МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МЕДИИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
УТВЕРЖДЕНО
Департаментом учебных заведений Министерства здравоохранения РФ
Межкафедральная программа
ПО КЛИНИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ
для студентов высших медицинских учебных заведений
Москва
2001 год
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
______________________________________________________________________________
Утверждаю
^ �
Образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
_________________ Н.Н. Володин
“___” ___________________2001г.
ПРОГРАММА
^
для студентов высших медицинских
учебных заведений
Москва
ВУНМЦ
2001г.
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учреждений предназначена для преподавания дисциплины в высших медицинских учебных заведениях и сформирована в соответствии с Государственным образовательным стандартом 04.01.00. «Лечебное дело». Программа разработана заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Российской Медицинской Академии постдипломного образования, профессором В.В. Долговым, заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, профессором В.Л. Эмануэлем и доцентом Вавиловой Т.В.
Правильность постановки диагноза зависит не только от опыта и знаний клинициста, но и от степени эффективности работы лабораторной службы, без тесного контакта, с которой трудно представить себе деятельность врача в любой отрасли медицины.
Академик Е.М.Тареев
Достижения современной медицинской науки, бурное развитие клинической фармакологии обуславливает необходимость изучения патогенеза заболеваний на клеточном и субклеточном уровнях и, следовательно, усиление роли клинической лабораторной диагностики.
Лабораторные исследования, являясь методами объективной оценки состава и свойств биологического материала, формируют дифференциально-диагностические критерии, индивидуальные признаки патологического процесса, способствуют выработке правильной лечебной тактики и контролируют эффективность лечения.
Клиническая лабораторная диагностика, как самостоятельная клиническая дисциплина, изучает диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов и является составной частью единого процесса, опирающегося на клиническое мышление врача. Для правильной клинической интерпретации результатов лабораторных исследований клиницисту необходимо иметь представление о технологии их выполнения, ориентироваться в понятиях чувствительности, специфичности, возможной точности лабораторных тестов. Самостоятельное значение приобретают знания о влиянии медикаментов на результаты лабораторных исследований, вопросы подготовки пациента к лабораторным исследованиям, правила сбора и хранения биоматериала. Современный арсенал исследований настолько велик, что клиницист, формируя программу обследования больного, должен учитывать диагностические и технологические особенности лабораторных тестов, их стоимость и структуру лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. В этих условиях большое значение приобретает стандартизация исследований. Метрологическое обеспечение диагностических процедур дает возможность единообразного подхода к проведению различных исследований. Оно обеспечивает сопоставимость результатов в эпоху интеграции и взаимодействия врачей различных специальностей, а также преемственность в лечении больного в разных у учреждениях здравоохранения.
Формирование у студентов клинического мышления с обязательным включением знаний по специальности "клиническая лабораторная диагностика" и подготовка специалистов-выпускников медицинских вузов для работы в лабораториях представляется актуальной.
ЦЕЛЬЮ обучения студентов клинической лабораторной диагностике является систематизация знаний по методам исследования состава и свойств биологических материалов при различных заболеваниях и формирование у студентов устойчивых навыков применения ее методов в лечебно-диагностическом процессе.
В ЗАДАЧИ курса обучения входит:
ознакомление с ассортиментом лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения и стоимости исследований;
ознакомление с качественными возможностями современных лабораторных исследований, с учетом чувствительности, специфичности, допустимой вариации методов;
закрепление навыков составления плана лабораторного обследования;
изучение показаний и противопоказаний к обследованиям;
установление преемственности амбулаторного, стационарного, предоперационного лабораторного обследования;
изучение клинической интерпретации результатов лабораторного обследования;
анализ возможных причин ложных результатов, искажений, связанных, в том числе, с фармакотерапией и неправильной подготовкой больного к исследованию (обеспечение доаналитического этапа);
знакомство с проблемой стандартизации и метрологического обеспечения единства измерений в различных областях лабораторных исследований.
Преподавание дисциплины проводится поэтапно. На медико-биологических кафедрах студентов знакомят с физическими и химическими принципами исследования биологического материала, гистологическими признаками идентификации клеточных структур, физиологическими, патофизиологическими и биохимическими критериями патогенетических механизмов на организменном, органном, клеточном и субклеточном уровнях. На клинических кафедрах студенты изучают технику лабораторных исследований, а также трактовку лабораторных методов при изучении семиотики и частной патологии на 3-4-5 курсах.
На заключительном этапе формирования врача-лечебника на 6 курсе лечебного факультета в форме 36-часового курса изучается основной спектр лабораторных исследований, позволяющих характеризовать изменения свойств и состава биоматериала (кровь, моча и т.д.)при различных заболеваниях. Предусматривается самостоятельное выполнение студентами доступных в последующей практической деятельности лабораторных исследований: химический состав мочи, тест-диагностикумами "сухой химии", измерение относительной плотности мочи, микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, групп крови и т.д.
На семинарских занятиях проводится разбор ситуационных задач, при решении которых, студент должен, исходя из клинических признаков, сформировать план лабораторного обследования, последовательность его реализации на основании знаний диагностических возможностей тестов, стоимости и организации лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. По результатам лабораторных исследований (с учетом их чувствительности, специфичности) формируется представление о больном и тактика лабораторного контроля эффективности терапии. Целесообразен так же разбор лабораторного обследования курируемых студентами больных.
Для достижения максимальной эффективности и преемственности работы различных кафедр, принимающих участие в формировании знаний по лабораторной диагностике, в задачи курса входит и координация преподавания дисциплины по сквозной программе.
^ преподавания клинической лабораторной диагностики объединяет усилия медико-биологических и клинических кафедр.
ПРОГРАММА преподавания дисциплины на указанных кафедрах, констатирует уровень ЗНАНИЙ и УМЕНИЯ, полученных студентом на каждой кафедре, принимающей участие в ее реализации, при этом, при наличии профильной кафедры клинической лабораторной диагностики, ее обеспечивается учебные подразделения ВУЗа методическими материалами. Клинической базой такой кафедры является лабораторная служба ВУЗа, а сотрудники кафедры осуществляя научно-методическое руководство лабораториями, принимают активное участие в апробации новых лабораторных технологий и медицинского оборудования, химических реактивов, программных диагностических комплексов, а также выполняют обязанности врача клинической лабораторной диагностики. Используя клиническую базу, студенты в процессе обучения не только знакомятся с современными лабораторными технологиями, но и привлекаются к научной работе, проводимой в тесном содружестве с другими кафедрами в рамках студенческого научного общества.
Студент по окончании ВУЗа должен:
ЗНАТЬ диагностические возможности лабораторных исследований, правила подготовки больного, сбора и хранения биоматериала для их выполнения, методику проведения исследований, выполняемых непосредственно у больного (желудочное и дуоденальное зондирование, функциональные пробы);
^
- минимум экспресс- исследований, необходимых в последующей практической деятельности (состав мочи диагностикумами "сухой химии", микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, групп крови и т.д.);
^ о принципах лабораторных исследований, определяющих специфичность, чувствительность, а, следовательно, диагностическую эффективность и клиническую значимость лабораторных методов.
Контроль знаний студентов 6 курса происходит на итоговом занятии при сдаче устного и программированного зачета. На зачете проверяется его способность сформировать план лабораторного обследования в зависимости от предъявляемого патофизиологического или выявленного им самим лабораторного синдрома (например: билирубинурия, глюкозурия и т.д.) и способность дать клиническую интерпретацию его результатов. Знания по дисциплине включаются в программу междисциплинарного экзамена при компьютерном тестировании и проверке практических навыков, объединяющего проверку знаний по клинической биохимии, патофизиологии, микробиологии, клинической лабораторной диагностике, клиническим дисциплинам и проводимый в рамках Государственной итоговой аттестации.
СКВОЗНОЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАНИЯ
^
Раздел
|
Курс,
Факультет
|
Кафедры ВУЗа
|
1.Технология лабораторных исследований:
световая, электронная микроскопия
поляриметрия
фото-спектрофотометрия
турбидиметрия, нефелометрия
потенциометрия
кондуктометрия, титрометрия
иммуноферментный анализ
молекулярно-биологические методы
методы математич. Анализа медико-биологической информации и др.
|
1-2 леч., стом.
6 леч.
|
Медицинской и биологической физики, биологической химии, микробиологии, вирусологии и иммунологии, общей и биоорганической химии, клинической лабораторной диагностики
|
2. Биологический материал для лабораторных исследований
кровь (в т.ч. клеточные популяции, групповая принадлежность), плазма, сыворотка
моча
мокрота
ликвор
костный мозг
желудочное и дуоденальное содержимое
кал
выпотные жидкости
слюна
слезная жидкость
влага выдыхаемого воздуха и др.
|
1-2 леч., стом. 3 леч., стом.
6 леч.
|
Гистологии, эмбриологии и цитологии, микробиологии, физиологии нормальной, физиологии патологической, анатомии патологической, пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, неврологии, фтизиатрии, дерматологии и венерологии, внутренних болезней стомат. факультета, факультетской и госпитальной терапии, факультетской и госпитальной хирургии, акушерства и гинекологии, клинической лабораторной диагностики
|
3. Лабораторные показатели состава внутренней среды организма у здоровых людей, в т.ч. в возрастном аспекте, при беременности.
|
1-2-3-4-5 леч, стом.
6 леч.
|
Гистологии, эмбриологии и цитологии, физиологии нормальной, пропедевтики внутренних болезней, внутренних болезней стоматологического факультета, педиатрии, акушерства и гинекологии, клинической лабораторной диагностики
|
4. Организация лабораторной службы
|
4, 6 леч.
|
Социальной медицины и организации здравоохранения, клинической лабораторной диагностики
|
5. Лабораторные критерии патофизиологи-ческих, патоанатомических изменений. Методы исследований при изучении патогенеза заболеваний. Нарушения:
кислотно-щелочного, ионного, азотистого, водного равновесия,
углеводного, липидного, белкового, пуринового, витаминного обмена,
пищеварения, желудочной, панкреатической секреции,
изменения в гемограмме, коагулограмме.
|
2-3 леч,
3-4 стом.
6 леч.
|
Биологической химии, физиологии патологической, анатомии патологической, пропедевтики внутренних болезней, внутренних болезней стоматологического факультета, клинической лабораторной диагностики
|
6. Микробиологические методы исследования и их значение для лабораторной диагностики.
|
2-3 леч., стом. 6 леч.
|
Микробиологии, вирусологии и иммунологии, курс клинической микробиологии
|
7. Методы оценки иммунного статуса организма человека. Серологические реакции и их значение в лабораторной диагностике для определения антигенов и антител
|
2-3 леч., стом. 6 леч.
|
Микробиологии, вирусологии и иммунологии, курс клинической микробиологии
|
8. Лабораторная семиотика при внутренних заболеваниях, хирургических болезнях, акушерской и гинекологической патологии
|
3-4 леч.,
4-5 стом.
|
Пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, внутренних болезней стоматологического факультета, акушерства и гинекологии, педиатрии
|
9. Дифференциально-диагностические возможности лабораторных исследований
|
4-5 леч., стом. 6 леч.
|
Факультетской и госпитальной терапии, факультетской и госпитальной хирургии, курс эндокринологии, клинической лабораторной диагностики
|
10. Лабораторные признаки генетических заболеваний
|
1-2 леч., стом.
|
Медицинской биологии и генетики, педиатрии
|
11. Лабораторная диагностика паразитирования простейшими, глистами, диагностика инфекционных заболеваний
|
1-2 леч., стом. 4-5 леч.
6 леч.
|
Медицинской биологии и генетики, микробиологии, вирусологии и иммунологии, инфекционных болезней, дерматологии и венерологии, акушерства и гинекологии, фтизиатрии, клинической лабораторной диагностики, курс клинич. микробиологии
|
12. Лабораторная диагностика при экстремальных состояниях
|
4-5 леч., стом. 6 леч.
|
Факультетской и госпитальной терапии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, факультетской и госпитальной хирургии, внутренних болезней стоматологического факультета, патофизиологии
|
13. Клиническая лабораторная диагностика при формировании клинического диагноза, оценке эффективности терапии, прогнозе:
гемограмма и миелограмма при заболеваниях системы крови, реактивные изменения в системе кроветворения,
клинико-диагностическое значение биохимических методов исследований при оценке функционального состояния внутренних органов,
клинико-диагностическая интерпретация результатов исследования мочи, ликвора, выпотных жидкостей, мокроты,
лабораторная диагностика нарушений свертывающей системы крови.
Алгоритмы лабораторной диагностики при наиболее распространенных заболеваниях, лабораторный контроль фармакотерапии.
|
5-6 леч.
|
Факультетской и госпитальной терапии, факультетской и госпитальной хирургии, патофизиологии. клинической лабораторной диагностики
|
ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
^
Кафедра, курс
|
Содержание рабочей программы, отражающей лабораторную диагностику
|
Уровень усвоения материала: ЗНАНИЕ и УМЕНИЕ
|
Кафедра биологии, генетики, паразитологии.
|
Основные положения генетики. Роль наследственных факторов в развитии патологии, радиационно-генетические повреждения. Геномные мутации. Диагностика фенилкетонурии, гликогенозов. Хромосомные аберрации. Диагностика болезни Дауна, нарушений полового развития и др. Лучевая болезнь. Антигены эритроцитов, групповая и резус принадлежность крови. Аномальные гемоглобины. Генетика иммунитета. Хромосомный комплекс и хромосомные болезни человека. Наследственные болезни обмена. Медицинская паразитология. Особенности морфологии, жизненного цикла, условий миграции и заражения человека паразитирующими организмами.
|
ЗНАНИЕ: организация профилактической службы выявления наследственных заболеваний: медико-генетические центры, лабораторные методы диагностики.
УМЕНИЕ: владение техникой световой микроскопии, идентификация паразитирующих организмов на разных стадиях жизненного цикла.
|
Кафедра анатомии
|
Строение органов и тканей. Функционально-морфологические закономерности.
|
ЗНАНИЕ: строение внутренних органов и тканей.
|
Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
|
Изучение микроскопических и ультрамикроскопических структур различных тканей организма при изучении цитологии, общей и частной гистологии. Кровь: состав крови, основные функции. Форменные элементы крови. Морфологическая классификация лейкоцитов. Строение форменных элементов, их функции. Гемограмма, лейкоцитарная формула. Гемоцитопоэз. Регуляция гемопоэза и иммунопоэза.
Изучение микроскопических и ультрамикроскопических структур различных тканей организма при изучении цитологии, общей и частной гистологии.
|
ЗНАНИЕ: цитологические и гистологические признаки различных тканей на различных стадиях их развития. Методы окраски цитологического и гистологического материала. УМЕНИЕ: владение микроскопическим методом гистологического анализа, умение верифицировать различные ткани, клетки крови.
|
Кафедра медицинской и биологической
физики
|
^ : световая и электронная микроскопия, поляриметрия, фото-спектрофотометрия, турбидиметрия, нефелометрия, потенциометрия (рН), кондуктометрия. Методы математического анализа медико-биологической информации.
|
ЗНАНИЕ: принципы работы приборов, применяемых в клинико-диагностических лабораториях и при функциональных исследованиях.
УМЕНИЕ: выполнение исследований на фотоэлектроколориметрах, рН-метрах, работа на компьютерах.
|
Кафедра общей и биоорганичес-кой химии
|
^ : аналитические методы химического анализа.
|
ЗНАНИЕ: принципы химического анализа
УМЕНИЕ: выполнение методов качественного и количественного анализа компонентов биологических жидкостей
|
Кафедра биологической химии
|
Метаболизм белков и аминокислот. Диагностическое значение исследования физико-химических свойств белка, методы определения общего белка и белковых фракций в сыворотке крови.
Диагностическое значение определения активности ферментов и изоферментов в крови в определении локализации и динамики патологического процесса, интенсивности поражения
Роль нарушений липидного обмена в патогенезе ряда заболеваний. Диагностическое значение определения липидного спектра. Типирование нарушений липидного обмена.
Биохимия и патохимия углеводов. Молекулярные механизмы нарушений метаболизма углеводов. Диагностическое значение определения показателей углеводного обмена. Биохимическая диагностика сахарного диабета. Определение гликированных белков в крови больных сахарным диабетом.
Химия и патохимия водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния (КОС). Физиологические системы регуляции КОС, показатели КОС в норме и при патологии. Нарушения КОС.
Обмен порфиринов и желчных пигментов. Биологическая роль, структура и функция порфиринов. Нарушение обмена порфиринов. Образование, транспорт и выделение желчных пигментов. Гемоглобин, виды гемоглобина (аномальные гемоглобины), миоглобин, миоглобинурия.
^ Кинины и кининовая система. Ренин—ангиотензивная система. Биохимия биогенных аминов.
Биохимия и патохимия простагландинов и лейкотриенов.
Биохимические основы гормональной регуляции в норме и при патологии.
Участие крови в иммунной защите организма. Роль системы комплемента. Количественная оценка функционального состояния системы комплемента.
Биохимические методы определения маркеров повреждения разных тканей: поджелудочной железы (амилаза, липаза), предстательной железы (кислая фосфатаза), костной ткани (остеокальцин, щелочная фосфатаза), печени (АлАТ), сердечной мышцы (ЛДГ, КФК, АсАТ) и др.
Анализ желудочного сока.
Количественные параметры состояния системы свертывания и фибринолиза.
Основные лабораторные методы исследования нарушения обменов. Лабораторное оборудование. Основы фотометрии.
|
ЗНАНИЕ лабораторных параметров клинической биохимии. Методы оценки состояния белкового, липидного, углеводного, водно-электролитного, кислотно-основного обмена, ферментодиагностики, биохимической регуляции функций систем и органов.
УМЕНИЕ определить концентрацию белка, глюкозы, кетонов в моче, выполнить анализ крови на содержание белка, гемоглобина, электролитов, холестерина, глюкозы, амилазы, билирубина.
|
Кафедра нормальной физиологии
|
Общее понятие о физиологии и регуляции функции клеток, органов, тканей. Понятие о гомеостазе.
Функции органов дыхания, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, молочной железы, женских и мужских половых органов. Понятие о системе крови, кроветворении. Костный мозг, селезенка, лимфатические узлы — морфологическая и функциональная характеристика клеток. Нормальные показатели клеточного состава костного мозга и периферической крови. Функции серозных оболочек, кожи, костей, мягких тканей.
Функции клеток — биоэнергетика, химические реакции, саморегуляция клеточных реакций. Возрастные особенности функции органов и тканей.
|
ЗНАНИЕ: методики исследования состава и свойств крови. Методики анализа газов крови, кислотно-основного равновесия. Методика анализа желудочного содержимого, копрограммы.
УМЕНИЕ: Техника взятия крови. ^ : определение гемоглобина, подсчет эритроцитов, вычисление цветового показателя, подсчет лейкоцитов, определение СОЭ, определение группы крови в системе АВО, определение резус- принадлежности крови, определение времени свертывания крови и длительности кровотечения.
Пищеварение: - расчет параметров ВАО, SАО, МАО.
Выделение: - расчет параметров пробы Реберга, расчет параметров канальцевой реабсорбции воды, глюкозы, секреции органических веществ.
|
Кафедра патологичес-кой анатомии
|
Морфологическое состояние органов и тканей при различных заболеваниях. Использование методов цитологического и других видов лабораторного обследования для морфологической характеристики патологического процесса.
Морфологическая характеристика воспалительных реакций. Понятие о регенерации, гипертрофии, гиперплазии, метаплазии, дисплазии, анаплазии. Онкогенез. Классификация новообразований тканей на различных стадиях поражения.
|
ЗНАНИЕ: цитологические и гистологические признаки различных тканей на различных стадиях их развития.
УМЕНИЕ: владение микроскопическим методом, методом гистологического и цитологического анализа, умение верифицировать различные ткани, клетки крови при различных заболеваниях
|
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
|
Общая и частная медицинская микробиология, вирусология и иммунология.
Методы лабораторных исследований, используемые в микробиологии, вирусологии и иммунологии.
Морфология и особенности жизнедеятельности основных групп микроорганизмов и их значение для лабораторной диагностики.
Основные методы стерилизации и дезинфекции. Микробиологический контроль антисептиков, дезинфектантов, методы стерилизации.
Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. Оценка лабораторных данных, их значение для выбора антимикробных препаратов и эффективности проводимого лечения.
Методы оценки иммунного статуса организма человека. Методы определения иммуноглобулинов разных классов.
Серологические реакции и их значение в лабораторной диагностике для определения антигенов и антител (реакция агглютинации и ее варианты, реакция преципитации и ее варианты, иммуноэлектрофорез, реакция связывания комплемента, иммунофлюоресцентный метод, иммуноферментный анализ, определение неполных антител (реакция Кумбса), реакция иммунного лизиса (гемолиза), реакция иммобилизации, реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации, реакция флокуляции, радиоиммунный метод)
Молекулярно биологические методы: метод нуклеиновых зондов, полимеразная цепная реакция.
|
ЗНАНИЕ: методы микробиологических, вирусологических, иммунологических исследований. Анализ и оценка результатов.
Медицинская микология: возбудители системных кожных микозов, возбудители подкожных микозов, возбудители эпидермомикозов, условно-патогенные грибы и вызываемые ими микозы.
УМЕНИЕ собрать в стерильных условиях и отправить на бактериологическое, вирусологическое исследование биологический материал от больного.
|
Кафедра патологичес-кой физиологии
|
^
Воспаление. Нарушение микроциркуляции.
Тромбогенные факторы и механизмы тромбообразования, роль тромбоцитов. Изменение реологических свойств крови.
Изменения физико-химических свойств крови: осмотического и онкотического давления, вязкости, СОЭ, качественного белкового состава. Нарушения в системе гемостаза.
Изменения обмена веществ при лихорадке.
Типовые расстройства обмена веществ.
Расстройство водного обмена: значение градиентов гидродинамического осмотического и онкотического давления в крови.
Нарушения кислотно-основного равновесия: газовые и не газовые ацидозы и алкалозы.
Нарушения электролитного обмена: основные механизмы нарушения электролитного гомеостаза, нарушения содержания натрия, кальция, калия, магния, хлоридов. Изменения диуреза и состава мочи.
Нарушения углеводного обмена: нарушение всасывания углеводов, процессов синтеза, депонирования, расщепления. Нарушения белкового обмена, обмена витаминов. Нарушения липидного обмена.
^
Анемии. Лейкоцитозы, лейкопении, агранулоциты, изменение лейкоцитарной формулы. Лейкозы: особенности лейкозных клеток. Особенности кроветворения и клеточного состава крови при лейкозах. Лейкемоидные реакции. Патогенетические механизмы врожденных и приобретенных коагулологий. ДВС-синдром. Нарушения резервуарной, секреторной и эвакуаторной функций желудка. Нарушения различных видов обмена при заболеваниях печени, почек, сердца, сосудов, легких, желудочно-кишечного тракта. Эндотоксикозы. Шоки.
|
ЗНАНИЕ патогенетических механизмов формирования основных симптомов и синдромов, необходимых для формирования алгоритма обследования и правильной интерпретации полученных результатов.
УМЕНИЕ: приготовление, окраска, микроскопирование мазков крови. Цитологическая оценка воспалительного экссудата. Подсчет лейкоцитарной формулы и количества ретикулоцитов. Подсчет числа эритроцитов, лейкоцитов, определение гемоглобина. Умение в мазках крови определять патологические элементы крови.
Умение по данным анализа мочи и клиренс-тестов характеризовать тип ренальных дисфункций.
Умение дифференцировать различные виды желтух по биохимическим анализам крови и мочи.
Умение по данным анализа крови определить тип кислотно-основного равновесия.
|
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
|
^ - методы объективной характеристики его свойств и состава: исследование периферической крови, мочи, исследование желудочного и дуоденального содержимого, копрологическое исследование, исследование мокроты, выпотных жидкостей.
^ .
Болезни органов дыхания
Болезни сердечно- сосудистой системы
Болезни почек
Болезни желудочно-кишечного тракта.
Болезни печени
Болезни системы крови
Болезни обмена веществ
|
ЗНАНИЕ лабораторных параметров клинической семиотики: морфологического и биохимического состава периферической крови, физических свойства и химического состава, содержимого осадка мочи, правил сбора, свойств и состава желудочного и дуоденального содержимого, копрологических показателей, в том числе анализ кала на скрытую кровь.
Физические свойства мокроты, микроскопическое исследование.
Органоспецифичные ферменты и их значение в кардиологии. С-реактивный белок, ревматоидный фактор, клинический анализ крови.
Общий анализ мочи, проба Зимницкого. Определение креатинина и мочевины крови Проба Реберга. Определение белка, белковых фракций, холестерина крови.
Исследование желудочной секреции: ВАО, SАО, МАО.
Копрологические синдромы
Исследование функции печени: пигментный, углеводный, белковый, жировой обмен, уробилин, билирубинурия. Клиническая интерпретация дуоденального зондирования.
Клинический анализ крови
Состояние свертывающей и антисвертывающей систем.
Определение сахара крови и мочи, ацетон. Гликемическая кривая. Исследование липидного спектра. Тиреоидные гормоны. Гормоны коры надпочечников.
|
Кафедра акушерства и гинекологии
|
Диагностическое значение лабораторных исследований в акушерстве и гинекологии. Особенности параметров гомеостаза, функционального состояния органов и систем при различных сроках беременности и ее осложнениях. Лабораторный мониторинг ургентных состояний в акушерстве и неонатологии.
|
ЗНАНИЕ: клиническая интерпретация лабораторных исследований, в том числе оценки биоценоза женской половой сферы.
УМЕНИЕ: техника взятия биоматериала для лабораторного исследования: мазки, аспираты и т.д.
|
Кафедра детских болезней
|
Особенности течения заболеваний различных органов и систем у детей. Значение лабораторных исследований при дифференциальной диагностике, оценке активности патологического процесса, эффективности терапии.
|
ЗНАНИЕ: возрастные особенности биохимического и клеточного состава периферической крови, костного мозга, мочи, желудочного и дуоденального содержимого, кала.
УМЕНИЕ интерпретировать лабораторные показатели с учетом детского возраста.
|
Кафедра инфекционных болезней
|
^ Значение микробиологических и иммунологических специфических методов в диагностике. Основные серологические реакции дифференциальной диагностики, сроки постановки реакций. Значение неспецифических лабораторных признаков состояния органов и систем в диагностике инфекционных заболеваний: изменения гемограммы, биохимического состава крови, состава мочи, кала, ликвора, мокроты, выпотных жидкостей, содержимого желудка и 12-ти-перстной кишки. Изменения токсичности, вирулентности, антигенных свойств микроорганизмов, в том числе условно-патогенных, в современных условиях. Внутрибольничная инфекция. Значение лабораторных методов контроля эффективности лечения.
|
ЗНАНИЕ: клиническая интерпретация исследований: клинический анализ крови, анализа мочи, биохимических показателей состава крови. Бактериологические и серологические исследования в диагностике и дифференциальной диагностике инфекционных заболеваний.
УМЕНИЕ собрать материал для лабораторного, в том числе бактериологического и вирусологического, исследования у инфекционного больного с соблюдением правил санитарно-эпидемиологического режима.
|
Кафедра неврологии
|
Общая и частная неврология. Механизм образования спинномозговой жидкости, ее состав в норме и при патологии.
|
ЗНАНИЕ состава ликвора, а также особенностей других лабораторных показателей при неврологической патологии.
УМЕНИЕ: техника забора ликвора для различных лабораторных исследований.
|
Кафедра фтизиатрии
|
Лабораторная диагностика туберкулеза. Значение лабораторных исследований при дифференциальной диагностике, оценке активности патологического процесса, эффективности терапии.
|
ЗНАНИЕ лабораторных показателей у больного туберкулезом с различной локализацией и формами процесса - клинические, иммунологические, биохимические показатели. Анализ мокроты, мочи, спиномозговой жидкости на наличие возбудителя туберкулеза.
УМЕНИЕ правильно собрать биоматериала для исследований.
|
Кафедра дерматовене-рологии
|
Значение лабораторных исследований при дифференциальной диагностике, оценке активности патологического процесса, эффективности терапии при основных кожных и венерических заболеваниях
|
ЗНАНИЕ: клиническая интерпретация лабораторных исследований.
УМЕНИЕ: правильно собрать биоматериал для исследований кожи, волос, ногтей, отделяемого половых органов и т.д.
|
Кафедра анестезиоло-гии, реаниматоло-гии и интенсивной терапии
|
Диагностика нарушений водно-электролитного, осмотического, кислотно-основного обмена, газообмена, функционального состояния органов и систем в ургентных состояниях и при анестезиологическом пособии.
|
ЗНАНИЕ основных лабораторных показателей при критическом нарушении функции жизненно-важных органов и систем (острая сердечно-легочная, почечная, печеночная, недостаточность, ДВС-синдром, разные виды шока и т.д.).
УМЕНИЕ забрать кровь для анализа газового состава (в анаэробных условиях), для коагулологического исследования, в том числе из венозного катетера.
|
Кафедра факультетской терапии
|
Диагностика и дифференциальная диагностика различных заболеваний внутренних органов при их типичном течении с помощью объективного обследования и использования дополнительных методов.
|
ЗНАНИЕ диагностического значения изменений лабораторных показателей при различных видах патологии внутренних органов.
|
Кафедра госпитальной терапии
|
Индивидуальные особенности течения болезни и варианты их клинических проявлений. Военно-полевая терапия. Профессиональные болезни.
|
УМЕНИЕ составить план лабораторного обследования терапевтического больного на основании первичного представления, организовать сбор биологического материала для исследований с соблюдением правил доаналитического этапа.
|
Кафедры хирургичес-кого профиля
|
Значение лабораторных исследований при диагностике, дифференциальной диагностике хирургических заболеваний, предоперационной подготовке больного. Оценка активности патологического процесса, развивающихся осложнений и эффективности хирургических методов лечения.
|
ЗНАНИЕ: клиническая интерпретация лабораторных исследований при различных видах хирургической патологии.
УМЕНИЕ составить план лабораторного обследования хирургического больного в ургентной и плановой хирургии, осуществить забор биоматериала на лабораторные исследования: кровь, содержимое полостей, раневое отделяемое и т.д.
|
Кафедра (курс) клинической лабораторной диагностики
|
Организация лабораторной службы в учреждениях здравоохранения страны. Понятие о специфичности, чувствительности тестов, влиянии фармакотерапии и организации доаналитического этапа на результаты лабораторных исследований.
Клинико-диагностическое значение лабораторных методов исследования гомеостаза (азотистого, водно-электролитного обмена, углеводного обмена, кислотно-основного состояния, обмена липидов). Комплексный подход к назначению и интерпретации результатов с учетом технологических возможностей современной лаборатории. Понятие о лекарственном мониторинге.
Современные методы лабораторных исследований в гематологии, онкологии, трансфузиологии, коагулологии, нефрологии, кардиологии, гастроэнтерологии и др.
Организация лабораторного мониторинга при неотложных состояниях.
Алгоритмы лабораторной диагностики различных заболеваний в клинике внутренних болезней, при хирургической и акушерско-гинекологической патологии.
|
ЗНАНИЕ диагностических возможности лабораторных исследований, правил подготовки больного, сбора и хранения биоматериала для их выполнения, методику проведения исследований, выполняемых непосредственно у больного (желудочное и дуоденальное зондирование, функциональные пробы);
УМЕНИЕ интерпретировать результаты лабораторных исследований, выполнять минимум экспресс-исследований, необходимых в последующей практической деятельности (состав мочи диагностикумами "сухой химии", микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, определение групп крови и т.д.);
|
^
по кафедре клинической лабораторной диагностики для студентов VI курса лечебного факультета
ТЕМА
|
Количество часов
|
|
1. Клиническая лабораторная диагностика: организация службы в государственных учреждениях здравоохранения. Традиционные и новые биоматериалы и методы исследований. Понятие о специфичности и чувствительности тестов. Значение доаналитического этапа в получении достоверного результата исследования. Применение методов медицинской информатики в лабораторной диагностике.
|
2,0
|
2.Лабораторные методы диагностики реактивных изменений в системе кроветворения и при заболеваниях системы крови. Стратегия применения и интерпретация современных гематологических лабораторных исследований. Клинико-диагностическое значение исследований показателей системы гемостаза и реологических характеристик крови. Лабораторный контроль дезагрегантной и антикоагулянтной терапии.
|
10,0
|
3.Изосерологические исследования крови, лабораторная диагностика посттрансфузионных осложнений. Организация лабораторного мониторинга при неотложных состояниях.
|
3,0
|
4. Клинико-диагностическое значение лабораторных методов исследования гомеостаза (азотистого, водно-электролитного обмена, кислотно-основного состояния). Лабораторная оценка функционального состояния почек. Комплексный подход к назначению и интерпретации результатов с учетом технологических возможностей современной лаборатории.
|
6,0
|
5. Лабораторная диагностика заболеваний легких, системных поражений соединительной ткани, неврологической патологии. Лабораторная диагностика онкологических заболеваний. Геронтологические аспекты лабораторных исследований. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора, выпотных жидкостей, мокроты.
|
3,0
|
6. Клинико-диагностическая интерпретация лабораторных методов исследования органов пищеварения. Копрологические синдромы, диагностика гельминтозов.
Лабораторная диагностика онкопатологии.
|
6,0
|
7. Алгоритм лабораторной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Диагностика атеросклероза. Клинико-диагностическое значение исследования органоспецифических маркеров поражений различных органов в сыворотке крови. Понятие о лекарственном мониторинге.
|
3,0
|
10. Зачет по циклу (в том числе компьютерный опрос)
|
3,0
|
ВСЕГО:
|
36,0
|
^
для контроля знаний студентов на зачетном занятии
1. Лабораторная диагностика анемий, связанных с нарушением синтеза РНК и ДНК: лабораторные критерии адекватности терапии,
2. Лабораторная диагностика анемий, связанных с нарушением синтеза порфиринов.
3. Лабораторная диагностика железодефицитных анемий: лабораторные критерии адекватности терапии.
4. Лабораторные критерии адекватности терапии анемий: железодефицитных, гемолитических, связанных с нарушением синтеза ДНК и РНК.
5. Панцитопенический синдром. Диагностическая тактика (лабораторные тесты).
6. Лабораторная диагностика острых лейкозов.
7. Лабораторная дифференциальная диагностика лейкемоидной реакции миелоцитарного типа и хронического миелолейкоза.
8. Нейтрофильные лейкоцитозы. Дифференциальная лабораторная диагностика.
9. Лимфоцитарные лейкоцитозы. Дифференциальная лабораторная диагностика. 10.Лабораторная диагностика хронического лимфолейкоза.
11 .Скорость оседания эритроцитов-СОЭ. Клиническая значимость увеличения и снижения СОЭ,
12.Эозинофилия. Диагностическая значимость.
13. Морфология эритроцитов. Диагностическая значимость.
14.Пельгеровская аномалия.
15. Лабораторная диагностика инфекционного мононуклеоза.
16.Эритроцитозы. Дифференциальная лабораторная диагностика.
17.Основные лабораторные тесты, использующиеся при первичном обследовании больного с предполагаемым дефектом в свертывающей системе крови.
18.Основные лабораторные тесты, использующиеся при экстренном обследовании (кровотечение, подозрение на ДВС-синдром, отравление и т.д.).
19.Тесты коагулограммы, суммарно оценивающие каждую стадию свертывания крови.
20. Методы определения антикоагулянтного действия гепарина и лабораторный контроль при гепаринотерапии.
21.Изменения коагулограммы при лечении непрямыми антикоагулянтами. Тесты лабораторного контроля терапии непрямыми антикоагулянтами.
22.Лабораторные тесты, контролирующие дезагрегационную терапию. Изменения коагулограммы.
23.Лабораторные тесты, оценивающие фибринолитическую активность крови. Оценка гематокрита крови и ретракции, зависимость от количества тромбоцитов, эритроцитов, концентрации фибриногена, приема антикоагулянтов.
24. Изменения коагулограммы, характерные для гемофилии А.
25.Лабораторная диагностика болезни Вилленбранда. Предоперационная подготовка больного с болезнью Вилленбранда.
26.ДВС-синдром. Изменение коагулограммы в зависимости от стадий процесса,
лабораторные критерии эффективности терапии.
27.Определение протеинурии, варианты оценки параметра. Пределы физиологической протеинурии. Лабораторные методы исследований для дифференциальной диагностики причин протеинурии.
28.0пределение глюкозурии, кетонурии, их диагностическая значимость. План лабораторных методов обследования при обнаружении глюкозурии, план лабораторного мониторинга при кетоацидозе.
29.0бнаружение желчных пигментов в моче. План лабораторных исследований при
наличии изолированной или сочетанной бипирубин-уробилинурии.
30.Лабораторные методы оценки функционального состояния почек. Условия проведения функциональных исследований, их интерпретация.
31 .Лабораторные методы исследования секреторной функции желудка с парентеральными стимуляторами желудочной секреции. Противопоказания к проведению желудочного зондирования. Тактика оценки кислотообразующей функции желудка при наличии противопоказаний к зондированию.
32.Лабораторные исследования дуоденального содержимого: фракционный метод зондирования, техника проведения исследования, визуальная оценка порции желчи, критерии нарушений коллоидной устойчивости желчи, воспалительных процессов в желчевыносящей системе.
33.Лабораторная диагностика нарушений пищеварения: копрологическое исследование; исследование кала на наличие скрытой крови - специфичность реакции, подготовка больного к проведению исследований. Лабораторная диагностика гельминтозов. Основные копрологические синдромы.
34. Виды исследований мокроты при различных заболеваниях и оценка результатов. Обязательный лабораторный минимум при подозрении на легочный туберкулез.
35.Лабораторная диагностика и дифференциально-диагностические критерии при анализе ликвора, трактовка конкретных результатов.
36. Правила сбора для лабораторного исследования жидкости из полости. Лабораторные дифференциально-диагностические критерии экссудатов и транссудатов.
37. Методы количественной оценки форменных элементов в моче, показания, интерпретация.
38.Лабораторные методы выявления инфекции мочевых путей, причины ложноотрицательных результатов.
39.Лабораторные методы оценки концентрационной функции почек, последовательность условия проведения, интерпретация.
40. Проба Реберга - условия проведения, причины некорректных результатов, интерпретация.
41.Лабораторные параметры сценки кислотно-щелочного равновесия, интерпретация результатов.
42.Лабораторные параметры оценки ионного равновесия, интерпретация результатов.
43.Лабораторные параметры оценки азотистых метаболитов, интерпретация результатов.
44.Лабораторные методы, используемые для диагностики диабета и лечения больных сахарным диабетом.
45.Лабораторные методы диагностики холестатического синдрома.
46.Лабораторные методы диагностики гепатоцитолитического синдрома.
47.Лабораторные методы дифференциальной диагностики желтух.
48.Лабораторные методы диагностики мезенхимально-воспалительного синдрома при поражениях печени.
49.Лабораторные методы диагностики печеночной недостаточности.
50.Лабораторные методы диагностики снижения дезинтоксикационной функции печени.
51 .Лабораторный мониторинг при острой почечной недостаточности.
52.Лабораторные методы диагностики инфаркта миокарда.
53.Лабораторные методы диагностики нарушений липидного обмена.
54.Лабораторные методы диагностики осложнений гемотрансфузионной терапии.
55. Лабораторные критерии токсемий.
Список литературы
Баркаган З.С. Основные методы лабораторной диагностики нарушений системы гемостаза. - М., 1999, 224 с.
Долгов В.В., Золотокрылина Е.С. Лабораторная диагностика при шоковых состояниях. Учебное пособие. - М., 1998.
Долгов В.В., Киселевский Ю.В., Авдеева Н.А., Holden E., Moran B. Лабораторная диагностика кислотно-основного состояния. - М.: "Кайрон-Диагностика", 1997.
Долгов В.В., Эмануэль В.Л., Ройтман А.П. и др. Лабораторная диагностика нарушений водно-электролитного обмена. - М., 1997.
Исследование системы крови в клинической практике. // Под ред.Козинца Г.И. и Макарова В.А. - М.: "Триада-Х", 1997.
Колб В.Г., Камышников В.С. Лабораторная диагностика хирургических заболеваний: Справочное пособие. - М.: Выш.шк., 1993.
Медицинская лабораторная диагностика. // Под ред. Карпищенко А.И. - СПб.: "Интермедика", 1997, 304 с., илл.
Морозова В.Т. и др. Исследование мочи. М.: РМАПО, 1996.
Обеспечение качества лабораторных исследований. Преаналитический этап. // Под ред. Меньшикова В.В. - М.: "Лабинформ", 1999, 320 с.
Энциклопедия клинических лабораторных тестов. // Под редакцией Н.Тица (перевод с англ.яз.) / Под ред.Меньшикова В.В. - М.: "Лабинформ", 1997.
|