему предку выжить в тяжелые периоды, например, в холодные зимы с продолжительным недоеданием, когда эти жировые депо использовались.

В-третьих, организм человека особым образом реагирует на экстремальную ситуацию (нападение дикого зверя, защита потомства от врагов). Наших далеких предков природа не наделила излишней храбростью, что вполне естественно: осторожность способствует сохранению вида. Но в стрессовых ситуациях в кровь выбрасывается большое количество гормонов (адреналин, норадреналин), под воздействием которых учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, мышечный тонус, сила мышечного сокращения, учащается дыхание. Под воздействием гормонов происходит мобилизация всех физических и духовных сил для совершения значительного мышечного усилия (схватка с врагом или бегство от него). В этой физической разрядке гормоны сгорали, после нее быстро восстанавливались дыхание, кровообращение.

Следовательно, для дикого биологического вида человек был создан оптимально. Почему же нет благополучия в здоровье людей современного цивилизованного общества? У медиков есть заповедь: «non nocere» «не вреди». Эту заповедь с полным правом можно порекомендовать многим людям: не вреди собственному здоровью. В наше время, как никогда раньше, вырос­ла роль самого человека, его сознательного отношения к проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, который он ведет, на 20-25% - от окружающей среды (экологии), на 15-20% от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране.


^ 4. Важнейшие составляющие рационального образа жизни

«Главным препятствием между человеком и будущим, к которому он стремится, является сам человек. Кризис человека коренится не в самой природе человеческой, он не является каким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком, нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека с одной стороны, и реально изменившимся миром - с другой» (А. Печчеи, 1985).

Проще говоря, корень недугов современного человека заключается в том, что образ жизни, который он избрал, пришел в противоречие с биологическими особенностями человека. Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности, или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей (Ю.П. Лисицин). Он включает в себя четыре категории: « ... экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни».

Рациональный образ жизни (от латинского «ratio» - разум) складывается из следующих компонентов:

  • оптимальный двигательный режим;

  • рациональное питание;

  • овладение способами регуляции психо-эмоционального состояния;

  • отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);

  • разумное удовлетворение сексуальных потребностей;

  • закаливание;

  • соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена.

Важнейшей составной частью разумного образа жизни является оптимальный двигательный режим. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым. Профессором Аршавским И.А. сформулировано энергетическое правило скелетной мускулатуры. Его физиологический смысл заключается в том, что каждая очередная двигательная активность, начиная с зародыша, стимулируется ли она в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или в связи с действием раздражений, имеющих характер физиологического стресса, преследует цель: не просто восстановление исходного состояния, а обязательное избыточное восстановление. Именно избыточное восстановление становится основой для расширения функциональных возможностей организма, для роста качества и количества здоровья. К сожалению, современный человек совершает значительно меньше физических усилий, чем его далекие предки. В современном индустриальном обществе почти исчезла необходимость в значительной физической нагрузке. Это произошло благодаря механизации и автоматизации производства. Один из основоположников кибернетики в нашей стране академик Аксель Берг подсчитал, что еще 100 лет назад 96% всей работы на Земле человек выполнял за счет своих мышечных усилий. В настоящее время доля тяжелого немеханизированного труда (по данным различных отраслей промышленности) составляет от 1 до 4%. Сегодня выражение: «В поте лица добывать хлеб свой насущный» чаще всего воспринимается иносказательно. А как изменился быт современного человека? Миллионы людей живут в хорошо благоустроенных домах, где есть водопровод, канализация, мусоропровод, лифты. У большинства из нас отпала необходимость заботы о заготовке дров для печей, доставке воды для хозяйственных нужд, мы не ходим стирать белье на речку и т.д. Стиральные машины, пылесосы и другие бытовые электроприборы помогают в хозяйстве. Современное цивилизованное общество мечтает о еще больших удобствах. Жалуясь на тесноту, давку в общественном транспорте, который доставляет на работу и домой, люди, однако, настолько привыкли к нему, что даже предпочитают одну остановку проехать, а не пройти пешком. Мы мечтаем о личном транспорте, который даст нам максимум удобств. А развитие средств массовой информации, особенно телевидения, позволяющего после сытного ужина, лежа на диване или сидя в кресле, наслаждаться зрелищем спектаклей, кинофильмов, спортивных состязаний по хоккею, футболу, фигурному катанию и т.д.! Возникает парадоксальная ситуация: в век космических скоростей человек сам теряет скорость, возникает опасность, как бы он совсем не разучился шевелить ногами. Но ... за удобства надо платить. И человек платит, платит собственным здоровьем.

