|
Скачать 334.17 Kb.
|
![]() СоставителИ: С.С.Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы; А.А.Бова, профессор кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; А.С.Рудой, заместитель начальника кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, подполковник медицинской службы Рецензенты: Кафедра поликлинической терапии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; Г.А. Ярош, главный терапевт Вооруженных Сил Государственного учреждения «Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил Республики Беларусь», полковник медицинской службы ^ Кафедрой военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 23.12.2010 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 27.04.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 28.04.2011 г.). Пояснительная записка «Поликлиническая терапия» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по амбулаторным аспектам терапевтической патологии (диагностике, лечению, врачебной тактике, медико-социальной (военно-врачебной) экспертизе, диспансеризации, реабилитации) и первичной профилактике заболеваний. Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 01 Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40 и типовым учебным планом по специализации высшего медицинского образования 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» (регистрационный № L 79-006/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» включает новейшие научные данные по амбулаторным аспектам диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, а также общие вопросы практической организации работы войскового врача на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи. Типовая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» для специализации 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» подготовлена впервые, что обусловлено введением новых образовательных стандартов и типовых учебных планов, появлением новейших научных данных. В программе учтены изменения в организации и осуществлении медицинского обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь. Особенность типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Поликлиническая терапия» состоит в систематизации и закреплении знаний по внутренним болезням, амбулаторным аспектам врачебной деятельности и в приобретении навыков свободного использования их на практике в объеме специальности «Лечебное дело» специализации «Военно-медицинское дело». Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении курсантами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
Специфика подготовки врачей по дисциплине «Поликлиническая терапия» специализации 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» заключается в соблюдении преемственности обучения. Практическое освоение всех аспектов лечебно-диагностической работы войскового врача должно осуществляться на 4 курсе и заканчиваться на 5 курсе, что является достаточным в связи с отсутствием на 6 курсе обучения субординатуры с последующим прохождением интернатуры по специальности «Общая врачебная практика». Принципиально важно, чтобы обучение курсантов дисциплине «Поликлиническая терапия» после изучения соответствующих разделов (тем) дисциплины «Внутренние болезни» являлось продолжением развития их клинического мышления. При этом одновременно курсанты на практике знакомятся с организацией терапевтической помощи военнослужащим в амбулаторных условиях, ее диагностическими и другими возможностями. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Поликлиническая терапия» осуществляется на базе приобретенных курсантом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Фармакология Принципы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств. Индивидуальная стратегия фармакотерапии. Основные средства лекарственной терапии при различных патологических процессах и наиболее распространенных болезнях. Рецептура. Выписывание фармацевтических препаратов в различных лекарственных формах. ^ Методика исследования здорового и больного человека. Семиотика и синдромы основных поражений органов и систем. Основы рационального питания при терапевтических болезнях в различных возрастных группах. Международная классификация болезней (МКБ-10). ^ Медико-биологические последствия радиации и принципы снижения радиационного воздействия на население. Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь. Гигиеническое воспитание, обучение, диспансеризация, оздоровление, защита населения, подвергшегося воздействию радиации. Экологические проблемы питания. ^ Психология личности. Психологические особенности контакта врача с пациентом, основы психогигиены. Внутренняя картина болезни и реакция личности на болезнь. Медицинская деонтология. ^ дисциплины «Поликлиническая терапия» включает 5 разделов. Требования к подготовке курсанта по окончании изучения дисциплины Курсант должен знать: — цели, задачи, структуру и организацию первичной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях в Вооруженных Силах Республики Беларусь; — стандарты объема обследования пациентов на этапах медицинской помощи; — показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; — принципы организации медицинской помощи в амбулаторных условиях в войсковой части; — содержание работы, права и обязанности врача войсковой части; — принципы взаимодействия и преемственность в работе врача войсковой части, врачей-специалистов «узкого» профиля военно-медицинских частей и организаций; — показания к госпитализации терапевтических пациентов и порядок направления в больничную организацию; — показания к направлению в отделение дневного пребывания (ОДП) амбулаторного центра (военной поликлиники) и организации стационара на дому; — правила выдачи и продления справки об освобождении от служебных обязанностей при заболеваниях и других видах временной нетрудоспособности; — структуру и функции военно-врачебной комиссии; — показания для направления пациентов на военно-врачебную комиссию, заключения военно-врачебных комиссий, сроки переосвидетельствования; — цели и задачи медицинской реабилитации; — виды медицинской реабилитации; — принципы реабилитации пациентов в амбулаторных условиях; — методы амбулаторно-поликлинического реабилитационного лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому; — клинико-реабилитационные группы; — стадии процесса реабилитации; — функциональные классы нарушений; — возможности физических методов в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий; — основные направления профилактической работы врача войсковой части; — виды профилактических осмотров; — понятие об углубленном медицинском обследовании; — понятие о диспансерном динамическом наблюдении, группах состояния здоровья; — методологию диспансерного динамического наблюдения; — группы диспансерного наблюдения населения, нормативно-правовую базу медико-социальной экспертизы; — критерии обострения, улучшения, выздоровления и ремиссии при основных терапевтических заболеваниях; — критерии оценки качества и эффективности углубленного медицинского обследования и диспансерного динамического наблюдения; — особенности лечения пациентов в амбулаторных условиях; — правила выписки рецептов различным контингентам пациентов; — основные показатели, характеризующие работу войскового врача; — программу обследования при каждом конкретном заболевании; минимум проводимых лабораторных и инструментальных исследований; — реанимационные мероприятия при внезапной смерти. Курсант должен уметь: — проводить профилактические осмотры военнослужащих и диспансерное наблюдение, клинико-генеалогическое обследование; — в ограниченное время качественно проводить опрос и физикальное обследование пациента, выявлять объективные признаки заболеваний; — составлять рациональный план обследования пациента для установления диагноза, используя необходимый минимум лабораторных и инструментальных исследований; — определять показания к дополнительным методам диагностики и осуществлять клиническую интерпретацию полученных данных; — интерпретировать полученные результаты лабораторных исследований (крови, мочи, мокроты, желудочного сока, желчи, кала) и инструментальных методов диагностики (рентгенологических, эндоскопических, ультразвуковых, электрокардиографии и других); — проводить дифференциальную диагностику заболеваний, использовать консультации врачей-специалистов при установлении заключительного клинического диагноза; — формулировать диагноз терапевтического заболевания согласно действующим классификациям; — оформлять основную медицинскую документацию; — пользоваться международной классификацией болезней; — определять показания для лечения в стационарных условиях терапевтических пациентов в медицинской роте (лазарете объединенного медицинского пункта) соединения, военных медицинских центрах Вооруженных Сил Республики Беларусь, амбулаторном центре и в ОДП, осуществлять госпитализацию в экстренном и плановом порядке; — определять виды и причины временной нетрудоспособности терапевтических пациентов, критерии восстановления трудоспособности; — оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность военнослужащих согласно действующим нормативным документам; — определять наличие у пациентов признаков стойкой нетрудоспособности (инвалидности), назначать необходимые исследования и консультации для направления на военно-врачебную экспертизу; — выписывать рецепты на основные лекарственные средства, используемые в амбулаторных условиях; — осуществлять углубленное медицинское обследование и диспансерное динамическое наблюдение военнослужащих, определять группы диспансерного наблюдения и проводить в них соответствующую лечебно-профилактическую работу; — составлять план диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий для диспансерных терапевтических пациентов, оценивать эффективность и качество углубленного медицинского обследования и диспансерного динамического наблюдения; — определять клинико-реабилитационные группы у пациентов с основными заболеваниями внутренних органов и соответствующим образом организовывать их реабилитацию; — проводить реанимационные мероприятия при клинической смерти; — брать мазки из зева и носа на бактериологическое исследование; — проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия в инфекционном очаге; — проводить различные формы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия среди военнослужащих; — оказывать неотложную медицинскую помощь в амбулаторных условиях при следующих состояниях: - гипертоническом кризе; - приступе сердечной астмы и отеке легких; - кардиогенном шоке; - ангинозном приступе и остром коронарном синдроме; - приступе бронхиальной астмы и развивающемся астматическом статусе; - пароксизмальных нарушениях ритма (наджелудочковой и желудочковой тахикардиях, фибрилляции предсердий); - приступе Морганьи – Эдемса – Стокса; - «остром животе»; - желудочно-кишечном кровотечении; - печеночной колике; - почечной колике; — определять и оценивать основные показатели, характеризующие работу войскового врача. ^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы курсантов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (презентаций лекций в формате MS Power Point, учебных материалов в видеоформате на DVD-дисках, решения ситуационных задач и компьютерного тестирования по всем разделам и темам), а также ресурсов локальной компьютерной сети клинической базы. Практическая подготовка обеспечивается участием курсантов в клинических разборах пациентов, в обходах в ОДП, работой на приеме с терапевтом амбулаторного центра, решении ситуационных клинических задач. На практических занятиях курсанты под контролем преподавателя проводят обследование пациента, обучаются составлять рациональный план дальнейших исследований для установления диагноза и интерпретировать его результаты, формулировать диагноз терапевтического заболевания согласно действующим классификациям; составлять рациональный индивидуальный план лечения, реабилитации и профилактики основных терапевтических заболеваний. Учатся правильно оформлять основную медицинскую документацию, а также документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, выписывать рецепты. Изучают особенности работы с пациентами в амбулаторных условиях, знакомятся с безопасными условиями труда, международными требованиями и этическими нормами при проведении исследований. Практические занятия на 4 и 5 курсах проводятся по цикловой системе. В процессе изучения дисциплины «Поликлиническая терапия» предусматривается: — на 4 курсе ознакомление с организацией медицинской помощи в амбулаторных условиях на базе амбулаторного центра государственного учреждения «432 ордена Красной Звезды главный военный клинический медицинский центр Вооруженных Сил Республики Беларусь», общими вопросами военно-врачебной экспертизы, содержанием и объемом работы врача-терапевта поликлиники, методикой амбулаторного приема пациентов, амбулаторными аспектами диагностики и тактики войскового врача при отдельных (согласно плану) терапевтических заболеваниях с клиническим разбором пациентов. Особое внимание уделяется первичной и вторичной профилактике основных терапевтических заболеваний с изучением основ здорового образа жизни, выделению групп повышенного риска развития терапевтической патологии у военнослужащих и целенаправленной работе с ними. Курсанты знакомятся с методикой амбулаторного приема пациентов в поликлинике (4 – 6 учебных часов), оформлением основной медицинской документации, пишут учебную медицинскую карту амбулаторного больного, участвуют в клиническом разборе пациентов по теме занятия с преподавателем. Полученные знания должны быть закреплены во время летней производственной практики. — на 5 курсе продолжается обучение курсантов поликлиническим аспектам диагностики и врачебной тактики при ряде терапевтических заболеваний (согласно плану) с обязательным клиническим разбором пациентов с преподавателем и решением ситуационных клинических задач. При этом основное внимание уделяется ранней диагностике симптомов и симтомокомплексов, возможностям амбулаторного обследования пациентов, интерпретации результатов исследований, формулировке диагноза, особенностям лечения, диспансеризации пациентов и военно-врачебной экспертизе. Самостоятельная работа курсанта организуется во время самостоятельной внеаудиторной работы с использованием следующих форм: — подготовка и оформление учебной медицинской карты амбулаторного больного; — решение ситуационных задач; — самостоятельное составление плана лабораторно-инструментального обследования пациента и лечебных мероприятий в амбулаторных условиях; — подготовка рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины, что предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации; — участие в работе военно-научного общества курсантов и учебно-исследовательской работе: углубленное изучение специальной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки, участие в научных исследованиях под руководством преподавателя, участие в формировании банка наглядных средств обучения и другие формы творчества; — выступления с докладами в учебных группах и на студенческих научных конференциях. Контроль подготовки курсантов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета, рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний курсантов. ^
Примерный тематический план
Содержание учебного материала
1.1. Профилактическая работа врача воинской части. Организация углубленного медицинского обследования и диспансерного динамического наблюдения при заболеваниях внутренних органов Понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Критерии здорового образа жизни. Профилактика: понятие, виды. Основные направления профилактической работы. Углубленное медицинское обследование: понятие, организация проведения. Диспансерное динамическое наблюдение как основа профилактической работы. Методика проведения диспансерного наблюдения. Заболевания, подлежащие диспансерному наблюдению. Сроки наблюдения. Анализ качества и эффективности диспансерного динамического наблюдения. ^ Понятие о военно-врачебной экспертизе (ВВЭ) в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Документы, регламентирующие военно-врачебную экспертизу. Штатные военно-врачебные комиссии (ВВК), Центральная военно-врачебная комиссия, их права и обязанности, организация и проведение военно-врачебной экспертизы. Показания к направлению военнослужащих на военно-врачебную комиссию, перечень необходимых исследований, консультаций, порядок оформления документации. Требования к состоянию здоровья военнослужащих, категории годности к военной службе, критерии негодности к военной службе. 1.3. Организация медицинской помощи в амбулаторных условиях в медицинском пункте части, медицинской роте (объединенном медицинском пункте) соединения. Основная амбулаторная медицинская документация. Организация работы амбулаторного центра государственного учреждения «432 ордена Красной Звезды главный военный клинический медицинский центр Вооруженных Сил Республики Беларусь» Предназначение и устройство амбулатории медицинского пункта воинской части. Организация амбулаторного приема и лечение пациентов в воинской части. Организация работы поликлинического взвода медицинской роты. Предназначение и задачи военного амбулаторного центра. Организация амбулаторного приема и лечебно-диагностической работы в военном амбулаторном центре. ^ Понятие о скорой (неотложной) медицинской помощи. Особенности оказания неотложной медицинской помощи на амбулаторном приеме и на дому. Врачебная тактика при неотложных состояниях. Показания и порядок направления в больничную организацию. Неотложная медицинская помощь при гипертермической лихорадочной реакции, при приступе бронхиальной астмы, при приступе сердечной астмы и отеке легких, при ангинозном приступе и остром коронарном синдроме, при острых аритмиях (пароксизм суправентрикулярной или желудочковой тахикардии, пароксизм фибрилляции предсердий, приступ Морганьи – Эдемса – Стокса), при гипертоническом кризе, при «остром животе», при желудочно-кишечном кровотечении, при печеночной и почечной коликах. 1.5. Восстановительное лечение в военном медицинском центре, медицинской роте (объединенном медицинском пункте) соединения, этапы, организация. Основные виды реабилитации амбулаторно-поликлинического этапа. Организация реабилитации в медицинском пункте войсковой части. Преемственность между стационарным и амбулаторным этапами. Физиологические и биохимические основы лечебного питания Понятие о восстановительном лечении и реабилитации. Основные виды и этапы реабилитации. Организация реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе, средства и методы. Задачи военного медицинского центра (медицинской роты) в организации преемственности в проведении реабилитации военнослужащих. Характеристика статуса питания и методы его оценки. Физиологические основы рационального и диетического питания. Роль рационального питания в реабилитации военнослужащих. ^ 2.1. Острые респираторные инфекции (грипп и другие ОРВИ), острый тонзиллит (ангина). Диагностика. Лечение, врачебная тактика. Диспансеризация при остром тонзиллите (ангине). Профилактика в войсках Понятие об острых респираторных инфекциях. Этиология и клиника различных острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). План обследования пациента с ОРВИ, формулировка диагноза. Лечение, показания к антибактериальной терапии ОРВИ, показания к госпитализации. Осложнения ОРВИ. Профилактика острых респираторных заболеваний. Острый тонзиллит (ангина): определение понятия, этиология, патогенез, классификация, клиника, осложнения. План обследования пациента с ангиной. Дифференциальная диагностика тонзиллитов. Формулировка диагноза, лечение ангины. Показания к госпитализации пациента с ангиной. Диспансеризация пациентов, перенесших ангину. Профилактика в войсках. 2.2. Хронические заболевания дыхательных путей в практике войскового врача (амбулаторные аспекты диагностики, лечения, реабилитации, военно-врачебная экспертиза). Дифференциальная диагностика при кашле, одышке Кашель: механизм возникновения, основные характеристики. Заболевания, сопровождающиеся кашлем. Дифференциальная диагностика одышки. Определение и факторы риска хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и бронхиальной астмы (БА). Амбулаторная диагностика и лечение обострений ХОБЛ. Показания к госпитализации. Оказание неотложной медицинской помощи пациенту с астматическим приступом. Показания к госпитализации. Поддерживающая амбулаторная терапия в фазе ремиссии БА. Военно-врачебная экспертиза при ХОБЛ и БА. Диспансеризация и реабилитация пациентов с ХОБЛ и БА. ^ 3.1. Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке. Тактика войскового врача при различных формах ишемической болезни сердца. Диспансеризация. Военно-врачебная экспертиза. Оказание неотложной медицинской помощи при ангинозном приступе, остром коронарном синдроме и нарушениях сердечного ритма и проводимости войсковым врачом на догоспитальном этапе Основные заболевания, проявляющиеся болями в грудной клетке. Дифференциальная диагностика кардиалгий и вертеброгенных торакалгий. Дифференциальная диагностика инфаркта миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, расслаивающей аневризмы аорты и острого перикардита. Клиника, диагностика инфаркта миокарда. Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Реабилитация пациентов с вертеброгенной торакалгией и постинфарктным кардиосклерозом. 3.2. Первичная и вторичные артериальные гипертензии, соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (нейроциркуляторная астения). Амбулаторные аспекты диагностики и лечения, врачебная тактика, военно-врачебная экспертиза, диспансеризация, первичная профилактика. Оказание неотложной медицинской помощи при гипертоническом кризе в амбулаторных условиях Артериальная гипертензия: определение понятия, классификация. План обследования пациентов с артериальной гипертензией в амбулаторных условиях. Дифференциальная диагностика первичной артериальной гипертензии и различных форм вторичных гипертензий. Основные принципы лечения артериальной гипертензии, показания к госпитализации пациентов. Гипертонические кризы, виды. Неотложная медицинская помощь при гипертонических кризах в амбулаторных условиях. Военно-врачебная экспертиза при артериальной гипертензии и кризах (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству больных, к направлению на ВВК). Диспансеризация пациентов с первичной артериальной гипертензией, профилактика этого заболевания. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (нейроциркуляторная астения): определение понятия, классификация, принципы диагностики и лечения. ^ 4.1. Синдром болей в животе и диспепсический синдром: дифференциальная диагностика и тактика врача войсковой части в амбулаторных условиях. Оказание неотложной медицинской помощи при острых болях в животе и подозрении на желудочно-кишечное кровотечение Определение понятия функциональной диспепсии, хронического гастрита, пептической язвы, классификация этих заболеваний, план обследования пациентов в амбулаторных условиях. Показания к госпитализации пациентов с хроническим гастритом и пептической язвой. Основные принципы лечения пациентов с функциональной диспепсией, хроническим гастритом и пептической язвой, военно-врачебная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству больных, к направлению на ВВК). Диспансеризация пациентов с хроническим гастритом и пептической язвой, профилактика этих заболеваний. Неотложная медицинская помощь в амбулаторных условиях при острых болях в животе и подозрении на желудочно-кишечное кровотечение. 4.2. Анемический синдром: дифференциальная диагностика. Железодефицитная и В12-дефицитная анемия (амбулаторные аспекты диагностики, лечения, реабилитации, диспансерное динамическое наблюдение, военно-врачебная экспертиза) Классификация анемий по патогенезу, основным клиническим формам, цветному показателю, размеру эритроцитов, уровню гемоглобина, регенераторной способности костного мозга. Клиника анемического синдрома. Острая и хроническая постгеморрагическая анемия: причины, клиника, диагностика и врачебная тактика в амбулаторных условиях. Железодефицитные анемии: причины, особенности клинических и лабораторных проявлений, диагностика, лечение и реабилитация в амбулаторных условиях. В12- и фолиеводефицитные анемии: причины, клинические и гематологические проявления, дифференциальная диагностика, план обследования, лечение и реабилитация в амбулаторных условиях. ВВЭ военнослужащих с анемиями. Профилактика анемий. ^ 5.1. Бронхообструктивный синдром: дифференциальная диагностика. Диагностика и лечение бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких в амбулаторных условиях, врачебная тактика, военно-врачебная экспертиза, диспансеризация, первичная профилактика. Неотложная медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы и развивающемся астматическом статусе Понятие о бронхообструктивном синдроме, основные заболевания, сопровождающиеся этим синдромом. Алгоритм диагностического поиска при бронхообструктивном синдроме. Классификация БА и ХОБЛ. План обследования пациента с БА и ХОБЛ в амбулаторных условиях. Показания к госпитализации. Общие принципы лечения БА и ХОБЛ в амбулаторных условиях, ВВЭ (сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству больных, к направлению на ВВК), диспансеризация. Профилактика БА и ХОБЛ. Неотложная медицинская помощь в амбулаторных условиях при приступе БА и развивающемся астматическом статусе. 5.2. Суставной синдром: дифференциальная диагностика. Диагностика и лечение воспалительных (ревматоидный артрит, реактивный артрит) и дегенеративных (первичный остеоартроз) заболеваний суставов в амбулаторных условиях, врачебная тактика, военно-врачебная экспертиза, диспансеризация, первичная профилактика Суставной синдром: понятие об артрите, артрозе, артропатии. Методы общего физикального и специального исследования суставов и позвоночника. Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом. Алгоритм диагностического поиска при суставном синдроме. Ревматоидный артрит: план исследования, диагностические критерии. Врачебная тактика, показания к госпитализации, общие принципы амбулаторного лечения, ВВЭ (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству больных, к направлению на ВВК), диспансеризация. Реактивный артрит: определение понятия, план исследования, дифференциальная диагностика, врачебная тактика, общие принципы лечения в амбулаторных условиях, ВВЭ, диспансеризация. Первичный остеоартроз: диагностические критерии, план исследования, врачебная тактика, лечение в амбулаторных условиях, ВВЭ (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству больных, к направлению на ВВК), диспансеризация. Профилактика воспалительных заболеваний суставов и первичного остеоартроза. ^ Желтуха, гепатомегалия, спленомегалия, гиперспленизм: понятие, основные причины, классификация. Клинико-лабораторные синдромы поражения печени, селезенки: цитолиз, мезенхимальное воспаление, холестаз, печеночно-клеточная недостаточность, гемолиз, гиперспленизм. Основные нозологические формы поражения гепатобилиарной системы. Дифференциальная диагностика хронического гепатита с циррозом и первичным раком печени, план обследования. Принципы лечения в амбулаторных условиях. Диспансеризация. Военно-врачебная экспертиза. Дифференциальная диагностика хронического холецистита, дисфункции желчного пузыря и сфинктера Одди, план обследования. Принципы лечения, показания к консультации у врача-хирурга в амбулаторных условиях. Диспансеризация. Военно-врачебная экспертиза. Профилактика заболеваний гепатобилиарной системы. Неотложная медицинская помощь при желчной колике на догоспитальном этапе. 5.4. Дифференциальная диагностика при поясничных болях. Диагностика заболеваний почек в амбулаторных условиях, хронический пиелонефрит (амбулаторные аспекты диагностики, лечения, диспансерное динамическое наблюдение, военно-врачебная экспертиза) Основные заболевания, сопровождающиеся болями в поясничной области. Дифференциальная диагностика мочекаменной болезни, поясничного радикулита и панкреатита. Клиника, классификация, диагностика хронического пиелонефрита. Тактика лечения и диспансерного наблюдения пациента с первичным и вторичным пиелонефритом. ВВЭ. Методы исследования почек для проведения дифференциальной диагностики заболеваний почек, сопровождающихся болевым синдромом. 