|
Скачать 409.88 Kb.
|
Администрация города Дубны Московской области Управление народного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзамена по выбору. Разработка заданий в тестовой форме Заседание городского методического объединения учителей биологии Подготовила: Мурашова И.В., учитель биологии Дубна, 2011 ОглавлениеОглавление 2 Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 Спецификация 5 Кодификатор 11 Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной итоговой аттестации по биологии 11 Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на государственной итоговой аттестации по биологии 13 Билеты к экзаменационным материалам 9-х классов 16 Вариант № 1 16 Вариант № 2 20 ^ С чего начать подготовку? По каким учебным пособиям заниматься? Как заниматься? Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к экзамену рекомендуется с 1 сентября нового учебного года. Ведь ученикам предстоит повторить курсы 6–8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов подготовки к ГИА, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ГИА по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в поисковике «ГИА по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал. Далее нужно выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие цветные рисунки. Теперь мы попытаемся ответить на вопрос «Как заниматься?». Прежде всего составьте план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить с учащимися его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3–4 раза. План этот может выглядеть примерно так: Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий. Октябрь — биология животных и решение тематических заданий Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий. Январь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий. Февраль — биология животных и решение тематических заданий. Март — биология человека и решение тематических заданий. Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий. Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям. Теперь ответим на вопрос «Как работать с учебными материалами?». Любая учебная работа начинается с чтения и осмысления читаемого текста. Подавляющее большинство школьников читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторим — не понять, а запомнить. Это обычное явление, связанное со спешкой. Еще А.С. Грибоедов сказал: «...Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой...». Для учеников это означает, что читать надо медленно, стараясь понять смысл текста. После прочтения материала необходимо поставить к нему вопросы, ответы на которые позволят вам лучше усвоить прочитанное. Совсем не лишним будет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из родителей. Вообще одним из наиболее эффективных способов подготовки к экзамену является работа вдвоем. Такой прием в работе позволяет и объяснить материал, и проверить друг друга, и поспорить, и посоревноваться в скорости выполнения заданий, и т.д. Прочитав и усвоив текст, необходимо выполнить задания к нему. Выполнение любого задания начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит учеников от неверной трактовки вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один правильный ответ из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания. В дальнейших комментариях будет показано, как это важно. Для того чтобы правильно отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:
^ Экзаменационные тесты для проведения государственного экзамена по биологии в 9-х классах составлены на основании методического письма федерального министерства по надзору в сфере образования и науки от 18.01.2007 № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования». Спецификацияэкзаменационных материалов для проведения профильного экзамена в средней школе МОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов для аттестации выпускников IX классов 2011 года в форме тестов по БИОЛОГИИ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Целями аттестационного экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории обучения. Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004 г. и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях. Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержания курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников, по которым ведется преподавание биологии в школе. В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нем рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 9 классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.
Работа включает 32 задания и состоит из трех частей. Часть 1 (А) содержит 25 задания с выбором одного верного ответа из четырех, из них 22 — базового и 2 — повышенного уровня сложности. Часть 2 (В) включает 4 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 — с выбором трех верных ответов из шести; 1 — на соответствие; 1 — на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 — на включение пропущенных в текст терминов и понятий. Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 — на применение биологических знаний на практике; 2 — на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; 1 — на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме; первые два задания повышенного, а последние высокого уровня сложности. Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (С) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом — приводится в таблице 1. Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Экзаменационная работа включает 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии. Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент). Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных. Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии, как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервная, эндокринная, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, половая, опорно-двигательная); внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней. Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях. Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне. Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии. Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы. Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления. В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 69% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного — 25%, высокого — 6%. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности приводится в таблице 3. Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут).
За верное выполнение каждого задания А1–А25 выставляется по 1 баллу. В другом случае 0 баллов. За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла. За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибок. За ответы на задания В3 и В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания С1–С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 41.
На экзамене присутствуют специалисты по биологии из других учебных заведений города Дубны в количестве трех экзаменаторов. Используются единая инструкция по проведению экзамена, что позволяет обеспечить соблюдение единых условий. Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты-предметники, принимавшие участие в проведении экзамена.
На Двойку (неудовлетворительно) — от 0 до 11 баллов; На Тройку (удовлетворительно) — от 12 до 21 балла; На Четверку (хорошо) — от 22 до 31 балла; На Пятерку (отлично) — от 32 до 41 балла. Кодификаторэлементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году профильного экзамена по БИОЛОГИИ Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Мин образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижения которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации, а также требования, которые не отражены в учебниках, рекомендованных/допущенных для использования Министерством образования и науки РФ (на год создания кодификатора). ^ В первом и во втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), а в третьем столбце (в тех же строках) даются названия этих разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются проверочные задания экзаменационной работы, а в третьем столбце описание этого содержания.
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижения которого проверяется на государственной итоговой аттестации по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. В первых двух столбцах даны коды требований, в третьем — требования к уровню подготовки выпускников, достижения которого проверяется на государственной итоговой аттестации.
^ Часть 1
А1. Как называется метод, основанный на изучении хода развития исследуемого объекта?
А2. Какая из клеточных структур имеется только у растений?
A3. Как называется способ бесполого размножения, основанный на способности некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы или части тела?
А4. Какие бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям?
А5. Какой буквой на рисунке 1 обозначена часть цветка, которая защищает главные его части и привлекает насекомых?
![]() Рис. 1. А6. Какой буквой обозначено мутовчатое листорасположение (см. рис. 2)? ![]() Рис. 2.
А7. Укажите признак, по которому млекопитающих можно отличить от птиц.
A8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначены хлоропласты? ![]() Рис. 3.
А9. В какую эру на Земле доминировали млекопитающие, птицы, насекомые?
А10. В состав семенной жидкости НЕ входит(-ят)...
А11. Какой буквой обозначена часть нейрона, образующая белое вещество мозга (см. рис. 4)?
![]() Рис. 4. А12. Какой тип иммунитета вырабатывается у человека после введения ему противостолбнячной сыворотки?
A13. Какие сосуды впадают в левое предсердие?
A14. Какой буквой на рисунке 5 обозначена гортань? ![]() Рис. 5.
А15. Важная функция фтора заключается в том, что он входит в состав...
А16. Сколько у человека пар ложных рёбер?
А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено вкусового анализатора?
А18. Психическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств), — это...
А19. Определите вид травмы: вывернулись пальцы рук, сначала боль небольшая, но затем она нарастает, рука опухла, движения пальцев затруднены.
А20. Какой из перечисленных организмов имеет непостоянную температуру тела?
А21. Что общего между агроэкосистемами картофельного и кукурузного полей?
А22. Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?
А23. Какое из воздействий человека на природу является непреднамеренным (неосознанным)?
А24. Какое из указанных веществ является витамином?
А25. Среди конечных продуктов белкового обмена, удаляемых через мочевыделительную систему человека, преобладает ...
Часть 2
В1. Какая кровь вытекает из правого желудочка? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
В2. Установите соответствие между растениями и классами, к которым они относятся. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ВЗ. Установите правильную последовательность расположения организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
В4. Вставьте в текст «Птицы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПТИЦЫ Птицы — высокоорганизованные ____ (А) позвоночные, приспособленные к полёту. Тело покрыто ____ (Б). Имеют ____ (В) сердце и два круга кровообращения. Дыхание с помощью лёгких, ____ (Г). Откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Перечень терминов:
Часть 3
С1. Что следует сделать с пострадавшим в случае вывиха сустава, прежде чем доставить его в медучреждение?
^ При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержатся амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном соке содержатся пепсин (расщепляет белки до полипептидов), липаза (расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты). Сок поджелудочной железы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, липазу. С2. Вы прочитали текст «Пищеварительные ферменты». Заполните в таблице графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента. ^
СЗ. Используя содержание текста «Пищеварительные ферменты» и знание курса, назовите органические вещества, расщепление которых идёт под действием ферментов, содержащихся соответственно в слюне, желудочном соке и кишечном соке. ^ Часть 1
А1. Какая наука изучает возбудителей ВИЧ-инфекции?
А2. Какой органоид клетки обеспечивает выведение токсических веществ?
A3. Как называют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических?
А4. Какую роль в жизни бобовых растений играют клубеньковые бактерии?
А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 5 (см. рис. 1)?
![]() Рис. 1. А6. Какой буквой обозначено очередное листорасположение (см. рис. 2)? ![]() Рис. 2.
А7. В настоящее время видовое разнообразие пресмыкающихся составляет около...
А8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначена сократительная вакуоль? ![]() Рис. 3.
А9. Какое животное является переходной формой между рептилиями и птицами?
А10. Какой из перечисленных органов относится к пищеварительной системе?
A11. Под контролем каких систем протекают все процессы в организме человека?
A12. Сколько тромбоцитов содержится в норме в 1 мм3 крови человека?
А13. Из правого предсердия кровь поступает в...
А14. После спокойного выдоха человек способен выдохнуть ещё около 1500 см3 воздуха. Этот объём называется...
А15. Важная функция йода заключается в том, что он входит в состав...
А16. Какой отдел позвоночника состоит из 12 позвонков?
А17. В какой оболочке глаза находятся фоторецепторы?
А18. Какой рефлекс является условным?
А19. Возбудителями какого из заболеваний человека являются простейшие?
А20. К какому виду адаптации относится способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира?
А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются травоядные животные?
А22. Какой из организмов НЕ имеет оформленного ядра?
А23. Сфагнум в отличие от кукушкиного льна...
А24. Каковы особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью?
А25. Нарушения всасывания кальция и обмена фосфора происходят при нехватке витамина...
Часть 2
B1. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ: ______ B2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ВЗ. Установите правильную последовательность возникновения групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
В4. Вставьте в текст «Свёртывание крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ^ Свёртывание крови — защитная реакция организма от потерь крови. При ранении кровь выходит из сосуда, тромбоциты разрушаются, и из них выделяется фермент ____ (А). При участии этого фермента и ионов кальция растворимый в плазме крови белок ____ (Б) превращается в нерастворимый ____ (В). Последний выпадает в виде тонких нитей, которые образуют сеть и задерживают лейкоциты и эритроциты. Образуется кровяной сгусток — ____ (Г), который закупоривает сосуд. Перечень терминов:
Часть 3
С1. Что следует делать с пострадавшим в случае перелома костей черепа или позвоночника?
^ Потеря больших количеств крови опасна для жизни человека, поэтому часто прибегают к её переливанию. Донор — человек, предоставляющий кровь, реципиент — человек, принимающий кровь. При переливании крови группы крови и резус-фактор донора и реципиента должны быть совместимы. По системе АВО у человека существует четыре группы крови. В крови имеются особые белковые вещества: в эритроцитах агглютининогены (А и В), в плазме — агглютинины ( ![]() ![]() ![]() ![]() При переливании крови учитывают агглютининогены донора и агглютинины реципиента. Агглютинины донора значительно разводятся и теряют способность агглютинировать эритроциты реципиента. Людей с I группой крови называют универсальными донорами, так как кровь этой группы можно переливать людям всех четырёх групп. Людей с IV группой называют универсальными реципиентами, так как им можно переливать кровь любой группы. С2. Вы прочитали текст «Группы крови». Заполните в таблице графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента. ^
СЗ. На основании текста «Группы крови» сделайте предположение, можно ли человеку со II группой крови перелить кровь III группы и почему. Почему кровь I группы можно переливать людям всех четырёх групп? Почему людям с IV группой крови можно переливать кровь любой группы? |