Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека»





Скачать 278.11 Kb.
Название Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека»
Дата 21.03.2013
Размер 278.11 Kb.
Тип Пояснительная записка
Государственное областное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Кольский медицинский колледж»


Методическая разработка внеучебного мероприятия

«Олимпиада по анатомии и физиологии человека»


Разработчик: Яковлева Марина

Николаевна, преподаватель, к.б.н





Апатиты

2012 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуализация: Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.

^ Цели и задачи: повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины.

^ Форма проведения: очная форма.

Время: 90- 100 минут.

Подготовка: составление заданий и эталонов ответов к ним, подготовка бланков заявок участников, создание Положения об Олимпиаде, формирование организационного комитета Олимпиады (из числа педагогического коллектива) во главе с председателем, методической и апелляционной комиссий, жюри, объявление об Олимпиаде, формирование призового фонда.

Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств).

Задания включают:

1. Тесты с одним правильным ответом (всего 70 тестов).

2. Задание на знание численных значений.

3. Ситуационные задачи.

4. Задания на эрудицию.


Ход Олимпиады.

  1. Регистрация участников Олимпиады.

  2. Приветственное слово директора, преподавателей анатомии.

  3. Рекомендации по выполнению заданий. Выполнение заданий.

  4. Рефлексия.




Задание 1. Тесты по анатомии и физиологии человека

Всего: 70 вопросов

Выберите один правильный ответ.





  1. Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:

а) Леонардо да Винчи б) Клавдий Гален в) Андрей Везалий г) Н.И.Пирогов

  1. Корковый отдел зрительного анализатора находится:

а) в теменной доле б) в затылочной доле в) в лобной доле г) в височной доле

  1. К многослойному эпителию относят:

а) эндотелий б) переходный в) многорядный г) цилиндрический

  1. Зубная формула взрослого человека обозначается как:

а) 1-2-3-3 б) 2-3-1-2 в) 2-1-2-3 г) 3-1-3-2

  1. Мерцательный эпителий выстилает:

а) стенки мочевого пузыря б) яйцевод в) стенки кишечника г) наружную поверхность кожи

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле моноцитов?

а) 6-8% б) 1% в) 67%

  1. Непосредственно от брюшной аорты отходят:

а) перикардиальные артерии б) почечные артерии в) межрёберные артерии г) желудочные артерии

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле лимфоцитов в норме?

а) 55-75 % б) 1-5% в) 20-40% г) 5-10%

  1. Вы микроскопируете мазок крови человека. Какая из клеток крови крупнее эритроцита, имеет сегментированное ядро, встречается часто, в цитоплазме гранулы?

а) моноцит б) лимфоцит в) тромбоцит г) нейтрофил

  1. Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:

а) у мужчин замкнута, у женщин – нет б) у женщин в полости больше серозной жидкости в) у мужчин объём меньше, чем у женщин г) нет различий

  1. Агглютинины  находятся:

а) в плазме II группы крови б) в плазме III группы в) в эритроцитах III группы г) в эритроцитах II группы крови

  1. Способность свертываться – обусловлена присутствием в плазме крови:

а) фибрина б) гепарина в) фибриногена г) альбумина

  1. Правый главный бронх делится на:

а) две ветви б) три ветви в) семь ветвей г) более 10 ветвей

  1. Время жизни эритроцитов составляет:

а) несколько суток б) 10-15суток в) 50-70 суток г) 100-120 суток

  1. Мышечная оболочка матка состоит из:

а) двух слоев гладких мышц б) трех слоев гладких мышц в) трех слоев поперечно-полосатых мышц

  1. К гранулоцитам (зернистым) не относят:

а) нейтрофилы б) эозинофилы в) базофилы г) моноциты

  1. На дистальном эпифизе плечевой кости расположены:

а) хирургическая шейка б) мыщелок в) анатомическая шейка г) большой бугорок

  1. Ткань, образующая строму печени:

а) плотная волокнистая б) рыхлая волокнистая в) эпителиальная г) железистая

  1. В состав стенки камер сердца не входит

а) эндокард б) наружный листок перикарда в) миокард г) внутренний листок перикарда

  1. Нервные импульсы от тела нейрона к другому нейрону или органу поступают по:

а) аксону б) одному дендриту в) всем дендритам г) аксону и дендритам одновременно

  1. Гладкие мышцы входят в состав:

а) стенки кишечника б) стенки камер сердца в) языка г) глотки

  1. К воздухоносным костям относится:

а) сошник б) нёбная кость в) лобная кость г) затылочная кость

  1. С волосом анатомически не связаны:

а) потовые железы б) сальные железы в) гладкие мышцы

  1. Отверстия в поперечных отростках имеются:

а) у поясничных позвонков б) у крестцовых позвонков в) у шейных позвонков г) у грудных позвонков

  1. Воротная вена несёт кровь:

а) от желудка в нижнюю полую вену б) от ворот печени в нижнюю полую вену в) от кишечника к воротам печени г) от ворот почек в нижнюю полую вену

  1. В состав скелета запястья, также как и в состав скелета предплюсны, входит:

а) 8 костей б) трапециевидная кость в) ладьевидная кость г) 7 костей

  1. Медиальная лодыжка это:

а) отросток б) отросток большеберцовой кости в) отросток малоберцовой кости г) отросток бедренной кости

  1. Икроножная мышца – это мышца:

а) двуглавая б) трёхглавая в) двубрюшная г) четырёхглавая

  1. Полостью среднего мозга является:

а) четвертый желудочек б) третий желудочек в) боковые желудочки г) сильвиев водопровод

  1. Складки слизистой пищевода имеют направление:

а) продольное б) спиралевидное в) круговое г) складчатость отсутствует

  1. Ворсинки имеются в:

а) слепой кишке б) поперечной ободочной кишке в) желудке г) подвздошной кишке

  1. Проток желчного пузыря открывается в

а) двенадцатиперстную кишку б) желудок в) в правый печеночный проток г) в общий печеночный проток

  1. В области слепого пятна сетчатки:

а) отсутствуют рецепторы б) рецепторы крайне редки в) имеются только палочки г) имеются только колбочки

  1. Расщепление углеводов происходит:

а) в желудке б) в ротовой полости в) с участием желчи

  1. Мимические мышцы иннервирует нерв:

а) тройничный б) лицевой в) блуждающий г) добавочный

  1. Отдел тонкой кишки:

а) тощая б) ободочная в) слепая г) сигмовидная

  1. Основная ткань поджелудочной железы:

а) соединительная б) эпителиальная в) мышечная

  1. В желудке, также как и в ротовой полости:

а) перевариваются жиры б) перевариваются белки в) происходит механическая обработка пищи

  1. Желчь, как и сок поджелудочной железы:

а) содержит ферменты б) участвует в переваривании белков в) участвует в переваривании жиров

  1. Излишки глюкозы в организме запасаются в печени и мышцах в виде:

а) крахмала б) гликогена в) глюкагона

  1. В забрюшинном пространстве находятся:

а) селезенка и почки б) почки и двенадцатиперстная кишка в) мочеточники и тощая кишка

  1. Скелет трахеи состоит из:

а) 10 – 15 хрящевых полуколец б) 16 – 20 хрящевых колец в) 10 – 20 хрящевых пластинок г) 16 – 20 хрящевых полуколец

  1. Правая и левая почки:

а) расположены на одном уровне б) правая ниже левой в) левая ниже правой г) нет достоверных сведений

  1. Ворота лёгких находятся:

а) на диафрагмальной поверхности б) на медиальной поверхности в) в области верхушки лёгкого г) на боковой поверхности

  1. Сердечная вырезка расположена:

а) на медиальной поверхности правого лёгкого б) в нижней части переднего края левого легкого в) на медиальной поверхности левого лёгкого г) в области верхушки левого лёгкого

  1. Левая и правая плевральные полости:

а) полностью изолированы б) сообщаются между собой во время вдоха в) сообщаются между собой во время выдоха г) сообщаются с помощью трахеи

  1. Почки расположены:

а) на уровне средних грудных позвонков б) на уровне X грудного – 1 поясничного позвонков в) на уровне XI грудного – II-III поясничных позвонков г) справа и слева от крестца

  1. Почка окружена:

а) слоем мышц со всех сторон б) жировой капсулой в) брюшиной г) серозной жидкостью

  1. В почечную лоханку открываются:

а) извитые канальцы нефрона б) собирательные трубочки в) малые чашечки г) большие чашечки

  1. В мужской мочеиспускательный канал открываются:

а) протоки семенных пузырьков б) семявыбрасывающие протоки в) мочеточники г) протоки придатка яичка

  1. Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:

а) в мошонке б) в паховом канале в) в брюшной полости г) в пещеристых телах полового члена

  1. Фолликулы, в которых созревают яйцеклетки, находятся

а) в мозговом веществе яичника б) в корковом веществе яичника в) в маточной трубе г) в матке

  1. Частота сердечных сокращений не увеличивается:

а) при физической нагрузке б) при кровопотери в) при активации парасимпатической нервной системы г) при активации симпатической нервной системы

  1. Спинной мозг заканчивается на уровне

а) XI-XII грудных позвонков б) I-II поясничных позвонков в) III-IV поясничных позвонков г) I-II крестцовых позвонков

  1. Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:

а) между левым и правым желудочками б) между левым предсердием и левым желудочком в) между правым и левым предсердиями г) между левым предсердием и правым желудочком

  1. Центральный отдел симпатической нервной системы находится:

а) в головном и спинном мозге б) в спинном мозге в) в головном мозге г) в черепных нервах

  1. В правое предсердие открывается:

а) верхняя полая вена б) легочная вена в) яремная вена г) легочная артерия

  1. Во время систолы предсердий:

а) открыты все клапаны б) открыты створчатые, закрыты полулунные в) открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный г) закрыты створчатые клапаны

  1. Продолжительность сердечного цикла:

а) 8 с б) 0,8 с в) 0,4 с г) 4 с

  1. Проводящая система сердца это:

а) система сердечных артерий б) система сердечных капилляров в) система клапанов сердца г) система, обеспечивающая автоматию сердца

  1. Гормон, синтезируемый клетками гипофиза:

а) адренокортикотропный б) мелатонин в) вазопрессин

  1. Гормоном щитовидной железы является:

а) тироксин б) тимозин в) паратгормон г) окситоцин

  1. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает:

а) кальцитонин б) адреналин в) глюкокортикоиды г) андрогены

  1. Шейный отдел спинного мозга имеет:

а) 6 сегментов б) 7 сегментов в) 12 сегментов г) 8 сегментов

  1. Симпатические нервные волокна входят в состав:

а) некоторых черепных нервов б) некоторых спинномозговых нервов в) черепных и спинномозговых нервов в) всех спинномозговых нервов

  1. В состав среднего уха входит:

а) барабанная полость б) козелок в) преддверный орган г) костный лабиринт

  1. Паутинная оболочка спинного мозга расположена:

а) между твёрдой оболочкой и надкостницей позвонков б) между твёрдой и сосудистой оболочками в) между сосудистой оболочкой и спинным мозгом г) входит с состав сосудистой оболочки

  1. Ядра блокового и отводящего нервов являются:

а) двигательными б) чувствительными в) симпатическими г) смешанными

  1. Передняя камера глаза находится:

а) между хрусталиком и стекловидным телом б) между роговицей и хрусталиком в) между роговицей и радужкой г) между роговицей и стекловидным телом

  1. Слуховая (евстахиева) труба соединяет:

а) полость наружного слухового прохода с полостью носа б) полость среднего уха с носоглоткой в) полости полукружных каналов с барабанной полостью г) полость внутреннего уха с носоглоткой


^ Задание 2. Требуется указать значения (или диапазоны значений) различных величин в норме

у человека (с указанием единиц измерения) в данной таблице:

Показатель

Численное значение

^ Единица измерения

Оценка жюри

  1. Длительность эмбрионального развития человека










  1. Число костей, напрямую соединенных с грудиной










  1. Количество долей в левом легком










  1. Число хромосом в зрелом эритроците










  1. Количество сегментов спинного мозга










  1. Количество молочных зубов у ребенка










  1. Концентрация сахара в моче










  1. Дыхательный объем










  1. Общее число фаланг стопы










  1. Количество пар черепных нервов










  1. Продолжительность менструального цикла










  1. Количество полых вен










  1. Количество костей в одном запястье










  1. Количество слуховых косточек в организме










  1. Суточный объем мочи










  1. Систолическое артериальное давление










  1. Количество малых коренных зубов у взрослого человека










  1. Частота сокращения диафрагмы










  1. Длина толстой кишки










  1. Длительность сердечного цикла










  1. Общее количество позвонков










  1. Концентрация гемоглобина в крови у женщины










  1. Количество лейкоцитов в периферической крови










  1. Количество эритроцитов в периферической крови мужчины










  1. Общее количество долевых бронхов











Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:

  1. При перелетах на самолете, во время перепада давления воздушной среды, пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства «закладывания ушей» предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

  2. На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение гормональной функции какой железы могло повлечь описанные изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?

  3. У двух больных произошло кровоизлияние в мозг – одного из них в кору головного мозга, у другого – в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более благоприятный?

  4. При вскрытии трупа старого человека патологоанатом отметил наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани, расположенной в пространстве, свободном от плевры. Как называется это пространство? Какое анатомическое образование было обнаружено специалистом?

  5. Какая группа крови у больного, если агглютинация произошла в стандартной сыворотке 0 (I) и В (III) групп?


Задание 4. Покажите свою эрудицию.

1.Отгадайте русские народные загадки:

4.1. Около прорубки стоят белые голубки.

4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело.

4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.

4.4. Между двух светил я в середине один.

4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести.



2. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка. Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов, анатомических образований человека? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

3. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции?

4. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические» названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

5. Какова физиологическая природа выражений: «от стра­ха в пот ударило», «волосы дыбом встали», «мурашки по коже»?

6. Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция?

7. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?

^ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Тестовые задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 70.

  1. г

  2. б

  3. б

  4. в

  5. б

  6. а

  7. б

  8. в

  9. г

  10. а

  11. а

  12. в

  1. б

  2. г

  3. б

  4. г

  5. б

  6. б

  7. б

  8. а

  9. а

  10. в

  11. а

  1. в

  2. в

  3. в

  4. б

  5. а

  6. г

  7. а

  8. г

  9. г

  10. а

  11. б

  12. б

  1. а

  2. б

  3. в

  4. в

  5. б

  6. б

  7. г

  8. б

  9. б

  10. б

  11. а

  1. в

  2. б

  3. г

  4. б

  5. в

  6. б

  7. в

  8. б

  9. в

  10. б

  11. а

  12. б

  1. б

  2. г

  3. а

  4. а

  5. б

  6. г

  7. б

  8. а

  9. б

  10. а

  11. в

  12. б




  1. Задание на знания численных значений.

Количество баллов – от 1 до 3.

По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 21, 25.

По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1, 15, 16, 19, 20, 21, 24, а также № 7

По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 8, 11, 18, 22, 23

Максимальное количество баллов - 44.

Показатель

Численное значение

Единица измерения

  1. Длительность эмбрионального развития человека

38-42

нед.

  1. Число костей, напрямую соединенных с грудиной

16

шт.

  1. Количество долей в левом легком

2

доли

  1. Число хромосом в зрелом эритроците

0




  1. Количество сегментов спинного мозга

31

сегм.

  1. Количество молочных зубов у ребенка

20

шт.

  1. Концентрация сахара в моче

0




  1. Дыхательный объем

300-900 (в ср.500-600)

мл

  1. Общее число фаланг стопы

14

шт.

  1. Количество пар черепных нервов

12

шт.

  1. Продолжительность менструального цикла

21-35

дней

  1. Количество полых вен

2

шт.

  1. Количество костей в одном запястье

8

шт.

  1. Количество слуховых косточек в организме

6 (3 пары)

шт.

  1. Суточный объем мочи

0,8-2

л

  1. Систолическое артериальное давление

110-140

мм рт. ст.

  1. Количество малых коренных зубов у взрослого человека

8

зубов

  1. Частота сокращения диафрагмы

16-20

в минуту

  1. Длина толстой кишки

1-2

метра

  1. Длительность сердечного цикла

0,8

с

  1. Общее количество позвонков

32-34


позв.

  1. Концентрация гемоглобина в крови у женщины

120-140

г/л

  1. Количество лейкоцитов в периферической крови

4-9*109

в литре

  1. Количество эритроцитов в периферической крови мужчины

4-5*1012

в литре

  1. Общее количество долевых бронхов

5

шт.




  1. ^ Ситуационные задачи.

1

Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с давлением наружной воздушной среды.

2 балла



2

  1. Описанное состояние называется акромегалией и вызвано гиперфункцией аденогипофиза, сопровождающейся избыточной выработкой гормона роста (соматотропного гормона – СТГ).

3 балла


3

В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом есть (дыхательный, сердечно-сосудистый). Поэтому более опасно для жизни кровоизлияние в продолговатый мозг, как правило, оно заканчивается летальным исходом.

2 балла


4

Пространство – средостение. Тимус, паренхима которого с возрастом дегенерирует и заменяется жировой тканью.

2 балла

5

У больного II (А) группа крови.

2 балла




  1. Задания на эрудицию.

1. Ответы на русские народные загадки:

4.1. Около прорубки стоят белые голубки. Ответ: зубы.

4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело. Ответ: глаз закрывается.

4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: вдох.

4.4. Между двух светил я в середине один. Ответ: нос.

4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. Ответ: глаза.

За каждый правильный ответ – 1 балл. За неверный, но подходящий по смыслу или оригинальный – 0,5 баллов.


^ 2. Возможные ответы:

  • улитка (во внутреннем ухе);

  • конский хвост - пучок корешков поясничных и крестцово-копчиковых нервов спинного мозга, расположенных в позвоночном канале;

  • клювовидный отросток (лопатки);

  • петушиный гребень (отросток решетчатой кости, направлен в полость черепа);

  • чешуя (лобной, затылочной, височной, теменной костей мозгового отдела черепа);

  • червь (срединная часть мозжечка);

  • крылья (большие и малые клиновидной кости черепа, подвздошной кости таза, крылья наружного носа).

  • мышцы (от лат. musculus - «мышонок»)

  • «гусиная» кожа – при эмоциональном возбуждении, симпатическая нервная система способствует сокращению гладких мышц дермы, связанных с волосяной сумкой.

  • раковина ушная

  • камбаловидная (мышца голени)

  • червеобразный отросток слепой кишки (в правой подвздошной области)

  • рога спинного мозга

  • селезенка (в левом подреберье)

За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, максимум 5 баллов.


3. Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1 балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный иммунитет), вырабатывающие Т и В-лимфоциты.

За полный ответ – 3 балла.


^ 4. Возможные ответы:

  • миндалины (от греч. «миндаль») – 2 небные (между небными дужками), 2 трубные (около глоточных отверстий слуховых труб), глоточная (аденоидная) (на задней стенке носоглотки), язычная (на корне языка);

  • миндалевидное тело и чечевицеобразное тело – базальные ядра в белом веществе головного мозга;

  • оливы - в продолговатом мозге;

  • яблоко – глазное (в полости глазницы), адамово – выступ щитовидного хряща гортани у мужчин, лежит в передней области шеи;

  • луковицы – обонятельная (на нижней поверхности лобных долей головного мозга), луковица полового члена (задний утолщенный конец полового члена), луковица аорты (в восходящей части аорты), волосяная луковица (нижний расширенный конец корня волоса, лежащий в дерме кожи).

  • кора головного мозга

  • почки (в брюшной полости)

  • ствол головного мозга

  • листки серозных оболочек

  • грибовидные сосочки языка

  • отросток (червеобразный и др.)

За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, (максимум 5 баллов).

5. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении) симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез (1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и приподнимают волосы (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.


6. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы, названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл), выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1 балл), участвующих в углеводном обмене (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.


7. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл), в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы голени ( 1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание (1 балл) .

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.


Использованные источники



  1. Большая книга загадок. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 144 с. (загадки)

  2. Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых. – М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. – с.57. (метод рефлексии)

  3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с. (загадки)

  4. Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО «Изд-во «Оникс»: «Изд-во «Мир и Образование», 2007. – 656 с.

  5. Сборник тестовых заданий, морфо-функциональных и ситуационных задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 93 с.

  6. Иллюстрации:

www.sciencephotolibrary.com (мозг на ладони)

www. vashgorod.ru (думающий скелет)

www.smajiliki.ru (смайлики).

Каталог анатомических моделей и манекенов. – Изд. Группа «ГЭОТАР-медиа», 2010. – 47 с. (танцующий скелет).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

^ Заявка на участие

в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека


ФИО _________________________________________

______________________________________________

Группа, спец.__________________________________




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


^ ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ОЛИМПИАДЫ


Уважаемый участник Олимпиады!

Прочитайте рекомендации и пожелания перед выполнением заданий:

  1. Выключите мобильные средства связи. Во время Олимпиады пользоваться телефоном запрещается! Нарушители будут удаляться.

  2. Время для выполнения заданий – 90-100 минут. Через каждые 10 минут время фиксируется на доске.

  3. Выходить во время Олимпиады не рекомендуется.

  4. Общаться с другими участниками Олимпиады запрещено.

  5. Задания 1, 3, 4 выполняете на отдельном листке в клетку, задание 2 пишите в предложенной Вам, готовой таблице.

  6. Пишите аккуратно, разборчиво.

  7. Один из листов в клетку можете использовать в качестве черновика.



Желаем Вам успешного выполнения заданий Олимпиады!

Оргкомитет







ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^ РЕФЛЕКСИЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОЛИМПИАДЫ


Метод «Всё у меня в руках»

Цель: Выяснить отношение участников к прошедшей Олимпиаде.

Время: 2 мин. на объяснение; 10 мин. на индивидуальную работу; 10 мин. на обобщение результатов.

Материал: цветные листы бумаги, ручки, ножницы, скотч.

Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

  1. - большой палец - я хотел(а) бы еще поработать над …

  2. - указательный – мне понравилось …

  3. - средний - мне здесь не понравилось…

  4. - безымянный – самое сложное было…

  5. - мизинец - мне здесь не хватало...

Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы, затем изображение руки вырезают. Листки вывешиваются, преподаватель обобщает результаты, дает свои комментарии.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Учебно-методическая разработка для клинических ординаторов
Данная методическая разработка может быть использована не только клиническими ординаторами, но и...
Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Дать понятие об анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии сельскохозяйственных животных. Познакомить

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon 2. Основы анатомии и физиологии человека Основные представления о строении и функциях организма человека.

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon 1. Основы анатомии и физиологии человека

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Вопросы для подготовки к экзамену по анатомии и физиологии человека

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Конкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 20

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Основы анатомии и физиологии. Строение и назначение основных систем организма человека

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon Рабочая программа по “Основы анатомии и физиологии человека” (название дисциплины) для специальности

Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» icon 2012г вопросы к экзаменационным билетам по дисциплине: «Анатомия и физиология» для учащихся второго
Анатомия и физиология медико-биологические дисциплины. Методы исследований в анатомии и физиологии....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы