Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений





Скачать 0.55 Mb.
Название Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений
страница 1/3
Дата 19.04.2013
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПЕДИАТРИИ, СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


ПО ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ПЕДИАТРИИ, СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ


ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


МОСКВА - 2010 г.


О Б Ъ Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Необходимость междисциплинарной поликлинической подготовки студентов педиатрических факультетов обусловлена тем, что большинство выпускников педиатрического факультета будут работать педиатрами и врачами общей практики диагностических центров, поликлиник, реабилитационных и медико-социальных центров, врачами школьно-дошкольных и подростковых учреждений, неотложной и скорой помощи. Характерными особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются: осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения; профилактика инфекционных и соматических заболеваний; лечение заболевших детей на дому, в поликлинике; в организованных детских коллективах; обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций; диспансеризация больных детей; медицинская и социальная реабилитация; санитарно-просветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями, в детских дошкольных учреждениях, школах, домах ребенка, специализированных детских учреждениях, решение медико-социальных проблем детей и семей. Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждом возрастном периоде требует от врачей поликлиники широкого круга знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и др. аспекты, а также ряд специфических умений.

Учебным планом предусмотрено объединение вопросов общей и профилактической педиатрии, профилактики детских инфекций, догоспитальной неотложной и скорой помощи на одной кафедре поликлинической педиатрии. Кафедра проводит учебную работу непосредственно в поликлиниках, ДДУ, школах, домах ребенка, диспансерах, диагностических центрах, на станциях неотложной и скорой помощи, приемных покоях скоропомощных больниц, других детских лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения. Это позволяет строить преподавание предмета в соответствии с существующими в практическом здравоохранении формами медицинского обслуживания детского населения в первичном звене здравоохранения.

На лекциях, семинарах, практических занятиях и во время работы в учреждениях первичного звена здравоохранения и на дому под руководством преподавателей студенты знакомятся лишь с основными принципами организации лечебно-профилактической помощи детям на дому, в условиях поликлиники, организованных детских коллективах; функциональными обязанностями участкового врача-педиатра, принципами организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми грудного и старшего возраста.

На занятиях отрабатываются вопросы организации антенатальной профилактики и диспансерного наблюдения новорожденных и недоношенных детей, организационные вопросы профилактики инфекционных заболеваний, прививочного календаря, противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Студенты осуществляют вызовы, прием здоровых детей грудного возраста, профилактическую, противоэпидемическую и санитарно-просветительную работу на участке. Работая в поликлинике, студенты ежедневно посещают на дому не менее 2-х больных с разными заболеваниями, с последующим разбором и обсуждением диагностических, дифференциально-диагностических. лечебных и противоэпидемических мероприятий, проводят совместно с ассистентом консультативную работу в боксах поликлиники, работают в прививочном кабинете.

Под руководством преподавателей студенты проводят патронаж новорожденных, осуществляют диспансерное наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья и больными, анализируют распределение детей по группам здоровья на участке, инфекционную заболеваемость, эффективность наблюдения за детьми I - III групп здоровья.

Работая в дошкольных учреждениях и школах, студенты закрепляют пропедевтические навыки по оценке физического, нервно-психического и полового развития детей, по комплексной оценке состояния здоровья каждого ребенка и детского коллектива в целом, проводят оценку адаптационных возможностей детей к яслям, саду, школе, знакомятся с организацией и проведением лечебно-оздоровительной работы в детских учреждениях, определяют группы закаливания и физического воспитания, работают со всей учетной документацией.

Практическое умение по оказанию неотложной помощи детям на догоспитальном этапе студенты приобретают, работая на базах специализированной неотложной и скорой помощи и приемного отделения многопрофильной скоропомощной больницы.

В процессе обучения на цикле студентам читается блок лекций и ежедневно проводится семинарские занятия по программе. На каждом цикле студенты самостоятельно готовят и проводят научно-практические конференции совместно с врачами базовых учебных учреждений.

В соответствии с действующими учебными планами с 2001 года для студентов педиатрических факультетов поликлиническое обучение проводится на 5 и 6 курсах в объеме 36 и 186 часов студентам дневного отделения и на 6 и 7 курсах в объеме и часов студентам вечернего отделения. Дополнительная подготовка по выбору студентов проводится на элективных курсах в объеме 72 часа.


В соответствие с действующими учебными планами преподавание осуществляется:


Всего часов

Лекции

Практ. занятия

Семестры

11 12

Зачет


5 курс дн.

6 курс дн.

6 курс веч.

7 курс веч.



36

186

75

149

0

0

0

0

36

186

75

149


59

36

120

2

3



^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ

КУРСА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:


  • Содержание работы врача неотложной и скорой помощи

  • содержание работы врача дошкольно – школьного отделения детской поликлиники

  • содержание работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

  • методику проведения и оценку желудочного и дуоденального зондирования

  • методику подготовки ребенка к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта и органов дыхания

  • принципы питания здоровых детей раннего возраста

  • принципы питания больных детей различных возрастов и групп здоровья

  • назначение и проведение комплексов массажа и гимнастики у детей раннего возраста

  • методику проведения лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с различными заболеваниями

  • методику проведения закаливания детей различных групп здоровья

  • профилактику железодефицитной анемии у детей первого года жизни

  • профилактику рахита у детей раннего возраста

  • противоэпидемические мероприятия в очагах инфекции

  • правила забора материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у детей: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости

  • ревматологический комплекс (о.белок, белковые фракции, сиаловая кислота, проба Вельтмана, С-реактивный белок, формоловая проба)

  • собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез

  • провести антропометрическое обследование ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов

  • определить физкультурную группу для детей дошкольного возраста

  • определить степень готовности детей к поступлению в школу

  • провести и оценить функциональные нагрузочные пробы по Шалкову, Штанге-Генча

  • измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий в минуту

  • определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья

  • провести клиническое обследование здорового и больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация

  • оценить результаты анализов: общего анализа крови; анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму

  • оценить результаты биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях

  • произвести расчет и коррекцию питания детей первого года жизни

  • произвести расчет и коррекцию питания больных детей различных возрастов и групп здоровья

  • составить режим дня для здоровых детей раннего возраста

  • составить режим дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья

  • оценить степень тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям

  • составить индивидуальный календарь профилактических прививок

  • владеть навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.)

  • выписать рецепт ребенку различных возрастных групп

  • владеть методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств

  • владеть методикой промывания желудка

  • владеть методикой отсасывания содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электро- и механического отсосов)

  • владеть методикой постановки очистительных и сифонных клизм

  • владеть методикой наложения бактерицидных повязок

  • владеть методикой наложения транспортной шины

  • владеть методикой проведения плевральной пункции

  • определить правильность наложения гипсовой лангеты

  • владеть методикой непрямого массажа сердца

  • владеть методикой ИВЛ способом рот-в-рот, рот-в-нос, мешком Амбу

  • оказать неотложную помощь при ожогах и отморожениях

  • оказать неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе

  • оказать неотложную помощь при остановке дыхания

  • оказать неотложную помощь при остановке сердца

  • оказать неотложную помощь при отравлениях

  • оказать неотложную помощь при ожогах пищевода

  • оказать неотложную помощь при различных видах шока

  • оказать неотложную помощь при острой дегидратации

  • оказать неотложную помощь при гипертермии

  • оказать неотложную помощь при отеке мозга

  • оказать неотложную помощь при судорогах

  • оказать неотложную помощь при ДВС- синдроме

  • организовать транспортировку детям с переломами и вывихами конечностей

  • организовать транспортировку детям в критических состояниях

  • оформить медицинскую документацию:

  • историю развития (ф-112) и историю болезни ребенка

  • карту профилактических прививок (ф-063)

  • контрольную карту диспансерного наблюдения (ф-30)

  • экстренное извещение в СЭС

  • санаторно-курортную карту для детей и подростков

  • медицинскую справку на ребенка – инвалида детства

  • этапный эпикриз на ребенка первого года жизни

  • оформление дородового патронажа беременной

  • оформление первичного патронажа к новорожденному

  • передачу подростков

  • документацию при оформлении ребенка в детский сад, школу

  • больничные листы и справки

  • рецепты на молочную кухню

  • провести анализ показателей работы поликлиники

  • провести анализ показателей работы участкового педиатра

  • провести анализ показателей работы врача школьно-дошкольного отделения



Рекомендуемый тематический план практических занятий и семинаров


5 курс дневное отделение


  1. Структура и организация работы детской поликлиники. Учетно-отчетная документация. Документация участкового врача. Диспансерный метод в работе педиатра. Принципы организации наблюдения за здоровыми детьми раннего и старшего возраста.

  2. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники. Антенатальная профилактика, патронаж, группы здоровья, риска, направленность риска.

  3. Организация лечебно-профилактической помощи детям грудного и раннего возраста. Профилактика ЖДА, рахита, хронических расстройств питания на участке.

  4. Работа участкового педиатра с инфекционными больными в условиях поликлиники. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Календарь прививок.

  5. Задачи педиатрической службы - скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе. Основные методы терапии на догоспитальном этапе. Объем неотложной помощи. Показания к госпитализации.



^ РЕКомендуемый тематический план практических занятий и семинаров.


6 курс дневное отделение



  1. Основы профилактической педиатрии; оценка состояния здоровья и развития детей и подростков; определение групп здоровья, диспансерных групп наблюдения и риска; первичная профилактика; вторичная и третичная профилактика.

  2. Принципы и правила работы педиатра общей практики в семье. Особенности внегоспитальной работы с детьми, бизнес-план, правила первичного осмотра, заключения, последовательность действий врача в семье, семейная профилактика. Роль семьи в формировании здоровья детей.
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Программа по детским инфекционным болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Типовая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов педиатрических факультетов

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Рабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Рабочая программа учебной дисциплины травматологии и ортопедии для специальности
Рабочая программа составлена на основании Программы по травматологии и ортопедии для студентов высших...
Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия» Для специальности 060101 (040100)
«Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов...
Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Программа по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов Высших медицинских

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Программа по педиатрии и детским инфекционным болезням для студентов лечебно-профилактического факультета

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Типовая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов лечебно-профилактических

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений

Рабочая программа по поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений icon Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии,
Рабочая программа дисциплины биоэтика федерального компонента цикла гэс гос впо составлена на основании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы