
АВТОРЫ:
Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент М.А. Ассанович;
Директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья»», доктор медицинских наук, профессор С.А. Игумнов
Рецензенты:
Заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент О. А. Скугаревский;
Заведующая кафедрой психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Е.Г. Королева
^
Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 24.06.2009 г.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
^ …………………….…………………..………..4
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ…………………….………….………...5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.………………………….………….………..…7
Общепрофессиональная подготовка………………………….……………...…..…7
Профессиональная подготовка……………………………….……………………..7
Квалификационные требования к врачу-психотерапевту.……………………….10
^ ………………………………………………...12
Список рекомендуемой литератуы.………………………………………….............12
Вопросы к квалификационному экзамену………………………………..................13
^
Программа подготовки в клинической ординатуре по психотерапии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 2 и планом подготовки в клинической ординатуре по специальности психотерапия, утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2009 года.
Психотерапия является одной из важных медицинских дисциплин, и подготовка врачей-психотерапевтов высокой квалификации в современных условиях приобретает высокую актуальность.
Цель клинической ординатуры по специальности «Психотерапия» состоит в углубленной подготовке врача по современными аспектам психотерапии, овладении новыми методами, подходами и техниками психотерапии, клинической и психологической диагностики, психофармакотерапии.
Задачи:
углубление знаний о направлениях и методах психотерапии;
усовершенствование знаний о современных диагностических критериях психических и поведенческих расстройств;
освоение новых методов клинической и психологической диагностики;
совершенствование коммуникативных навыков эффективного взаимодействия с пациентами;
освоение новых методов индивидуальной и групповой психотерапии пациентов с психическими расстройствами и соматическими заболеваниями;
совершенствование профессиональных навыков по психотерапии пациентов, страдающих определенными формами психических расстройств.
^ Основу теоретической подготовки составляет самостоятельная работа клинического ординатора. Формой текущего контроля знаний является собеседование.
Теоретическая подготовка клинического ординатора предусматривает обязательное участие в заседаниях научного общества психиатров, больничных и отделенческих клинических конференциях и лечебно-контрольных комиссиях, самостоятельную работу с научной литературой.
^
Профессиональная подготовка по частным разделам психотерапии подразумевает работу ординатора во всех подразделениях психиатрической клиники, поликлинического отделения и дневного стационара, имеющихся на базах лечебных учреждений.
Углубление знаний даст усвоение программ по смежным дисциплинам: медицинской психологии, психиатрии, наркологии и сексопатологии.
^
Наименование раздела
|
Распределение времени
|
Всего
|
В том числе по годам
|
1 год
|
2 год
|
не-дель
|
ча-сов
|
не-дель
|
ча-сов
|
не-дель
|
ча-сов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
^
|
3
|
108
|
2
|
72
|
1
|
36
|
1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
1.3 Клиническая фармакология
|
1
|
36
|
|
|
1
|
36
|
^ |
93
|
3348
|
46
|
1656
|
47
|
1692
|
2.1 Общая часть
|
14
|
504
|
7
|
252
|
7
|
252
|
2.1.1 Гуманистические подходы в психотерапии
|
3
|
108
|
3
|
108
|
|
|
2.1.1.1 Психодинамическая психотерапия
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
2.1.1.2 Клиент-центрированная психотерапия
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
2.1.1.3 Экзистенциальная психотерапия
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
2.1.2 Гипнотерапия
|
2
|
72
|
2
|
72
|
|
|
2.1.3 Когнитивно- поведенческая психотерапия
|
2
|
72
|
|
|
2
|
72
|
2.1.4 Групповая психотерапия
|
4
|
144
|
|
|
4
|
144
|
2.1.5 Психофизиологические методы психотерапии
|
3
|
108
|
2
|
72
|
1
|
36
|
2.1.5.1 Релаксационно-аутогенные методы психотерапии
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
2.1.5.2 Телесно-ориентированная психотерапия
|
2
|
72
|
1
|
36
|
1
|
36
|
2.2 Клиническая часть
|
73
|
2628
|
36
|
1296
|
37
|
1332
|
2.2.1.1 Психотерапия тревожных расстройств
|
10
|
360
|
5
|
180
|
5
|
180
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
2.2.1.2 Психотерапия депрессии
|
10
|
360
|
5
|
180
|
5
|
180
|
2.2.1.3 Психотерапия соматоформных и диссоциативных расстройств
|
10
|
360
|
5
|
180
|
5
|
180
|
2.2.1.4 Психотерапия расстройств личности
|
9
|
324
|
5
|
180
|
4
|
144
|
2.2.2 Психотерапия в психиатрической и наркологической клинике
|
21
|
756
|
11
|
396
|
10
|
360
|
2.2.2.1 Психотерапия в клинике психозов
|
11
|
396
|
11
|
396
|
|
|
2.2.2.2 Психотерапия зависимостей от психоактивных веществ
|
10
|
360
|
|
|
10
|
360
|
2.2.3 Психотерапия в соматической клинике
|
7
|
252
|
3
|
108
|
4
|
144
|
2.2.4 Психотерапия детей и подростков
|
3
|
108
|
1
|
36
|
2
|
72
|
2.2.5 Кризисная психотерапия
|
3
|
108
|
1
|
36
|
2
|
72
|
2.3. Смежные дисциплины
|
6
|
216
|
3
|
108
|
3
|
108
|
2.3.1 Медицинская психология
|
1
|
36
|
1
|
36
|
|
|
2.3.2 Психиатрия
|
2
|
72
|
2
|
72
|
|
|
2.3.3 Наркология
|
1
|
36
|
|
|
1
|
36
|
2.3.4 Сексология
|
2
|
72
|
|
|
2
|
72
|
Всего:
|
96
|
3456
|
48
|
1728
|
48
|
1728
|
^
1.Общепрофессиональная подготовка
1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь
Основные направления реформы здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент. Методы управления. Организационныые структуры управления в здравоохранении. Введение в экономику здравоохранения. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения.
1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии
Информатика и ее роль в медицине и здравоохранении. Применение информационных технологий в медицине. Медицинские и психодиагностические программы. Системы управления базами данных. Основные понятия компьютерной психодиагностики. Основы инженерии знаний в медицинской психологии и психотерапии.
1.3. Клиническая фармакология
Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, применяющихся в психиатрии и наркологии. Нейротрансмиссия. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарств.
^
Классификация терапевтических и коррекционных подходов в сексологии. Упражнения на чувственное фокусирование. Психокоррекция трудностей достижения оргазма. Терапия вагинизма. Терапия диспареунии. Терапия преждевременной эякуляции. Психокоррекция и терапия расстройств эрекции. Терапия снижения полового влечения.
^
Должен знать:
Документы, регламентирующие работу врача-психотерапевта.
Психологические концепции развития психических расстройств.
Классификации методов психотерапии и их краткую характеристику.
Критерии эффективности психотерапии.
Специфические и неспецифические факторы воздействия в
психотерапии.
Механизмы действия психотерапии при различных психических
расстройствах.
Основные понятия психодинамической психотерапии.
Основные понятия гуманистической психотерапии.
Сущность методов аутогенной тренировки, прогрессивной мышечной
релаксации.
Основы телесно-ориентированной терапии.
Теоретические и физиологические основы гипнотерапии.
Структуру и динамику гипнотерапевтического процесса.
Теоретические основы групповой психотерапии.
Теоретические основы когнитивно-поведенческой психотерапии.
Должен уметь:
Осуществлять выбор метода психотерапии.
Устанавливать терапевтические отношения.
Создавать «терапевтические рамки» в трансовых гипнотических
состояниях.
Определять признаки транса и гипнотические феномены.
Осуществлять подбор техник когнитивно-поведенческой терапии.
Осуществлять выбор методик аутогенной тренировки.
Отслеживать групповую динамику, ее компоненты и фазы.
Выбирать стиль руководства группой.
Клинический ординатор должен приобрети навыки:
Создания рабочего альянса в психотерапии.
Проведения аутогенной тренировки.
Использования приемов гипнотерапии.
Проведения групповой психотерапии.
Проведения разговорной психотерапии.
Психотерапии пациентов с тревожными расстройствами.
Психотерапии пациентов с депрессией.
Психотерапии пациентов с расстройствами личности.
Психотерапии пациентов с психосоматичесими расстройствами и
соматическими заболеваниями.
Информационная часть
Список рекомендуемой литературы
Основная
Александров, А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. – Спб.: Речь, 2000. – 240 с.
Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. – СПб, 2003.- 736 с.
Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. -Л., 2002.- 503с.
Клиническая психология / под ред. М.Перре, У. Баумана. – Спб.: Питер, 2002.- 1312с.
Коттлер, Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами / Дж. Коттлер.- Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
Прохазка, Дж. Системы психотерапии / Дж. Прохазка, Дж. Норкросс.- Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 384 с.
Психотерапия: учебное пособие / Е.Г. Королева [ и др.]. – Гродно, ГГМУ, 2004. – 92 с.
Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / К. Роджерс. – М., 2000. – 464 с.
Дополнительная
Алейников, Т.В. Психоанализ: учебное пособие / Т.В. Алейников. – Р/Д., 2000. – 352 с.
Богарт, М. Основы клинической и консультативной психологии / М. Богарт, Дж. Тодд. - М., 2000.- 654 с.
Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: пособие-практикум / Ю.Г. Демьянов. – СПб., 1999. – 224 с.
Джиннот, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми / Х.Дж. Джиннот. – М., 20. – 272 с.
Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарсий. - Питер, 2002.- 784с.
МакМаллин, Р. Практикум по когнитивной терапии / Р. МакМаллин. – СПб., 2001. – 560 с.
Мейер, В. Методы поведенческой терапии / В. Мейер, Э. Чессер. – СПб., 2001. – 256 с.
Мустакас, К. Игровая терапия / К. Мустакас. – СПб., 2000. – 282 с.
Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С. Лобзина.- Л.:Медицина,1980.- 272 с.
Фитцжеральд, Р. Эклектическая психотерапия / Р. Фитцжеральд. – СПб., 2001. – 320 с.
Фримен, Л. Техники семейной психотерапии / Л. Фримен. – СПб., 2001. – 384 с.
Вопросы к квалификационному экзамену
Правовые основы специальности врач – психотерапевт. Ответственность психотерапевта и профессиональные правонарушения, их причины, предупреждение.
Основные виды медицинской документации врача-психотерапевта. Требования к оформлению.
Основные акты и приказы, регламентирующие работу врача-психотерапевта.
Организация медико-психологической и психотерапевтической помощи в Республике Беларусь.
Медицинская этика и деонтология в психотерапии.
Основные документы, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в отделениях ЛПУ.
Асептика и антисептика. Методы и препараты. Профилактика внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
Функции психотерапевта поликлиники. Организация работы психотерапевтического кабинета поликлиники.
Определение понятия «психотерапия», цели и задачи психотерапии.
Основные специфические и неспецифические факторы воздействия в психотерапии.
Классификация методов психотерапии, их общая характеристика. Цели, задачи, модели и методы психотерапии.
Этапы психотерапевтической беседы. Этика психотерапевта, критерии эффективности.
Защита и сопротивление в психоанализе, их основные виды.
Основные понятия в психоанализе: сопротивление, перенос и контрперенос, рабочий альянс, вытеснение.
Основные техники работы с материалом в психоанализе (способы продуцирования материала, техника анализа материала и его этапы).
Понятие и сущность гештальт-терапии, ее теоретические основы.
Техники гештальт-терапии.
Общая характеристика поведенческой психотерапии. Цели, области применения и основные техники.
Основные теоретические аспекты и понятийный аппарат когнитивной терапии.
Цели, стратегии, техники когнитивной психотерапии.
Основные техники поведенческой терапии.
Особенности стратегии и основные положения психоаналитических подходов Г.Сэлливена, К.Хорни.
Основные положения психоаналитических подходов Э.Фромма.
Групповая психотерапия. Основные отличия от индивидуальной. Подбор группы, цели, виды групп.
Групповая динамика, факторы, способствующие групповой динамике. Стили руководства группой, групповой психотерапевт.
Семейная психотерапия при нервно-психических заболеваниях.
Психодрама, история, место в современной психотеапии. Составные компоненты психодрамы. Фазы психодраматического действия.
Клиентцентрированная психотерапия К.Роджерса.
Трансактный анализ: Структура личности, жизненные сценарии, игры. Понятие трансакций, их анализ. Границы трансактного анализа.
Психотерапия у детей. Работа детского психотерапевта.
Особенности работы психотерапевта в акушерско-гинекологической клинике.
Теоретические основы гипнотерапии, сущность гипноза. Понятие «транса», сущность внушения, физиологические основы гипноза. Показания и противопоказания к гипнотерапии.
Рациональная психотерапии: теоретические предпосылки, основные виды и методические приемы.
Сущность метода аутогенной тренировки, области применения, показания и противопоказания. Модификации (виды) АТ.
Сущность метода прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. Принципы проведения. Нейрофизиологические и нейропсихологические эффекты тренированной мышечной релаксации и АТ.
Классическая АТ -1 Шульца. Методика ее применения, критерии освоенности. Значение АТ - 2.
Теоретические основы телесноориентированной терапии Райха.
Роль больного и здорового. Субьективные модели здоровья и болезни.
Понятия «болезнь» и «здоровье». Общая концепция болезни.
Основные концепции психических расстройств. Теория стресс-диатеза.
Клинико-психологические методы диагностики в клинике. Содержание диагностической беседы.
Биографический (анамнестический) метод в клинике. Сущность и структура.
Классификация личностных подходов в клинической психологии.
Традиционные психоаналитические гипотезы развития психических расстройств.
Новые психоаналитические гипотезы развития психических расстройств. Теория привязанности. Виды привязанности.
Поведенческая модель развития расстройства.
Атрибутивный стиль и расстройство. Концепция выученной беспомощности.
Социально-психологические подходы и теории в клинической психологии.
Социально-когнитивная теория А. Бандуры, значение в клинической психологии.
Социологические модели психических расстройств.
Классификация стрессоров. Функции стрессоров в развитии расстройства.
Копинг-поведение: определение, теория.
Виды копинг-стратегий. Структура совладания со стрессом.
Механизмы психологической защиты: определение, сущность. Теории механизмов психологической защиты.
Виды механизмов психологической защиты.
Клинико-психологическая типология личности: акцентуации, личностные типы.
Психоаналитическая теория отношений. Теория привязанности.
Принципы терапевтических отношений К. Роджерса.
Внутренняя картина болезни, структура. Типы отношения к болезни.
Структура и организация психодиагностики в клинике. Цели, задачи и классификация методов.
Классификация методов клинической психодиагностики.
Клинические опросники и шкалы.
Многошкальные личностные опросники.
Специализированные опросники в клинике. Использование в психотерапии.
Проективные методики, использование в психотерапии.
Структура психодиагностического заключения в клинике.
Психологические аспекты и психотерапия депрессии.
Психологические аспекты и психотерапия тревожных расстройств.
Психологические аспекты и психотерапия соматоформных расстройств.
Психосоматические теории и подходы.
Психологические основы реабилитации.
Этиология психических болезней (понятие экзогенного, эндогенного и психогенного психического расстройства). Патофизиологические основы психических расстройств, понятие преморбида.
Классификация психических и поведенческих расстройств МКБ-10 (принципы, основные диагностические рубрики).
Классификация органических, симптоматических психических расстройств. Болезнь Альцгеймера (этиология, клиника, патологическая анатомия).
Шкала наркотиков. Клиника разных видов наркомании.
Алкогогольная зависимость (динамика формирования, клинические проявления на разных этапах, алкогольные психозы).
Классификация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Шизофрения, особое значение этого заболевания. Психотерапия.
Шизотипические и шизоаффективные психические расстройства (клиника, динамика, лечение). Психотерапия.
Классификация аффективных расстройств (расстройств настроения). Клиника, лечение, психотерапия.
Расстройства зрелой личности (психопатии) этиология и патогенез, клинические формы, психотерапия.
Классификация психофармакологических препаратов. Нейролептики и транквилизаторы (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения).
Антидепрессанты, психостимуляторы, и ноотропы (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения).
Неотложные состояния в психотерапии. Кризисная психотерапия.
Психологические и психотерапевтические аспекты суицидологии.
Терминальные состояния, неотложная помощь.
Неотложные состояния в психиатрии.
|