5.5. Мочевой синдром: дифференциальная диагностика. Хронический гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность (амбулаторные аспекты диагностики, лечения, реабилитации, диспансерное динамическое наблюдение, военно-врачебная экспертиза) Характеристика мочевого и дизурического синдромов у пациентов с терапевтической почечной и урологической патологией. Основные заболевания почек, сопровождающиеся мочевым синдромом. Особенности мочевого синдрома при хроническом гломерулонефрите. План обследования и лечения пациентов с хроническим гломерулонефритом. Дифференциальная диагностика мочевого синдрома при терапевтической и урологической патологии. Мочевой синдром при острой и хронической почечной недостаточности (ОПН и ХПН). Классификация хронической почечной недостаточности. Амбулаторная диагностика ОПН и ХПН. Неотложная медицинская помощь при ОПН. Алгоритм диагностического поиска при мочевом синдроме. ВВЭ и динамическое диспансерное наблюдение пациентов с хронической почечной недостаточностью. 5.6. Состояния, сопровождающиеся потерей сознания в практике войскового врача (обморок, коллапс, шок, кома): дифференциальная диагностика, тактика и неотложная медицинская помощь Причины обморока, коллапса, шока, комы. Патогенез и объективные признаки. Обморок, причины, клинические проявления, дифференциальная диагностика основных заболеваний, сопровождающихся потерей сознания. Внезапная и продолжительная потеря сознания: причины, врачебная тактика. Дифференциальная диагностика ком. Алгоритм диагностического поиска и обследование пациента, находящегося в бессознательном состоянии. Оказание неотложной медицинской помощи пациентам с расстройством сознания в амбулаторных условиях. ^ Литература Основная: 1. Диагностика и лечение внутренних болезней в практике военного врача: утв. М-вом обороны в качестве учебника для курсантов и слушателей в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» / А.А.Бова [и др.]; под ред. А.А.Бова. Минск: БГМУ, 2007. 551 с. 2. Поликлиническая терапия: учеб. для студентов вузов / Б.Я.Барт [и др.]; под общ. ред. Б.Я.Барта. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 544 с. Дополнительная: 3. Зюзенков, М.В. Кардиалгии: учеб.-метод. пособие / М.В.Зюзенков. Минск: БГМУ, 2005. 32 с. 4. Месникова, И.Л. Амбулаторные аспекты ведения больных с суставным синдромом: учеб.-метод. пособие / И.Л.Месникова. Минск: БГМУ, 2007. 46 с. 5. Поликлиническая терапия : учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.И.Бразулевич [и др.]. Витебск: ВГМУ, 2007. 541 с. 6. Хурса, Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение заболеваний билиарной системы и поджелудочной железы: учеб.-метод. пособие / Р.В.Хурса. Минск: БГМУ, 2005. 44 с. 7. Хурса, Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение заболеваний кишечника: учеб.-метод. пособие / Р.В.Хурса, И.Л.Месникова. Минск: БГМУ, 2009. 44 с. 8. Хурса, Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение заболеваний печени: учеб.-метод. пособие / Р.В.Хурса. Минск: БГМУ, 2005. 47 с. 9. Хурса, Р.В. Диспансеризация в практике участкового терапевта: учеб.-метод. пособие / Р.В.Хурса, И.Л.Месникова, М.В.Зюзенков. Минск: БГМУ, 2009. 32 с. 10. Яковлева, Е.В. Заболевания почек в практике участкового терапевта: учеб.-метод. пособие / Е.В.Яковлева. Минск: БГМУ, 2010. 52 с. Нормативные правовые акты: 11. Инструкция о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь: утв. Постановлением М-ва обороны Респ. Беларусь 2 ноября 2010 г., № 44. Минск, 2010. 119 с. 12. Инструкция об определении требований к состоянию здоровья граждан при приписке к призывным участкам, призыве на срочную военную службу, службу в резерве, военную службу офицеров запаса, военные и специальные сборы, поступлении на военную службу по контракту, в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» и военные учебные заведения, военнослужащих, граждан, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь: утв. Постановлением М-ва обороны и М-ва здравоохранения Респ. Беларусь 20 декабря 2010 г., № 51/170, Минск, 2008. 170 с. ^ Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Оглавление Пояснительная записка 3 Примерный тематический план 10 Содержание учебного материала 12 1. Организация медицинской помощи в амбулаторных условиях в войсковой части, медицинской роте (объединенном медицинском пункте) соединения. Организация работы амбулаторного центра государственного учреждения «432 ордена Красной Звезды главный военный клинический медицинский центр Вооруженных Сил Республики Беларусь»………………….………………….. 12 2. Заболевания органов дыхания……………………………………………..…14 3. Заболевания сердечно-сосудистой системы ……………………………..…..15 4. Заболевания органов пищеварения………………………………………..…16 5. Дифференциальная диагностика внутренних болезней………………..…...16 Информационно-методическая часть………………………………………….20 Литература 20 Рекомендуемые средста диагностики…………………………………………21 ![]() |