Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5





Скачать 409.88 Kb.
Название Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5
Дата 21.03.2013
Размер 409.88 Kb.
Тип Пояснительная записка
Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Дубны Московской области»


Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзамена по выбору.

Разработка заданий в тестовой форме


Заседание городского методического объединения учителей биологии


Подготовила:

Мурашова И.В.,

учитель биологии


Дубна, 2011

Оглавление


Оглавление 2

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3

Пояснительная записка 5

Спецификация 5

Кодификатор 11

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной итоговой аттестации по биологии 11

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на государственной итоговой аттестации по биологии 13

Билеты к экзаменационным материалам 9-х классов 16

Вариант № 1 16

Вариант № 2 20



^

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену


С чего начать подготовку? По каким учебным пособиям заниматься? Как заниматься?

Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к экзамену ре­комендуется с 1 сентября нового учебного года. Ведь ученикам предстоит по­вторить курсы 6–8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно пони­мать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше ма­териала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов подготовки к ГИА, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подверга­ется проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ГИА по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит на­брать в поисковике «ГИА по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал. Далее нужно выбрать понятное учебное посо­бие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточ­но много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраи­вает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие цветные рисунки.

Теперь мы попытаемся ответить на вопрос «Как заниматься?». Прежде всего составьте план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить с учащимися его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3–4 раза. План этот может выглядеть примерно так: Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь — биология животных и решение тематических заданий Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь — биология как наука, биология растений и решение те­матических заданий.

Февраль — биология животных и решение тематических заданий. Март — биология человека и решение тематических заданий. Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий.

Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям.

Теперь ответим на вопрос «Как работать с учебными материалами?».

Любая учебная работа начинается с чтения и осмысления читае­мого текста. Подавляющее большинство школьников читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторим — не понять, а запомнить. Это обычное явление, связанное со спешкой. Еще А.С. Грибоедов сказал: «...Читай не так, как поно­марь, а с чувством, с толком, с расстановкой...». Для учеников это означает, что читать надо медленно, стараясь понять смысл текста. После про­чтения материала необходимо поставить к нему вопросы, ответы на ко­торые позволят вам лучше усвоить прочитанное. Совсем не лишним бу­дет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из родителей. Вообще одним из наиболее эффективных способов подго­товки к экзамену является работа вдвоем. Такой прием в работе позво­ляет и объяснить материал, и проверить друг друга, и поспорить, и по­соревноваться в скорости выполнения заданий, и т.д.

Прочитав и усвоив текст, необходимо выполнить задания к нему.

Выполнение любого задания начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит учеников от неверной трактовки вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один пра­вильный ответ из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания. В дальнейших комментариях будет показано, как это важно. Для того чтобы правильно отвечать на зада­ния с выбором одного ответа, надо:

  • внимательно читать учебник;

  • понимать смысл вопроса;

  • доказывать правильность единственного ответа;

  • объяснять, почему остальные ответы неправильны;

  • сразу исключать заведомо неверные ответы.


^

Пояснительная записка


Экзаменационные тесты для проведения государственного экзамена по биологии в 9-х классах составлены на основании методического письма федерального министерства по надзору в сфере образования и науки от 18.01.2007 № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования».

Спецификация


экзаменационных материалов для проведения профильного экзамена в средней школе МОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов для аттестации выпускников IX классов 2011 года в форме тестов по БИОЛОГИИ

  1. ^ Назначение экзаменационной работы — оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

  2. ^ Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

  1. Подходы к отбору содержания, структуре экзаменационной работы.

Целями аттестационного экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории обучения.

Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004 г. и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях.

Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержания курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников, по которым ведется преподавание биологии в школе.

В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нем рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

  1. ^ Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ.

Проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 9 классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.

  1. ^ Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

Работа включает 32 задания и состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 25 задания с выбором одного верного ответа из четырех, из них 22 — базового и 2 — повышенного уровня сложности.

Часть 2 (В) включает 4 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 — с выбором трех верных ответов из шести; 1 — на соответствие; 1 — на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 — на включение пропущенных в текст терминов и понятий.

Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 — на применение биологических знаний на практике; 2 — на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; 1 — на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме; первые два задания повышенного, а последние высокого уровня сложности.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (С) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом — приводится в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы



Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

25

25

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

4

8

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

3

8

Задания с развернутым ответом




Итого:

32

41




  1. ^ Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

Экзаменационная работа включает 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии, как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервная, эндокринная, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, половая, опорно-двигательная); внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.


Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности

^ Проверяемые умения

и виды деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 43

1. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

2

2

5%

2. Называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем.

6

6

15%

3. Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

2

2

5%

4. Определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории.

3

3

7%

5. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.

5

6

15%

6. Сравнивать биологические объекты, процессы, явления и делать выводы на основе сравнения.

6

10

24%

7. Применять биологические знания в практической деятельности.

6

9

22%

8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.

1

2

5%

9. Уметь проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать выводы.

1

1

2%

Итого:

32

41

100%

  1. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.

Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 69% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного — 25%, высокого — 6%.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности приводится в таблице 3.

Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

^ Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 43

Базовый

21

21

51%

Повышенный

10

17

41%

Высокий

1

3

8%

Итого:

32

41

100%

  1. Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут).

  1. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.

  2. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания А1–А25 выставляется по 1 баллу. В другом случае 0 баллов.

За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибок.

За ответы на задания В3 и В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Задания С1–С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 41.

  1. ^ Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)

На экзамене присутствуют специалисты по биологии из других учебных заведений города Дубны в количестве трех экзаменаторов.

Используются единая инструкция по проведению экзамена, что позволяет обеспечить соблюдение единых условий.

Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты-предметники, принимавшие участие в проведении экзамена.

  1. ^ Система перевода баллов в оценочную систему

На Двойку (неудовлетворительно) — от 0 до 11 баллов;

На Тройку (удовлетворительно) — от 12 до 21 балла;

На Четверку (хорошо) — от 22 до 31 балла;

На Пятерку (отлично) — от 32 до 41 балла.


Кодификатор


элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году профильного экзамена по БИОЛОГИИ

Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Мин образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижения которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации, а также требования, которые не отражены в учебниках, рекомендованных/допущенных для использования Министерством образования и науки РФ (на год создания кодификатора).
^

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной итоговой аттестации по биологии


В первом и во втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), а в третьем столбце (в тех же строках) даются названия этих разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются проверочные задания экзаменационной работы, а в третьем столбце описание этого содержания.

^ Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменуемой работы

1




^ Биология как наука. Методы биологии

1.1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2




Признаки живых организмов

2.1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов.

Вирусы — неклеточные формы жизни.

2.2

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3




Система, многообразие и эволюция живой природы

3.1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

3.2

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

3.3

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

3.4

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

3.5

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4




Человек и его здоровье

4.1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

4.2

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.

4.3

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

4.4

Дыхание. Система дыхания.

4.5

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

4.6

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

4.7

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

4.8

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

4.9

Покровы тела и их функции.

4.10

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

4.11

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

4.12

Органы чувств, их роль в жизни человека.

4.13

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга.

Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

4.14

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.

Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

4.15

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5




Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.1

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

5.3

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
^

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на государственной итоговой аттестации по биологии


Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижения которого проверяется на государственной итоговой аттестации по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

В первых двух столбцах даны коды требований, в третьем — требования к уровню подготовки выпускников, достижения которого проверяется на государственной итоговой аттестации.

Код

Требования

Требования к уровню подготовки выпускников на ГИА

1




ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

1.1

признаки биологических объектов:

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);

1.1.2

генов, хромосом, клеток;

1.1.3

популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

1.2

сущность биологических процессов:

1.2.1

обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

1.2.2

круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

1.3

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

2




УМЕТЬ

2.1

объяснять:

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

2.1.2

родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

2.1.3

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

2.1.4

взаимосвязи организмов и окружающей среды;

2.1.5

роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

2.1.6

необходимость защиты окружающей среды;

2.1.7

родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

2.1.8

взаимосвязи человека и окружающей среды;

2.1.9

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

2.1.10

причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

2.1.11

роль гормонов и витаминов в организме;

2.2

изучать биологические объекты и процессы:

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов;

2.2.2

описывать биологические объекты;

2.3

распознавать и описывать:

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;

2.3.2

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

2.3.3

на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений;

растения разных отделов;

2.3.4

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов;

2.3.5

культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

2.4

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

2.5

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

2.6

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

2.7

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

2.8

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

3




^ ИСПОЛБЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для:

3.1

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

3.2

оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3.3

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

3.4

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



^

Билеты к экзаменационным материалам 9-х классов

Вариант № 1


Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме­национной работе.

А1. Как называется метод, основанный на изучении хода развития иссле­дуемого объекта?

  1. метод наблюдения и описания

  2. сравнительный метод

  3. исторический метод

  4. метод эксперимента

А2. Какая из клеточных структур имеется только у растений?

  1. клеточная мембрана

  2. вакуоль

  3. хлоропласт

  4. ядро

A3. Как называется способ бесполого размножения, основанный на спо­собности некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы или части тела?

  1. деление

  2. фрагментация

  3. почкование

  4. вегетативное размножение

А4. Какие бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участву­ют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям?

  1. нитрифицирующие

  2. сапротрофные

  3. клубеньковые

  4. патогенные

А5. Какой буквой на рисунке 1 обозначена часть цветка, которая защи­щает главные его части и привлекает насекомых?

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г



Рис. 1.

А6. Какой буквой обозначено мутовчатое листорасположение (см. рис. 2)?



Рис. 2.

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. А, Б и В

А7. Укажите признак, по которому млекопитающих можно отличить от птиц.

  1. развитие зародыша на суше

  2. четырёхкамерное сердце

  3. внутриутробное развитие зародыша

  4. два круга кровообращения

A8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначены хлоропласты?



Рис. 3.

  1. 3

  2. 4

  3. 5

  4. 6

А9. В какую эру на Земле доминировали млекопитающие, птицы, насеко­мые?

  1. кайнозойскую

  2. мезозойскую

  3. палеозойскую

  4. протерозойскую

А10. В состав семенной жидкости НЕ входит(-ят)...

  1. секрет предстательной железы

  2. секрет семенных пузырьков

  3. сперматозоиды

  4. тестостерон

А11. Какой буквой обозначена часть нейрона, образующая белое вещество мозга (см. рис. 4)?

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г



Рис. 4.

А12. Какой тип иммунитета вырабатывается у человека после введения ему противостолбнячной сыворотки?

  1. искусственный активный

  2. искусственный пассивный

  3. естественный активный

  4. естественный пассивный

A13. Какие сосуды впадают в левое предсердие?

  1. верхняя и нижняя полые вены

  2. лёгочные вены

  3. аорта

  4. лёгочная артерия

A14. Какой буквой на рисунке 5 обозначена гортань?



Рис. 5.

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

А15. Важная функция фтора заключается в том, что он входит в состав...

  1. гемоглобина

  2. эмали зубов

  3. витаминаB12

  4. гормона щитовидной железы — тироксина

А16. Сколько у человека пар ложных рёбер?

  1. 2

  2. 3

  3. 7

  4. 12

А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено вкусового анализатора?

  1. затылочной

  2. височной

  3. лобной

  4. теменной

А18. Психическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств), — это...

  1. ощущение

  2. внимание

  3. мышление

  4. память

А19. Определите вид травмы: вывернулись пальцы рук, сначала боль небольшая, но затем она нарастает, рука опухла, движения пальцев за­труднены.

  1. перелом

  2. ушиб

  3. вывих

  4. растяжение связок

А20. Какой из перечисленных организмов имеет непостоянную температу­ру тела?

  1. дельфин

  2. голубь

  3. шимпанзе

  4. квакша

А21. Что общего между агроэкосистемами картофельного и кукурузного полей?

  1. длинные цепи питания

  2. преобладание растений одного вида

  3. замкнутый круговорот веществ

  4. отсутствие потребителей 1 порядка

А22. Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?

  1. вирус гриппа

  2. кишечная палочка

  3. пеницилл

  4. хлорелла

А23. Какое из воздействий человека на природу является непреднамерен­ным (неосознанным)?

  1. испытание ядерного оружия

  2. авария на атомной станции

  3. использование фреонов после установления факта их разрушаю­щего воздействия на озоновый слой

  4. акклиматизация животных

А24. Какое из указанных веществ является витамином?

  1. тиамин

  2. тироксин

  3. тирозин

  4. трипсин

А25. Среди конечных продуктов белкового обмена, удаляемых через мочевыделительную систему человека, преобладает ...

  1. аммиак

  2. мочевина

  3. мочевая кислота

  4. азотная кислот

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — B4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какая кровь вытекает из правого желудочка? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. артериальная

  2. венозная

  3. по артериям

  4. по венам

  5. по направлению к лёгким

  6. по направлению к клеткам тела

В2. Установите соответствие между растениями и классами, к которым они относятся. Для этого каждому элементу первого столбца подберите пози­цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЯ

КЛАССЫ

  1. вишня

  2. рис

  3. тюльпан

  4. капуста

  5. картофель

  6. овёс

  1. Однодольные

  2. Двудольные




Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е



















ВЗ. Установите правильную последовательность расположения организ­мов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последователь­ность букв.

  1. лягушка

  2. капуста

  3. ёж

  4. лисица

  5. голый слизень

Ответ:
















В4. Вставьте в текст «Птицы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


ПТИЦЫ

Птицы — высокоорганизованные ­­­­____ (А) позвоночные, приспособлен­ные к полёту. Тело покрыто ____ (Б). Имеют ____ (В) сердце и два кру­га кровообращения. Дыхание с помощью лёгких, ____ (Г). Откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой.

Перечень терминов:

  1. четырёхкамерное

  2. холоднокровные

  3. теплокровные

  4. трёхкамерное

  5. перьями

  6. двойное

Ответ:

А

Б

В

Г













Часть 3

^ Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй­те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Что следует сделать с пострадавшим в случае вывиха сустава, прежде чем доставить его в медучреждение?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

^ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ

При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержатся амилаза (расщепляет крахмал до маль­тозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном со­ке содержатся пепсин (расщепляет белки до полипептидов), липаза (рас­щепляет жиры на глицерин и жирные кислоты). Сок поджелудочной желе­зы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, липазу.

С2. Вы прочитали текст «Пищеварительные ферменты». Заполните в таб­лице графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

^ Сравнительная характеристика пищеварительных ферментов

Характеристика

Пепсин

Трипсин

1

Железы желудка

Поджелудочная железа

Какие вещества расщепляет

2

Белки

Реакция среды (рН), в которой фермент активен

3

Щелочная

СЗ. Используя содержание текста «Пищеварительные ферменты» и зна­ние курса, назовите органические вещества, расщепление которых идёт под действием ферментов, содержащихся соответственно в слюне, желу­дочном соке и кишечном соке.
^

Вариант № 2


Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме­национной работе.

А1. Какая наука изучает возбудителей ВИЧ-инфекции?

  1. вирусология

  2. бактериология

  3. микология

  4. ботаника

А2. Какой органоид клетки обеспечивает выведение токсических веществ?

  1. рибосома

  2. лизосома

  3. хромосома

  4. вакуоль

A3. Как называют организмы, способные создавать органические веще­ства из неорганических?

  1. аэробы

  2. анаэробы

  3. гетеротрофы

  4. автотрофы

А4. Какую роль в жизни бобовых растений играют клубеньковые бакте­рии?

  1. являются паразитами

  2. образуют симбиоз

  3. очищают почву

  4. разрушают органические останки растений

А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 5 (см. рис. 1)?

  1. мхи

  2. папоротники

  3. голосеменные

  4. покрытосеменные



Рис. 1.

А6. Какой буквой обозначено очередное листорасположение (см. рис. 2)?



Рис. 2.

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. А, Б и В

А7. В настоящее время видовое разнообразие пресмыкающихся составля­ет около...

  1. 4,5 тыс. видов

  2. 8 тыс. видов

  3. 9 тыс. видов

  4. 25 тыс. видов

А8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначена сократительная вакуоль?



Рис. 3.

  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 5

А9. Какое животное является переходной формой между рептилиями и птицами?

  1. латимерия

  2. археоптерикс

  3. стегоцефал

  4. ихтиозавр

А10. Какой из перечисленных органов относится к пищеварительной си­стеме?

  1. печень

  2. селезёнка

  3. гипофиз

  4. диафрагма

A11. Под контролем каких систем протекают все процессы в организме человека?

  1. нервной и кровеносной

  2. кровеносной и гуморальной

  3. нервной и иммунной

  4. нервной и гуморальной

A12. Сколько тромбоцитов содержится в норме в 1 мм3 крови человека?

  1. 0

  2. 6 – 8тыс.

  3. 200 – 400 тыс.

  4. до 5 млн

А13. Из правого предсердия кровь поступает в...

  1. правое предсердие

  2. правый желудочек

  3. левое предсердие

  4. левый желудочек

А14. После спокойного выдоха человек способен выдохнуть ещё около 1500 см3 воздуха. Этот объём называется...

  1. дыхательным

  2. дополнительным

  3. резервным

  4. жизненной ёмкостью лёгких

А15. Важная функция йода заключается в том, что он входит в состав...

  1. гемоглобина

  2. эмали зубов

  3. витамина В12

  4. гормона щитовидной железы — тироксина

А16. Какой отдел позвоночника состоит из 12 позвонков?

  1. шейный

  2. грудной

  3. поясничный

  4. крестцовый

А17. В какой оболочке глаза находятся фоторецепторы?

  1. радужной

  2. сетчатке

  3. сосудистой

  4. белочной

А18. Какой рефлекс является условным?

  1. чихание

  2. игра на скрипке

  3. глотание

  4. мигание

А19. Возбудителями какого из заболеваний человека являются простей­шие?

  1. ветряная оспа

  2. малярия

  3. бородавки

  4. бешенство

А20. К какому виду адаптации относится способность верблюда обеспе­чивать организм влагой путём окисления запасов жира?

  1. морфологическим

  2. физиологическим

  3. биохимическим

  4. этологическим (поведенческим)

А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются травоядные животные?

  1. первом

  2. втором

  3. третьем

  4. последнем

А22. Какой из организмов НЕ имеет оформленного ядра?

  1. споровики

  2. синезелёные водоросли

  3. пеницилл

  4. хламидомонада

А23. Сфагнум в отличие от кукушкиного льна...

  1. зелёный мох

  2. имеет ризоиды

  3. образует залежи торфа

  4. раздельнополое растение

А24. Каковы особенности скелета человека, связанные с трудовой дея­тельностью?

  1. позвоночник имеет изгибы

  2. стопа сводчатая

  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши

  4. большой палец руки противопоставлен остальным

А25. Нарушения всасывания кальция и обмена фосфора происходят при нехватке витамина...

  1. А

  2. D

  3. С

  4. b1

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последова­тельность цифр.

  1. наличие у эмбриона хорды

  2. формирование у эмбриона нервной трубки

  3. наличие диафрагмы

  4. развитый мозг

  5. прямохождение

  6. формирование у эмбриона под нервной трубкой хорды

Ответ: ______

B2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из вто­рого столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

^ КЛАСС ЖИВОТНЫХ

  1. жабры

  2. лёгкие

  3. в сердце смешанная кровь

  4. в сердце венозная кровь

  5. оплодотворение внутреннее

  6. оплодотворение наружное

  1. Костные рыбы

  2. Пресмыкающиеся




Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е



















ВЗ. Установите правильную последовательность возникновения групп жи­вотных. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. трилобиты

  2. археоптерикс

  3. простейшие

  4. дриопитеки

  5. кистепёрые рыбы

  6. стегоцефалы

Ответ:



















В4. Вставьте в текст «Свёртывание крови» пропущенные термины из пред­ложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запиши­те в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова­тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

^ СВЁРТЫВАНИЕ КРОВИ

Свёртывание крови — защитная реакция организма от потерь крови. При ранении кровь выходит из сосуда, тромбоциты разрушаются, и из них вы­деляется фермент ____ (А). При участии этого фермента и ионов кальция растворимый в плазме крови белок ____ (Б) превращается в нераствори­мый ____ (В). Последний выпадает в виде тонких нитей, которые обра­зуют сеть и задерживают лейкоциты и эритроциты. Образуется кровяной сгусток — ____ (Г), который закупоривает сосуд.

Перечень терминов:

    1. фибрин

    2. тромбин

    3. миозин

    4. миофибрилл

    5. тромб

    6. фибриноген

Ответ:

А

Б

В

Г













Часть 3

^ Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй­те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Что следует делать с пострадавшим в случае перелома костей черепа или позвоночника?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

^ ГРУППЫ КРОВИ

Потеря больших количеств крови опасна для жизни человека, поэтому часто прибегают к её переливанию. Донор — человек, предоставляющий кровь, реципиент — человек, принимающий кровь. При переливании крови группы крови и резус-фактор донора и реципиента должны быть совме­стимы.

По системе АВО у человека существует четыре группы крови. В крови имеются особые белковые вещества: в эритроцитах агглютининогены (А и В), в плазме — агглютинины ( и ). Если агглютинин встречается с агглютининогеном A или с агглютининогеном B, то происходит агглютинация — склеивание эритроцитов.

При переливании крови учитывают агглютининогены донора и агглютинины реципиента. Агглютинины донора значительно разводятся и теряют способность агглютинировать эритроциты реципиента. Людей с I груп­пой крови называют универсальными донорами, так как кровь этой группы можно переливать людям всех четырёх групп. Людей с IV группой назы­вают универсальными реципиентами, так как им можно переливать кровь любой группы.

С2. Вы прочитали текст «Группы крови». Заполните в таблице графы, обо­значенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

^ Сравнительная характеристика групп крови

Группа крови

Агглютининогены

Агглютинины

I

нет (0)

1

II

2



3

В



IV

А, В

нет

СЗ. На основании текста «Группы крови» сделайте предположение, можно ли человеку со II группой крови перелить кровь III группы и почему. Поче­му кровь I группы можно переливать людям всех четырёх групп? Почему людям с IV группой крови можно переливать кровь любой группы?

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание». пояснительная записка

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Методические рекомендации для студентов по курсу «Профилактика вич-инфекции среди несовершеннолетних

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Вопросы к квалификационному экзамену пояснительная записка
Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Пояснительная записка 3 Примерный план подготовки 7 Содержание программы 8 Рекомендации по организации
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам по предмету «Познание мира» для 3 класса

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-79 01 06 Сестринское дело

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену 3 Пояснительная записка 5 icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-79 01 05 Медико-психологическое

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы