Методическая разработка
для самоподготовки студентов IV курса
по теме: «Сахарный диабет у детей »
На лекции мы уже говорили с Вами, что диабет у детей имеет характерные клинические проявления, и от своевременного вмешательства специалиста сестринского дела будет зависеть здоровье детей. Особое значение имеют профессиональная компетентность и высокая ответственность специалистов сестринского дела при выполнении своих обязанностей. Важным звеном в работе является организация просвещения и профилактики. На плечи медицинской сестры ложится трудная задача оказания доврачебной помощи, внимательная и четкая организация самоконтроля пациента и эффективной диетотерапии, наблюдение за ребенком, создание лечебно-охранительного режима.
Несвоевременно распознанное заболевание, поздно начатое лечение влияет на здоровье детей, приводит к задержке физического и нервно-психического развития ребенка.
Поэтому, изучение этой темы важно в Вашей подготовке по педиатрии.
^ Усвоение этой темы поможет знание анатомии и фармакологи, психологии и основ сестринского дела.
ЦЕЛЬ: систематизировать знания, которые позволят войти в профессию и выполнить этапы сестринского процесса в реальной ситуации с больным ребенком.
^
Знание теоретического материала по теме.
Знание ранее изученного учебного материала.
Активная работа с пациентами.
Умение выполнять этапы СП.
Понимание этико – деонтологических принципов поведения.
^
Учитывая важность этой темы, необходимо серьезно подготовиться к занятию по теоретическому блоку лекции и учебнику; разберите все элементы графологической структуры.
^
причины и факторы риска сахарного диабета;
клинические проявления, методы лабораторной диагностики;
принципы терапии сахарного диабета;
осложнения, причины их развития, оказание неотложной помощи;
профилактику и диспансерное наблюдение при сахарном диабете.
^
- выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка;
- определить проблемы пациента;
сформулировать цели СВ и составить план ухода;
оказать доврачебную неотложную помощь при осложнениях сахарного диабета;
провести беседу о принципах диетотерапии;
составить диебет-меню для ребенка из расчета «хлебных» единиц;
провести методику экспресс – диагностики (глюкотест, глюкометр);
ввести п/к инсулин с использованием инсулинового шприца;
ввести п/к инсулин с использованием шприц-ручки;
подготовить систему для в/в капельного введения жидкости;
подготовить ребёнка к лабораторным исследованиям мочи и крови на сахар (проба на толерантность к глюкозе, гюкозурический профиль)
^
Перечислите основные причины диабета.
Опишите клинические симптомы сахарного диабета I типа.
Расскажите о принципах лечения диабета.
Охарактеризуйте режим двигательной активности ребенка с диабетом.
Составьте диабет-меню ребенку 14 лет.
Расскажите о методике проведения пробы на толерантность к глюкозе.
Составьте план обследования при диабете.
Назовите осложнения диабета.
Составьте план беседы с родителями по проблеме «Профилактика поздних осложнений диабета».
Какие особенности инсулинотерапии у детей?
Перечислите осложнения инсулинотерапии.
Составьте план сестринских вмешательств по уходу за ребенком при гипергликемическом состоянии.
^
Задание № 1
Какие из перечисленных проблем характерны для явного диабета:
полифагия
анурия
полиурия
олигурия
полидепсия
мышечная гипертония
мышечная гипотония
гипертермия
сухость кожи
потливость
|
Задание № 2
Какие из перечисленных проблем характерны для диабетической комы:
острое начало
постепенное начало
кожа сухая, бледная
кожа влажная
дыхание поверхностное
дыхание шумное
тонус глазных яблок повышен
тонус глазных яблок понижен
аппетит повышен
аппетит отсутствует
гипотонус мышц
гипертонус мышц
|
Задание № 3
Назовите какие из перечисленных проблем характерны для гипогликемической комы:
начало постепенно
начало острое
гипотонус мышц
гипертонус мышц
дрожание конечности, судороги
судорог нет
сознание угасает постепенно
быстрая потеря сознания
гипотензия
гипертензия
|
^
З а д а ч а №1.
Наблюдается ребёнок 10 лет с сахарным диабетом впервые выявленным. При встречи мама сообщила, что у неё закончилось лекарство и ребёнок уже 2 дня без инсулина. Медработник сказала, чтобы она срочно ехала в город за инсулином. На следующий день медсестру вызвали к этому ребёнку: мальчик жалуется на боли в животе, тошноту, головную боль, жажду, сонливость, сознание сохранено. Отмечается полиурия, изо рта запах ацетона.
Чем объяснить ухудшение состояние ребёнка?
В чём заключается помощь этому ребёнку на догоспитальном
этапе?
Какова дальнейшая тактика?
З а д а ч а №2.
Вы работаете на ФАПе, к вам прибежала мама ребенка 8 лет, который страдает сахарным диабетом. Мама сообщила, что утром она сделала ребёнку инъекцию инсулина, оставила завтракать и ушла на работу, а придя домой обнаружила, что дочь спит, завтрак стоит не тронутый, дочь разбудить она не смогла, хотя на её речь она реагирует.
1) О чём вы можете подумать?
2) Как вы поступите в данной ситуации?
3) Как предотвратить повторное развитие подобного состояния?
З а д а ч а №3.
Ребёнок страдает сахарным диабетом. Последние 3 дня состояние ребёнка ухудшилось. Нарушился аппетит, много пьёт, жалуется на боли в животе, тошноту, запах ацетона изо рта.
Сахар крови 16 г/л
1) О чём можно подумать?
2) Неотложная помощь?
3) Дайте рекомендации по питанию.
Источники информации:
Теоретический блок лекции.
«Педиатрия» Н.В.Ежова, Е.М. Русакова, Г.И.Кощеева.
Мн.: Высшая школа, 2002г.
«СД в педиатрии» В. Д. Тульчинская 2001г
«Сестринское дело» Т.С.Щербакова. 2005г
Учебное пособие «Сестринское дело» И.В. Яромич.
И. А. Алегина УМК «Сахарный диабет у детей»
|