Содержание программы.
Цель изучения темы
|
Содержание темы
|
Результат
|
1
|
2
|
3
|
Дать понятие об анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии сельскохозяйственных животных. Познакомить с краткой историей развития анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии; ролью российских ученых в развитии этих наук. Сформировать знания об основных методах, применяемых в изучении анатомии и физиологии. Дать понятие о филогенезе и онтогенезе; возрастной, породной и индивидуальной изменчивости; законах биологической адаптации по А.Н.Северцову.
|
Введение
Понятие об анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии сельскохозяйственных животных.
Краткая история развития анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии, их связь с другими биологическими науками и значение. Роль российских ученых в развитии этих наук.
Основные методы, применяемые в изучении анатомии и физиологии.
Понятие о филогенезе и онтогенезе, их взаимообусловленность и значение в осмыслении строения тела животных разных видов. Законы биологической адаптации по А.Н. Северцову. Возрастная, породная и индивидуальная изменчивость, причины ее появления.
|
Формулирует понятия анатомия, гистология, эмбриология и физиология сельскохозяйственных животных. Называет периоды развития анатомии и физиологии; российских ученых и их вклад в развитие этих наук. Объясняет основные методы применяемые в изучении анатомии и физиологии. Формулирует понятия онтогенез и филогенез, возрастная, породная и индивидуальная изменчивость. Объясняет законы биологической адаптации по А.Н.Северцову.
|
Раздел 1. Цитология, гистология и эмбриология.
|
1.1. Общая цитология.
|
Сформировать представление о клеточном строении животного организма, его целостности. Сформировать знания о строении животной клетки: клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов, включений, гиалоплазмы; о химическом составе клетки и ее жизненных свойствах (обмен веществ, раздражимость, рост, движение, деление). Сформировать представление о внутриклеточном синтезе белка и роли в нем Дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), Рибонуклеиновой кислоты (РНК), Аденозинтрифосфорной кислоты ( АТФ); строении хромосом; роли ДНК в передаче наследственной информации.
|
Клеточное строение животного организма, его целостность. Строение животной клетки: клеточная мембрана и модель ее строения, цитоплазма, ядро, органоиды, включения, гиалоплазма. Их микроскопическое и субмикроскопическое строение и функциональное значение. Химический состав клетки и ее жизненные свойства. Обмен веществ как основное свойство животной клетки. Общие сведения о внутриклеточном синтезе белка и роль в нем Дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), Рибонуклеиновой кислоты ( РНК) и Аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Другие жизненные свойства клетки: раздражимость, рост, движение, деление. Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации.
|
Высказывает общие суждения о клеточном строении животного организма, его целостности. Объясняет строение животной клетки: клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов, включений, гиалоплазмы; ее химический состав и жизненные свойства. Высказывает общие суждения о внутриклеточном синтезе белка и роли в нем ДНК, РНК и АТФ; о строении хромосом и роли ДНК в передаче наследственной информации.
|
^
|
Сформировать знания об устройстве микроскопа и правилами работы с ним. Сформировать навыки по работе с микроскопом и исследованию гистологического строения клетки и митоза.
|
Устройство микроскопа и правила работы с ним. Исследование гистологического строения животной клетки и митоза.
|
Показывает и характеризует отдельные части микроскопа, демонстрирует навыки при работе с микроскопом. Исследует гистологическое строение животной клетки, фаз митоза, характеризует их.
|
^
|
Сформировать знания о строении половых клеток, оплодотворении и развитии зародыша. Дать понятие о тканях и их классификацию. Сформировать знания о морфологических и функциональных особенностях различных видов эпителиальной, опорно-трофических (мезенхима, эндотелий, ретикулярная ткань, кровь, лимфа, плотная соединительная и жировая ткани, хрящевая и костная ткани), мышечных и нервной тканей.
|
Основные сведения о строении половых клеток, оплодотворении и развитии зародыша. Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальная, опорно-трофические (мезенхима, эндотелий, ретикулярная ткань, кровь, лимфа, рыхлая соединительная ткань, жировая ткань, плотная соединительная ткань, хрящевая и костная ткани), мышечные и нервная ткани, их морфологические и функциональные особенности.
|
Объясняет строение половых клеток, процесс оплодотворения и развитие зародыша. Объясняет морфологические и функциональные особенности строения эпителиальной, опорно-трофических (мезенхима, эндотелий, ретикулярная ткань, кровь, лимфа, рыхлая соединительная и жировая ткани, плотная соединительная, хрящевая и костная ткани), мышечных и нервной тканей.
|
^
|
Сформировать умения по исследованию гистологического строения эпителиальных тканей. Научить находить отличия в гистологическом строении различных видов эпителия.
|
Исследование гистологического строения эпителиальных тканей.
|
Исследует, сравнивает, устанавливает отличия и характеризует гистологическое строение различных видов эпителиальной ткани.
|
^
|
Сформировать умения по исследованию гистологического строения опорно-трофических тканей. Научить находить отличия в гистологическом строении различных видов опорно-трофических тканей: мезенхима, эндотелий, ретикулярная ткань, кровь, лимфа, рыхлая соединительная и жировая ткани, плотная соединительная, хрящевая и костная ткани.
|
Исследование гистологического строения опорно-трофических тканей: мезенхима, эндотелий, ретикулярная ткань, кровь, лимфа, рыхлая соединительная и жировая ткани, плотная соединительная, хрящевая и костная ткани.
|
Исследует, сравнивает, устанавливает отличия и характеризует гистологическое строение опорно-трофических тканей: мезенхима, ретикулярная ткань, эндотелий, кровь, лимфа, рыхлая соединительная и жировая ткани, плотная соединительная, хрящевая и костная ткани.
|
^
|
Сформировать умения по исследованию гистологического строения мышечных и нервной тканей.
|
Исследование гистологического строения мышечных и нервной тканей.
|
Исследует, характеризует гистологическое строение различных видов мышечной ткани. Исследует, характеризует гистологическое строение нервной ткани.
|
Раздел 2. Анатомия.
|
^
|
Дать понятие об органах и закономерностях их строения и развития. Сформировать знания о системах и аппаратах органов, организме как едином целом в свете учения И.П.Павлова, А.Н.Северцова; терминах и топографических обозначениях применяемых в анатомии.
|
Понятие об органах и закономерностях их строения и развития. Системы и аппараты органов, организм как единое целое в свете учения И.П.Павлова, А.Н.Северцова. единство организма и среды. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии.
|
Формулирует понятие орган, система органов, аппарат органов. Трактует общие закономерности строения и развития органов. Объясняет единство организма и среды в свете учения И.П.Павлова и А.Н.Северцова. Объясняет термины и топографические обозначения, применяемые в анатомии.
|
^
|
Сформировать представление об общих закономерностях строения скелета, его филогенезе, онтогенезе и функциональном значении. Сформировать знания о строении и развитии кости как органа, ее химическом составе и физических свойствах, связи с аппаратом органов кровообращения и нервной системой, о возрастных особенностях костей. Сформировать знания о делении скелета на осевой и периферический. Сформировать знания о делении скелета туловища на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Сформировать знания о строение грудного позвонка и полного костного сегмента, грудной клетки; строении отделов туловища (шейного, поясничного, крестцового и хвостового) в связи с различием их функций, развитием и биологическими особенностями животных разных видов. Сформировать знания о развитии, делении на отделы и строении черепа сельскохозяйственных животных в связи с их биологическими особенностями, о синусах и пазухах черепа. Сформировать знания о строении скелета поясов и скелета свободных грудных и тазовых конечностей у сельскохозяйственных животных в связи с их биологическими особенностями.
|
Общие закономерности строения скелета, его филогенез, онтогенез и функциональное значение. Строение и развитие кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с аппаратом органов кровообращения и нервной системой. Возрастные особенности костей.
Деление скелета на осевой и периферический.
Скелет туловища. Деление его на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Строение грудного позвонка и полного костного сегмента. Грудная клетка. Характеристика отделов туловища ( шейного, поясничного, крестцового, хвостового) в связи с различием их функций, развития и биологическими особенностями животных разных видов.
Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа сельскохозяйственных животных в связи с их биологическими особенностями. Синусы черепа.
Скелет конечностей. Развитие скелета поясов и свободных конечностей. Строение, характеристика скелета поясов и скелета свободных грудных и тазовых конечностей у сельскохозяйственных животных в связи с их биологическими особенностями.
|
Высказывает общие суждения об общих закономерностях строения скелета, его филогенезе и онтогенезе, функциональном значении. Объясняет строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с аппаратом органов кровообращения и нервной системой; возрастные особенности костей; деление скелета на осевой и периферический. Объясняет деление скелета туловища на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Объясняет строение грудного позвонка и полного костного сегмента, грудной клетки; строение отделов туловища (шейного, поясничного, крестцового и хвостового) в связи с различием их функций, развитием и биологическими особенностями животных разных видов. Объясняет развитие, деление на отделы и строение черепа сельскохозяйственных животных в связи с их биологическими особенностями; синусы и пазухи черепа. Объясняет строение скелета поясов и скелета свободных грудных и тазовых конечностей у сельскохозяйственных животных в связи сих биологическими особенностями.
|
^
|
Сформировать навыки по исследованию гистологического строения компактного и губчатого вещества кости.
|
Исследование гистологического строения компактного и губчатого вещества кости.
|
Исследует, сравнивает, характеризует гистологическое строение компактного и губчатого вещества кости.
|
^
|
Изучить строение кости как органа.
|
Изучение строения кости как органа.
|
Характеризует строение кости как органа.
|
^
|
Сформировать навыки по определению топографии костей черепа; изучить строение черепа крупного рогатого скота и его особенности у других видов сельскохозяйственных животных.
|
Изучение строения и топографии костей черепа крупного рогатого скота и его особенностей у других видов сельскохозяйственных животных.
|
Показывает на препаратах кости черепа, характеризует их строение. Находит отличия в строении костей черепа разных видов сельскохозяйственных животных.
|
^
|
Изучить строение шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов скелета крупного рогатого скота. Сформировать навыки по определению особенностей строения шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов скелета разных видов сельскохозяйственных животных.
|
Изучение шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов скелета крупного рогатого скота и других видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах.
|
Показывает на препаратах, характеризует строение шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов скелета крупного рогатого скота, выявляет отличия в строении позвонков разных видов сельскохозяйственных животных.
|
^
|
Изучить строение скелета грудных конечностей на анатомических препаратах. Научить определять отличия в строении костей грудной конечности разных видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах.
|
Изучение строения скелета грудных конечностей крупного рогатого скота и других
видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах.
|
Показывает на препаратах отдельные кости грудной конечности, характеризует их строение; определяет видовые особенности строения костей грудной конечности.
|
^
|
Изучить строение скелета тазовых конечностей крупного рогатого скота и других видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах.
|
Изучение строения скелета тазовых конечностей крупного рогатого скота и других видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах.
|
Показывает на препаратах отдельные кости тазовых конечностей, характеризует их строение. Определяет видовые особенности строения костей тазовых конечностей.
|
^
|
Дать понятие о типах соединения костей. Сформировать знания о сращениях, их видах; суставах; типах суставов, видах движения в суставах. Сформировать знания о соединении костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа; суставах и связках грудной и тазовой конечностей.
|
Общие сведения о типах соединения костей. Сращения, их виды .Суставы, типы суставов. Виды движения в суставах.
Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Суставы и связки грудной и тазовой конечностей.
|
Высказывает общее суждение о типах соединения костей. Объясняет строение сустава, типы суставов, виды движения в суставах; виды сращений. Объясняет соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа; суставов и связок грудной и тазовой конечностей.
|
^
|
Сформировать навыки по определению топографию суставов и связок на скелетах, препаратах связок.
|
Изучение строения и топографии суставов и связок на скелетах, препаратах связок.
|
Показывает на препаратах и скелетах суставы и связки, характеризует их.
|
^
|
Сформировать умения по определению топографии суставов, связок и характера движения в суставах на животных.
|
Определение топографии суставов, связок и характеристика движения в суставах на животных.
|
Определяет топографию суставов, связок и характера движения в суставах на животных.
|
^
|
Сформировать представление о строении и развитии мышцы как органа. Познакомить с типами мышц по форме и действию. Сформировать знания о строении вспомогательных органов мышц. Познакомить с общими закономерностями строения и расположения мышц и их вспомогательных органов. Сформировать знания о названии и топографии мышц туловища; мышц головы; мышц, соединяющих плечевой пояс с туловищем; мышц действующих на плечевой, локтевой, запястный сустав и суставы пальцев грудной конечности; мышц тазобедренного сустава, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности.
|
Строение и развитие мышцы как органа. Типы мышц по форме и действию. Вспомогательные органы мышц (фасции, синовиальные бурсы и влагалища, сесамовидные кости, блоки). Общие закономерности строения и расположения мышц и их вспомогательных органов.
Мышцы туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Мышцы головы.
Мышцы конечностей. Мышцы, соединяющие плечевой пояс с туловищем. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный сустав и суставы пальцев грудной конечности.
Мышцы тазобедренного сустава. Бедренный канал. Мышцы коленного, заплюсневого суставов, суставов пальцев тазовой конечности.
|
Высказывает общее суждение о строении и развитии мышцы как органа. Перечисляет типы мышц по форме и действию. Объясняет строение вспомогательных органов мышц. Перечисляет общие закономерности строения и расположения мышц и их вспомогательных органов. Объясняет топографию мышц туловища, мышц головы; мышц действующих на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев грудной конечности; мышц, соединяющих плечевой пояс с туловищем; мышц тазобедренного сустава, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев.
|
^
|
Сформировать навыки по определению топографии вспомогательных органов мышц и мышц головы на сухих и влажных анатомических препаратах, муляжах, плакатах.
|
Определение топографии вспомогательных органов мышц и мышц головы на сухих и влажных анатомических препаратах, муляжах, плакатах.
|
Определяет топографию вспомогательных органов мышц и мышц головы на муляжах, сухих и влажных анатомических препаратах, плакатах.
|
^
|
Научить определять топографию мышц позвоночного столба, грудной и брюшной стенок на анатомических препаратах.
|
Определение топографии мышц позвоночного столба, грудной и брюшной стенок на анатомических препаратах.
|
Определяет топографию мышц позвоночного столба, грудной и брюшной стенок на анатомических препаратах.
|
^
|
Сформировать навыки по определению топографии мышц плечевого пояса и мышц, действующих на суставы грудной конечности на анатомических препаратах, муляжах.
|
Определение топографии мышц плечевого пояса, мышц действующих на суставы грудной конечности, на анатомических препаратах, муляжах.
|
Определяет топографию мышц плечевого пояса и мышц, действующих на суставы грудной конечности на анатомических препаратах, муляжах.
|
^
|
Выработать навыки по определению топографии мышц, действующих на суставы тазовой конечности на анатомических препаратах, муляжах.
|
Определение топографии мышц, действующих на суставы тазовой конечности на анатомических препаратах, муляжах.
|
Определяет на анатомических препаратах, муляжах топографию мышц, действующих на суставы тазовой конечности.
|
^
|
Познакомить со значением и функциями кожного покрова и его производных. Сформировать знания о строении кожи, волоса, кожных желез: сальных, потовых, молочных; строении вымени коровы, его формах, периодах развития, величине сосков и других признаков, учитываемых при отборе коров, пригодных для машинного доения; особенностях строения молочных желез кобылы, свиньи, козы, овцы, собаки; строении копыта лошади, рогов и мякишей.
|
Значение и функции кожного покрова и его производных. Строение кожи. Строение волоса. Кожные железы: сальные, потовые, молочные. Строение вымени коровы. Его формы, периоды развития, величина сосков и другие признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения. Особенности строения молочных желез кобылы, свиньи, козы, овцы, собаки.
Строение копыта лошади, рогов, мякишей.
|
Высказывает общие суждения о значении и функциях кожного покрова и его производных. Объясняет строение кожи, волоса, кожных желез; вымени, его формы, периоды развития, величину сосков и другие признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения; строение копыта лошади, рогов, мякишей. Объясняет особенности строения молочных желез кобылы, свиньи, козы, овцы, собаки.
|
^
|
Сформировать умения по исследованию гистологического строения кожи и ее производных (потовых, сальных. Молочных желез, волоса).
|
Исследование гистологического строения кожи и ее производных (потовых, сальных, молочных желез, волоса).
|
Исследует, характеризует гистологическое строение кожи и ее производных( потовых, сальных, молочных желез, волоса).
|
^
|
Изучить строение кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах, плакатах. Сформировать навыки по зарисовке схем строения волоса, потовых и сальных желез, вымени коровы, копыта лошади.
|
Изучение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах, плакатах.
|
Характеризует строение кожи, волоса, потовых и сальных желез, вымени коровы, копыта лошади, показывает их части на анатомических препаратах, муляжах, плакатах.
|
^
|
Сформировать представление о строении, развитии и функциях органов пищеварения, о делении аппарата органов пищеварения на отделы.
Сформировать знания о строении органов ротовой полости: губ, щек, десен, языка, мягкого и твердого неба, миндалин, зубов; слюнных желез; глотки. Дать понятие о полостях тела, о делении брюшной полости на отделы и области.
Сформировать знания о строении пищевода, типах желудков, строении и топографии однокамерного желудка свиньи, собаки, лошади и многокамерного желудка жвачных.
Дать понятие о желобе сетки.
Сформировать знания о строении и топографии тонкого и толстого отделов кишечника, печени, поджелудочной железы. Дать понятие о кровоснабжении и иннервации органов пищеварения. Познакомить с видовыми и возрастными особенностями строения органов пищеварения, их топографией у разных видов сельскохозяйственных животных.
|
Строение, развитие и функции органов пищеварения. Деление аппарата органов пищеварения на отделы. Ротовая полость. Строение губ, щек, десен, языка, мягкого и твердого неба, миндалин. Строение слюнных желез. Строение зубов и их классификация по строению, расположению, смене и жевательной поверхности. Строение глотки.
Полости тела, серозная оболочка (брюшина) и ее производные. Перитониальная полость. Деление брюшной полости на отделы и области.
Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади, собаки и многокамерного желудка жвачных. Желоб сетки.
Тонкий отдел кишечника. Строение и топография двенадцатиперстной кишки, тощей и подвздошной кишок. Строение и топография печени и поджелудочной железы.
Толстый отдел кишечника. Строение и топография слепой, ободочной и прямой кишок. Видовые и возрастные особенности строения органов пищеварения, их топография, кровоснабжение и иннервация.
|
Высказывает общие суждения о строении, развитии и функциях органов пищеварения, о делении аппарата пищеварения на отделы. Объясняет строение органов ротовой полости: губ, щек, десен, языка, мягкого и твердого неба, миндалин, зубов; глотки, пищевода.
Определяет отделы и области брюшной полости.
Объясняет строение пищевода, типы желудков, строение и топографию однокамерного желудка свиньи, собаки, лошади; многокамерного желудка жвачных, желоба сетки; тонкого (двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишки) и толстого отделов кишечника (слепая, ободочная и прямая кишки); печени и поджелудочной железы. Объясняет иннервацию и кровоснабжение органов пищеварения. Называет видовые и возрастные особенности строения органов пищеварения, их топографию у разных видов сельскохозяйственных животных.
|
^
|
Сформировать умения по определению особенностей гистологического строения органов пищеварения (слюнных желез, языка, стенки пищевода, желудка, тонкого и толстого отделов кишечника, печени и поджелудочной железы).
|
Гистологическое строение органов пищеварения (слюнных желез, языка, стенки пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника, печени и поджелудочной железы).
|
Сравнивает гистологическое строение органов пищеварения ( слюнных желез, языка, стенки пищевода, желудка, тонкого и толстого отделов кишечника, печени и поджелудочной железы), характеризует их.
|
^
|
Изучить строение органов ротовой полости, однокамерного желудка свиньи, лошади, собаки и многокамерного желудка жвачных на анатомических препаратах, боенском материале, муляжах.
|
Изучение строения органов ротовой полости на анатомических препаратах, боенском материале, муляжах.
Изучение строения однокамерного желудка свиньи, лошади, собаки и многокамерного желудка жвачных на анатомических препаратах, муляжах, боенском материале.
|
Показывает на анатомических препаратах, муляжах, боенском материале органы ротовой полости, части желудка свиньи, лошади, собаки, камеры желудка жвачных, характеризует их строение.
|
^
|
Изучить строение и топографию печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого отделов кишечника. Научить определять особенности строения и топографии тонкого и толстого отделов кишечника, печени и поджелудочной железы разных видов сельскохозяйственных животных.
|
Изучение строения и топографии печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого отделов кишечника разных видов сельскохозяйственных животных на анатомических препаратах, муляжах, боенском материале.
|
Характеризует строение печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого отделов кишечника. Сравнивает строение тонкого и толстого отделов кишечника, печени и поджелудочной железы разных видов сельскохозяйственных животных, находит отличия и характеризует их.
|
^
|
Научить определять топографию органов пищеварения на животных.
|
Определение топографии органов пищеварения на животных.
|
Определяет и показывает на животных топографию органов пищеварения.
|
^
|
Сформировать представление о строении, развитии и значении органов дыхания в связи с газообменом, делении органов дыхания на отделы. Сформировать знания о строении носовой полости, гортани, трахеи, легких и грудной полости. Дать понятие о плевре и ее взаимосвязи с легкими, плевральной полости, средостении. Сформировать знания о топографии и видовых особенностях строения органов дыхания, о связи органов дыхания с нервной системой и аппаратом кровообращения и лимфообращения.
|
Строение, развитие и значение органов дыхания в связи с газообменом. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, гортани, трахеи. Строение легких и грудной полости. Плевра и ее взаимосвязь с легкими. Плевральные полости. Средостение. Топография органов дыхания. Видовые особенности строения органов дыхания. Связь с нервной системой и аппаратом кровообращения и лимфообращения.
|
Высказывает общие суждения о строении, развитии и значении органов дыхания в связи с газообменом, делении органов дыхания на отделы. Объясняет строение носовой полости, гортани, трахеи, легких. Раскрывает значение плевры, ее взаимосвязь с легкими. Объясняет топографию и видовые особенности строения органов дыхания, их связь с нервной системой и аппаратом органов кровообращения и лимфообращения.
|
|