«Питайся правильно – будешь здоров!» icon

«Питайся правильно – будешь здоров!»





Скачать 439.89 Kb.
Название «Питайся правильно – будешь здоров!»
Гусева Светлана Николаевна
Дата 20.03.2013
Размер 439.89 Kb.
Тип Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1»


III Областной конкурс

«Питайся правильно – будешь здоров!»


«Изучение проблемы детского ожирения в МБОУ «Колыванская СОШ №1»




Работу выполнила:

Гусева Светлана Николаевна,


Руководитель:

Микулина Светлана Юрьевна,

учитель математики высшей квалификационной категории,


2012 г.

Введение


Всё чаще сегодня мы слышим о важности здоровья.

И действительно, что может быть дороже? Конечно, количество человеческих недугов всегда было огромным и современное время далеко не исключение. Наоборот, темп жизни человека 21 века порой накладывает отпечаток. Например, проблема ожирения.

Утверждение о том, что «хорошего человека должно быть много», уже давно потеряло свою актуальность. В России по самым скромным оценкам, избыточный вес наблюдается у 25-30% россиян, а ожирение - примерно у 15-20%. С возрастом усвояемость пищи становится хуже, интенсивность процессов обмена снижается, и жировые отложения появляются сами собой. В детстве ожирением страдают в среднем только 10%, но с возрастом этот показатель стремительно возрастает - примерно до 15-20% у юношей и девушек и около 35-50% у взрослых.

Главное заключается в том, что переизбыток жировой ткани в высшей степени негативно влияет на функционирование всех органов и систем организма. По данным Всемирной Организации Здравоохранения до 60 лет доживают только 60% тучных людей, до 70 лет - лишь 30%, до 80 лет - всего 10%. Подсчитано: 1 кг жировой массы влечет за собой формирование 300 км (!) дополнительных кровеносных капилляров, что приводит к излишней работе сердца и его быстрому изнашиванию. У 80% страдающих ожирением имеются патологические изменения сердечнососудистой системы, и в первую очередь - повышение артериального давления. Даже при первой, начальной степени ожирения атеросклероз встречается у каждого третьего.

А грозит ли проблема избыточного веса и ожирения ученикам моей школы, и если такая проблема существует, то каковы ее причины и как ее избежать? Поэтому тема работы: «Изучение проблемы детского ожирения в МБОУ Колыванской СОШ №1»

Цель работы: нахождение зависимостей между ожирением, образом жизни и правильным питанием на примере обучающихся своей школы.

^ Задачи исследования:

1.Изучить теоретический материал по проблеме избыточного веса и ожирения.

2.Исследовать распространенность избыточного веса и ожирения среди обучающихся МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1».

3.Провести сравнительный анализ по проблеме избыточного веса и ожирения за 3 последних года (2008-2011гг.), как по школе в целом, так и по своему классу (11 «А»).

4.Установить, существует ли зависимость между образом жизни школьников, их питанием и появлением у них избыточного веса и ожирения с сопутствующими заболеваниями.

5.Разработать рекомендации по итогам исследования.


^ Объект исследования:

Избыточный вес и ожирение, его причины и следствие.

Предмет исследования:

Распространение избыточного веса и ожирения среди обучающихся МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1».

Гипотеза:

Мы исходим из предположения, что существует зависимость между образом жизни школьников, их питания и появлением у них избыточного веса и ожирения, которые приводят к нарушению функционирования всех органов и систем органов человека и как следствие, к возникновению серьезных заболеваний.

Методы исследования:

  • Изучение научно-популярной литературы;

  • тестирование, анкетирование;

  • оценка степени соответствия массы ребенка его росту по соответствующей таблице;

  • определение идеальной массы тела по методу Брока и формуле идеального веса, предложенной Центром профилактической медицины МЗ России;

  • анализ посещения обучающимися уроков физической культуры и активности во время урока;

  • анализ данных школьного фельдшера по итогам медицинского осмотра;

  • статистическая обработка результатов.




Каждый человек рождается с небольшим запасом жировой ткани. Этот запас организму необходим, поскольку интенсивность обмена веществ у ребёнка первого года жизни очень высока. В этот период ребёнок сам регулирует частоту и объём кормления, т.е. съедает ровно столько, сколько ему необходимо для нормального роста и развития. Поэтому при естественном вскармливании дети, родившиеся с различным весом, в течение короткого срока приходят в соответствие с роста - весовыми показателями. При искусственном вскармливании молодая мама не знает точно, когда наступает момент насыщения, от этого появляется вероятность перекармливания. Перекармливая малыша в этом возрасте, родители оказывают ему медвежью услугу, ведь именно в этом возрасте у ребёнка увеличивается количество жировых клеток, которые уже остаются с ним на всю жизнь. Возраст от 3-х до 10 лет является самым важным для профилактики ожирения в будущем. Около половины детей, имеющих избыточную массу тела в возрасте 5–7 лет, остаются с ней на всю оставшуюся жизнь.

Как и ожирение у взрослых, ожирение у детей вызвано целой совокупностью причин, однако самая главная из них - несоответствие вырабатываемой энергии (калории, полученные из еды) и растрачиваемой (калории, сожженные в процессе основного обмена веществ и физической активности) организмом. Детское ожирение чаще всего развивается в результате сложного взаимодействия диетических, психологических, наследственных и физиологических факторов.

Причины детского ожирения подразделяют на генетические, метаболические, гормональные и средовые, вызывающие поломку механизма регуляции энергетического баланса организма и развитие заболевания.  

Генетические факторы.

В настоящее время известно более 20 генов, которые определяют процессы, оказывающие влияние на регуляцию энергетического гомеостаза организма и участвующие в генезе избыточной массы тела и ожирения.

Известно свыше 430 генов-кандидатов, но их роль в развитии ожирения у детей полностью не доказана.

Генетически модулируемые факторы ожирения:

• cвязанные с обменом питательных веществ (макронутриентов): уровень липолиза в жировой ткани, активность липопротеинлипазы в жировой и мышечной ткани, состав и окислительный потенциал мышечной ткани, содержание свободных жирных кислот и β-рецепторная активность жировой ткани, способность к окислению жиров и углеводов, индивидуальные вкусовые предпочтения, регуляция аппетита;

• расходование энергии: скорость основного обмена, пост-алиментарный термогенез, распределение питательных веществ, уровень спонтанной мышечной активности;

• гормональные факторы: чувствительность к инсулину, секреция гормона роста, лептин.

В большинстве случаев детского ожирения отмечается многофакторность этого заболевания. Гены-кандидаты повышают риск возникновения избыточной массы тела у ребенка только при условии действия средовых факторов (питание и образ жизни).

Выявлено несколько редких моногенных форм ожирения. Они вызваны мутациями генов лептина, рецептора лептина, конвертазы-1 прогормона, рецептора 4 меланокортина и проопиомеланокортина. Клинические проявления моногенных вариантов характеризуются ранним началом заболевания, быстропрогрессирующим течением, морбидным ожирением, гиперфагией, вторичным гипогонадизмом.

Средовые факторы

В развитии детского ожирения важное место занимают экзогенные, или средовые факторы, в частности семейные стереотипы питания и пищевые привычки с употреблением продуктов с высоким содержанием жира и (или) калорий, прием пищи в вечернее и ночное время, невысокий социо-экономический статус семьи. Дополнительным источником высококалорийного питания ребенка может быть еда, приготовленная вне дома, например в школе, в гостях, ресторанах fast-food.

Низкая физическая активность, увеличение времени пребывания у телевизора или компьютера, способствуют увеличению массы тела ребенка. Степень ожирения в 8,3 раза выше у детей, проводящих за телевизором или компьютером более 5 часов в сутки, по сравнению с теми, кто сидит за компьютером менее 2 часов в день.

В популяционных исследованиях установлено, что ожирение развивается у 14% детей, родители которых имели нормальную массу тела. Если ожирением страдает один из родителей, избыточная масса тела у потомства отмечается в 30—60% случаев. При наличии ожирения у обоих родителей ожирение развивается у 80% детей. Эти данные демонстрируют важную, но не абсолютную роль генетического фактора в развитии детского ожирения.

Метаболические и гормональные факторы.

С точки зрения медицины, существуют две формы ожирения: эндокринное и экзогенно-конституциональное (алиментарное). И та и другая форма требуют серьезного подхода, а дети с ожирением должны быть обследованы детским эндокринологом для назначения лечения. Детское ожирение очень опасно: оно может привести к развитию сахарного диабета, раннего атеросклероза, повышенного артериального давления, нарушениям полового развития, а в дальнейшем – к нарушениям менструального цикла и бесплодию у женщин, импотенции у мужчин. Известно, что при развитии ожирения в детском возрасте, у ребенка не только увеличиваются размеры жировых клеток, но и растет их количество, что может привести к развитию злокачественного неизлечимого ожирения. Понятно, что в дальнейшем количество жировых клеток уже не снизится, может уменьшиться только их размер. Именно поэтому лечение детского ожирения должно начинаться как можно раньше.


^ Диагностика ожирения

Одним из методов, выявляющим отклонения в массе тела у взрослых, определение индекса массы тела (ИМТ). Формула расчета: ИМТ = вес (кг) / рост (м2). Значение ИМТ выше 24,5 кг/м2 означает наличие избыточной массы тела, выше 27 – ожирения. Однако у детей масса тела сравнивается со специальными центильными таблицами и больше зависит от роста ребенка, чем от его веса. Это связано с тем, что ребенок непрерывно растет и масса его тела постоянно увеличивается. В школе регулярно проводятся медосмотры учащихся. Приложение 1. Распространенность избыточного веса и ожирения среди обучающихся МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1».


После изучения распространённости ожирения в моей школе, были получены следующие результаты:

По данным медицинского осмотра за 3 года (2009-2011гг) число учащихся с ожирением уменьшилось примерно на 3,6% в том числе с 1 степенью, число учащихся с повышенным питанием осталось практически без изменения, но увеличилось число учащихся с пониженным питанием.

По данным медицинского осмотра за 2009 год из 164 человек (1, 5, 7, 9, 10, 11 –е классы) – 12 человек (7,3%) имеют ожирение. 3 человека (1,8 %) имеют повышенное питание, 1 человек (0,6 %) – пониженное. (Приложение 1.1.)

По данным медицинского осмотра за 2010 год из 179 человек (1, 5, 7, 9, 10, 11 –е классы) – 5 человек (2,8%) имеют ожирение. 4 человека (2,2%) имеют повышенное питание, 1 человек (0,5 %) – пониженное. (Приложение 1.2.)