Древнему философу Аристотелю принадлежит высказывание: «Ничто так не истощает и не разрушает организм как продолжительное физическое бездействие». В результате недостаточной двигательной активности (гипокинезии) развивается детренированность всего организма. Уменьшаются в объеме и слабеют скелетные мышцы, снижаются функциональные возможности систем организма: сердечно-сосудистой, дыхания, выделения. Отдельные звенья организма не способны легко переключаться на интенсивную деятельность и малейшая их перегрузка вызывает расстройства, заболевания. «Сердце деятельного бездельника» - термин, возникший на Западе, отражает резкое снижение функциональных возможностей сердца у ответственных работников административных учреждений, образ жизни которых в высшей степени малоподвижен. Если рассматривать эту проблему в общем плане, то выход из положения найден уже давно. Французский врач XVIII века Тиссо писал: «Бездействие - могила здоровья. Движение как таковое может заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить целебное действие движения».

Рациональное питание, как основа здоровья человека, имеет количественную и качественную стороны. Под качеством понимают сбалансированность рациона по основным компонентам (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы), под количеством - соответствие энерготратам. В современном высокоразвитом обществе человек имеет достаточное количество продуктов питания и потребляет их в виде высококалорийных, жирных, вкусных блюд, как будто созданных для тренировки аппетита. И люди не отказывают себе в удовольствии, съедая пищи примерно в полтора раза больше, чем надо. В результате - лишний вес, ожирение, которое способствует возникновению многих болезней, в том числе таких, как рак, инфаркт миокарда, гипертония, сахарный диабет. Английская, пословица «Чем тоньше талия, тем дольше жизнь» вполне себя оправдывает. По статистике до 60 лет доживают 9 человек из 10 худых и только 6 из 10 полных. Долгожители весят в среднем на 10% меньше, чем положено по известной формуле Брока (вес равен росту в см. минус 100). Научная истина сурова: есть надо меньше, есть надо разумнее. Кстати, у всех народов есть заповеди, касающиеся разумного питания, его связи со здоровьем человека. «Не в меру еда - болезнь и беда» (русская пословица). «Рекомендация» французских женщин, известных своим изяществом: из-за стола надо вставать с ощущением, что ты съел бы еще столько же. При раскопках древнего Рима была найдена могила 112-летнего старца с лаконичной надписью на надгробье: «Он пил и ел в меру». Учитывая, что средняя продолжительность жизни людей в древнем Риме составляла 26 лет, человек, доживший до такого преклонного возраста, без­условно, заслужил уважение своих сограждан.

В современных условиях все более усложняются психоэмоциональные отношения людей. Наша нервная система подвергается постоянной, усиливающейся год от года «бомбардировке» как здоровыми, тонизирующими эмоциями, так и отрицательными, болезненными. Возрастает темп жизни, ускоряются сроки «износа» знаний, техники, «стареют» некоторые профессии, убыстряется развитие культуры, науки, а в нашей стране добавляется нестабильность общества. Все это отражается на душевном здоровье людей (по статистике в 1964 г. - число больных, получающих психиатрическую помощь, составляло около 1%, в 1991 г. - 4,4%, т.е. почти 6,5 млн. человек). Стрессовая ситуация в ходе эволюции человека нередко угрожала не только здоровью, но и самому существованию человека, и возникающие при этом сдвиги позволяют быстро и решительно оценить ситуацию, энергично отреагировать на угрозу (вступить в схватку, убежать от преследователя). Так и поступали наши далекие предки. В страхе они убегали, в гневе - набрасывались на врага, от радости - плясали. У современных людей эмоции не обязательно выражаются в движении: нормы поведения в обществе, предписания этики предусматривают необходимость сдерживать эмоции, подавлять проявление своих чувств, оставаться хладнокровным, выдержанным. Но ведь эмоции мобилизуют в организме человека огромные энергетические ресурсы, а отсутствие физических усилий делает эту реакцию организма совершенно бесполезной. Человек вынужден загонять внутрь себя ту «вегетативную бурю», которой сопровождаются эмоции, и в первую очередь, отрицательные (страх, негодование, обида, тревога, ревность и т.д.). А эта «вегетативная буря» обрушивается в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, вызывая спазм кровеносных сосудов и приводя к развитию таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда. Чтобы этого не произошло, надо учиться гасить в себе эмоциональные взрывы, уметь давать выход накопленным отрицательным эмоциям. Женщины, особенности психики которых заставляют их более точно чувствовать, переживания которых более эмоционально окрашены, надежно разряжают накопленные отрицательные эмоции слезами. И с точки зрения медицины это «целительные слезы». Они отвлекают «удар по сердцу» на себя. «Слеза всегда, смывает что-то и утешение несет» (Виктор Гюго). И все же наилучший способ смягчить вредные последствия эмоциональных стрессов - дать им выход через двигательные реакции, или, по словам И.П. Павлова, «страсть вогнать в мышцы». При любой мышечной нагрузке (физический труд, быстрая ходьба, плавание, бег и т.д.) энергия нервного напряжения будет «отводиться» по мышечным каналам, оставляя нетронутой или затрагивая в меньшей степени сердечно сосудистую систему.

Адреналин, выделяемый при эмоциях, во время движения «сжигается», уменьшая возможность вредных последствий.

Человек не в состоянии улучшить свою наследственность, не может лично повлиять на уровень здравоохранения в стране, значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который он избирает, целиком зависит от него самого. Раньше, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье также постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Когда семьи были большими, и вместе жили три поколения, здоровье каждого из членов семьи было важным для всей семьи. Теперь же здоровье не всегда и не в должной мере является предметом забот самого труженика. Все предоставлено заботам государства, медицине, которые, как вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

К сожалению, у нас в стране нет моды на здоровье. Еще лет десять назад проведенные социологические исследования среди молодежи показали, что среди жизненных ценностей здоровье стоит на 7-10 месте (у американской молодежи на 1-ом месте).

20 лет назад США занимали одно из первых мест в мире по показателям смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Указание медиков на то, что повинен в этом образ жизни, ориентация населения на борьбу с факторами риска привели к тому, что 30 млн. американцев бросили курить, большинство ограничили потребление животных жиров (даже потребление молочных продуктов сократилось на 40%), стали тщательнейшим образом подсчитывать суточное потребление калорий, 118 млн. стали заниматься физкультурой. «Физкультурная лихорадка» захлестнула США. Быть моложавым, подтянутым, не курящим и не пьющим стало модно. И вот летом 1985 г. в Москве состоялась Международная конференция по профилактической медицине - ее разделу профилактической кардиологии. На ней были представлены данные, что в США за последние 10 лет на одну четверть снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Можно сказать, что проведен эксперимент в масштабах большой страны и средняя продолжительность жизни ее населения возросла за этот срок на один год.

Вопрос об обучении здоровью - часть глобальной проблемы человека в современном мире.

Разработка стратегии и тактики обеспечения здоровья всего народа - дело очень большое, трудное и ответственное. Дело это зависит не только от медицины и здравоохранения, но и от многих наук и государственных ведомств. Главным должен быть прямой путь к здоровью, имеющий в качестве цели сохранение и «воспроизводство» здоровья. Средства достижения этой цели хорошо известны. Это сознание (воспитание с детства разумного отношения к своему здоровью), правильный режим труда и отдыха, движение, закаливание, рациональное питание, лекарства для здоровья и т.д. Значительно хуже обстоит дело с третьи элементом триады: нет специалистов по здоровью. Врачи - специалисты по болезням, гигиенисты в основном следят за окружающей средой, а не за человеком, диетологи - за лечебным питанием, спортивные педагоги и тренеры озабочены развитием физических качеств, рекордами. А ведь чтобы необходимость в «ремонте» собственного организма отодвинулась как можно дальше, каждый человек должен иметь возможность без особых сложностей получить консультацию у специалистов по здоровью, а при необходимости и действенную помощь.

В осуществлении государственной программы здоровья интенсивный путь означает замену одних только медицинских мероприятий, поглощающих большую часть национального дохода, на программы, к реализации которых привлекаются менее дефицитные и менее дорогостоящие средства (воспитание здорового образа жизни, обучение здоровью, физическая и психофизическая культура, закаливание, организация отдыха, отказ от вредных привычек и т.д., а также резервы профсоюзов, промышленных предприятий, министерств и ведомств).

Всемирная организация здравоохранения провозгласила цель: достижение к 2000 году здоровья для всех людей планеты. Вряд ли исчезнут болезни, важно, чтобы человек меньше болел, а, заболев, быстрее и полнее восстанавливал соответствующее возрасту состояние здоровья. В этой связи все большее развитие и значение должна приобретать наука о здоровье - валеология.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon «Частные психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать частные аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Кабинет формирования здорового образа жизни

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Вопросы контрольной работы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Передовой опыт в вопросах гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни вологодской

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик»

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов) icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы