|
Скачать 138.33 Kb.
|
Современный подход к диагностике и лечению школьной дезадаптации с использованием Системных Продуктов Здоровья компании ВИТАМАКС И.А. Вякина. Самарский Государственный Медицинский Университет В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения – это имеет важное социальное значение и привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов и педагогов. Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников (Дубининская Н.В. и соав., 2000). В связи с этим большое значение придается школьной дезадаптации, поскольку для пациентов возраста от 6 до 17 лет данный фактор является вторым по значимости после фактора семейного окружения. Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (Вроно М.Ш., 1984). Было предложено следующее определение ШД: «Невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (А.А. Северный, Н.М. Иовчук, 1995). По данным Н.Е. Буториной и Г.Г. Буторина (1999), среди детей, обучавшихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования. Определены периоды обучения, в которые ШД регистрируется наиболее часто: начало обучения в школе (1-й класс); переход из младшей школы в среднюю (5-й класс); окончание средней школы (7-й – 9-й классы). Временные границы возрастных «кризов» (по Л.С. Выготскому) сопоставимы с двумя периодами обучения (1-й класс и 7-й – 8-й классы), в которые преимущественно наблюдается школьная несостоятельность, а увеличение количества не справившихся с обучением в 5-м классе обусловлено, по-видимому, не столько онтогенетически-кризисным, столько психогенным («смена жизненного стериотипа») и прочими причинами. Причины школьной дезадаптации (ШД) у детей могут иметь совершенно разную природу. Но одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью. В настоящее время рассматриваются три основных типа проявления ШД:
^ Изучить эффективность комплексного подхода в лечении детей со школьной дезадаптацией с помощью Системных Продуктов Здоровья компании ВИТАМАКС. Материал и методы:
Обследованием охватывались целиком отдельные классы в школах после получения согласия на его проведение педагогического коллектива и родителей учащихся. Распределение по возрасту и полу представлено в таблице 1. Таблица 1. Распределение школьников начальных классов.
При неврологическом обследовании проводились беседы с ребенком и родителями, оценивались данные из поликлинических карт. На основании этих сведений изучались особенности анамнеза жизни, при этом обращалось внимание на наличие патологии течения родов, сведения о перенесенных ребенком заболеваниях. Затем проводился общий осмотр с развернутым исследованием неврологического статуса. Проводились дополнительные методы исследования, включающие электроэнцефалографию, реоэнцефалографию, осмотр глазного дна и др. Во время нейропсихолоческого обследования у детей оценивались общий уровень интеллектуального развития и степень сформированности отдельных высших психических функций: гнозиса, праксиса, речи, памяти. По окончании обследования совместно с психологом проводилось обсуждение полученных результатов индивидуально для каждого ребенка, формировались заключения и рекомендации. Вывод о наличии ШД у ребенка делался на основании сведений о его поведении и успеваемости, которые сообщались родителям и педагогам. В качестве критериев состояния ШД были использованы три основных типа проявлений ШД [Вострокнутов Н.В., 1995]. Исследование проводилось в два этапа. ^ В ходе открытого контролированного исследования все пациенты со школьной дезадаптацией были распределены на две группы, которым был проведен курс лечение (1 месяц).
Следует отметить, что параллельные группы существенно не различались между собой по демографическим, клиническим и другим основным характеристикам. При отборе пациентов использовались следующие критерии. ^
Критерии исключения из исследования.
^
Опросник представлен по 72 симптомам, которые могут и содержат перечень вопросов, которые заполняют родители. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам:
Качество выполнения оценивается по бальной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе также производится оценка времени выполнения двадцати последовательных движений.
^ Анализ эффективности комплексного лечения в исследуемых группах больных осуществлялся в два этапа: 1-й этап: индивидуальная оценка эффективности терапии для каждого больного. 2-й этап: статистическая обработка данных исследования. Статистический анализ динамики всех количественных характеристик в исследуемых группах больных с ШД до и после проведения лечения проводился с использованием непараметрического теста Вилкоксона для попарно связанных выборок. В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:
^ 1 этап: Школьная дезадаптация распространена среди детей начальных лет обучения (1-4 классы) составила 32%. Данные о частоте школьной дезадаптации представлены на диаграмме. ![]() Установленные на основании неврологического и нейропсихологического анализа причины ШД были распределены: - минимальная мозговая дисфункция (ММД) (8,9%); - психические расстройства (3,7%); - неврологические заболевания (3,0%); - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (7,6%); - неврозы и невротические реакции (8,4%); - отсутствие патологии у 68,4% детей. Наиболее распространенной причиной ШД оказалась ММД в обследованной группе детей проявлялись в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулякия). Со стороны ЦНС резидуально-огранического характера свидетельствовали легкие диффузные очаговые симптомы, в частности глазодвигательные расстройства, асимметрия лица, девиация языка, элементы дизартрии, повышение сухожильных рефлексов и анизорефлексия, недостаточность со стороны координаторной сферы. Этиология ММД у большинства детей определялась отягощенным анамнезом и, прежде всего различными неблагоприятными воздействиями на развивающийся мозг в периоды внутриутробного развития и родов. С учетом этого нами был проведен тщательный анализ анамнестических данных в данной группе – патология беременности или родов 85% случаев. СДВГ проявлялся несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, в неврологическом статусе – признаками статолокомоторной недостаточности. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истероневротических состояний в этой группе детей были острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимопониманиях с педагогом и одноклассниками. Важным предполагающим фактором к развитию неврозов и невротических реакций были личностные особенности детей, в частности, тревожно-мнительные черты, повышенная тормозимость, склонность к страхам, демонстративному поведению и т.д. У нескольких детей (3%) ШД была связана с неврологическими заболеваниями, в том числе последствиями закрытой черепно-мозговой травмы или перенесенной нейроинфекции, хроническими головными болями, эпилепсией, ДЦП, нейросенсорной тугоухостью. Таблица 2 Относительная роль (%) основных форм психоневрологических нарушений в формировании ШД у учащихся младших классов.
У 3,7% детей с психическими расстройствами отмечались, в том числе, умственная отсталость, нарушения формирования личности конституционального характера. ^ В основной группе детей, получавшей курс комплексного лечения, отчетливый положительный эффект был достигнут в 79% случаев, остальные 21% - существенная динамика в состоянии отсутствовала. В контрольной группе положительный эффект наблюдался лишь в 48% случаев, отсутствие динамики – в 52%. Таблица 3 характеризует динамику общего состояния и поведения детей с ШД, получившие курс комплексного лечения, по данным анкетирования их родителей. Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализируемых шкал. Таблица 3. Оценка результатов комплексного лечения у детей с ШД по данным анкетирования родителей с помощью структурированного опросника
Достоверность изменений: * р <0,05; ** р < 0,01; *** Р < 0,001. В то время в контрольной группе детей с ШД не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам (табл. 4). Выводы:
Целесообразно использовать комплексный подход в лечении детей с ШД с дополнительным применением Системных Продуктов Здоровья компании ВИТАМАКС к основному курсу. |