По данным медицинского осмотра за 2011 год из 189 человек (1, 5, 7, 9, 10, 11 –е классы) – 7 человек (3,7%) имеют ожирение. 3 человека (1,58%) имеют повышенное питание, 3 человек ( 1,58%) – пониженное. (Приложение 1.3.)

Вывод: По данным медицинского осмотра за 3 года (2009-2011гг) число учащихся с ожирением уменьшилось примерно на 50 %, в том числе с 1 степенью, число учащихся с повышенным питанием осталось практически без изменения, но увеличилось число учащихся с пониженным питанием. (Приложение 1.4.)


Существует несколько способов, определить есть ли у ребёнка ожирение. Конечно, правильно поставить диагноз сможет только профессионал. Приложение 2. Сравнительный анализ по проблеме избыточного веса и ожирения за 3 последних года (2009-2011гг.) Однако родителям необходимо обращать внимание на то, сколько килограмм набрал ребенок за определенный период времени. В норме дети старше 5 лет набирают 2-3 кг в год (следовательно, 1-1,5 кг за полгода или 0,5-0,75 кг за 3 месяца). Исключение составляют девочки 10-12 лет (в этом возрасте нормальная прибавка массы может составлять 5-6 кг в год).  Кроме того стоит обратить внимание на наличие жировых складок на животе, груди, пояснице, боковых частях туловища. У здорового ребенка толщина этих складок не более 1,5-2 см, на животе – не более 3 см.


^ Зависимость между образом жизни школьников, организацией питания и появлением у них избыточного веса


Для исследования зависимости между образом жизни школьников и появлением у них избыточного веса и ожирения с сопутствующими заболеваниями использовалась методика комплексной оценки показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях (Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: методическое пособие. отв. ред. Э.М. Казин). Для выявления причины ожирения учащиеся школы с избыточным весом и своего класса были предложены 2 теста: «Правильно ли Вы питаетесь?» и Тест по оценке образа жизни (приложение 3).

Всего было обследовано и опрошено 31 человека (свой класс + дети с диагнозом «Ожирение», с пониженным и повышенным питанием).

^ Анализ теста «Правильно ли вы питаетесь?» и анкет по оценке питания показал, что для школьников характерно нарушение режима питания.

Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех-пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона на отдельные приемы, увеличении доли ужина до 35-65% вместо 10%, увеличении интервалов между приемами пищи с 4-5ч до 7-8ч, и употреблении пищи незадолго до сна.

Отличный режим и качество питания показали 8,69% опрошенных, быть внимательными, так как есть опасность для здоровья, следует 56,52%.

По результатам анкетирования видно, что 14% обучающихся питаются 2 раза в день и менее.

Кроме того, около 80% респондентов едят в промежутках между традиционными приемами пищи. В этих случаях они отдают предпочтение бутербродам, чаю, конфетам, плавленым сыркам и т.п., и лишь 7% из них предпочитают фрукты.

Вдохновляет то, что 85,4% обучающихся знают о важности для здоровья рационального питания.

На практике мы видим, что кроме нарушения режима питания, они не придерживаются и таких принципов рационального питания, как разнообразие и сбалансированность пищи.

Например, более 70% детей употребляют в пищу рыбу и морепродукты менее одного раза в неделю. У 28% школьников подобное отношение к кашам. Зато колбасу 46% респондентов употребляют чаще 2-3 раз в неделю. Ежедневно едят сырые овощи и фрукты всего 19% обучающихся.

Нарушение старшеклассниками принципов рационального питания, возможно, связано с увеличением темпа их жизни и насыщением рынка товарами, заменяющими традиционные продукты питания.

В результате исследования мы пришли к выводу, что с возрастом увеличивается количество детей с неудовлетворительным уровнем физической активности, пассивных на уроках физической культуры, старшеклассники допускают больше нарушений принципов рационального питания и, как следствие, растет количество детей с избыточным весом в подростковом возрасте (является критическим, когда значительно повышается частота развития ожирения).


Рекомендации


  Правильным решением, конечно, является обращение к специалистам. Не нужно пытаться решить эту проблему самостоятельно.

Целью программ лечения ожирения детей и подростков редко является потеря веса. Они скорее ориентированы на замедление или остановку прибавления в весе, что должно позволить ребенку со временем достичь нормального веса.

Ранее и правильное вмешательство особенно важно. Существуют убедительные доказательства, что пищевое и физическое поведение подростков и детей легче поддается коррекции, чем поведение взрослых. Вот три формы вмешательства:

^ Питание и диета

Детям не рекомендуют голодать или чрезмерно ограничивать потребление калорий. Такая стратегия лечения не только может вызвать стресс, но и негативно повлиять на рост ребенка и его восприятие «нормального» питания. Сбалансированные диеты с умеренным ограничением потребления калорий, особенно уменьшенным уровнем жира, успешно применяются для лечения детского ожирения. Также не следует пренебрегать диетологическим воспитанием. Диета в сочетании с фитнесом - эффективная стратегия лечения детского ожирения. Но в этом тоже придется участвовать всей семье. Потому что ребенку будет крайне обидно, если изо дня в день ему будут давать безвкусную кашу на воде, в то время как все вокруг едят вкуснющие котлеты и хлеб с вареньем. Чувствуя себя обойденным, ребенок будет еще сильнее хотеть мучного и сладкого и все, чего он лишен в часы приема пищи, восполнит потом, добравшись до холодильника или до кондитерского магазина.
       Ограждать ребенка от искушений нужно незаметно, лишь изредка, по праздникам давая ему высококалорийные десерты. Можно не держать в доме печенья и пирогов. Порции должны быть небольшими, чтобы не растягивать стенки желудка.
       Постепенно ребенок привыкнет, так есть, а став взрослее, будет сам ограничивать себя в еде. Но здесь тоже необходим ваш контроль. Потому что иногда стремление к похудению превращается в манию, особенно у девочек. И даже приводит к серьезному психическому заболеванию - анорексии, когда человек просто не может, есть и истощение начинает угрожать жизни. Здесь уже без врачей не обойтись.

Для большинства людей похудение или прибавка в весе зависят от потребления мучных продуктов, сладкого, картофеля. Обильная углеводистая пища, особенно сладкая, повышает активность поджелудочной железы, а именно гормона инсулина, а инсулин способствует переходу углеводов в жиры, которые откладываются в организме. Поэтому питание должно быть не только сбалансированным по калорийности, но и разнообразным по составу. Больше овощей, фруктов, продуктов, содержащих белок. Каждый ребенок нуждается в определенном количестве этих продуктов, в том числе тот, который хочет похудеть. Даже очень полным людям не следует сбрасывать больше 500 грамм в неделю.  
Ожирение легче предотвратить, чем лечить. Пропаганда здорового образа жизни в целях профилактики ожирения должна начинаться в школе и затем распространяться на все общество. Системе образования следует обратить особое внимание на обеспечение детей продуктами здорового питания (это касается меню школьных столовых, ассортимента буфетов, автоматов с напитками и др.). Необходимы образовательные программы в школах по обучению правильному питанию, основам здорового образа жизни, управлению массой тела. В нашей школе особое внимание уделяется здоровому питанию школьников. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Об организации питания в МБОУ «Колыванская СОШ №1» в 2011-2012 уч.год.

^ Физическая активность

Соблюдение формальной программы тренировок или увеличение физической активности позволяет сжечь лишние калории, увеличить расход энергии и поддерживать приобретенную форму. Большинство исследований детского ожирения показали, что тренировки не приносят ощутимого результата, если не сочетаются с другой формой вмешательства, например, диетологическим воспитанием или изменением поведенческих стереотипов. Тем не менее, фитнес приносит дополнительную пользу для здоровья. Даже если телесный жир и вес тела ребенка не изменяются после 50 минут аэробных упражнений трижды в неделю, подобные тренировки улучшают липидные профили крови и кровяное давление. 

Первым шагом на пути к расширению двигательной активности детей должно стать ограничение малоподвижных занятий. Другим важным элементом должна стать доступность занятий спортом, спортивными играми, особенно в школе. Физические упражнения должны приносить удовольствие, а не являться наказанием.

Предотвращение ожирения во многом зависит от воспитания родителей. С рождения должны обеспечивать правильное питание. Выбирать низкокалорийные продукты, стараться избегать вредного фастфуда, развивать навыки физической активности. Если профилактические меры окажутся неэффективными или не смогут полностью побороть влияние наследственности, приоритетом воспитания должно стать развитие у ребенка самоуважения и уверенности в себе.


Заключение


Таким образом, исследование распространенности избыточного веса и ожирения среди обучающихся МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Колывань показало, что в данной школе существует небольшой процент детей (3,7%), страдающих этим заболеванием. Результаты исследования подтвердили, что у обучающихся отсутствует ориентация на здоровый образ жизни. Это в свою очередь может привести к тому, что с возрастом количество людей с избыточным весом будет увеличиваться. В ходе исследования установлена взаимосвязь между ожирением и возникновением ряда сопутствующих заболеваний.

Поэтому необходимо повышать уровень знаний детей и их родителей о здоровье и здоровом образе жизни. Работе с родителями нужно уделять особое внимание, так как образ жизни и пищевые привычки родителей оказывают непосредственное влияние на формирование таковых у детей. Например, в школе можно проводить беседы с родителями и детьми, разрабатывать и распространять информационные листовки «Разговор о здоровом питании», «Что вы знаете о здоровом образе жизни?» и т.д., рекламировать существующие в школе, районе и городе спортивные секции.

Здоровьеформирующее образование связано с созданием интегрированных блоков (модулей), предпрофильных курсов, содержание которых включает вопросы экологии человека и социальной экологии, гигиены, психологии, физиологии, медицины и т.д.

Выявлению больных ожирением способствуют проводимые ежегодно в школе профилактические медицинские осмотры. За этими детьми ведет диспансерное наблюдение врач эндокринолог.

Ища решение, как похудеть эффективно, очень важно не забывать о безопасности похудения для здоровья ребёнка. Чаще всего родители приводят к врачам своих полных детей, видя только эстетическую сторону вопроса, которая часто вытекает и в психологическую проблему адаптации ребёнка в детском коллективе. Сейчас в наших школах, наверное, нет учебного класса, в котором не было бы своего толстяка или толстушки. Полным детям дают обидные прозвища, они являются постоянными жертвами насмешек, как со стороны одноклассников, так и со стороны некоторых учителей. Именно в этот момент некоторые родители начинают задумываться о физическом и психическом состоянии своего ребёнка. Но попытки самостоятельно решить проблему жёсткими ограничениями ребёнка в сладостях или других продуктах только порождают неврозы у детей и никоим образом не решают самой проблемы.

Хорошее здоровье напрямую зависит от правильного питания. Многие могут спросить «А как же генетика? Неужели дети, родители которых страдают ожирением или избыточным весом, в принципе не могут вырасти стройными и здоровыми?» Конечно, могут! Наследственной полноты не бывает! Есть наследственная предрасположенность к полноте, а это отнюдь не одно и то же. В подобной ситуации только грамотно составленный рацион питания и постоянный контроль веса позволяет предупредить развитие детского ожирения даже у лиц, имеющих наследственную предрасположенность. Только с самого начала всё нужно делать правильно!


Литература:


  1. Мансурова С.Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности// Биология в школе. - 2005г. №7 с.29-34

  2. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М.: Агропромиздат, 1986г, - 240 с.

  3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 1983г, - 47с.

  4. Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? – М.: Линка-Пресс, 1997г, -312с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://diagnos.narmed.ru/bolezni/more/fatness.html

  2. http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=1686

  3. http://www.medkrug.ru/article/show/2699

  4. http://www.rebenok-ves-rost.narod.ru

  5. http://www.olgris.kiev.ua/ru/len_m_0.shtml

Приложение 1. Распространенность избыточного веса и ожирения среди обучающихся МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1».

1.1.Общие данные по школе за три года (2009-2011гг)

Таблица 1

п/п

Паталогия

2009 г.

2010г.

2011г.

1

Ожирение

17 (7,3 %)

17 (2,8 %)

18 (9,2 %)

4

Повышенное питание

3 (1,8 %)

4 (2,2 %)

3 (1,6 %)

5

Пониженное питание

1 (0,6 %)

1 (0,5 %)

3 (1,6 %)

Вывод: По данным медицинского осмотра в течение трех последних лет (2009-2011гг) число учащихся в школе с ожирением остается примерно на одном уровне.

^ 1.2. Данные по классам 2009 год.



Вывод:
По данным медицинского осмотра за 2009 год из 164 человек (1, 5, 6,7, 10, 11 –е классы) – 15 человек (9,1%) имеют ожирение, 3 человека (1,8 %) имеют повышенное питание, 1 человек (0,6 %) – пониженное.



Кол-во учеников с ожирением:

1 «А» - 5 человек (1ст. - 3 человека; 2ст. – 1человека; 3ст. – 1 человека).

1 «В» - 1 человек.

5 «А» - 1человек, 1человек. – с повышенным питанием.

5 «Б» - 2 человека.

6 «А» - 1человек

6 «Б» - 2 человека

7 «А» - 1 человек.

10 «Б» - 1 человек, 2 человека – с повышенным питанием.

11 «Б» - 1 человек.

^ 1.3 Данные по классам 2010год.



По данным медицинского осмотра за 2010 год из 179 человек (2, 5, 7, 8, 9, 11 –е классы) – 12 человек (2,8%) имеют ожирение. 4 человека (2,2%) имеют повышенное питание, 1 человек (0,5 %) – пониженное.

Кол-во учеников с ожирением:



2 «А» - 5 человек

5 «А» 1 человек - пониженное питание.

5 «Б» 1 человек – повышенное питание.

7 «А» 3 человека.

7 «Б» 2 человека

8 «А» 3 человека.

9 «А» 1 человек

9 «Б» 1 человек. Повышенное питание – 1 человек.

11 «Б» 1 человек. Повышенное питание – 2 человека.

^ 1.3 Данные по классам 2011 год.



По данным медицинского осмотра за 2011 год из 189 человек (1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 –е классы) – 18 человек (9,%) имеют ожирение, 3 человека (1,58%) имеют повышенное питание, 3 человек (1,58%) – пониженное.

Кол-во учеников с ожирением:



1 «А» 1 человек. С пониженным питанием -1человек.

4 «А» 5 человек с ожирением.

5 «А» 2 человека.

7 «А» 2 человека. С повышенным питанием – 1 человек. С пониженным питанием – 1 человек.

7 «Б» 1 человек. С повышенным питанием – 1 человек. С пониженным питанием – 1 человек.

8 «А» 1 человек с ожирением

8 «Б» 1 человек с ожирением.

9 «А» 3 человека с ожирением.

9 «Б» С повышенным питанием - 1 человек.

10 1 человек с ожирением. 11 «А» 1 человек с ожирением


Приложение 1.4.

п/п

Паталогия

2009 г.

2010г.

2011г.

1

Ожирение

17 (7,3 %)

17 (2,8 %)

18 (9,2 %)

4

Повышенное питание

3 (1,8 %)

4 (2,2 %)

3 (1,6 %)

5

Пониженное питание

1 (0,6 %)

1 (0,5 %)

3 (1,6 %)


Данные по классам за три года (2009-2011гг) Таблица 2







1 А







6 А

6 Б

7 А

10 Б

11 Б




2009

Ожирение

7




1

2

1

2




1

1




^ Повышенное питание




1

1

2







1

2

1




Пониженное питание































2010




2 А

5 А

5 Б



7 Б

8 А

9 А

9 Б

11 Б




Ожирение

5







3

2

3

1










^ Повышенное питание







1

3










1

2







^ Пониженное питание




1

























2011




1 А

4 А

5 А



7 Б



8 Б

9 А






Ожирение




5










3

1

3




1

Повышенное питание
















2

1




1

1

Пониженное питание
















1

1




1

2



Приложение 2. Сравнительный анализ по проблеме избыточного веса и ожирения за 3 последних года (2009-2011гг.)

^ 2.1 Сравнительный анализ проблемы ожирения по школе за последние три года (2009-2010)

Данные по классам за три года (2009-2011гг) Таблица 2








1 А







6 А

6 Б

7 А

10 Б

11 Б




2009

Ожирение

7




1

2

1

2




1

1




^ Повышенное питание




1

1

2







1

2

1




Пониженное питание































2010




2 А

5 А

5 Б



7 Б

8 А

9 А

9 Б

11 Б




Ожирение

5







3

2

3

1










^ Повышенное питание







1

3










1

2







^ Пониженное питание




1

























2011




1 А

4 А

5 А



7 Б



8 Б

9 А






Ожирение




5










3

1

3




1

Повышенное питание
















2

1




1

1

Пониженное питание
















1

1




1

2

Вывод: По данным медицинского осмотра за 2009-2011 гг. число учащихся с ожирением увеличилось на 0,2% (с 7,3% до 7,9%) Количество учащихся с повышенным питанием также уменьшилось на 0,22% (с 1,8% до 1,58%) Но в три раза увеличилось число учащихся с пониженным питанием ( с 0,6% до 1,58%).

^ 2.2. Сравнительный анализ проблемы ожирения в своем (11 А) классе в детском возрасте 9-11 лет (2003-2005гг).

Наличие избыточной массы тела и ожирения у детей оценивают по таблицам, отображающим соотношение массы тела к росту. Таблицы учитывают возраст и пол ребенка. Учитывая возраст обследуемых детей, мы использовали таблицы соотношения массы тела к росту у мальчиков от 11 до 16 лет и девочек от 11 до 17 лет.

Для оценки степени соответствия массы ребенка его росту по соответствующей таблице находится строка роста ребенка, определяется интервал, которому соответствует масса тела и дается оценка массы тела (резкий недостаток массы относительно роста, масса недостаточна для данного роста, масса ниже среднего для данного роста, масса соответствует росту, масса выше среднего, избыточна и резко избыточна для роста ребенка).1

Мы предложили обучающимся своего класса практическую работу «Твой «идеальный вес», которую проводили на уроках биологии. Идеальной массой тела (МТ) является та, которая соответствует максимальной продолжительности жизни. Она вычисляется по методу Поля Брока, но с внесенной поправкой. Если длина тела166-175см, из ее величины вычитают 105, если длина превышает 175, вычитают 110.

В 1992 году Центр профилактической медицины МЗ России предложил формулу идеального веса. Идеальный вес:

  • для мужчин МТ = длина тела - 100 – (длина тела – 100) : 20;

  • для женщин МТ = длина тела – 100 – (длина тела – 100) : 10.

Этот расчет справедлив для людей с нормокостным (нормастеническим) телосложением.

У ширококостных (гиперстенических) людей, окружность запястья рабочей руки которых превышает 18 см (мужчины) и 16,5 см (женщины), нормальной может считаться МТ, превышающая идеальную на 10%.

У тонкокостных (астенических) людей с относительно узкой грудной клеткой и слабым развитием мускулатуры нормальной может быть МТ, величина которой на 10% меньше идеальной.

Недостаточной вес составляет более 10% ниже идеального; приемлемые предела веса ± 10% от идеального в зависимости от типа телосложения; избыточный вес – 10-20% выше идеального2.

В течение дня вес тела существенно изменяется в пределах от 0,5 до 1 кг, к вечеру вес тела увеличивается. Определять свой вес тела надо утром, после подъема с постели, примерно через 10-15 мин. Так как измерения проводились в условиях школы, то были неизбежны погрешности, о которых мы предупредили детей.

Результаты

Таблица 3

^ ФИ ученика.

Рост (9 лет), см

Вес (9 лет), кг

Идеал.рост.

Идеал.вес.

Рост (10 лет)

Вес (10 лет)

Идеал.рост.

Идеал.вес.

Рост (11 лет)

Вес (11 лет)

Идеал.рост.

Идеал.вес.

Блинова Юлия

132

36

128,5-136,7

25,5-28,5.

137

39кг.

133,8-142,5

25,5-28,5кг.

145

47кг.

138,6-148,6

33,3-40,2кг.

Гахраманов Аслан

129

27.

127,5-136,5

24,5-27,5.

136

31кг.

133-142

27,7-31,7кг.

141см.

33кг.

138-148,3

31,5-36,2кг.

Головега Вова

128

25кг.

127,5-136,5

24,2-27,1

132

26кг.

133-142

25,7-29,14кг.

138см.

29кг.

138-148,3

28,7-33кг.

Гусева Света

126

20кг.

128,5-136,7

23,7-26,7

131см.

26кг.

133,8-142,5

25,5-28,5кг.

138см.

28кг.

138,6-148,6

25,5-28,5кг.

Демиденко Настя

124

27кг.

128,5-136,7

22,7-25,5

130см.

31кг.

133,8-142,5

25,5-28,5кг.

139см.

35кг.

138,6-148,6

25,5-28,5кг.

Казаров Артем

130

26кг.

127,5-136,5

25-28

135см.

27кг.

133-142

25,3-28,5кг.

138см.

29кг.

138-148,3

28,7-33кг.

Лобов Андрей

129

29кг.

127,5-136,5

24,5-27,5

135см.

31кг.

133-142

27,2-30,9кг.

140см.

34кг.

138-148,3

30,8-35,5кг.

Нунгейзер Саша

122см.

23кг.

127,5-136,5

21,8-24,5

127см.

26кг.

133-142

23,8-26,7кг.

130см.

27кг.

138-148,3

25-28кг.

^ Никулин Антон

133см.

32кг.

127,5-136,5

24,5-27,5.

138см.

38кг.

133-142

27,7-31,7кг.

145см.

49кг.

138-148,3

31,5-36,2кг.

Ноздрюхина Александрина

129см.

27кг.

128,5-136,7

25-28

136см.

29кг.

133,8-142,5

25,5-28,5кг.

142см.

33кг.

138,6-148,6

31,8-38,7кг.

Савельев Вова

 -

 -

 -

 -

141см.

32кг.

133-142

30,5-35,2кг.

143см.

35кг.

138-148,3

32,8-37,8кг.

Семенова Марина

132см.

28кг.

128,5-136,7

25,5-28,5

138см.

31кг.

133,8-142,5

25,5-28,5кг.

144см.

36кг.

138,6-148,6

32,8-39,7кг.

Симонов Сережа

128см.

25кг.

127,5-136,5

24,2-27,1

134см.

28кг.

133-142

28,7-33кг.

139см.

31кг.

138-148,3

29,2-33,8кг.

Фадеев Даниил

126см.

25кг.

127,5-136,5

23,4-26,3

131см.

25кг.

133-142

25,3-28,5кг.













Цуканов Слава

123см.

27кг.

127,5-136,5

21-25

128см.

30кг.

133-142

24,2-27,1кг.

134см.

34кг.

138-148,3

26,6-30,3кг.

Вывод:

Исходя из таблицы, из 14 детей:

1) 10 детей в течение трёх лет (2003-2005) имели рост и вес, соответствующий норме для данных возрастов

2)3 человека имели нормальный вес, но с небольшим превышением нормы, свидетельствующий о тенденции к увеличению веса соответственно нормы для данных возрастов; из них 1 на третий исследуемый год имел избыточный вес

3)1 ребёнок имел большой вес для такого возраста, что могло быть обусловлено, как особенностями организма, так и болезнью.

4) За прошедшие после исследования (2005г.) 5 лет в 2011г. в классе с избыточным весом (ожирение II ст.) сохранился 1 человек (Никулин Антон), а у 1 человека – вес нормализовался.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»3

^ 1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а) 3 раза в день; б) 2 раза в день; в) 1 раз в день

2. Всегда ли Вы завтракаете?


а) всегда; б) не всегда; в) никогда

^ 3. Из чего состоит Ваш завтрак?

а) каша и чай; б) мясное блюдо и чай; в) чай

4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?

а) никогда; б) 1-2 раза в день; в) 3 раза и более.

^ 5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?

а) 3 раза в день; б) 1-2 раза в день; в) 2-3 раза в неделю

6. Как часто Вы едите жареную пищу?

а) 1 раз в неделю; б) 3-4 раза в неделю; в) каждый день.

7. Как часто Вы едите выпечку?

а) 1 раз в неделю; б) 3-4 раза в неделю; в) каждый день.

^ 8. Что Вы намазываете на хлеб?

а) маргарин; б) масло с маргарином; в) только масло

9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?


а) 3-4 раза; б) 1-2 раза; в) 1 раз и реже

^ 10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а) менее 3 раз в неделю; б) от 3 до 6 раз в неделю; в) за каждой едой

11. Сколько чашек чая или кофе выпеваете за день?

а) 1-2; б) от 3 до 5; в) 6 и более

^ 12. Прежде чем приступить к приготовлению мясного блюда, с мяса нужно:

а) убрать весь жир; б) убрать часть жира; в) оставить весь жир.

Ключ: а – 2 балла; б – 1 балл; в – 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 балов – будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

^ 14-17 баллов – надо улучшить питание;

18-24 балла – отличный режим и качество питания.


Тест по оценке образа жизни4.

^ 1. Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам?

а) до; б) редко, но мне это удается; в) нет

^ 2. Сколько Вы весите?

а) столько, сколько и должны; б) до 6 кг выше нормы; в) на 6-12 кг выше нормы; г) на 12 и более кг выше нормы; д) ниже нормы

3. Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления?

а) да, регулярно; б) да, но нерегулярно; в) нет

^ 4. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более?

а) 5-6 раз; б) 3 раза; в) 2 раза; г) ни разу.

5. Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки)?

а) менее 5 часов; б) 5-6 часов; в) 7-8 часов; г) 9-10 часов; д) более 10 часов.

^ 6. Как часто Вы питаетесь в течение дня?

а) 3-4 раза; б) 2 раза; в) 1 раз

7. Сколько раз в неделю Вы завтракаете?


а) ни разу; б) от случая к случаю; в) ежедневно.

^ 8. Как часто Вы пропускаете занятия из-за болезни?

а) болею очень редко, раз в несколько лет; б) болею 1-2 раза в год;

в) болею 1 раз в полгода; г) болею 1 раз в месяц; д) болею 1 раз в одну-две недели.

^ 9. Как часто Вы курите?

а) никогда; б) очень редко, не более 1-2 раз в месяц; в) иногда (за компанию); г) каждый день по 5-6 сигарет; д) каждый день 0,5 – 1 пачку сигарет

^ 10. Как часто Вы употребляете алкоголь?

а) не употребляю вообще; б) очень редко, не больше 1-2 раз в месяц; в) ежедневно, но не более 40-50г в день; г) несколько раз в месяц, но в большом количестве.

^ 11. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а) заводите будильник; б) доверяете внутреннему голосу; в) полагаетесь на случай

12. Проснувшись утром, Вы:

а) сразу встаете;

б) встаете не спеша, затем – гимнастика;

в) еще немного нежитесь под одеялом.

^ 13. Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а) общественной работе; б) хобби; в) домашним делам

14. Как Вы ложитесь спать?


а) всегда в одно время; б) по настроению; в) по окончании всех дел

^ 15. Какое место занимает спорт в вашей жизни?

а) роль болельщика; б) делаете зарядку; в) достаточно рабочей и физической нагрузки.

16. За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а) танцевали; б) занимались спортом; в) прошли пешком порядка 4км.

^ 17. Как Вы проводите каникулы?

а) пассивно отдыхаете; б) физически трудитесь; в) гуляете; г) занимаетесь спортом

18. В какое время Вы ложитесь спать?

а) в 21-22ч; б) в 22-23ч; в) в 23-24ч; г) позднее 24ч.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Об организации питания в МБОУ Колыванской СОШ №1 в 2011-2012 уч.г. (из выступления директора школы на педагогическом совете 20.01.2012г.)

Действительно, от питания многое зависит! Это и здоровье, и хорошее настроение, да и трудоспособность тоже. Успехи наших детей в учебе и в спорте связаны с хорошей организацией питания в школе. Полтора года я отвечаю и занимаюсь организацией питания учащихся в нашей школе. В 2010 году на первых родительских собраниях были проведены первые анкеты по удовлетворенности школьным питанием, анкетировались учащиеся средних и старших классов, дежурные классы на школьных линейках давали свои предложения по этому вопросу. Результаты таковы: родителей не устраивал скудный рацион предлагаемых блюд, обилие калорийных кондитерских изделий, отсутствие перспективного меню, один поставщик – монополист продуктов; дети отмечали плохую материальную базу столовой, длительность обслуживания, грубость повара.

Изучив материалы мониторинга по организации питания, в школе было принято решение - совершенствовать систему организации школьного питания. Для чего в 2010-2011 г.

1. На общешкольном родительском собрании выбраны родители, в обязанность которых входило кураторство питания школьников. 2-3 раза в месяц они приходили в школьную столовую, работали с меню, наблюдали за питанием детей, после чего все обсуждалось в присутствии директора и повара, принимались решения.

2. Разработано 10-дневное меню, с учетом калорийности, возрастного рациона для детей 7-9 лет, для детей старше 9 лет.

3.Заключены 2 договора на поставку продуктов питания.

4.Совершенствуется материальная база: приобретена посудомоечная машина, кухонная, столовая посуда и оборудование.

5. С 1 сентября заменена бригада поваров, шеф-повар.

6. С1 сентября опробировался механизм питания школьников безналичным расчетом, что ускорило обслуживание школьников. Были назначены ответственные за питание в начальной и средней школе.

7. С 01.01.2012 введено в действие Положение по организации питания в МБОУ КСОШ №1, согласованы изменения в штатное расписание школы, введена дополнительно ставка бухгалтера – организатора питания, ставка повара.

8.Вопрос организации питания школьников рассматривался на Совещаниях при директоре, на педагогическом Совете.

На мой взгляд, за этот период времени поменялось очень многое, причем в лучшую сторону. Работники столовой готовят разнообразные блюда, в том числе первые и 2-3 вторых блюд. Появились молочные продукты, молочные супы, крупяные каши, разные йогурты, хорошая выпечка, богатый ассортимент салатов, мясных и рыбных блюд, фрукты. В помещении столовой всегда чисто. Дежурство осуществляют и дежурные дети, и учителя.

На сегодняшний день охват горячим питанием в школе составляет более 330 человек ежедневно. Среди них 98 учеников нашей школы питаются бесплатно, то есть каждый пятый ученик нашей школы. Последнее анкетирование учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания проводилось в ноябре 2011г., по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением.

Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, Регулярно, на общешкольном родительском собрании директор школы информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? - 95% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 90% родителей ответили «Да».

Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у детей и подростков, в школе реализуется программа «Разговор о правильном питании» с учащимися 3б (Рогожина Н.Г.), 5-х классах классах (Проскурякова Ю.М.), в8-х классах «Экология. Культура здоровья» (Ханеева Н.В.)

Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье.

Для совершенствования организации школьного питания в школе разрабатывается программа организации развития питания школьников « Школьное питание» на 2012– 2014 г.г. Питание школьников организовано на двух больших переменах продолжительностью 15 минут, отдельно для 1-4 классов, отдельно для 5-11 классов.

1 Как вырастить здорового ребенка \ Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991.

2 Качан Л.Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие. – СПб.: РАО ИОВ, 2005.

3 Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: методическое пособие. отв. ред. Э.М. Казин


4 Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: методическое пособие. отв. ред. Э.М. Казин


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Тема: Питайся правильно будешь здоров!

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Областной конкурс школьных работ «Питайся правильно будешь здоров!» Здоровый образ жизни

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon «Питайся правильно – будешь здоров!» Исследование соков, предназначенных для детского питания Ломская

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon «Питаешься правильно – будешь здоров»

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Игра соревнование «Кто ответит правильно» Как правильно определить срок годности консервов?

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Если будешь слушать плейер

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon И здоров'я України

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon "Будь здоров"

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Визначення поняття «здоров'я»

«Питайся правильно – будешь здоров!» icon Здорові зуби – здоров’ю любі

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы