|
Скачать 278.11 Kb.
|
Государственное областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Кольский медицинский колледж» Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» Разработчик: Яковлева Марина Николаевна, преподаватель, к.б.н ![]() Апатиты 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуализация: Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания. ^ повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины. ^ : очная форма. Время: 90- 100 минут. Подготовка: составление заданий и эталонов ответов к ним, подготовка бланков заявок участников, создание Положения об Олимпиаде, формирование организационного комитета Олимпиады (из числа педагогического коллектива) во главе с председателем, методической и апелляционной комиссий, жюри, объявление об Олимпиаде, формирование призового фонда. Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств). Задания включают: 1. Тесты с одним правильным ответом (всего 70 тестов). 2. Задание на знание численных значений. 3. Ситуационные задачи. 4. Задания на эрудицию. Ход Олимпиады.
а) Леонардо да Винчи б) Клавдий Гален в) Андрей Везалий г) Н.И.Пирогов
а) в теменной доле б) в затылочной доле в) в лобной доле г) в височной доле
а) эндотелий б) переходный в) многорядный г) цилиндрический
а) 1-2-3-3 б) 2-3-1-2 в) 2-1-2-3 г) 3-1-3-2
а) стенки мочевого пузыря б) яйцевод в) стенки кишечника г) наружную поверхность кожи
а) 6-8% б) 1% в) 67%
а) перикардиальные артерии б) почечные артерии в) межрёберные артерии г) желудочные артерии
а) 55-75 % б) 1-5% в) 20-40% г) 5-10%
а) моноцит б) лимфоцит в) тромбоцит г) нейтрофил
а) у мужчин замкнута, у женщин – нет б) у женщин в полости больше серозной жидкости в) у мужчин объём меньше, чем у женщин г) нет различий
а) в плазме II группы крови б) в плазме III группы в) в эритроцитах III группы г) в эритроцитах II группы крови
а) фибрина б) гепарина в) фибриногена г) альбумина
а) две ветви б) три ветви в) семь ветвей г) более 10 ветвей
а) несколько суток б) 10-15суток в) 50-70 суток г) 100-120 суток
а) двух слоев гладких мышц б) трех слоев гладких мышц в) трех слоев поперечно-полосатых мышц
а) нейтрофилы б) эозинофилы в) базофилы г) моноциты
а) хирургическая шейка б) мыщелок в) анатомическая шейка г) большой бугорок
а) плотная волокнистая б) рыхлая волокнистая в) эпителиальная г) железистая
а) эндокард б) наружный листок перикарда в) миокард г) внутренний листок перикарда
а) аксону б) одному дендриту в) всем дендритам г) аксону и дендритам одновременно
а) стенки кишечника б) стенки камер сердца в) языка г) глотки
а) сошник б) нёбная кость в) лобная кость г) затылочная кость
а) потовые железы б) сальные железы в) гладкие мышцы
а) у поясничных позвонков б) у крестцовых позвонков в) у шейных позвонков г) у грудных позвонков
а) от желудка в нижнюю полую вену б) от ворот печени в нижнюю полую вену в) от кишечника к воротам печени г) от ворот почек в нижнюю полую вену
а) 8 костей б) трапециевидная кость в) ладьевидная кость г) 7 костей
а) отросток б) отросток большеберцовой кости в) отросток малоберцовой кости г) отросток бедренной кости
а) двуглавая б) трёхглавая в) двубрюшная г) четырёхглавая
а) четвертый желудочек б) третий желудочек в) боковые желудочки г) сильвиев водопровод
а) продольное б) спиралевидное в) круговое г) складчатость отсутствует
а) слепой кишке б) поперечной ободочной кишке в) желудке г) подвздошной кишке
а) двенадцатиперстную кишку б) желудок в) в правый печеночный проток г) в общий печеночный проток
а) отсутствуют рецепторы б) рецепторы крайне редки в) имеются только палочки г) имеются только колбочки
а) в желудке б) в ротовой полости в) с участием желчи
а) тройничный б) лицевой в) блуждающий г) добавочный
а) тощая б) ободочная в) слепая г) сигмовидная
а) соединительная б) эпителиальная в) мышечная
а) перевариваются жиры б) перевариваются белки в) происходит механическая обработка пищи
а) содержит ферменты б) участвует в переваривании белков в) участвует в переваривании жиров
а) крахмала б) гликогена в) глюкагона
а) селезенка и почки б) почки и двенадцатиперстная кишка в) мочеточники и тощая кишка
а) 10 – 15 хрящевых полуколец б) 16 – 20 хрящевых колец в) 10 – 20 хрящевых пластинок г) 16 – 20 хрящевых полуколец
а) расположены на одном уровне б) правая ниже левой в) левая ниже правой г) нет достоверных сведений
а) на диафрагмальной поверхности б) на медиальной поверхности в) в области верхушки лёгкого г) на боковой поверхности
а) на медиальной поверхности правого лёгкого б) в нижней части переднего края левого легкого в) на медиальной поверхности левого лёгкого г) в области верхушки левого лёгкого
а) полностью изолированы б) сообщаются между собой во время вдоха в) сообщаются между собой во время выдоха г) сообщаются с помощью трахеи
а) на уровне средних грудных позвонков б) на уровне X грудного – 1 поясничного позвонков в) на уровне XI грудного – II-III поясничных позвонков г) справа и слева от крестца
а) слоем мышц со всех сторон б) жировой капсулой в) брюшиной г) серозной жидкостью
а) извитые канальцы нефрона б) собирательные трубочки в) малые чашечки г) большие чашечки
а) протоки семенных пузырьков б) семявыбрасывающие протоки в) мочеточники г) протоки придатка яичка
а) в мошонке б) в паховом канале в) в брюшной полости г) в пещеристых телах полового члена
а) в мозговом веществе яичника б) в корковом веществе яичника в) в маточной трубе г) в матке
а) при физической нагрузке б) при кровопотери в) при активации парасимпатической нервной системы г) при активации симпатической нервной системы
а) XI-XII грудных позвонков б) I-II поясничных позвонков в) III-IV поясничных позвонков г) I-II крестцовых позвонков
а) между левым и правым желудочками б) между левым предсердием и левым желудочком в) между правым и левым предсердиями г) между левым предсердием и правым желудочком
а) в головном и спинном мозге б) в спинном мозге в) в головном мозге г) в черепных нервах
а) верхняя полая вена б) легочная вена в) яремная вена г) легочная артерия
а) открыты все клапаны б) открыты створчатые, закрыты полулунные в) открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный г) закрыты створчатые клапаны
а) 8 с б) 0,8 с в) 0,4 с г) 4 с
а) система сердечных артерий б) система сердечных капилляров в) система клапанов сердца г) система, обеспечивающая автоматию сердца
а) адренокортикотропный б) мелатонин в) вазопрессин
а) тироксин б) тимозин в) паратгормон г) окситоцин
а) кальцитонин б) адреналин в) глюкокортикоиды г) андрогены
а) 6 сегментов б) 7 сегментов в) 12 сегментов г) 8 сегментов
а) некоторых черепных нервов б) некоторых спинномозговых нервов в) черепных и спинномозговых нервов в) всех спинномозговых нервов
а) барабанная полость б) козелок в) преддверный орган г) костный лабиринт
а) между твёрдой оболочкой и надкостницей позвонков б) между твёрдой и сосудистой оболочками в) между сосудистой оболочкой и спинным мозгом г) входит с состав сосудистой оболочки
а) двигательными б) чувствительными в) симпатическими г) смешанными
а) между хрусталиком и стекловидным телом б) между роговицей и хрусталиком в) между роговицей и радужкой г) между роговицей и стекловидным телом
а) полость наружного слухового прохода с полостью носа б) полость среднего уха с носоглоткой в) полости полукружных каналов с барабанной полостью г) полость внутреннего уха с носоглоткой ^ у человека (с указанием единиц измерения) в данной таблице:
Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:
Задание 4. Покажите свою эрудицию.
2. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка. Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов, анатомических образований человека? Назовите любых пять образований, укажите их расположение. 3. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции? 4. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические» названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите любых пять образований, укажите их расположение. 5. Какова физиологическая природа выражений: «от страха в пот ударило», «волосы дыбом встали», «мурашки по коже»? 6. Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция? 7. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет? ^ К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Количество баллов – от 1 до 3. По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 21, 25. По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1, 15, 16, 19, 20, 21, 24, а также № 7 По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 8, 11, 18, 22, 23 Максимальное количество баллов - 44.
1. Ответы на русские народные загадки: 4.1. Около прорубки стоят белые голубки. Ответ: зубы. 4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело. Ответ: глаз закрывается. 4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: вдох. 4.4. Между двух светил я в середине один. Ответ: нос. 4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. Ответ: глаза. За каждый правильный ответ – 1 балл. За неверный, но подходящий по смыслу или оригинальный – 0,5 баллов. ^
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, максимум 5 баллов. 3. Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1 балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный иммунитет), вырабатывающие Т и В-лимфоциты. За полный ответ – 3 балла. ^
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, (максимум 5 баллов). 5. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении) симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез (1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и приподнимают волосы (1 балл). ^ 6. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы, названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл), выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1 балл), участвующих в углеводном обмене (1 балл). ^ 7. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл), в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы голени ( 1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание (1 балл) . За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов. Использованные источники ![]()
www.sciencephotolibrary.com (мозг на ладони) www. vashgorod.ru (думающий скелет) www.smajiliki.ru (смайлики). Каталог анатомических моделей и манекенов. – Изд. Группа «ГЭОТАР-медиа», 2010. – 47 с. (танцующий скелет). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ^
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ^ Метод «Всё у меня в руках» Цель: Выяснить отношение участников к прошедшей Олимпиаде. Время: 2 мин. на объяснение; 10 мин. на индивидуальную работу; 10 мин. на обобщение результатов. Материал: цветные листы бумаги, ручки, ножницы, скотч. Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы, затем изображение руки вырезают. Листки вывешиваются, преподаватель обобщает результаты, дает свои комментарии. ![]() |